Стратегические аспекты формирования системы продовольственной безопасности Южной Осетии

Сёмин А.Н.

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55826654
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024



Введение. В настоящее время молодое суверенное государство Республика Южная Осетия вызывает повышенный интерес не только политиков, но и ученых, как объект для научного исследования. Однако, проведенных научных изысканий в экономической и социальной сфере данного государства, особенно в области аграрной и агропродовольственной политики, явно недостаточно. В связи с этим данная статья, посвящена одному из важнейших и актуальных направлений экономического развития молодого государства – аграрной отрасли и формированию на ее базе системы продовольственной безопасности.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что продовольственная безопасность Республики Южная Осетия (далее в тексте РЮО) не обеспечена на должном уровне.

Научной проблемой, на решение которой направлено исследование, является определение и обоснование стратегии развития аграрной сферы экономики РЮО.

Цель исследования – провести анализ ключевых показателей, определяющих состояние продовольственной безопасности молодого государства Республики Южная Осетия и выработать систему мер, направленных на устранение сбоев в ее функционировании.

Методы исследования. В ходе исследований и подготовки настоящей статьи применялись общенаучные методы – монографический, экономико-статистический, социологический.

Представленные научные результаты являются продолжением исследования сферы продовольственной безопасности РЮО, в контексте интеграции и кооперации сельскохозяйственного производства республики с АПК России.

Важным подходом исследования является ориентация на рыночную динамику в долгосрочном периоде, с одной стороны, и определение стратегических параметров обеспечения безопасности и сферы производства, с другой.

Результаты. Следует особо подчеркнуть, что до 1990 года в этой республике довольно-таки успешно решались вопросы устойчивого развития сельскохозяйственного производства, достигались установленные нормативы продовольственного обеспечения населения. Но, к сожалению, в результате проводимых реформ и возникающих различного рода вызовов, включая военные конфликты, прежние позиции аграрного сектора экономики были утрачены.

Заметно сократились посевные площади – с 8,5 тыс. га в 1989 году до 3,5 тыс. га в 2022 году, или в 2,4 раза. Производство зерна к анализируемому периоду сократилось в 1,3 раза, молока – в 1,7 раза. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в сравнении с 1989 годом на 43,3 тыс. голов (в 2022 г. составило во всех категориях хозяйств – 11,4 тыс. голов). Заметно уменьшилось и количество сельскохозяйственной техники. Так, к примеру, тракторов в общественном секторе осталось всего около 50 единиц.

Что касается хозяйствующих субъектов, занятых в аграрной сфере экономики, то они теперь представлены в основном личными подворьями граждан и фермерскими хозяйствами. К сожалению, и здесь наблюдается снижение – число фермерских хозяйств к 2016 году сократилось на 1/3 и составило в 2022 году лишь 65 единиц.

Но принимаемые меры со стороны руководства республики, органов государственного управления аграрным сектором экономики позволили к 2022 году несколько улучшить ситуацию в этой важнейшей сфере, связанной с продовольственным обеспечением населения. По отдельным видам агропродукции в сравнении с 2020 годом в 2022 году увеличился объем производства. Так, в 2022 году было выращено зерна в 2,2 раза больше, чем в 2020 году, а фруктов – в 3,5 раза. Такие результаты были достигнуты по зерновым культурам в коллективном секторе, представленном сельхозорганизациями, а по фруктам в частном (фермерском).

Анализируя структуру хозяйствования в АПК республики, мы приходим к выводу о том, что наибольшая доля сельхозпродукции приходится на личные подсобные хозяйства (93,5%), крестьянские (фермерские) – 5,4%, а на сельскохозяйственные организации только 1,1% (в коллективных хозяйствах возделывают только зерновые культуры).

Производство продовольствия в РЮО при рассмотрении его в динамике показывает, что при имеющемся уровне населения оно не достигало объёма необходимого для обеспечения уровня потребления на уровне рациональных норм питания.

Производство продовольствия в РЮО представлено на рисунке 1.

Источники: [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Рисунок 1 – Уровень производства продовольствия РЮО в 1989 и 2022 гг.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что объемы производства сельскохозяйственной продукции в РЮО не обеспечивают должного уровня продовольственной независимости и продовольственной безопасности. Если рассматривать душевое потребление, то республика обеспечена собственным производством, например, по мясу – на 28,4%, по молоку – на 39,7%, по фруктам и ягодам – на 30,8%. По другим позициям, еще более удручающее положение (рис. 2).

Источники: [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Рисунок 2 – Уровень самообеспечения РЮО, исходя из рациональных норм потребления, в 2022г., %

Исходя из представленных данных на рис. 1 и 2, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный анализ показал, что продовольственная независимость в РЮО не обеспечена должным уровнем развития сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. По отдельным видам продовольствия: картофель, овощи уровень самообеспечения составляет менее 10%, а по таким видам продукции, как зерно, яйца – менее 20%. По мясу, с учетом выращенного скота и птицы населением, в живом весе на уровне 30%, по молоку – 40%, по фруктам – 30,8%.

2. Сравнивая количество продуктов питания в 2022 году по рациональным нормам потребления, с фактическим объемом производства в коллективных хозяйствах Южной Осетии (ЮОАО) в 1989 году, можно сделать важный вывод, что только одни совхозы и колхозы Южной Осетии (без личных хозяйств населения) производили сельхозпродукции в количестве практически равном потребности населения современной РЮО, в соответствии с рациональными нормами питания.

Так, например, производство мяса в коллективных хозяйствах в 1989 г. составляло 3,5 тыс. т, при необходимом объеме производства РЮО в 2022 г. в соответствии с рациональными нормами – 4,1 тыс. т, что соответствует пороговому значению самообеспечения – 85%. По молоку производство в коллективных хозяйствах составляло в ту пору 12,5 тыс. т, что соответствует уровню самообеспечения в 68,3%. По овощам производство составляло 6,2 тыс. т, что соответствует 78,3% самообеспечения, по фруктам производство составляло 124,1% самообеспечения, по яйцам – 68,2%, по зерну – 25,1%.

В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития РЮО до 2030 г.», в декабре 2021 года правительство Южной Осетии утвердило государственную программу социально-экономического развития республики на 2022-2025 годы (далее в тексте Госпрограмма) [1; 2; 7; 8].

Среди основных направлений социально-экономического развития РЮО, намеченных Госпрограммой, приоритетными стали:

- повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса республики;

- насыщение внутреннего рынка доступными для населения (по цене и качеству) продуктами питания собственного производства.

Поэтому совершенно обоснованно главным приоритетным направлением на данном этапе экономического развития РЮО в Госпрограмме выбрано развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности молодого государства.

Важно отметить, что производство продовольствия является основой обеспечения уровня качества жизни населения и рыночного потенциала аграрной сферы экономики республики.

Развитие мощностей по производству продовольствия позволяет сформировать конкурентные преимущества для экономики республики, что достигается при выполнении условия создания высокой добавленной стоимости. Это, в свою очередь, связано с глубиной переработки сельскохозяйственного сырья.

В ходе более ранних исследований, в качестве стратегии развития аграрной сферы экономики республики была определена ориентация на увеличение экспорта экологически чистой продукции плодовоягодной отрасли.

Природно-климатические особенности производства сельскохозяйственного сырья в РОЮ обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития плодово-ягодного сектора. При этом производство зерновых культур менее целесообразно.

В РЮО осуществляется производство зерновых культур, объём которых недостаточен для обеспечения минимально необходимого уровня продовольственной независимости. В результате складывается производственно-хозяйственное противоречие, обусловленное необходимостью комплексного обеспечения реализации рыночных принципов хозяйствования, решения вопросов обеспечения продовольственной безопасности и решения текущих социально-экономических задач.

Для контроля, намеченных социально-экономических задач, утверждены Целевые показатели Программы социально-экономического развития РЮО на 2022-2025 годы. На рисунках 3 и 4 приведены в качестве примера Целевые показатели Госпрограммы РЮО по сельскому хозяйству на 2022 и на 2025 гг., и данные о фактическом выполнении показателей за первый год действия Госпрограммы (2022 г.).

Источник [2; 3].

Рисунок 3 – Динамика функционирования отрасли растениеводства РЮО, включая показатели государственной программы развития сельского хозяйства

а) поголовье коров, гол. б) параметры производства молока

Источник [2; 3].

Рисунок 4 – Фактические и плановые значения основных показателей отрасли животноводства в РЮО

Уровень целевых показателей по сельскому хозяйству на 2025 год, в сравнении с базовым 2020 годом, утвержден в Госпрограмме достаточно высокий. Например, предусматривается увеличить за 5 лет валовой сбор: зерновых в 2,7 раза, зернобобовых культур – в 2,1 раза, кукурузы – в 4,4 раза, овощей открытого грунта и картофеля – в 7,2 раза, а также увеличить объем производства молока в 4,2 раза.

Целевые показатели по растениеводству утверждены в совокупности только для сельскохозяйственных организаций (СХО) и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), т.е. без учета личных подсобных хозяйств населения, однако в тексте Госпрограммы этого не указано. В связи с этим не совсем понятно то, что целевые показатели по зернобобовым культурам показаны в совокупности по всем категориям хозяйств. В данном случае отсутствует логика при утверждении целевых показателей.

Однако, по целевым показателям животноводства в тексте программы показано, что они относятся только к совокупности СХО и КФХ (ИП), т.е. без учета личных подсобных хозяйств населения.

В связи с вышесказанным, возникают вопросы при анализе выполнения целевых показателей за 2022 год. Существует также проблема, из-за отсутствия в официальной статистике РЮО данных по отдельным целевым показателям: по валовому сбору овощей открытого грунта и картофеля, а также по поголовью скота по СХО, К(Ф)Х и ИП.

Однако важно отметить, что за 2022 год план по целевым показателям: зерновые культуры (посевная площадь, урожайность, валовой сбор) успешно выполнен.

Для обеспечения поставленных задач по социально-экономическому развитию РЮО, в Государственной программе предусмотрены мероприятия государственной финансовой поддержки отраслей экономики, всего на общую сумму 2,7 млрд. рублей. Для сельхозпроизводителей предусматривается существенная финансовая господдержка в сумме 818 млн. руб. или 1/3 часть от общей суммы предусмотренной Госпрограммой, в частности в виде субсидий в сфере растениеводства и животноводства, а также инвестиций на строительство объектов инфраструктуры.

Заключение. Вместе с тем, по нашему мнению, для устранения вышеуказанных проблем в аграрной отрасли и реализации мер, направленных на дальнейшее развитие агропромышленного комплекса РЮО, предусмотренных в Госпрограмме, финансовых средств явно недостаточно. Кроме того, требуется разработка и утверждение методологического нормативного документа – Доктрины продовольственной безопасности РЮО, а также отдельной Государственной Программы по восстановлению и развитию аграрной отрасли и пищевой промышленности.

В основу действующей Государственной программы можно предложить ряд целевых подпрограмм, корректирующих, дополняющих и развивающих данный стратегический документ:

1.По цифровизации базовых отраслей агропромышленного комплекса республики (робототехника, применение искусственного интеллекта, промышленный интернет и др.);

2. По комплексной государственной поддержке и стимулированию развития крестьянских (фермерских) хозяйств, различных видов деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП);

3. По инвестированию строительства промышленных объектов по производству пищевой продукции, в частности, мясомолочной и консервной продукции.

4. По организации маркетинговых исследований, с целью расширения рынков сбыта национальной и деликатесной сельскохозяйственной продукции, проведению целенаправленной работы по созданию бренда: «Южная Осетия – страна экологически чистой продукции»;

5. По устойчивому развитию сельских территорий, в том числе по строительству и реконструкции объектов социальной, инженерной и автотранспортной инфраструктуры, а также проектированию и созданию агрогородков и экопоселений.

6. По развитию эффективных моделей историко-познавательного, экологического и сельскохозяйственного туризма.

Выполнение данной Госпрограммы, с предложенными корректировками, позволит РЮО значительно улучшить состояние агропромышленного комплекса и поднять уровень продовольственной безопасности республики.


Страница обновлена: 24.10.2024 в 22:30:48