Integration of universities into the global educational space: world competitiveness rankings
Vorobyeva E.S.1, Krakovetskaya I.V.2,3
, German M.V.2, Aslanova D.Kh.4
, Muradova N.U.4
, Krakovetskiy V.E.2
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Russia
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Russia
4 Самаркандский институт экономики и сервиса, Russia
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 9 (September 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54742063
Abstract:
The article is devoted to the study of approaches to assessing the competitiveness of higher education institutions in the context of their integration into the world educational space. The theoretical approaches of Russian and foreign scientists to the international competitiveness of universities in the context of their promotion in the world rankings are examined. The authors have conducted a comparative analysis of the competitive positions of world–leading universities in the following world rankings: QS World University Ranking, Times Higher Education World University Ranking, Academic Ranking of World Universities, Round University Ranking, and MosIUR (The Three University Missions). The results of Russian and Uzbek higher education institutions in the world university competitiveness rankings are presented.
The necessity of the presence of national universities in the world ranking systems, which are an important source of information for a wide range of stakeholders, is justified. This is extremely important for the implementation of the task of exporting educational services.
The following research methods were applied: analysis, synthesis, comparison, generalization, methods of data processing, interpretation and visualization, and graphical display of results.
The results of the study may be of interest to representatives of public authorities and management, managers, employees and students of higher educational institutions, as well as to all readers interested in the problems of international competitiveness of universities.
Keywords: universities, world rankings, competitiveness, educational services exports
JEL-classification: I23, I25, I26
Введение
Для достижения устойчивого экономического роста национальной экономики необходимым условием является формирование конкурентоспособной системы высшего образования, ядром которой являются университеты мирового класса, являющиеся центром притяжения талантливых исследователей, преподавателей и студентов со всего мира.
Актуальность данного исследования определена возрастающей конкуренцией на мировом рынке услуг высшего образования. Сегодня рейтинги являются эффективным механизмом формирования репутации университетов на мировой арене, а также инструментом конкурентной борьбы за все виды ресурсов, включая борьбу за таланты. Кроме этого, современные рейтинговые системы, обладая значительной информационной базой результатов оценки деятельности университетов, являются важнейшим инструментом влияния на самые разные группы заинтересованных сторон, что особо актуально для реализации задачи экспорта образовательных услуг. Именно поэтому
Целью исследования является выявление динамики конкурентных позиций университетов в ведущих мировых рейтингах для определения эффективных механизмов и лучших практик формирования и развития международной конкурентоспособности, актуальных для высших учебных заведений России и Узбекистана.
Гипотеза исследования основана на том, что анализ текущего состояния и динамики конкурентных позиций высших учебных заведений в мировых рейтингах позволит выявить лидеров и их лучшие практики, целесообразные для внедрения в национальных университетах, что будет способствовать повышению международной конкурентоспособности систем высшего образования России и Узбекистана.
Исследованию формирования глобальной конкурентоспособности университетов в контексте их продвижения в мировых рейтинговых системах посвящены научные труды М.А. Валюховой, Н.Р. Мамедовой, С.В. Бровчика [1]; М.А. Лоскутовой [2] И.Б. Стукаловой [3], Ю.Н. Эбзеевой [4] и многих других ученых.
В научной работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, методы обработки, интерпретации и визуализации данных и графического отображения результатов. Теоретическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности образовательных систем и интеграции высших учебных заведений в мировое образовательное пространство. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность высших учебных заведений, информационно-аналитические материалы международных и региональных рейтингов университетов.
Научная новизна исследования состоит в определении тенденций формирования и развития международной конкурентоспособности университетов в контексте их конкуренции в мировых рейтингах, предложении способа выявления лучших практик лидеров мирового рынка услуг высшего образования, опыт которых может быть использован национальными высшими учебными заведениями, разработке практических рекомендаций по взаимодействию высшей школы России и Узбекистана.
Рейтинги как инструмент оценки международной конкурентоспособности университетов
Рейтинговый подход к выявлению лидеров в академической среде начал применяться в 1970-80 гг. XX века. После публикации в 2003 году Шанхайского рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities, ARWU) начался настоящий бум рейтингов оценки конкурентоспособности учреждений высшего образования и с каждым годом количество рейтингов растет.
Процесс оценки деятельности вузов на основе рейтингового подхода вызывает активную дискуссию в академической среде. Рейтинги критикуют за необъективность и неоднозначность при выборе индикаторов и показателей оценки, за высокий уровень субъективности экспертов, за подверженность влиянию геополитики и др. [5], [6],
Тем не менее, несмотря на активную критику, в настоящее время популярность разного рода рейтингов для оценки конкурентоспособности университетов продолжает расти во многом благодаря тому, что рейтинговый подход дает возможность оценить уровень концентрации человеческого капитала, научно-исследовательского и образовательного потенциала в высших учебных заведениях на мировом, региональном и национальном уровнях.
М.А. Акоев, М.В. Валеева, Е.Б. Яблоков отмечают, что: «…рейтинги позволяют оценить способность университетов создавать научное знание, востребованное на мировом уровне, внедрять инновации на рынок (осуществлять трансфер нового знания и технологий в реальный сектор экономики и отрасли социальной сферы)» [7]. Авторы отмечают, что глобальные рейтинги конкурентоспособности при разработке индикаторов и показателей, ориентируются на модель исследовательского университета, что позволяет исследовать вклад ведущих мировых университетов, являющихся центрами концентрации человеческого капитала, в формирование нового знания.
М.А.Танина, В.В. Бондаренко, А.А.Юдина и др. отмечают позитивное влияние рейтингов на экспорт образовательных услуг российской высшей школы. На основе результатов корреляционно-регрессионного анализа авторы приводят вывод авторов о зависимости численности иностранных студентов, проходящих обучение в России, от количества российских вузов, присутствующих в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов [8].
А.В. Берестов, А.И. Гусева, В.М. Калашник и др. исследуют процесс формирования глобальной конкурентоспособности российских университетов в контексте их участия в инициативе академического превосходства «Проект 5-100». Продвижение университетов в мировых рейтингах конкурентоспособности обеспечивается во многом благодаря активной научно-исследовательской деятельности: проведению прорывных исследований, публикационной активности и цитируемости, коммерциализации технологий, интернационализации всех направлений деятельности и др. Лидирующие позиции университета в мировых рейтингах значительно повышают его узнаваемость и привлекательность в глазах потенциальных абитуриентов и сотрудников из разных стран мира [9].
Анализ эволюции систем и методологии мировых рейтингов и их специфики представлена в исследованиях А.И. Вялкова, С.А. Мартынчик [10], Полихиной Н.А. и Тростянской [11].
Современные рейтинговые системы позволяют оценивать уровень конкурентоспособности высших учебных заведений, учитывая специфику их региональных и национальных особенностей, используя широкий спектр индикаторов и показателей, что позволяет достаточно оперативно предоставлять информацию для различных целевых групп. Следует отметить, что в настоящее время рейтинги продолжают оставаться основным инструментом оценки конкурентоспособности высших учебных заведений на мировом рынке услуг высшего образования. Высокие конкурентные позиции вуза в рейтингах являются подтверждением его результатов в различных направлениях деятельности, что значительно повышает его имидж и привлекательность для самых разных групп стейкхолдеров.
Лидеры мировых институциональных рейтингов конкурентоспособности университетов
Говоря о достижении высокого уровня конкурентоспособности университетов, представляется целесообразным выделить лидеров на мировом рынке образовательных услуг, демонстрирующих высокий уровень устойчивости лидерских конкурентных позиций.
Анализ результатов исследования, представленных в таблице 1, позволяет выделить университеты, входящие в TOP-10 мировых рейтингов конкурентоспособности университетов. Для анализа выбраны престижные институциональные рейтинги Великобритании, Китая и России.
Таблица 1 – Лидеры мировых институциональных рейтингов конкурентоспособности университетов - 2023
Университет
(год основания) |
Страна
|
Конкурентная позиция в мировых рейтингах
| ||||
ARWU
|
THE
|
QS
|
RUR
|
MosIUR
| ||
Гарвардский университет (1636 г.)
|
США
|
1
|
2
|
5
|
2
|
1
|
Стэнфордский Университет
(1891г.)
|
США
|
2
|
3
|
3
|
4
|
6
|
Массачусетский
технологический институт (1865 г.)
|
США
|
3
|
5
|
1
|
3
|
2
|
Кембриджский университет (1209 г.)
|
Великобритания
|
4
|
3
|
2
|
-
|
3
|
Калифорнийский университет,
Беркли (1891 г.)
|
США
|
5
|
8
|
-
|
-
|
-
|
Университет Принстон (1746 г.)
|
США
|
6
|
7
|
-
|
-
|
-
|
Оксфордский университет (1096 г.)
|
Великобритания
|
7
|
1
|
4
|
-
|
4
|
Колумбийский университет (1754 г.)
|
США
|
8
|
-
|
-
|
7
|
7
|
Калифорнийский
технологический институт (1891 г.)
|
США
|
9
|
6
|
6
|
1
|
-
|
Чикагский университет (1890 г.)
|
США
|
10
|
-
|
10
|
9
|
9
|
Сегодня на вершине мировых рейтингов конкурентоспособности университетов находятся высшие учебные заведения США и Великобритании, имеющие богатую многовековую историю и традиции. Достижение и удержание лидерских конкурентных позиций, в ведущих мировых рейтингах, базирующихся на широком спектре критериев оценивания, свидетельствует о достижении высоких результатов этих университетов в различных направлениях деятельности, что обеспечивает высокий уровень качества образования, передовые научные исследования, трансфер технологий, а также высокий уровень концентрации талантов.
Долгое время считалось, что результат университетов США и Великобритании в TOP-100 мировых институциональных рейтингов будет неизменным, что свидетельствует об устойчивых конкурентных преимуществах западной модели образования.
Однако в последние годы отмечается тенденция расширения присутствия в TOP-100 институциональных рейтингов конкурентоспособности университетов высших учебных заведений из стран Юго-Восточной Азии. При этом наблюдается процесс вытеснения из TOP-100 вузов США, Великобритании и ряда европейских государств, что свидетельствует об ослаблении конкурентных позиций этих стран.
Так, например, в TOP-100 рейтинга QS World University Ranking - 2023 входят шесть китайских университетов (без учета университетов Гонконга). Флагманы высшей школы КНР уверенно приближаются к десятке лидеров рейтинга: Пекинский университет – 12 место, университет Цинхуа – 14 место. Демонстрируют рост конкурентных позиций также Фуданьский университет – 34-е место, Университет Чжэцзян – 42-е место, Шанхайский университет Цзяо Тонг – 46-е место, Китайский университет науки и технологий – 94-е место.
В TOP-100 рейтинга ARWU входят десять вузов из КНР, при этом университет Цинхуа занимает в рейтинге 22-е место. В TOP-100 рейтинга THE -2023 входят семь китайских вузов: университет Цинхуа – 16-е место. Пекинский университет – 17-е место.
Такие впечатляющие результаты свидетельствует об эффективности долгосрочных государственных инициатив и программ поддержки высшей школы КНР, являющихся сегодня предметом комплексного изучения кейсов ведущих китайских университетов учеными и экспертами из многих стран мира.
В исследовании В.М. Московкина, М. Сизьюнго, З.А. Ридха представлены результаты компаративного анализа страновой университетской конкурентоспособности, демонстрирующие высокую результативность стран Ближнего Востока: Ирана, Израиля и Саудовской Аравии [12].
Несомненно, изучение передового опыта университетов из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока крайне актуально для российской высшей школы.
Достижения российских вузов в мировых институциональных рейтингах конкурентоспособности университетов
В продолжение цикла научных работ, посвященных исследованию конкурентоспособности университетов на мировом рынке услуг высшего образования, авторами данной статьи приводятся результаты исследования динамики конкурентных позиций российских вузов в период 2013-2023 гг. в ведущих мировых институциональных рейтингах [13], [14], [15].
В исследуемом периоде была отмечена тенденция расширения присутствия российских вузов в ведущих мировых рейтингах, таких как QS World University Ranking, Times Higher Education World University Ranking, Academic Ranking of World Universities, Round University Rankihg, MosIUR (The Three University Missions). Значительное количество российских университетов демонстрируют рост конкурентных позиций в институциональных мировых рейтингах конкурентоспособности университетов.
Рейтинг QS (QS World University Ranking)
Самый высокий рост конкурентных позиций российских университетов отмечается с 2013 года в рейтинге QS World University Ranking. Лидером среди российских вузов является высокий МГУ, демонстрирующий в 2023 году рост конкурентных позиций, поднявшись с 78-го на 75 место. Несмотря на то, что сегодня только один российский университет входит в TOP-100 рейтинга QS, ряд российских вузов значительно приблизились к сотне лидеров (рис.1).
Составлено авторами по: Мировой рейтинг университетов. «QS World University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (дата обращения 01.08.2023)
Рисунок 1 – Динамика конкурентных ведущих российских вузов в рейтинге QS World University Ranking (2013-2023 гг.)
Из вузов – участников Проекта 5-100 рост конкурентных позиций продемонстрировали ТГУ – 264 место; МФТИ – 267 место; РУДН – 295 место; НИЯУ МИФИ – 308 место; КФУ–322 место; УрФУ – 335 место; ИТМО – 359 место; СПбПУ – 382 место; ДВФУ – 434 место; НИТУ МИСиС – 467 место; БалФУ им. Канта – 601-650 место.
Особо стоит отметить МГТУ им. Баумана, демонстрирующего в исследуемом периоде впечатляющие результаты. В 2023 году этот университет также улучшил конкурентные позиции, поднявшись с 281-го на 230-е место, показав лучший результат среди российских вузов после МГУ.
Также повысили конкурентные позиции такие вузы, как: МГИМО – 345 место; АлтГУ – 521-530 место; РЭУ им. Плеханова – 651-700 место; СПГУ – 651-700 место.
Не смогли удержать конкурентные позиции в 2023 году пятнадцать российских университетов: СпбГУ; НГУ; НИУ ВШЭ; ТПУ и др.; шестнадцать российских вузов сохранили конкурентные позиции.
Всего в рейтинге QS World University Ranking-2023 присутствуют 49 российских вузов (из 1422 вузов мира). Следует отметить, что согласно политике Агентства Quacquarelli Symonds (Великобритания) ограничен прием для участия в рейтинге новых вузов из России и Беларуси, были заблокированы профили вузов. Также существует риск того, что и с присутствующими в рейтинге университетами будет приостановлено сотрудничество. И в таких условиях большинство российских университетов, присутствующих в рейтинге, смогли повысить или сохранить конкурентные позиции.
Рейтинг THE (Times Higher Education World University Ranking)
В рейтинге THE наиболее высокий результат в 2023 году среди российских вузов демонстрирует МГУ –163 место. В ТОР-250 рейтинга входит НИЯУ МФТИ. Рост конкурентных позиций в 2023 году демонстрирует МГТУ им. Баумана –501-600 место (рис.2).
Сохранили конкурентные позиции НИЯУ МФТИ, СПбПУ, ТГУ, ДФУ, НИТУ МИСиС, Сеченовский университет, НГУ, КФУ, РУДН. Теряют позиции в рейтинге НИУ ВШЭ, СПбГУ, ИТМО, ТПУ.
Составлено авторами по: Глобальный рейтинг университетов «Times Higher Education World University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking (дата обращения 03.08.2023).
Рисунок 2 – Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в рейтинге Times Higher Education World University Ranking (2012-2023 гг.)
Как и в рейтинге QS, в рейтинге Times Higher Education World University Ranking с февраля 2022 года были заблокированы профили вузов из России и Беларуси. Всего в рейтинге QS World University Ranking-2023 присутствуют 77 российских вуза из 1799 вузов мира.
Рейтинг ARWU (Academic Ranking of World Universities)
В авторитетном Шанхайском рейтинге ARWU, разработанном в КНР, использующем при оценке конкурентоспособности университетов только количественные показатели, самого высокого результата среди российских университетов достиг МГУ. В 2019 он занимал в рейтинге 87-е место. Однако с 2021 года МГУ вышел из сотни лидеров и в настоящее время занимает 101-150 место (рис.3).
Составлено авторами по: Академический рейтинг университетов мира «Academic Ranking of World Universities» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2022 (дата обращения 04.08.2023)
Рисунок 3– Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в рейтинге ARWU (2012-2022 гг.)
В 2022 году демонстрируют устойчивость конкурентных позиций в рейтинге Academic Ranking of World Universities СпбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, Сеченовский университет, ТГУ, УрФУ, НИЯУ МИФИ. В 2022 году вошел в рейтинг Сколковский институт науки и технологий.
В рейтинге ARWU ежегодно производится оценка 2500 вузов, публикуются результаты лучших 1000 университетов мира. В 2022 году в TOP-1000 рейтинга вошли десять российских вузов.
Рейтинг RUR (Round University Rankihg)
Рейтинг конкурентоспособности университетов мира Round University Ranking, разработанный российской компанией «Рейтинговое агентство RUR Rankings», опирается на международные данные, предоставленные международной компанией Thomson Reuters.
В 2022 году в TOP-100 рейтинга RUR вошли пять российских вузов: МГУ – 70-е место, НИЯУ МИФИ – 96-е место, МФТИ– 97-е место, ТГУ – 100-е место (рис.4).
Составлено авторами по: Глобальный рейтинг высших учебных заведений «Round University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://roundranking.com/ (дата обращения 04.08.2023 )
Рисунок 4– Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в глобальном рейтинге RUR (2010-2022 гг.)
Рост конкурентных позиций в рейтинге RUR в 2022 году демонстрируют ТПУ – 238-е место, КФУ – 250-е место, МГТУ им. Баумана – 270-е место, НИТУ МИСиС – 270-е место, ИТМО – 294-е место, РУДН – 361-е место, Сеченовский университет – 370-е место, СПбПУ– 377-е место и др.
Потеря конкурентных позиций в 2022 году была отмечена у СПбСГУ, МАИ, ИТМО, ЛЭТИ, СФУ, ДВФУ и др. Самым сложным направлением для российских университетов является научно-исследовательская деятельность.
Присутствие российских вузов в рейтинге RUR с каждым годом расширяется. Всего в рейтинг Round University Rankihg-2022 вошли 122 российских вуза из 1024 вузов мира.
Рейтинг MosIUR (The Three University Missions)
Московский международный рейтинг вузов MosIUR «Три миссии университетов»
Рейтинг «Три миссии университета признан основным (образовательным) российским рейтингом.
В 2022 году в TOP-100 рейтинга MosIUR вошли три российских университета: МГУ – 18-е место, СПбГУ –35-е место, НИЯУ МИФИ – 44-е место (рис.5).
Составлено авторами по: Московский международный рейтинг вузов «The Three University Missions» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://mosiur.org/ranking/ (дата обращения 06.08.2023)
Рисунок 5– Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в рейтинге университетов мира MosIUR «Три миссии университета» (2017-2022 гг.)
Рост конкурентных позиций в рейтинге MosIUR «Три миссии университетов» в 2022 году демонстрируют ТГУ – 196-е место, УрФУ – 237-е место, ИТМО – 252-е место, МГТУ им. Баумана – 262-е место, РУДН – 285-е место, НИТУ МИСиС – 297-е место и др.
Не смогли удержать конкурентные позиции в рейтинге НИУ ВШЭ, НГУ, НИЯУ МИФИ, СпбПУ, ТПУ, Сеченовский университет, МГИМО, КФУ, ЛЭТИ, ДВФУ и др.
По представленности университетов в рейтинге Россия занимает 3-е место. В 2022 году в рейтинг MosIUR «Три миссии университетов» вошли 146 российских вуза из 1800 вузов мира.
Интеграция университетов Узбекистана в мировое образовательное пространство
В последнее десятилетие рейтинги учебных заведений стали ключевым индикатором, определяющим уровень конкурентоспособности национальной системы высшего образования на мировом рынке образовательных услуг. На мировой рынок высшего образования выходят новые игроки, расширяется присутствие в сотне лидеров рейтингов конкурентоспособности азиатских университетов.
Динамично развивающиеся страны Центральной Азии активно включились в процесс формирования в национальных системах высшего образования университетов мирового уровня.
Е.Ф. Троицкий, С.М. Юн демонстрируют в своем исследовании масштабность государственных реформ в системе образования Республики Узбекистан, в том числе рассматриваются стратегии интернационализации высшего образования [16]. Н.М. Ибрагимова, Д.Х.Вахабова исследуют процесс трансформации национальных систем трансформации с целью создания международных и региональных образовательных хабов [17]. Проблемы повышения конкурентоспособности вузов Узбекистана посредством их интеграции в международное образовательное пространство отражены в исследованиях У.Д. Пардаевой [18]; Р.М. Медетовой, И.И. Капалыгиной [19].
В период реформирования и модернизации системы высшего образования Республики Узбекистан была сформирована нормативно-правовая база. В частности, в 2012 году с целью повышения уровня и качества научной и педагогической деятельности вузов Узбекистана, достижения ими высоких, соответствующих международным критериям и стандартам, показателей, повышения качества преподавания в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, расширения международного сотрудничества в стране была внедрена система рейтинговой оценки высших учебных заведений [20].
С 2016 года под руководством Ш.М. Мирзиёева начался новый период системной реформы высшего образования, был принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, согласно Указам Президента Республики Узбекистан № 4210 от 25 февраля 2019 года [21] и № 5687от 7 марта 2019 года [22] был взят курс на продвижение ведущих национальных вузов в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов.
Вхождение флагманских университетов страны Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в TOP-500 и не менее десяти национальных университетов в TOP-1000 ведущих мировых рейтингов конкурентоспособности университетов является одной из ведущих задач, обозначенных в «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г» [23].
Указ Президента Республики Узбекистан № 6003, от 2 июня 2020 года определяет порядок внедрения нового механизма системной работы с международными рейтингами и индексами в государственных органах и организациях [24].
Результаты анализа конкурентных позиций узбекских вузов в ведущих мировых рейтингах продемонстрировали результат реализации государственной политики повышения конкурентоспособности высшей школы Республики Узбекистан на мировом рынке образовательных услуг.
В мировой рейтинг QS University Ranking: EECA Emerging Europe& Central Asia в 2022 году вошли четыре узбекских вуза: НИУ Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства – 211-220 место, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека – 251-300 место, Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова – 351-400 место, Самаркандский государственный университет – 401-450 место.
В мировой рейтинг QS Asia University Rankings 2023 вошли 8 вузов Республики Узбекистан. В TOP-500 входят НИУ Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства – 301-350 место, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека – 351-400 место. Также в рейтинге присутствуют Ташкентский финансовый институт – 551-600 место, Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова – 551-600, Самаркандский государственный университет – 601-650 место, Ташкентский государственный аграрный университет – 38 место 601-650 место, Каракалпакский государственный университет – 701-750 место, Ташкентский государственный педагогический университет– 41 место /701-750.
Так, в 2023 году в TOP-500 мирового рейтинга QS World University Rankings by Subject вошли Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека – направления «Естественные науки» и «Искусство и гуманитарные науки», а также Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» – направления «Инженерия и технологии» и «Естественные науки».
Наиболее широкое присутствие узбекских вузов отмечено в рейтинге THE University Impact Rankings, производящего оценку вклада высших учебных заведений в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР ООН). Так, в 2020 году в рейтинг входил только один узбекский вуз, а в 2023 году количество вузов Республики Узбекистан увеличилось до сорока семи. Наиболее высокие конкурентные позиции у Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои – 601-800 место, Ташкентского государственного аграрного университета – 801-1000 место, Ташкентского государственного юридического университета – 801-1000 место.
Также высшие учебные заведения Республики Узбекистан входят в ведущие мировые рейтинги Webometrics Ranking of World Universities и SCImago Institutions Rankings - Higher Education.
Выводы
Высокий уровень конкуренции в сфере образования и рост неравенства научно-образовательного потенциала разных стран мира приводит к условному разделению государств на «мировые центры академической жизни» и «академические периферии», на экспортеров и импортеров услуг в сфере высшего образования. Мировые рейтинги в силу влияния на широкий круг стейкхолдеров являются инструментом повышения международной конкурентоспособности университетов и национальных систем высшего образования.
Анализ конкурентных позиций университетов России в ведущих мировых рейтинговых системах демонстрирует факт того, что в рейтингах RUR (Round University Rankihg) и MosIUR «Три миссии университета» отмечается наибольшая концентрация российских вузов. Несомненным лидером среди российских вузов является флагманский университет России – МГУ им. М.В. Ломоносова. Многие участники Проекта 5-100 демонстрируют рост конкурентных позиций в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов. Наиболее высоких результатов достигли МФТИ, НГУ, ТГУ, НИЯУ МИФИ. Особый интерес заслуживает кейс российского университета МГТУ им. Баумана, демонстрирующего впечатляющий рост конкурентных позиций в мировых рейтингах конкурентоспособности.
Республика Узбекистан, опираясь на лучшие мировые практики, формирует сегодня новую модель высшей школы: открытую, интегрированную в мировое образовательное пространство, стремясь сохранить при этом свою уникальную национальную специфику. Продвижение узбекских вузов в мировых рейтингах подтверждают факт того, что национальная система высшего образования имеет потенциал, позволяющий формировать у университетов Узбекистана компетенции международного уровня.
В современных условиях взаимодействие университетов России и Узбекистана создает новые возможности для повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования. Для России узбекские абитуриенты являются важным сегментом рынка в контексте экспорта образовательных услуг. За последние пять лет численность иностранных студентов из Республики Узбекистан, обучающихся в российских вузах увеличилась в 2 раза. Перспективным представляется взаимодействие в направлении мобильности студентов и академического персонала, реализации совместных международных исследовательских проектов и др.
Для Республики Узбекистан интересен опыт развития российских национальных научно-технических школ, коммерциализации результатов научных исследований, реализации международных образовательных программ, продвижения университетов России в мировых рейтингах конкурентоспособности.
Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что сотрудничество между Узбекистаном и Россией будет способствовать наиболее полной реализации их научно-образовательного потенциала для повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования на мировом рынке услуг высшего образования.
References:
Akoev M.A., Valeeva M.V., Yablokov E.B. (2021). Kontsentratsiya chelovecheskogo kapitala v issledovatelskikh universitetakh kak osnova konkurentosposobnosti obrazovatelnyh sistem i ee otrazhenie v globalnyh reytingakh universitetov [Concentration of human capital in research universities as a basis for the competitiveness of educational systems and its reflection in global university rankings]. Upravlenie naukoy: teoriya i praktika. 3 (2). 137-160. (in Russian).
Berestov A.V., Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskiy V.I., Kireev S.V., Sadchikov S.M. (2020). Vklad v Proekt «5-100» natsionalnyh issledovatelskikh i federalnyh universitetov [National research and federal universities contribution to the project 5-100]. Higher education in Russia. 29 (10). 30-45. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45.
Ebzeeva Yu.N. (2022). Reyting kak instrument formirovaniya programmy strategicheskogo razvitiya vuza [Ranking as a tool for forming the program of a university strategic development]. Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universitet. (1). 74-81. (in Russian).
Ibragimova N.M., Vakhabova D.Kh. (2022). Faktory i usloviya formirovaniya obrazovatelnogo khaba po realizatsii mezhdunarodnyh obrazovatelnyh programm v Uzbekistane [Conditions for the formation of an educational hub for the implementation of international educational programs in Uzbekistan]. Higher education in Russia. 31 (3). 152-168. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-152-168.
Loskutova M.A. (2020). Obespechenie konkurentosposobnosti pula rossiyskikh vuzov na mirovom rynke obrazovatelnyh uslug pri zanyatii topovyh mest v reytingakh mezhdunarodnyh universitetov [Ensuring the competitiveness of the pool of Russian universities in the world market of educational services while taking top positions in the rankings of international universities]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (3(123)). 148-151. (in Russian).
Medetova R.M., Kapalygina I.I. (2022). Klyuchevye pozitsii, opredelyayushchie reyting vuzov [Key positions determining the ranking of universities]. Prosveschenie i poznanie. (7(14)). 44-56. (in Russian).
Moskovkin V.M, Sizungo M., Ridkha Z.A. (2021). Kolichestvennyy sravnitelnyy analiz stranovoy universitetskoy konkurentosposobnosti na primere stran Blizhnego Vostoka [Quantitative comparative analysis of country university competitiveness: a case study of Near East countries]. Originalnye issledovaniya. 11 (1). 152-178. (in Russian).
Pardaeva U.D. (2020). Uzbekistan na puti integratsii v sfere vysshego obrazovaniya v mirovoy sotsium v usloviyakh globalizatsii [Uzbekistan on the way of integration in the field of higher education into the world society in the context of globalization]. Voprosy nauki. (16(100)). 53-64. (in Russian).
Polikhina N.A., Trostyanskaya N.B. (2018). Reytingi universitetov: tendentsii razvitiya, metodologiya, izmeneniya [University rankings: development trends, methodology, changes] M.: FGANU «Sotsiotsentr». (in Russian).
Sapozhnikov G.P. (2019). Reytingi uchebnyh zavedeniy: sovremennoe sostoyanie i tendentsii izmeneniy [Rankings of educational institutions: current state and trends of changes]. Higher education today. (6). 26-30. (in Russian). doi: 10.25586/RNU.HET.19.06.P.26.
Stukalova I.B. (2019). Konkurentosposobnost rossiyskikh universitetov i akademicheskie reytingi [The competitive capacity of Russian universities and academic rankings]. Sovremennoe obrazovanie. (2). 1-7. (in Russian). doi: 10.25136/2409-8736.2019.2.29724.
Tanina M.A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Leskina O.N. (2021). Otechestvennye praktiki povysheniya mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti rossiyskikh vysshikh uchebnyh zavedeniy v usloviyakh globalnyh vyzovov i ugroz [Domestic practices of increasing the international competitiveness of the Russian higher education institutions in the context of global challenges and threats]. Vestnik Universiteta. (6). 61-69. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-6-61-69.
Taradina L.D. (2014). Mezhdunarodnye reytingi universitetov: vliyayut li oni na razvitie universitetov i stoit li im doveryat? [International university rankings: do they influence the development of universities and should they be trusted?]. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. (2(33)). -17. (in Russian). doi: 10.15382/sturIV201433.9-17.
Troitskiy E.F., Yun S.M. (2021). Uzbekistan: novyy etap internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya [Uzbekistan: new milestones of higher education internationalization]. Higher education in Russia. 30 (10). 157-168. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-157-168.
Valyukhova M.A., Mamedova N.R., Brovchak S.V. (2021). Reyting kak klyuchevoy faktor razvitiya universiteta v ramkakh natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Ranking as a key factor in the development of the university within the framework of the national project]. Creative economy. 15 (6). 2529-2550. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.6.112110.
Vorobeva E.S., Krakovetskaya I.V. (2016). Reytingovaya otsenka konkurentosposobnosti zarubezhnyh i otechestvennyh vysshikh uchebnyh zavedeniy [The rating of competitiveness of foreign and Russian higher educational institutions]. Scientific periodicals: problems and solutions. 6 (1). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/nppir.6.1.35041.
Vorobeva E.S., Krakovetskaya I.V. (2017). Prodvizhenie rossiyskikh universitetov v mirovye reytingi konkurentosposobnosti: tsel blizka? [Promotion of Russian universities in world competitiveness rankings: is the target close?]. Creative economy. 11 (5). 521-552. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.5.37857.
Vorobeva E.S., Krakovetskaya I.V. Nyurenberger L.B. (2020). Konkurentnye pozitsii rossiyskikh universitetov na mirovom rynke obrazovaniya: podvedenie pervyh itogov i novye gorizonty initsiativy akademicheskogo prevoskhodstva Rossii [The competitive positions of Russian universities in the global education market: summing up the first results and new horizons of Russia superiority initiatives]. Creative economy. 14 (3). 287-312. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.3.100668.
Vyalkov A.I., Martynchik S.A., Glukhova E.A., Orlova N.A. (2015). Evolyutsiya sistem i metodologii mezhdunarodnyh reytingov universitetov [Evolution of system and methodology of international university rankings]. Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya. (1(41)). 1-16. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 07:38:27