Impact of anti-Russian sanctions on the financial systems of unfriendly countries
Makarov I.N.1, Drobot E.V.2,3
, Evsin M.Yu.4, Selishchev O.V.5,1, Volkova O.A.6
1 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
2 Первое экономическое издательство, Russia
3 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
4 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Russia
5 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
6 Липецкий металлургический колледж
Download PDF | Downloads: 39
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 3 (July-september 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54628433
Abstract:
The article analyzes the impact of sanctions imposed on Russia on the financial systems of unfriendly countries. The authors prove that sanctions affect not only the Russian economy but also the economy of other countries. The authors of the study argue that sanctions can make unfriendly countries more vulnerable to financial crises, raising the cost of credit and reducing investments. The article urges countries to consider the consequences of sanctions and to seek alternative methods of regulating international relations. The article may be of interest to anyone dealing with the problems of modern political economy, the theory of finance and the foundations of economic evolution.
Keywords: sanctions, financial system, unfriendly countries, economic consequences, capital markets, financial services sector, investments, banking relations, international relations
JEL-classification: F01, F92, F51, F52
Введение
На протяжении многих лет санкции применялись во многих областях, в том числе в торговле, экономике, политике и вооруженных силах. Одними из последних и значительных санкций, введенных Соединенными Штатами и Европейским союзом, были санкции против Российской Федерации. Эти санкции оказали значительное влияние на российский финансовый сектор, а также на финансовые системы других стран, поддерживающих отношения с Россией. Санкции, введенные некоторыми странами в отношении России, существенно повлияли на финансовую систему недружественных государств. Хотя некоторые эксперты утверждают, что санкции были бесполезны и не принесли ожидаемых результатов, на самом деле, они оказали сильное влияние на экономики недружественных государств. Актуальность данной работы заключается в выявлении влияния международных санкций на экономики зарубежных государств с целью формирования оптимальной контрсанкционной политики.
Вопросами, связанными с проблематикой экономических санкций, занимались такие специалисты и иследователи, как Е.В. Дробот [2–5, 18–21] (Drobot, Batarin, Pekki, 2017; Drobot, Abrosimova, Savitskaya, 2017; Drobot, 2016; Drobot, 2016; Makarov, Drobot, Grafov, Evsin, Pivovarova, 2022; Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019; Drobot, Ivko, 2018; Drobot, Makarov, Ivanova, 2017), А. Козлова [1] (Kozlova, Omilyanchuk, Borkova, 2022), М.Л. Вартанова [6] (Vartanova, 2018), А.А. Бисултанова [7] (Bisultanova, 2015), С.В. Казанцев [8] (Kazantsev, 2019), К.А. Михайличенко, А.О. Сонина [9] (Mikhaylichenko, Sonina, 2022), Т.А. Шпилькина, О.Н. Долина [10] (Shpilkina, Dolina, 2016), А. Джураев [17] (Dzhuraev, Sklyar, Yankovskiy, 2022), а влияние финансового дисбаланса было освещено в работах Л. Мохнаткиной [12] (Mokhnatkina, 2018) и Ю. Пятковской [13] (Pyatkovskaya, 2018). Тем не менее проблемы влияния антироссийских санкций на финансовые системы недружественных стран остаются изученными недостаточно.
Цель данной статьи – выявить влияние международных санкций на состояние экономики зарубежных государств для того, чтобы в дальнейшем можно было предложить направления формирования оптимальной контрсанкционной политики.
В качестве научной новизны авторами позиционируются выявленные последствия воздействия санкционных механизмов на экономики зарубежных стран, представленные в количественной оценке.
Санкции, введенные против России в 2014 году, последовали за (тогда продолжавшимся) внутриукраинским конфликтом, возникшим из-за аннексии Крыма. Эти санкции должны были заставить Россию изменить свои действия, с которыми не согласилось международное сообщество. Санкции были направлены против конкретных секторов российской экономики, в том числе финансов, энергетики и обороны. Банковский и финансовый секторы оказались в числе наиболее пострадавших секторов, поскольку им пришлось столкнуться с ограничениями в торговле, кредитовании и использовании долларов США. Эти эффекты имели волновые последствия, которые распространяются на банковский сектор других стран. Очевидным примером того, как санкции против России могут повлиять на финансовую систему недружественных стран, является ситуация с швейцарским банком UBS. В 2014 году банк был принужден прекратить проведение операций на российском рынке из-за санкций против России, что повлекло за собой значительные финансовые потери для банка.
Одним из основных способов воздействия санкций на российскую финансовую систему является сокращение иностранных инвестиций. Санкции отпугнули иностранных инвесторов, поскольку риски воздействия санкций на бизнес этих инвесторов были слишком высоки. Предприятия, скорее всего, уйдут из России по мере сохранения санкций, потому что они не хотят подвергаться риску нарваться на санкции. Эти иностранные инвестиции необходимы России, поскольку они стимулируют экономический рост, создают рабочие места и ведут к технологическому прогрессу [1, 6] (Kozlova, Omilyanchuk, Borkova, 2022; Vartanova, 2018).
За последнее десятилетие доля потоков ПИИ между близкими в геополитическом отношении странами продолжала расти в большей степени, чем доля стран, более близких географически, указывая на то, что геополитические предпочтения все в большей степени определяют географическое распределение ПИИ.
Эти тенденции также указывают на то, что если геополитическая напряженность продолжит усиливаться, а страны будут и далее расходиться по разные стороны геополитических линий разлома, ПИИ могут еще более сконцентрироваться внутри блоков близких по своим позициям стран.
Санкции также повлияли на стоимость российского рубля, и поэтому валюта стала менее стабильной. Нестабильность валюты влияет на торговых партнеров России, которые имеют дело с рублями. Нестабильность российского рубля может привести к рискам для экспортных операций других стран, так как трудно заключать торговые сделки с Россией, когда существует неопределенность в отношении стоимости валюты. Кроме того, существует ограничение на то, сколько страна может торговать с нестабильной валютой – это ограничивает рост торговли и может повлиять на экономику страны. Многие российские банки были исключены из международной системы платежей и расчетов, что создало непосредственный негативный эффект для финансовых компаний, связанных с Россией. Как следствие, некоторые недружественные социально-экономические субъекты были вынуждены ограничить свою деятельность на российском рынке, что привело к ослаблению экономического развития этих стран. Кроме того, российский фондовый рынок потерял в трех годах около 100 миллиардов долларов.
Наконец, введенные санкциями ограничения препятствуют движению капитала и ресурсов, что еще больше сказывается на российской экономике. Многие банки и финансовые учреждения полагаются на свои отношения с российскими банками для облегчения своих операций, но эти ограничения уменьшили легкость проведения таких операций. Введение санкций также усложняет банковские отношения между Россией и другими странами, оказывая давление на трансграничные операции и финансы, даже если другая страна сама не ввела никаких санкций.
А также один из главных эффектов введения санкций в отношении России состоит в том, что они снизился спрос на ее экспортные товары. Как следствие, продуктовый рынок, который является одним из ключевых в России, был значительно затронут. Страны, которые раньше покупали продукцию у России, теперь вынуждены искать других поставщиков. Это ведет к тому, что недружественные государства вынуждены расширять и развивать свои отношения с другими экспортерами, что может вызвать негативные последствия для их финансовых систем.
Таблица 1
Реальный ВВП по странам, приблизительный прогноз (годовое процентное изменение)
Table 1
Real GDP by country, approximate forecast
Страны и регионы
|
2022
|
2023
|
2024
(прогноз) |
Мировой объем производства
|
3,4
|
2,8
|
3
|
Страны с развитой экономикой
|
2,7
|
1,3
|
1,4
|
США
|
2,1
|
1,6
|
1,1
|
Зона евро
|
3,5
|
0,8
|
1,4
|
Германия
|
1,8
|
-0,1
|
1,1
|
Франция
|
2,6
|
0,7
|
1,3
|
Италия
|
3,7
|
0,7
|
0,8
|
Испания
|
5,5
|
1,5
|
2
|
Япония
|
1,1
|
1,3
|
1
|
Соединенное Королевство
|
4
|
-0,3
|
1
|
Канада
|
3,4
|
1,5
|
1,5
|
Другие
страны с развитой экономикой
|
2,6
|
1,8
|
2,2
|
Россия
|
-2,1
|
0,7
|
1,3
|
Китай
|
3
|
5,2
|
4,5
|
Кроме того, санкции в отношении России привели к тому, что многие другие российские компании были вынуждены искать новые рынки и партнеров. Это означает, что национальные экономики недружественных стран могут потерять прибыль, которую они могли бы получить от таких компаний, если бы отношения не портились.
Согласно докладу Центра стратегических разработок (ЦСР) «Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться», проведенному в октябре, из 600 крупнейших иностранных компаний (с выручкой от 5,7 млрд рублей), работавших в России, 34% ограничили деятельность в стране. Еще 15% решили покинуть российский рынок через передачу бизнеса новому собственнику, а 7% заявили о полном уходе без продажи бизнеса [1].
Эксперты отмечают, что 61% заявивших об уходе компаний занимались производством технологически простых товаров и услуг, а остальные 39% – сложным производством [2]. Эти товары и услуги затруднительно производить в России из-за нехватки технологий, сырья, профессиональных компетенций, указывают аналитики [21] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017).
В результате ограничения деятельности или ухода большинство зарубежных организаций понесли финансовые потери. По данным ЦСР, в расчете на ВВП уход компаний оказал наибольшее влияние на экономику Финляндии (-2% ВВП), Швеции (-1,5%), Великобритании (-1,3%) и Дании (-1%) [3]. В отраслевом разрезе наибольшие потери понес иностранный бизнес, работающий в отрасли нефти и газа, банковской сфере, автопроме и пищевой промышленности [21] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2016).
Рисунок 1. Потери иностранного бизнеса в разрезе отраслей, млрд долл. (на февраль 2023 года)
Figure 1. Losses of foreign business by industry, bln USD (February 2023)
Источник: [16].
Несмотря на это, некоторые экономисты считают, что санкции могут принести пользу некоторым недружественным странам. Повышение цен на нефть, которое стало следствием введения санкций, позволило многим странам-экспортерам значительно увеличить свою прибыль. Кроме того, многие компании, которые ранее были зависимы от российской экономики, теперь будут больше работать с другими странами, что также может принести выгоду недружественным государствам.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что влияние санкций, введенных против России, имеет далекоидущие последствия для стран, имеющих финансовые связи с Россией. Ограничения на инвестиции, дестабилизация валюты и ограничения на движение капитала и ресурсов окажут волновое воздействие на финансовый сектор других стран. Санкции против России могут повлиять на финансовую систему недружественных стран, но конкретный эффект зависит от ряда факторов, включая уровень торгового обмена между Россией и соответствующими странами, степень зависимости бизнеса недружественных стран от доступа к российскому рынку и т.д. Важно помнить, что санкции – это инструмент внешней политики, и их применение не должно оказывать негативного влияния на жизнь обычных граждан и развитие бизнеса. Очевидно, что использование санкций в качестве инструмента в международных отношениях затрагивает не только страну-мишень, но и оказывает побочное воздействие на страны, не являющиеся объектом санкций. Несмотря на некоторые положительные моменты, также возможны и отрицательные последствия, такие как снижение прибыли и потеря партнеров-экспортеров.
[1] Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться. Официальный сайт ЦСР, 07.10.2022. URL: https://www.csr.ru/ru/research/kartina-inostrannogo-biznesa-uyti-nelzya-ostatsya/ (дата обращения: 13.08.2023).
[2] Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться. Официальный сайт ЦСР, 07.10.2022. URL: https://www.csr.ru/ru/research/kartina-inostrannogo-biznesa-uyti-nelzya-ostatsya/ (дата обращения: 13.08.2023).
[3] Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться. Официальный сайт ЦСР, 07.10.2022. URL: https://www.csr.ru/ru/research/kartina-inostrannogo-biznesa-uyti-nelzya-ostatsya/ (дата обращения: 13.08.2023).
References:
Bisultanova A.A. (2015). Rossiyskaya bankovskaya sistema v usloviyakh sokhraneniya sanktsiy [Russian banking system in the conditions of preservation of the sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 5 (4). 209-214. (in Russian). doi: 10.18334/epp.5.4.2108.
Drobot E.V. (2016). Osobennosti vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh sanktsionnoy politiki [The peculiarities of international economic activities of the Russian Federation in the conditions of sanctions policy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (16). 1879–1902. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.16.36478.
Drobot E.V. (2016). Otsenka ekonomicheskikh posledstviy sanktsionnyh voyn dlya ekonomiki evropeyskikh stran [Evaluation of the economic consequences of sanction wars for the economy of the European countries]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (20). 2685–2696. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.20.36847.
Drobot E.V., Abrosimova A.S., Savitskaya K.S. (2017). Vliyanie sanktsiy na formirovanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Impact of sanctions on the formation of the Eurasian Economic Union]. Journal of international economic affairs. 7 (1). 55-64. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37391.
Drobot E.V., Batarin I.V., Pekki V.D. (2017). Analiz usloviy vneshney torgovli Rossii i stran Zapada v usloviyakh sanktsionnyh voyn [Analysis of conditions of Russia's and western countries' foreign trade under the conditions of sanctions wars]. Journal of international economic affairs. 7 (1). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37392.
Drobot E.V., Gudovich G.K., Makarov I.N., Bakhmutskaya V.S. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Economic security of Russia and the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1671-1682. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
Drobot E.V., Ivko E.S. (2018). Osobennosti funktsionirovaniya stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Features of the functioning of the countries of the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of international economic affairs. 8 (4). 605-616. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39170.
Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspekt [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). 2769-2786. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
Dzhuraev A. D., Sklyar V. D., Yankovskiy P. S. (2022). Ekonomicheskie sanktsii 2022 goda v otnoshenii Rossii: prinyatye resheniya, posledstviya i perspektivy [Economic sanctions of 2022 against russia: decisions taken, consequences and prospects]. Economics and business: theory and practice. (6). 133-136. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2022-6-1-133-136.
Fedotov D.Yu. (2021). Tax burden and shadow economy growth in Russian regions Journal of Tax Reform. 7 (3). 284-301. doi: 10.15826/jtr.2021.7.3.104.
Kazantsev S. V. (2019). Evaluation of the sanctions impact on sanctioning countries' trade with russia Finance: Theory and Practice. (3). 6-15. doi: 10.26794/2587-5671-2019-23-3-6-15.
Kozlova A.A., Omilyanchuk A.A., Borkova E.A. (2022). Innovatsionnoe predprinimatelstvo v Rossii v period sanktsiy [Innovative entrepreneurship in Russia amidst sanctions]. Creative Economy. 16 (6). 2135-2146. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.6.114861.
Makarov I.N., Drobot E.V., Grafov A.V., Evsin M.Yu., Pivovarova O.V. (2022). Transformatsiya institutsionalnyh osnov i mekhanizmov ekonomicheskoy politiki kak faktor importozameshcheniya v Rossii v usloviyakh sanktsionnogo davleniya i vneshneekonomicheskikh ugroz [Transformation of institutional frameworks and economic policy mechanisms as a factor of import substitution in Russia under sanctions and external economic threats]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 651-670. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116909.
Mikhaylichenko K. A., Sonina A. O. (2022). Vliyanie sanktsiy na finansovuyu sistemu Rossii [Impact of sanctions on the Russian financial system] (in Russian).
Mokhnatkina L.B. (2018). Sbalansirovannost byudzheta i gosudarstvennyy dolg kak indikatory finansovo-byudzhetnoy bezopasnosti regiona [Budget balance and government debt as indicators of region''s financial and budgetary security]. The Journal of Finance. (2). 106-119. (in Russian).
Pyatkovskaya Yu.V. (2018). Gosudarstvennye raskhody: ot genezisa k pravovym problemam sovremennosti [Government expenditures: from genesis to contemporary legal problems]. Akademicheskiy yuridicheskiy zhurnal. (2). 45-51. (in Russian).
Samuelson P.A. (2020). Ekonomika [Economics] (in Russian).
Shpilkina T. A., Dolina O. N. (2016). Ekonomicheskie sanktsii i ikh vliyanie na ekonomiku i finansovuyu sistemu Rossii [Economic sanctions and their impact on the economy and financial system of Russia]. Academy\'s Herald. (1). 22-27. (in Russian).
Vartanova M.L. (2018). Analiz i otsenka riskov i ugroz finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: vliyanie ekonomicheskikh sanktsiy na razvitie valyutnoy politiki [Analysis and evaluation of risks and threats to financial and economic security of the Russian Federation: the impact of economic sanctions on the development of monetary policy]. Journal of International Economic Affairs. 8 (4). 727-740. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39556..
Страница обновлена: 25.04.2025 в 16:13:12