Transforming the elements of educational infrastructure in the conditions of employment in the labor market service in the transport sector
Kosheleva T.N.1,2, Otverchenko L.F.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, Russia
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Download PDF | Downloads: 13 | Citations: 1
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 8 (August 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54383839
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The article substantiates the need to develop a new format for the accumulation of professional competencies in connection with new educational needs in digital knowledge. The state of the labor market and employment in Russia as a whole and in a number of sectors of the economy is analyzed; problems are identified. The possibility of implementing a number of principles of neuro-economic interaction in their activities within the framework of accumulating prerequisites for the formation of a model of remote-virtual transformation of educational institutions and to connect to the newly created elements of educational infrastructure is substantiated. The authors' interpretation of the concepts of educational institutions and educational infrastructure is proposed. The systematization of the elements of educational infrastructure is proposed. They include elements of methodological support, research educational complexes, coordination centers of management and systematization, elements of state support and state regulation of educational infrastructure, elements of remote involvement and involvement in the educational process.
The authors took into account the proposed levels of ordering: providing level, level of educational institution consumers, and level of participants in the educational process. The principles of neuroeconomic interaction of educational infrastructure are formulated. These principles are as follows: the principle of ordering the elements of the educational infrastructure, the principle of neuroeconomic susceptibility of educational infrastructure elements, and the principle of inclusion of educational infrastructure elements. The forms of implementation of the elements of the educational infrastructure are proposed. These forms are as follows: interactive forms of functioning, virtual form, remote training form, form of collective discussion of problematic issues and independent individual cognition. The directions of transformation of the elements of educational infrastructure in the conditions of employment in the service labor market have been developed. These are the direction of transformation of basic values and the direction of formation of new levels and forms of cognition.
Keywords: educational infrastructure, unemployment rate, employment rate, educational institutions, transforming educational infrastructure, digital educational culture, transportation Service, industry needs, professional competencies, competence-oriented tasks of industry orientation, transformation directions of educational infrastructure elements
JEL-classification: J21, J23, J24
Введение
Важность и значимость разработки направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере обусловлена проблемой обеспечения занятости высвобождаемых сотрудников в результате оптимизации производственных процессов благодаря внедрению цифровых технологий и необходимостью модификации процесса формирования профессиональных компетенций в связи с появлением новых образовательных потребностей в цифровых компетенциях. В результате проведённого авторами анализа состояния рынка труда и занятости в целом по России и по ряду отраслей экономики, были выявлены проблемы недостаточной готовности как рыночных образовательных структур, так и рынка труда в целом к качественному и быстрому уходу ряда профессий и достаточно оперативному высвобождению сотрудников и появлению потребности у компаний в перспективных профессиональных цифровых компетенциях, определяемых проникновением цифровых технологий в сферу сервисного обслуживания на транспортных предприятиях. Авторы в рамках сформулированной проблемы обосновали возможность реализации ряда принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры, предложили перспективные формы реализации элементов образовательной инфраструктуры в рамках проникновения на образовательный рынок цифровых образовательных технологий и появления потребности в освоении новых профессиональных компетенций сотрудниками. Предложена авторский подход к систематизации элементов образовательной инфраструктуры в условиях реализации принципов нейроэкономического взаимодействия образовательной инфраструктуры, определяющих успешное функционирование перспективных форм реализации элементов образовательной инфраструктуры. И, в результате, сформулированы и обоснована возможность направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания по пути рыночного направления, трансформации базовых ценностей, а также формирования новых уровней и форм познания.
Важность и значимость рассмотрения процесса трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда определяется, в первую очередь, состоянием рынка труда и занятости. В соответствии с данными Росстата [7] безработица в начале 2023 г. в России снизилась до исторического минимума - до 3,6%, в то время как предыдущее минимальное значение уровня безработицы (3,7%) было достигнуто в ноябре - декабре 2022 г. [7]. Отрицательная динамика уровня безработицы наблюдалась с января 2022 года (4,4%) и к апрелю она продемонстрировала небольшое снижение - 4%, которое продолжилось дальше до конца 2022 г. (в августе 2022 г. была немного ниже - 3,8%), тогда как в сентябре – октябре 2022 г., как и в мае - июле 2022 г. уровень безработицы был выше и составлял 3,9% [7]. Доля занятого населения в целом по России на начало 2023 г. составляла 60,1%, в то время как на долю занятого женского населения приходилось всего 48,9% от числа всех трудоустроенных граждан, а соотношение уровня занятости среди сельских и городских жителей соответственно составляло 54,8% и 61,9% соответственно, что продемонстрировало устойчивую тенденцию к сокращению уровня занятости в сельских поселениях [7]. К концу января 2023 года в органах государственной службы занятости населения на учете числились 0,7 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из которых 0,5 млн. имели официальный статус безработного, а пособие по безработице из этого числа безработного населения получали только 0,4 млн человек [7]. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2023 года составила 75,6 млн человек, из которых 72,9 млн числились трудоустроенными и 2,7 млн. – безработными, тогда как в январе 2022 года численность рабочей силы в целом по России составляла уже 74,8 млн. человек, из которых 71,5 млн человек были трудоустроенными, а безработными – уже 2,9 млн человек [7]. В сфере сервисного обслуживания в транспортной сфере ситуация не отличается в лучшую сторону и повторяет динамику в целом по России, а именно номинальная заработная плата россиян выросла на 12,6% с начала 2022 г., в то время как за 2021 г. заработные платы выросли всего на 11,5% [7]. Самые высокие зарплаты по итогам 2022 г. отмечены в сфере нефте- и газодобывающей промышленности (165,6 тыс. руб.). а самые низкие - у работников, занятых в швейной и обувной промышленности (27,1 и 35,4 тыс. руб. соответственно) [7], в то время как уровень зарплат в сфере сервисного обслуживания на транспорте практически не рос и находился примерно в срединном диапазоне между самыми высокими и самими низкими значениями (до 74,7 тыс. руб.) [7], что подтверждает недостаточно позитивную динамику сферы сервисного обслуживания на транспорте и демонстрируют заметное отставание от динамики уровня заработных плат в нефте- и газодобывающей промышленности. Суммарная задолженность по зарплате в целом по России на 01.02.2023 г. составила 798,9 млн. руб., что на 156,1 млн. руб., или 24,3%, больше, чем в предыдущем месяце того же года [7], а объём просроченной задолженности по зарплате, которого вообще не должно быть ни в целом по стране, ни, тем более, в транспортной сфере, составил менее 1% месячного фонда оплаты труда [7]. А средства на выплату заработной платы расходуются организациями, в том числе и организациями сервисного обслуживания на транспорте, в том числе и на поиск сотрудников необходимой квалификации, и на повышение квалификации уже работающих сотрудников, а можно, рассмотреть возможность реализации в своей деятельности ряда принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры [4, с. 863-878; 9, с. 178-186]. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям цифровой трансформации образования, а именно подходы И. Н. Гучетль, Т. В. Манченко Т.В. [6], В. С. Тоискина, В.В. Красильникова и Е.С. Кулевской [18], А.В. Урядовой и К.А. Жуйковой [19]. Рассмотрены и критически проанализированы подходы к развитию сферы транспортного обслуживания в условиях цифровизации экономики в целом и элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере в частности, которые раскрыты в работах Мордовец В.А. [15, с. 90-94], Мордовец В.А. и Угольниковой О.Д. [14, с. 105-110], Суминой Г. А. и Новиковой Е. Ю. [20], Бургонова О. В. [2, с. 15-21], Бургонова О. В. и Круглова Д.В. [3, с. 407-414], Бирюкова А.В. [1, с. 40-50], Самотуга В.Н. [17, с. 49-57], Митрофанова С. В. [13, с. 713-724], Грозовской Е. В. [5, с. 53-64] и др. и обоснована возможность разработки направлений трансформации образовательных институтов и элементов образовательной инфраструктуры, которые могут позволить выстроить принципиально иной алгоритм профессионального накопления знаний сотрудниками и заполнения рынка труда высокопрофессиональными и готовыми динамично реагировать на все отраслевые потребности в новых профессиональных компетенциях, в том числе, и в интернет-пространстве [10, с. 135-138; 11, с. 179-187].
Основной целью данной статьи выступает предложение методологических подходов к разработке возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере на основе разработки модели трансформации образовательных институтов и алгоритма взаимодействия элементов образовательной инфраструктуры в направлении повышения их устойчивости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере благодаря формированию сквозной коллективной взаимозаменяемости инфраструктурных познавательных элементов образовательной системы в рамках виртуального пространства сервисного обслуживания в транспортной сфере. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке и обосновании возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере и предложение модели трансформации образовательных институтов и алгоритма взаимодействия элементов образовательной инфраструктуры, включая предложение авторских подходов к понятиям «образовательные институты» и «образовательная инфраструктура», систематизацию элементов образовательной инфраструктуры. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает разработка принципов нейроэкономического взаимодействия образовательной инфраструктуры, предложение форм реализации элементов образовательной инфраструктуры и обоснование направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания.
Основная часть
Российская транспортная сфера очень остро нуждается в новом формате накопления профессиональных компетенций и, в первую очередь, в связи с появлением новых образовательных потребностей в цифровых знаниях. Рассмотрим подходы некоторых исследователей к проблеме трансформации образовательной среды и разработки стратегических направлений развития образовательных институтов (табл. 1).
Таблица 1
Анализ подходов исследователей к проблеме трансформации образовательной среды и разработки стратегических направлений развития образовательных институтов
№ п/п
|
Ф.И.О.
исследователей
|
Подходы к проблеме
трансформации образовательной среды и разработки стратегических
направлений развития образовательных институтов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Гучетль И. Н,
Манченко Т. В. [6] |
Рассматривают
процесс обеспечения трансформации
элементов образовательной инфраструктуры с
точки зрения технологической готовности образовательных институтов к такой
трансформации и с позиции накопления предпосылок для смены плоскости
взаимодействия образовательного вектора с обычного на удалённо-дистанционный
и виртуальный формат
|
2
|
Тоискин В. С. [18]
|
Анализируют условия цифровизации образовательных
институтов и элементов образовательной инфраструктуры
|
3
|
Гучетль И. Н,
Манченко Т. В. [6] |
Выделяют
цифровой сервис в качестве основы для кардинального спускового механизма для
модификации уже существующих и аккумуляции потенциальных цифровых
возможностей обеспечения образовательных услуг в условиях глобализации
|
4
|
Бирюкова А.В. [1, с. 40-50]
| |
5
|
Гучетль
И. Н.,
Манченко Т. В. [6] |
Выделяя
цифровой сервис, не рассматривают его в плоскости обеспечения виртуальной
трансформации образовательных потребностей отрасли транспортной сферы в
цифровых знаниях
|
6
|
Ксенофонтова Т.Ю. [8, с. 258-260]
| |
7
|
Тоискин В. С. [18]
|
Опираются на потребности реального сектора в
интерактивных формах получения новых цифровых знаний, интерпретируя саму
образовательную среду в качестве своеобразной экосистемы, несколько
искусственно объединяя в её составе образовательную систему и отделяя в
самостоятельно функционирующую систему цифровой экономики, что, по мнению
авторов, не достаточно логично и последовательно
|
8
|
Бургонов
О.В., Михайлов Е. В. [2,
с. 15-21]
| |
9
|
Бургонов О.В., Круглов
Д. В. [3, с. 407-414]
| |
10
|
Урядова А.В.,
Жуйкова К.А. [19]
|
Выделяют достаточно верно проявление кардинально новых
проблем, в том числе проблемы информационного неравенства в России, не
затрагивая, недавно проявившуюся проблему цифрового образовательного
неравенства в рыночном отраслевом пространстве.
Рассматривают образовательные институты через призму становления информационно-технологического общества, в том числе и в разных сферах экономики |
Но, в условиях изменения подходов к традиционным формам функционирования самих образовательных институтов недостаточно просто рассмотрения и анализа процесса накопления предпосылок в рамках выстраивания удалённо-дистанционного и виртуального взаимодействия участников образовательного процесса. Возникает необходимость в формировании модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры [4, с. 863-878; 9, с. 178-186], в первую очередь, в отраслевом разрезе, в том числе в сфере сервиса на транспорте, где предлагаемая модель может позволить выстроить принципиально иной алгоритм профессионального накопления знаний в новых условиях формирования профессиональных компетенций, в том числе, и в интернет-пространстве [10, с. 135-138; 11, с. 179-187].
Сначала определимся с понятийным аппаратом - под образовательными институтами авторы предлагают понимать относительно устойчивые платформенные модели общественного уклада исторически установленного комплекса государственно-социальной организации динамично - стабильного поведения граждан в условиях сменяемости поколений в конкретной стране, функционирующие во всех плоскостях взаимоотношений рыночного пространства при активной поддержке элементов образовательной инфраструктуры [14, с. 105-110]. Под образовательной инфраструктурой авторы в рамках данного исследования предлагают понимать комплекс инструментов, ресурсов и удалённых возможностей, создаваемых и поддерживаемыми как государственными образовательными институтами, образовательными организациями и предприятиями, так и совместными частно-государственными предпринимательскими структурами и предпринимательскими общественными структурами, обеспечивающими функционирование всех уровней и подуровней образовательных институтов, не противоречащих федеральным государственным образовательным стандартам на всех площадках, формах и видах образовательной деятельности. Все элементы рассматриваемой образовательной инфраструктуры авторы предлагают систематизировать на трёх уровнях упорядочения, а именно – уровня потребителей образовательных институтов (уровня непосредственных потребителей результатов деятельности образовательных институтов - предпринимательских участников сферы транспортного обслуживания), обеспечивающего уровня – уровня образовательных структур и образовательной инфраструктуры, а также уровня самих участников образовательного процесса (участников и потребителей образовательных продуктов, использующих, в том числе и элементов образовательной инфраструктуры) и координирующий межуровневое взаимодействия координирующий центр (как региональный, подчинённый региональным органам управления, так и на уровне страны, подчиняющийся министерству образования страны). К основным элементам образовательной инфраструктурой авторы предлагают относить, в соответствии, с уровнями упорядочения (Табл. 2):
Таблица 2
Основные элементы образовательной инфраструктурой в соответствии с уровнями упорядочения
№ п/п
|
Уровни упорядочения
|
Основные элементы образовательной инфраструктурой
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Обеспечивающий уровень
|
Элементы методической поддержки
|
Научно - исследовательские образовательные комплексы
| ||
Координационные центры управления и
систематизации между элементами и уровнями образовательной инфраструктуры
| ||
2
|
Инфраструктурно-поддерживающий уровень -
уровень координации и обеспечения
|
Элементы господдержки и
госрегулирования образовательной инфраструктуры, обеспечивающие межуровневое
взаимодействие (региональный и федеральный координирующий центр)
|
3
|
Уровень потребителей образовательных
институтов
|
Элементы образовательной
интернет-площадки для формирования спроса на профессиональные компетенции и
выстраивания виртуального рыночного взаимодействия с другими элементами
образовательной системы
|
4
|
Уровень участников образовательного
процесса
|
Элементы удалённой вовлечённости и
включённости в образовательный процесс в целях собственной успешности на
отраслевом рынке труда и повышения конкурентоспособности на виртуальном
рыночном пространстве в отрасли
|
Трансформация элементов образовательной инфраструктуры обусловлена не только динамичными пространственными изменениями в сфере образовательных институтов, но и качественными преобразованиями рынка труда и занятости, охватывающими, как страну в целом, так и затрагивающими отдельные отраслевые рынки, в том числе и рынок сервисного транспортного обслуживания [12, с. 141-154, 16, с. 41-45]. Качественная трансформация рынка труда коснулась, естественно, и процесса обеспечения занятости, на котором отразилось влияние рассмотренных выше уровней упорядочения элементов образовательной инфраструктурой и раскрыло проблемы в несоответствующих требованиям времени условий функционирования образовательных институтов, в первую очередь, в отношении форм и уровней реализации элементов образовательной инфраструктуры, нацеленных на обеспечение потребностей динамично и качественно видоизменяющейся сферы сервисного транспортного обслуживания. В качестве условий функционирования образовательных институтов авторы рассматривают перманентный спрос отраслевого рынка труда на самовозрастающие знания, формировать и качественно расширять которые и призваны новые элементы образовательной инфраструктуры - учебно-специализированные региональные интерактивные пространства с межотраслевой направленностью и материальной базой, обеспеченной благодаря участию новых элементов образовательной инфраструктуры, таких как координационные центры управления и систематизации между элементами и уровнями образовательной инфраструктуры, включающие в себя научно - исследовательские образовательные комплексы, элементы методической поддержки региональных интерактивных пространств, инструментов господдержки и госрегулирования образовательной инфраструктуры, отраслевых предприятий региона – непосредственных потребителей профессионально подготовленных и обладающих новыми компетенциями сотрудников. В отношении форм реализации элементов образовательной инфраструктуры авторы рассматривают такие интерактивные формы функционирования, как виртуальная форма, как дистанционно-тренинговая форма, а также форма коллективного обсуждения проблемных вопросов и самостоятельного индивидуального познания.
Среди возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в разрезе подходов методических рекомендаций «Цифровая трансформация образования» [20] выступает переход к массовому более качественному уровню получению образования, целевым ориентиром которого должно являться всесторонне развитие личности специалиста, но посредством достижения такого комплексного целеполагания сложно будет обеспечить занятость на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере. К возможным направлениям трансформации элементов образовательной инфраструктуры авторы предлагают относить рыночное направление, подразумевающее выстраивание инфраструктурных элементов по перманентному выявлению и соотнесению спроса на отраслевом рынке труда на потенциально качественно видоизменяющиеся профессиональные компетенции; направление трансформации базовых ценностей, включающее формирование таких элементов образовательной инфраструктуры, формирующих потребности цифровой образовательной культуры сервисного обслуживания в транспортной сфере и определяющих отраслевые ориентиры для регионов и предприятий; направление формирования новых уровней и форм познания, определяющее координацию качественно и принципиально иных элементов образовательной инфраструктуры, нацеленных на создание условий для участников отраслевого рынка труда в целях создания новых уровней и форм познания. Авторы предлагают рассмотреть более приземлённые и более уточнённые компетентностно ориентированные задачи отраслевой направленности в рамках усиления цифровых возможностей образовательных инициатив. Среди компетентностно ориентированных задач отраслевой направленности в процессе формирования предпосылок становления возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры целесообразно рассмотреть следующие: формирование отраслевых потребностей на профессиональные компетенции с определённым заложенным интервалом их потенциального изменения на 5-10 лет как минимум; становление основ потребностей цифровой образовательной культуры сервисного обслуживания в транспортной сфере; методическое обеспечение динамической трансформации и конкретизации отраслевых профессиональных компетенций в рамках цифровой образовательной среды; формирование элементов цифровой образовательной инфраструктуры в отраслевых пространствах; перенастройка модели образовательной системы, равно как и элементов образовательной инфраструктуры как в общестрановом, в региональном, так и в отраслевом разрезе на дистанционную индивидуализацию потребностей конкретной отрасли, конкретного предприятия, а также конкретного индивидуума в рамках не ограниченного никакими рамками, в том числе и временными в стремлении постижения новых знаний, формирующих профессиональные компетенции и направленные на создание новых уровней и форм познания.
В качестве принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов в целях подключения к формирующимся элементам образовательной инфраструктуры авторы предлагают рассмотреть следующие: принцип упорядочения элементов образовательной инфраструктуры; принцип нейроэкономической восприимчивости элементов образовательной инфраструктуры к состоянию и изменчивости рынка интернет-пространства в условиях становления интерактивной экономики предложения; принцип включенности элементов образовательной инфраструктуры в сферу образовательного интернет-взаимодействия.
Выводы
Таким образом:
- под образовательной инфраструктурой авторы предлагают понимать систематизированный аппарат инструментов, ресурсов и удалённых возможностей, формируемых государственными образовательными институтами, образовательными организациями и предприятиями, а также совместными частно-государственными предпринимательскими структурами, обеспечивающими функционирование всех уровней и подуровней образовательных институтов;
- все элементы рассматриваемой образовательной инфраструктуры авторы предлагают систематизировать на четырёх уровнях упорядочения – уровня потребителей образовательных институтов, обеспечивающего уровня, инфраструктурно-поддерживающего уровня, а также уровня самих участников образовательного процесса и координирующий межуровневое взаимодействия координирующий центр;
- к основным элементам образовательной инфраструктурой авторы предлагают относить элементы всех уровней поддержки, а именно: элементы методической поддержки; научно - исследовательские образовательные комплексы; координационные центры управления и систематизации; элементы господдержки и госрегулирования образовательной инфраструктуры, обеспечивающие межуровневое взаимодействие; элементы образовательной интернет-площадки; элементы удалённой вовлечённости в образовательный процесс.
- в качестве форм реализации элементов образовательной инфраструктуры авторы предлагают такие интерактивные формы функционирования, как: виртуальная форма, дистанционно-тренинговая форма, а также форма коллективного обсуждения проблемных вопросов и самостоятельного индивидуального познания.
- среди направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере, авторы предлагают рассматривать: рыночное направление (подразумевающее формирование инфраструктурных элементов, позволяющих своевременно анализировать спрос на отраслевом рынке профессиональных компетенций); направление трансформации базовых ценностей (учитывающее формирование элементов образовательной инфраструктуры, определяющих потребности цифровой образовательной культуры и отраслевые ориентиры для регионов и предприятий); направление формирования новых уровней и форм познания (представляющее собой выстраивание и координацию принципиально иных элементов образовательной инфраструктуры, определяющих создание критических изменений образовательных условий для участников отраслевого рынка).
References:
Burgonov O.V., Kruglov D.V. (2020). Tsifrovaya sreda predprinimatelstva: perspektivy i vyzovy dlya razvitiya ekonomicheskikh sistem [Digital business environment: prospects and challenges for the development of economic systems]. Economics and management. 26 (4(174)). 407-414. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2020-4-407-414.
Burgonov O.V., Mikhaylov E.V. (2021). Globalnye trendy tsifrovoy ekonomiki i sovremennye vyzovy rynka truda [Global trends in the digital economy and modern challenges of the labor market] Skills outside of professions. 15-21. (in Russian).
Guchetl I.N., Manchenko T.V. (2022). Aktualnye napravleniya tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Current trends of digital transformation of education]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 14 (2). 32-39. (in Russian). doi: 10.47370/2078-1024-2022-14-2-32-39.
Kosheleva T.N. (2022). Tsifrovizatsiya menyaet sotsialnuyu infrastrukturu sistemy obrazovaniya [Digitalization is changing the social infrastructure of the education system] Sociology of management: current issues of our time. 176-186. (in Russian).
Kosheleva T.N. (2023). Mekhanizm otsenki effektov strategicheskogo partnerstva dlya ustoychivogo tsifrovogo razvitiya transportnyh struktur i predpriyatiy sfery transportnogo obsluzhivaniya [Mechanism for assessing the effects of strategic partnership for the sustainable digital development of transport structures and transportation companies]. Economics and management. 29 (2). 179-187. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2023-2-179-187.
Kosheleva T.N. (2023). Nekotorye podkhody k otsenke vospriyatiya tsifrovyh innovatsiy v sfere servisnogo obsluzhivaniya na vozdushnom transporte [Perception of digital innovations in the sphere of services of the air transportation: approaches to its evaluation (russia, st. petersburg)]. Problems of modern economics. (1(85)). 135-138. (in Russian).
Kosheleva T.N. (2023). Upravlenie formirovaniem modeli ustoychivogo tsifrovogo razvitiya transportnyh struktur i predpriyatiy sfery transportnogo obsluzhivaniya s uchyotom osobennostey tsifrovoy infrastruktury [Managing the formation of sustainable digital development model of transport structures and transport service companies, taking into account the characteristics of digital infrastructure]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (1). 141-154. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.1.117054.
Kosheleva T.N., Biryukova A.V. (2022). Podkhody k razvitiyu sfery transportnogo obsluzhivaniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Approaches to the development of transport services in the context of digitalization of the economy] Fundamental and applied scientific research. 40-50. (in Russian).
Kosheleva T.N., Grozovskaya E.V. (2021). Mekhanizmy formirovaniya mnogofunktsionalnogo transportnogo klastera [Mechanisms of formation of a multifunctional transport cluster] Actual problems of public and private law in the context of modern legislative reform processes. 53-64. (in Russian).
Kosheleva T.N., Ksenofontova T.Yu. (2022). Metodicheskie aspekty modelirovaniya urovney gotovnosti servisnyh kompaniy transportnoy sfery k okazaniyu uslug v tsifrovoy srede [Methodological aspects of modeling the levels of readiness of transport service companies to provide services in the digital environment]. Humanities, socio-economic and social sciences. (10). 258-260. (in Russian). doi: 10.23672/z2034-4594-8534-l.
Kosheleva T.N., Mayor M.N., Vakeev A.B. (2022). Napravleniya prognozirovaniya regionalnoy sotsialnoy infrastruktury v protsesse tsifrovoy transformatsii sfery obrazovaniya i rynka truda [Forecasting regional social infrastructure amidst digital transformation of education and labour market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 863-878. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114075.
Kosheleva T.N., Mitrofanov S.V. (2020). Novye tsifrovye tekhnologii predprinimatelskogo vzaimodeystviya [New digital technologies of entrepreneurial interaction]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (8). 713-724. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.8.110722.
Kosheleva T.N., Mordovets V.A. (2023). Sistema innovatsionnoy deyatelnostyu na predpriyatiyakh v ramkakh kompleksnoy tsifrovizatsii [Innovation management system at enterprises within the framework of integrated digitalization]. Innovations. (1(291)). 90-94. (in Russian). doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
Kosheleva T.N., Otverchenko L.F. (2023). Napravleniya tsifrovogo razvitiya v sfere servisnogo obsluzhivaniya na transporte v formate vvedeniya ekonomicheskikh sanktsiy [Directions of digital development in the field of transport service in the format of the introduction of economic sanctions] Saint Petersburg: OOO «NITs ART». (in Russian).
Kosheleva T.N., Samotuga V.N. (2023). Napravleniya formirovaniya biznes- modeli transportnyh infrastrukturnyh sistem servisnogo obsluzhivaniya v tsifrovom prostranstve [Directions for forming a business model of transport infrastructural service systems in the digital space] Transformation of business and public institutions in the context of digitalization of the economy. 49-57. (in Russian).
Mordovets V.A., Ugolnikova O.D., Kosheleva T.N. (2022). Sistema tsifrovoy professionalnoy perepodgotovki kak faktor minimizatsii riskov upravleniya chelovecheskimi resursami [Digital professional retraining system as a factor of minimizing the risks of human resource management]. Technical and technological problems of service. (3(61)). 105-110. (in Russian).
Toiskin V.S., Krasilnikov V.V., Kulevskaya E.S. (2020). Transformatsiya obrazovatelnoy sredy v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Transformation of the educational environment under conditions of digitalization of education]. Pedagogicheskiy zhurnal. 10 (2-1). 228-235. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.97.87.028.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 19:15:54