Climate project management in cluster structures using PRiSM methodology

Gertsik Yu.G.1, Drobot E.V.2,3
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Russia
2 Первое экономическое издательство
3 Центр дополнительного профессионального образования

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54754189

Abstract:
The article is devoted to the actual scientific problem of sustainable management of climate projects in cluster structures. The concept of sustainable development, project management theory and cluster theory were used as methodological basis of the research. The article analyzes international and Russian standards in the field of project management. Based on the research results, yje authors recommend to apply the PRiSM methodology for sustainable management of climate projects in integrated cluster structures. It is shown that the implementation of climate projects based on the PRiSM methodology can have significant advantages over the traditional approach to project management in the case of the introduction of a cluster approach based on industrial symbiosis. According to the authors, this will contribute to solving both economic, environmental and social problems, including the development of human resources in the field of sustainable management of climate projects

Keywords: project management, climate projects, sustainable development, cluster approach, PRiSM methodology, industrial symbiosis

JEL-classification: I15, O32, L65



Введение

В настоящее время в экономике широко развиваются несколько концепций, направленных на повышение эффективности и безопасности производственной деятельности, в частности, проектный и кластерный подход, а также теория устойчивого развития. Вместе с тем, методология применения проектного управления в интегрированных производственных структурах, раскрыта не полностью. В первую очередь, это касается реализации комплексных инновационных проектов [1].

В последние годы перед российскими предприятиями, особенно в добывающих и перерабатывающих отраслях, остро стоит вопрос в области реализации климатических проектов и автоматизации бизнес-процессов с целью достижения технологического суверенитета. Под климатическими проектами в соответствии с Федеральным законом об ограничении выбросов парниковых газов [1] будут считаться проекты, проводимые в соответствии с документами национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, сокращающие или предотвращающие выбросы этих газов. Это важная часть Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, поэтому выбор методов и организационных форм реализации климатических проектов представляется в настоящее время крайне актуальной задачей. Таким образом, актуальность исследования обусловила формулирование его цели и задач.

Целью исследования является анализ возможности устойчивого управления инновационными климатическими проектами за счет эффективного использования проектных технологий PRiSM в интегрированных кластерных структурах.

Для достижения указанной цели авторами были решены следующие задачи:

- изучение основных положений современных стандартов в области проектного менеджмента и их эволюция;

- определение преимуществ и ограничений методологии PRiSM в области устойчивого управления проектами, включая климатические;

- анализ возможности реализации принципов устойчивого управления проектами для повышения эффективности реализации климатических проектов в рамках кластерных систем.

Литературный обзор

Следует отметить, что проблематике устойчивого развития посвящено достаточно много современных научных исследований. В этих исследованиях в основном затрагиваются вопросы устойчивого развития стран [2–5], территорий [6–8], регионов [8–13], отраслей народного хозяйства [12, 14–17] и субъектов хозяйственной деятельности [16, 17].

В последнее время устойчивое развитие все чаще ассоциируется с внедрением и реализацией принципов ESG, причем не только на уровне управления бизнесом [17–22], но и на уровне управления отраслевой [15, 17, 23], региональной [24–26] и национальной экономикой [25, 26].

Что касается управления климатическими проектами, то в этой сфере серьезных экономических исследований пока не так много. Можно отметить ряд научных статей, посвященных в частности отдельным аспектам влияния климатических трансформация на состояние экономики страны в целом, ее отдельных отраслей и население [27–30].

Говоря об исследованиях, посвященных управлению кластерными структурами, можно отметить наличие существенного научного интереса к данной проблематике. Российскими экспертами проведены серьезные научные исследования, посвященные особенностям применения кластерного подхода в рамках государственной политики управления развитием хозяйственных систем [31, 32]. Традиционно много исследований посвящено различным аспектам функционирования и проблемам региональных кластеров [33–45]. Безусловно, не остается без внимания и отраслевая специфика кластеризации в части исследования проблем промышленных [46–49] и агропромышленных кластеров [50–52]. И особый интерес представляют научные публикации, посвященные международному опыту кластеризации [53–55].

Тем не менее отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам управления климатическими проектами в кластерных структурах (табл. 1).

Таблица 1

Научный вклад в изучение устойчивого развития, ESG-принципов, управления климатическими проектами и трансформациями и управления кластерами

Авторы
Терминология
Устойчивое развитие
ESG-принципы
Управление климатическими проектами и трансформациями
Управление кластерами
Управление климатическими проектами в кластерных структурах
Абрамов В.И., Абрамов И.В., Путилов А.В., Трушиня И. [2, 3], Бурганов Р.Т., Ельшин Л.А. и др. [4], Созинова А.А., Метелева О.А. и др. [5], Гоцко Т.В. [6], Смольянова И.В. [7], Мрачковский А.Е., Телятникова Т.В. и др. [8], Губин А.М. [9], Вострикова Е.О., Мешкова А.П. [10], Погребцова Е.А. [11], Сафиуллин М.Р., Гафаров М.Р. и др. [12], Чилиев Б.М. [13], Закупень Т.В. [14], Чудинов О.О. [15], Кравченко П.П., Бурцев Д.С. [16], Чжан Лицзюань, Пономаренко Т.В. и др. [17]
+




Чудинов О.О. [15], Чжан Лицзюань, Пономаренко Т.В. и др. [17], Арутюнян В.А., Рубцова Л.Н., Чернявская Ю.А. [18], Жукова Е.В. [19], Курносова Т.И. [20], Стародубцева Е.Б., Медведева М.Б. [21], Чепало А.С. [22], Гапон М.Н., Баранова И.В. [23], Замятина М.Ф., Тишков С.В. [24], Макаров И.Н., Назаренко В.С., Осипова И.В., Лесных Е.В. [25], Шацкая Е.Ю. [26]

+



Бракк Д.Г. [27], Буздес О.И., Макаров И.Н. [28], Мун Д.В., Попета В.В. и др. [29], Шеломенцев А.Г., Гончарова К.С. [30]


+


Абузярова М.И. [31],
Макаров И.Н., Сотников Н.Б. [32], Алмусаеди Хасан Кхайун Аббас, Кельчевская Н.Р. [33], Андреева Т.А. [34, 35], Булетова Н.Е., Губин А.М. [36], Гамбеева Ю. Н., Гламазда А.В. [37], Грошев А.Р. и др. [38, 39, 53], Кошелева Т.Н. [40], Мухамадеев А.Ф. [41], Томашевская Ю.Н. [42], Уткин А.И. [43], Шаляпина М.А. [44], Юрова П.Н., Макаров И.Н. и др. [45], Донцова О.И. [46], Исайченкова В.В. [47], Краковская И.Н. [48], Куимов В.В., Симонов К.В. и др. [49], Рябчикова Н.Н. [50, 52], Савина С.А., Калашников Д.В. и др. [51], Камышникова Д.Н. [54], Ямпольская Д.О., Володина Д.А. [55]



+

Примечание: знак «+» означает, что термин рассматривается в публикации.

Источник: составлено авторами.

Основы методологии устойчивого управления проектами PRiSM

В соответствии с имеющейся международной практикой, наиболее эффективными для экономического роста являются проекты, реализованные на стыке различных наук и областей деятельности. Разносторонние знания также являются основой для внедрения инновационных решений в проектные технологии. В последние годы все более актуальной становится концепция устойчивого развития (УР), поэтому авторам представляется крайне важным отразить существующие тенденции в ее эволюции применительно к проектному менеджменту. Под устойчивым развитием понимают, как правило, такую модель общественного устройства, которая обеспечивает удовлетворение основных жизненных потребностей как текущего, так и будущих поколений [2].

Целью устойчивого управления проектами является создание проектов, которые не только приносят экономическую выгоду, но и минимизируют негативное воздействие на окружающую среду, способствуют социальному развитию и удовлетворяют интересы заинтересованных сторон. Такой подход способствует устойчивому развитию организаций и общества в целом [16].

Достижение целей устойчивого развития (ЦУР), определенных Организацией Объединенных Наций в 2016 г. невозможна без эффективного управления как отдельными проектами и предприятиями, так и реализацией проектов в интегрированных производственно-экономических системам, к которым относятся и кластеры. Методология проектного менеджмента предлагает механизмы и инструменты повышения эффективности управления во всех сферах человеческой деятельности [56, 57].

Для анализа основных положений формирования, структуры и функционирования проектов с использованием принципов устойчивого развития, необходимо определить основные подходы к их реализации. Эти подходы основываются, в первую очередь, на сохранении и возобновлении природных ресурсов, внедрении энергоэффективных способов производства, управления предприятиями и интегрированными кластерными структурами, содействии развитию культурного и социального потенциала общества [56].

Применение различных методологий управления проектами способствует внедрению принципов устойчивого развития, особенно, социального характера, независимо от отрасли, поскольку процессы в проектах, управляемых конкретной методологией, согласуются с социальными элементами устойчивости [58].

В широком смысле, устойчивое управление – это управление, которое обеспечивает в долгосрочном периоде экономическую эффективность организации/проекта, при этом обеспечивает высокий уровень экологической и социальной ответственности.

Проекты, использующие устойчивые методы управления, сокращенно PRiSM (PRojects Integrating Sustainable Methods) - это относительно новая группа методов, позволяющая сделать процесс управления проектами более эффективным и основывающимся на всеобъемлющей оценке и минимизации потенциальных рисков [59, 60].

Эта группа методов была представлена международной ассоциацией GPM Global (Green Project Management) [3], далее - GPM, которая занимается разработкой стандартов в области устойчивого проектного управления и экологическими проектами [4]. Согласно GPM, устойчивое проектное управление должно включать в себя набор инструментов и методов, которые позволяют достичь баланса между ограниченными ресурсами, социальной ответственностью и экологическими аспектами и способствовать тем самым достижению ЦУР как на глобальном уровне, так и на уровне регионов, интегрированных структур и отдельных предприятий.

Реализация проектов с использованием устойчивых методов дает компаниям инструмент для разработки более ресурсоемких продуктов и снижения негативного экологического и социального воздействия проектов. Применяется PRiSM в основном в проектах по развитию недвижимости, строительстве или инфраструктуре [61]. Причины, по которым эта методология может быть эффективно применяться для реализации климатических проектов, обусловлены ориентацией PRiSM на использование устойчивых методов управления.

Реализация климатических проектов может выступать в качестве дополнительного инструмента декарбонизации, способствуя сокращению чистых выбросов за счет предотвращения/сокращения выбросов или поглощения/улавливания парниковых газов (ПГ) из атмосферы. Условно можно выделить два вида климатических проектов: природные (nature-based solutions) и технологические (technology-based solutions).

Проектный менеджер, использующий в своей работе устойчивые методы управления, руководит и направляет усилия команды таким образом, чтобы максимизировать устойчивость на протяжении жизненного цикла проекта, улучшая создание и поставку товаров и услуг, являющихся результатами проекта.

Таким образом, концепция устойчивого проектного управления стремится к гармонизации экономических, социальных и экологических интересов как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе [62].

К этапам управления проектами на основе PRiSM можно отнести следующие [5]:

- определение среды проекта;

- формулирование цели проекта;

- планирование проекта;

- реализация и контроль проекта.

Классификация проектов компаний и предприятий на основе PRiSM может быть представлена, как на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация проектов предприятий с учетом методологии PRiSM

Источник: составлено авторами.

К бизнес-проектам предприятия относится любая хозяйственная деятельность, которая не противоречит концепции корпоративной устойчивости. К группе проектов «корпоративная ответственность-интеграция» принадлежат ключевые производственные и бизнес-процессы, которые формируются на основе новых принципов устойчивого развития, что приводит в итоге к росту производительности, а также оптимизации издержек и снижению рисков. Проекты из группы «корпоративная ответственность – инновации» создают ценность для компании и общества. Это могут быть экологические, маркетинговые и продуктовые инновации, которые изначально направлены на решение экологических и социальных проблем. Технологические климатические проекты могут быть отнесены к этой группе по мнению автора. Наконец, проекты, не имеющие прямой связи с ключевыми бизнес-процессами (например, поддержка волонтерской деятельности) относятся к типу проектов «корпоративная благотворительность», которые во многом формируют имидж компании. К этой группе проектов можно отнести и природные климатические проекты.

Внедрение устойчивости в процессы управления проектами требует соответствующей системы ценностей, которая должна быть реализована на всех уровнях компании, чтобы работать должным образом. Кроме того, это требует ответственности в отношении прав человека, труда, окружающей среды и коррупции. Методология PRiSM включает в себя 6 принципов, которые помогают компаниям внедрить всю идеологию процесса устойчивого управления проектами [63]:

1. Приверженность и ответственность. Признать право на безопасную, чистую и здоровую окружающую среду, равные возможности, справедливое вознаграждение, этические поставки и уважение верховенства закона.

2. Этика и право принятия решений. Поддерживать организационную этику и принятие решений в соответствии с универсальными принципами посредством выявления, смягчения и предотвращения краткосрочных и долгосрочных вредных воздействий на общество и окружающую среду.

3. Интеграция и прозрачность. Поощрять взаимозависимость между экономическим развитием, социальной целостностью и защитой окружающей среды во всех аспектах управления, практики и мониторинга.

4. Развитие ресурсов. Сохраняйте и улучшайте наши природные ресурсы, улучшая то, как мы разрабатываем и используем технологии и ресурсы.

5. Социальная и экологическая справедливость. Оценить уязвимость человека в экологически чувствительных районах и населенных пунктах через демографическую динамику.

6. Экономическое процветание. Необходимо установить бюджетные стратегии и цели, которые уравновешивают потребности заинтересованных сторон, включая неотложные потребности, а также потребности будущих поколений.

Методология PRiSM может привнести много преимуществ в процесс управления климатическими проектами за счет повышения их гибкости и устойчивости. Тем не менее менеджеры проектов должны быть осведомлены об аспектах ее правильного использования. PRiSM нельзя использовать только в одном отделе или на одном этапе процесса, так как он работает только при наличии связей внутри компании. Таким образом, принципы устойчивости должны быть реализованы на всех уровнях, чтобы рассматриваемая методология заработала.

Кроме того, на первом этапе внедрения методологии может потребоваться больше времени, поскольку вопросы и оценка ценностей нуждаются в некоторой тонкой настройке, пока они не будут соответствовать идеалам компании и конкретным видам проектов, которые она реализует или планирует реализовать. Только после обкатки методологии на нескольких проектах ряд вопросов становятся более конкретными или добавляются вопросы, направленные на то, чтобы сделать идентификацию и анализ для нужного проекта максимально надежным. PRiSM зарекомендовал себя как успешный инструмент в процессе управления проектами, тем не менее жизненно важно критически анализировать результаты, которые дает применение методологии в отношении рисков и возможностей проекта [60].

Стандарты в области устойчивого управления проектами

Для практической реализации устойчивого управления проектами компания GPM разработала так называемые стандарты 5P: People, Planet & Profit, Project, Processes and Product» (люди, планета и процветание, проект, процессы и продукт), которые объединяют ЦУР и собственно управление проектами. Первоначально это реализуется при определении и реализации таких ценностей, как справедливые методы нормирования труда, права человека, закупки для сокращения выбросов CO2 или минимизация экологического воздействия проектов и т.д. [63].

Однако чтобы внедрить эти принципы на всех уровнях управления требуются стандарты для превращения проекта и его продукта в устойчивый результат. Вся методология, по словам ее авторов, основана на стандартах Международной организации по стандартизации ISO [6], что безусловно придает модели нормативную основу и поддерживает ее надежность. Как указано в Руководстве по управлению проектами ISO 21500, «проект состоит из уникального набора процессов, состоящих из скоординированных и контролируемых действий с датами начала и окончания, выполняемых для достижения целей проекта. Достижение целей проекта требует предоставления результатов, соответствующих конкретным требованиям».

На основе ISO 21500 был разработан российский ГОСТ ИСО 21500–2014 [7], в котором подробно рассмотрены основные процессы проектного менеджмента, изложена методика их описания. В декабре 2020 г. вышел в свет новый стандарт по управлению проектами — международный стандарт по управлению проектами 21502–2020 [8].

Новый стандарт оперирует уже не процессами, а практиками. Выделяются интегрированные практики, их шесть, и частные практики, их приведено в стандарте 16. Часть из них повторяют названия прежних предметных областей (их 10), но выделены и новые, например, информация, извлеченные уроки, отчетность, проблемы, контроль изменений, организационные и социальные изменения. В отдельном разделе изложены условия формализации проектного управления в организации (роль корпоративного стандарта управления проектами) [57].

Стандарты P5, разработанные GPM, не являются методологией создания проектной среды, но они создают основу для модели PRiSM. Стандарты создают структуру, которая помогает сформировать определение модели. Стандарты 5P берут свое начало в концепции «тройной спирали» и принципов тройного критерия или триединства (Triple Bottom Line, TBL или 3BL), которые включают в себя экономические, социальные и экологические компоненты, представленные на рисунке 2.

Условные обозначения: 1 – Устойчивость; 2 – Терпимость; 3 – Объективность; 4 – Жизнеспособность.

Рисунок 2. Концепция устойчивого развития и формы воздействия для его достижения

Источник: разработано авторами на основе [64].

Стандарты 5P – это, как было сказано ранее: проект, процесс, люди, планета и процветание. Так, социальный аспект включает в себя такие ценности, как этичное поведение и поддержание взаимовыгодных отношений с сотрудниками, клиентами и обществом. Они основаны на таких международных стандартах, как Всеобщая декларация прав человека ООН; Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и др. Экологические аспекты сосредоточены на воздействии проектов на природные системы. Такие как живые системы и неживые, например, экосистемы, преобразование разнообразной флоры и фауны, а также земли, воздуха и воды. Подобно социальным аспектам, экологические основаны на соответствующих конвенциях и декларациях: Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия; Рамочная конвенция ООН об изменении климата; законодательство конкретной страны, касающееся охраны окружающей среды, загрязнения и сохранения биоразнообразия. Экономические критерии включают в себя финансово-экономические показатели деятельности компаний, такие как, рентабельность капитала и инвестиций, прибыль, объем продаж и т.д.

Управление рисками в PRiSM

Как упоминалось ранее, модель управления рисками в PRiSM является важнейшей частью управления проектом. Эта модель была разработана на основе классического процесса управления рисками, который включает следующие четыре шага, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Основные этапы процесса управления рисками в PRiSM


п/п
Название
этапа
Содержание
этапа
1
Идентификация
Модель PRiSM используется как инструмент, упрощающий процесс выявления рисков. Сюда входят положительные риски (возможности) и отрицательные риски (угрозы). Поэтому для выявления рисков необходимо ответить на анкету с определенными вопросами, адаптированными для каждой компании и проекта. Анкета содержит примерно 40 вопросов и позволяет выявить угрозы (20 вопросов) и возможности (20 вопросов) потенциального проекта. Для разработки этой анкеты необходимо участие всех заинтересованных сторон. Также необходимым условием является соответствие требованиям компании. Важно то, что вопросы подходят для одного проекта, но они также должны быть применимы к разным проектам, чтобы создать сопоставимость, которая используется для будущей идентификации
2
Анализ
Выполнение качественного анализа рисков — это процесс определения приоритетности рисков отдельных проектов для дальнейшего анализа или принятия мер путем оценки их вероятности возникновения и воздействия, а также других характеристик. Этот анализ субъективен, поскольку значение, присваиваемое каждому вопросу, основано на индивидуальных предубеждениях и значениях полезности. На основе теории полезности предполагается, что наилучший выбор — это тот, который приносит наибольшее удовлетворение лицу, принимающему решение. Количественное определение вопросов может быть выполнено с использованием шкалы значений, разработанной для каждого проекта
3
Мониторинг
Как и в классическом процессе управления рисками, модель PRiSM требует реализации согласованных планов реагирования на риски, а также выявления новых рисков на протяжении всего проекта. Когда с риском не может справиться сам руководитель проекта или даже компания, ответственность за риск может быть переложена на другую, третью сторону. Разработка правильных мер реагирования на риски поможет руководителям проектов и команде контролировать успех проекта
4
Контроль
Важным последним шагом является оценка реагирования на риски и всего процесса проекта, чтобы извлечь выгоду из него для будущих проектов. Таким образом, модель PRiSM создает базу данных в основном в графическом формате. Таким образом, руководителям проектов легко понять реализованные проекты и получить информацию о предположениях и ограничениях, которые существенно помогают улучшить будущие проекты
Источник: составлено авторами.

Управление рисками служит предотвращению нанесения вреда людям и биосфере в том числе, из-за несоблюдения требований безопасности выпускаемой продукции. В этом случае PRiSM позволяет идентифицировать продукт, который не соответствует или может не соответствовать соответствующему законодательству о безопасности продукции. Такой продукт может быть обнаружен несколькими путями, например, благодаря сообщениям о том, что человек получил травму или заболел в результате его использования, жалобы, сообщения в средствах массовой информации, сбор соответствующих рекламаций от пользователей, уведомления, полученные от производителя продукта и т.д., то есть мониторинг безопасности продукции на всех этапах жизненного цикла становится основой устойчивого управления проектом [59].

Кластерные структуры, как перспектива реализации климатических проектов с использованием методологии устойчивого управления проектами PRiSM

Анализ формирования и функционирования кластерных структур показывает, что использование проектных технологий в кластерных структурах является возможным и целесообразным [65, 66].

Рассмотрим предпосылки реализации климатических проектов в кластерных структурах с использованием методологии PRiSM. По результатам исследований [9], проведенных компаниями GCI 4 Boards и ДРТ, были выявлены следующие существующие возможности для российских компаний при реализации климатических проектов:

- снижение углеродного следа продукции;

- выполнение корпоративных целей компании по декарбонизации;

- монетизация результатов климатических проектов на международном и российском (в случае его появления) углеродных рынках;

- улучшение ESG-показателей и доступ к «зеленому» финансированию.

Реализация климатических проектов может помочь компаниям в достижении амбициозных целей по сокращению выбросов до нулевого уровня и соблюдении требований инвесторов, что будет способствовать улучшению ESG-показателей и облегчать доступ к «зеленому» финансированию на национальном и международном уровне.

Рейтинги ESG в основном рассматривают принятые компанией ключевые показатели эффективности (КПЭ) по устойчивому развитию, например, целевые уровни сокращения выбросов. Прогресс в достижении КПЭ в области устойчивого развития, в том числе целей по климату, может влиять на условия получения финансирования от банков, ставка кредита также может зависеть от оценки, полученной компанией от рейтингового агентства.

Также в результате проведенного исследования были определены основные риски инвестирования в климатические проекты, а именно:

- отсутствие общепринятых правил международной торговли углеродными единицами в рамках Парижского соглашения;

- отсутствие методологий реализации определенных типов климатических проектов (или необходимость их адаптации);

- сложность определения экономической эффективности;

- технологические риски реализации климатических проектов и обеспечение их надежности.

На текущий момент отдельные виды климатических проектов, могут в значительной мере проигрывать другим типам как по стоимости, так и по эффективности, но в то же время следует отметить, что данный риск применим ко всем проектам, поскольку механизмы их реализации еще не отработаны и требуют значительных первоначальных инвестиций. Для минимизации этих рисков авторы предлагают использовать кластерную экономическую теорию, обосновывающую целесообразность формирования интегрированных производственно-корпоративных кластерных структур на принципах добровольности предприятий и организаций-участников, формируемых для реализации инновационных проектов с целью достижения синергетического эффекта [67–69].

Важно отметить, что обеспечение устойчивой деятельности предприятия в кластере и реализации совместных проектов является интегрированной задачей и, как правило, рассматривается в трех направлениях: внутрипроизводственного, сервисного, социального и рыночного обеспечения. Так, авторами [70] рассматривается проблема устойчивости, основанная на принципах инженерной логистики, исходя из которых, считается, что предприятие имеет устойчивое положение, если оно способно обеспечить любого своего потребителя продукцией/услугами в любой момент времени с соблюдением необходимой точности, номенклатуры, качества, количества, времени, места и цены поставляемой продукции, что обеспечивает также конкурентоспособность предприятия. Эти же критерии устойчивости можно распространить и на управление проектами, поскольку в современных условиях, наряду с научно-техническим прогрессом и ориентацией на потребности клиентов, устойчивое развитие предприятий играет важную роль. Считается, что успех компании зависит от выбора подхода к управлению бизнес-процессами и качественной реорганизации этих процессов в рамках проектов устойчивого развития [16, С. 3269–3282].

Для реализации климатических проектов можно предложить концепцию формирования инициативно-инновационных кластеров (ИИК), которая была подробно описана Герциком Ю.Г. и Омельченко И.Н. [71, С. 1711–1716]. Для придания такой кластерной структуре требуемых свойств для реализации климатических проектов представляется целесообразным формировать ИИК на основе промышленного симбиоза. Под промышленным симбиозом будем понимать межотраслевую сетевую форму взаимодействия предприятий, основанную на передаче производственных отходов от одного предприятия другому в качестве ресурса для его последующего вовлечения в производственный процесс. В качестве ресурсов для обмена могут выступать как материалы, энергия, вода, УГ, так и побочные продукты производства [72, 73].

К функциям ИИК могут относится в том числе экспертиза и мониторинг реализации климатических проектов, координация взаимодействия участников кластерной структуры с учетом их компетенций при формировании производственных цепочек на основе промышленного симбиоза и замкнутых технологических и биологических циклов, исключение дублирования функций и компетенций, разработка и реализация программы развития кластера. Отдельно необходимо подчеркнуть, что формирование как инновационных, так и промышленных кластеров предусматривает участие образовательных организаций по профилю деятельности участников кластера и смежным областям в соответствии с концепцией «тройной спирали». Это будет способствовать двустороннему процессу подготовки высококвалифицированных кадров для реализации климатических проектов, с одной стороны, и непрерывному повышению их квалификации и практической подготовке на базе образовательных организаций и производственных предприятиях – участниках кластера [74].

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Устойчивое управление проектами представляет собой подход, который учитывает не только экономические результаты, но и экологические и социальные последствия проекта. Это важно для достижения устойчивого развития экономики и обеспечения баланса между разными аспектами производственной деятельности.

2. Климатические проекты могут принести значительные преимущества, не только сегодня, но и в будущем, благодаря заботе о последующих поколениях и биосфере в целом.

3. Методология PRiSM является наиболее близкой по содержанию таким понятиям, как «устойчивое управление проектами» и «устойчивое развитие», поэтому ее можно рекомендовать для реализации климатических проектов.

4. Выбор организационной формы реализации климатических проектов зависит от конечной цели последних. В качестве одной из наиболее перспективных форм являются инициативно-инновационные кластеры.

5. Кластерный подход к реализации климатических проектов на основе промышленного симбиоза участников кластера позволит решать не только экономические и производственные задачи, но и социальные, в частности, в области подготовки высококвалифицированных кадров и повышения их квалификации.

[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/ (дата обращения: 11.06.2023).

[2] Официальный сайт Организации объединенных наций (ООН). Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 11.06.2023).

[3] Сайт компании GPM Global. URL: https://www.greenprojectmanagement.org/ (дата обращения: 13.06.2023).

[4] Green Project Management PRiSM – гораздо больше, чем «зеленые» проекты. URL: https://pmalliance.ru/2019/03/13/prism-prism-больше-чем-зеленые-проекты/ (дата обращения: 13.06.2023).

[5] PRiSM в управлении проектами. URL: https://finswin.com/projects/metody/prism.html (дата обращения: 13.06.2023).

[6] Международная организация по стандартизации. URL: https://www.iso.org/ru/home.html (дата обращения: 13.06.2023).

[7] ГОСТ ИСО 21500–2014. Руководство по проектному менеджменту. М.: Стандартинформ, 2020.

[8] Международный стандарт по управлению проектами 21502–2020. URL: https://www.iso.org/ru/standard/74947.html (дата обращения: 13.06.2023).

[9] Совместное исследование GCI 4 Boards и ДРТ «Климатические проекты: риски и возможности для бизнеса». URL: https://delret.ru/research/klimaticheskie-proekty-riski-i-vozmozhnosti-dlya-biznesa (дата обращения: 13.06.2023).


References:

(Almusaedi Khasan Kkhayun Abbas, Kelchevskaya N.R. (2021). Issledovanie determinant tsifrovizatsii v Rossii na osnove klasterizatsii regionov i analiza urovnya ikh zrelosti [Study of the digitalization determinants in Russia: clustering of regions and analysis of their maturity level]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1705-1720. (in Russian).

Abramov V. I., Abramov I. V., Putilov A. V., Trushinya I. (2023). Tsifrovizatsiya ekonomicheskikh otnosheniy kak faktor ustoychivogo razvitiya stran [Digitalization of economic relations as a factor of countries' sustainable development]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 615-636. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117125.

Abramov V.I., Abramov I.V., Putilov A.V., Trushinya I. (2023). Prioritety obespecheniya ustoychivogo razvitiya stran EAES [Priorities for ensuring the sustainable development of the EAEU countries]. Journal of international economic affairs. 13 (1). 135-158. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117302.

Abuzyarova M.I. (2023). Ekosistemnyy podkhod k razvitiyu kreativnyh klasterov [Ecosystem approach to the development of creative clusters]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). 1759-1770. (in Russian).

Agafonov V.A. (2016). Strategiya formirovaniya innovatsionno-orientirovannyh klasternyh sistem [Strategy of System Modernization of Russian Enterprises: Theory and Modeling]. Economics of Contemporary Russia. (1(72)). 39-54. (in Russian).

Andreeva T.A., Andreev V.V. (2020). Analiz klasternyh proektov pilotnyh innovatsionnyh klasterov, poluchivshikh federalnuyu podderzhku na primere Privolzhskogo federalnogo okruga [Analysis of cluster projects of pilot innovative clusters receiving federal support on the example of the Volga federal district]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 2069-2082. (in Russian).

Andreeva T.A., Astanina L.A. (2019). Kharakteristika innovatsionnyh klasterov Sibirskogo federalnogo okruga Rossii [Characteristics of innovation clusters of the Siberian federal district in Russia]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2979-2988. (in Russian).

Arutyunyan V.A., Rubtsova L.N., Chernyavskaya Yu.A. (2022). ESG-investitsii ili “sin stocks”: chemu prinadlezhit budushchee? [ESG or “sin stocks”: what kind of investment does the future belong to?]. Creative Economy. 16 (5). 1879-1892. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.5.114806.

Bognár F. P., Benedek P. (2021). A Novel Risk Assessment Methodology–A case study of the PRIsM Methodology in a compliance Management sensitive sector Acta Polytechnica Hungarica. (7). 89 -108.

Brakk D.G. (2023). Prodovolstvennaya bezopasnost v usloviyakh klimaticheskikh transformatsiy [Food security amidst climate transformations]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (1). 367-384. (in Russian).

Buletova N.E., Gubin A.M. (2023). Modelirovanie mezhregionalnyh integratsionnyh protsessov: klasternyy podkhod v usloviyakh tsifrovizatsii [Modeling of interregional integration processes: cluster approach amidst digitalization]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 521-534. (in Russian).

Burganov R.T., Elshin L.A., Sharapov A.R. (2022). Kontseptsiya inklyuzivnogo rosta kak mekhanizm obespecheniya ustoychivogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki [The concept of inclusive growth as a mechanism for sustainable development of national economies]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2623-2640. (in Russian).

Buzdes O.I., Makarov I.N. (2023). Neobkhodimost optimizatsii natsionalnoy sistemy agrostrakhovaniya v usloviyakh rosta klimaticheskikh riskov [The need to optimize the national agricultural insurance system in the face of growing climate risks]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 463-476. (in Russian).

Chepalo A.S. (2023). ESG-strategii kak faktor razvitiya malogo i srednego biznesa [ESG strategies as a factor in the development of small and medium-sized businesses]. Leadership and Management. 10 (3). (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.3.117898.

Chiliev B.M. (2023). Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike [Sustainable development of Russian regions: from strategy to tactics]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). (in Russian).

Chudinov O.O. (2023). ESG-investirovanie v agrobiznese kak element ustoychivogo razvitiya selskogo khozyaystva [Esg investment in agribusiness as an element of sustainable agricultural development]. Food policy and security. (1). 137-148. (in Russian).

Chzhan Litszyuan, Ponomarenko T.V. (2022). Transformatsiya kitayskikh ugolnyh kompaniy v sootvetstvii s kontseptsiey ESG-trebovaniy ustoychivogo razvitiya [Transformation of chinese coal companies according to the esg concept of sustainability requirements]. Economics. (3). 243-254. (in Russian).

Dontsova O.I. (2022). Tsifrovaya transformatsiya sistemy upravleniya promyshlennymi klasterami [Digital transformation of the industrial cluster management system]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 897-910. (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2020). Kontseptualnye osnovy ustoychivogo razvitiya v XXI veke: printsip triedinstva i podkhody k otsenke vozdeystviya biznesa [Conceptual foundations of sustainable development in the 21st century: the Triple Bottom Line concept and approaches to business impact assessment]. Leadership and Management. 7 (4). 643-658. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.110931.

Farooq U. What is the PRiSM Methodology?Principles and Process of PRISM. Retrieved June 13, 2023, from http://www.businessstudynotes.com/finance/project-management/prism-methodology-principles-process-prism/

Fokina I.I., Gertsik Yu.G. (2022). Perspektivy vnedreniya printsipov ekonomiki zamknutogo tsikla v klasternyh strukturakh na osnove promyshlennogo simbioza [Prospects for implementation of closed cycle economy principles in cluster structures based on industrial symbiosis] 46th Academic Readings on Cosmonautics. 177-180. (in Russian).

Gambeeva Yu. N., Glamazda A.V. (2020). Sovershenstvovanie klasternoy politiki v Respublike Krym [Improvement of cluster policy in the Republic of Crimea]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 997-1008. (in Russian).

Gapon M.N., Baranova I.V. (2022). Upravlenie riskami pri ESG-transformatsii predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa Rossii [Risk management in ESG transformation of Russian agribusinesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (12). 3361-3378. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.12.116915.

Gertsik Yu.G. (2017). Formirovanie klasternyh sistem v sfere zdravookhraneniya i meditsinskoy promyshlennosti [Formation of cluster systems in the healthcare and medical industry]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (5-2). 23-27. (in Russian).

Gertsik Yu.G. (2020). Rol vysshikh uchebnyh zavedeniy Rossii i Kitaya v razvitii innovatsionnyh obrazovatelnyh klasterov [Role of Russia’s and China’s higher educational institutions in the development of innovation educational clusters]. Ekonomika nauki. (4). 225-235. (in Russian).

Gertsik Yu.G., Kokueva Zh.M. (2019). Formirovanie i realizatsiya proektov integrirovannyh struktur v sfere meditsinskoy promyshlennosti i zdravookhraneniya [Formation and implementation of projects approach in integrated structures in the field of medical industry and health]. Rossiyskiy zhurnal upravleniya proektami. (4). 16 – 26. (in Russian). doi: 10.12737/2587-6279-2020-16-26.

Gertsik Yu.G., Omelchenko I.N. (2021). Ustoychivoe upravlenie proektami vysokotekhnologichnyh predpriyatiy v klasternyh strukturakh [Sustainable project management of high-tech enterprises in cluster structures] 45th Academic Readings on Cosmonautics dedicated to the memory of Academician S.P. Korolev and other outstanding Russian scientists and pioneers of space exploration. 192-193. (in Russian).

Gertsik Yu.G., Omelchenko I.N. (2021). Vozmozhnosti i problemy «initsiativno-innovatsionnyh» klasternyh struktur v ramkakh krupnomasshtabnyh sistem meditsinskoĭ promyshlennosti i zdravookhraneniya: tezisy doklada [Opportunities and challenges of initiative-innovation cluster structures within large-scale systems of medical industry and health care: abstract of the report] Management of Large-Scale Systems Development (MLSD'20). 1711-1716. (in Russian).

Gotsko T.V. (2023). Razvitie mezhmunitsipalnogo sotrudnichestva – prioritet obespecheniya ustoychivogo ekonomicheskogo rosta territoriy [Development of inter-municipal cooperation as a priority for sustainable economic growth of territories]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). (in Russian).

Groshev A.R., Dubrovskaya E.N. (2020). Instrumentariy podderzhki klasternyh initsiativ (obobshchenie praktiki podderzhki klasternyh initsiativ v stranakh s federativnym ustroystvom) [Cluster initiatives supporting tools (summarizing the practice of cluster initiatives support in countries with federal structure)]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (4). 945-964. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.4.100874.

Groshev A.R., Pelikhov N.V. (2019). Klasternye initsiativy: protivorechiya i osobennosti v upravlenii protsessami klasterizatsii regionalnoy ekonomiki [Cluster initiatives: contradictions and peculiarities in the management of regional economy clustering processes]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 355-370. (in Russian).

Groshev A.R., Pelikhov N.V. (2019). Sistemnye protivorechiya v upravlenii protsessami klasterizatsii v regionalnoy ekonomike [System regularities and peculiarities of development of clustering processes and formation of functional networks in mono-industrial regions]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2965-2978. (in Russian).

Gubin A.M. (2022). Kontseptualnye osnovy ekonomicheskoy integratsii v usloviyakh globalizatsii i ustoychivogo razvitiya regionalnoy ekonomiki [Conceptual framework for economic integration in a globalised and sustainable regional economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2601-2622. (in Russian).

Isaychenkova V.V. (2019). Formirovanie effektivnyh promyshlenno-proizvodstvennyh klasterov v usloviyakh tsifrovizatsii [Formation of effective industrial clusters in conditions of digitalization]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1879-1890. (in Russian).

Kamyshnikova D.N. (2019). Klasternaya politika kak instrument stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta (na primere Malayzii) [Cluster policy as a tool for the stimulation of economic growth (on the example of Malaysia)]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2519-2530. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41194.

Kokueva Zh.M. (2021). Paradigma ustoychivogo razvitiya menyaet metodologiyu upravleniya proektami [Sustainable development paradigm changes project management methodology] Sustainable Development and New Industrialization: Science, Economics, Education. 57 - 260. (in Russian).

Kosheleva T.N. (2020). Napravleniya koordinatsii predprinimatelskogo vzaimodeystviya v ramkakh regionalnogo klastera [Coordination of business interaction within the regional cluster]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2517-2528 . (in Russian).

Krakovskaya I.N. (2023). Kontseptsiya obespecheniya ustoychivoy konkurentosposobnosti promyshlennyh klasterov Rossii: osnovnye polozheniya [The concept of sustainable competitiveness of industrial clusters in Russia: the main provisions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 343-364. (in Russian).

Kravchenko P.P., Burtsev D.S. (2022). Analiz praktiki upravleniya biznes-protsessami na sovremennyh predpriyatiyakh lesnoy promyshlennosti v ramkakh ispolzovaniya sovremennyh podkhodov realizatsii proektov ustoychivogo razvitiya [Business process management at forest industry enterprises within the framework of modern approaches to the implementation of sustainable development projects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (12). 3269-3282. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.12.116974.

Kuimov V.V., Simonov K.V. (2022). Promyshlennye klastery Angaro-Eniseyskogo makroregiona. Novyy etap razvitiya [Industrial clusters of the Angara-Yenisei macroregion. A new stage of development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 2029-2048. (in Russian).

Kurnosova T.I. (2022). Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt ispolzovaniya ESG-printsipov v razrabotke strategii razvitiya neftegazovogo biznesa [Domestic and foreign experience of using ESG-principles in designing oil and gas business development strategy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 387-410. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114058.

Makarov I.N., Nazarenko V.S., Osipova I.V., Lesnyh E.V. (2022). ESG-podkhod v sisteme strategicheskogo upravleniya ekonomicheskimi sistemami natsionalnogo i regionalnogo urovnya [ESG approach in the strategic management of national and regional economic systems]. Creative Economy. 16 (7). 2569-2586. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.7.114893.

Makarov I.N., Sotnikov N.B. (2022). Zonalno-klasternyy podkhod kak instrument gosudarstvennoy politiki upravleniya razvitiem khozyaystvennyh sistem [The zonal cluster approach as a public policy tool for managing the development of economic systems]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2739-2750. (in Russian).

Mirotin L.B., Omelchenko I.N. (2011). Inzhenernaya logistika: logisticheski-orientirovannoe upravlenie zhiznennym tsiklom produktsii [Engineering logistics: logistics-oriented product lifecycle management] (in Russian).

Mrachkovskiy A.E., Telyatnikova T.V. (2023). Ustoychivoe sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona na primere Omskoy oblasti Rossiyskoy Federatsii i Severo-Kazakhstanskoy oblasti Respubliki Kazakhstan [Sustainable socio-economic development of the region on the example of the Omsk region of the Russian Federation and the North Kazakhstan region of the Republic of Kazakhstan]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). (in Russian).

Mukhamadeev A.F. (2020). Metodicheskie podkhody k identifikatsii klasterov i otsenke ikh vliyaniya na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona razmeshcheniya [Methodological approaches to identifying clusters and assessing their impact on the socio-economic development of the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (11). 2637-2650. (in Russian).

Mun D.V., Popeta V.V. (2022). Klimaticheskie izmeneniya: Rossiya v zone povyshennogo riska [Climate change: Russia at high risk]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2895-2914. (in Russian).

Neves A., Godina R., Azevedo S., Matias J. (2020). A Comprehensive Review of Industrial Symbiosis Journal of Cleaner Production. (247). 119113. doi: 10.1016/j.jclepro.2019.119113.

Osipov V.S. (2012). Klastery kak instrument ekonomicheskoy politiki gosudarstva [Clusters as a tool of the state economic policy]. Bulletin of the Institute of Economics, RAS. (6). 92-97. (in Russian).

Pogrebtsova E.A. (2022). Monitoring innovatsionnoy aktivnosti subektov Sibirskogo federalnogo okruga kak vektor ustoychivogo razvitiya [Monitoring innovation activity in the constituent entities of the siberian federal district as a vector of sustainable development]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 2285-2298. (in Russian).

Porter M.E. (1991). Towards a Dynamic Theory of Strategy Strategic Management Journal. (12). 95-98.

Rotaenko T.O., Badin P.S. (2018). Metodologiya PRISM, kak effektivnyy sposob upravleniya ekologicheskimi proektami [PRISM methodology as an effective way to manage environmental projects]. Trends in the development of science and education. (42). 54-56. (in Russian). doi: 10.18411/lj-09-2018-43.

Ryabchikova N.N. (2020). Upravlenie razvitiem organicheskogo selskogo khozyaystva v Rossii na osnove klasternogo podkhoda [Managing the development of organic agriculture in Russia on the basis of the cluster approach]. Food policy and security. (2). 97-106. (in Russian).

Ryabchikova N.N. (2021). Menedzhment agropromyshlennogo klastera: tendentsii i perspektivy razvitiya v Rossii [Agricultural cluster management: trends and development prospects in russia]. Leadership and management. (4). 555-566. (in Russian).

Safiullin M.R., Gafarov M.R. (2022). Importozameshchenie kak instrument obespecheniya ustoychivogo razvitiya ekonomiki v usloviyakh sistemnyh preobrazovaniy: regionalno-otraslevoy aspekt [Import substitution as a tool for ensuring sustainable economic development amidst systemic transformations: regional and sectoral aspect]. Journal of International Economic Affairs. (3). 407-432. (in Russian).

Savina S.A., Kalashnikov D.V. (2021). Razvitie regionalnogo agropromyshlennogo klastera na osnove gosudarstvennogo i chastnogo partnerstva [Development of a regional agro-industrial cluster based on public-private partnership]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1117-1130. (in Russian).

Shalyapina M.A. (2023). Kross-klasternaya model kak perspektivnoe napravlenie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Kaliningradskoy oblasti) [Cross-cluster model as a promising direction for regional socio-economic development (Kaliningrad case study)]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 767-784. (in Russian).

Shatskaya E.Yu. (2022). Instrumenty strategicheskogo upravleniya razvitiem mezourovnevyh innovatsionnyh ekosistem s ispolzovaniem ESG-kontseptsii [Strategic management tools for the development of meso level innovation ecosystems using the ESG concept]. Creative Economy. 16 (4). 1551-1564. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.4.114468.

Shelomentsev A.G., Goncharova K.S. (2022). Problemy sotsialnoy i ekonomicheskoy adaptatsii naseleniya k usloviyam globalnogo izmeneniya klimata: podkhody i resheniya [Problems of social and economic adaptation of the population to the conditions of global climate change: approaches and solutions]. Food policy and security. (4). 377-402. (in Russian).

Smolyanova I.V. (2022). Analiz vzaimoobuslovlennosti prioritetov regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki i ustoychivosti territorialnogo razvitiya [Analysis of the intersection between regional socio-economic policy priorities and the sustainability of spatial development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2687-2700. (in Russian).

Sozinova A.A., Meteleva O.A. (2022). Posledstviya gosudarstvennogo regulirovaniya tsen na tovary v gosudarstvakh – chlenakh EAES dlya korporativnoy otvetstvennosti i ustoychivogo razvitiya [Consequences of state regulation of commodity prices in the EAEU Member States for corporate responsibility and sustainable development]. Journal of International Economic Affairs. (3). (in Russian).

Starodubtseva E.B., Medvedeva M.B. (2022). Finansovye ESG-instrumenty podderzhki eksporta: novyy trend [Financial ESG tools for export support: a new trend]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2615-2630. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116376.

Toljaga-Nikolić D., Todorović M., Dobrota M., Obradović T., Obradović V. (2020). Project Management and Sustainability: Playing Trick or Treat with the Planet Sustainability. (12(20)). 8619.

Tomashevskaya Yu.N. (2022). Potentsial razvitiya logisticheskikh klasterov v Rossii: primer Astrakhanskoy oblasti [Development potential of logistics clusters in Russia: the Astrakhan region case]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2751-2772. (in Russian).

Utkin A.I. (2022). Innovatsionnaya sistema sbalansirovannyh pokazateley v upravlenii tsifrovoy transformatsiey sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionalnogo klastera [Innovative balanced scorecard in the digital transformation management of socio-economic development of the regional cluster]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1731-1746. (in Russian).

Verba Yu.S., Ivanov I.N. (2015). Ustoychivoe razvitie i upravlenie proektami: zadachi i rezultaty integratsii [Sustainable development and project management: objectives and integration results]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (5(41)). 135-146. (in Russian).

Vostrikova E.O., Meshkova A.P. (2022). Transportno-logisticheskaya infrastruktura kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Transport and logistics infrastructure as a factor of regional sustainable development]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 1073-1092. (in Russian).

Yampolskaya D.O., Volodina D.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie i klastery stran BRIKS [BRICS countries innovative development and clusters]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 1175-1190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110954.

Yurova P.N., Makarov I.N. (2022). Klasterizatsiya regionalnoy ekonomiki: problemy finansirovaniya i monitoringa deyatelnosti regionalnyh klasterov [Clustering of regional economies: financing and monitoring of regional clusters]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 2013-2028. (in Russian).

Zakupen T.V. (2023). Institutsionalnye osnovy i perspektivy formirovaniya promyshlennosti po obrabotke, utilizatsii i obezvrezhivaniyu otkhodov proizvodstva v ramkakh kontseptsii ustoychivogo razvitiya ekonomiki [Institutional framework and perspectives of the industry for processing, recycling and neutralization of industrial waste within sustainable economic development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). 1943-1962. (in Russian).

Zamyatina M.F., Tishkov S.V. (2022). ESG-faktory v strategiyakh kompaniy i regionov Rossii i ikh rol v regionalnom innovatsionnom razvitii [ESG factors in Russian business and regional strategies and their role in regional innovative development]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 501-518. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114369.

Zhaparalieva Zh.Zh. (2018). Upravlenie proektami ustoychivogo razvitiya [Managing sustainable development projects]. Leadership and Management. 5 (1). 9-24. (in Russian). doi: 10.18334/lim.5.1.38771.

Zhukova E.V. (2022). Strategicheskie prioritety ustoychivogo razvitiya i formirovanie algoritma upravleniya ESG-riskami [Strategic priorities of sustainable development and ESG risk management algorithm]. Creative Economy. 16 (2). 611-628. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.2.114303.

Страница обновлена: 05.05.2025 в 15:58:04