Transformation of the domestic economic model to ensure technological sovereignty
Shushunova T.N.1, Sitnikov E.V.1,
1 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Russia
Download PDF | Downloads: 85 | Citations: 1
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 3 (July-september 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54303006
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The results of scientific research aimed at ensuring Russia's technological sovereignty during the period of digital transformation and large-scale economic sanctions are given. The analysis of external challenges and threats to the economic security of Russian companies associated with their low susceptibility to innovation was conducted. The assessment of the liberal economic model and its negative impact on the destruction of the potential of the industrial complex is presented. The most important tasks of the new scientific, technical and industrial policy to ensure the competitive advantages of Russian companies amidst technological blockade are identified. As the basic direction of the radical modernization of the Russian economy with a change in its structure and transition to new technological and world economic patterns as a result of the fourth technological revolution, the new industrialization of Russia is considered. This should ensure the economic sovereignty of the country and increase the efficiency of material production to increase the level and quality of life. Within the framework of the current socio-economic system, taking into account the conditions of interaction with other countries, the implementation of the planned promising directions of the new industrialization of the country is carried out. To assess the opportunities and threats in the implementation of the tasks of new industrialization that affect its effectiveness, the analysis of technical and economic factors that ensure the planned development in combination with the classical political economic methodological approach linking the development of productive forces with the necessary transformation of the system of public relations is used. To achieve economic security based on the implementation of new industrialization, it is necessary to improve the management of the scientific and technological complex and plan its development, adjust the industrial strategy, carry out personnel training measures in advance and accelerate long-term R&D, as well as strengthen raw materials, provide financial support and improve infrastructure, taking into account the necessary requirements amidst a new world order.
Keywords: challenges, new industrialization advantages and problems, technological sovereignty, planning for the development of scientific and technological complex, new industrialization resource base and infrastructure
JEL-classification: O31, O32, O33
Введение. Экономические условия противостояния России западным мерам по технологической блокаде и экономической изоляции требуют эффективных и срочных решений в системе экономической безопасности, которые вынуждены приниматься с учетом внутренних противоречий либеральной экономической модели [19]. Ее реализация в России после распада СССР привела к деиндустриализации страны, разрушению потенциала индустриального комплекса, являющегося основой экономики, с последующими негативными последствиями для большинства населения в социальном плане – падению качества жизни. Этому также способствовали настойчивые действия по дестабилизации страны, предпринятыми западными странами во главе с США по продвижению идей рыночных реформ, которые привели к потере контроля государства над базовыми отраслями индустрии, крупнейшими банками с частичной передачей их управления олигархическому капиталу, а через него глобальному международному бизнесу; ориентации на развитие отраслей добывающей промышленности и сырьевой нефтегазовой экономики; разрушению производственно-технологической, научно-технической, транспортной инфраструктуры; выводу капитала из страны для личного обогащения, воспрепятствованию развития в России.
Российская экономическая наука и практика постепенно отходит от иллюзий либерального капитализма и его постиндустриальной парадигмы и приходит к необходимости формирования нового качества индустриального производства, в котором знания получают преимущественное развитие для создания новых более эффективных производств и продуктов. Наступление четвертой индустриально-технологической революции базируется на контролируемых человеком физических, химических, биологических, когнитивных и информационных процессах [16]. Использование знаний в этих процессах последовательно приводит к изменению технологий и новому качеству получаемых с их помощью материальных продуктов, требующих меньших удельных затрат сырья, материалов, топлива и энергии, составляющих основную часть эксплуатационных расходов.
Цель работы исследовать трансформацию российской экономической модели в целях обеспечения технологического суверенитета.
Задачи исследования:
– рассмотреть содержание и направления новой индустриализации;
– выявить и определить вызовы и задачи новой индустриализации;
– уточнить возможности совершенствования системы управления развитием научно-технологическим комплексом (НТК);
– предложить меры по укреплению ресурсного обеспечения, научной-технической инфраструктуры, и реформированию системы экономических и производственных отношений в сфере материального производства.
Предмет исследования – российская экономическая модель в контексте обеспечения технологического суверенитета.
Объект исследования – процесс трансформации российской экономической модели в целях обеспечения технологического суверенитета.
Практическая значимость исследования обусловлена применимостью полученных результатов и сформулированных выводов как основы для совершенствования российской экономической модели в целях обеспечения технологического суверенитета.
Содержание и направления новой индустриализации. Впервые в научной литературе о новом индустриальном обществе начал писать Джон К. Гэлбрайт, венцом его работ стала книга «Новое индустриальное общество», подготовленная к публикации в 1967 году [3]. В этой книге им была переосмыслена, существовавшая в то время производственно-экономическая система США и обоснован курс на существенно возрастающую роль планирования с разделением экономики на рыночную и планируемую, необходимость формирования спроса не только корпорациями, но и государством, сетевой принцип структурирования экономики и общества. Позднее им отвергался гипертрофированный рост финансовых институтов, перенос в развивающиеся страны производственных мощностей и тесно увязанный с этим процесс деиндустриализации. Значительно позднее (спустя пол века) Д.С. Бодрунов с диалектических позиций отверг как ошибочные и отжившие теории позднего индустриализма и постиндустриализмва и обосновал курс на новую индустриализацию в современных условиях. Им также определено зафиксированное теоретиками постиндустриализма возрастающее значение информационных технологий и сделан вывод об ускоренном росте в современном мире знаниеемкости материального производства, возрастании его удельного веса в продукции при снижении материалоемкости, энергоемкости и капиталоемкости, а также уточнены с развитием научно-технического прогресса основные черты современного материального производства, требующего для своего создания меньшее количество материальных ресурсов. Д.С. Бодруновым с сотрудниками ИНИР им. С.Ю. Витте, также как большинству специалистов технологов и прогнозистов в научно-технологической сфере, названы прорывными следующие инновационные технологии: биотехнология, генная инженерия, альтернативная энергетика, нанотехнологии, аддитивные, когнитивные и социальные технологии. Сделанные им выводы во многом совпадают и дополняют теорию технологических укладов, разработанную ранее академиками С.Ю. Глазовым и Д.С. Львовым, а в числе условий успеха новой индустриализации указаны не только элементы собственного инновационного процесса и продукта, его технологической базы, но также организации самого индустриального труда и производственных отношений в нем [14]. Это требует глубинных экономических, социальных и политических трансформаций, создания конкурентоспособной среды, равных доступов субъектов к ресурсам, эффективного общественного контроля для обеспечения более высокого уровня экономического функционирования и устойчивого развития страны.
Вызовы и задачи новой индустриализации. Переходя от теоретических к практическим вопросам поступательного продвижения к новой индустриализации следует отметить, что на ее успех влияет большое количество условий и технико-экономических факторов, которые следует учитывать. Новая индустриализация является важнейшим драйвером экономического роста путем инновационного развития, которое к сожалению, не подтверждено результатами в последние годы, в частности продолжением значительных закупок по импорту широчайшего ряда материалов, комплектующих и готовых товаров, а также ростом экспорта в основном сырья и товаров с небольшой добавленной стоимостью. Либеральная политики привела российскую экономику к деиндустриализации, затронула все отрасли, прежде всего технологически емкие, которые потеряли и продолжают терять конкурентоспособность производимой продукции за исключением отдельных сфер оборонной промышленности. Это угрожает национальной экономической безопасности и вызывает необходимость проведения новой индустриализации. Важно отметить, что стратегическая цель новой индустриализации – не полномасштабное восстановление существовавшей ранее структуры промышленного потенциала, не реиндустриализация, а формирование промышленного производства и отраслей нового технологического уклада с учетом ликвидации структурных диспропорций, повышения экономической безопасности страны при противодействии внешним вызовам и угрозам в условиях борьбы за новое мироустройство и глобальной трансформации [13]. Реиндустриализация и последующее развитие по примеру Сталинской индустриализации в настоящее время также невозможны, поскольку она проводилась с помощью Запада, прежде всего США и Германии, а в условиях глобальных трансформаций для них и ряда их союзников основным инструментом сдерживания России являются санкционное давление и технологическая изоляция. Поставки необходимых технологий, оборудования и материалов для новой индустриализации из дружественных стран не позволяют провести системную трансформацию российской промышленности в условиях цифровой экономики и сформировать ядро нового технологического уклада в реальном секторе, и в конечном итоге обеспечить требуемый рост экономики в условиях жесточайшей конкуренции, и технологический суверенитет [9; 10].
Проводимая ранее либералами промышленная политика затронула все элементы воспроизводственной цепочки производства и коммерциализации знаний: фундаментальную и прикладную науки с организацией этих работ, инжиниринг и проектирование, стандартизацию и сертификацию, логистику, транспортную инфраструктуру, кадровую политику и ориентацию на определенные области рынка. При формально принятых стратегии промышленного развития, научных программах и национальных проектах усилия по развитию научно-технологического комплекса в прошедший период к сожалению не оказали заметного влияния на социально-экономическое развитие страны из-за недостаточного финансирования НИОКР (около 1 % от ВВП, что позволило только поддержать на определенном уровне новые разработки, в основном в оборонном секторе и в отдельных проектах), сокращения количества исследователей, научно-исследовательских и проектных организаций, плохой кооперации, координации (межведомственной, межотраслевой, межкорпоративной и региональной), низких качества и эффективности работ, переносов сроков их выполнения, слабого контроля за расходованием средств и др.
Экономика России и сейчас демонстрирует невосприимчивость к инновациям. Это объясняется длительным периодом получения новых знаний, рисками и низкой экономической эффективностью проводимых работ, значительным периодом окупаемости проектов, что в принципе не могло заинтересовать государственные структуры, крупнейшие частные компании и банки в финансировании НИОКР. У всех них оставалось большое поле деятельности для увеличения прибыли, повышения капитализации, вывода капитала за рубеж без надлежащего контроля государственных структур и при наличии лазеек в законодательстве. Цифровой трансформации промышленного сектора препятствуют множество барьеров, происхождение которых связано с несистемностью и разной направленностью экономической политики и законодательных норм [12]. Была осуществлена неудачная попытка формирования национальной инновационной системы (НИС) и в дальнейшем ее улучшения. Сделаны грубейшие ошибки в разрушении системы РАН, ликвидации, реорганизации и переподчинения ряда отраслевых научных и ослаблении потенциала проектно-конструкторских организаций в гражданском секторе, формировании по примеру Запада организаций типа «Роснано», создании в вузах подразделений, осуществляющих фундаментальные НИР, не интегрированные в реальный сектор экономики. Как результат отсутствие собственных принципиально новых фундаментальных и прикладных разработок, приводящих к росту экономики, повышению уровня и качества жизни российских граждан. Масштабируемых технологий в созданных кластерах, промышленных парках и других подобных структурах очень мало и крупный бизнес не проявляет к ним никакой заинтересованности.
Непосредственно к существенным вызовам и глобальным угрозам в научно-технологической сфере в условиях четвертой промышленной революции, по нашему мнению, относятся: рост конкурентной борьбы за новые высокотехнологичные рынки; технологическая зависимость экономики России от импортозамещения.
Санкционная политика, запрещающая передачу России современных технологий и оборудования; вынуждает российские компании ускоренно и напряженно преодолевать ограничения и барьеры в международном научно-техническом сотрудничество и др [8]. Новые вызовы и угрозы при формировании будущего миропорядка приводят к переосмыслению имеющихся проблем, необходимости уточнений в стратегиях развития, научно-технической и промышленной политиках, в корректировке системы законодательного, финансового кадрового, институционального обеспечения новой промышленной политики [4; 5; 6].
Кроме того, должна быть изменена макроэкономическая политика ЦБ, введены жесточайшие ограничения на вывоз капитала и его преимущественное направление в реальные сектора экономики. Бизнес-сообщество при декларировании повышения своей конкурентоспособности не всегда ориентируется на разработки отечественных вузов и академических НИИ, поскольку они практически не в состоянии (за редким исключением) представить результат разработок в виде опытно-промышленного или промышленного образца с доказанной эффективностью и готового к запуску в серийное производство. Поэтому они начинают создавать собственные исследовательские центры, при возможности закупают технологии и ноу-хау за рубежом. Последнее будет существенно ограничено, поэтому бизнесу потребуется существенная перестройка и ориентир на собственные разработки.
Для обеспечения технологического суверенитета страны необходимо решить следующие задачи промышленной политики:
– создавать отечественные воспроизводственные цепочки, охватывающие весь инновационный цикл от идеи до коммерциализации инноваций на основе интеграции науки, государства и бизнеса;
– укрепить ресурсный и производственный потенциал, провести мероприятия по совершенствованию производственной и транспортной инфраструктуры, улучшению положения с научными кадрами, инженерами и работниками, а также их социальных условий;
– развитие системы мер государственной поддержки на основе реализацию федеральных программ с высокой долей финансирования за счет бюджетных средств [11; 15];
– совместные научные исследования с патентной защитой сторон, сотрудничество при воспроизведении передовых западных технологий, кооперация при организации производств, в поставках комплектующих, создание международных центров стандартизации и сертификации, международное сотрудничество на двухсторонней и многосторонней основе в наднациональных союзах и объединениях типа БРИКС, ЕАЭС и других структурах;
– для успешной деятельности международных союзов и объединений, и продвижения геополитических интересов участников на международном рынке необходимо создание собственной валюты, торговых и валютных бирж.
Совершенствование системы управления развитием научно-технологическим комплексом (НТК). Новые вызовы и угрозы только ускоряют необходимость рассмотрения вопроса перехода к формированию современной системы управления в сфере исследований и разработок, повышения их востребованности и результативности. Интеграция деятельности академических институтов, вузов и бизнеса проходит недостаточно эффективно. По-видимому, необходимо более жесткое проведение административных мер после технических аудитов в направлениях, где успехи напрямую зависят от интеграционных мероприятий, всех структур, участвующих в инновационном процессе. Ключевым изменением в системе управления помимо администрирования во всех блоках должно стать совершенствование производственных отношений в сфере материального производства, а также усиление материальной заинтересованности и материального стимулирования всех участников в зависимости от полученных конечных результатов.
Переход на современные передовые процессы приведет к созданию отраслей с высокой добавленной стоимостью и масштабному проникновению новейших технологий во все сферы общества, станет локомотивом развития других секторов национальной экономики, позволит повысить общественную производительность труда, что подтверждается опытом их применения в развитых странах, а также обеспечит лидерских позиций страны на мировой арене [17]. В долгосрочном плане в условиях глобализации и все более тесного взаимодействия экономик развивающихся дружественных стран не только военная, но и научно-технологическая экономическая мощь будет все заметнее определять баланс сил в мире и влияние на формирующийся мировой порядок [7]. Наряду с созданием новых производств и отраслей будет осуществляться модернизация технологической базы ВПК, топливно-энергетических и металлургических комплексов, ускорится обновление энергетического сектора и машиностроения – основы отечественной экономики, что обусловливает актуальность исследований, связанных выявлением наиболее выгодных объектов проведения новой индустриализации. Индустриальный сектор является основой технологического суверенитета страны, определяет стратегию пространственного развития. В связи с созданием новых комплексов получат развитие новые территории и улучшится логистика, а также повысится спрос на высококвалифицированную рабочую силу, но одновременно снизятся потребности на малоквалифицированных специалистов. Возможные негативные последствия могут быть связаны с рисками при проведении научных, проектных работ, инжиниринге и коммерциализации инновационных проектов, при территориальном размещении новых производств в связи со скученностью населения и концентрацией производств в сложившихся промышленных центрах, недостаточно обоснованном выборе места расположения новых центров индустриализации, а также ошибками при выборе перспективных партнеров для сотрудничества и рынков сбыта.
Укрепление ресурсного обеспечения, совершенствование научной и инженерно-технической инфраструктуры. Несмотря на общую довольно высокую оценку обеспечения России высококвалифицированными кадрами, инженерное обеспечение в научном и научно-технологическом блоках остается достаточно острой проблемой. Ликвидация и реорганизация организаций НТК, старение и уход персонала в более оплачиваемые сферы деятельности, миграция творческой молодежи за рубеж и отсутствие полноценного притока молодых кадров сказывается на результативности научной и исследовательской деятельности, которой как показывает опыт может заниматься не каждый специалист, получивший высшее образование. Развитие кадрового потенциала требует учета следующих факторов, влияющих на подготовку научных и инженерных кадров в вузах и своевременное повышение их квалификации для обеспечения создания и эксплуатации знаниеемких технологий и производств, управления научно-техническим прогрессом:
– слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики, вследствие чего с одной стороны снижаются возможности удержания в стране наиболее эффективных ученых, инженеров, создающих прорывные продукты, а с другой, замедляется повышение эффективности производства;
– ускоряющийся рост объемов научно-технической информации, программных инструментов проведения исследований и разработок, дальнейшего их масштабирования при реализации [18];
– необходимость сокращения времени от получения новых знаний до создания инновационных продуктов;
– рост требований к мягким навыкам и профессиональной квалификации, что необходимо для реализации механизма «открытых» инноваций с международным участием;
– инертность регламентирующих и стимулирующих мер государственной поддержки;
– учет деятельности международных экономических организаций, позволяющих ограниченной группе стран максимизировать выгоды в цепочках добавленной стоимости от использования создаваемых технологий [1];
– сужение каналов передачи знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики.
Реформирование системы экономических и производственных отношений в сфере материального производства. Основную роль при проведении технологического прорыва в новой индустриализации берет на себя государство, в особенности при санкционном давлении и технологической изоляции, осуществляемой развитыми странами, отказывающимися от сотрудничества с нами. Но для успешного воплощение в жизнь принятых технических инноваций необходимо также осуществить ряд мер в сфере экономических отношений.
Прежде всего это необходимость изменений в отношениях собственности в соответствии с действующим законодательством. Предприятия, полученные в результате приватизации и залоговых аукционов в результате незаконных действий или нарушений законодательства в своей деятельности, должны быть переданы через инвестиционные конкурсы другим собственникам, способным решить поставленные государством задачи, в том числе и по вопросам новой индустриализации. Желательно избежать тотальной национализации, которая может и должна осуществляться только в крайних случаях. Но нужно учесть, что в сложившихся условиях президент страны поддержал идею национализации предприятий оборонной сферы, не исполняющих государственный заказ [2].
Важно также активизировать процессы социализации, связанные с возрастанием общественного регулирования экономики и перераспределением общественного богатства и дохода в пользу общества в целом и его беднейших слоев в особенности. В качестве индикаторов меры социализации можно использовать долю общественных благ в ВВП (коэффициент общественных благ), а также соотношение коэффициентов Джини до и после уплаты налогов (коэффициент выравнивания доходов как меру перераспределения дохода через прогрессивный подоходный налог, налоги на наследство и роскошь). При ухудшении положения с бюджетом страны необходимо начать прорабатывать подходы к переходу на более жёсткие варианты налогообложения для богатых.
Заключение
Использование либеральной модели развития, проведение макроэкономической стабилизационной политики привели к деиндустриализации промышленности, потере конкурентоспособности, производимой ею продукции, низким темпам роста ВВП и снижению жизненного уровня населения, что обусловливает необходимость проведения новой индустриализации.
Новая индустриализация направлена на инновационное, знаниеемкое развитие материального производства, формирование новых производств и отраслей шестого технологического уклада, она должна стать драйвером роста, способствовать противодействию вызовам при формировании нового мирового порядка в условиях экономических санкций и технологической изоляции.
Для успеха новой индустриализации необходимо перейти на новую экономическую модель, внести изменения в финансовую систему, направить инвестиции на промышленное развитие, усовершенствовать систему управления научно-технологическим комплексом, кардинально улучшить обеспечение будущего развития высококвалифицированными кадрами и минеральным сырьем, заменить устаревшую научно-техническую инфраструктуру и создать сеть центров развития международной кооперации для усиления международного сотрудничества.
Достижение намеченных мероприятий невозможно без осуществления ряда мер в сфере экономических отношений, прежде всего изменений в отношениях собственности и перераспределения общественного богатства и дохода в пользу общества.
References:
Bodrunov S.D. (2022). Novoe industrialnoe obshchestvo: istoki, realnost, gryadushchee [The New Industrial Society: Origins, Reality, and Future] Noonomics. 347. (in Russian).
Gelbreyt Dzh. (2004). Novoe industrialnoe obshchestvo [New Industrial Society] (in Russian).
Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V., Lev M. Yu. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti [Russia's economic security in the new reality] (in Russian).
Ispravnikova N. R. (2014). Innovatsionnaya model ekonomicheskogo rosta: novaya industrializatsiya [Innovative Model of Economic Growth: New Industrialization] (in Russian).
Karavaeva I. V., Lev M.Yu. (2022). Gosudarstvennoe upravleniya v sfere natsionalnoy bezopasnosti: aktualnye problemy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii (po itogam provedeniya Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Public administration in national security: actual problems of economic security in modern Russia (based on the results of the international scientific and practical conference 6th Senchagov readings: economic security of Russia in the new reality)]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 1109-1143. (in Russian).
Karavaeva I. V., Lev M.Yu. (2022). Rezultiruyushchie problemy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii (po itogam provedeniya Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «VI Senchagovskie chteniya: Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti») [The resulting problems of economic security in modern Russia (based on the results of the international scientific and practical conference 6th Senchagov readings: economic security of Russia in the new reality)]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 711-736. (in Russian).
Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Kazantsev S.V. (2022). Otsenka prognozno-ekonomicheskikh pokazateley Rossiyskoy Federatsii v period chastichnoy mobilizatsii [Evaluation of forecast and economic indicators of the Russian Federation amidst partial mobilization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2655-2676. (in Russian).
Lenchuk E. B. (2014). Promyshlennaya politika kak faktor obespecheniya tekhnologicheskoy nezavisimosti Rossii [Industrial policy as a factor of technological independence of Russia] Economic Security of Russia: Problems and Prospects. 65-69. (in Russian).
Leschenko Yu. G. (2018). Ekonomicheskiy suverenitet v XXI veke: k voprosu o vneshneekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh chlenstva v mezhdunarodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh [Economic sovereignty in the 21-st century: the issue of Russia's foreign economic security in the conditions of membership in international financial and economic organizations]. Russian Journal of Entrepreneurship. (12). 3637-3650. (in Russian).
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Dvizhushchie sily antirossiyskoy koalitsii: problemy sovremennoy mezhdunarodnoy bezopasnosti [The driving forces behind the anti-Russian coalition: challenges to contemporary international security]. Economic security. 6 (2). (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G., Vayver Yu.M., Sazonova E.S. (2022). Kontseptualizatsiya globalnogo upravleniya bezopasnostyu v mezhdunarodnyh otnosheniyakh [Conceptualization of global security management in international relations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2579-2600. (in Russian).
Melnikov A. E. (2016). Opyt sravnitelnogo analiza razvitiya mashinostroeniya Rossii i SShA [An experience of comparative analysis of machine building development in Russia and the U.S.]. Territorial development issues. (3(33)). 5. (in Russian).
Melnikov A. E. (2018). Problemy tekhnologicheskoy modernizatsii v Rossii [Problems of technological modernization in Russia]. Razvitie territoriy. (2(12)). 61-65. (in Russian).
Romanova O. A. (2018). Prioritety promyshlennoy politiki Rossii v kontekste vyzovov chetvertoy promyshlennoy revolyutsii. Ch. 1 [Industrial policy priorities of Russia in the context of challenges of the fourth industrial revolution. Part 1]. Economy of the region. (2). 420-430. (in Russian).
Sitnikov E. V., Vakulenko V.F., Shushunova T.N. (2021). Nauchno-tekhnologicheskiy kompleks RF v usloviyakh formirovaniya novogo miroporyadka i bolshikh tekhnologicheskikh vyzovov [Scientific and technological complex of the Russian Federation in the conditions of the formation of a new world order and big technological challenges]. Transport business in Russia. (6). 59-61. (in Russian).
Страница обновлена: 28.03.2025 в 04:03:03