The citizen and the state: peculiarities of interaction amidst the digitalization of public administration

Morozova S.S.1, Smirnova Yu.G.1, Anichkina A.V.1
1 Санкт-Петербургский Государственный университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 5 (May 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965181

Abstract:
The article is devoted to an extremely important topic for the current geopolitical situation and the domestic political agenda. The authors analyze the features of interaction between the state and citizens. The process of digitalization of public administration gives a special context to this issue. The authors pay particular attention to information and communication technology and the practice of its application in the public administration of Russia. The authors highlight and analyze the specifics of relations between citizens and public authorities through social networks and Internet portals of e-government and e-participation. The problems and advantages of such forms of interaction are identified. The main research questions of this article are as follows. How has the introduction of ICT influenced the development of public administration in Russia? What digital technology are mainly used in public policy and public administration? What is the importance of e-government in the process of optimizing the electronic interaction between government and society? What is the specificity of the networkization of relations between citizens and the state? What are the main advantages and risks of electronic forms of communication between state structures and citizens? The practical relevance of this study lies in the possibility of applying its results both by active citizens to improve knowledge in the field of methods and forms of e-participation and civic initiatives and by public authorities in optimizing the process of electronic interaction with citizens. FUNDING. The research was carried out with the financial support of a grant from the Russian Science Foundation (project No. 22-78-10049 "The state and the citizen in the new digital reality").

Keywords: digitalization, citizen, state, e-government, social media

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект №22-78-10049 «Государство и гражданин в условиях новой цифровой реальности»)

JEL-classification: H10, H11, O31



Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется радикальными изменениями способов и качества политической коммуникации, вызванными формированием цифровой экономики и внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества. Следствием данных, главным образом, технологических трансформаций стали закономерные изменения, произошедшие и в отношениях между гражданами и государством. Активное проникновение Интернета в жизнь граждан способствовало формированию сетевой и электронной форм взаимодействия органов государственной власти и общества. В данном ключе основными площадками коммуникации стали порталы электронного правительства и социальные сети. Основная цель данного исследования заключается в выявлении и аналитике форм, особенностей и проблем взаимодействия граждан и органов государственной власти в условиях повсеместной цифровизации и сетевизации публичной политики.

Модернизация государственного управления под влиянием ИКТ

На сегодняшний день в российской системе государственного управления для повышения эффективности, скорости, доступности и качества предоставляемых государством услуг и осуществляемых им функций применяются различные современные технологические решения. Большинство существующих на данный момент стратегий цифровой трансформации, в том числе отраслей, предусматривают использование таких технологий, как: государственные информационные системы (ГИС); платформенные и экосистемные решения; электронный документооборот; цифровые каналы коммуникации с потребителями и получателями услуг и прочее [12, c. 15]. В частности, примерами цифровых решений, применяемых в сфере государственного управления для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» [10], являются:

- облачные сервисы;

- цифровые платформы;

- искусственный интеллект (ИИ);

- технология блокчейн;

- геоинформационные системы;

- цифровые двойники;

- ПО для проектирования и моделирования;

- большие данные и др. [12].

Так, большие данные (Big Data) и методы их обработки необходимы для принятия решений, выработки государственной политики, мониторинга и оценки результатов. В российской практике на основе использования технологии Big Data проводится учет налоговых поступлений; сбор и анализ данных, собранных в Интернете; функционирует Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), с помощью которой происходит авторизация на сайтах Госуслуг (gosuslugi.ru) и Российской общественной инициативы (roi.ru) и др.

Технология распределенного реестра (блокчейн) позволяет повысить уровень безопасности систем государственных услуг и государственных баз данных, усилить прозрачность бюджетного процесса и снизить коррупционный риск, облегчить и ускорить взаимодействие граждан с органами власти и межведомственное взаимодействие [4]. Практическое применение в России технология блокчейн находит в процессе цифровой идентификации, электронного голосования, управления персональными записями и др.

Облачные сервисы также активно имплементируются на сегодняшний день в государственный сектор. Так, при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был создан Департамент развития облачных сервисов, который отвечает за развитие государственной облачной платформы, цифровых и коммуникационных сервисов и платформ, а также государственного архива для электронных документов [3]. В зоне ответственности Департамента также находится государственная единая облачная платформа «ГосОблако» [2]. Данная облачная платформа, управляемая государственной информационной системой управления распределенной информационно-коммуникационной инфраструктурой, представляет собой совокупность унифицированных облачных услуг, таких как размещение и функционирование информационных систем и ресурсов государственных органов, которые оказываются независимыми поставщиками [1].

Искусственный интеллект в сфере государственного управления выступает инструментом работы с большими данными, когда нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее [4]. «Искусственный интеллект» является одним из федеральных проектов, входящих в состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Задача данного проекта заключается в создании условий использования гражданами и предприятиями продуктов и услуг, основанных на «преимущественно отечественных технологиях искусственного интеллекта, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности» [11]. В частности, разработчиками ФГБУ «ИАЦ МЧС России» было создано мобильное приложение «Термические точки», в функциональной основе которого лежат модели искусственного интеллекта, определяющие риск возникновения пожара и класс горения на той или иной территории с высокой точностью (92,5%), что позволяет в три раза быстрее принимать необходимые меры [9].

Интересно, что рассмотренные цифровые технологии при построении особо сложных устройств или моделей могут применяться в комбинации друг с другом. К примеру, синергия технологий цифрового двойника, ИИ и фотограмметрического моделирования используется Правительством Москвы при реализации проекта по созданию цифрового двойника города, основой которого является его фотограмметрическая модель или, иными словами, созданная при помощи фотографий трехмерная карта города. Чтобы улучшить качество исходных фотографий, а также удалить с них лишние объекты (например, автомобили), в проекте используется искусственный интеллект. «Цифровой двойник Москвы» – это единая платформа управления городом, позволяющая его руководству «принимать решения с учетом точных и достоверных данных обо всех процессах и объектах, прогнозировать развитие города и контролировать реализацию значимых проектов в режиме реального времени» [13].

Таким образом, цифровые технологические решения постепенно становятся неотъемлемым элементом системы государственного управления в России, ускоряя существующие в ее рамках процессы и повышая их качество и эффективность. Однако при внедрении современных технологий в государственный сектор необходимо учитывать и возможные риски, например, связанные с обеспечением информационной безопасности, и этические соображения, в особенности в отношении ИИ. В этой связи государство и неправительственные акторы принимают ряд мер, например, создание кодекса этики искусственного интеллекта, который был подписан 26 октября 2021 года крупнейшими российскими компаниями и установил «общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений в сфере искусственного интеллекта в своей деятельности» [5]. Подобные меры необходимы для создания безопасной и защищенной цифровой среды, а также для обеспечения принципов правового государства в информационную эру.

Электронное правительство как инструмент взаимодействия граждан и государства

Электронное правительство является на сегодняшний день основополагающим инструментом взаимодействия общества и государства посредством использования ИКТ, направленным на расширение электронного участия, повышение эффективности, качества, прозрачности, инклюзивности, оперативности, удобства получения государственных услуг гражданами и организациями в электронном виде.

Согласно информации, представленной на портале gosuslugi.ru, «Электронное правительство даёт возможность гражданам и государственным органам взаимодействовать через интернет. Например, получать государственные услуги, оплачивать госпошлины, штрафы и задолженности через Госуслуги» [15].

В электронное правительство входят:

· Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) — Госуслуги

· Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

· Досудебное обжалование

· Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ)

· Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

· Информационная система головного удостоверяющего центра (ИС ГУЦ)

· Ситуационный центр

Несмотря на внушительный список перечисленных механизмов электронного правительства, гражданам доступна возможность использования только портала Госуслуг, остальные составляющие являются внутренними инструментами, необходимыми для эффективного функционирования данного сайта. В наших предыдущих исследованиях [17], посвященных развитию электронного правительства в России, мы не раз обращали внимание на необходимость внедрения механизмов электронного участия на портале Госуслуг с целью соответствия международным стандартам развития электронного правительства. Наконец, в 2021 году для граждан-пользователей gosuslugi.ru стали доступны 2 новые функции: «общественное голосование» и «решаем вместе». «Общественное голосование» направлено на реализацию активного участия граждан в развитии своего региона посредством голосования и участия в опросах и обсуждениях, также граждане могут задавать вопросы главам регионов во время прямых линий. Вкладка «решаем вместе» позволяет подать жалобу, задать вопрос или внести предложение для улучшения качества жизни горожан.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в мае 2023 года опубликовало рейтинг регионов по внедрению Платформы обратной связи (ПОС) за I квартал 2023 года. При составлении рейтинга работы с ПОС регионы оценивались по 23 показателям, которые были разделены на два блока: работа с сообщениями и обращениями граждан, а также общественные голосования. Оценивались активность внедрения Платформы в регионе, своевременность и качество решения проблем граждан, уровень удовлетворённости граждан ответами. Также учитывалось проведение публичных слушаний и общественных голосований с использованием ПОС, реализация проектов, за которые жители проголосовали с использованием Платформы [7]. Лидерами среди регионов с наиболее активной обратной связью стали Калужская область и Санкт-Петербург, Курганская область и Ханты-Мансийский автономный округ. При этом наиболее популярными темами для обращений стали «электронная запись на прием к врачу», «медицина», «автомобильные дороги» и др.

Помимо использования федерального и регионального портала Госуслуг граждане России могут осуществлять электронное взаимодействие с органами государственной власти на официальных сайтах региональных администраций и муниципальных образований. Так, в Санкт-Петербурге действует единый портал обращения граждан - электронная приемная исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и портал «Наш Санкт-Петербург». У каждого муниципалитета также есть интернет-сайт, где можно оставить обращение или записаться на прием. Согласно статистике, представленной на портале «Наш Санкт-Петербург», сообщения граждан рассматриваются оперативно и результативно.

Кроме того, у граждан России есть возможность отправить электронное письмо Президенту РФ (letters.kremlin.ru), Правительству РФ (services.government.ru/letters/), Совету Федерации (pisma.council.gov.ru), Государственной Думе (priemnaya.duma.gov.ru/ru/message), различным Министерствам, ведомствам и службам в формате обращения, жалобы или заявления. Обращения граждан к органам власти федерального уровня, на основании действующего законодательства, должны быть рассмотрены в обязательном порядке также в 30-дневный срок. Согласно обзору сообщений, представленному на сайте Правительства РФ [6], в августе 2022 года в адрес Правительства поступило 16951 обращений (в том числе 15695 – в форме электронного документа).

Помимо активных электронных форм взаимодействия граждан и государства, к которым, вдобавок можно отнести дистанционное электронное голосование, российскую общественную инициативу (roi.ru), портал «Ваш контроль» (vashkontrol.ru), следует выделить пассивные электронные формы, направленные на информирование граждан и предоставление открытых данных, к примеру, официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), единый портал бюджетной системы РФ (budget.gov.ru), федеральный портал проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) и др.

Таким образом, в Российской Федерации электронное правительство является результативным инструментом оптимизации деятельности органов государственной власти и обеспечения электронного участия граждан. Тем не менее, на сегодняшний день остается целый ряд неразрешенных проблем, связанных с внедрением и функционированием электронного правительства в России, в том числе недостаточный уровень цифровой грамотности и цифрового доверия; безопасности и конфиденциальности данных; стандартизации и координации действий между государственными структурами. Наиболее насущными проблемами для современной России является цифровой разрыв на уровне регионов, вызванный неравномерным доступом к ИКТ.

Сетевизация отношений государства и гражданина

Государственные структуры в настоящее время также широко представлены в социальных сетях. Более того, действующее законодательство обязывает их, равно как и муниципальные структуры, и подведомственные им организации, иметь аккаунты в социальных сетях (рекомендованными являются «ВКонтакте» и «Одноклассники») [14]. Однако тренд на их использование с целью взаимодействия представителей власти с гражданами в России был задан еще Дмитрием Медведевым в период его президентского срока. Будучи активным Интернет-пользователем, он неоднократно подчеркивал в своих выступлениях растущую значимость социальных сетей для развития демократии. В 2011 году, на своей встрече с блогерами, Дмитрий Медведев заявил, что «социальные сети, интернет в целом превратились в реальную силу, и это как раз и есть тот обратный канал общения, который мы должны полностью использовать. И обычные люди, и власти предержащие» [8].

Однако государственные органы и представители власти сталкиваются с рядом барьеров и затруднений в процессе внедрения социальных сетей в практику их взаимодействия с гражданами. Во-первых, затруднения вызывает необходимость обеспечения безопасности, под которой здесь понимается ответственность за данные, защита учетных записей, выработка стратегии борьбы с fake news (поддельными новостями), а также с распространением опасного и вредоносного контента и т.д. Во-вторых, речь идет об отсутствии государственного контроля над поставщиками (самими платформами социальных сетей), с которым тесно связана с еще одна проблема – нормативно-правовое регулирование деятельности платформ. Например, несогласованность государственной политики России и политики компании Meta [1] послужила причиной запрета деятельности последней на территории Российской Федерации. В-третьих, нехватка квалифицированных кадров, технического оборудования или экономических ресурсов, предназначенных для улучшения управления социальными сетями государственных и муниципальных организации, является еще одним существенным барьером. В-четвертых, важными факторами, влияющими на эффективность социальных сетей как канала цифровой коммуникации между гражданами и представителями власти, являются готовность последних к интерактивному взаимодействию, степень их открытости и готовности столкнуться с критикой [16].

Результаты свободного (нестандартизированного) интервью с главным специалистом Аппарата Муниципального совета МО Владимирский округ города Санкт-Петербург подтверждают наличие перечисленных ранее барьеров и препятствий в организации цифрового взаимодействия с гражданами посредством социальных сетей. Проблемы нехватки ресурсов, кадров и обеспечения безопасности являются ключевыми. Муниципальные власти не обладают достаточными правами и ресурсами, чтобы вовлекать жителей в свои социальные сети (в частности, реклама социальных сетей невозможна, поскольку данная статья расходов классифицируется как нецелевое использование средств). Перед муниципалитетами стоит задача использования максимального числа социальных сетей и мессенджеров, чтобы охватить как можно больший процент своей целевой аудитории, однако для этого необходимы ресурсы, в первую очередь, квалифицированные специалисты. Кроме того, граждане старшего возраста, в силу своей низкой цифровой грамотности и нежелания использовать современные технологии, выпадают из процесса онлайн коммуникации, осуществляемой посредством социальных сетей, и нуждаются в адресном, персональном подходе, на что у органов муниципальной власти также не хватает ресурсов и мощностей. Фейковые (поддельные) аккаунты, провоцирующие конфликты на страницах МО в социальных сетях, представляют собой еще одну серьёзную проблему.

Тем не менее, сегодня социальные сети и Интернет в целом активно используются не только государственными и муниципальными структурами и их представителями, но и политическими партиями, общественными объединениями, бизнес-структурами, научными и учебными организациями, отдельными политиками и другими субъектами гражданского сообщества. Создаются более эффективные формы обратной связи между структурами государственной власти и гражданским обществом (обратная связь с гражданами, институтами гражданского общества, выделенная на сайтах госструктур; формирование специальных площадок для оперативной связи государственных структур с гражданским обществом), которые значительно увеличивают доступность, оперативность и пр. такой связи (каждый желающий может оставить свой комментарий, задать вопрос, написать обращение). Но это не исключает того, что в деятельности государственных структур имеется и информация с ограниченным доступом, которая не подлежит широкому распространению: государственная тайна, персональные данные и другие данные с ограниченным доступом, которые регулируются соответствующими законодательными актами.

Заключение

Использование информационных технологий в качестве механизма оптимизации взаимодействия государства и общества открывает возможность внедрения гибких форм сетевых организаций, способствуя при этом самоорганизации населения в целом, и повышению самостоятельности граждан в решении конкретных вопросов жизни общества, в частности. Кроме того, посредством использования ИКТ в государственное управление активно имплементируются принципы многоканальности и омниканальности, способствующие повышению оперативности и разнообразия каналов взаимодействия органов власти и населения. Результативность таких форм коммуникации способствует повышению уровня доверия граждан к государственным структурам, обеспечивая легитимность их деятельности.

В результате сетевизации публичной политики и внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления, появилось большое разнообразие публичных площадок и Интернет-ресурсов для решения общественно-значимых и волнующих население вопросов и проблем, а также для проявления гражданской инициативы в онлайн-режиме. Несомненно, использование интернет-ресурсов в качестве площадок для осуществления электронного участия открывает новые возможности, как для граждан, так и для органов государственной власти и местного самоуправления, в связи с появлением новых инструментов мониторинга, аналитики и учета общественного мнения в решении насущных проблем общества и государства.

Тем не менее, для достижения большей эффективности взаимодействия между гражданами и государством в интернет-пространстве предстоит решить еще множество задач, связанных, в первую очередь, с обеспечением цифровой безопасности, преодолением нехватки ресурсов и квалифицированных кадров, а также совершенствованием нормативно-правовой базы. Кроме того, органам государственной и муниципальной власти и их представителям необходимо продолжать движение к большей открытости.

[1] Решением Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 г деятельность Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) запрещена на территории РФ.


References:

Abdrakhmanova G. I., Vasilkovskiy S. A., Vishnevskiy K. O., Gershman M. A., Gokhberg L. M. (2022). Tsifrovaya transformatsiya: ozhidaniya i realnost [Digital Transformation: Expectations and Reality] Report for the 23rd Yasinskaya (April) International Scientific Conference on Economic and Social Development. 221. (in Russian).

Criado J. I., Villodre J. (2022). Revisiting social media institutionalization in government. An empirical analysis of barriers Government information quarterly. (39(2)). 101643.

Krupnejshie kompanii podpisali pervyj v Rossii kodeks jetiki iskusstvennogo intellekta [The largest companies signed the first code of ethics for artificial intelligence in Russia]Ministerstvo cifrovogo razvitija, svjazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii, 2021. Retrieved May 10, 2023, from https://digital.gov.ru/ru/events/41339/?utm_referrer=https%3a%2f%2fdigital.gov.ru%2fru%2factivity%2fdirections%2f1046%2f

Страница обновлена: 28.04.2025 в 02:28:59