Social policy priorities in the labor sphere

Sobolev E.N.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54166227

Abstract:
The article examines the main directions of social policy in the labor sphere, such as employment, remuneration and social and labor relations. In the field of employment, the necessity of transition to a new employment policy, including a course for effective employment with a modern system of support for the unemployed, is justified. Special attention is paid to the active policy of retraining and employment conducted by employment services. It is concluded that it is necessary to change the ratio between active and passive measures to combat unemployment in favor of the active ones. In the wage policy, it is proposed to abandon the focus on cheap labor as a factor hindering the development of the human and labor potential. In this regard, it is proposed to update the concept of minimum wage. It should provide the basic needs necessary for the normal reproduction of the employee. A certain guaranteed minimum wage should be set for all categories of employees, not just unskilled ones. In the field of social and labor relations, social stability should be ensured not so much by reducing strike activity (as it is already low), but through the resolution of hidden labor conflicts through social partnership mechanisms. FUNDING: The article was prepared as part of participation in the International Scientific and Practical Conference "The 7th Senchagov Readings. Economic security of Russia: response to new challenges", Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, March 23–24, 2023.

Keywords: social policy, employment, unemployment, employment services, wage policy, social partnership

JEL-classification: J21, J23, J28



Введение. В ряду неотложных теоретических и практических задач, актуальна проблема определения приоритетов и механизмов социальной политики в сфере труда [10; 11]. Эта проблема довольно активно обсуждается экспертами. Тем не менее, многие вопросы остаются малоисследованными или спорными.

Различные позиции существуют в вопросе выбора приоритетного направления в политике занятости. Ряд авторов полагают, что в условиях спада производства главной проблемой является угроза роста открытой безработицы, чреватого крайне негативными социальными последствиями [5; 27]. Другие, напротив, считают, что основные проблемы сосредоточены на самих предприятиях в виде так называемой скрытой безработицы [24]. Разная оценка уровня и характера вынужденной незанятости в современной России обусловливает и различие в предлагаемых мерах [17]. Сегодня все еще сложно преодолеть отношение к мерам активной политики содействия занятости как к вспомогательному элементу помощи безработным, в то время как приоритетная роль в системе мер по смягчению безработицы отводится пассивной составляющей, т.е. обеспечению материальной поддержки потерявшим работу [14; 23].

На всем протяжении постсоветского периода социальная политика в сфере труда базировалась преимущественно на либеральном подходе, что означало минимизацию регулирующего вмешательства в отношения работодателей и работников и, соответственно уровня социальных гарантий, на которые последние могли рассчитывать в сфере труда [26]. В теории и – что еще более важно – на практике социальная трудовая политика зачастую сводится к защите социально слабых групп занятого населения (безработные, работники, получающие низкую заработную плату). Но в этом случае проблема развития всех работников выпадает из сферы социальной политики, что ее существенно обедняет [25, с. 17].

Не до конца выясненным остается вопрос о согласовании интересов субъектов социально-трудовых отношений: государства, работодателей и работников. Порой вся проблема ограничивается задачей либерализации трудового законодательства о забастовках. Такой подход представляется излишне упрощенным. Также можно отметить не совсем обоснованный скепсис в отношении социального партнерства. Так, одни авторы, преимущественно социал-демократического направления, считают социальное партнерство в современных условиях мифом, призванным камуфлировать обострение классовой борьбы [7, с. 230]. В свою очередь представители радикально рыночного направления экономической науки, как правило, разделяют негативное отношение к социальному партнерству, считая его институтом, снижающим эффективность производственных процессов как на уровне предприятия, так и в масштабе экономики в целом [6].

Данные дискуссионные и малоисследованные вопросы социальной политики в сфере труда обусловили выбор следующих направлений исследования: занятость, оплата труда и социально-трудовые отношения.

Безработица и политика содействия занятости. Политика занятости должна базироваться на комплексной оценке масштабов вынужденной незанятости в самых различных ее формах [29]. Такой подход предполагает отказ от упрощенной оценки занятости только по уровню открытой безработицы [8]. В настоящее время этот уровень рекордно низкий: в феврале 2023 года он составлял 3,5% по методологии МОТ (для сравнения в феврале 2022 г. – 4,1%). Не оправдались алармистские прогнозы аналитиков SuperJob и РАНХиГС, полагавших, что уровень безработицы в России к 2022 году может вырасти до 20-25% [4]. Благоприятная ситуация с открытой безработицей во многом объясняется спецификой российской трудовой модели, в рамках которой первым приоритетом является стремление избежать увольнений и сохранить рабочие места [1]. Такой подход разделяют как работодатели, так и работники, готовые в кризисные периоды согласиться на сокращение заработков при условии сохранения занятости. Также фактором низкой безработицы в конце 2022 года – начале текущего года является отъезд части работников за рубеж и мобилизация для участия в военной операции.

Тем не менее говорить об «устойчивости» российского рынка труда не приходится, поскольку наряду с открытой имеется и скрытая безработица: это работники, находящиеся в вынужденном простое, в так называемых административных отпусках, а также переведенные на сокращенный график работы. В России традиционно высокий уровень скрытой безработицы. В силу ряда причин работодатели отдают режиму неполной занятости предпочтение перед открытыми увольнениями. Во-первых, перевод на сокращенный график осуществить значительно проще, чем согласовать сколько-нибудь масштабное сокращение штатов. Во-вторых, в отличие от увольнений эта мера не предполагает дополнительных выплат работникам, таких как выходное пособие. В-третьих, эта мера вызывает минимальное противодействие со стороны трудовых коллективов и профсоюзов.

До пандемии скрытая безработица в целом в стране хотя и медленно, но снижалась. В условиях пандемии произошел всплеск скрытой безработицы [24]. По подсчетам аналитиков Finexpertiza, к концу 2022 года, около 4,6 млн россиян работают неполное рабочее время, находятся в простое по вине работодатели либо в отпуске без сохранения заработной платы. Уровень скрытой безработицы – почти 13 % – более чем втрое превышает официальные данные по открытой безработице [2].

Тем не менее, несмотря на серьезное изменение ситуации после 24 февраля прошлого года, рост простоев и вынужденных отпусков катастрофическим не выглядит. К примеру, в 3-м квартале 2022 года в отпусках за свой счет находилось всего лишь на 6% больше, чем в 3 квартале 2021 года. Такая умеренность связана прежде всего с тем, что мобилизация и эмиграция освободили сотни тысяч рабочих мест по всей стране. Тем самым снизилось давление на рынок, что сказалось не только на открытой, но и скрытой безработице. Является ли это временным явлением или долговременным фактором в значительной мере зависит от изменений геополитической ситуации в мире.

Вынужденная неполная занятость снижает уровень открытой безработицы. «Вместе с тем нельзя не признать, что в целом практика вынужденной неполной занятости замедляет темпы реструктуризации, позволяя удерживаться на плаву большему числу неэффективных предприятий. Ее использования в качестве краткосрочного механизма приспособления вполне естественно. Однако в качестве долгосрочной экономической стратегии она означает сохранение массивного «навеса» избыточной занятости, препятствуя перераспределению трудовых ресурсов из неэффективных секторов в более эффективные» [16, с. 190].

Учитывая широту распространения на российских предприятиях скрытой безработицы в России целесообразно переориентировать политику занятости с мер, направленных на сохранение рабочих мест, на стимулирование реструктуризации занятости в целях повышения эффективности использования профессионально-квалификационного потенциала работников, улучшения качества занятости и повышения оплаты труда. Это предполагает в определенных условиях высвобождение рабочей силы и рост незанятости населения (безработицы). Одновременно, а лучше заблаговременно необходимо формирование разветвленной системы поддержки лиц, высвобождаемых из неэффективных производств, в том числе организации доступного оперативного и опережающего обучения.

Эксперты отмечают ряд системных недостатков, которыми страдает государственная политика занятости в России. Главным из них является отсутствие стратегического видения, неспособность или даже нежелание сформировать упреждающую программу действий, направленную на смягчение действия неблагоприятных факторов. Во-вторых, главное внимание уделяется системе материальной поддержке безработных через пособия и другие социальные выплаты при недостаточном внимании к развитию активных мер по содействию занятости. В-третьих, несмотря на приоритетность материальной поддержки, размер ее недостаточен для обеспечения социально приемлемого уровня жизни безработных в силу недостаточного объема ресурсов, выделяемых на эти цели [9].

Смена приоритетов политики занятости в направлении снятия барьеров для высвобождения излишней рабочей силы, фактически пребывающей в состоянии скрытой безработицы или по крайней мере неполной занятости и стимулирования ее перераспределения в обладающие лучшим потенциалом развития сектора экономики, требует реорганизации институциональной инфраструктуры рынка труда, ключевым элементом которой является служба занятости. Сегодня эта служба контролирует лишь относительно небольшую долю открытого рынка труда: уровень регистрируемой безработицы составляет 0,7%, т.е. в службу занятости обращается только каждый пятый безработный. Люди предпочитают «выкручиваться» самостоятельно, в том числе за счет неформальной занятости, которая в России и до эпидемии, согласно оценкам, составляла около 15 млн. человек.

Взрывного роста открытой безработицы опасаться не стоит. В 2023 –2026 годах, по прогнозу Минэкономики, она останется примерно на том же уровне [19]. Весьма проблематичным выглядит и дальнейшее ее снижение, поскольку уровень безработицы в 3-5% представляет собой так называемую безработицы трения, необходимую для непрерывной текущей подстройки изменяющихся параметров спроса и предложения труда и укладывается в понятие полной занятости [18]. Масштабы скрытой безработицы и неформальной занятости в случае экономического спада скорее всего вырастут (расширение неформального сектора в условиях ухудшения экономической конъюнктуры является одним из наиболее распространенных в России механизмов адаптации к сокращению спроса на формальном рынке труда) [13].

Важным элементом социальной политики остается материальная поддержка потерявших работу. В России самое низкое в мире пособие по безработице — ниже прожиточного минимума. Но в ситуации отсутствия работы люди должны на что-то жить, кормить свои семьи. Сегодня средние размеры пособия смехотворны (от полутора тыс. рублей до 12,8 тысяч), они не дотягивают даже до общероссийского прожиточного минимума, не говоря уже о региональном. Если период безработицы затягивается, это создает угрозу деградации трудовых навыков. В настоящий момент система пособий плохо выполняет как воспроизводственную, так и стимулирующую функцию. Неясно также как при таком пособии производить экономически необходимое высвобождение рабочей силы и купировать теневую занятость.

Следует кардинально повысить размеры пособий по безработице, довести его, как минимум, до регионального прожиточного минимума [1]. В идеале размер пособия должен быть достаточен для нормального существования безработного, позволяющего сосредоточится на поиске нового рабочего места, но при этом не создавать стимула для снижения поисковой активности и формирования культуры безработицы.

Впрочем, следует еще раз подчеркнуть, что масштабы материальной поддержки безработных, существующие сегодня в России, делают последнюю угрозу крайне маловероятной. Значительно более актуальна угроза недостаточности дохода для нормального воспроизводства работника. Представляется, что для лучшего обеспечения материальной поддержки было бы целесообразно восстановить страховой Фонд занятости [23]. Вторым не менее важным приоритетом является реформирование служб занятости, в том числе укрепление их финансовой базы и кадрового потенциала, и – главное – сосредоточение усилий на укреплении конкурентоспособности работников и содействии им в поиске работы [3].

На наш взгляд, следует разделить функции пассивной материальной помощи безработным и содействия в трудоустройстве. Сегодня обе они закреплены за службой занятости. За выплату страховых пособий может отвечать восстановленный Фонд занятости. За службой занятости следует закрепить функции содействия в трудоустройстве и реализации специальных активных программ, направленные на безработных, на лиц, находящихся под риском увольнения и на других соискателей рабочих мест. Среди этих программ ведущая роль, на наш взгляд, должна принадлежать программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации, освоения специальных навыков, необходимых для нормального существования в условиях наступления цифровой экономики.

Политика оплаты труда: расширение гарантий. В области оплаты труда необходимо принципиально отказаться от концепции дешевого труда, рассматривающей экономию затрат на рабочую силу в качестве продуктивного пути повышения конкурентоспособности бизнеса. В реальности же ориентация на дешевый труд препятствует развитию человеческого и трудового потенциала населения [12].

В известной мере, как справедливо отмечается в литературе, сложившаяся сегодня в российской экономике относительно низкая планка оплаты труда имеет свои корни в стратегическом выборе первых лет рыночных реформ, когда боязнь всплеска безработицы побудила реформаторов допустить значительное снижение зарплат дабы избежать масштабных высвобождений рабочей силы. Механизм адаптации к неблагоприятной экономической конъюнктуре через манипулирование заработной платы при минимальных сокращениях числа работников сохраняется на российских предприятиях и сегодня [15].

В этой связи необходимо, во-первых, качественно обновить понятие минимальной оплаты труда. В идеале она должна обеспечивать базовые потребности (питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание и другие необходимые расходы), без чего невозможно воспроизводство человеческого потенциала. Хорошая заработная плата позволит снизить значение социальных выплат в обеспечении работающих семей [21]. Также необходимо перейти к более адекватной методике подсчета бедности. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: по данным Росстата, за 2022 год реальные денежные доходы снизились по сравнению с предыдущим годом на 1,4%, реальные располагаемые денежные доходы – на 1%. По итогам 2022 года зарплаты выросли в номинальном выражении на 12,6%, однако из-за высокой инфляции реальная заработная плата снизилась за год на 1%. Одновременно Росстат фиксирует на этом фоне снижение доли бедных: 15,3 млн человек (10,5%) против 16 млн (11%) в 2021 году. При этом бедность, которая сегодня в стране фиксируется, в значительной мере бедность работающего населения, работающие бедные.

Во-вторых, определенный гарантийный минимум оплаты должен быть установлен для всех категорий работников, а не только низкооплачиваемых. До настоящего времени практически все государственные инициативы в области оплаты труда были направлены на обеспечение гарантий получения более-менее приемлемого трудового дохода самыми низкооплачиваемыми работниками. В том же русле выстроено и коллективно-договорное регулирование в сфере оплаты труда. При этом вопросы обеспечения справедливого уровня дифференциации в оплате работников различной квалификации оставались за кадром. В результате дифференциация в оплате труда приобретает искаженный характер, дискриминирующий квалифицированных работников, чьи заработки могут практически уравниваться с оплатой неквалифицированного труда. Ведущими факторами, обеспечивающими высокий заработок, выступают занятость на успешном предприятии или в успешном секторе экономики, а также статус руководителя или представителя администрации.

Что следует сделать для исправления ситуации? На наш взгляд, продуктивными представляются следующие меры.

Минимальную планку оплаты труда следует дифференцировать по различным профессионально-квалификационным категориям. Применяемый сегодня подход одинакового минимума для всех ущемляет возможности более квалифицированных работников полноценно воспроизводить свою рабочую силу, поскольку это требует относительно больших затрат по сравнению с воспроизводством рабочей силой низкой квалификации. Для установления соотношений в оплате следует возобновить исследования в области редукции труда, которые были практически свернуты в постсоветское время.

Следующим шагом должно стать расширение практики нормирования труда. Нормирование имеет двоякое значение. Во-первых, оно закладывает объективную основу для обоснования размеров оплаты труда конкретных работников, сужает пределы субъективизма при установлении зарплат. Во-вторых, наличие норм ставит пределы росту интенсивности труда, а значит защищает работников от перегрузок, чреватых как вредными последствиями для них самих, так и для результатов труда, приводя к снижению качества производимых товаров и оказываемых услуг. Нормирование труда необходимо как в отраслях материального, так и в отраслях нематериального производства. Актуальность введения научно обоснованных норм в образовании и здравоохранении сегодня очень велика в связи с тем, что указы президента, устанавливающие обосновано высокие планки оплаты труда в этих сферах, не сопровождались жесткими нормативами в области трудовой нагрузки, что привело к существенным перегрузкам работников этих отраслей.

Еще одним направлением реформирования должно стать повышение доли гарантированной части заработка, которая в России почти вдвое ниже, чем, например, в США, где она достигает 95%. Во-первых, низкая доля гарантированной части заработка означает, что работодатели перекладывают на своих работников неоправданно высокую часть риска, связанного с предпринимательской деятельностью, во-вторых, профессионально-квалификационные различия учитываются именно в гарантированной части заработка и чем она меньше, тем в меньшей степени они будут учтены, наконец, в-третьих, достигаемая в результате доминирования переменной части заработка чрезмерная гибкость зарплаты составляет один из краеугольных камней российской трудовой модели, консервирующей неэффективную избыточную занятость и тормозящей структурную перестройку экономики.

Возможно, следует пересмотреть систему оплаты труда в стране и сделать ее почасовой, а потом регулярно повышать стоимость одного часа. С таким предложением давно выступает Минтруд. Правда, имеются серьезные возражения: часовая оплата может стимулировать перевод на неполный рабочий день (неделю), что отрицательно скажется на уровне месячной заработной платы работников.

Как уже отмечалось, одним из ключевых недостатков сложившейся в российской экономике дифференциации заработной платы является ее неоправданно сильный скос в пользу руководителей и топ-менеджмента предприятий и организаций. В связи с этим представляется целесообразным законодательно ограничить соотношение самых высоких и минимальных заработков на уровне производственных единиц, по крайней мере в случае структур бюджетного сектора, где руководители несут минимальные финансовые риски, но имеют достаточно широкие полномочия распоряжения фондом оплаты труда, а также крупных бизнес-структур, пользующихся государственной финансовой поддержкой. Для ограничения статусной дифференциации возможно также использовать механизм коллективно-договорного регулирования, не только закрепив соответствующие нормы в договорах отдельных предприятий, но и распространяя их на всю территорию того или иного региона, включая и те структуры, в рамках которых договоры не заключались, как это принято сегодня в ряде европейских стран.

Механизмы защиты интересов работников. Весьма уязвимым звеном социальной политики в сфере труда является формирование и поддержка представительства и защиты интересов работников. Конечно, рамочные условия защищенности работников как более слабого партнера трудовых отношений обеспечиваются государством, более или менее эффективно устанавливающим государственные гарантии в области оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий труда и других аспектов взаимодействия работников и работодателей. Однако для установления полноценно принимающих во внимание интересы сторон трудовых отношений этого недостаточно. Необходимы действенные механизмы представительства интересов работников, разрешения неизбежно возникающих в меняющихся обстоятельствах трудовой деятельности проблем и конфликтов, поиска компромиссных решений. В этой области не все обстоит благополучно.

Традиционно ведущим институтом представительства интересов работников являются профсоюзы. В российской ситуации, однако, этот институт малоэффективен и на практике является самой слабой стороной социального партнерства. Это отчетливо видно при анализе содержания коллективных договоров, в которых часто вовсе не фигурируют пункты, связанные с оплатой труда. В случае же, когда такие позиции оговорены в договоре, именно для них наиболее высок риск невыполнения. Значительная часть вопросов, связанных с оплатой труда, установлением надбавок и премированием работников решается кулуарно на неформальной основе и ускользает от внимания профсоюзов [28].

Заключаемые с участием профсоюзов трехсторонние соглашения, как правило, в основном фиксируют договоренности государственных структур и бизнеса по тем или иным трудовым вопросам. Следует также отметить, что профсоюзные организации охватывают в основном сектор крупного и среднего бизнеса и бюджетный сектор, в то время как в сегменте мелких и микропредприятий формальные институты представительства интересов работников отсутствуют [20; 22].

Пожалуй, наиболее действенный аспект государственного регулирования трудовых отношений направлен как раз против интересов работников и связан с регулированием забастовочной активности. В этом отношении российское законодательство является значительно более жестким по сравнению с законодательством большинства развитых стран. В частности, положение Трудового кодекса о необходимости принятия решения о забастовке на общем собрании трудового коллектива, где должно присутствовать не менее 50% работников, делает эту процедуру чрезвычайно сложной, ослабляет роль профсоюзов в отстаивании прав своих членов и практически сводит к нулю количество забастовок. Так, в течении десяти последних лет их количество, по данным официальной статистики, ни в одном году не выражалось в двухзначной цифре. В результате назревшие трудовые конфликты переходят в подавленное состояние и остаются неразрешенными, что крайне негативно сказывается не только на состоянии трудовых отношений и субъективном благополучии работников, но и на результатах деятельности предприятий.

Для оздоровления ситуации представляется целесообразным упростить процедуру объявления забастовок, использовать опыт европейских стран, где сложились более действенные механизмы защиты интересов работников. При этом в тех сферах деятельности, где в силу объективных обстоятельств забастовки допускать нельзя, необходимо разработать и внедрить в практику специальные механизмы выявления и защиты интересов работников.

Но магистральной стратегией в регулировании социально-трудовых отношений должно стать развитие неформальных отношений социального партнерства, сердцевиной которых должна стать разработка процедур поиска компромиссов в конфликтных ситуациях и примиренческих инициатив, возможно с их последующим законодательным закреплением.

Заключение

При оценке современного состояния сферы труда и занятости с точки зрения социальной стабильности необходимо избегать двух крайностей, во-первых, апоклитических оценок («все разваливается») на рынке труда, во-вторых, недооценки кризисных явлений, полагая, что все идет неплохо. Взвешенная оценка предполагает использование новых, более адекватных индикаторов социальной политики в сфере занятости, оплаты труда и области социально-трудовых отношений.

В сфере занятости следует переходить от политики сохранения формальной занятости к политике эффективной занятости вкупе с развитой системой поддержки безработных. В центр внимания должно быть поставлено создание новых рабочих мест в реальном секторе, отвечающих требованиям современной экономики, эффективных как с точки зрения продуктивности, так и с точки зрения качества занятости и оплаты труда. В то же время важной составляющей новой политики занятости должно стать формирование разветвленной системы поддержки лиц, высвобождаемых из неэффективных производств, в том числе организации доступного оперативного и опережающего обучения.

В сфере оплаты труда необходимо принципиально отказаться от концепции дешевого труда, как фактора, препятствующего развитию человеческого и трудового потенциала населения. В этой связи необходимо, во-первых, обновить понятие минимальной оплаты труда. Оно должно обеспечивать базовые потребности (питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание и другие необходимые расходы), без чего невозможно воспроизводство их человеческого потенциала. Во-вторых, определенный гарантийный минимум оплаты должен быть установлен для всех категорий работников, а не только неквалифицированных. Базой для установления соотношений в оплате должны быть исследования в области редукции труда, которые практически прекратились в постсоветское время.

В сфере социально-трудовых отношений социальная стабильность должна обеспечиваться не столько снижением забастовочной активности (она и без этого мизерная), а через разрешения скрытых трудовых конфликтов, возникающих на базе нерешенных проблем на производстве, развитием механизмов социального партнерства.

[1] На эту особенность российской трудовой модели впервые обратили внимание в середине 1990-х годов британские ученые Ричард Лэйард и Андреа Рихтер [26]. Впоследствии ее подтвердили и российские экономисты, например, В. Куликов [14].


References:

Obzor zanyatosti v Rossii [Overview of employment in Russia] (2002). (in Russian).

Akhapkin N.Yu., Nikiforova L.V. (2017). Sotsialno-ekonomicheskie usloviya perekhoda k novoy modeli ekonomicheskogo rosta [Socio-economic conditions of transition to a new model of economic growth] (in Russian).

Baskakova M.E., Chubarova T.V. (2021). Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii kak mekhanizm vosproizvodstva chelovecheskogo potentsiala: gendernyy aspekt [Lifelong learning in Russia as a mechanism for the reproduction of human potential: gender aspect]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (4). 169–184. (in Russian).

Blinova T. V., Rusanovskiy V. A., Markov V. A. (2020). Otsenka reaktsii tsiklicheskoy bezrabotitsy na ekonomicheskiy spad i vosstanovitelnyy rost v Rossii [Assessment of the reaction of cyclical unemployment to the economic decline and recovery growth in Russia]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (6). 184–198. (in Russian).

Chirikova A.E., Shilova L.S., Lapina N.Yu., Shishkin S.V. (2005). Biznes kak subekt sotsialnoy politiki: dolzhnik, blagodetel, partner? [Business as a subject of social policy: debtor, benefactor or partner?] (in Russian).

Dmitriev A.V. (2012). Kontseptualnye osnovaniya effektivnoy sotsialnoy politiki gosudarstva [Conceptual foundations of an effective social policy of the state]. Naukovedenie (Science). (4). (in Russian).

Karavaeva I. V., Bykovskaya Yu.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2022). Otsenka prognozno-ekonomicheskikh pokazateley Rossiyskoy Federatsii v period chastichnoy mobilizatsii [Evaluation of forecast and economic indicators of the Russian Federation amidst partial mobilization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2655-2676. (in Russian).

Karavaeva I. V., Lev M.Yu. (2022). Gosudarstvennoe upravleniya v sfere natsionalnoy bezopasnosti: aktualnye problemy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii (po itogam provedeniya Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Public administration in national security: actual problems of economic security in modern Russia (based on the results of the international scientific and practical conference 6th Senchagov readings: economic security of Russia in the new reality)]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 1109-1143. (in Russian).

Karavaeva I. V., Lev M.Yu. (2022). Rezultiruyushchie problemy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii (po itogam provedeniya Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «VI Senchagovskie chteniya: Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti») [The resulting problems of economic security in modern Russia (based on the results of the international scientific and practical conference 6th Senchagov readings: economic security of Russia in the new reality)]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 711-736. (in Russian).

Koltashov V., Kagarlitskiy B., Ochkina A. (2012). Uvelichenie oplaty truda v Rossii: predposylki ekonomiki «dorogogo truda» [Increasing wages in Russia: prerequisites for the economy of expensive labor] (in Russian).

Kubishin E.S. (2021). Neformalnaya zanyatost v Rossii: vliyanie i uroki pandemii [Informal employment in Russia: the influence and lessons of the pandemic]. Voprosy politicheskoy ekonomii. (3(27)). 53-69. (in Russian).

Kulikov V.V. (1998). Bezrabotitsa v Rossii nesopostavima so spadom proizvodstva [Unemployment in Russia is not comparable with the decline in production]. Ekonomika i organizatsiya promyshlennogo proizvodstva. (1). 130-137. (in Russian).

Kulikov V.V. (2001). Sovremennaya ekonomika truda [Modern labor economics] (in Russian).

Maleva T.M., Grishina E.E., Burdyak A.Ya. (2020). Khronicheskaya bednost: chto vliyaet na ee masshtaby i ostrotu? [Chronic poverty: what affects its level and severity?]. Voprosy Ekonomiki. (12). 24-40. (in Russian).

Pogosov I.A., Sokolovskaya E.A. (2016). Ekonomicheskie krizisy i bezrabotitsa v Rossii [Economic crises and unemployment in Russia]. Problems of forecasting. (4). 83-91. (in Russian).

Rzhanitsyna L.S. (2019). Novyy orientir politiki zarabotnoy [A new benchmark of wage policy] Income, expenses and savings of the Russian population: trends and prospects. 108-112. (in Russian).

Sobolev E.N. (2014). Sotsialnoe partnerstvo v Rossii: effektivnost i perspektivy [Social partnership in Russia: efficiency and prospects]. Rossiya i sovremennyy mir. (1(82)). 6-20. (in Russian).

Sobolev E.N., Soboleva I.V. (2022). Rossiyskaya trudovaya model i politika zanyatosti [Russian labor model and employment policy]. Society and economics. (3). 22-34. (in Russian).

Soboleva I.V., Sobolev E.N. (2021). Otkrytaya i latentnaya bezrabotitsa v usloviyakh pandemii [Open and latent unemployment in the context of the pandemic]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (5). 186-201. (in Russian).

Vishnevskaya N. (2003). Kto vyigryvaet i kto proigryvaet ot chrezmernoy zashchity zanyatosti: paradoksy zarubezhnogo opyta [Who wins and who loses from excessive employment protection: paradoxes of foreign experience] What kind of labor market does the Russian economy need (prospects for reforming the labor relations system)?. 35-56. (in Russian).

Voeykov M.I. (2004). Politiko-ekonomicheskie esse [Political and economic essays] (in Russian).

Voeykov M.I., Anisimova G.V. (2006). Politiko-ekonomicheskie issledovaniya sotsialnoy struktury obshchestva [Political and economic studies of the social structure of society] (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:05:46