Исследование международной конкурентоспособности цифровой экономики России и Китая

Чан Хуэй, Карачун И.А., Чжай Яньянь

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Чан Хуэй, Карачун И.А., Чжай Яньянь Исследование международной конкурентоспособности цифровой экономики России и Китая // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 1035-1052. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117813.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060730

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Китай и Россия будут углублять всестороннее стратегическое партнерство координации в новую эпоху, укреплять отношения, расширять сотрудничество в области информационных технологий, цифровой экономики, торговли услугами, а также способствовать взаимодополняемости и одновременному развитию традиционной торговли и новых областей. Поэтому изучение конкурентных преимуществ цифровой экономики Китая и России в международной конкуренции и анализа соответствующих преимуществ и областей проблем двух стран поможет двум странам укреплять сотрудничество исходя из собственных реальных условий, дополнять друг друга и развиваться вместе. Анализ международной конкурентоспособности цифровой экономики направлен на изучение статуса цифровой экономики Китая и России в условиях международной конкуренции. В данном исследовании проводится анализ международной конкурентоспособности цифровой экономики Китая и России с трех уровней: индивидуального, рыночного и странового. Цифровая экономическая политика была сопоставлена между Китаем и Россией, был проведен анализ сравнения цифровой экономики двух стран и основных международных конкурентов с точки зрения влияния цифровых продуктов на международный рынок, цифровой инфраструктуры и социального применения цифровых технологий, а также были определены и обобщены конкурентные преимущества и проблемные отрасли цифровой экономики в Китае и России и тенденция развития цифровой экономики в двух странах. Данное исследование призвано ответить на следующий вопрос: как развивается цифровая экономика в Китае и России по сравнению с их конкурентами? Получили ли они ключевые преимущества за последние годы? Каковы основные тенденции и потенциалы развития в ближайшие несколько лет в Китае и России? Могут ли Китай и Россия дополнять друг друга в цифровом поле?

1. Обзор литературы

1.1 . Интерпретация цифровой экономики Китая и России

В Китае термин «цифровая экономика» в основном описывается через «четыре модернизации», включающие в себя цифровую индустриализацию, промышленную цифровизацию, цифровизацию управления и информатизацию [1]. В России соответствующая государственная интерпретация включает три уровня: цифровые рынки и отрасли, цифровые платформы и технологии и цифровую среду [2]. Основная цель данных политик – постоянное развитие и оптимизация цифровой инфраструктуры, развитие информационной индустрии, цифровизация отраслей и информатизация общества. В целом анализ цифровой экономики в Китае и России можно осуществлять в трех аспектах: цифровой инфраструктуры, промышленного развития и социальной информатизации.

1.2. Международные рейтинги развития цифровой экономики

При развитии информационных технологий было проведено множество исследований, направленных на измерение и оценку цифровой экономики. На международном уровне вопросы, связанные с цифровой экономикой, были рассмотрены различными организациями, которые создали наиболее известные рейтинги, основанные на следующих индексах: Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (IDI – ICT Development Index) [3], Индекс мировой цифровой конкурентоспособности (WDCI – IMD World Digital Competitiveness Index) [4], Индекс цифровой эволюции (DEI – Digital Evolution Index) [5], Индекс цифровой экономики и общества (DESI – Digital Economy and Society Index) [6], Индекс сетевой готовности (NRI – Networked Readiness Index) [7], Индекс глобального подключения (GCI – Global Connectivity Index) [8], Глобальный индекс инноваций (GII – The Global Innovation Index) [9], Индекс цифровизации экономики Boston Consulting Group (e-Intensity) [10], Индекс развития электронного правительства (The U№Global E-Government Development Index – EGDI), Индекс электронного участия (E-Participation Index – EPART) [11], Индекс телекоммуникационной инфраструктуры(Telecommunication Infrastructure Index-TII) [12].

Таблица 1

Анализ рассматриваемых в международных рейтингах групп показателей развития цифровой экономики

Общие показатели
Вторичные
показатели
Субиндикаторы
IDI
WDCI
DEI
DESI
NRI
GCI
GII
e-Intensity
EGDI
EPART
TII

Цифровое подключение

Цифровая инфраструктура
Проникновение Интернета











Широкополосный доступ











Количество серверов











Количество дата-центров












Использование цифровых технологий
Проникновение персональных компьютеров











Проникновение мобильный телефонов











Потребление цифровых продуктов











Доля пользователей социальных сетей











Доля пользователей электронной коммерции












Цифровая инновация

Развитие
технологий
Расходы или инвестиции в ИКТ











Количество патентов в области ИКТ











Научные публикации











Импорт и экспорт цифровых продуктов или услуг











Искусственный интеллект (AI)











Интернет вещей (IoT)











Облака











Анализ больших данных











Технология автоматизации












Развитие
талантов
Подготовка кадров











Сотрудники имеющие цифровые навыки











Количество ИКТ-специалистов












Цифровая среда

Экономическая среда
Приток капитала в ИКТ











Объем транзакций электронной коммерции











Предприятие с базовым уровнем цифровой интенсивности












Институционационаольная среда
Цифровое регулирование











Безопасность сети











Эффективность государственной службы











Цифровое
взаимодействие
Электронное участие











Электронное правительство











Цифровые госуслуги











Источник: составлено авторами на основе [3–12].

Кроме того, в бесконечном потоке исследований по оценке и измерению цифровой экономики появляются различные ученые. С. Грауманн и А. Спайх [13] в немецком отчете о цифровом мониторинге «Позиция ИКТ в международных сопоставлениях в 2010 г.» рассчитали и сопоставили показатели в отрасли ИКТ между 15 странами, включая Германию, Китай и США. И. Илинь [14] (Lilin, 2019) использовал метод взвешивания для измерения цифровой конкурентоспособности нескольких стран в работе «Построение национального индекса цифровой конкурентоспособности и международные сравнительные исследования» и проанализировал различия между континентами и странами.

Исходя из анализа этих показателей можно сделать следующие выводы.

Существующие индексы в основном оценивают цифровую экономику с точки зрения цифрового подключения, цифровой инновации и цифровой среды. Поэтому в данном исследовании будет проанализирована эффективность цифрового развития Китая и России в международном контексте с разных точек зрения, таких как микро- и макроэкономические показатели, а также эффективность применения цифровых технологий.

Основное внимание исследования будет сосредоточено на анализе применения цифровых технологий на рынке. Показатели рынка включают в себя рынок цифровой технологии и цифровой рынок. Ключевыми показателями рынка цифровой технологии являются: ЦОД, устройства, программное обеспечение, ИТ-услуги, облако, услуги связи, полупроводники, кибербезопасность, Интернет вещей, робототехника. Ключевыми показателями цифрового рынка являются: приложения, цифровая реклама, цифровое здоровье, цифровые медиа, электронная коммерция, электронные услуги, онлайн-доставка еды, умный дом. Этот исследовательский проект имеет новаторский подход к оценке цифровых технологий и цифрового рынка. В отличие от существующих показателей, наша методика включает разбивку на подобласти, такие как робототехника, цифровые услуги, онлайн-доставка еды, умный дом и другие. Это позволяет нам более полно проанализировать международную конкурентоспособность цифровой экономики Китая и России, с учетом трех ключевых аспектов – влияния на международный рынок, развития инфраструктуры и цифровых применений.

2. Международное сравнение цифровой экономики Китая и России

В данном исследовании проводится международное сравнение цифровой экономики Китая и России с использованием трех индикаторов: влияние на международный цифровой рынок, уровень развития цифровой инфраструктуры и эффективность социального применения цифровых технологий. Для этого были выбраны контрольные страны: США, Канада, Южная Корея, Япония, Сингапур, Франция, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Дания. Максимально возможное значение индексного балла равно 100, а для расчета индикатора усредняются значения базовых показателей. Анализ проводится на основе данных за 2019 год (табл. 2).

Таблица 2

Обзор основных показателей и источников данных

Основные индикаторы
База данных
Ⅰ. Влияние на международном рынке

1. Доля товаров ИКТ в общем объеме торговли товарами в мире
UNCTADstat
2. Доля услуг ИКТ в общем объеме торговли товарами в мире
UNCTADstat
3. Доля патентов в области ИКТ в общем количестве патентов
WIPO; IP5
II. Развитие инфраструктуры

1. Распространение фиксированного широкополосного доступа
ITU
2. Распространение мобильной сотовой связи
ITU
3. Распространение компьютеров
Statista
4. Стоимость ИКТ-услуг
ITU
5. Распространение смартфонов
Statista
III. Социальное применение

1. Количество пользователей интернета
ITU
2. Количество пользователей социальных сетей
Statista
3. Количество пользователей электронной коммерции
Statista
4. Цифровой рынок
Statista
5. Рынок технологий
Statista
6. Индекс электронного правительства
U№DESA
7. Индекс электронного участия
U№DESA
Источник: составлено авторами.

По результатам расчетов было выявлено, что в сравнении с 14 выбранными странами конкурентоспособность цифровой экономики Китая относительно высока, в то время как конкурентоспособность России значительно отстает от других 13 стран. В 2019 году Южная Корея заняла первое место с общим баллом 76, а Китай занял второе место со 74 баллами. Общий балл России относительно низкий, и она опережает только Италию, занимающую 13-е место (рис. 1).

Рисунок 1. Средняя производительность в цифровой экономике в 2019 г., баллы

Источник: составлено авторами по данным из таблицы 2.

Среди трех основных показателей – влияние на международный цифровой рынок, развитие цифровой инфраструктуры и производительность социальных применений цифровых технологий – Китай имеет наибольшие преимущества по влиянию на международный цифровой рынок, опережая идущую на втором месте Южную Корею (49 баллов) с 70 баллами, а Россия занимает 9-е место с 20 баллами. В области цифровой инфраструктуры Дания лидирует с 87 баллами, Китай занимает 10-е место с 76 баллами, а Россия занимает 11-е место с 75 баллами. Что касается производительности социальных приложений цифровых технологий, здесь Южная Корея и Великобритания заняли первое место с 85 баллами, Китай – 9-е с 74 баллами, а Россия заняла 13-е место с 62 баллами (табл. 3).

Таблица 3

Конкурентоспособность Китая и России по трем направлениям показателей


Лидер
Китай
Место/балл
Россия
Место/балл
Влияние на международный цифровой рынок
Китай / 70
1 / 70
9 / 20
Развитие цифровой инфраструктуры
Дания / 87
10 / 76
11 / 75
Социальные цифровые приложения
Южная Корея, Великобритания / 85
9 / 74
13 / 62
Итог
Южная Корея / 76
2 / 74
13 / 58
Источник: составлено авторами по данным таблицы 2.

В 2019 году Китай занимал второе место после Сингапура по отношению объема торговли продуктами ИКТ к общему объему торговли (26,48%), в то время как в России этот показатель был минимальным и составил всего 0,53%. Финляндия имела самый высокий относительный объем торговли услугами ИКТ – 33,55%, в Китае и России этот показатель был ниже и составлял, соответственно, 18,99% и 8,51%. Отношение заявок на патенты в области ИКТ к общему количеству заявок на патенты было наиболее высоким в Канаде – 25,62%, в то время как в Китае и России этот показатель был, соответственно, 16,33% и 8,43% [15, 16]. Дания является лидером по развитию инфраструктуры с наивысшим баллом в этой области – 87, тогда как Китай и Россия занимают низкие позиции, отстающие от лидера на 11 и 12 баллов соответственно. В области «Социальное применение» Великобритания и Южная Корея лидируют с баллами 85, Китай занимает 10-е место с 74 баллами, а Россия – 13-е место с 62 баллами.

В области применения персональных цифровых технологий доля пользователей Интернета, пользователей социальных сетей и пользователей электронной коммерции в общей численности населения Китая и России в 2019 году относительно отстает среди выбранных 14 стран.

Рынок цифровых приложений выглядит следующим образом. В 2019 году на общий доход Сингапура приходилось самое высокое соотношение к ВВП – 15%, из которых доходы полупроводниковой промышленности составили 61,20% от общего дохода рынка цифровых технологий (рис. 2). Рынок цифровых технологий Китая занимает 10-е место по соотношению выручки к ВВП с показателем 4,81%. Основными источниками доходов являются цифровое оборудование, услуги связи и полупроводниковая промышленность, на долю которых приходится 26,9%, 28,48% и 22,68% от общего объема выручки рынка цифровых технологий соответственно. Россия занимает здесь последнее место среди 14 стран – 3,03%, среди которых отношение выручки от услуг связи к общей выручке составляет 34,7%, а выручки от цифрового оборудования – 26,95% [17].

Рисунок 2. Доля общего дохода рынка цифровых технологий в ВВП

Источник: составлено авторами по данным Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/technology-outlook#overview (дата обращения: 10.04.2023).

Рисунок 3. Доля дохода сегментации рынка цифровых технологий в общем доходе по выбранным 5 странам

Источник: Statista. Обзор рынка технологий. URL: https://www.statista.com/outlook/technology-outlook#overview (дата обращения: 10.04.2023).

Показатель общей выручки к ВВП Китая в сфере цифрового рынка в 2019 году занял первое место с уровнем 10,12% (рис. 4). Совокупная выручка цифрового рынка России составила 2,61% ВВП, что принесло ей 12-е место в рейтинге. В каждой из 14 стран, рассмотренных в исследовании, электронная коммерция является наиболее доходной сферой на цифровом рынке (рис. 5).

Рисунок 4. Доля общего дохода цифрового рынка в ВВП

Источник: составлено авторами по данным Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/digital-markets#overview (дата обращения: 10.04.2023).

Рисунок 5. Доля дохода сегментации цифрового рынка в общем доходе по выбранным 5 странам

Источник: Statista. Обзор о цифровом рынке.URL: https://www.statista.com/outlook/digital-markets#overview (дата обращения: 10.04.2023).

Национальный уровень использования цифровых технологий оценивается с помощью двух показателей: «Индекс цифрового правительства» и «Индекс цифрового участия» (рис. 6).

Рисунок 6. Применение цифровых технологий на национальном уровне

Источник: Индекс развития электронного правительства (EGDI) и индексэлектронного участия. UNE-Government Knowledgebase. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/ (дата обращения: 10.04.2023).

Дания и Южная Корея занимают первое место в общем рейтинге «Электронное правительство» и «Электронное участие», Китай находится на 10-м месте, а Россия на 14-м месте. В России доля органов государственной власти и местного самоуправления, использующих мобильный и фиксированный интернет, составляет 96,3% от общего числа организаций, прошедших опрос. В мае 2019 года была запущена в тестовый режим национальная платформа государственных услуг Китая, объединившая 32 региона и 46 департаментов Государственного совета, что ознаменовало начало работы национальной интегрированной платформы государственных услуг с использованием национальной платформы государственных услуг в качестве основного узла.

3. Преимущества цифровой экономики в Китае и России

Цифровая экономика Китая достигла значительного масштаба в социально-экономическом развитии и оказывает определенное влияние на глобальный рынок. С 2014 по 2019 год продукция ИКТ из Китая составляла более 25% от общего объема торговли, а доля цифровых услуг доставки Китая к общему количеству услуг доставки в мире также увеличивается из года в год. Цифровая экономика Китая занимает важное положение на мировом цифровом рынке. В России цифровая экономика также стремительно развивается и имеет потенциал для игры значительной роли в экономическом развитии страны.

Согласно данным пяти крупнейших ведомств интеллектуальной собственности (IP5) Всемирной организации интеллектуальной собственности (WPIO), в 2019 году Китай подал на рассмотрение 219 970 патентных заявок в области ИКТ, что превосходит США с 139 215 заявками. Быстрое развитие цифровой инфраструктуры в Китае, особенно базовых станций связи и широкополосного доступа, а также низкая стоимость доступа к ИКТ-услугам (самая низкая среди 14 стран) указывают на относительно завершенную цифровую инфраструктуру. Кроме того, с июня 2019 года в Китае активно развивается строительство базовых станций 5G. Среди рассматриваемых стран только Южная Корея, США, Италия и Китай коммерциализировали 5G. В 2019 году 76,02% от общего дохода цифрового рынка Китая составили доходы электронной коммерции. Более 75% общего дохода рынка цифровых технологий приходится на китайское цифровое оборудование, услуги связи и полупроводниковую промышленность. Эти показатели свидетельствуют о преимуществах Китая в сравнении с другими странами.

В 2019 году уровень проникновения мобильного широкополосного доступа, смартфонов и пользователей Интернета и социальных сетей в России был достаточно высоким. Низкие цены на цифровые продукты и услуги также способствовали развитию цифрового правительства и информационного общества в России. Выручка дата-центров в России составила 11% от общей выручки на рынке технологий, что превышает показатели в Китае (8,3%), Великобритании (6,5%) и США. Доходы от ИТ-услуг и услуг связи также составляют значительную часть общего дохода в России. Сфера электронной коммерции также является важным сегментом на цифровом рынке России, составляя 61,47% от общей выручки цифрового рынка. Выручка цифрового здравоохранения в России составила 3% от общей выручки цифровых сервисов, что превышает соответствующие показатели в США (1,99%), Южной Корее (1,93%) и Китае (1,64%). Кроме того, российский цифровой рынок имеет преимущества по отношению выручки приложений, цифровой рекламы, цифровых медиа, онлайн-доставки еды, умного дома и других сегментов к общей выручке в сравнении с проанализированными странами.

4. Проблемы цифровой экономики в Китае и России

Инфраструктура сети и проникновение смартфонов в Китае невелики, а доля пользователей интернета и социальных сетей также низкая. Это создает определенные трудности для создания цифрового правительства и общего развития информационного общества. Конкурентоспособность китайского рынка цифровых технологий также не является высокой. Среди доходов рынка технологий в 2019 году доля доходов от программного обеспечения, ИТ-услуг и облачных технологий к общим доходам низкая, а на цифровом рынке выручка от приложений, цифровых медиа, «умного дома» и других областей составляет малую долю от общей выручки рынка технологий.

Россия занимает низкие позиции на международном рынке. В 2019 году доля товаров ИКТ в мировой торговле составляла всего 0,53%, в то время как Сингапур, Китай и Южная Корея, имеющие преимущества в этой области, достигли соотношения в 29,3%, 26,47% и 25% соответственно. За последние пять лет доля цифровой доставки составила менее 1% от общего объема доставки в мире, и каждый год эта цифра снижается. С точки зрения цифровой инфраструктуры, уровень проникновения фиксированной широкополосной связи в России составляет всего 23%, занимая 14-е место среди 14 стран. Кроме того, развитие 5G-сетей идет медленно, а коммерческое использование еще не распространено. На рынке технологий в 2019 году доля России составляла 1,99% и 1,81% от выручки от облачных технологий и полупроводников соответственно. На цифровом рынке выручка от приложений в России все еще значительно ниже, чем в Южной Корее и США.

5. Перспективы развития цифровой экономики в Китае и России

В рамках 14-го пятилетнего плана китайское правительство уделяет особое внимание поддержке научно-технических прорывов, стимулированию исследований и разработок в таких ключевых областях, как высокопроизводительные чипы, операционные системы и алгоритмы искусственного интеллекта, а также обеспечению безопасности цепочки поставок ИКТ. Аналогично российские программы «Национальная технологическая инициатива» и «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» направлены на поддержку развития радио- и электронных технологий.

В свете китайско-американской торговой войны США ужесточили санкции, направленные против технологического развития Китая. На данный момент около 70% санкционного списка направлено на ИКТ-компании, что подчеркивает необходимость срочной локализации ключевых технологий. Среди них электронные устройства (кроме оборонной электроники) и интегральные схемы, коммуникационные технологии, искусственный интеллект, облачные вычисления, суперкомпьютеры и другие ИКТ-компании, включая Huawei [18]. Также с 2014 года Россия стала объектом санкций, связанных с ситуацией на Украине. Санкции в области ИКТ составляют 15% всех санкций против юридических лиц, уступая только банковской и финансовой сфере. Таким образом, для Китая и России локализация ключевого оборудования и продуктов в сфере ИКТ становится неизбежным трендом.

В Китае отрасли ИТ, разработки программного обеспечения, финансы, культурная и креативная индустрия, и услуги для населения лидируют по уровню цифровизации. Особенно в телерадиовещании скорость цифровизации почти в 4 раза превышает средний уровень отрасли. В производстве, образовании и ритейле скорость цифровизации также значительно выше среднего показателя отрасли, что указывает на потенциал быстрого роста. В России же ИТ-сектор и финансовые организации, а также определенные сегменты государственного сектора лидируют в цифровизации. Наиболее успешными отраслями являются коммунальные, телекоммуникационные, страховые, горнодобывающие, промышленные компании, а также реклама, ритейл и консалтинг. Однако в образовании, строительстве, медицине, туризме и отдыхе, транспорте и логистике, и услугах для населения уровень цифровизации остается низким. Бизнес-услуги, электроника, агробизнес и автобизнес начинают свой путь к цифровой трансформации [19]. Таким образом, в цифровых отраслях двух стран сохраняются определенные преимущества, но перспективы цифровизации традиционных отраслей также огромны.

Заключение

В исследовании проанализирована и сравнена цифровая экономика Китая и России с другими развитыми странами на основе пятнадцати показателей. Результаты показали, что Китай имеет достаточно высокие показатели в области цифровой экономики по сравнению с другими странами, участвовавшими в исследовании, в то время как показатели России значительно отстают. Китайские цифровые продукты и услуги имеют существенные преимущества на международном рынке по сравнению с российскими, однако Китаю нужно увеличить скорость наращивания сетевых объектов и устройств для развития цифровой инфраструктуры.

В социальной сфере традиционные услуги цифрового рынка, такие как электронная коммерция и онлайн-доставка еды, по-прежнему составляют большую долю, в то время как другие области, такие как приложения, цифровая реклама, цифровые медиа, «умный дом» и др., все еще находятся в начальной стадии развития. На рынке технологий программное обеспечение и ИТ-услуги вносят наибольший вклад, в то время как кибербезопасность, Интернет вещей, робототехника и другие области продолжают развиваться.

Обе страны имеют свои преимущества и области, требующие дальнейшего развития. В России сильная пользовательская база способствует цифровой экономике, при этом большая часть выручки поступает от центров обработки данных и услуг связи. Развитие цифрового здравоохранения также имеет определенные преимущества по сравнению с другими странами. Однако цифровая инфраструктура России требует оптимизации, развития фиксированной широкополосной связи и 5G. На цифровом рынке российские публичные облака и разработка полупроводников отстают от стран – лидеров в этой области.

Цифровые продукты Китая имеют огромное влияние на международном рынке благодаря количеству цифровых патентов и развитой цифровой инфраструктуре. Китайская электронная коммерция, цифровое оборудование, услуги связи, полупроводниковая промышленность и многие другие области имеют огромный масштаб доходов и существенные преимущества в международном сравнении. Однако в Китае необходимо улучшить степень проникновения цифровых устройств, стимулировать развитие производства программного обеспечения, ИТ-услуг и общедоступных облаков.


Страница обновлена: 13.04.2024 в 23:24:12