Исследование международной конкурентоспособности цифровой экономики России и Китая
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060730
Введение
Китай и Россия будут углублять всестороннее стратегическое партнерство координации в новую эпоху, укреплять отношения, расширять сотрудничество в области информационных технологий, цифровой экономики, торговли услугами, а также способствовать взаимодополняемости и одновременному развитию традиционной торговли и новых областей. Поэтому изучение конкурентных преимуществ цифровой экономики Китая и России в международной конкуренции и анализа соответствующих преимуществ и областей проблем двух стран поможет двум странам укреплять сотрудничество исходя из собственных реальных условий, дополнять друг друга и развиваться вместе. Анализ международной конкурентоспособности цифровой экономики направлен на изучение статуса цифровой экономики Китая и России в условиях международной конкуренции. В данном исследовании проводится анализ международной конкурентоспособности цифровой экономики Китая и России с трех уровней: индивидуального, рыночного и странового. Цифровая экономическая политика была сопоставлена между Китаем и Россией, был проведен анализ сравнения цифровой экономики двух стран и основных международных конкурентов с точки зрения влияния цифровых продуктов на международный рынок, цифровой инфраструктуры и социального применения цифровых технологий, а также были определены и обобщены конкурентные преимущества и проблемные отрасли цифровой экономики в Китае и России и тенденция развития цифровой экономики в двух странах. Данное исследование призвано ответить на следующий вопрос: как развивается цифровая экономика в Китае и России по сравнению с их конкурентами? Получили ли они ключевые преимущества за последние годы? Каковы основные тенденции и потенциалы развития в ближайшие несколько лет в Китае и России? Могут ли Китай и Россия дополнять друг друга в цифровом поле?
1. Обзор литературы
1.1 . Интерпретация цифровой экономики Китая и России
В Китае термин «цифровая экономика» в основном описывается через «четыре модернизации», включающие в себя цифровую индустриализацию, промышленную цифровизацию, цифровизацию управления и информатизацию [1]. В России соответствующая государственная интерпретация включает три уровня: цифровые рынки и отрасли, цифровые платформы и технологии и цифровую среду [2]. Основная цель данных политик – постоянное развитие и оптимизация цифровой инфраструктуры, развитие информационной индустрии, цифровизация отраслей и информатизация общества. В целом анализ цифровой экономики в Китае и России можно осуществлять в трех аспектах: цифровой инфраструктуры, промышленного развития и социальной информатизации.
1.2. Международные рейтинги развития цифровой экономики
При развитии информационных технологий было проведено множество исследований, направленных на измерение и оценку цифровой экономики. На международном уровне вопросы, связанные с цифровой экономикой, были рассмотрены различными организациями, которые создали наиболее известные рейтинги, основанные на следующих индексах: Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (IDI – ICT Development Index) [3], Индекс мировой цифровой конкурентоспособности (WDCI – IMD World Digital Competitiveness Index) [4], Индекс цифровой эволюции (DEI – Digital Evolution Index) [5], Индекс цифровой экономики и общества (DESI – Digital Economy and Society Index) [6], Индекс сетевой готовности (NRI – Networked Readiness Index) [7], Индекс глобального подключения (GCI – Global Connectivity Index) [8], Глобальный индекс инноваций (GII – The Global Innovation Index) [9], Индекс цифровизации экономики Boston Consulting Group (e-Intensity) [10], Индекс развития электронного правительства (The U№Global E-Government Development Index – EGDI), Индекс электронного участия (E-Participation Index – EPART) [11], Индекс телекоммуникационной инфраструктуры(Telecommunication Infrastructure Index-TII) [12].
Таблица 1
Анализ рассматриваемых в международных рейтингах групп показателей развития цифровой экономики
Общие показатели
|
Вторичные
показатели |
Субиндикаторы
|
IDI
|
WDCI
|
DEI
|
DESI
|
NRI
|
GCI
|
GII
|
e-Intensity
|
EGDI
|
EPART
|
TII
|
Цифровое подключение |
Цифровая инфраструктура |
Проникновение Интернета
|
√
|
|
√
|
√
|
√
|
√
|
√
|
√
|
√
|
|
√
|
Широкополосный доступ
|
|
|
√
|
√
|
√
|
√
|
|
|
|
|
| ||
Количество серверов
|
|
|
|
|
|
√
|
|
|
|
|
| ||
Количество дата-центров
|
|
|
|
√
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Использование цифровых технологий |
Проникновение персональных компьютеров
|
|
|
|
|
|
√
|
|
|
|
|
| |
Проникновение мобильный телефонов
|
|
√
|
|
|
|
√
|
|
|
√
|
|
√
| ||
Потребление цифровых продуктов
|
|
|
√
|
√
|
√
|
√
|
|
|
|
|
| ||
Доля пользователей социальных сетей
|
|
|
√
|
|
√
|
|
|
|
|
|
| ||
Доля пользователей электронной
коммерции
|
|
|
√
|
|
√
|
|
|
|
|
|
| ||
Цифровая инновация |
Развитие технологий |
Расходы или инвестиции в ИКТ
|
|
√
|
√
|
|
√
|
√
|
|
|
|
|
|
Количество патентов в области ИКТ
|
|
√
|
|
|
√
|
√
|
√
|
|
|
|
| ||
Научные публикации
|
|
√
|
|
|
|
|
√
|
|
|
|
| ||
Импорт и экспорт цифровых продуктов или услуг
|
|
|
|
|
√
|
|
|
|
|
|
| ||
Искусственный интеллект (AI)
|
|
|
|
√
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
| ||
Интернет вещей (IoT)
|
|
|
|
|
|
√
|
|
|
|
|
| ||
Облака
|
|
|
|
|
|
√
|
|
√
|
|
|
| ||
Анализ больших данных
|
|
√
|
|
√
|
√
|
|
|
√
|
|
|
| ||
Технология автоматизации
|
|
√
|
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
|
| ||
Развитие талантов |
Подготовка кадров
|
√
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
|
√
|
|
| |
Сотрудники имеющие цифровые навыки
|
|
√
|
|
√
|
√
|
√
|
|
|
|
|
| ||
Количество ИКТ-специалистов
|
|
√
|
|
|
|
√
|
|
√
|
|
|
| ||
Цифровая среда |
Экономическая среда |
Приток капитала в ИКТ
|
|
√
|
|
|
√
|
√
|
|
|
|
|
|
Объем транзакций электронной коммерции
|
|
√
|
|
√
|
|
√
|
|
|
|
|
| ||
Предприятие с базовым уровнем цифровой
интенсивности
|
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
√
|
|
|
| ||
Институционационаольная среда |
Цифровое регулирование
|
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
|
|
|
| |
Безопасность сети
|
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
|
|
|
| ||
Эффективность государственной службы
|
|
√
|
√
|
|
√
|
|
|
|
|
|
| ||
Цифровое
взаимодействие |
Электронное участие
|
|
√
|
√
|
√
|
√
|
√
|
|
|
√
|
√
|
| |
Электронное правительство
|
|
√
|
√
|
√
|
√
|
√
|
|
|
√
|
√
|
| ||
Цифровые госуслуги
|
|
|
|
|
|
|
|
√
|
√
|
√
|
|
Кроме того, в бесконечном потоке исследований по оценке и измерению цифровой экономики появляются различные ученые. С. Грауманн и А. Спайх [13] в немецком отчете о цифровом мониторинге «Позиция ИКТ в международных сопоставлениях в 2010 г.» рассчитали и сопоставили показатели в отрасли ИКТ между 15 странами, включая Германию, Китай и США. И. Илинь [14] (Lilin, 2019) использовал метод взвешивания для измерения цифровой конкурентоспособности нескольких стран в работе «Построение национального индекса цифровой конкурентоспособности и международные сравнительные исследования» и проанализировал различия между континентами и странами.
Исходя из анализа этих показателей можно сделать следующие выводы.
Существующие индексы в основном оценивают цифровую экономику с точки зрения цифрового подключения, цифровой инновации и цифровой среды. Поэтому в данном исследовании будет проанализирована эффективность цифрового развития Китая и России в международном контексте с разных точек зрения, таких как микро- и макроэкономические показатели, а также эффективность применения цифровых технологий.
Основное внимание исследования будет сосредоточено на анализе применения цифровых технологий на рынке. Показатели рынка включают в себя рынок цифровой технологии и цифровой рынок. Ключевыми показателями рынка цифровой технологии являются: ЦОД, устройства, программное обеспечение, ИТ-услуги, облако, услуги связи, полупроводники, кибербезопасность, Интернет вещей, робототехника. Ключевыми показателями цифрового рынка являются: приложения, цифровая реклама, цифровое здоровье, цифровые медиа, электронная коммерция, электронные услуги, онлайн-доставка еды, умный дом. Этот исследовательский проект имеет новаторский подход к оценке цифровых технологий и цифрового рынка. В отличие от существующих показателей, наша методика включает разбивку на подобласти, такие как робототехника, цифровые услуги, онлайн-доставка еды, умный дом и другие. Это позволяет нам более полно проанализировать международную конкурентоспособность цифровой экономики Китая и России, с учетом трех ключевых аспектов – влияния на международный рынок, развития инфраструктуры и цифровых применений.
2. Международное сравнение цифровой экономики Китая и России
В данном исследовании проводится международное сравнение цифровой экономики Китая и России с использованием трех индикаторов: влияние на международный цифровой рынок, уровень развития цифровой инфраструктуры и эффективность социального применения цифровых технологий. Для этого были выбраны контрольные страны: США, Канада, Южная Корея, Япония, Сингапур, Франция, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Дания. Максимально возможное значение индексного балла равно 100, а для расчета индикатора усредняются значения базовых показателей. Анализ проводится на основе данных за 2019 год (табл. 2).
Таблица 2
Обзор основных показателей и источников данных
Основные
индикаторы
|
База
данных
|
Ⅰ. Влияние на международном рынке
|
|
1.
Доля товаров ИКТ в общем объеме торговли товарами в мире
|
UNCTADstat
|
2.
Доля услуг ИКТ в общем объеме торговли товарами в мире
|
UNCTADstat
|
3.
Доля патентов в области ИКТ в общем количестве патентов
|
WIPO; IP5
|
II. Развитие инфраструктуры
|
|
1.
Распространение фиксированного широкополосного доступа
|
ITU
|
2.
Распространение мобильной сотовой связи
|
ITU
|
3. Распространение компьютеров
|
Statista
|
4.
Стоимость ИКТ-услуг
|
ITU
|
5.
Распространение смартфонов
|
Statista
|
III.
Социальное применение
|
|
1.
Количество пользователей интернета
|
ITU
|
2.
Количество пользователей социальных сетей
|
Statista
|
3.
Количество пользователей электронной коммерции
|
Statista
|
4.
Цифровой рынок
|
Statista
|
5.
Рынок технологий
|
Statista
|
6.
Индекс электронного правительства
|
U№DESA
|
7.
Индекс электронного участия
|
U№DESA
|
По результатам расчетов было выявлено, что в сравнении с 14 выбранными странами конкурентоспособность цифровой экономики Китая относительно высока, в то время как конкурентоспособность России значительно отстает от других 13 стран. В 2019 году Южная Корея заняла первое место с общим баллом 76, а Китай занял второе место со 74 баллами. Общий балл России относительно низкий, и она опережает только Италию, занимающую 13-е место (рис. 1).
Рисунок 1. Средняя производительность в цифровой экономике в 2019 г., баллы
Источник: составлено авторами по данным из таблицы 2.
Среди трех основных показателей – влияние на международный цифровой рынок, развитие цифровой инфраструктуры и производительность социальных применений цифровых технологий – Китай имеет наибольшие преимущества по влиянию на международный цифровой рынок, опережая идущую на втором месте Южную Корею (49 баллов) с 70 баллами, а Россия занимает 9-е место с 20 баллами. В области цифровой инфраструктуры Дания лидирует с 87 баллами, Китай занимает 10-е место с 76 баллами, а Россия занимает 11-е место с 75 баллами. Что касается производительности социальных приложений цифровых технологий, здесь Южная Корея и Великобритания заняли первое место с 85 баллами, Китай – 9-е с 74 баллами, а Россия заняла 13-е место с 62 баллами (табл. 3).
Таблица 3
Конкурентоспособность Китая и России по трем направлениям показателей
|
Лидер
|
Китай
Место/балл |
Россия
Место/балл |
Влияние
на международный цифровой рынок
|
Китай
/ 70
|
1 /
70
|
9 /
20
|
Развитие
цифровой инфраструктуры
|
Дания
/ 87
|
10 /
76
|
11 /
75
|
Социальные
цифровые приложения
|
Южная
Корея, Великобритания / 85
|
9 /
74
|
13 /
62
|
Итог
|
Южная
Корея / 76
|
2 /
74
|
13 /
58
|
В 2019 году Китай занимал второе место после Сингапура по отношению объема торговли продуктами ИКТ к общему объему торговли (26,48%), в то время как в России этот показатель был минимальным и составил всего 0,53%. Финляндия имела самый высокий относительный объем торговли услугами ИКТ – 33,55%, в Китае и России этот показатель был ниже и составлял, соответственно, 18,99% и 8,51%. Отношение заявок на патенты в области ИКТ к общему количеству заявок на патенты было наиболее высоким в Канаде – 25,62%, в то время как в Китае и России этот показатель был, соответственно, 16,33% и 8,43% [15, 16]. Дания является лидером по развитию инфраструктуры с наивысшим баллом в этой области – 87, тогда как Китай и Россия занимают низкие позиции, отстающие от лидера на 11 и 12 баллов соответственно. В области «Социальное применение» Великобритания и Южная Корея лидируют с баллами 85, Китай занимает 10-е место с 74 баллами, а Россия – 13-е место с 62 баллами.
В области применения персональных цифровых технологий доля пользователей Интернета, пользователей социальных сетей и пользователей электронной коммерции в общей численности населения Китая и России в 2019 году относительно отстает среди выбранных 14 стран.
Рынок цифровых приложений выглядит следующим образом. В 2019 году на общий доход Сингапура приходилось самое высокое соотношение к ВВП – 15%, из которых доходы полупроводниковой промышленности составили 61,20% от общего дохода рынка цифровых технологий (рис. 2). Рынок цифровых технологий Китая занимает 10-е место по соотношению выручки к ВВП с показателем 4,81%. Основными источниками доходов являются цифровое оборудование, услуги связи и полупроводниковая промышленность, на долю которых приходится 26,9%, 28,48% и 22,68% от общего объема выручки рынка цифровых технологий соответственно. Россия занимает здесь последнее место среди 14 стран – 3,03%, среди которых отношение выручки от услуг связи к общей выручке составляет 34,7%, а выручки от цифрового оборудования – 26,95% [17].
Рисунок 2. Доля общего дохода рынка цифровых технологий в ВВП
Источник: составлено авторами по данным Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/technology-outlook#overview (дата обращения: 10.04.2023).
Рисунок 3. Доля дохода сегментации рынка цифровых технологий в общем доходе по выбранным 5 странам
Источник: Statista. Обзор рынка технологий. URL: https://www.statista.com/outlook/technology-outlook#overview (дата обращения: 10.04.2023).
Показатель общей выручки к ВВП Китая в сфере цифрового рынка в 2019 году занял первое место с уровнем 10,12% (рис. 4). Совокупная выручка цифрового рынка России составила 2,61% ВВП, что принесло ей 12-е место в рейтинге. В каждой из 14 стран, рассмотренных в исследовании, электронная коммерция является наиболее доходной сферой на цифровом рынке (рис. 5).
Рисунок 4. Доля общего дохода цифрового рынка в ВВП
Источник: составлено авторами по данным Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/digital-markets#overview (дата обращения: 10.04.2023).
Рисунок 5. Доля дохода сегментации цифрового рынка в общем доходе по выбранным 5 странам
Источник: Statista. Обзор о цифровом рынке.URL: https://www.statista.com/outlook/digital-markets#overview (дата обращения: 10.04.2023).
Национальный уровень использования цифровых технологий оценивается с помощью двух показателей: «Индекс цифрового правительства» и «Индекс цифрового участия» (рис. 6).
Рисунок 6. Применение цифровых технологий на национальном уровне
Источник: Индекс развития электронного правительства (EGDI) и индексэлектронного участия. UNE-Government Knowledgebase. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/ (дата обращения: 10.04.2023).
Дания и Южная Корея занимают первое место в общем рейтинге «Электронное правительство» и «Электронное участие», Китай находится на 10-м месте, а Россия на 14-м месте. В России доля органов государственной власти и местного самоуправления, использующих мобильный и фиксированный интернет, составляет 96,3% от общего числа организаций, прошедших опрос. В мае 2019 года была запущена в тестовый режим национальная платформа государственных услуг Китая, объединившая 32 региона и 46 департаментов Государственного совета, что ознаменовало начало работы национальной интегрированной платформы государственных услуг с использованием национальной платформы государственных услуг в качестве основного узла.
3. Преимущества цифровой экономики в Китае и России
Цифровая экономика Китая достигла значительного масштаба в социально-экономическом развитии и оказывает определенное влияние на глобальный рынок. С 2014 по 2019 год продукция ИКТ из Китая составляла более 25% от общего объема торговли, а доля цифровых услуг доставки Китая к общему количеству услуг доставки в мире также увеличивается из года в год. Цифровая экономика Китая занимает важное положение на мировом цифровом рынке. В России цифровая экономика также стремительно развивается и имеет потенциал для игры значительной роли в экономическом развитии страны.
Согласно данным пяти крупнейших ведомств интеллектуальной собственности (IP5) Всемирной организации интеллектуальной собственности (WPIO), в 2019 году Китай подал на рассмотрение 219 970 патентных заявок в области ИКТ, что превосходит США с 139 215 заявками. Быстрое развитие цифровой инфраструктуры в Китае, особенно базовых станций связи и широкополосного доступа, а также низкая стоимость доступа к ИКТ-услугам (самая низкая среди 14 стран) указывают на относительно завершенную цифровую инфраструктуру. Кроме того, с июня 2019 года в Китае активно развивается строительство базовых станций 5G. Среди рассматриваемых стран только Южная Корея, США, Италия и Китай коммерциализировали 5G. В 2019 году 76,02% от общего дохода цифрового рынка Китая составили доходы электронной коммерции. Более 75% общего дохода рынка цифровых технологий приходится на китайское цифровое оборудование, услуги связи и полупроводниковую промышленность. Эти показатели свидетельствуют о преимуществах Китая в сравнении с другими странами.
В 2019 году уровень проникновения мобильного широкополосного доступа, смартфонов и пользователей Интернета и социальных сетей в России был достаточно высоким. Низкие цены на цифровые продукты и услуги также способствовали развитию цифрового правительства и информационного общества в России. Выручка дата-центров в России составила 11% от общей выручки на рынке технологий, что превышает показатели в Китае (8,3%), Великобритании (6,5%) и США. Доходы от ИТ-услуг и услуг связи также составляют значительную часть общего дохода в России. Сфера электронной коммерции также является важным сегментом на цифровом рынке России, составляя 61,47% от общей выручки цифрового рынка. Выручка цифрового здравоохранения в России составила 3% от общей выручки цифровых сервисов, что превышает соответствующие показатели в США (1,99%), Южной Корее (1,93%) и Китае (1,64%). Кроме того, российский цифровой рынок имеет преимущества по отношению выручки приложений, цифровой рекламы, цифровых медиа, онлайн-доставки еды, умного дома и других сегментов к общей выручке в сравнении с проанализированными странами.
4. Проблемы цифровой экономики в Китае и России
Инфраструктура сети и проникновение смартфонов в Китае невелики, а доля пользователей интернета и социальных сетей также низкая. Это создает определенные трудности для создания цифрового правительства и общего развития информационного общества. Конкурентоспособность китайского рынка цифровых технологий также не является высокой. Среди доходов рынка технологий в 2019 году доля доходов от программного обеспечения, ИТ-услуг и облачных технологий к общим доходам низкая, а на цифровом рынке выручка от приложений, цифровых медиа, «умного дома» и других областей составляет малую долю от общей выручки рынка технологий.
Россия занимает низкие позиции на международном рынке. В 2019 году доля товаров ИКТ в мировой торговле составляла всего 0,53%, в то время как Сингапур, Китай и Южная Корея, имеющие преимущества в этой области, достигли соотношения в 29,3%, 26,47% и 25% соответственно. За последние пять лет доля цифровой доставки составила менее 1% от общего объема доставки в мире, и каждый год эта цифра снижается. С точки зрения цифровой инфраструктуры, уровень проникновения фиксированной широкополосной связи в России составляет всего 23%, занимая 14-е место среди 14 стран. Кроме того, развитие 5G-сетей идет медленно, а коммерческое использование еще не распространено. На рынке технологий в 2019 году доля России составляла 1,99% и 1,81% от выручки от облачных технологий и полупроводников соответственно. На цифровом рынке выручка от приложений в России все еще значительно ниже, чем в Южной Корее и США.
5. Перспективы развития цифровой экономики в Китае и России
В рамках 14-го пятилетнего плана китайское правительство уделяет особое внимание поддержке научно-технических прорывов, стимулированию исследований и разработок в таких ключевых областях, как высокопроизводительные чипы, операционные системы и алгоритмы искусственного интеллекта, а также обеспечению безопасности цепочки поставок ИКТ. Аналогично российские программы «Национальная технологическая инициатива» и «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» направлены на поддержку развития радио- и электронных технологий.
В свете китайско-американской торговой войны США ужесточили санкции, направленные против технологического развития Китая. На данный момент около 70% санкционного списка направлено на ИКТ-компании, что подчеркивает необходимость срочной локализации ключевых технологий. Среди них электронные устройства (кроме оборонной электроники) и интегральные схемы, коммуникационные технологии, искусственный интеллект, облачные вычисления, суперкомпьютеры и другие ИКТ-компании, включая Huawei [18]. Также с 2014 года Россия стала объектом санкций, связанных с ситуацией на Украине. Санкции в области ИКТ составляют 15% всех санкций против юридических лиц, уступая только банковской и финансовой сфере. Таким образом, для Китая и России локализация ключевого оборудования и продуктов в сфере ИКТ становится неизбежным трендом.
В Китае отрасли ИТ, разработки программного обеспечения, финансы, культурная и креативная индустрия, и услуги для населения лидируют по уровню цифровизации. Особенно в телерадиовещании скорость цифровизации почти в 4 раза превышает средний уровень отрасли. В производстве, образовании и ритейле скорость цифровизации также значительно выше среднего показателя отрасли, что указывает на потенциал быстрого роста. В России же ИТ-сектор и финансовые организации, а также определенные сегменты государственного сектора лидируют в цифровизации. Наиболее успешными отраслями являются коммунальные, телекоммуникационные, страховые, горнодобывающие, промышленные компании, а также реклама, ритейл и консалтинг. Однако в образовании, строительстве, медицине, туризме и отдыхе, транспорте и логистике, и услугах для населения уровень цифровизации остается низким. Бизнес-услуги, электроника, агробизнес и автобизнес начинают свой путь к цифровой трансформации [19]. Таким образом, в цифровых отраслях двух стран сохраняются определенные преимущества, но перспективы цифровизации традиционных отраслей также огромны.
Заключение
В исследовании проанализирована и сравнена цифровая экономика Китая и России с другими развитыми странами на основе пятнадцати показателей. Результаты показали, что Китай имеет достаточно высокие показатели в области цифровой экономики по сравнению с другими странами, участвовавшими в исследовании, в то время как показатели России значительно отстают. Китайские цифровые продукты и услуги имеют существенные преимущества на международном рынке по сравнению с российскими, однако Китаю нужно увеличить скорость наращивания сетевых объектов и устройств для развития цифровой инфраструктуры.
В социальной сфере традиционные услуги цифрового рынка, такие как электронная коммерция и онлайн-доставка еды, по-прежнему составляют большую долю, в то время как другие области, такие как приложения, цифровая реклама, цифровые медиа, «умный дом» и др., все еще находятся в начальной стадии развития. На рынке технологий программное обеспечение и ИТ-услуги вносят наибольший вклад, в то время как кибербезопасность, Интернет вещей, робототехника и другие области продолжают развиваться.
Обе страны имеют свои преимущества и области, требующие дальнейшего развития. В России сильная пользовательская база способствует цифровой экономике, при этом большая часть выручки поступает от центров обработки данных и услуг связи. Развитие цифрового здравоохранения также имеет определенные преимущества по сравнению с другими странами. Однако цифровая инфраструктура России требует оптимизации, развития фиксированной широкополосной связи и 5G. На цифровом рынке российские публичные облака и разработка полупроводников отстают от стран – лидеров в этой области.
Цифровые продукты Китая имеют огромное влияние на международном рынке благодаря количеству цифровых патентов и развитой цифровой инфраструктуре. Китайская электронная коммерция, цифровое оборудование, услуги связи, полупроводниковая промышленность и многие другие области имеют огромный масштаб доходов и существенные преимущества в международном сравнении. Однако в Китае необходимо улучшить степень проникновения цифровых устройств, стимулировать развитие производства программного обеспечения, ИТ-услуг и общедоступных облаков.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 16:08:07