Управление инновационными предприятиями

Вереникина А.О.1
1 Сургутский государственный университет, Россия, Сургут

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Вереникина А.О. Управление инновационными предприятиями // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 6. – С. 1747-1758. – doi: 10.18334/epp.13.6.117786.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059778

Аннотация:
В статье исследуется различные подходы к управлению инновационными предприятиями и инновационной деятельностью. Без правильного и эффективного управления, без их стратегического развития невозможно «построить» прибыльное предприятие. Успешность национальной экономики напрямую зависит от инновационной деятельности. Это подчеркивает актуальность темы исследования. Автор в данной статье рассматривает проблему управления инновационными предприятиями и раскрывает принципы управления ими. Научная новизна работы заключается в разработанной авторской информационно-структурной модели управления. Статья будет интересна студентам, аспирантам и специалистам экономического направления.

Ключевые слова: инновационное предприятие, управление, модель, инновационная деятельность, инновации

JEL-классификация: O31, O33, L26, M11, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью расширения теоретических знаний, которые помогут на практике повысить уровень эффективности управления инновационным предприятием.

В статье приведен анализ взглядов на специфику управления инновационной деятельностью таких авторов, как Е.В.Васильева, А.Г.Литвинова, О.В.Никулина, А.В.Полукеева и др. [5, 8, 9, 12]. На данный момент не существует четкого инструментария и модели управления инновационными предприятиями.

Цель данной работы – изучение подходов к управлению инновационной деятельностью и построение информационно-структурной модели управления инновационными предприятиями. Предмет исследования – процесс управления инновационными предприятиями.

Сложность управления предприятиями инновационного типа обусловлена тем, что специфика их недостаточно изучена, и происходит постоянный рост информационных связей в мировой экономике, цифровизацией и масштабированием всех мировых процессов. Все это требует новых знаний в области управления, что подтверждает актуальность темы исследования. Автор приходит к выводу о необходимости построения модели управления инновационными предприятиями, которая представляет собой информационно-структурный вид.

В ходе написания работы были использованы эмпирические и теоретические методы исследования: анализ, синтез изученных теоретических данных, графический метод.

Основная часть

Анализ различных источников показал, что на сегодняшний день авторами рассмотрены некоторые элементы и особенности управления инновационной деятельностью, в том числе и предприятиями инновационного типа.

Так Е.В.Васильева в своей работе отмечает, что для управления такими предприятиями необходимо проводить обучение кадров, которые отвечают за управление инновационной деятельностью; пересматривать бюджетную политику предприятия; создавать условия для инновационной деятельности. [5]

Для развития инновационной активности необходимо материально и морально стимулировать работников для повышения эффективности их деятельности, а также улучшать качество информирования о новых инструментах и средствах осуществления инновационной деятельности. [11]

Некоторые выделяют такие особенности управления как: непрерывное обучение и развитие персонала и поддержка, развитие самых перспективных идей; гибкий режим работы; развитие творческой деятельности, так как это источник инновационного развития предприятия; развитие операционных организационных структур; отнесение НИОКР к вектору развития бизнеса. [1]

Эффективному управлению инновационными процессами способствует и внедрение корпоративной системы управления проектами, которая является внутриорганизационным инновационным проектированием. [2]

Большее внимание уделено управлению инновационными процессами на различных промышленных предприятиях. Важное значение приобретает в системе управления и необходимость обеспечивания роста на инновационную продукцию, организация информационного обеспечения инновационного процесса, устранения административных барьеров, организовывания обмена опытом (бечмаркинг), совершенствования механизмов финансовой поддержки инновационно активных предприятий, способствования мотивации участия в инновационных процессах. [14]

Развитие инновационного менеджмента способствует управлению инновационными предприятиями. Так инновационный менеджмент характеризуется как область экономической науки по управлению инновациями; как управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; как аппарат управления инновациями. [4]

Для эффективного управления инновационным предприятием необходимы переход предприятия (всей его системы) на «инновационные рельсы» и готовность к реализации инновационных процессов (желание идти на риск, знаний профильного рынка, опыт). [2]

А.В.Полукеева считает, что для руководства инновационной деятельностью необходимо:

- повышенное внимание финансовому аспекту управления;

- использование методов снижения риска;

- постоянный поиск и совершенствование инструментов стимулирования, обучения, развития персонала;

- формирование организационной структуры;

- коммерциализация результатов деятельности. [12]

Многие отмечают, что управление инновационным предприятием имеет свои особенности. Например, формирование корпоративной культуры на основе горизонтальных связей, ротация кадров, мотивация на базе постоянного обучения, создание командного духа предприимчивости, предоставление свободы и гибких условий труда. [6]

Важны в системе управления и инвестиции в знания, постоянный мониторинг изменений в своей деятельности, развитие творческих идей, построение инновационной корпоративной культуры [13]

О.В.Лавриченко в своих работах рассматривает модель сбалансированного распределения инновационных ресурсов, которая бы помогла ввести поддержку принятых решений внутри организации, позволяющая минимизировать риски и эффективно распределять инновационные ресурсы между инновациями с учетом условий окружающей среды на основе экспертных оценок. Основа данной модели – инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии. Предложенные автором схемы показывают то, что менеджер предприятия при принятии решений должен найти оптимальное по данному критерию сбалансированное распределение инновационных ресурсов по всем объектам инноваций. [7]

О.В.Никулина отмечает, что в систему управления инновационным развитием предприятия должны включаться работы по маркетинговой поддержке инноваций, решению проблем преодоления сопротивлениям со стороны персонала, выстраиванию системы взаимоотношений с субъектами рынка, оптимизации процессов управления создаваемой интеллектуальной собственностью. [9].

А.Г.Литвинова считает, что существует три инновационных бизнес-модели, которые позволяют компании успешно добиваться окупаемости новых товаров и услуг: интеграция (полная самостоятельность в инновационных процессах), дирижирование (построение механизмов взаимодействия с партнерами в бизнес-пространстве и боязнь вывода инноваций за пределы своего предприятия) и лицензирование (получение прибыли от своих действий и интеллектуальных активов, не вкладывая средства в реализацию инноваций). [8]

О.А. Новикова в своих исследованиях рассуждает о том, что основным аспектом в системе управления является механизм управления, который представляет собой совокупность методов и средств воздействия на внутренние ресурсы и внешние условия предприятия. При этом она выделяет в данном механизме цели управления, объекты и субъекты управления, ресурсы управления и методы, инструменты и способы достижения поставленных целей [10]. Данный подход обеспечивает оценку внутренних и внешних факторов.

Критический анализ подходов к управлению инновационной деятельностью, предприятий инновационного типа позволяет сделать выводы, что:

Вывод 1. На данный момент система управления инновационного предприятиями недостаточно изучена. Нет четкого определения инструментария управления, что должно обязательно быть развито в системе менеджмента, нет четко построенной модели управления инновационными предприятиями.

Вывод 2. Многие авторы выделяют важность воздействия на персонал, как основу интеллектуального капитала. Это тот фактор развития инновационной деятельности, который необходимо стимулировать, поддерживать, мотивировать и обучать. Человеческий капитал – фундаментальное звено появления инноваций и их роста.

А также авторы отмечают высокую степень риска инновационной деятельности по сравнению с другими видами. А следовательно, необходимо вести анализ рисковых ситуаций, развивать систему риск-менеджмента.

Вывод 3. Необходимо взять за основу управления инновационными предприятиями понимание их сущности, признаков и условий функционирования и развития, проблем развития.

Изучение сущности инновационных предприятий поставило вопрос о необходимости создания модели управления инновационными предприятиями.

Успешное развитие и функционирование инновационного предприятия в современных непростых экономических условиях зависит от налаженной и эффективной модели управления.

Данный вопрос остается актуальным, так как подобных моделей на данный момент еще не было разработано. Тем более отсутствие эффективной системы управления препятствует российским предприятиям занять высокие позиции на мировом рынку инновационной деятельности.

На наш взгляд при управлении инновационными предприятиями должны соблюдаться определенные принципы:

- Контроля. Так как инновационная деятельность обладает переменчивым и творческим, а вместе с тем и рискованным характером, то она требует постоянного контроля и анализа, оценки, управления интеллектуальными активами и всеми стадиями жизненного цикла инноваций, составления «Карты принятия решения», которая должна быть включены в общую модель управления. При этом контролироваться должны не только внутренняя среда предприятия, но и внешняя.

- Креативности. На предприятии должны быть созданы условия для развития креативности сотрудников, их инновационного потенциала. Творческие способности персонала, их креативность являются причиной успешного функционирования инновационного предприятия.

- Гибкости. Инновационная деятельность носит крайне рисковый характер. Система управления инновационными предприятиями должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности потребителей и подстраиваться под условия функционирования предприятия.

- Изменчивости. Отсутствие необходимого количества инвестиций, изменения приоритетных направлений в науке, меняющиеся факторы и условия развития инновационных предприятий влекут за собой построение такой системы управления инновационными предприятиями, которая отвечала бы на все ситуации «изменчивости».

- Восприимчивости. Одна из проблем инновационной деятельности – это принятие инноваций. На предприятиях инновационного типа должна быть развита эффективная система мотивации персонала, которые являются ведущим фактором инновационных открытий. Люди должны быть заинтересованы в своей деятельности м способны, восприимчивы к внедрению инноваций и к их развитию. Необходимо повышать инновационных потенциал работников.

В статье представлена авторская информационно-структурная модель управления инновационными предприятиями (рис.1). Модель представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые составляют общую структуру управления.

На рис. 1 представлено, что инновационное предприятие создает вокруг себя инновационное пространство, которое происходит за счет развития инновационной среды и политики, инновационного менеджмента. Руководство предприятия, ведущие топ-менеджеры и начальники организационных единиц являются субъектами и обеспечивают эффективное управление. Необходимо обеспечивать постоянный анализ внешних и внутренних факторов, изучать тенденции рынка и запросы потребителей.

Во взаимосвязи с руководством находятся отделы, которые занимаются инновационной деятельность, разработкой инноваций, творческой инициативой. При этом в тесной взаимосвязи и в сотрудничестве должны взаимодействовать другие отделы, которые обеспечивают уже не «творческую составляющую» системы управления, а производственную (планово-экономический отдел, юридический отдел, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.). Все отделы участвуют в инновационных процессах, которые вытекают из «творческих, креативных идей» сотрудников предприятия. На инновационных предприятиях должна быть развита система «инновационный бланк идей», где каждый желающий может предложить свою идею инновации или совершенствования. Происходит развитие управления идеями. Такой инновационный управленческо-организационный момент позволит развиваться предприятию, поддерживать необходимый потенциал и оценивать, развивать более продуктивные идеи. Все это влечет за собой создание единой креативной команды, которая является фактором развития предприятия.

В системе управления необходимо учитывать средства управления, которые помогают правильно выстраивать руководство и деятельность. Это и использование инструментария управления, принятие решений. Здесь стоит упомянуть и включить в информационно-структурную модель и модели применения риск-менеджмента, управления интеллектуальным развитием и механизм внедрения компетентностного подхода в общую систему управления. Необходимо создавать «карту принятия решений» для взвешенного анализа всех творческих идей. К средствам управления относится и условия функционирования и развития, принципы управления, которые необходимо учитывать. А также источники финансирования. Так как финансирование инновационных предприятий происходит в недостаточном количестве, то это средство управления необходимо держать под контролем и проводить маркетинговую политику для привлечения средства.

Ресурсы предприятия: кадры, оборудование, информация, научно-техническая база, интеллектуальные активы – являются средствами управления. В процессе постоянного потока информация необходимо совершенствовать и обеспечивать внедрение автоматизированных информационных идей для своевременного анализа инновационной деятельности.

Так как в системе управления особое значение занимают «инновационный» персонал, то должен на предприятии происходить постоянный процесс обучения и развития креативной деятельности, поддержание творчества и потенциала, проведение внутреннего контроля (аудита) кадров для успешной деятельности.

Развитый экономический механизм, который обеспечивает успешное функционирование инновационного предприятия, поиск инвестиционных ресурсов и развитие производства (научно-технической базы, использование оборудования, модернизация системы производства) создают элементы управления. Сюда же необходимо отнести и организационную среду, поддержку социальных и психологических элементов инноваций, развитие единой корпоративной среды, так как инновации часто сопровождаются сопротивлением со стороны работников и контрагентов.

Управление маркетинговой деятельностью является важным звеном не просто для внешнего продвижения инноваций, но и для внутреннего принятия их. В данном элементе можно использовать и инновационные методы развития. Например, нейромаркетинг, который представляет собой совокупность мероприятий для создания продуктов (у нас это инновации) и их продвижения на основе исследования подсознательных реакций мозга потребителей, персонала. Использование таргетинга в рекламе, то есть создание рекламного «призыва» для целевой аудитории. Данный инструмент можно применять и для поиска «нужных» сотрудников. И в целом развитие рекламного механизма. Развитие бенчмаркинга, который представляет собой процесс совершенствования инновационной деятельности на основе постоянного анализа, планирования и контроля своего потенциала и потенциала конкурентов, с целью повышения эффективности работы.

Необходимо предприятие обеспечивать и самым главным звеном управления – персоналом. На предприятие должны быть внедрена качественная система управления интеллектуальным капиталом, трудовым потенциалом. Все это ведет к развитию инновационной деятельности, которая в инновационных предприятиях затрагивает все стадии жизненного цикла инноваций от развития идеи до коммерциализации результата своей деятельности.

На выходе мы имеет готовый инновационный продукт.

)

Рис.1. Информационно-структурная модель управления инновационными предприятиями (разработано автором)

Заключение

В статье излагаются взгляды на особенности управления инновационной деятельностью. Обосновывается мысль о том, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований в части развития инструментария эффективного управления.

Статья подводит некоторые итоги изучения автора о том, что инструментарий эффективного управления должен отвечать современным потребностям экономики и быть направлен на:

- управление интеллектуальным капиталом;

- развитие, обучение, подбор и оценку персонала (человеческого капитала), который бы отвечал требованиям «инновационных потребностей»;

- минимизацию рисковых ситуаций;

- развитие информационных технологий в системе управления;

- построение базовой модели эффективного управления.

В ходе исследования была разработана информационно-структурная модель управления, которая нацелена на понимание смысла всей системы управления инновационными предприятиями, раскрывает их сущность, показывает взаимосвязанные элементы системы.

Дальнейшее исследование сводится к разработке инструментария эффективного управления.

·


Источники:

1. Агарков С.А, Кузнецова Е.С,, Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - Москва: Академия естествознания, 2011. – 143 c.
2. Аксюта Ф.Н. Корпоративная система управления проектами – эффективный инструмент управления инновационной деятельностью предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 4(98). – c. 33.
3. Бугара Д.А., Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Мухалова Н.Д., Яушев Г.Р. Руководитель и развитие инновационного менеджмента в современной организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2(36). – c. 150-157.
4. Василевская И.В. Инновационный менеджмент. / Учебное пособие. - М.: ИД РИОР, 2019. – 129 c.
5. Васильева Е.В Проблемы управления инновационным развитием предприятия // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 3(39). – c. 363-364.
6. Володин В.М., Надькина А.А. Исследование специфики управления инновационным предприятием: примеры успешного развития инновационных промышленных предприятий в России и за рубежом // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 2(58). – c. 135-146. – doi: 10.21685/2072-3016-2021-2-14.
7. Лавриченко О.В. Модель сбалансированного распределения инновационных ресурсов промышленных предприятий между объектами инноваций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2014. – № 2-2. – c. 426-430.
8. Литвинова А.Г. Моделирование инновационного процесса в компании «Инновационные системы управления» (Innovation management systems (IMS) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-2. – c. 332-326. – doi: 10.17513/vaael.2002.
9. Никулина О.В. Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий // Современные технологии управления. – 2012. – № 5(17). – c. 19-26.
10. Новикова О.А. Управление инновационной активностью хозяйствующих субъектов в условиях саморазвития. / Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (управление инновациями): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Воронеж, 2013. – 21 c.
11. Плукчи Д.В. Форму и способы организации и стимулирования инновационной деятельности на предприятии // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2018. – № 3(53). – c. 99-106.
12. Полукеева А.В. Особенности управления инновационной деятельностью промышленного предприятия // Организатор производства. – 2015. – № 4(67). – c. 109-117.
13. Санникова К.А. Управление инновационным предприятием: ключевые понятия, особенности, примеры // Современные технологии управления. – 2020. – № 2(92). – c. 5.
14. Яковлева Е.А., Козловская Э.А., Гаджиев Р.М., Шарич Э.Э., Яковлева Д.Д. Модель управления инновационной активностью // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1075-1084. – doi: 10.18334/ce.13.6.40712.

Страница обновлена: 25.12.2023 в 18:54:06