Optimal business models for domestic companies under sanctions restrictions

Maksimtsev I.A.1, Kostin K.B.1, Lukashenko D.K.1, Onufrieva O.A.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 6 (June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54059777
Cited: 4 by 30.01.2024

Abstract:
The authors analyze the optimal business models for Russian companies under sanctions restrictions. The SWOT analysis of production processes was carried out. The corresponding changes in the market, in a competitive environment, as well as in the implementation of innovative solutions are analyzed. The key factors determining the sustainability of modern companies, as well as relevant modern market conditions and consumer preferences are identified. It is shown that the development of new business models based on innovative activity is the driving force for the successful development companies under sanctions restrictions.

Keywords: business models, sanctions, innovation, innovative solutions, geopolitical changes

JEL-classification: F51, M11, M21, O31



Введение

В современном мире санкции стали одним из важнейших инструментов геополитической борьбы государств. Санкции вводятся с целью ограничить экономическую деятельность государства, на которое они направлены. Однако, эти меры несут серьезные последствия для их объектов и для других участников мировой экономики [9]. Поэтому предприятиям, работающим в условиях санкционных ограничений, необходимо разрабатывать оптимальные бизнес-модели, позволяющие сохранять и увеличивать свою доходность и конкурентоспособность.

Санкционные ограничения, введенные в последнее время многими странами в отношении нашей страны, негативно сказываются на экономике России и на отечественных предприятиях. В условиях санкционной войны отечественным компаниям необходимо искать новые, оптимальные бизнес-модели, способы выживания на рынке и повышения эффективности своей деятельности [3].

Существует множество работ, посвященных исследованию санкционных ограничений и их воздействию на экономику, однако исследования, посвященные оптимальным бизнес-моделям для отечественных предприятий в условиях санкций, пока еще недостаточно.

На данном этапе возникает необходимость проведения исследований, которые могут помочь предприятиям выбрать наилучшую бизнес-модель в условиях санкционных ограничений. Таким образом, данная статья посвящена изучению оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий в период санкций, а также выявлению факторов, влияющих на их эффективность.

В рамках данной работы были проанализированы существующие бизнес-модели, которые были успешно адаптированы в условиях санкционных ограничений, и предложены способы их оптимизации. Также были исследованы возможности новых бизнес-моделей, которые подходят для отечественных предприятий и могут положительно сказаться на их развитии.

Результаты данного исследования могут быть полезными для отечественных предприятий, которые ищут способы поддержания своих позиций на рынке в условиях санкционных ограничений. На основе полученных в работе результатов они смогут определить наилучшую для себя бизнес-модель и повысить эффективность своей деятельности.

Объект исследования: актуальные отечественные бизнес-модели в период санкций.

Предмет исследования: проблемы в функционировании бизнес-моделей из-за введённых санкций.

Научная новизна: авторский анализ воздействия санкций на экономическое развитие бизнеса.

Цель исследования: определение наиболее успешных бизнес-моделей в условиях санкционных ограничений.

Авторы предполагают, что в условиях санкций бизнес может успешно существовать благодаря оперативной модификации существующей бизнес-модели.

Определение факторов, влияющих на успех выбранных бизнес-моделей, также является одной из задач данной работы. Факторы, влияющие на развитие бизнеса, можно разделить на две части: факторы прямого (микросреда) и косвенного воздействия (макросреда). На рисунке 1 представлена визуальная демонстрация этого принципа.

Подпись: Предприятие

1. Рисунок 1. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Источник: составлено авторами по данным [11].

К косвенным можно отнести экономические, социально-демографические, правовые и тому подобные факторы. К прямым факторам относятся поставщики, потребители и конкуренты бизнеса. Были изучены такие факторы, как общая экономическая ситуация в стране и на мировом рынке, конкурентные преимущества предприятий и характеристики соответствующей продукции, финансовое состояние и т.д.

Основная часть

Оптимальность бизнес-модели для отечественных компаний в условиях санкционных ограничений зависит от многих факторов, таких как вид деятельности, местонахождение предприятия, уровень конкуренции и многие другие. Однако, существует несколько общих принципов, которыми должны руководствоваться предприятия в условиях санкций. К ним можно отнести:

1. Диверсификацию рынков сбыта и повышение эффективности использования ресурсов;

2. Развитие независимого производства;

3. Инвестиции в исследования и разработки;

4. Постоянный мониторинг и анализ изменений санкционной политики.

Далее в работе эти пункты будут рассмотрены подробнее. Для минимизации рисков в условиях санкций предприятия должны сосредоточить свое внимание на диверсификации рынков сбыта. Это поможет снизить зависимость от единственного рынка или поставщика и снизить риски, связанные с изменением санкционной политики. Не менее важно, чтобы предприятия в условиях санкций стремились к повышению эффективности использования своих ресурсов. Инвестиции в новые технологии и оборудование помогут повысить производительность и уменьшить затраты, что позволит увеличить конкурентоспособность.

Развитие независимого производства является важным аспектом оптимальной бизнес-модели при работе в условиях санкций. Увеличение доли собственного производства сырья, компонентов и конечных продуктов поможет избежать проблем с поставками, связанных с санкциями.

Немаловажную роль играет инвестирование в исследования и разработки. Инвестиции в исследования и разработки являются ключевым фактором успеха предприятий в условиях санкций. Новые технологии и инновации помогут создать новые рынки сбыта и увеличить конкурентоспособность.

Постоянный мониторинг и анализ изменений санкционной политики являются важными аспектами оптимальной бизнес-модели предприятия в условиях санкций. Это поможет своевременно принимать меры для минимизации рисков и сохранения прибыльности [15].

В работе «Внешняя среда особо крупных организаций в условиях внешнеполитической неопределённости и санкционных режимов» авторы определяют несколько важных характеристик «беспорядочного порядка» с точки зрения правления [8]:

1. Политизация экономического развития;

2. Разрушение управления мировой политикой и экономикой;

3. Политическая многополярность тесно связана с экономической;

4. Информации повышает уязвимость перед факторами внешней среды;

5. Рост государственного интервенционизма, увеличение государственного сектора в экономике многих развитых и развивающихся стран.

Указанные процессы противоречат догмату современной рыночной экономики, - основному принципу либеральной экономической теории: ограничению воздействия государства на экономику [8].

1. Санкционные ограничения и их воздействие на экономику

Санкция (от лат. «sanctio» - строжайшее постановление) – это мера воздействия, применяемая к экономическому агенту (физическому или юридическому лицу, отрасли хозяйства или государству) и влекущая за собой определенные последствия. По форме закрепления санкция может быть выражена в виде штрафа, запрета, ограничения каких-либо операций [19].

Экономические санкции предполагают ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики [9]. В последнее время многие страны вводят санкции в отношении других стран в связи с политическими разногласиями и конфликтами, что негативно сказывается на экономике всех участников процесса. Одним из основных последствий санкций является ограничение экономических отношений между странами. В условиях санкционной войны странам приходится искать новые бизнес-модели и способы максимально эффективного использования доступных ресурсов.

Наиболее важными бизнес-процессами для торговой организации являются: продвижение на рынке, закупки и формирование ассортимента, привлечение клиентов [1]. При этом санкционные меры негативно влияют не только на торговые партнерства и инвестиционную привлекательность стран, но и на развитие национальных экономик. Так, введение ограничений на импорт товаров может привести к увеличению цен на данные товары и росту инфляции, что негативно отразится на ситуации с бюджетом в соответствующей стране. Рост инфляции может привести к падению объема инвестиций и, в целом, к экономическому спаду. Другим важным аспектом воздействия санкций на экономику является сокращение объемов экспорта страны. Ограничение экспорта товаров и услуг снижает доходность экспортных индустрий, что приводит к уменьшению объемов производства и потере рабочих мест на предприятиях. Сокращение экспортных объемов может привести к ухудшению внешнеторгового баланса страны и снижению темпов экономического роста.

Кроме того, введение санкций может повлиять на финансовую стабильность страны. Запрет на ведение банковских операций с определенными странами или организациями может привести к трудностям в международных расчетах и ликвидности национальных банков. Ограничение доступа банков к международным рынкам капитала может привести к повышению кредитных ставок, что может оказаться катастрофическим для национальной экономики в целом [5].

Для примера можно рассмотреть список актуальных на 2023 год санкций против России. Так, 25 февраля 2023 г. был утверждён десятый пакет санкций, итогом которого стало введения санкций для ряда лиц, а также под ограничениями попали важнейшие составляющие экономики страны. В настоящий момент они затрагивают такие сферы как: политика, экономика, транспорт, военно-промышленный комплекс, космос и общество. На рисунке 2 приведена динамика вводимых экономических санкций против России.

Рисунок 2. Санкции ЕС против России. Источник: составлено авторами по данным [22].

На рисунке 2 отражена динамика развития вводимых санкций в отношении секторов экономики, на которые они распространялись.

Таким образом, санкционные ограничения могут оказаться серьезным вызовом для экономики любой страны. Владельцы бизнеса и государственные органы, которые занимаются экономическим планированием, должны принимать меры по снижению рисков, связанных с санкциями. Такие меры включают в себя диверсификацию экономических отношений, поиск новых рынков и партнеров, инвестирование в научно-техническое развитие и повышение эффективности производства [4].

Однако, несмотря на негативные последствия, санкции также вносят изменения в экономические процессы и могут стать толчком для модернизации и прогресса в ряде отраслей. В итоге это может привести к более стабильному развитию национальной экономики в долгосрочной перспективе. Подобное наблюдалось после первых пакетов санкций в отношение России после 2014 года. «Увеличивались поставки рыбы любого вида приготовления; так, уже в 2015 году, в сравнении с 2012 годом, поставки увеличились на 498%, хотя в стоимостном соотношении данное увеличение не столь огромно: с 22 374,2 до 111 376,4 млн долларов» [22].

Несмотря на то, что санкции дестабилизировали экономику России, что в первую очередь выражается спадом в ВВП на 3,7% за 2015 год, все-таки можно выделить несколько положительных моментов. В их числе переориентация с отраслевого сектора на сектор с более высокой добавленной стоимостью, начало борьбы со структурными проблемами внутри России, и импортозамещение» [4].

2. Адаптация бизнес-моделей в условиях санкций

Санкционные ограничения являются средством воздействия на государства, организации и юридические лица в целях достижения политических и экономических целей. В условиях роста геополитической напряженности и конфликтов между странами, использование санкций становится все более частым явлением. Санкции оказывают негативное воздействие на экономическую деятельность всех участников, но особенно на бизнес [21]. Адаптация бизнес-моделей в условиях санкций является существенным фактором, обеспечивающим выживание и успех компаний в данной среде. Адаптация бизнес-моделей может быть определена как изменение существующих моделей в соответствии с новыми условиями, определяемыми санкциями, в целях обеспечения бизнеса и выживания на рынке. Такие изменения могут включать переориентацию на другие рынки, изменение товарного ассортимента, снижение затрат и так далее.

Так, по данным опроса ФОМ (Фонд общественного мнения), проводимого среди 735 российских предпринимателей, более 70% бизнесов в РФ столкнулись со снижение спроса на продукцию, а также дальнейшими трудностями в производстве [16]. Соответствующее исследование показывает, что к маю 2022 года 64% опрошенных предпринимателей были вынуждены что-то менять в бизнесе. На перемены пошли в том числе 27% тех, кого санкции, по их словах, не коснулись. Среди тех, кто заметил влияние санкций, ничего не поменяли 23% [16]. Почти половине опрошенных (46%) приходится менять цены на товары и услуги, 33% предпринимателей ищут новых клиентов, 28% меняют поставщиков. Оптимизируют издержки 28% опрошенных, снижают объемы деятельности 19%, урезают зарплаты и сокращают штат 13%. За минувший год доля предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, выросла с 23% до 27%, доля использующих средства организации удаленной работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) — с 35% до 41% [16]. Опрос является частью запущенного в июле 2021 года и ориентированного на 10 лет лонгитюда малого бизнеса – проекта, в рамках которого представители ФОМ ежеквартально опрашивают одних и тех же предпринимателей.

Один из основных способов адаптации бизнес-моделей состоит в поиске новых рынков и партнеров. Применение санкционных мер может привести к ограничению доступа к ранее используемым рынкам, что вынуждает компании искать альтернативы. Переход на новые рынки может быть сложным процессом, связанным с определенными рисками, но может привести к росту объема продаж и диверсификации портфеля продуктов и услуг [2].

Кроме того, изменение товарного ассортимента также является важным аспектом адаптации бизнес-моделей. Применение санкций может привести к изменению потребительского спроса и, следовательно, к необходимости пересмотра стратегии продаж. Компании должны анализировать рыночную ситуацию и переориентировать свой товарный ассортимент с учетом изменений в потребительском спросе и конкурентных условиях.

Одним из других важных аспектов адаптации бизнес-моделей является снижение затрат. Применение санкций может привести к ограничению доступа к ресурсам и услугам, что в свою очередь увеличивает стоимость производства и ухудшает конкурентоспособность фирмы. Компании должны обратить внимание на снижение затрат на производство, расходы на маркетинг и сбыт, чтобы повысить эффективность существующих бизнес-моделей.

Определенная роль в адаптации бизнес-моделей в условиях санкций отводится компаниям, которые выстроили партнёрские отношения с государственными организациями и подрядчиками на государственных конкурсах. Данные организации должны проводить дополнительную проверку своих бизнес-партнеров, исключать возможность отношений с санкционными компаниями и партнерами санкционных компаний на рынке.

Как же оценить эффективность управления бизнесом в российской экономике? Безусловно, ситуация в мире оказывает прямое влияние на экономическую ситуацию в стране. Российская экономика функционирует по модели ресурсовывозящего государства, что определяет базовые процессы, протекающие в ней, а также ее место в мировой экономике [12].

Крайне важно сфокусировать силы на том, что происходит на макроуровне. Именно это было признано главной особенностью современного мира на фоне роста националистических настроений на состоявшемся в январе 2015 г. Всемирном экономическом форуме в Давосе [12, 17]. Центральными темами первого дня форума в швейцарском Давосе стали конфликт на Украине, падение цен на нефть и «новая норма» китайского экономического роста [20]. Однако, несмотря на все предположения, наибольшее внимание было уделено рассмотрению экономических позиций Китая.

3. Определение оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий.

Выявление новых оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий является ключевой задачей, стоящей перед менеджерами и управленцами в условиях глобальной экономической нестабильности и изменениях в потребностях потребителей. Современные рыночные условия характеризуются высокой конкуренцией, быстрыми технологическими изменениями, сменой потребительского спроса и ограничениями в бизнес-процессах. Оптимизация бизнес-моделей является необходимой мерой для выживания и развития компаний, поэтому научное исследование методов и подходов к выявлению новых оптимальных бизнес-моделей имеет особую актуальность.

Определение оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий требует осмысленного подхода и соответствующей методологии. Важно определить ключевые факторы, влияющие на эффективность бизнеса, а также провести анализ текущих тенденций на рынке. Одним из основных подходов к выявлению новых оптимальных бизнес-моделей является использование SWOT-анализа. Этот инструмент позволяет исследовать сильные и слабые стороны компании, рассмотреть возможности и опасности, которые могут возникнуть на рынке.

Ещё одним действенным методом является анализ производственных процессов. Этот метод позволяет выявить узкие места и оптимизировать работу предприятия. Кроме того, анализ производственных процессов помогает оценить степень эффективности использования ресурсов в производстве.

Одновременно с выявлением ключевых проблем на предприятии можно использовать инновационные решения. Инновации могут стать движущей силой при поиске новых оптимальных бизнес-моделей. Например, использование новых технологий и трансформация бизнес-процессов могут привести к значительному улучшению работы предприятия.

Выявление новых оптимальных бизнес-моделей также связано с анализом потребительского спроса. Определение потребностей потребителей и их изменений влияет на развитие компании и выбор оптимальных бизнес-моделей. Для определения потребностей потребителей и изменений в их потребительском поведении можно использовать системы мониторинга и инструменты маркетинговых исследований. Стратегия развития определенной компании при этом может быть сфокусирована на удовлетворении потребностей конечных потребителей или на создании дополнительной стоимости для своих заказчиков.

Выявление новых оптимальных бизнес-моделей также требует оценки конкурентного окружения. Анализ конкурентов становится необходимым при разработке новых бизнес-моделей. Всесторонний анализ и использование информации о конкурентной среде может существенно повлиять на объемы продаж и позиции в рыночной среде.

Также, некоторые эксперты придерживаются мнения о ключевой роли экономических союзов бывшего СНГ для укрепления экономических позиций [3]. Таможенному союзу Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России еще есть куда развиваться — внутри него экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, нет единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора и т. д. Положение, при котором в рамках ЕАЭС действует российский запрет на импорт продовольствия из некоторых стран, не может в долгосрочной̆ перспективе соответствовать принципам общего рынка, декларированным в ЕАЭС [10].

По мнению отечественных ученых Дробот Е.В. и др. «в дальнейшем возможны четыре варианта поддержания принципов общего рынка в ЕАЭС:

1) торговая политика становится согласованной за счет присоединения Армении, Белоруссии и Казахстана к российским контрсанкциям;

2) торговая политика становится согласованной за счет отмены Россией эмбарго на поставку продовольствия из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Однако в данном случае под угрозу подпадает авторитет России на мировой арене.

3) российское эмбарго сохраняется, однако в этом случае говорить об ЕАЭС как интеграционном объединении можно будет весьма условно;

4) совместный поиск Россией и западных партнеров выхода из экономического кризиса» [3].

В статье «Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения» авторы затрагивает тему развития государства в условиях санкций и того, что данную ситуацию можно также обратить в положительную сторону [14]. Анализ многочисленных современных научных и аналитических публикаций демонстрирует обоюдный характер санкционного давления, когда его негативное воздействие распространяется и на государства, вводящие санкции, а также затрагивает третьи страны, изначально не заинтересованные в присоединении к данному процессу [6]. Вполне ожидаемой реакцией на это является нарастание контрсанкций, что становится дополнительным фактором глобального противостояния [13]. Его эскалация, по мнению авторов, в настоящее время все больше теряет политический и экономический смысл, что только усложняет поиск удовлетворяющего всех компромиссного решения [14]. В статье [14] авторы сосредотачивают внимание на рассмотрении управленческих аспектов инновационного развития на базе использования собственного потенциала и организации эффективного импортозамещения. С этих позиций действующие санкции следует рассматривать не только как инструмент ограничений, но и как действенный стимул инновационного развития российской экономики [14].

4. Бизнес-модель Университета Санкт-Галлен

Ни для кого не секрет, что зачастую фирмы, даже крупные и утвердившие свои позиции на рынке, с годами теряют свои конкурентные преимущества. Такие бренды, как Kodak, Nokia, Sony Ericsson, Motorolla, когда-то были главными инновационным компаниям, однако сейчас они практически исчезли с рынка.

Проблема кроется в утрате способности продавать прежние новаторские идеи. Эти компании не смогли перестроить свои бизнес-модели и адаптироваться к новой изменившейся среде. На изменение и появление новых бизнес-моделей могут влиять такие факторы как: возникновение новых требований клиентов, прогресс и инновации конкурентов, а также политическая и экономическая ситуации в стране.

Для определения составляющих бизнес-модели авторы обращаются шаблону бизнес-модели швейцарского Университета Санкт-Галлен [18]. В ней используются 4 составляющие для определения и анализа бизнес-модели компании. На рисунке 3 приведено графическое понимание этого подхода.

Подпись: Как создаётся доход? Подпись: Кто является целевой аудиторией? Подпись: Как создаётся ценностное предложение? Подпись: Что мы предлагаем покупателю?

Рисунок 3 Понятие бизнес-модели – «волшебный треугольник». Источник: составлено авторами по данным [18].

Эти четыре компонента по сути являются вопросами, исчерпывающие ответы на которые дают желаемый результат анализа. Так какие же вопросы стоит задать:

1. Кто?

Любой бизнес нацелен на потребителя, поэтому важно чётко понимать, кто является потенциальным клиентом бизнеса. Тот, на кого направлен бизнес, является центральным связующим звеном в разработке бизнес-модели.

2. Что?

Следующим измерением является понимание того, что бизнес предлагает клиенту. Другими слова, какова значимость и востребованность продукта для клиента, его ценность.

3. Как?

Просто создать продукт недостаточно, надо понимать, как его транслировать клиенту. Необходимо понимать, как будет производиться продукт, и как именно он будет представлен потребителю.

4. Какая ценность?

Хотя речь о ценности заходит и во втором пункте, её всё же следует выделить в отдельный критерий. Ценность продукта является объяснением, почему он будет востребованным и жизнеспособным с финансовой точки зрения. На этом этапе анализа необходимо задуматься о соотношении вложений и прибыли, как и насколько быстро будут заработаны деньги.

Ответив на четыре связанных вопроса и определив (1) целевого клиента, (2) ценностное предложение для клиента, (3) цепочку создания стоимости, лежащую в основе создания этой ценности, и (4) модель формирования дохода, которая фиксирует ценность, бизнес-модель компании становится осязаемой [18].

В Университете Санкт-Галлен была разработана новая методология, которая структурирует процесс инноваций бизнес-модели компании и поощряет нестандартное мышление, что является ключевой предпосылкой для успешных бизнес-моделей. Хорошо обоснованная в теории, она многократно доказала свою применимость в практических условиях.

Внедрение инноваций в бизнес-модель является самым сложным и важным шагом. Для его успешного воплощения необходимо понимать важность и актуальность соответствующих инноваций, а также оптимально внедрить соответствующую инновацию в уже сформировавшуюся систему.

Бизнес-модель Университета Санкт-Галлен также можно трактовать через понимание философии управления. На рисунке 4 отражена эта концепция.

Подпись: Оперативный менеджмент Подпись: Нормативный менеджмент Подпись: Стратегический менеджмент

Рисунок 4 Философия управления по подходу Университета Санкт-Галлен. Источник: составлено авторами по данным [7].

Представленные на рисунке 4 данные отражают детализацию работы в рамках разработки бизнес-модели. Опираясь на него, представляется возможным проработать те детали развития бизнеса, которые по началу могут показаться второстепенными.

Заключение

Чтобы выжить и процветать в условиях санкций, компании должны адаптировать свои бизнес-модели в соответствии с изменяющимися условиями на рынке. Следует переориентировать свои рыночные стратегии и товарный ассортимент, снижать затраты на производство и сбыт продукции, а также проводить дополнительную проверку своих бизнес-партнеров и подрядчиков. Такие меры позволяют компаниям оставаться конкурентоспособными и поддерживать свою позицию на рынке. Однако, несмотря на все трудности, санкции могут стать толчком для инноваций и роста экономики в долгосрочной перспективе, поскольку они заставляют компании искать новые, более эффективные решения для выживания и победы в конкурентной борьбе.

Выявление новых оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий является сложным процессом, который требует использования инновационных подходов и соответствующей методологии. Современные рынки характеризуются быстрыми изменениями и ограничениями в бизнес-процессах, поэтому разработка новых бизнес-моделей является необходимой мерой для выживания компаний на рынке. Поиск эффективных решений включает в себя использование SWOT-анализа, анализ производственных процессов и рыночной среды, анализ потребительского спроса и использование инновационных решений. Только системная и комплексная методика исследования и анализа может создать основу для построения новых оптимальных бизнес-моделей, которые могут обеспечить выигрышную позицию на рынке и стимулировать развитие предприятий.

Принятие санкционных мер против России значительно изменило экономическую обстановку в стране и стало вызовом для отечественных предприятий. Условия внешней конкуренции и финансирования ухудшились, что привело к замедлению экономического роста. Выявление оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий в условиях санкционных ограничений становится особенно актуальным. Анализ текущих производственных процессов является одним из основных методов для выявления новых оптимальных бизнес-моделей в условиях санкционных ограничений. Этот метод позволяет выявить узкие места и оптимизировать работу предприятий. Кроме того, анализ производственных процессов помогает оценить степень эффективности использования ресурсов в производстве.

Разработка новых бизнес-моделей может осуществляться путем улучшения и продвижения существующих производств или же через постоянную инновационную деятельность. Определение зоны применения инноваций может помочь предприятию выбрать наилучшую стратегию развития. Например, использование новых технологий и внедрение эффективных методов управления могут привести к значительному улучшению работы предприятия и повышению его конкурентоспособности. Использование инновационного подхода к разработке новых оптимальных бизнес-моделей может стать движущей силой для успешного развития предприятий в условиях санкционных ограничений.

При выявлении новых оптимальных бизнес-моделей в условиях санкционных ограничений необходима оценка конкурентной среды. Анализ конкурентов становится необходимым при разработке новых бизнес-моделей, поскольку позиционирование на рынке и выбор собственной стратегии развития зависит от конкурентной обстановки. Принципиальное выполнение мониторинга ситуации на рынке позволяет предприятию определить конкурентоспособность своих предложений, анализировать динамику рынка и прогнозировать будущую ситуацию.

Мониторинг потребительского спроса является ещё одним важным аспектом в выявлении новых оптимальных бизнес-моделей. Определение изменений в потребительском поведении и потребностях позволяет компаниям изменить свою экономическую стратегию и вывести на рынок новые продукты и услуги. Изучение потребительского спроса также может повлиять на установление цен на продукты и услуги и помочь предприятию более точно оценить свою ценовую стратегию.

Выявление новых оптимальных бизнес-моделей для отечественных предприятий в условиях санкционных ограничений является ключевой задачей для выживания и развития компаний. Методика выявления новых оптимальных бизнес-моделей включает в себя использование SWOT-анализа, анализа производственных процессов и изменений на рынке, анализа конкурентной обстановки и применение инновационных решений. Использование модели анализа бизнеса Университета Санкт-Галлен также играет важную роль в понимании жизнеспособности и создании бизнес-модели компании. Выбор оптимальной стратегии развития в условиях санкционных ограничений требует комплексного и системного подхода. На основе результатов анализа и выявления новых оптимальных бизнес-моделей, предприятия могут предпринимать эффективные меры, направленные на выход из кризисных ситуаций и обеспечения состоятельности и развития на долгосрочный период.

Таким образом, предположение авторов, выдвинутое в начале работы о том, что в условиях санкций бизнес может успешно существовать благодаря оперативной модификации существующей бизнес-модели, подтвердилось.


References:

Drobot E.V., Abrosimova A.S., Savitskaya K.S. (2017). Vliyanie sanktsiĭ na formirovanie Evraziĭskogo ekonomicheskogo soyuza [Impact of sanctions on the formation of the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. 7 (1). 55-64. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37391.

Drobot E.V., Batarin I.V., Pekki V.D. (2017). Analiz usloviĭ vneshneĭ torgovli Rossii i stran Zapada v usloviyakh sanktsionnyh voĭn [Analysis of conditions of Russia's and western countries´ foreign trade under the conditions of sanctions wars]. Journal of International Economic Affairs. 7 (1). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37392.

Galitskaya Yu.N., Kozyubro T.I., Rybyantseva M.S. (2019). Prakticheskoe primenenie instrumentov marketingovogo analiza v upravlenii tovarnym assortimentom predpriyatiya [Practical application of marketing analysis tools in the management of the company's product range]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (5(106)). 737-741. (in Russian).

Kharlamov A.V. (2022). Sanktsii kak faktor usileniya nestabilnosti sovremennoy mirovoy ekonomiki [Sanctions as a factor of increasing instability of the modern world economy]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna. Seriya 3: Ekonomicheskie, gumanitarnye i obschestvennye nauki. (2). 18-23. (in Russian). doi: 10.46418/2079-8210_2022_2_3.

Kharlamov A.V., Kharlamova T.L. (2015). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya natsionalnoy ekonomikoy v period globalizatsii [The features of the government management of the national economy in the period of globalization]. Vestnik NSUEM. (1). 20-17. (in Russian).

Kharlamov A.V., Kharlamova T.L., Ponyaeva I. (2022). Gosudarstvennoe upravlenie innovatsionnym razvitiem s ispolzovaniem vozmozhnostey importozameshcheniya [State management of innovation development using import substitution opportunities]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (4(136)). 69-75. (in Russian).

Khayrullina D.R. (2017). Faktory, opredelyayushchie razvitie malogo biznesa [Factors determining the development of small businesses]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (3(97)). 4. (in Russian).

Maksimtsev I.A., Mezhevich H.M., Sirota N.P. (2021). Vneshnyaya sreda osobo krupnyh organizatsiy v usloviyakh vneshnepoliticheskoy neopredelyonnosti i sanktsionnyh rezhimov [External environment of large organizations under conditions of foreign political uncertainty and sanctional regimes]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (5(131)). 7-13. (in Russian).

Meshkova T.A., Serova E.V., Malakhova A.V. i dr. (2019). Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya: perspektivy razvitiya i strategicheskie zadachi dlya Rossii [Eurasian Economic Integration: Development Prospects and Strategic Challenges for Russia] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Oliver Gassmann, Karolin Frankenberger, Michaela Csik The St. Gallen Business Model NavigatorWorking paper. Retrieved April 07, 2023, from https://wackwork.de/wp-content/uploads/2017/11/St-Gallen-Business-Model-Innovation-Paper.pdf

Shirinkina E.V. (2021). Biznes-modeli v usloviyakh vsevozrastayushchey slozhnosti biznes-sredy [Business models in an increasingly complex business environment]. Vestnik Volgogradskogo ekonomicheskogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. 21 (1). 121-130. (in Russian). doi: 10.15688/ek.jvolsu.2021.1.10.

Zarubina Yu.V. (2022). Rossiya v usloviyakh novyh ekonomicheskikh sanktsiy [Russia in the conditions of new economic sanctions]. Sovremennye tekhnologii i nauchno-tekhnicheskiy progress. (9). 343-344. (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 16:35:53