Innovative development institutions as an element of economic security mechanism in digital economy development

Remeslennikov A.Yu.1, Vladimirova O.N.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54060707
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
Ensuring economic security in the context of the development of the digital economy is associated with the need to level emerging new types of threats and risks, as well as the formation of an appropriate institutional infrastructure. The article summarizes the characteristics of the federal institutions of innovative development of the Russian Federation. The results of the study showed a specific institutional diversity with a fairly wide list of instruments of state support measures. At the same time, it is determined that not all types of institutions are effective. The authors have given a number of recommendations defining the most important ways of improvement.

Keywords: digital economy, end-to-end technology, innovative development institutions, state support measures, federal projects

JEL-classification: O31, O32, O33



ВВЕДЕНИЕ

Динамичный рост и распространенное применение цифровых технологий привело к необходимости формирования нового уклада и развития цифровой экономики. Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом формате, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1, c.7-30].

Развитие современных экономических отношений в цифровом формате имеет свои преимущества и недостатки, что оказывает разнонаправленное влияние на обеспечение экономической безопасности государства. Цифровая среда генерирует новые угрозы, риски и вызовы, ранее не присущие традиционной экономике, что обуславливает необходимость поиска новых методов работы, а также пересмотра приоритетов. Безопасность экономической среды – это такое состояние системы, при котором риск неуправляемых или неблагоприятных последствий исключается с определенной вероятностью. Следовательно, обеспечение экономической безопасности связано с управлением рисками и угрозами, своевременной и глубокой оценкой их уровней и выбором инструментов управления риска исходя из специфики сложившейся ситуации. Развитие цифровой экономики, появление новых технологий, диверсификация бизнес-процессов формируют новые угрозы и вызовы трансформации в принятии решений с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны.

В положениях «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1, с. 1-15] возможно выделить основные направления влияния на экономическую безопасность России вследствие развития цифровой экономики: - проявление социально-экономического неравенства в условиях низкой цифровой грамотности населения, усугубляемое возрастающим цифровым неравенством и информационной бедностью; - демографические вызовы обусловлены ростом населения при постоянно увеличивающейся долей пожилых людей и выходом на рынок труда нового цифрового поколения работников; - цифровизация и роботизация многих процессов, стремительное развитие искусственного интеллекта ведет к сокращению рабочих мест для людей в производственной сфере; - геополитические вызовы возникают за счет глобализации и благодаря использованию цифровых технологий, платформ и сети интернет, за счет данных процессов происходит размывание границ.

Важным аспектом выступает нарушение целостности и угроза защиты данных. В современном мире формируются и накапливаются неограниченные объемы данных, связанных с коммерческой, государственной или персональной информацией и защита такого рода ресурса требует от государства принятия особых решений, в том числе и на институциональном уровне.

С точки зрения государства функционирование экономики в цифровом формате оказывает положительное влияние на изменение ВВП, объемов торговли и других. Цифровые услуги и товары повышают качество жизни населения, таким образом укрепляя экономическую безопасность. Применение цифровых технологий позволяет увеличить количество рабочих мест в отдаленных регионах страны, привлекать педагогов, психотерапевтов инженеров, проектировщиков, программистов и другие категории специалистов вне зависимости от их места жительства, а основываясь на уровне их квалификации. Таким образом, активнее реализуется механизм «социального лифта», который в том числе корректирует миграционные потоки населения с востока страны на запад. Развитие цифровой экономики влияет на улучшение инвестиционного климата, повышает прозрачность ведения бизнеса, развивает инфраструктуру (электронные площадки для заключения тендеров). Современные технологии расширяют возможности экономических субъектов в мировой торговле, снижаются барьеры входа на рынок.

Данные вопросы представляют актуальную и популярную сферу научных интересов. Так, например, влияние институтов развития на инновационную деятельность экономических субъектов оценивали Смышляев В.А, Дайнеко В.Г, Яреско И.И, Дайнеко Е.Ю [33, с. 5-11], Бахтазин А. Р., Валентик О. Н., Бухвальд Е. М [8, с. 10-24]. Проблемы формирования организационно-экономических институтов инновационной деятельности в РФ рассматривали Шацкая Е.Ю. [38,с. 15-21] и Рудакова О.В [30,с. 15-21]. Влияние государственных институтов развития на поведение фирм изучали Симачев Ю., Кузык М., [32, c. 109-135]. Принципы формирования институтов развития и их оценки в своих работах изучали Киндзерский Ю. [15, c. 20-45], Сулакшин С.C [36, c. 16-15], Кузенкова В.М [17, c.39-47], Юдина В. И. [39, c. 200-270], Сухарев О.С [37, c. 10-17], Дежина И. Г [10, c.2-5],.. Подходы к анализу и оценке мирового опыта формирования институтов развитии отражены в работах Солнцева О.Г., Хромова М.Ю., Волкова Р.Г. [34, c. 10-15], Олейник Г.В. [18, c. 10-12], Рыковой, И.Н. [19, c. 10-23], Железцова М.Л. [11, c. 10-20].

Тем не менее большинство авторов рассматривали систему институтов инновационного развития как фактор влияния на экономику в общем, немного углубляясь в инновационную составляющую, наша задача не изучить систему институтов развития в целом, а выделить ее влияние на реализацию цифровой экономики, определить достаточность видов мер государственной поддержки для осуществления цифровой трансформации и деятельности компаний и государства в условиях формирования цифровой экономики.

Цель статьи – систематизировать и обобщить характеристики институтов инновационного развития как элемента механизма обеспечения экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики для определения потенциала повышения эффективности их функционирования.

Объектом исследования является совокупность институтов инновационного развития Российской Федерации.

Предметом – экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности указанных институтов.

Научная новизна заключается в определении видов мер государственной поддержки, осуществляемых основными институтами инновационного развития РФ. На основе анализа деятельности институтов развития оценивается их статус, выделяются активные институты развития и неактивные, данный анализ является предпосылкой для дальнейшей оценки эффективности и формирований рекомендаций для усовершенствования системы инновационных институтов в условиях развития цифровой экономики.

Научная гипотеза заключается в определении активной фазы деятельности инновационных институтов развития в условиях необходимости осуществления импортозамещения цифровых технологий, а также достаточно достаточности уровня развития инфраструктурной компоненты для обеспечения экономической безопасности в условиях активного развития цифровизации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В мировой практике для оценки уровня развития цифровой экономики государств применяются международные индексы: индекс развития электронного правительства ООН и Индекс сетевой готовности. Первый включает характеристику состояния ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и онлайновых государственных услуг. Россия в перечне из 193 стран занимала 36 место в 2020 году и 42 в 2022 году [28, с. 1-1]. Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) — это комплексный показатель, отражающий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сетевой экономики. В 2020 году Россия занимала 48 место из 131, в 2022 году - 40 место. Приведенные данные позволяют констатировать, что Россия не является лидером в отрасли ИКТ. Для повышения конкурентоспособности экономики России и ее предприятий в этой сфере Правительством Российской Федерации был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, в числе которых национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018-2024 гг), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [20, с. 1-1] и другие. На начальном этапе формализации рамок нормативно-правового регулирования было выделено шесть федеральных проектов [7, с. 1-1]. (рис. 1). В дальнейшем был добавлен еще один национальный проект «Искусственный интеллект» [28, с. 1-1].

В рамках законотворческой деятельности был формализован категорийно-понятийный аппарат: введено в официальный оборот понятие «сквозные цифровые технологии». В 2017 году в качестве наиболее важных выделено девять видов сквозных технологий:

• большие данные;

• нейротехнологии и искусственный интеллект;

• системы распределенного реестра;

• квантовые технологии;

Рис. 1 - Федеральные проекты национальной программы Цифровая экономика Российской Федерации (составлено авторами)

• новые производственные технологии;

• промышленный интернет;

• компоненты робототехники и сенсорика;

• технологии беспроводной связи;

• технологии виртуальной и дополненной реальности.

В федеральном проекте "Цифровые технологии" (2019 г), одном из элементов программы "Цифровая экономика» [21, с. 1-1], целью заявлено "создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок". Основными целями программы являются защита информации предприятий, государства и граждан, повышение эффективности основных отраслей экономики, повышение доступности и качества товаров цифровой экономики, повышение цифровой грамотности и другие. Программа сфокусирована на развитии цифровой среды, платформ технологий с целью повышения эффективного взаимодействия субъектов и отраслей экономики, регулируя на нормативном уровне информационную структуру, кадры и безопасность.

Обеспечение экономической безопасности государства в современных условиях требует своевременного реагирования на возникающие вызовы и угрозы. С другой стороны, важно соответствовать и даже опережать современные тенденции в этой сфере. Данное обстоятельство определяет целесообразность стимулирования развития приоритетных направлений за счет мер государственной поддержки, предоставляемых особыми инфраструктурным единицам - институтами развития. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 241-р утвержден перечень федеральных институтов инновационного развития [20, с. 1-1]. (рис.2)

Общей чертой всех институтов является обязательное участие государства в их создании и функционировании, вне зависимости от организационно-правовой формы. Актуальность их учреждения и выделения обусловлена целевым функционалом и видовой характеристикой стимулирующего инструментария в виде реализуемых мер государственнойподдержки.

Рис. 2 - Перечень федеральных институтов инновационного развития (составлено авторами)

На текущий момент в сфере сквозных технологий можно выделить пять видов государственной поддержки:

- Гранты

- Льготные кредиты

- Образовательные программы

- Налоговые преференции и возмещение инвестиций

- Венчурное финансирование

Гранты – это денежные средства, предоставляемые на безвозмездной основе для реализации конкретных задач и работ в научно-технической сфере, распределяемые на конкурсной основе и имеющие целевой характер расходования. Термин законодательно закреплен в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. [5, с. 1-10]. В соответствии со статьей 251 Налогового Кодекса РФ они не подлежат налогообложению [3, с. 123-150]. Основными операторами грантовой поддержки являются: Фонд Сколково, Российский фонд развития информационный технологий и Фонд содействия инновациям.

В Фонде содействия инновациям грантовая поддержка предоставляется по семи базовым программам [24, с. 1-1]. (табл. 1).

Таблица 1. Грантовые программы Фонда содействия инновациям


Наименование
Сумма (руб)
Получатель
1
Умник
До 500 000
Физические лица от 18 до 30 лет
2
Студенческий стартап
До 1 000 000
Физические лица, обучающиеся в университетах
3
Старт
До 4 000 000
Физические лица и компании не старше 2-х лет
4
Развитие
До 20 000 000
Компании, относящиеся к малым или микро в реестре МСП
5
Коммерциализация
До 30 000 000
Компании, относящиеся к малым или микро в реестре МСП
6
Интернационализация
До 30 000 000
Компании, относящиеся к малым или микро в реестре МСП

В 2022 году были пилотно осуществлены новые программы, направленные на реализацию федеральных проектов “Цифровые технологии” и “Искусственный интеллект”, такие как Антикризис, Цифровизация, Внедрение, Код-Искусственный интеллект и другие [31, с. 12-15]. Они проводятся на конкурсной основе и не являются постоянными (открываются раз в 3–5 месяца). Фонд самостоятельно определяет график публикации конкурсных программ. Основным критерием для участия в ряде программ является отнесение компаний к статусу “Малое” или “Микро” [9, с. 1-1] (рис. 3).

Рис. 3 - Критерии определения статуса предприятия (составлено авторами)

Фонд Сколково является грантодателем трех видов:

-Микрогранты;

-Гранты на пилотное внедрение;

-Минигрант на доращивание.

Система микрогрантов предназначена для резидентов и позволяет получить грант в размере до 1,5 миллионов рублей, но не более 4 миллионов в год. Согласно поправкам к закону №244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» от 28 сентября 2010 г. [6, с. 1-15], доступ к микрогрантам и другим сервисам «Сколково» может получить фактически любая организация, расположенная на территории России и занимающаяся исследовательской деятельностью.

Микрогранты предоставляются на выполнение отдельных задач, связанных с развитием проекта в рамках следующих направлений поддержки:

· Патентование и проведение иных работ по охране интеллектуальной собственности

· Участие в выставках и конференциях

· Создание прототипов (опытных образцов)

· Проведение испытаний

· Приобретение комплектующих для сборки прототипа

· Маркетинговые сервисы

· Покупка лицензий ПО

Для участия в программах поддержки компания должна соответствовать ряду критериев, а именно штатная численность на конец отчетного квартала, предшествующего подаче заявки, - не менее 3 и не более 50 работников и Выручка за календарный год, предшествовавший подаче заявки, не превышает 50 млн. руб. [23, с. 1-1]. Формат предоставления – авансирование и компенсация.

Минигрант на доращивание предоставляются выпускникам программ акселерации и консалтинга в размере до 7 000 000 рублей. Регламент поддержки представлен в грантовой политике Фонда Сколково (Приложение к приказу Фонда от 05 апреля 2022 года №71-ПР). Для участия в программе должно быть соответствие следующим критериям:

-Софинансирование не менее 15% от суммы гранта

-Статус участника проекта Сколково

-Статус выпускника программ акселерации и консалтинга, список которых утверждается приказом Фонда за подписью Старшего Вице-Президента по инновациям [23, с. 1-1].

Гранты на внедрение в фонде Сколково проводятся в разрезе двух направлений - в соответствии с федеральными проектами “Цифровая экономика” и “Искусственный интеллект» (№555 и №767 Постановление Правительства). Получателем поддержки являются заказчики решений, планирующих осуществить пилотное внедрение технологических решений в области цифровых технологий и искусственного интеллекта. В ноябре 2022 года были внесены изменения для аккумуляции поддержки в приоритетных отраслях экономики, поэтому данная программа направлена на поддержку проектов, относящимся к особо значимым проектам [23, с. 1-1]. Сумма гранта варьируется от 20 000 000 до 300 000 000 рублей, обязательным требованием является софинансирование в размере 20% от суммы гранта, уровень готовности технологии (УГТ/TRL) должен быть не ниже 5, что означает созданный прототип и работоспособность технологии может быть продемонстрирована на детализированном макете в условиях, приближенным к реальным [29, с. 1-1].

Российский фонд развития информационных технологий реализует две программы, направленные на поддержку технологических решений. В отличии от Фонда содействия инновациям здесь отсутствуют ограничения по статусу компании (допускаются к участию не только “малые” и “микро”, но и “средние”; главное условие, чтобы предприятие не было государственным). Программы проводятся в двух направлениях и специализируются только на секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – разработка программного обеспечения и внедрение, в таблице 2 [22, с. 1-1]. представлена краткая информация о грантовых программах.

Таблица 2. Грантовые программы РФРИТ (Составлено авторами)

Параметры поддержки
Разработка
Внедрение
Получатель
Российское юридическое лицо, за исключением государственных (муниципальных) учреждение
Направление
Программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс
Приоритеты поддержки
Приоритетные классы ПО
Перечень особо значимых проектов
Сумма гранта
От 20 до 500 миллионов
Срок проекта
От 6 до 18 месяцев
От 6 до 30 месяцев
Этапы
Не менее двух этапов
Со-финансирование
Не менее 20% от общей стоимости проекта
Льготные кредиты и банковские гарантии предоставляется корпорацией МСП, Дом.РФ и ВЭБ.

АО “Корпорация МСП” предлагает следующие инструменты поддержки:

- Зонтичные поручительства. Данный инструмент направлен на упрощение получения кредита для компаний, у которых недостаточный объем залогового обеспечения. Размер поручительства может достигать до 1 миллиарда рублей и покрывает до 50% от суммы кредита, общий срок кредита не должен превышать 180 месяцев;

- Гарантия покрывает до 100% от суммы кредита для стартапов определенных отраслей, а также по кредитам, обеспеченным правами на результаты интеллектуальной собственности. Срок предоставления до 15 лет, сумма до 1 миллиарда, комиссия 0,75% годовых за гарантию, в отдельных случаях до 0,01%;

- Льготный лизинг предоставляется на сумму до 50 миллионов рублей сроком от 13 до 84 месяцев. Процентная ставка зависит от страны производителя оборудования (6% - для российского оборудования, 8% - для зарубежного).

- Программа ПСК. В рамках данной программы предпринимателям предоставляется возможность получить льготную ставку по кредиту в зависимости от статуса предприятия: для микро 12%, для малого 11,5% и 10,5% для среднего бизнеса. Максимальная сумма 2 миллиарда со сроком до трех лет.

Дом.РФ – предоставляет программы льготной ипотеки с государственной поддержкой для специалистов в ИТ отрасли.

ВЭБ.РФ – предоставляет льготное финансирование для отечественных компаний ИТ-отрасли направленных на внедрение цифровых решений. Инициатива реализуется в соответствии с правилами предоставления субсидий [4, с. 16-27]. Льготный кредит может быть предоставлен ВЭБ.РФ в объеме от 500 млн. рублей, при этом сумма одного финансируемого проекта может составлять до 5 млрд. рублей, одной программы – до 10 млрд. рублей. Кредитор получает субсидию в размере 90% ключевой ставки, что должно обеспечивать процентную ставку для заемщика в диапазоне от 1% до 5%. Получение субсидии и взаимодействие с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России находится в ответственности ВЭБ.РФ, а заемщику при заключении кредитного соглашения сразу устанавливается льготная процентная ставка. Срок кредита ВЭБ.РФ не ограничен, ожидаемый период действия субсидии – до конца 2024 года.

Отдельного внимания заслуживают особые инструменты - образовательные программы. Образовательные программы активно реализуются в практике Фонда инфраструктурных и образовательных программ, Фонда содействия инновациям и Корпорации МСП.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ специализируется на предоставлении образовательных программ в наноиндустрии. Регламентация отражена программой «Развитие системы электронного образования e-Learning» и учреждением Автономной некоммерческой организацией «Электронное образование для наноиндустрии».

Образовательные программы разрабатываются и проводятся в соответствии с запросами от производственных компаний в целях подготовки высококвалифицированных кадров для удовлетворения потребностей отдельных предприятий. Схема реализации представлена рисунке 4 [25, с. 1-1].

Рис. 4 - Процесс разработки образовательной программы (составлено авторами)

Фонд содействия инновациям предлагает программы, ориентированные на вовлечение школьников в научно-техническую деятельность (программа “Инношкольник”). В 2022 году была запущена программа Акселерация-Искусственный интеллект (ИИ), направленная на развитие компетенций в сфере искусственного интеллекта. Победители программы имеют возможность получить грант в размере 800 000 рублей для оплаты услуг акселератора (Фондом аккредитовано 12 акселераторов) и пройти обучение в течение 4 месяцев.

Корпорация МСП предусматривает два варианта образовательных программ: доступ к обучающим программам корпорации МСП и Акселераторы для ускоренного развития бизнеса. В рамках первой инициативы разработан календарь тренингов, где можно ознакомиться с расписанием и выбрать тематику. В рамках второй на базе МСП создана государственная платформа поддержки предпринимателей – это возможность личного общения с менторами и экспертами в целях увеличения показателей бизнеса или его запуска.

Налоговые преференции и возмещение инвестиций. Данная мера поддержки предоставляется резидентам Сколково с момента получения статуса в срок до 10 лет. Систематизация действующих налоговых льгот отражена в таблице 3 [23, с. 1-1].

Таблица 3. Налоговые льготы для резидентов Сколково (составлено авторами)

Категория
Страховые взносы
Налог на прибыль
НДС
Пошлина/НДС при ввозе
Обычные
10% / 20%
20%
20%
10% / 20%
Резиденты Сколково
14% / 0%
0%
Без НДС
0%
Освобождение от налогов на имущество

Еще одним инструментом Фонда Сколково выступает программа возмещения инвестиций бизнес-ангелам. В соответствии с условиями программы величина возмещения может составлять до 50% от суммы инвестиций, но не более суммы налога на доходы физических лиц, уплаченных инвестором за три предшествующих года. Максимальный размер возмещения одному инвестору за инвестиции в один стартап – 20 млн руб. Инвестиции должны составлять не менее 1 млн руб. и могут быть внесены в виде денежного вклада в уставный капитал или имущество. Предоставленные инвестором средства могут быть израсходованы участником проекта на ведение исследований, разработок и коммерциализацию согласно Правилам исследовательской деятельности Фонда «Сколково». Порядок возмещенияпредставлен на рисунке 5 [23, с. 16-27].

Рис.5 - Порядок возмещения инвестиций (составлено авторами)

Организация венчурного финансирования возложена на Роснано и РВК. Обзор результатов их функционирования показал, что наиболее эффективным был период 2014-2016 гг. [12, с. 16-27] (рис 6). Для более предметной иллюстрации обратимся к данным, представленным в отчете счетной палаты о результатах экспертно-аналитического мероприятия “Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета”.

По состоянию на 1 января 2020 года в текущий портфель инвестиций АО «РВК» входили 29 инвестиционных фондов с совокупным объемом 57,4 млрд рублей. Счетной палатой были отмечены следующие слабые зоны: низкие плановые ключевые финансово-экономические показатели эффективности АО «РВК» и недостижение 12 из 41 показателей, запланированных бизнес-планом на 2019 год. При этом по состоянию на 1 января 2020 года отмечался положительный консолидированный результат за счет выходов действующих фондов с участием АО «РВК» из портфельных компаний в размере 2,8 млрд рублей.

Рис.6 - Финансовые показатели РВК (составлено авторами)

Достаточно сложная ситуация складывается у Корпорации Роснано: на данный момент основная задача – это погашение сформировавшейся задолженности. С декабря 2020 г. команде удалось сократить долг на 33 млрд руб. Остальной долг в 44 млрд руб. планируется реализовать до конца 2024 г [26, с. 1-1].

Дальнейшая деятельность данного института развития зависит от разрешения ситуации и государственных планов.

ВЫВОДЫ

Обобщая вышеизложенное, следует констатировать, что в рамках существующей системы федеральных институтов инновационного развития РФ, их деятельность не всегда является достаточно эффективной. Сравнительные характеристики применяемой линейки инструментов в систематизированной форме приведены в таблице 4.

Таблица 4. Доступные виды государственной поддержки в разрезе основных институтов развития (составлено авторами)

Наименование института развития
Дом.
РФ
Роснано
ВЭБ РФ
РВК
Сколково
РФРИТ
ФСИ
Корпорация МСП
ФИОП
Гранты
-
-
-
-
+
+
+
-
-
Льготные кредиты
+
-
+
-
-
-
-
+
-
Образовательные программы
-
-
-
-
-
-
+
+
+
Налоговые преференции и программа возмещения инвестиций
-
-
-
-
+
-
-
-
-
Венчурное финансирование
-
+
-
+
-
-
-
-
-
Поддержка в разрезе цифровых технологий
-
-
+
+
+
+
+
-
-

Исходя из данных, можно сделать вывод, что пять институтов развития специализируются на прямой поддержке цифровых технологий:

· Фонд Сколково,

· Российский Фонд развития информационных технологий,

· Фонд содействия инновациям,

· ВЭБ РФ

· АО РВК

Результаты обзора показывают наиболее критичное состояние венчурной поддержки, так как перечисленные институты развития находятся в кризисном состоянии и требуют проведения реформ для структурирования работы и планов по поддержке проектов в цифровой сфере. Перспективным направлением является развитие механизмов льготного кредитования для ИТ-компаний. На базе ВЭБ.РФ реализуются инструменты по поддержке проектов, связанных с внедрением передовых цифровых решений, важным этапом является масштабирование льготных кредитов для компаний разработчиков микро и малого уровня. С 2022 года Правительством РФ были предприняты меры по предоставлению льготных кредитов со ставкой от 1 до 5 процентов, ставка 3 процента – это ставка, предоставляемая для аккредитованных ИТ компаний. До 2024 года на данную инициативу было выделено 4 миллиарда рублей. В планах указывается, что должно быть поддержано не менее 150 проектов [27, с. 1-1].

В условиях санкций и ухода многих зарубежных разработчиков важно не только поддержать крупные компании, которые планируют заместить ушедшие программные продукты, но и поддержать малые и микропредприятия для разработки новых решений и формирования широкого спектра отечественного программного обеспечения для поддержания здоровой конкуренции.

Многие инициативы по развитию цифровой экономики были приняты на период до 2024 года, но с учетом изменившейся конъюнктуры рынка в 2022 году Правительству РФ необходимо оценить эффективность работы ведущих институтов развития для корректировки их планов и пересмотра основных приоритетов поддержки технологичных компаний. Отсутствие дополнительных программ финансовой поддержки может стать угрозой в обеспечении экономической безопасности страны из-за рисков потери конкурентоспособности и зависимости от иностранных производителей программного обеспечения, поэтому одно из возможный решений – это увеличение бюджетирования наиболее эффективных институтов развития, а также расширение перечня мер государственной поддержки по наиболее эффективным программам.


References:

Bakhtazin A. R., Valentik O. N., Bukhvald E. M. (2015). Instituty razvitiya kak instrument regionalnoy ekonomiki [Development institutions as a tool for the regional economy] (in Russian).

Dezhina I. G. (2013). Instituty razvitiya: chto izvestno ob ikh effektivnosti? [Development institutions: what is known about their effectiveness?]. Troitskiy variant - nauka. (126). 4. (in Russian).

Idziev G.I. (2021). Instituty razvitiya kak instrument modernizatsii ekonomiki regiona [Development institutions as an instrument of regional economic modernization] Regional problems of economic transformation. 21. (in Russian).

Kidzerskiy Yu. (2010). Instituty razvitiya: printsipy formirovaniya i problemy ispolzovaniya v ekonomicheskikh preobrazovaniyakh [Development institutes: formation principles and use problem in economic transformations]. Society and economics. (7). 78. (in Russian).

Kuzenkova V.M. (2020). Sovremennye podkhody k otsenke effektivnosti institutov razvitiya [Current approaches to assessing the effectiveness of development institutions] Economic science in modern Russia. 33. (in Russian).

Oleynik G.V., Yarygina I.Z. (2022). Otechestvennye i zarubezhnye instituty razvitiya kak faktory ekonomicheskogo rosta natsionalnyh ekonomik [Domestic and foreign development institutions as factors of economic growth of national economies] Chronoeconomics. 32. (in Russian).

Pavlova N.I., Rudakova O.V. (2017). Problemy formirovaniya organizatsionno- ekonomicheskikh institutov innovatsionnoĭ deyatelnosti v Rossiĭskoĭ Federatsii [Problems of formation of the institutions of innovative economy in Russia]. OrelSIET Bulletin. (1 (31)). 15-21. (in Russian).

Remeslennikov A. Yu. (2022). Otechestvennoe programmnoe obespechenie kak instrument upravleniya personalom i uchastie institutov razvitiya RF v ikh razrabotke v ramkakh realizatsii natsionalnogo proekta tsifrovaya ekonomika [Domestic software as a tool for personnel management and participation of development institutions of the Russian Federation in their development as part of the implementation of the national project digital economy] Current issues of personnel management. 158-163. (in Russian).

Rykova I.N. (2016). Otsenka effektivnosti deyatelnosti rossiyskikh i zarubezhnyh institutov razvitiya [Evaluating the effectiveness of Russian and foreign development institutions] (in Russian).

Shatskaya E.Yu. (2022). Analiz otechestvennyh institutov innovatsionnogo razvitiya [Analysis of domestic innovative development institutions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 15-24. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114186.

Simachev Yu., Kuzyk M. (2017). Vliyanie gosudarstvennyh institutov razvitiya na innovatsionnoe povedenie firm: kachestvennye effekty [The Influence of State Development Institutions on the Innovative Behavior of Firms: Qualitative Effects]. Voprosy Ekonomiki. (2). 140. (in Russian).

Solntsev O.G., Khromov M.Yu., Volkov R.G. (2009). Instituty razvitiya: analiz i otsenka mirovogo opyta [Development institutions: analysis and assessment of world practices]. Problems of forecasting. (2 (113)). 28. (in Russian).

Stepanov N.S. (2021). Instituty kak faktor povysheniya kachestva institutsionalnoy sredy [Development institutions as a factor of improving the quality of the institutional environment]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (4). 25. (in Russian).

Sukharev O.S. (2020). Instituty razvitiya: neobkhodimost i effektivnost [Institutions of development: necessity and effectiveness]. Gosudarstvennyy audit. Pravo. Ekonomika. (2). 16. (in Russian).

Sulakshin S.C., Safonova Yu.A. (2010). Trudy Tsentra promyshlennogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovaniya [Proceedings of the Center for Industrial Analysis and Public Management Design] (in Russian).

Yudina V. I. (2015). Instituty innovatsionnogo razvitiya: problemy metodiki otsenki effektivnosti [Institutes of innovative development: problems of methodology for assessing efficiency] Innovative Development - from Schumpeter to the Present: Economics and Education. 482. (in Russian).

Zheleztsov M.L, Galushko D.V. (2021). Analiz i sravnenie deyatelnosti nadnatsionalnyh institutov razvitiya Evropy i EAES [Analysis and comparison of supranational development institutions in Europe and the EAEU] Education and the law. 20. (in Russian).

Zvonova E.A., Pischik V.Ya., Alekseev P.B. (2021). Optimizatsiya deyatelnosti institutov sodeystviya investitsiyam v ustoychivyy rost rossiyskoy ekonomiki [Optimization of the activities of institutions promoting investment in the sustainable economic growth of Russia]. Finansy: teoriya i praktika/Finance: Theory and Practice. (25(4)). 110-120. (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 12:43:55