Институты инновационного развития как элемент механизма обеспечения экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики
Ремесленников А.Ю.1, Владимирова О.Н.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Ремесленников А.Ю., Владимирова О.Н. Институты инновационного развития как элемент механизма обеспечения экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 649-668. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117699.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060707
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Обеспечение экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики связано с необходимостью нивелирования возникающих новых видов угроз и рисков, а также формирование соответствующей институциональной инфраструктуры. В статье обобщены характеристики функционирования федеральных институтов инновационного развития Российской Федерации. Результаты исследования показали наличие видового институционального многообразия с достаточно широким перечнем инструментов мер государственной поддержки. Вместе с тем, определено, что не все виды институтов развития демонстрируют эффективную деятельность. Авторами дан ряд рекомендаций, определяющих наиболее важные пути совершенствования
Ключевые слова: цифровая экономика, сквозные технологии, институты инновационного развития, меры государственной поддержки, федеральные проекты
JEL-классификация: O31, O32, O33
ВВЕДЕНИЕ
Динамичный рост и распространенное применение цифровых технологий привело к необходимости формирования нового уклада и развития цифровой экономики. Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом формате, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1, c.7-30].
Развитие современных экономических отношений в цифровом формате имеет свои преимущества и недостатки, что оказывает разнонаправленное влияние на обеспечение экономической безопасности государства. Цифровая среда генерирует новые угрозы, риски и вызовы, ранее не присущие традиционной экономике, что обуславливает необходимость поиска новых методов работы, а также пересмотра приоритетов. Безопасность экономической среды – это такое состояние системы, при котором риск неуправляемых или неблагоприятных последствий исключается с определенной вероятностью. Следовательно, обеспечение экономической безопасности связано с управлением рисками и угрозами, своевременной и глубокой оценкой их уровней и выбором инструментов управления риска исходя из специфики сложившейся ситуации. Развитие цифровой экономики, появление новых технологий, диверсификация бизнес-процессов формируют новые угрозы и вызовы трансформации в принятии решений с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны.
В положениях «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1, с. 1-15] возможно выделить основные направления влияния на экономическую безопасность России вследствие развития цифровой экономики: - проявление социально-экономического неравенства в условиях низкой цифровой грамотности населения, усугубляемое возрастающим цифровым неравенством и информационной бедностью; - демографические вызовы обусловлены ростом населения при постоянно увеличивающейся долей пожилых людей и выходом на рынок труда нового цифрового поколения работников; - цифровизация и роботизация многих процессов, стремительное развитие искусственного интеллекта ведет к сокращению рабочих мест для людей в производственной сфере; - геополитические вызовы возникают за счет глобализации и благодаря использованию цифровых технологий, платформ и сети интернет, за счет данных процессов происходит размывание границ.
Важным аспектом выступает нарушение целостности и угроза защиты данных. В современном мире формируются и накапливаются неограниченные объемы данных, связанных с коммерческой, государственной или персональной информацией и защита такого рода ресурса требует от государства принятия особых решений, в том числе и на институциональном уровне.
С точки зрения государства функционирование экономики в цифровом формате оказывает положительное влияние на изменение ВВП, объемов торговли и других. Цифровые услуги и товары повышают качество жизни населения, таким образом укрепляя экономическую безопасность. Применение цифровых технологий позволяет увеличить количество рабочих мест в отдаленных регионах страны, привлекать педагогов, психотерапевтов инженеров, проектировщиков, программистов и другие категории специалистов вне зависимости от их места жительства, а основываясь на уровне их квалификации. Таким образом, активнее реализуется механизм «социального лифта», который в том числе корректирует миграционные потоки населения с востока страны на запад. Развитие цифровой экономики влияет на улучшение инвестиционного климата, повышает прозрачность ведения бизнеса, развивает инфраструктуру (электронные площадки для заключения тендеров). Современные технологии расширяют возможности экономических субъектов в мировой торговле, снижаются барьеры входа на рынок.
Данные вопросы представляют актуальную и популярную сферу научных интересов. Так, например, влияние институтов развития на инновационную деятельность экономических субъектов оценивали Смышляев В.А, Дайнеко В.Г, Яреско И.И, Дайнеко Е.Ю [33, с. 5-11], Бахтазин А. Р., Валентик О. Н., Бухвальд Е. М [8, с. 10-24]. Проблемы формирования организационно-экономических институтов инновационной деятельности в РФ рассматривали Шацкая Е.Ю. [38,с. 15-21] и Рудакова О.В [30,с. 15-21]. Влияние государственных институтов развития на поведение фирм изучали Симачев Ю., Кузык М., [32, c. 109-135]. Принципы формирования институтов развития и их оценки в своих работах изучали Киндзерский Ю. [15, c. 20-45], Сулакшин С.C [36, c. 16-15], Кузенкова В.М [17, c.39-47], Юдина В. И. [39, c. 200-270], Сухарев О.С [37, c. 10-17], Дежина И. Г [10, c.2-5],.. Подходы к анализу и оценке мирового опыта формирования институтов развитии отражены в работах Солнцева О.Г., Хромова М.Ю., Волкова Р.Г. [34, c. 10-15], Олейник Г.В. [18, c. 10-12], Рыковой, И.Н. [19, c. 10-23], Железцова М.Л. [11, c. 10-20].
Тем не менее большинство авторов рассматривали систему институтов инновационного развития как фактор влияния на экономику в общем, немного углубляясь в инновационную составляющую, наша задача не изучить систему институтов развития в целом, а выделить ее влияние на реализацию цифровой экономики, определить достаточность видов мер государственной поддержки для осуществления цифровой трансформации и деятельности компаний и государства в условиях формирования цифровой экономики.
Цель статьи – систематизировать и обобщить характеристики институтов инновационного развития как элемента механизма обеспечения экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики для определения потенциала повышения эффективности их функционирования.
Объектом исследования является совокупность институтов инновационного развития Российской Федерации.
Предметом – экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности указанных институтов.
Научная новизна заключается в определении видов мер государственной поддержки, осуществляемых основными институтами инновационного развития РФ. На основе анализа деятельности институтов развития оценивается их статус, выделяются активные институты развития и неактивные, данный анализ является предпосылкой для дальнейшей оценки эффективности и формирований рекомендаций для усовершенствования системы инновационных институтов в условиях развития цифровой экономики.
Научная гипотеза заключается в определении активной фазы деятельности инновационных институтов развития в условиях необходимости осуществления импортозамещения цифровых технологий, а также достаточно достаточности уровня развития инфраструктурной компоненты для обеспечения экономической безопасности в условиях активного развития цифровизации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В мировой практике для оценки уровня развития цифровой экономики государств применяются международные индексы: индекс развития электронного правительства ООН и Индекс сетевой готовности. Первый включает характеристику состояния ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и онлайновых государственных услуг. Россия в перечне из 193 стран занимала 36 место в 2020 году и 42 в 2022 году [28, с. 1-1]. Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) — это комплексный показатель, отражающий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сетевой экономики. В 2020 году Россия занимала 48 место из 131, в 2022 году - 40 место. Приведенные данные позволяют констатировать, что Россия не является лидером в отрасли ИКТ. Для повышения конкурентоспособности экономики России и ее предприятий в этой сфере Правительством Российской Федерации был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, в числе которых национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018-2024 гг), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [20, с. 1-1] и другие. На начальном этапе формализации рамок нормативно-правового регулирования было выделено шесть федеральных проектов [7, с. 1-1]. (рис. 1). В дальнейшем был добавлен еще один национальный проект «Искусственный интеллект» [28, с. 1-1].
В рамках законотворческой деятельности был формализован категорийно-понятийный аппарат: введено в официальный оборот понятие «сквозные цифровые технологии». В 2017 году в качестве наиболее важных выделено девять видов сквозных технологий:
• большие данные;
• нейротехнологии и искусственный интеллект;
• системы распределенного реестра;
• квантовые технологии;
Рис. 1 - Федеральные проекты национальной программы Цифровая экономика Российской Федерации (составлено авторами)
• новые производственные технологии;
• промышленный интернет;
• компоненты робототехники и сенсорика;
• технологии беспроводной связи;
• технологии виртуальной и дополненной реальности.
В федеральном проекте "Цифровые технологии" (2019 г), одном из элементов программы "Цифровая экономика» [21, с. 1-1], целью заявлено "создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок". Основными целями программы являются защита информации предприятий, государства и граждан, повышение эффективности основных отраслей экономики, повышение доступности и качества товаров цифровой экономики, повышение цифровой грамотности и другие. Программа сфокусирована на развитии цифровой среды, платформ технологий с целью повышения эффективного взаимодействия субъектов и отраслей экономики, регулируя на нормативном уровне информационную структуру, кадры и безопасность.
Обеспечение экономической безопасности государства в современных условиях требует своевременного реагирования на возникающие вызовы и угрозы. С другой стороны, важно соответствовать и даже опережать современные тенденции в этой сфере. Данное обстоятельство определяет целесообразность стимулирования развития приоритетных направлений за счет мер государственной поддержки, предоставляемых особыми инфраструктурным единицам - институтами развития. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 241-р утвержден перечень федеральных институтов инновационного развития [20, с. 1-1]. (рис.2)
Общей чертой всех институтов является обязательное участие государства в их создании и функционировании, вне зависимости от организационно-правовой формы. Актуальность их учреждения и выделения обусловлена целевым функционалом и видовой характеристикой стимулирующего инструментария в виде реализуемых мер государственнойподдержки.
Рис. 2 - Перечень федеральных институтов инновационного развития (составлено авторами)
На текущий момент в сфере сквозных технологий можно выделить пять видов государственной поддержки:
- Гранты
- Льготные кредиты
- Образовательные программы
- Налоговые преференции и возмещение инвестиций
- Венчурное финансирование
Гранты – это денежные средства, предоставляемые на безвозмездной основе для реализации конкретных задач и работ в научно-технической сфере, распределяемые на конкурсной основе и имеющие целевой характер расходования. Термин законодательно закреплен в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. [5, с. 1-10]. В соответствии со статьей 251 Налогового Кодекса РФ они не подлежат налогообложению [3, с. 123-150]. Основными операторами грантовой поддержки являются: Фонд Сколково, Российский фонд развития информационный технологий и Фонд содействия инновациям.
В Фонде содействия инновациям грантовая поддержка предоставляется по семи базовым программам [24, с. 1-1]. (табл. 1).
Таблица 1. Грантовые программы Фонда содействия инновациям
№
|
Наименование
|
Сумма (руб)
|
Получатель
|
1
|
Умник
|
До 500 000
|
Физические лица от 18 до 30 лет
|
2
|
Студенческий стартап
|
До 1 000 000
|
Физические лица, обучающиеся в
университетах
|
3
|
Старт
|
До 4 000 000
|
Физические лица и компании не старше
2-х лет
|
4
|
Развитие
|
До 20 000 000
|
Компании, относящиеся к малым или
микро в реестре МСП
|
5
|
Коммерциализация
|
До 30 000 000
|
Компании, относящиеся к малым или
микро в реестре МСП
|
6
|
Интернационализация
|
До 30 000 000
|
Компании, относящиеся к малым или
микро в реестре МСП
|
В 2022 году были пилотно осуществлены новые программы, направленные на реализацию федеральных проектов “Цифровые технологии” и “Искусственный интеллект”, такие как Антикризис, Цифровизация, Внедрение, Код-Искусственный интеллект и другие [31, с. 12-15]. Они проводятся на конкурсной основе и не являются постоянными (открываются раз в 3–5 месяца). Фонд самостоятельно определяет график публикации конкурсных программ. Основным критерием для участия в ряде программ является отнесение компаний к статусу “Малое” или “Микро” [9, с. 1-1] (рис. 3).
Рис. 3 - Критерии определения статуса предприятия (составлено авторами)
Фонд Сколково является грантодателем трех видов:
-Микрогранты;
-Гранты на пилотное внедрение;
-Минигрант на доращивание.
Система микрогрантов предназначена для резидентов и позволяет получить грант в размере до 1,5 миллионов рублей, но не более 4 миллионов в год. Согласно поправкам к закону №244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» от 28 сентября 2010 г. [6, с. 1-15], доступ к микрогрантам и другим сервисам «Сколково» может получить фактически любая организация, расположенная на территории России и занимающаяся исследовательской деятельностью.
Микрогранты предоставляются на выполнение отдельных задач, связанных с развитием проекта в рамках следующих направлений поддержки:
· Патентование и проведение иных работ по охране интеллектуальной собственности
· Участие в выставках и конференциях
· Создание прототипов (опытных образцов)
· Проведение испытаний
· Приобретение комплектующих для сборки прототипа
· Маркетинговые сервисы
· Покупка лицензий ПО
Для участия в программах поддержки компания должна соответствовать ряду критериев, а именно штатная численность на конец отчетного квартала, предшествующего подаче заявки, - не менее 3 и не более 50 работников и Выручка за календарный год, предшествовавший подаче заявки, не превышает 50 млн. руб. [23, с. 1-1]. Формат предоставления – авансирование и компенсация.
Минигрант на доращивание предоставляются выпускникам программ акселерации и консалтинга в размере до 7 000 000 рублей. Регламент поддержки представлен в грантовой политике Фонда Сколково (Приложение к приказу Фонда от 05 апреля 2022 года №71-ПР). Для участия в программе должно быть соответствие следующим критериям:
-Софинансирование не менее 15% от суммы гранта
-Статус участника проекта Сколково
-Статус выпускника программ акселерации и консалтинга, список которых утверждается приказом Фонда за подписью Старшего Вице-Президента по инновациям [23, с. 1-1].
Гранты на внедрение в фонде Сколково проводятся в разрезе двух направлений - в соответствии с федеральными проектами “Цифровая экономика” и “Искусственный интеллект» (№555 и №767 Постановление Правительства). Получателем поддержки являются заказчики решений, планирующих осуществить пилотное внедрение технологических решений в области цифровых технологий и искусственного интеллекта. В ноябре 2022 года были внесены изменения для аккумуляции поддержки в приоритетных отраслях экономики, поэтому данная программа направлена на поддержку проектов, относящимся к особо значимым проектам [23, с. 1-1]. Сумма гранта варьируется от 20 000 000 до 300 000 000 рублей, обязательным требованием является софинансирование в размере 20% от суммы гранта, уровень готовности технологии (УГТ/TRL) должен быть не ниже 5, что означает созданный прототип и работоспособность технологии может быть продемонстрирована на детализированном макете в условиях, приближенным к реальным [29, с. 1-1].
Российский фонд развития информационных технологий реализует две программы, направленные на поддержку технологических решений. В отличии от Фонда содействия инновациям здесь отсутствуют ограничения по статусу компании (допускаются к участию не только “малые” и “микро”, но и “средние”; главное условие, чтобы предприятие не было государственным). Программы проводятся в двух направлениях и специализируются только на секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – разработка программного обеспечения и внедрение, в таблице 2 [22, с. 1-1]. представлена краткая информация о грантовых программах.
Таблица 2. Грантовые программы РФРИТ (Составлено авторами)
Параметры поддержки
|
Разработка
|
Внедрение
|
Получатель
|
Российское юридическое лицо, за
исключением государственных (муниципальных) учреждение
| |
Направление
|
Программное обеспечение и
программно-аппаратный комплекс
| |
Приоритеты поддержки
|
Приоритетные классы ПО
|
Перечень особо значимых проектов
|
Сумма гранта
|
От 20 до 500 миллионов
| |
Срок проекта
|
От 6 до 18 месяцев
|
От 6 до 30 месяцев
|
Этапы
|
Не менее двух этапов
| |
Со-финансирование
|
Не менее 20% от общей стоимости
проекта
|
АО “Корпорация МСП” предлагает следующие инструменты поддержки:
- Зонтичные поручительства. Данный инструмент направлен на упрощение получения кредита для компаний, у которых недостаточный объем залогового обеспечения. Размер поручительства может достигать до 1 миллиарда рублей и покрывает до 50% от суммы кредита, общий срок кредита не должен превышать 180 месяцев;
- Гарантия покрывает до 100% от суммы кредита для стартапов определенных отраслей, а также по кредитам, обеспеченным правами на результаты интеллектуальной собственности. Срок предоставления до 15 лет, сумма до 1 миллиарда, комиссия 0,75% годовых за гарантию, в отдельных случаях до 0,01%;
- Льготный лизинг предоставляется на сумму до 50 миллионов рублей сроком от 13 до 84 месяцев. Процентная ставка зависит от страны производителя оборудования (6% - для российского оборудования, 8% - для зарубежного).
- Программа ПСК. В рамках данной программы предпринимателям предоставляется возможность получить льготную ставку по кредиту в зависимости от статуса предприятия: для микро 12%, для малого 11,5% и 10,5% для среднего бизнеса. Максимальная сумма 2 миллиарда со сроком до трех лет.
Дом.РФ – предоставляет программы льготной ипотеки с государственной поддержкой для специалистов в ИТ отрасли.
ВЭБ.РФ – предоставляет льготное финансирование для отечественных компаний ИТ-отрасли направленных на внедрение цифровых решений. Инициатива реализуется в соответствии с правилами предоставления субсидий [4, с. 16-27]. Льготный кредит может быть предоставлен ВЭБ.РФ в объеме от 500 млн. рублей, при этом сумма одного финансируемого проекта может составлять до 5 млрд. рублей, одной программы – до 10 млрд. рублей. Кредитор получает субсидию в размере 90% ключевой ставки, что должно обеспечивать процентную ставку для заемщика в диапазоне от 1% до 5%. Получение субсидии и взаимодействие с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России находится в ответственности ВЭБ.РФ, а заемщику при заключении кредитного соглашения сразу устанавливается льготная процентная ставка. Срок кредита ВЭБ.РФ не ограничен, ожидаемый период действия субсидии – до конца 2024 года.
Отдельного внимания заслуживают особые инструменты - образовательные программы. Образовательные программы активно реализуются в практике Фонда инфраструктурных и образовательных программ, Фонда содействия инновациям и Корпорации МСП.
Фонд инфраструктурных и образовательных программ специализируется на предоставлении образовательных программ в наноиндустрии. Регламентация отражена программой «Развитие системы электронного образования e-Learning» и учреждением Автономной некоммерческой организацией «Электронное образование для наноиндустрии».
Образовательные программы разрабатываются и проводятся в соответствии с запросами от производственных компаний в целях подготовки высококвалифицированных кадров для удовлетворения потребностей отдельных предприятий. Схема реализации представлена рисунке 4 [25, с. 1-1].
Рис. 4 - Процесс разработки образовательной программы (составлено авторами)
Фонд содействия инновациям предлагает программы, ориентированные на вовлечение школьников в научно-техническую деятельность (программа “Инношкольник”). В 2022 году была запущена программа Акселерация-Искусственный интеллект (ИИ), направленная на развитие компетенций в сфере искусственного интеллекта. Победители программы имеют возможность получить грант в размере 800 000 рублей для оплаты услуг акселератора (Фондом аккредитовано 12 акселераторов) и пройти обучение в течение 4 месяцев.
Корпорация МСП предусматривает два варианта образовательных программ: доступ к обучающим программам корпорации МСП и Акселераторы для ускоренного развития бизнеса. В рамках первой инициативы разработан календарь тренингов, где можно ознакомиться с расписанием и выбрать тематику. В рамках второй на базе МСП создана государственная платформа поддержки предпринимателей – это возможность личного общения с менторами и экспертами в целях увеличения показателей бизнеса или его запуска.
Налоговые преференции и возмещение инвестиций. Данная мера поддержки предоставляется резидентам Сколково с момента получения статуса в срок до 10 лет. Систематизация действующих налоговых льгот отражена в таблице 3 [23, с. 1-1].
Таблица 3. Налоговые льготы для резидентов Сколково (составлено авторами)
Категория
|
Страховые взносы
|
Налог на прибыль
|
НДС
|
Пошлина/НДС при ввозе
|
Обычные
|
10% / 20%
|
20%
|
20%
|
10% / 20%
|
Резиденты Сколково
|
14% / 0%
|
0%
|
Без НДС
|
0%
|
Освобождение от
налогов на имущество
|
Еще одним инструментом Фонда Сколково выступает программа возмещения инвестиций бизнес-ангелам. В соответствии с условиями программы величина возмещения может составлять до 50% от суммы инвестиций, но не более суммы налога на доходы физических лиц, уплаченных инвестором за три предшествующих года. Максимальный размер возмещения одному инвестору за инвестиции в один стартап – 20 млн руб. Инвестиции должны составлять не менее 1 млн руб. и могут быть внесены в виде денежного вклада в уставный капитал или имущество. Предоставленные инвестором средства могут быть израсходованы участником проекта на ведение исследований, разработок и коммерциализацию согласно Правилам исследовательской деятельности Фонда «Сколково». Порядок возмещенияпредставлен на рисунке 5 [23, с. 16-27].
Рис.5 - Порядок возмещения инвестиций (составлено авторами)
Организация венчурного финансирования возложена на Роснано и РВК. Обзор результатов их функционирования показал, что наиболее эффективным был период 2014-2016 гг. [12, с. 16-27] (рис 6). Для более предметной иллюстрации обратимся к данным, представленным в отчете счетной палаты о результатах экспертно-аналитического мероприятия “Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета”.
По состоянию на 1 января 2020 года в текущий портфель инвестиций АО «РВК» входили 29 инвестиционных фондов с совокупным объемом 57,4 млрд рублей. Счетной палатой были отмечены следующие слабые зоны: низкие плановые ключевые финансово-экономические показатели эффективности АО «РВК» и недостижение 12 из 41 показателей, запланированных бизнес-планом на 2019 год. При этом по состоянию на 1 января 2020 года отмечался положительный консолидированный результат за счет выходов действующих фондов с участием АО «РВК» из портфельных компаний в размере 2,8 млрд рублей.
Рис.6 - Финансовые показатели РВК (составлено авторами)
Достаточно сложная ситуация складывается у Корпорации Роснано: на данный момент основная задача – это погашение сформировавшейся задолженности. С декабря 2020 г. команде удалось сократить долг на 33 млрд руб. Остальной долг в 44 млрд руб. планируется реализовать до конца 2024 г [26, с. 1-1].
Дальнейшая деятельность данного института развития зависит от разрешения ситуации и государственных планов.
ВЫВОДЫ
Обобщая вышеизложенное, следует констатировать, что в рамках существующей системы федеральных институтов инновационного развития РФ, их деятельность не всегда является достаточно эффективной. Сравнительные характеристики применяемой линейки инструментов в систематизированной форме приведены в таблице 4.
Таблица 4. Доступные виды государственной поддержки в разрезе основных институтов развития (составлено авторами)
Наименование
института развития
|
Дом.
РФ |
Роснано
|
ВЭБ РФ
|
РВК
|
Сколково
|
РФРИТ
|
ФСИ
|
Корпорация МСП
|
ФИОП
|
Гранты
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Льготные кредиты
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Образовательные
программы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Налоговые преференции
и программа возмещения инвестиций
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Венчурное
финансирование
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Поддержка в разрезе
цифровых технологий
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Исходя из данных, можно сделать вывод, что пять институтов развития специализируются на прямой поддержке цифровых технологий:
· Фонд Сколково,
· Российский Фонд развития информационных технологий,
· Фонд содействия инновациям,
· ВЭБ РФ
· АО РВК
Результаты обзора показывают наиболее критичное состояние венчурной поддержки, так как перечисленные институты развития находятся в кризисном состоянии и требуют проведения реформ для структурирования работы и планов по поддержке проектов в цифровой сфере. Перспективным направлением является развитие механизмов льготного кредитования для ИТ-компаний. На базе ВЭБ.РФ реализуются инструменты по поддержке проектов, связанных с внедрением передовых цифровых решений, важным этапом является масштабирование льготных кредитов для компаний разработчиков микро и малого уровня. С 2022 года Правительством РФ были предприняты меры по предоставлению льготных кредитов со ставкой от 1 до 5 процентов, ставка 3 процента – это ставка, предоставляемая для аккредитованных ИТ компаний. До 2024 года на данную инициативу было выделено 4 миллиарда рублей. В планах указывается, что должно быть поддержано не менее 150 проектов [27, с. 1-1].
В условиях санкций и ухода многих зарубежных разработчиков важно не только поддержать крупные компании, которые планируют заместить ушедшие программные продукты, но и поддержать малые и микропредприятия для разработки новых решений и формирования широкого спектра отечественного программного обеспечения для поддержания здоровой конкуренции.
Многие инициативы по развитию цифровой экономики были приняты на период до 2024 года, но с учетом изменившейся конъюнктуры рынка в 2022 году Правительству РФ необходимо оценить эффективность работы ведущих институтов развития для корректировки их планов и пересмотра основных приоритетов поддержки технологичных компаний. Отсутствие дополнительных программ финансовой поддержки может стать угрозой в обеспечении экономической безопасности страны из-за рисков потери конкурентоспособности и зависимости от иностранных производителей программного обеспечения, поэтому одно из возможный решений – это увеличение бюджетирования наиболее эффективных институтов развития, а также расширение перечня мер государственной поддержки по наиболее эффективным программам.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Информационная система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 04.02.2023).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (2000) / Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, № 32. ст. 3340
4. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2019 г. №1598 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий"
5. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (1996) О науке и государственной научно-технической политике / Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. ст. 4137
6. Федеральный закон от 02.08.2019 №298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908020087.
7. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 04.02.2023).
8. Бахтазин А. Р., Валентик О. Н., Бухвальд Е. М. Институты развития как инструмент региональной экономики. - М.: Институт экономики РАН, 2015.
9. Главная книга. [Электронный ресурс]. URL: https://glavkniga.ru/situations/k505648 (дата обращения: 12.02.2023).
10. Дежина И. Г. Институты развития: что известно об их эффективности? // Троицкий вариант - наука. – 2013. – № 126. – c. 4.
11. Железцов М.Л, Галушко Д.В. Анализ и сравнение деятельности наднациональных институтов развития Европы и ЕАЭС // Образование и право. 2021. – c. 20.
12. Зайцев Д.А. Аудитор счетной палаты РФ Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета». [Электронный ресурс]. URL: доступа:https://ach.gov.ru/upload/iblock/a29/a298f3e07b401a8d60e4e4afdd1671b7.pdf (дата обращения: 12.02.2023).
13. Звонова Е.А., Пищик В.Я., Алексеев П.B. Оптимизация деятельности институтов содействия инвестициям в устойчивый рост российской экономики // Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. – 2021. – № 25(4). – c. 110-120.
14. Идзиев Г.И. Институты развития как инструмент модернизации экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. – c. 21.
15. Кидзерский Ю. Институты развития: принципы формирования и проблемы использования в экономических преобразованиях // Общество и экономика. – 2010. – № 7. – c. 78.
16. Кузенкова В.М. Современные подходы к оценке эффективности институтов развития // Экономическая наука современной России. 2020. – c. 33.
17. Кузенкова В.М. Концепции институтов развития: Ретроспективный анализ. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. С. 47
18. Олейник Г.В., Ярыгина И.З. Отечественные и зарубежные институты развития как факторы экономического роста национальных экономик // Хроноэкономика. 2022. – c. 32.
19. Рыкова И.Н. Оценка эффективности деятельности российских и зарубежных институтов развития. / научный доклад. - М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2016.
20. Официальный сайт КонсультантПлюс - Перечень федеральных институтов инновационного развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376333/7bcf39c95d830af83162618761f1239e4562d1fe/ (дата обращения: 20.02.2023).
21. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ – Федеральный проект “Искусственный интеллект". [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2023).
22. Официальный сайт РФРИТ. Описание приоритетных классов программного обеспечения технологии. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/remes/Downloads/2021.09_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%BD%D0%B0_% (дата обращения: 12.02.2023).
23. Официальный сайт Сколково, грантовая поддержка: микрогранты. [Электронный ресурс]. URL: https://services.sk.ru/service/1 (дата обращения: 12.02.2023).
24. Официальный сайт Фонда содействия инновациям. [Электронный ресурс]. URL: https://fasie.ru/ (дата обращения: 12.02.2023).
25. Официальный сайт Фонда инфраструктурных и образовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://fiop.site/ (дата обращения: 12.02.2023).
26. Официальный сайт Cnews: Власти готовятся ликвидировать «Роснано» из-за долгов, которые невозможно вернуть. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-10-19_vlasti_gotovyatsya_likvidirovat (дата обращения: 12.02.2023).
27. Официальный сайт Tadviser. Льготы и меры поддержки для ИТ компаний в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 12.02.2023).
28. Официальный сайт United Nation. [Электронный ресурс]. URL: https://desapublications.un.org/publications/un-e-government-survey-2022 (дата обращения: 20.02.2023).
29. Умные командировки. Уровни готовности технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.smartbusinesstrips.ru/blog/urovni-gotovnosti-tehnologii/ (дата обращения: 12.02.2023).
30. Павлова Н.И., Рудакова О.В. Проблемы формирования организационно- экономических институтов инновационной деятельности в Российской Федерации // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. – № 1 (31). – c. 15-21.
31. Ремесленников А. Ю. Отечественное программное обеспечение как инструмент управления персоналом и участие институтов развития РФ в их разработке в рамках реализации национального проекта цифровая экономика // Актуальные вопросы управления персоналом: Сборник научных статей IV Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Москва, 02–06 декабря 2022 года. Том Часть I. – Москва: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭДЕЛЬВЕЙС". Москва, 2022. – c. 158-163.
32. Симачев Ю., Кузык М. Влияние государственных институтов развития на инновационное поведение фирм: качественные эффекты // Вопросы экономики. – 2017. – № 2. – c. 140.
33. Смышляев В. А., Дайнеко В.Г., Яреско И.И, Дайнеко Е.Ю. Институты развития и их влияние на инновационную деятельность экономических субъектов в России / Воронежский̆ государственный̆ педагогический̆ университет DOI: 10.17308/meps.2017.6/1714, 2917, 20 С
34. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. – 2009. – № 2 (113). – c. 28.
35. Степанов Н.С. Институты как фактор повышения качества институциональной среды // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 4. – c. 25.
36. Сулакшин С.C., Сафонова Ю.А. Труды Центра промышленного анализа и государственно-управленческого проектирования. - М. : Научный эксперт, 2010. – 47 c.
37. Сухарев О.С. Институты развития: необходимость и эффективность // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2020. – № 2. – c. 16.
38. Шацкая Е.Ю. Анализ отечественных институтов инновационного развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 15-24. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114186.
39. Юдина В. И. Институты инновационного развития: проблемы методики оценки эффективности // Инновационное развитие - от Шумпетера до наших дней: экономика и образование: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. М.: Научный консультант. 2015. – c. 482.
Страница обновлена: 22.07.2024 в 22:57:48