Ключевые теоретические подходы к развитию региональных и локальных рынков в обеспечении единого экономического пространства
Тукмачева Е.С.1
1 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
На фоне целого ряда геополитических конфликтов, санкционной войны и социально-экономической напряженности в ряде регионов мира, современный этап развития мировой экономики характеризуется активными трансформационными процессами межрегиональных экономических взаимодействий, формированием новых экономических связей, союзов и объединений. Экономическая безопасность выступает фундаментом и стратегической целью стран-участниц единого экономического пространства. Социально-экономические и политические шоки последних лет обусловили необходимость формирования новых экономических объединений, способных не только обеспечивать внутреннее эффективное взаимодействие, устойчивое развитие и экономическую безопасность субъектов-участников, но и адекватно взаимодействовать и обеспечить противовес другим центрам экономической силы в мировой экономике. В статье проводится структурированный анализ и систематизация ключевых теоретических подходов к развитию региональных и локальных рынков, как фундаментальных единиц формирования единого экономического пространства в целях обеспечения экономической безопасности страны; исследованы эволюционные изменения теоретических конструкций начиная с традиционных моделей, основанных на национальных экономиках и до современного понимания пространственной динамики, социальных связей и взаимосвязи технолого-инновационных процессов. Результаты исследования позволили выстроить систематизированную теоретическую конструкцию логично обосновывающую использование синтеза научных подходов для формирования единого экономического пространства, разработки практических мер региональной интеграции и устойчивого развития в целях обеспечения экономической безопасности страны в ответ на глобальные вызовы.
Ключевые слова: региональные и локальные рынки, развитие рынков, единое экономическое пространство, межрегиональное взаимодействие
Введение
Развитие региональных и локальных рынков в контексте обеспечения единого экономического пространства остается одним из ключевых направлений исследований современной экономической теории и практики, поскольку эффективное управление и использование территориальных особенностей и конкурентных преимуществ регионов, а также выстраивание эффективных межрегиональных хозяйственных связей имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности и достижения устойчивого экономического роста регионов и страны в целом. В условиях глобализации и роста межрегиональной конкуренции наблюдается закономерная эволюция теоретических подходов и переход от моделей, ориентированных на национальные экономики к моделям, ориентированным на специфику и особенности региональных и локальных экономических систем [16]. Для исследования очерченной проблематики важно рассмотреть институциональные, пространственно-экономические, кластерные, интеграционные и конкурентные теории в целях установления их силы, ограничений и практической применимости в обеспечении единого экономического пространства. Существенный исследовательский интерес представляетзадача систематизации ключевых теоретических подходов к развитию региональных и локальных рынков в контексте поиска баланса между государственным регулированием, рыночными механизмами и кооперацией в формировании единого экономического пространства в целях обеспечения экономической безопасности, повышения конкурентоспособности и достижения устойчивого развития территорий.
Основная часть
В научной литературе представлено значительное число работ, посвященных изучению и обоснованию развития как локальных, так и региональных рынков и их взаимосвязей с различных научных позиций, в основе которых лежит множество теорий, рассматривающих и обосновывающих пространственную интеграцию, конкурентные механизмы, институциональные рамки, инновационно-технологические факторы, трансформационное влияние глобализации и др. По нашему мнению, исследование развития региональных и локальных рынков в контексте обеспечения единого экономического пространства требует системного понимания проблемного поля и комплексного изучения научных подходов и концепций, позволяющих объяснить ключевые аспекты данного экономического феномена.
Фундаментальными экономическими теориями, способствующими пониманию процессов формирования и развития региональных рынков, по нашему мнению, целесообразно отнести классические теории размещения производительных сил, основы которых заложены работами Г. фон Тюнена [13], В. Лаунхардта [23], А. Вебера [1], А. Леша [5], П. Кругмана [21], Р. Дженсена [20].В нихисследуется влияние географических, инфраструктурных и ресурсных особенностей территорий на развитие рынков, внимание исследователейнаправлено на изучение того, как различные уровни организации – от микро до макро – формируют экономическое пространство посредством концентрации производственных факторов, транспортной доступности, плотности населения и инфраструктурного оснащения. Соответственно, пространственно-экономический подход позволяет выявлять ключевые центры роста и оценивать агломерационные эффекты, способствующие снижению издержек и повышению эффективности рыночных операций в рамках локальных и региональных систем. В ряде авторских концепций рассматриваемого теоретического подхода особое внимание уделяется исследованию структуры экономического пространства, которое детализируется на узловые и периферийные зоны, где наличие «центр-периферия» определяет возможности для межтерриториального взаимодействия и интеграции.Пространственно-экономические факторы представляют собой ключевой элемент формирования региональных рынков, поскольку от наличия развитой транспортной инфраструктуры, доступа к ресурсам и социальной плотности зависит эффективность распределения производственных факторов и процессы агломерации. Различные уровни территории – от локальных центров до межрегиональных узлов – образуют структуру экономического пространства, которая играет решающую роль в достижении экономической устойчивости, конкурентоспособности и, в конечном счете – безопасности как участников, так и объединения в целом. Переход от традиционных моделей к современным подходам подразумевает необходимость интеграции пространственных характеристик в процессы экономического планирования и развития, что позволяет объединить территориальные различия в рамках единого рынка с учетом особенностей и уникальности каждого региона.
Активное осмысление «территорий» как динамического ресурса способствовало развитию локальных теорий роста, акцентирующих внимание на технологических и институциональных факторах. Такой подход заложил основу для сочетания формализованных моделей с качественными исследованиями в рамках нового этапа исследований регионального развития. Исходя из этого, следующим важным теоретическим блоком являются работы в области институциональной теории, основу которой составили труды Т. Веблена [2, 30], Й. Шумпетера [14], Дж. Коммонса [4], У. Митчелла [8], Дж. К. Гэлбрейта [3]. Институциональная теория рассматривает экономические системы через призму организации общественных отношений, правовых норм, договорных обязательств и роли государственных инструментов. Ключевую роль в данной парадигме играют институциональный капитал и изменения, направленные на снижение транзакционных издержек, что обеспечивает более эффективное функционирование рынка. Дальнейшая эволюция институциональной теории, начиная с работ Д. Норта [9], О. Уильямсона [32], Р. Коуза [17] и др., относится к направлению неоинституционализма и направлена на гармонизацию социальных отношений и экономической деятельности, что в совокупности формирует единое экономическое пространство. Данный подход опирается на концепцию «социального контракта», где баланс интересов между разными акторами экономики позволяет создать условия для устойчивого развития, обеспечить экономическую безопасность, создатьи реализовать конкурентные преимущества на территориях. Очевидно, что качественная институциональная база, выраженная в единой правовой и нормативной системе, является фундаментом для успешного развития региональных рынков. Эффективное взаимодействие государственных структур, поддержка частного сектора и обеспечение стабильности правовых отношений позволяют снизить транзакционные издержки и устранить барьеры, препятствующие эффективной межрегиональной интеграции. Институциональный подход имеет свое развитие в институциональных реформах, направленных на децентрализацию управления, повышение прозрачности процедур и унификацию правил, что в совокупности способствует формированию единого экономического пространства
Интеграционные теории, сформированные работами Дж. Винера [31], Б. Баласса [15], Я. Тинбергена [29], Г. Мюрдаля [24], Ф. Перру [25] и др. рассматривают механизмы формирования взаимосвязанных экономических организаций, которые могут объединяться в единую систему посредством стратегической координации и согласования промышленной политики на уровне регионов. Подходы, связанные с интеграцией, акцентируют внимание на необходимости преодоления административных, технических и институциональных барьеров, способствующих дезинтеграции рыночного пространства. Конкурентные теории А. Смита [12], Д. Рикардо [11], Дж. С. Милль [7], М. Портер [10, 26] и др., с другой стороны, фокусируются на механизмах формирования конкурентных преимуществ как на уровне отдельных фирм, так и регионов в целом. Эти теории включают модели, основанные на конкурентном взаимодействии, глобальных цепочках создания стоимости и стратегиях «умной специализации», позволяющих регионам создавать уникальные рыночные ниши при сохранении динамики и адаптивности к изменениям глобальных вызовов.Интеграция региональных и локальных рынков посредством устранения административных и технических барьеров позволяет создать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что способствует увеличению рыночного потенциала и развитию межрегиональных связей. Конкурентные же теории доказывают, что эффективное распределение производственных факторов и устранение фрагментации рынка являются необходимыми предпосылками для создания мощного внутреннего рынка, способного конкурировать на глобальном уровне. Применение интеграционных мер требует скоординированных усилий со стороны государственных органов, бизнеса, а также научных и образовательных учреждений, что позволяет оптимизировать ресурсы и стимулировать долгосрочные процессы экономического роста.
Кластерный подход,сформированный и популяризированный М. Портером [27], А. Маршаллом [6], В. Кристаллером [18], П. Кругманом [22], П. Ромером [28], М. Энрайтом [19] и др. направлен на описание географической концентрации взаимосвязанных фирм и институтов, создающих совместные сети с эффектом взаимного усиления. Кластеры выступают в качестве механизмов, позволяющих повысить конкурентоспособность регионов за счет снижения транзакционных издержек, улучшения обмена знаниями, организации совместных инноваций и создания синергии между участниками кластера. Применение кластерной теории в исследовании развития региональных и локальных рынков в контексте обеспечения единого экономического пространства позволяет использовать преимущества локальной специализации для привлечения инвестиций, развития ресурсной базы и создания новых рабочих мест, что непосредственно влияет на формирование единого экономического пространства как региона с общей стратегией развития.В современных условиях кластерный подход остается одним из самых эффективных инструментов стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности регионов. Географическая концентрация взаимосвязанных предприятий и научно-технических институтов способствует обмену знаниями, снижению транзакционных издержек, а также созданию условий для активного сотрудничества между участниками рынка. Использование кластера как организационно-структурной единицы позволяет региональным властям разрабатывать целенаправленные программы поддержки и направлять инвестиции в ключевые отрасли экономики, что необходимо для формирования устойчивого и динамичного экономического пространства и обеспечения экономической безопасности регионов.
Систематизация рассмотренных научных подходов требует выделения основных концептуальных блоков, которые представлены институтами, пространственными факторами, организационными связями и конкурентной динамикой.
1. Блок пространственно-экономических теорий – обосновывает топографическую организацию территории, обеспечивает инфраструктуру, транспортные и коммуникационные связи, а также эффективность и рациональность использования ресурсов. Применение постулатов пространственно-экономических теорий для исследования обозначенного круга задач, позволяет определить уникальные условия и особенности каждого региона, дифференцировать зоны на центральные и периферийные, на основании чего спрогнозировать возможные агломерационные эффекты и их динамику в процессе интеграции регионов и формирования единого экономического пространства;
2. Блок институциональных теорий – обеспечивает нормативно-правовую базу, регулирует транзакционные отношения и формирует условия для взаимодействия различных экономических агентов. Догмы институциональных теорий позволяют сформировать контуры проведения интеграционных трансформаций, вырабатывая механизмы государственного и рыночного регулирования и обеспечивая благоприятные условия экономической среды;
3. Блок интеграционных и конкурентных теорий – обеспечивает согласование локальных, региональных и межрегиональных социально-экономических процессов с учетом имеющейся ресурсной базы, уникальных особенностей и конкурентных преимуществ каждой территории, что позволяетпутем устранения фрагментации, гармонизации институциональной и инфраструктурной базы и повышения межрегиональной взаимосвязностиорганизовать единое экономическое пространство, способное обеспечить устойчивое развитие, экономическую безопасность участников и конкурентоспособность объединения на уровне макроэкономических систем;
4. Блок кластерных теорий – позволяет обосноватьвозможность усиления синергии, генерации инноваций и создания конкурентных преимуществ для устойчивого развития рынков на основе объединения локальных сетей производственных и инновационных агентов рынка в рамках групп взаимодействующих субъектов хозяйствования.
Таким образом, каждый из рассмотренных теоретических подходов является взаимодополняющим элементом комплексных научно-теоретическихоснов развития региональных и локальных рынков.
Проведенный с позиций комплексного подхода анализ ключевых экономических теорий показывает, что рассмотренная система основных аспектов пространственно-экономических, институциональных, кластерных, и конкурентных теорий представляет собой наиболее полный и адекватный научный инструментарий, применение которого позволит сформировать актуальные и действенные программы по устранению и сглаживанию внутренних барьеров и противоречий, а также выработке мер по стимулированию социально-экономического и инновационно-технологического внутри- и межрегионального взаимодействия, что позволит территориям и регионам не просто адаптироваться к новой социально-экономической и геополитической реальности, но и активно участвовать в развитии локальных и региональных рынков в целях обеспечения единого экономического пространства.
Успешное формирование и функционирование единого экономического пространства посредством развития локальных и региональных рынков в контексте рассмотренных теоретических положений требует учета следующих принципиально важных аспектов.
Во-первых, в такого рода преобразованиях рыночного экономического пространства ведущую роль играет государственная политика, в рамках которой разрабатываются и реализуются благоприятные политические, инфраструктурные и рыночные условия обеспечения единого экономического пространства, вырабатываются меры, по устранению административных барьеров, унификации законодательства и развития необходимой инфраструктурыв регионах-участниках для формирования прозрачной и конкурентной рыночной среды взаимодействия. Все это требует эффективных механизмов сотрудничества ивзаимодействия как между центром и регионами, так и между вовлеченными ведомствами для координации и регулирования обеспечения единого экономического пространства на всех уровнях государственности.
Во-вторых, современные реалии научно-технологической революции требуют выработки и реализации соответствующих мероприятий,поддерживающих и стимулирующих инновационно-технологический вектор развития локальных и региональных рынков, реализуемых посредством инновационной политики.Соответственно, крайне важно учитывать важную роль инновационной политики, как инструмента повышения производительности, конкурентоспособности, устойчивости и экономической безопасности локальных и региональных рынков, посредством активизации исследовательской деятельности, создания технопарков, инновационных центров и кластеров, взаимодействия с образовательными и научно-исследовательскими организациями и пр. Результаты эффективной инновационной политики проявляются в приращении знаний, инноваций и технологий, синергия которых с социально-экономическим и производственным потенциалом, обеспечит регионам возможность интеграции в инновационные экономические системы более высокого уровня, адаптацию глобальным вызовам, что в совокупности способствует интегративному объединению региональных экономических систем.
И, наконец, необходимо особо выделить такой аспект как конкурентные стратегии развития рынков всех уровней, которые в современных реалиях необходимости обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности должны включать не только задачи снижения транзакционных издержек, но и поиска и реализации конкурентных преимуществ региональных рынков, связанных, например, с повышением эффективности и глубины использования ресурсов, или вовлечением в хозяйственных оборот потенциала внутреннего развития. Формирование конкурентных преимуществ, составляющих основу конкурентной стратегии рыночного развития, должно носить комбинаторный характер, сочетающий необходимые институциональные реформы, внедрение инновационных технологий и достигнутые агломерационные эффекты, что позволит регионам успешно интегрироваться в единое рыночное пространство и обеспечит как внутреннюю конкурентоспособность, так и объединения в целом на мировых рынках.
Перспективы развития тематики исследования состоят в необходимости и актуальности разработки методологического инструментария исследования, измерения и оценки агломерационных эффектов и эффективности институциональных трансформаций, а также изучения и оценки влияния цифровых технологий и информационно-коммуникационных систем на обеспечение единого экономического пространства, достижения его конкурентоспособности, устойчивого развития и экономической безопасности регионов-участников и объединения в целом на глобальном уровне.
Заключение
Результаты проведенного исследования показывают, что развитие региональных и локальных рынков в условиях формирования единого экономического пространства должно осуществляться в контексте комплексного подхода, объединяющего пространственно-экономические, институциональные, кластерные, интеграционные и конкурентные теории.
В гармоничном взаимодействии ключевые положения пространственно-отраслевых теорий позволяют раскрыть взаимовлияние географических, хозяйственных и инфраструктурных факторов на развитие локальных и региональных рынков, институциональные теоретические постулаты направлены на унификацию нормативно-правовой базы интеграционных преобразований и регулирование снижения транзакционных издержек, являясь организационным базисом формирования единого экономического пространства. Положения теории кластеров обеспечивают синергетические эффекты, ожидаемые от локального взаимодействия производственных и инновационных субъектов хозяйствования. В свою очередь положения теорий интеграции и конкуренции раскрывают возможности устранения фрагментации рынков в целях обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и ресурсов между регионами.
Таким образом благодаря систематизации институциональных, пространственно-экономических, кластерных и интеграционных теорий становится возможным формирование устойчивой теоретической платформы, которая позволяет не только научно обосновать наблюдаемые процессы развития на локальных и региональных рынках, но и раскрыть целесообразность и практическую необходимость совершенствования приоритетов и направлений политики локального и регионального стратегического развития, а также выработки комплекса мер по повышения конкурентоспособности, достижению устойчивого развития и обеспечению экономической безопасности в условиях новых вызовов и глобальной турбулентности в целях обеспечения единого экономического пространства.
В целом, проведенное исследование подтверждает, что развитие региональных и локальных рынков, направленное на формирование единого экономического пространства, должно основываться на гармоничном синтезе пространственно-экономической оптимизации, институциональных преобразований, кластерных стратегий и интеграционных программ, что позволяет достигать высокого уровня конкурентоспособности и адаптивности в условиях глобальной экономики.
Источники:
2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. – 367 c.
3. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. / Избранное. - М.: Эксмо, 2008. – 1197 c.
4. Коммонс Дж.Р. Институциональная экономика // Terra Economicus. – 2012. – № 3. – c. 69-76.
5. Лёш А. Пространственная организация хозяйства. - М.: Наука, 2007. – 663 c.
6. Маршалл А. Принципы экономической науки. / Т. 1,2,3. - М.: Прогресс, 1993.
7. Милль Д.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. - М.: Эксмо, 2007. – 1038 c.
8. Митчелль У.К. Экономические циклы: Проблема и ее постановка. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. – 504 c.
9. Норт Д. Экономическая деятельность в масштабе времени. / Мировая экономическая мысль, Т. 5. Лекции нобелевских лауреатов. - М.: Мысль, 2004. – 707-723 c.
10. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные. преимущества стран. - М.: Международные отношения, 1993. – 895 c.
11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - М., 1955. – 567 c.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. – 960 c.
13. Тюнен И. Изолированное государство. - М.: Книга, 1926. – 332 c.
14. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2008. – 864 c.
15. Balassa B. The theory of economic integration. Api.pageplace.de. [Электронный ресурс]. URL: https://api.pageplace.de/preview/DT0400.9781136646317_A23860489/preview-9781136646317_A23860489.pdf.
16. Capello R. Regional Development Theories and Formalised Economic Approaches: An Evolving Relationship // Italian Economic Journal. – 2019. – № 1. – p. 1-16. – doi: 10.1007/s40797-019-00085-0.
17. Coase R.H. The Problem of Social Costs // Journal of Law and Economics. – 1960. – № 1. – p. 1-44.
18. Cristaller W. The Central Places of Southern Germany. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hill, 1966. – 196 p.
19. Enright M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // World Link. – 1992. – № 5. – p. 24-25.
20. Jensen R.C. Aspects of The Spatial Dimension in Economics // Economic Analysis and Policy. – 1973. – p. 1-16.
21. Krugman P. Increasing returns and economic geography // Journal of Political Economy. – 1991. – № 3. – p. 483-499.
22. Krugman P. Urban Concentration. Тhe Role of Increasing Returns and Transport Costs // International Regional Science Revview. – 1996. – № 1-2. – p. 5-30. – doi: 10.1177/016001769601900202.
23. Launhardt W. Matematishe Beründung der Volkswirtschaft slehre. - Leipzig, 1885. – 216 p.
24. Myrdal G. Economic Theory and Underdeveloped Regions. - London: Duckworth, 1957. – 167 p.
25. Perroux F.L. L’Economie du XX siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1962. – 814 p.
26. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nation. - N.Y.: Harward Business Review, 1990. – 73-93 p.
27. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. N.Y.: The Free Press, 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998. – 855 p
28. Romer P. Increasing Returns and New Developments in the Theory of Growth // NBER Working paper. – 1992. – № 3098. – p. 38. – doi: 10.3386/w3098.
29. Shaping the world economy. Suggestions for aninternational economic policy. - New York: 20th Century Fund.
30. Veblen T. Why is Economics not an Evolutionary Science // Quarterly Journal of Economics. – 1898. – № 4. – p. 373-397.
31. Viner J. The Customs Union Issue. - N.Y.: Carnegie Endowment for International Peace, 1950. – 221 p.
32. Williamson O.E. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. - New York: Free Press, 1975. – 286 p.
Страница обновлена: 27.05.2025 в 09:58:08