Strategic tools for developing innovative business models of a closed-cycle economy
Rayskaya M.V.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 34
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50211444
Abstract:
Approaches to understanding the concept of closed-cycle economy as a category of ecological and economic orientation, as well as the classification of innovative business models used to implement the concept of closed-cycle economy in the activities of companies are considered. A comparative analysis of lean manufacturing and closed-loop economy is carried out. The general principles of business model development, as well as a structural evaluation framework for the development of cyclical business models are outlined. The application of strategic analysis tools to management decision-making in implementing the closed-cycle economy concept at the company level is substantiated. It is proposed to analyze a number of key strategic positions and capabilities of the company that are most relevant for the transition to the principles of a closed-loop economy. The possibilities of mutual linking of the product life cycle, supporting factors and innovations and its use as an analytical basis for business models of a circular economy are considered. Attention is focused on the problems of transition to a closed-loop economy with the actualization of strategies to level these problems.
Keywords: strategic management, innovative business models, closed-cycle economics, closed-cycle economics, circular economy
JEL-classification: Q01, Q56, O31, O33
Введение
Проблема избыточного потребления как одна из главных составляющих этико-экологического мышления и поведения становится все более очевидной, в то время как эксплуатация природных ресурсов на уровне глобальной экономики продолжает осуществляться с максимальной расточительностью. В среднем человечество ежегодно потребляет ресурсы в объеме, в 1,75 раза превышающем возможности Земли [13] (Rubel et al., 2020).
По некоторым оценкам экспертов, в ближайшие годы экономика замкнутого цикла (ЭЗЦ) сможет обеспечивать ежегодный прирост доходной части мировой экономики в более чем 1 трлн долл. Модернизация производства и реализация технологических инноваций, осуществляемые на основе перехода к ЭЗЦ, могут дать 3%-ный ежегодный прирост производительности и 7%-ный рост ВВП [31]. Ожидается также положительная динамика в сфере занятости с ростом в 0,6% в год и сокращение выбросов СО2 на 48% к 2030 г. [27]. В то же время существующие темпы развития экономики замкнутого цикла являются достаточно скромными ‒ ее вклад в мировую экономику составляет около 8,6% [13] (Rubel et al., 2020).
Такие данные служат достаточным аргументом и экономическим обоснованием в вопросах эффективности, целесообразности и выгодности реализации экономики замкнутого цикла. Очевидно, что развитие ЭЗЦ требует сочетания бизнес-моделей с инновациями в сфере технологий, а также взаимодействия заинтересованных сторон, включая представителей бизнеса и государства [2] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018). При этом не следует ограничивать спектр инноваций, используемых при реализации ЭЗЦ, только технологическими, поскольку инновации управленческого и маркетингового характера показали свою относительно низкую (по сравнению с технологическими инновациями) затратность и высокую эффективность. К тому же внедрение новых бизнес-моделей предусматривает огромный пласт навыков и инноваций именно управленческого характера.
Цель исследования заключается в выявлении актуальных стратегических подходов в области обеспечения условий для интеграции принципов экономики замкнутого цикла в деятельность компаний.
Авторская гипотеза состоит в том, что для компаний включение концепции экономики замкнутого цикла с частичным или полным переходом на ее принципы представляет собой процесс стратегического характера, который должен быть выстроен на стратегическом подходе к анализу факторов, условий и инструментов, необходимых для такого перехода.
Методологию исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Научная новизна исследования состоит в формировании набора стратегических инструментов анализа и выработки стратегий в области внедрения принципов экономики замкнутого цикла в существующие или новые бизнес-модели компаний.
Экономика замкнутого цикла, (от англ. circular economy ‒ циркулярная/цикличная/циклическая экономика) в общем случае рассматривается как модель производства и потребления, базирующаяся на возобновлении ресурсов. Ее основу составляет формула 3R: Reduce ‒ сокращение потребления и отходов, Reuse ‒ повторное использование, Recycle ‒ переработка. ЭЗЦ характеризуется: 1) использованием источников возобновляемой энергетики; 2) отсутствием накоплений отходов за счет использования моделей с закрытым производственным циклом (когда отходы остаются в рамках производственного цикла, превращаясь в новые товары); 3) увеличением срока эксплуатации продуктов за счет сервисного обслуживания, ремонта, модернизации, повторного использования.
Таким образом, экономика замкнутого цикла противопоставляется классической линейной экономике [7] (Gureva, Butko, 2019) и затрагивает одновременно как экономику, так и экологию. При этом последовательная трансформация базового принципа линейной модели «take, make, waste» (бери, делай, выбрасывай) в принцип «take, make, reuse» (бери, делай, используй повторно), присущий экономике замкнутого цикла, может помочь современному обществу достичь более высокой экоэффективности [8, 14] (Dyakov, 2021; Pakhomova, Rikhter, Vetrova, 2017), обеспечить достижение целей устойчивого развития и зеленой экономики [1, 10, 11, 25] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018; Kudryavtseva, Mitenkova, 2019; Geissdoerfer, Savaget, Bocken, Hultink, 2017), решение многих глобальных проблем не только экологического, но и социального характера.
Исследования концептуальных основ экономики замкнутого цикла, а также системная аналитика многочисленных определений данного понятия представлены в целом ряде работ отечественных и зарубежных авторов и источников [3–5, 15, 18, 28 и др.] (Valko, 2019; Vismet, 2020; Grebenkin, Vegner-Kozlova, 2020; Simchenko, Tsekhla, 2021; Kirchherr, Reike, Hekkert, 2017), некоторые из которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Подходы к определению категории «экономика замкнутого цикла»
Автор
|
Определение
|
Фонд Эллен Макартур [31]
|
Экономика, которая является
регенерирующей (восстановительной) с точки зрения проектирования для
достижения целей максимального сохранения ценности продуктов, деталей и
материалов
|
Гейсдорфер
М.,
Сэвидж П., Бокен Н.М.П., Хултинк Э.Дж. [25] (Geissdoerfer, Savaget, Bocken, Hultink, 2017) |
Регенеративная система, в
которой использование ресурсов и отходы, выбросы и потери энергии сводятся к
минимуму за счет изменения параметров энергетических и материальных циклов
|
Стамевска
Е.,
Димитриеска С., Станковска А. [30] (Stamevska, Dimitrieska, Stankovska, 2018) |
Концепция, в которой
ценность ресурсов максимизируется за счет обеспечения того, чтобы материалы
оставались циркулирующими в экономике до тех пор, пока это возможно
|
Несмотря на определенную дифференциацию рассмотренных трактовок категории экономики замкнутого цикла, они отражают различные аспекты одного и итого же понятия, раскрывая в совокупности весь его содержательный спектр.
Более развернутое определение, а также наиболее актуальное для целей настоящего исследования представлено в работе Батовой Н. и др. [1] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018), в которой ЭЗЦ рассматривается с позиции обеспечивающих реализацию ее принципов бизнес-моделей и необходимости реинжиниринга бизнес-процессов не только на уровне управления материальными потоками, но и на уровне всей цепочки создания стоимости (ценности).
Реализация концепции экономики замкнутого цикла на уровне отдельных компаний, как правило, осуществляется путем ее интеграции в уже действующие бизнес-модели либо в виде перехода на новые (инновационные) бизнес-модели циклической экономики.
Одной из близких по содержанию к ЭЗЦ является концепция бережливого производства, которая базируется на максимальном снижении всех видов непроизводительных затрат (потерь) через постоянное совершенствование производственных процессов, где к сферам образования потерь относятся сырье, энергия, время, трудозатраты, а к причинам их возникновения ‒ перепроизводство, брак, излишние перемещения, обработка, ожидание, запасы, неправильно организованная/осуществленная транспортировка [9, 17] (Elkina, Vildanova, 2022; Sagdeeva, Gusarova, Yarullina, Rayskaya, 2018).
В таблице 2 представлены ряд позиций концепций бережливого производства и ЭЗЦ, сравнительный анализ которых показывает, что несмотря на некоторые отличия, данные концепции характеризуются значительной общностью многих аспектов, имеют основу для эффективной интеграции и получения синергетических эффектов.
Таблица 2
Характеристики концепций бережливого производства
и экономики замкнутого цикла
Характеристика
|
Бережливое
производство |
Циклическая
экономика |
Принципы
|
1.
Создание ценности для потребителя
2. Сокращение всех видов потерь 3. Непрерывное совершенствование деятельности (кайдзен) |
1.
Возобновляемость источников ресурсов
2. Безотходность деятельности 3. Удлинение срока эксплуатации |
Снижение
потребления ресурсов
|
Всех
видов ресурсов
|
Материальных
видов ресурсов
|
Сокращение
отходов
|
Стремление
к «нулевым» отходам; переработка и вторичное использование материалов
|
Стремление
к «нулевым» отходам; переработка и вторичное использование материалов, продуктов
комплектующих
|
Уровень
внедрения в деятельность компании
|
Культура
корпоративного мышления
|
Отдельные
бизнес-модели
|
Фокус
внимания
|
Управление
персоналом, запросы клиентов
|
Сотрудничество
со всеми стейкхолдерами
|
Инструменты
|
TPM (всеобщий уход за
оборудованием); Точно во время; Канбан; 5S (сортировка,
рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование); ERP
(эффективное планирование и управление всеми ресурсами); TQM
(всеобщий менеджмент качества); SCM (управление цепями
поставок) и пр.
|
5
основных нновационных бизнес-моделей + их конкретные формы реализации:
переработка; извлечение энергии и компонентов; повторное/совместное
использование; виртуализация; экодизайн; проектирование продукта с длительным
сроком службы; возвратная логистика и пр.
|
В упрощенном виде бизнес-модель рассматривается как логическое схематическое описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании, способ получения прибыли от ее деятельности. Более развернутое понимание включает ценностное предложение, характеристики ключевых ресурсов и процессов, участвующих в создании ценности, формулу получения дохода. Бизнес-модель выступает в виде системного стратегического представления компании о том, как она создает ценность; взаимосвязанной интерактивной системы, позволяющей выявлять и удовлетворять потребности рынка, а также создавать ценности для всех заинтересованных сторон; новой формы управленческих инноваций, которые в настоящее время являются не менее актуальными, чем инновации технологического характера [19] (Tereshkina, 2022).
Термин «циркулярные бизнес-модели» является обобщающим для разного рода бизнес-моделей, реализующих идею снижения количества используемых ресурсов при производстве товаров; удлинения срока службы товаров за счет ремонта и восстановления; максимального извлечения выгоды из остаточной стоимости товаров, оборудования, материалов на стадии завершения жизненного цикла продуктов.
На основе предложенной экспертами компании Accenture [23] классификации принято выделять пять основных инновационных бизнес-моделей, реализуемых на принципах экономики замкнутого цикла [2, 6] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018; Gureva, 2019): это циркулярные поставки; восстановление ресурсов; платформы для обмена и совместного потребления; продление жизненного цикла продукта; подход «продукт как услуга». Данные модели могут использоваться как отдельные концепции ведения бизнеса, так и пересекаться или использоваться одновременно в рамках интегрированной бизнес-модели.
Бизнес-модель компании состоит не только из совокупности технологических процессов, продуктов и услуг. Она является основой обеспечения конкурентоспособности ценностного предложения компании [16]. Ценность товара, представляющая собой суть ценностного предложения, является базообразующим элементом организации используемой компанией бизнес-модели, которая, в свою очередь, может быть определена в рамках ответов на вопросы, касающиеся целевой группы потребителей данного продукта (вопрос: кто?), концепции самого продукта (что?), технологической, ресурсной и сбытовой составляющих (как?), а также временных характеристик запуска данной бизнес-модели (когда?) (рис. 1).
Рисунок 1. Общие принципы разработки бизнес-модели
Источник: [16].
Переход компании к устойчивой циклической инновационной бизнес-модели связан с изменением всей ее экосистемы и делает актуальным процесс осуществления инновационной деятельности на систематической основе, что приводит к необходимости проведения многоуровневого стратегического анализа, который должен включать изучение элементов макро- (глобальные тенденции и движущие силы), мезо- (совместное создание экосистемы и ценности) и микро- (компания, клиенты и потребители) уровней [20] (Antikainen, Valkokari, 2016).
Содержание структурной оценки, позволяющей разрабатывать бизнес-модель компании в соответствии с принципами циркулярной экономики, представлено на рисунке 2 [29].
Рисунок 2. Структурный каркас циклической бизнес-модели
Источник: [29] (Lewandowski, 2016).
Схема содержит три структурных блока, включающих 11 компонентов, каждый из которых отражает ключевые аспекты формируемой бизнес-модели с позиции включения в них различных элементов и концептов экономики замкнутого цикла.
Реализация компаниями в своей деятельности инновационных бизнес-моделей циркулярной экономики предполагает изменение стратегических позиций, ориентиров, используемых компаниями бизнес-инструментов и стратегического мышления. Изменения могут также затронуть ключевые компетенции компаний, представления о факторах конкурентоспособности в отрасли и т.д. Топ-менеджмент компаний, планирующих внедрение принципов экономики замкнутого цикла, должен сформировать понимание спектра возможных направлений и путей их интеграции в существующую деятельность, а также иметь представление об уровне развитости имеющихся способностей своей компании и потенциальных проблемных зонах с позиции оценки затратности и эффективности реализации принципов ЭЗЦ. Поэтому применение средств стратегического анализа позволяет получить необходимую аналитическую и прогнозную базу для принятия обоснованных управленческих решений.
Для начала может быть предложено к рассмотрению пять ключевых стратегических позиций, анализ которых сможет помочь топ-менеджерам сформулировать проблемы, связанные с переходом на принципы экономики замкнутого цикла и получением от него преимуществ в их собственных компаниях [23].
1. Возможности: их оценка с позиции внедрения подходов ЭЗЦ в цепочке создания стоимости и необходимые действия для реализации данных подходов в компании.
2. Ценности: определение реальной основной ценности и сути того, что компания предоставляет клиентам и как циклические бизнес-модели могут помочь компании переосмыслить содержание процесса предоставления этой ценности. Преимущественная позиция ЭЗЦ ‒ видеть в своих клиентах пользователей, а не потребителей товаров и услуг.
3. Способности: анализ перечня и необходимости внесения улучшений в операционную модель компании, а также для поддержки бизнес-модели циркулярной экономики и предложения для клиентов.
4. Технологии: оценка важности для бизнеса компании технологических – научных, инженерных и цифровых ‒ тенденций с точки зрения ЭЗЦ и их потенциала для изменения цепочки создания стоимости.
5. Сроки (время): оценка темпов инициирования и внедрения, а также уровня амбициозности подходов компании к экономике замкнутого цикла с целью создания портфолио и получения возможностей и гибкости.
Поскольку для использования циркулярного подхода в своей деятельности наряду с новыми технологиями компаниям необходимы новые способности, предлагается учитывать пять наиболее важных способностей компании и векторов необходимых изменений в них (рис. 3) [23].
Рисунок 3. Направления изменений в основных способностях компании, поддерживающих циркулярную бизнес-модель
Источник: [23].
1. Стратегия. Переход к концепции экономики замкнутого цикла требует на высшем уровне руководства компании значительных изменений в области стратегического развития и бизнес-планирования. Необходима смена ориентиров с концентрации на получении максимальной производственной мощности и прибыли от продаж к участию в непрерывном производственном цикле продуктов и услуг с целью увеличения дохода. Для этого требуется не только концентрация внимания на собственном бизнесе, но и на совместном участии в циркулярной сети поставщиков, других производителей, ритейлеров, поставщиков услуг и клиентов.
2. Инновации и разработка продукта. Инновации и разработка продуктов отличаются в экономике замкнутого цикла, поскольку акцент смещается на проектирование с расчетом на многочисленные жизненные циклы и множество пользователей при оптимизации воздействия используемых материалов на окружающую среду. Ключевыми задачами проектирования являются адаптация продуктов к созданию доходов не только на этапе продаж, но и во время использования (например, обслуживания, обновления, совместного потребления ‒ шеринга), а также снижение стоимости цепи возврата и переработки (например, модульность, отслеживаемость и стандартизация).
3. Снабжение и производство. При поиске поставщиков компаниям необходимо учитывать такие характеристики материалов, используемых в производстве, как возобновляемость или полная восстанавливаемость, их токсичность и воздействие на окружающую среду. Необходимо убедиться, что в ходе производственного процесса не возникают необоснованные потери ресурсов и что компания может значительно увеличить и поддерживать объемы поставок из обратных цепочек. Последнее часто означает переход от крупномасштабных закупок у нескольких поставщиков к закупкам из многих, разнородных и мелкомасштабных источников. Требуется также гибкость производства, чтобы материалы различного качества и происхождения можно было использовать для производства ценных продуктов, а не выбрасывать или сжигать.
4. Продажи и использование продукта. В ЭЗЦ продажи и маркетинг направлены на углубление понимания фазы использования продуктов и учет выявленных предпочтений рынков, чтобы продукты и услуги могли быть адаптированы для «циркулярного» использования.
5. Обратные цепи поставок. В конце процесса, объединяющего весь цикл, находятся цепочки обратной логистики и возврата или утилизации и сбора. Ключевыми задачами здесь будут сокращение затрат на логистику и утилизацию отходов, удержание клиентов с помощью выгодных программ возврата и соблюдение требований законодательства, а ключевой способностью является контроль качества и определение оптимальной цепочки возврата и переработки.
В качестве стратегического инструмента в попытке облегчить процесс перехода компаний на принципы ЭЗЦ специалистами консалтинговой компании BCG [13] (Rubel et al., 2020) была разработана методология CIRCelligence, позволяющая проводить анализ полного цикла создания стоимости продукта, начиная с исходного сырья и до окончания срока его службы, с точки зрения поиска возможностей включения экологичных подходов в бизнес компании и ее экосистему. В рамках методологии предусмотрено три вида действий по включению в общую стратегию элементов экономики замкнутого цикла.
1. Обеспечение прозрачности: осуществляется за счет формулирования количественных и качественных выводов в части достижения того или иного уровня ЭЗЦ на всем протяжении цепочки создания стоимости на основе использования специального калькулятора.
2. Разработка дорожной карты: разрабатываются возможные сценарии выполнения необходимых мероприятий и определяется целевой уровень ЭЗЦ, который компания сможет достичь за определенный период времени, на основе чего формируется перечень практических рекомендаций в области выбора инструментов достижения заданного целевого уровня и внедрения ЭЗЦ на всех уровнях компании.
3. Реализация ключевых инициатив: с целью мониторинга прогресса в достижении заданных целевых уровней ЭЗЦ формируются ключевые показатели эффективности, что обеспечивает своевременность поступления информации и осуществление в случае необходимости корректирующих воздействий.
Для понимания параметров реализации бизнес-моделей ЭЗЦ на рисунке 4 представлена аналитическая схема, отражающая сферы применения принципов циклической экономики в контексте этапов жизненного цикла продукта, факторы, способствующие внедрению принципов экономики замкнутого цикла в бизнес-модели компании, а также инновации, сопутствующие данному процессу и рассматриваемые как средство реализации одной или нескольких циклических целей экономически целесообразным способом. Рассмотрение применения концепции к различным фазам жизненного цикла продуктов дает определенные представления о роли инноваций в бизнес-моделях в отношении технических, социальных и системных факторов [22].
Рисунок 4. Аналитическая основа для бизнес-моделей циклической
экономики
Источник: составлено автором по [22].
На этапе производства сырья циклические бизнес-модели могут показаться сложными для использования, поскольку основные бизнес-модели данного сектора управляются стимулами, противоречащими концепции циклической экономики. Тем не менее цели сокращения отходов производства, использования переработанных материалов или полного прекращения использования определенных видов материалов могут быть интегрированы в реализуемую бизнес-модель.
Дизайн (проектирование) продукта является ключевым фактором для реализации всех циклических целей, поскольку он определяет их потенциал в области сокращения, повторного использования, восстановления или переработки материалов. Реализация циклического проектирования в решающей степени зависит от технологических решений по воплощению циклических принципов на практике, от инноваций в бизнес-модели для согласования бизнес-стимулов с затратами и преимуществами практики циклического проектирования, а также от социальных инноваций для приведения намерений, лежащих в основе дизайна продукта, в соответствие с фактическим способом его использования.
На этапе использования именно поведение пользователей играет ключевую роль в определении того, как управлять продуктами на данном этапе и в конце использования. Следовательно, инновации в бизнес-моделях и социальные инновации являются ключевыми для повышения цикличности на этапе использования.
Фаза окончания срока службы имеет решающее значение для обеспечения возможности повторного использования и восстановления. Необходимы соответствующие стимулы для обеспечения эффективного возврата продуктов, которые могут быть использованы повторно или из которых можно извлечь детали. Это может быть обеспечено с помощью политических мер, и компании также могут предоставлять экономические стимулы, предлагая скидки на новые товары при возврате старых. Эффективная логистика возврата ‒ это сложная задача, часто требующая сотрудничества розничных продавцов, а также сохранения ценности товаров при их транспортировке и обработке для повторного использования или восстановления.
Реализация циклических целей зачастую оказывается несовместимой с существующей бизнес-моделью компании, поэтому требуется внедрение инноваций для реализации циклической бизнес-модели. Специалисты выделяют четыре типа инноваций в реализации циклической бизнес-модели [26] (Geissdoerfer, Vladimirova, Evans, 2018):
1) стартапы: создается новая организация с циклической бизнес-моделью;
2) трансформация бизнес-модели: текущая бизнес-модель изменяется, приводя к формированию циклической бизнес-модели;
3) диверсификация бизнес-модели: без существенных изменений в существующих бизнес-моделях организации создается дополнительная циклическая бизнес-модель;
4) приобретение циклической бизнес-модели: определяется, приобретается и интегрируется в организацию дополнительная циклическая бизнес-модель.
Инновации в циклической бизнес-модели не следует рассматривать независимо от связанных с ними технологических и социальных инноваций [22]. Технологические инновации подразумевают новые технологические изобретения, основанные на новых процессах и результатах и реализуемые на рынке. Социальные инновации рассматриваются в контексте появления и принятия новых решений и процессов, отвечающих социальным целям, одновременно изменяющих поведение, приводя, таким образом, к новым или улучшенным возможностям и отношениям, а также к лучшему использованию активов и ресурсов. Социальные инновации также приводят к разработке новых социальных норм, направленных на лучшее удовлетворение потребностей и решение проблем, чем существующие стратегии, приводя в итоге к социальным изменениям.
Переход к экономике замкнутого цикла требует не только использования бизнес-, технологических и социальных инноваций, но и сотрудничества и стратегий в масштабах всего общества со стороны правительств, компаний и граждан, реализуемых в политическом, поведенческом и образовательном контекстах.
Политика в широком смысле определяется как действия, принятые или предлагаемые законодательными и исполнительными органами, которые способствуют реализации циклических процессов через такие инструменты, как законодательные меры, нормативные акты и требования к информации; поддержка исследований и инноваций; механизмы экономического стимулирования; добровольные инструменты и руководящие принципы.
Поведенческие идеи признаются и используются как важная часть разработки и внедрения экономики замкнутого цикла во всех областях и на различных уровнях. Разнообразие личностных детерминант, таких как культура, возраст, пол, уровень образования, работа и доход, а также неоднородность индивидуальных характеристик, таких как установки, ценности и убеждения, ‒ приводят к разнообразию поведения на практике, которое влияет и находится под влиянием систем производства и потребления. Выбор, сделанный миллионами потребителей, может способствовать или препятствовать переходу к экономике замкнутого цикла. С другой стороны, поведение потребителя может меняться под воздействием внешних факторов, связанных, например, с образовательными процессами. Поэтому аспекты образования и факторы, способствующие изменению поведения, следует рассматривать совместно и как взаимодополняющие.
Следует отметить, что представленная выше модель, по сути, является аналитическим базисом, определяющим условия и характер реализации инноваций в циклической бизнес-модели, позволяющим обозначить спектр действий, которые различные участники должны предпринять для эффективного внедрения циклической бизнес-модели, а также необходимые взаимодействия между ними.
В свою очередь, существует ряд проблемных зон, препятствующих реализации бизнес-моделей экономики замкнутого цикла, среди которых могут быть выделены следующие [24] (Ditlev-Simonsen, 2022):
1. Разработка продуктов без учета цикличности, поскольку они слишком сложны и содержат слишком много элементов, чтобы быть частью экономики замкнутого цикла.
2. Отсутствие доступа к бывшим в употреблении продуктам. Для повторного использования или ремонта изделий необходим минимальный уровень их объема и доступа к нему.
3. Отсутствие экономически эффективного способа ремонта или переработки бывшего в употреблении продукта. Это может быть связано со слишком высокой стоимостью демонтажа и отсутствием доступа к комплектующим использованного продукта.
4. Снижение стоимости отремонтированных или восстановленных продуктов в глазах клиентов. Качество восстановленной или вновь произведенной продукции воспринимается как более низкое качество по сравнению с новой продукцией [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021).
Для преодоления указанных проблемных зон и барьеров компании могут реализовывать циклические бизнес-модели, основанные на комбинации следующих трех основных стратегий.
1. Сохранение права собственности на продукт (Retain product ownership, RPO) ‒ продукт не продается, а сдается в аренду потребителю, оставаясь в собственности производителя. Данная стратегия, прежде всего, представляет интерес для компаний, предлагающих сложные продукты с большой встроенной ценностью. Однако она может использоваться применительно к более простым продуктам, имеющим небольшую внутреннюю ценность (например, с точки зрения используемого сырья), но когда они достаточно дороги и редко требуются.
2. Продление срока службы изделия (Product life extension, PLE). Компании, применяющие эту стратегию, сосредотачиваются на повышении долговечности своих продуктов, которая, в свою очередь, является ключевым конкурентным преимуществом и служит основанием для премиальных цен.
3. Проектирование с учетом рециклинга (Design for recycling, DFR). Компании, применяющие данную стратегию, проектируют свои продукты и производственные процессы таким образом, чтобы максимально применить использованные материалы в новых продуктах [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021).
Определение того, какая комбинация из трех указанных стратегий принесет наибольшую пользу компании, во многом связано с решением проблемы возврата (и транспортировки) компанией использованного продукта и возможностями восстановления его ценности. Для решения данной задачи предлагается использовать матричный подход, представляющий стратегические варианты создания циклических бизнес-моделей (рис. 5).
Рисунок 5. Циркулярная стратегическая матрица [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021)
Матрица состоит из четырех квадрантов, характеристика которых по используемым стратегиям зависит от сочетания двух параметров: простоты/сложности процесса обработки и извлечения компанией выгоды и простоты/сложности доступа компании к продукту.
1. В квадрант «простой процесс ‒ простой доступ» попадают продукты (многие сырьевые товары) с отлаженной инфраструктурой переработки, являющиеся примером применения стратегии DFR в том или ином виде. Высококачественные продукты с легким доступом и переработкой являются идеальными для циклического подхода, поскольку в данном случае не требуется значительного изменения бизнес-модели и усилий по упрощению извлечения материалов. Сюда относятся продукты, ценность которых определяется не тем, из чего они сделаны или для чего используются, а их брендом. Этот подход сочетает в себе стратегии PLE с DFR.
2. Квадрант «простой процесс ‒ сложный доступ» включает продукты, процесс использования которых делает затруднительной их вторичную переработку. Здесь может быть использована стратегия DFR с акцентом на инфраструктуре восстановления. Чем выше встроенная стоимость продукта, тем чаще встречаются комбинации PLE и RPO, поскольку RPO облегчает процесс доступа к деталям, подлежащим восстановлению.
3. В квадранте «сложный процесс ‒ сложный доступ» располагаются продукты с таким уровнем износа, который не предусматривает простого ремонта и повторного использования, что исключает продление срока службы продукта, особенно если продукт имеет относительно небольшую ценность. Для предотвращения потери заложенной в продукте ценности производитель может использовать стратегию сочетания DFR и RPO. Для компаний в этом секторе циклический подход может иметь низкую ценность даже при использовании дорогих продуктов, содержащих много ценных ингредиентов, когда затруднено извлечение компонентов или материалов из-за сложности конструкции и демонтажа продукта, его труднодоступности. В таких случаях обеспечение выгоды может быть осуществлено за счет использования стратегии PLE.
4. К квадранту «сложный процесс ‒ простой доступ» могут быть отнесены продукты с невысокой добавленной стоимостью, например, ковры, матрасы и спортивная обувь. Такие продукты сложно восстанавливать, и извлечение материалов из них является сложной задачей. В данной ситуации циклический подход будет заключаться в разработке продукта с возможностью вторичной переработки. Когда продукты имеют относительно низкую стоимость, у компаний может возникнуть потребность в сотрудничестве с другими компаниями для обеспечения циклического подхода (т.е. предпочтительной является стратегия «DFR+сотрудничество»). Для продуктов с высокой встроенной ценностью может быть использована стратегия DFR.
Несмотря на существующие и потенциальные трудности организации процесса перехода компаний на принципы ЭЗЦ, согласно данным опроса высшего руководства компаний, проведенного компанией BCG [13] (Rubel et al., 2020), 53% руководителей придерживаются мнения, что деятельность, осуществляемая в рамках циклической экономики, обеспечивает повышение рентабельности их компаний, в частности благодаря преимуществам, связанным с увеличением темпов прироста валовых показателей, укреплению связей с потребителями, повышению внутренней эффективности и снижению рисков.
Заключение
Концепция экономики замкнутого цикла является одним из самых новых направлений современного экономического развития, хотя и не приобрела еще статус мейнстрима. Ее научный базис составляет целый спектр школ экологической направленности, она противопоставляется превалирующей в настоящее время линейной модели развития и тесно взаимосвязана с концепциями устойчивого развития и зеленой экономики, являясь комплементарной по отношению к ним. Содержание концепции экономики замкнутого цикла базируется на принципах сокращения всех видов отходов, повторного использования и переработки продуктов, снижения потребления ресурсов с максимальным переводом их на возобновляемые источники, максимального продления жизненного цикла товаров.
На уровне бизнеса реализация концепции ЭЗЦ предусматривает переход компаний на инновационные бизнес-модели, лежащие в плоскости циркулярных поставок, восстановления ресурсов, платформ для совместного использования и обмена, продления жизненного цикла продукции, формулы «продукт как услуга». Рассмотренные подходы и инструменты стратегического анализа призваны обеспечить необходимую аналитическую основу для принятия обоснованных управленческих решений в части перехода компаний на принципы ЭЗЦ через их интеграцию в существующие бизнес-модели и формирование новых не только с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ, но и соответствия меняющимся экологическим и потребительским стандартам, более высокому уровню социальной и экологической ответственности.
Внедряя принципы циркулярной экономики, компании могут получить реальное конкурентное преимущество за счет инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов и ценность для клиентов, а также создания изменений на стыке стратегии, технологий и операций компании, что особенно актуально в условиях дефицита ресурсов и растущих ожиданий потребителей в отношении более качественных и экологичных продуктов. Разрабатывая проактивную стратегию, основанную на четком понимании мотивации отказа от линейной модели и подкрепленную бизнес-моделями, технологиями и возможностями, критически важными для успеха, компании могут создавать новую (более высокую) ценность и получать новые ‒ циркулярные ‒ преимущества.
References:
Circular Advantage: Innovative Business Models and Technologies to Create Value in a World without Limits to Growth (2014).
Antikainen M., Valkokari K. (2016). A Framework for Sustainable Circular Business Model Innovation Technology Innovation Management Review. (6(7)). 5-12.
Atasu A., Dumas C., Wassenhove L.N.V. (2021). The Circular Business Model Harvard Business Review.
Business Models in a Circular Economy / Eionet Report – ETC/WMGE. 28.01.2021. Retrieved July 08, 2022, from 2.1.2.4. ETC Eionet Report Circular Business Models_final_edited for website.pdf
Ditlev-Simonsen C.D. (2022). A Guide to Sustainable Corporate Responsibility. From Theory to Action
Dyakov M.Yu. (2021). Model tsirkulyarnoy ekonomiki kak perspektivnoe napravlenie perekhoda k regionalnoy ekologo-ekonomicheskoy sbalansirovannosti [The circular economy model as a promising path towards regional ecological and economic balance]. Administration. (4). 75-87. (in Russian). doi: 10.26425/2309-3633-2021-9-4-75-87.
Elkina L.G., Vildanova L.V. (2022). Funktsionalnyy i protsessnyy podkhody v berezhlivom upravlenii tverdymi kommunalnymi otkhodami [Functional and process approaches in the lean management of municipal solid waste]. Izvestiya UGGU. (1 (65)). 162-167. (in Russian). doi: 10.21440/2307-2091-2022-1-161-167.
Geissdoerfer M., Savaget P., Bocken N.M.P., Hultink E.J. (2017). The Circular Economy – A New Sustainability Paradigm? Journal of Cleaner Production. (143). 757-768. doi: 10.1016/j.jclepro.2016.12.048.
Geissdoerfer M., Vladimirova D., Evans S. (2018). Sustainable business model innovation: a review Journal of Cleaner Production. (198). 401-416. doi: 10.1016/j.jclepro.2018.06.240.
Grebenkin A.V., Vegner-Kozlova E.O. (2020). Teoreticheskie i prikladnye aspekty kontseptsii tsirkulyarnoy ekonomiki [Theoretical and applied aspects of the concept of circular economy]. Journal of Economic Theory. (2). 399-411. (in Russian). doi: 10.31063/2073–6517/2020.17-2.13.
Growth within: A Circular Economy Vision for a Competitive Europe / McKinsey and the Ellen MacArthur Foundation. 01.06.2015. Retrieved July 15, 2022, from https://emf.thirdlight.com/link/8izw1qhml4ga-404tsz/@/preview/1?o
Gureva M.A. (2019). Tsirkulyarnaya ekonomika kak innovatsionnaya model razvitiya sotsialno-ekonomicheskogo prostranstva [Circular economy as an innovative development model of socio-economic space]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1295-1316. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41236.
Gureva M.A., Butko V.V. (2019). Praktika realizatsii modeli tsirkulyarnoy ekonomiki [Practice of implementation of the circular economy model]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2367-2384. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.40991.
Kirchherr J., Reike D., Hekkert M. (2017). Conceptualizing the circular economy: An analysis of 114 definitions Resources, Conservation and Recycling. (127). 221-232.
Kudryavtseva O.V., Mitenkova E.N. (2019). Tsirkulyarnaya ekonomika kak instrument ustoychivogo razvitiya Rossii [Circular economy: prospects for sustainable development in Russia]. The Economic Revival of Russia. (3). 115-126. (in Russian).
Lewandowski M. (2016). Designing the Business Models for Circular Economy – Towards the Conceptual Framework Sustainability. (8(1)). doi: 10.3390/su8010043.
Mochalova L.A. (2020). Tsirkulyarnaya ekonomika v kontekste realizatsii kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Circular economy in the context of implementing the concept of sustainable development]. Journal of New Economy. (4). 5-27. (in Russian). doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-1.
Pakhomova N.V., Rikhter K.K., Vetrova M.A. (2017). Perekhod k tsirkulyarnoy ekonomike i zamknutym tsepyam postavok kak faktor ustoychivogo razvitiya [Transition to circular economy and closed-loop supply chains as driver of sustainable development]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. (2). 244-268. (in Russian).
Rubel H. et al. CIRCelligence by BCG – It´s Time to Close Our Future Resource LoopsBcg. Retrieved July 07, 2022, from https://www.bcg.com/de-de/circelligence-by-bcg-close-future-loops
Sagdeeva A.A, Gusarova I.A., Yarullina G.Kh., Rayskaya M.V. (2018). Berezhlivoe proizvodstvo kak sovremennaya innovatsionnaya kontseptsiya effektivnogo upravleniya predpriyatiyami energeticheskoy otrasli [Lean manufacturing as a modern innovative concept of effective management of energy industry enterprises] (in Russian).
Simchenko N.A., Tsekhla S.V. (2021). Teoriya tsirkulyarnyh ekonomicheskikh sistem: kontseptualnyy diskurs [Theory of circular economic systems: conceptual discourse]. Theoretical economy. (2). 66-72. (in Russian).
Stamevska E., Dimitrieska S., Stankovska A. (2018). Circular Economy – a Challenge for Development-oriented Companies Entrepreneurship. 93-100.
Tereshkina N.E. (2022). Biznes-modeli innovatsiy v tsifrovoy ekonomike [Innovation business models in the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 179-194. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114100.
Towards a Circular Economy: Business Rationale for an Accelerated Transition / Ellen MacArthur Foundation. 2015. Retrieved July 25, 2022, from https://www. ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/TCE_Ellen-MacArthur-Foundation_9-Dec-2015.pdf
Valko D.V. (2019). Tsirkulyarnaya ekonomika: ponyatiynyy apparat i diffuziya kontseptsii v otechestvennyh issledovaniyakh [Circular economy: definitions and diffusion of the concept in Russian research]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Ser. Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. (2). 42-49. (in Russian). doi: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-42-49.
Vismet Kh. (2020). Sistemnye preobrazovaniya dlya biznesa v kontekste perekhoda k ekonomike zamknutogo tsikla [Systemic change: the complexity of business in a circular economy]. Foresight. (4). 47-60. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 07:36:32