Managing the budget revenues of a constituent entity of the Russian Federation amidst economic uncertainty

Chumakova E.A.1, Darelina O.V.1, Shamray-Kurbatova L.V.2, Stolyarova A.N.3,4
1 Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Russia
2 Автономная некоммерческая организация высшего образования «Волгоградский институт бизнеса», Russia
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
4 ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 8 (August 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49397057
Cited: 2 by 30.01.2024

Abstract:
Parameters and scales of economic uncertainty directly affect the process of budget revenue management of the constituent entity of the Russian Federation. The authors systematize the existing approaches to economic uncertainty. The authors' definition of economic uncertainty is given. It reflects the specifics and abundance of factors influencing it. Special attention is paid to the classification of factors of economic uncertainty through the prism of their impact on the revenues of regional budgets. Within the framework of the administration of regional budget revenues, the principles of responsible management of budget revenues of the constituent entity of the Russian Federation are reflected. The characteristic of the organizational and legal foundations of revenue management of regional budgets in modern conditions is given. Special attention is paid to the regulatory framework that defines the goals of the integrated socio-economic development of the region. The problems of revenue management of regional budgets and ways to overcome them are highlighted. The results of a survey of the population of the Volgograd region are presented. The results indicate the presence of one of the factors of the shadow sector of the economy and, as a result, a significant shortfall in the budget of one of the budget-forming taxes. In order to manage the revenues of the budget of the constituent entity of the Russian Federation, such uncertainty factors that cannot be estimated are excluded. This allows to solve the scientific problem of the abundance of theoretical assumptions that contradict existing knowledge. The postulates and conclusions of this study will be of interest to students, economists, and civil servants.

Keywords: budget revenues, constituent entity of the Russian Federation, economic uncertainty, tax and non-tax revenues, economic uncertainty factors

JEL-classification: H61, H71, H72



Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что постоянное изменение текущей экономической ситуации приводит к нарастанию экономической неопределенности, вызывающей необходимость более детального изучения процессов, происходящих в рамках управления доходами бюджетов субъектов Российской Федерации. Существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов свидетельствуют о проведении неэффективной бюджетной политики, проявляющейся в неравномерном пополнении доходной базы субъектов РФ. Так, в условиях экономической неопределенности особенно важно уделить особое внимание специфике региональных бюджетов, доходы которых формируются вследствие первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта.

Любой процесс управления строится с учетом среды, в которой он будет применяться. В современных реалиях управление доходами региональных бюджетов строится на основе социально-экономических отношений, что и способствует невозможности однозначно определить последствия принятых решений.

В современных экономических условиях значение регионов в развитии финансовой системы страны усиливается, и возникает необходимость повышения уровня ответственности субъектов Российской Федерации за устойчивое финансово-экономическое развитие своей территории.

Одной из ключевых задач развития регионов является обеспечение прозрачности управления общественными финансами с учетом их эффективности и справедливости. Но в условиях экономической неопределенности необходимо принятие дополнительных ответных мер, необходимо проведение ответственной финансовой политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабилизации [16, 21].

Главной частью финансовой политики выступает бюджетная, которая является оперативным и надежным инструментом в оптимизации структуры доходов и расходов бюджета региона и проводится в целях эффективного функционирования экономики.

В отечественной науке сформирована определенная теоретическая база по теме исследования, на которую опирались авторы в настоящей статье. Тема управления доходами бюджета субъекта РФ в условиях экономической неопределенности находит отражение в трудах Агеевой Ю.А. [1] (Ageeva, 2017), Грекова И.Е. [4] (Grekov, 2021), Гучигова Х.М. [6] (Guchigov, 2018), Ложечко А.С. [14] (Markina, Polyakova, Lozhechko, 2019), Миргородской О.А. [15] (Mirgorodskaya, Saveleva, 2014), Савельевой Е.А. [23] (Samoylova, Rukina, Gerasimova, Takmazyan, 2020), Хамурадова М.А. [28] (Khamuradov, Khasanov, 2022), Юринской В.Ю. [25] (Sorokina, Ermakova, Yurinskaya, 2018) и многих других авторов.

Цель статьи – исследовать условия экономический неопределенности в рамках управления доходами бюджета субъекта Российской Федерации в современных реалиях.

Научная новизна статьи заключается в уточнении перечня факторов экономической неопределенности, усложняющих процесс управления доходами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Гипотеза исследования: своевременное и правильное определение факторов экономической неопределенности повысит эффективность управления доходами бюджета субъекта Российской Федерации.

Методология исследования основана на методах анализа, классификации, сравнения, обобщения, теоретического и практического синтеза материала, а также методах эмпирического исследования.

Управление доходами бюджета субъекта Российской Федерации является сложным многоступенчатым процессом, который целесообразно осуществлять через призму существующих факторов экономической неопределенности.

Опираясь на теоретический задел о существующих подходах к рассмотрению экономической неопределенности [1, 4, 6, 14, 15, 23, 25, 28] (Ageeva, 2017; Grekov, 2021; Guchigov, 2018; Markina, Polyakova, Lozhechko, 2019; Mirgorodskaya, Saveleva, 2014; Samoylova, Rukina, Gerasimova, Takmazyan, 2020; Sorokina, Ermakova, Yurinskaya, 2018; Khamuradov, Khasanov, 2022), приходим к выводу, что экономическая определенность определяется как «характеристика изменчивости экономической системы» [14, с. 930–931] (Markina, Polyakova, Lozhechko, 2019, р. 930–931), то есть такая ситуация, при которой органы власти имеют неполную или несвоевременно полученную информацию, необходимую для оценки принятых ими управленческих решений с учетом влияния различных факторов.

Обратимся к факторам экономической неопределенности, под которыми принимают источники рисков, вызванные недостатком информации о реальной экономической ситуации, что способствует снижению соответствия результатов управленческих решений [5, с. 242] (Gurdzibeeva, Khosiev, Melikyan, Bulatseva, 2019, р. 242).

Проведем классификацию факторов экономической неопределенности и представим ее на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация факторов экономической неопределенности

Источник: составлено автором [22].

Приведем факторы экономической неопределенности в зависимости от степени влияния на доходы региональных бюджетов [3, 10, с. 75] (Ismailov, Abdulkerimov, Davudov, 2019, р. 75):

· первую группу доходов бюджета составляют налоговые доходы.

В качестве примера можно отметить риски доходной части бюджетов, представленные в бюджетном прогнозе [18]. Так, несмотря на то, что предоставление налоговых льгот является одной из мер государственной поддержки, на сегодняшний день они не являются объектом бюджетного контроля. Это создает условия для снижения эффективности распределения ограниченных бюджетных ресурсов и, как следствие, ведет к потере общественного благосостояния.

Кроме этого, в России становится широко распространенным явлением нерегистрируемая или не полностью регистрируемая экономическая деятельность, приводящая к возникновению уклонения от уплаты налогов [26, с. 58] (Sumskaya, 2020, р. 58);

· вторая группа – доходы от деятельности органов региональной власти (неналоговые доходы);

· третья группа представлена безвозмездными поступлениями; они могут выступать мерой регулирования при росте уровня влияния экономической неопределенности, а также способствуют восполнению объемов средств, подверженных экономическому влиянию, т. е. позволяют сбалансировать доходную и расходную части регионального бюджета.

Классификация доходного потенциала бюджета субъекта РФ позволяет принимать во внимание факторы экономической неопределенности при разработке региональными органами власти политики развития территории.

Для успешной реализации ответственной бюджетной политики в первую очередь стоит изучить принципы, на которых она реализуется [11, с. 149] (Kankulova, 2020, р. 149).

Во-первых, на этапе разработки и реализации бюджетной политики требуется ответственное выполнение взятых на себя обязательств со стороны органов региональной власти, то есть их непосредственная вовлеченность и заинтересованность в социально-экономическом развитии региона.

Во-вторых, обеспечение реалистичности и достоверности показателей бюджета путем построения такого финансирования, которое позволит государственным органам полностью выполнять свои функции, направленные на стабилизацию экономики [4, с. 77] (Grekov, 2021, р. 77).

В-третьих, достижение определенных параметров в экономике и социальной сфере через усиление результативности бюджетной политики, так как в условиях экономической неопределенности управление доходами должно быть направлено на устранение кризисного состояния субъекта РФ.

В-четвертых, обеспечение повышения уровня доходов при помощи легализации частно-предпринимательских инициатив, что способствует поддержанию достойного уровня благосостояния всех граждан региона [29, с. 121] (Edilsultanova, Makhmudova, 2020, р. 121).

Также важно отметить и необходимость соблюдения принципа прозрачности при планировании доходных поступлений и прогнозировании бюджета. Кроме того, публикация результатов планируемых и прогнозных поступлений в бюджеты с учетом наступления возможных бюджетных рисков и влияния факторов экономической неопределенности расширит осведомленность субъектов экономики о мерах государственной поддержки [1, с. 242] (Ageeva, 2017, р. 242).

Так, наличие эффективной системы управления межбюджетными отношениями обеспечивает минимальную уязвимость территории при возникновении неустойчивых ситуаций.

Стоит отметить и такой важный элемент ответственного управления доходами субъектов РФ, как финансовый контроль, который включает в себя:

1) предупреждение негативного влияния факторов экономической неопределенности и бюджетных рисков;

2) осуществление анализа применяемых подходов к управлению доходами бюджета и их корректировка в соответствии с условиями среды;

3) систему внутреннего финансового контроля и аудита, включающую в себя меры по повышению результативности использования бюджетных средств и рекомендации по повышению эффективности применения этих мер [24, c. 134] (Simaeva, 2020, р. 134).

Таким образом, управление доходами бюджета является важной составляющей бюджетного процесса, способствующей сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, а также повышению эффективности использования бюджетных средств. В условиях экономической неопределенности значимость приобретает ответственное управление доходами регионального бюджета, иными словами, осведомленность органов власти полной и достоверной информацией об источниках расширения доходной базы, обеспечивающей выход экономики из кризиса и способствующей ее дальнейшему развитию.

В условиях экономической неопределенности формирование правового аспекта занимает важное место при организации ответственного управления доходами региональных бюджетов.

Согласно основному закону Российской Федерации, Конституции РФ, происходит деление территории на равноправные субъекты [12], в Бюджетном кодексе РФ определяются основные подходы к администрированию доходов региональных бюджетов [19].

Согласно этим документам, издается закон субъекта РФ «О бюджетном процессе», регламентирующий деятельность органов государственной власти как полноценных участников бюджетного процесса на основании закрепленных за субъектами РФ полномочий по составлению и рассмотрению проекта бюджета соответствующего субъекта, а также утверждению прогноза поступлений по налогам и поступлений из других бюджетов [8].

Кроме этого, основой информационной базы при составлении проектов региональных бюджетов выступают указы Президента РФ, послания Президента РФ Федеральному Собранию, указы главы субъекта, стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

В настоящее время планирование бюджета осуществляется с учетом определения приоритетных направлений социально-экономической политики и составления бюджетного прогноза, содержащего прогнозные значения реализуемых государственных программ [9]. Поставленные задачи исполняются в соответствии с законом субъекта «О стратегическом планировании», основой которого выступает принятый федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [27].

В целях реализации предусмотренных мероприятий создается система стратегического планирования «на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления». За счет создания информационной базы повысится эффективность бюджетного планирования и прогнозирования, что повлияет на снижение влияния экономической неопределенности на администрирование доходов бюджета и приведет к их росту [23, с. 23] (Samoylova, Rukina, Gerasimova, Takmazyan, 2020, р. 23).

Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта РФ основывается на двух вариантах развития экономики: консервативном и базовом [17]. В данном нормативном документе, который основан на динамике основных макроэкономических показателей последних нескольких лет, выделены основные тенденции в среднесрочной и долгосрочной перспективе, использование которых при экономически обоснованном прогнозировании доходов бюджета позволит постепенно наращивать объем привлекаемых средств для обеспечения стабильной социально-экономической ситуации в регионе [20]. Прогнозирование и планирование доходов бюджета, а также составление долгосрочного бюджетного прогноза осуществляются на основании положений ст. 173 и 174.1 Бюджетного кодекса РФ.

Также благодаря составлению областного бюджета осуществляется планирование доходов бюджета субъектов РФ. Подготовка проекта бюджета поручена высшему исполнительному органу субъекта в целях комплексного социально-экономического развития региона. Для исполнения данной цели законом утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета, за которыми закреплен перечень доходов, что способствует ответственному управлению доходами региональных бюджетов [7].

Это объясняется тем, что в качестве полномочия главного администратора доходов выделяют утверждение методики прогнозирования доходов бюджета с учетом факторов окружающей среды. Так, планирование поступлений по определенной группе доходов в сложившейся ситуации позволит повысить собираемость доходов в бюджет субъекта. Своевременное реагирование органов власти на неточность в управлении доходами способствует снижению потенциального уровня экономической неопределенности при исполнении регионального бюджета. Поэтому возникает необходимость модернизации в сфере финансового контроля [28, с. 153] (Khamuradov, Khasanov, 2022, р. 153).

Помимо этого, данный документ подготавливается в целях разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров для составления проекта областного бюджета, а также обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета субъекта и укрепления его доходной базы [17].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что на современном этапе повышается ответственность региональных органов власти за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории. Тогда применение разработанных федеральными и региональными органами власти законов и постановлений становится важным этапом при прогнозировании и планировании бюджета субъекта РФ. Важно также осуществлять сравнение фактических показателей с плановыми, что позволит выделить сильные и слабые стороны субъекта РФ, выявить имеющиеся проблемы в распределении финансовых ресурсов. Своевременная оценка экономической среды позволит предотвратить негативное воздействие экономической неопределенности на доходы регионального бюджета, что повысит эффективность принятых мер по увеличению доходов [25, с. 430] (Sorokina, Ermakova, Yurinskaya, 2018, р. 430).

В целях повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов необходимо оценить степень пополнения доходов в бюджет в сравнении с прогнозируемыми показателями расходов. На сегодняшний день в качестве главной проблемы управления выделяют существование экономической неопределенности.

Важнейшей проблемой в условиях экономической неопределенности можно рассматривать отставание региона в социально-экономическом развитии, которое происходит в результате ограниченного объема поступающих средств. Именно поэтому субъекты РФ имеют сильную зависимость от привлеченных финансовых ресурсов, поступающих в виде трансфертов из вышестоящих бюджетов: субсидий и субвенций, на финансирование целевых расходов (например, финансирование социальной сферы или государственных программ) и дотаций для того, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета, а также предоставление льгот крупным предприятиям для стимулирования деятельности с целью формирования инвестиционной привлекательности региона [15, с. 107] (Mirgorodskaya, Saveleva, 2014, р. 107).

Помимо этого, меры поддержки, которые предоставляются бизнесу с целью поддержания экономической деятельности в условиях экономической неопределенности, позволяют снизить налоговую нагрузку путем предоставления налоговых льгот [2, с. 25] (Bart, Darelina, Chumakova, 2019, р. 25). Но при этом поддержка бизнеса осуществляется за счет средств региона, что сильно сказывается на бюджете субъекта. Так, для поддержки малого агробизнеса в 2019 году предоставлены гранты в сумме 459,5 млн рублей, в 2021 году принятый пакет мер оценивался в 2,4 млрд рублей. Однако в случае закрытия бизнеса региональный бюджет несет значительные потери. Наиболее верным решением в таком случае является предоставление государственных гарантий в форме грантов, субсидий [28, с. 153] (Khamuradov, Khasanov, 2022, р. 153).

Управление доходами бюджета субъекта со стороны органов власти должно исходить из эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов. В этом и проявляется ответственное управление доходами. В условиях экономической неопределенности наибольшее внимание уделяется данному принципу, выраженному в той составляющей, которая имеет наибольший удельный вес в общем объеме доходов, то есть налоговые доходы.

Отметим, что ответственность граждан в уплате налогов влияет на эффективное управление доходной частью региональных бюджетов. Это находит отражение в такой проблеме, как уровень собираемости налогов, возникающей в результате уклонения от их уплаты или перечисления в бюджет средств не в полном размере.

В настоящее время наблюдается отсутствие взаимодействия между различными ветвями власти, что могло бы послужить более точному управлению бюджетом и отражению наиболее достоверных показателей в отчетных документах. Организация совещательного процесса с вовлечением всех структурных подразделений снизит количество поправок в проекте бюджета на этапе его разработки и повысит эффективность управления.

Заметные несоответствия динамики прогнозных и реальных макроэкономических показателей в течение длительного периода времени возникают в результате недостаточного проведения анализа экономического положения, а также планирования бюджета без учета изменений, внесенных в бюджетную и налоговую политику [6, c. 274] (Guchigov, 2018, р. 274). Особенно важно в условиях неопределенности в рамках бюджетного процесса выявить приоритетные направления в расходовании поступающих в бюджет средств.

Так, в 2015 году была установлена стратегическая цель комитета финансов Волгоградской области (далее – Комитет), которая состояла в необходимости повышения эффективности бюджетной политики региона. Благодаря задаче, поставленной исходя из данной цели перед Комитетом, по развитию системы внутреннего государственного финансового контроля проведение проверок контролирующими органами Комитета позволяет своевременно выявить возможные нарушения для того, чтобы не допустить потери денежных средств бюджетом Волгоградской области. Кроме этого, оплата штрафов, выписанных должностным лицом, проводившим проверку, позволяет восполнить часть недополученных бюджетом доходов.

Немаловажной проблемой является наличие теневого сектора экономики, следствием чего выступает то, что многие работодатели выплачивают заработную плату своим сотрудникам «в конвертах». А учитывая, что в региональный бюджет поступает 85% НДФЛ, есть необходимость в реализации программ для стимулирования работодателей к официальному оформлению своих работников. Это приведет к росту фонда заработной платы, в результате чего повысится уровень налоговых доходов регионального бюджета.

В 2021 году новостным порталом «Блокнот Волгоград» был проведен опрос на тему: «Получаете ли Вы «серую» заработную плату?». По полученным данным, 34,7% ответили утвердительно. Рассчитаем объем недополученных средств бюджета Волгоградской области за 2019–2021 гг. при допущении, что серая зарплата сохранялась на уровне 34,7% на протяжении всего периода [21].

Очевидно, что эти данные носят условный характер. Поскольку 34,7% – это доля граждан, которая получает серую заработную плату, а не доля фонда оплаты труда. При этом стоит отметить, что даже приблизительные вычисления позволяют сделать вывод, что региональный бюджет недополучает значительные средства из-за наличия теневого сектора экономики. Однако при расчете не учитывались работники, которые имеют неофициальный заработок, поскольку в условиях существования неопределенности большинство людей прибегают к любой работе, которая в основном носит временный характер. Это говорит о более существенном ущербе, наносимом областному бюджету [13, с. 143] (Maretskaya, 2020, р. 143).

Заключение

Исследование показало, что рассмотренная в данной работе тема актуальна в современных экономических условиях. Своевременная диагностика факторов экономической неопределенности, их ранжирование и мониторинг повышают эффективность управления доходами бюджета субъекта Российской Федерации. Приведенная в статье классификация факторов экономической неопределенности, а также принципы, на которых базируется ответственная бюджетная политика, станут инструментарием при принятии управленческих решений в работе с доходной частью бюджета субъекта Российской Федерации.

В качестве мер по повышению эффективности администрирования бюджетных доходов можно выделить повышение квалификации органов исполнительной власти региона, стимулирование различных видов деятельности, связанных с повышением собираемости налогов. Так, если своевременно не принять мер по устранению указанных проблем, это приведет к невозможности покрытия всех расходов регионального бюджета, как следствие – возникновению дефицита и неисполнению полномочий.

Таким образом, решение проблем, связанных с управлением доходами региональных бюджетов в условиях экономической неопределенности, в первую очередь связано с совершенствованием осуществления органами власти субъектов Российской Федерации своих полномочий. Это проявляется в проводимой бюджетно-налоговой политике, основными задачами которой в условиях экономической неопределенности являются необходимость обеспечения финансовой поддержки субъектов РФ, создание условий для увеличения территорий собственной налоговой базы, увеличения их инвестиционной привлекательности и повышения взаимосвязи между доходами и расходами регионального бюджета, определения и мониторинга факторов экономической неопределенности отдельной территории.


References:

Ageeva Yu.A. (2017). Finansovaya bezopasnost regionalnogo byudzheta [Financial security of the regional budget] EurasiaScience. 240-246. (in Russian).

Bart I.V., Darelina O.V., Chumakova E.A. (2019). Problemy upravleniya dokhodami regionalnyh byudzhetov i puti ikh preodoleniya [Problems of revenue management of regional budgets and ways to overcome them]. Auchnyy vestnik Volgogradskogo filiala RANKhiGS. Seriya: Ekonomika. (2). 24-28. (in Russian).

Edilsultanova L.A., Makhmudova T.Kh. (2020). Byudzhetno - nalogovoe regulirovanie v resursozavisimoy ekonomike RF [Budgetary - tax regulation in the resource-dependent economy of the Russian Federation]. StudNet. 3 (10). 121. (in Russian).

Grekov I.E. (2021). Ob upravlenii byudzhetnymi riskami [About budget risk management] Financial literacy, financial security and financial stability. 75-85. (in Russian).

Guchigov Kh.M. (2018). Printsipy upravleniya byudzhetnymi dokhodami [Principles of budget revenue management]. Alley of Science. 3 (1(17)). 272-279. (in Russian).

Gurdzibeeva A.A., Khosiev B.N., Melikyan L.A., Bulatseva F.A. (2019). Otsenka dolgovoy ustoychivosti Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya [Assessment of long-term stability of the Republic of North Ossetia - Alanya]. Financial economics. (11). 241-245. (in Russian).

Ismailov M.M., Abdulkerimov K.K., Davudov K.R. (2019). Printsipy organizatsii mezhbyudzhetnyh otnosheniy v usloviyakh byudzhetnogo federalizma [Principles of organization of inter-budgetary relations in the conditions of budgetary federalism] Innovative technologies in science and education. 74-77. (in Russian).

Kankulova M.I. (2020). Vozmozhnosti sovershenstvovaniya operatsionnoy effektivnosti administrirovaniya dokhodov byudzhetov subektov RF [Opportunities to improve the operational efficiency of administrating the income of the budgets of the subjects of the Russian Federation] Architecture of finance: fast and furious-economic development in the conditions of external shocks and internal contradictions. 148-151. (in Russian).

Khamuradov M.A., Khasanov I.A. (2022). Povyshenie effektivnosti upravleniya dokhodami byudzhetov subektov Rossiyskoy Federatsii [Improving the efficiency of budget revenue management in the constituent entities of the Russian Federation]. Economics and business: theory and practice. (5-3(87)). 152-154. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2022-5-3-152-154.

Maretskaya A.Yu. (2020). K voprosu o finansovyh resursakh regiona (na primere Murmanskoy oblasti) [The issue of financial resources in the region (in case of Murmansk region)]. Fundamental research. (11). 141-146. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42888.

Markina E.V., Polyakova O.A., Lozhechko A.S. (2019). Metodologiya otsenki vliyaniya ekonomicheskoy neopredelennosti na formirovanie dokhodov regionalnyh byudzhetov [Methodology of assessing the impact of economic uncertainty on the formation of the regional budgets' revenues]. Economy of the region. 15 (3). 924-937. (in Russian). doi: 10.17059/2019-3-22.

Mirgorodskaya O.A., Saveleva E.A. (2014). Effektivnoe upravlenie kak faktor ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya [Effective management as a factor of sustainable economic development]. Terra Economicus. 12 (2). 106-109. (in Russian).

Samoylova K.N., Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S. (2020). Formirovanie sistemy upravleniya nalogovymi raskhodami v regione [Formation of a system for managing tax expenditures in the region]. “Finansovye issledovania”. (2(67)). 19-29. (in Russian).

Simaeva N.P. (2020). Nalogovye riski razlichnyh ekonomicheskikh subektov: ponyatie i osobennosti upravleniya [The tax risks of various economic actors: concept and peculiarities of management] Actual problems of the theory and practice of taxation. 132-137. (in Russian).

Sorokina T.V., Ermakova E.A., Yurinskaya V.Yu. (2018). Upravlenie sbalansirovannostyu regionalnogo byudzheta [Management of balance of the regional budget] Activation of the intellectual and resource potential of the regions. 426-431. (in Russian).

Sumskaya T.V. (2020). Analiz byudzhetov subektov Rossiyskoy Federatsii s pomoshchyu byudzhetnyh koeffitsientov [Analysis of budgets of the Russian Federation subjects using budget coefficients]. Vestnik NSUEM. (3). 54-65. (in Russian). doi: 10.34020/2073-6495-2020-3-054-065.

Страница обновлена: 25.04.2025 в 07:02:41