Conceptual model of scientific and technological development

Kokhno P.A.1
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», Russia

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54744161
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The article considers the defining trends of world economic development. And the need for a complete revision of the manufacturing process model to implement the concept of «smart» enterprises is shown. Mechanisms and tools for changing the system of production and use of knowledge in the modern high-performance competitive economy have been identified. A methodological approach to managing Russia´s economic security in terms of ensuring its personnel component was formulated. When developing regional priority projects, it must be clearly understood that it is impossible to effectively manage if the management object itself does not have a complete and reliable picture of the state of the managed entity. Currently, Russia is vital to move away from the excessive commercialization of regional government on the basis of disparate business schemes and business models and the transition to the introduction of state planning based on models of intersectoral balances.

Keywords: economy, region, industry, smart manufacturing, national security, innovation, clusters, business model, development elite, cross-industry balance

JEL-classification: F52, O3, R1



В статье [1] говорится: «Важнейшей функцией национальной промышленной политики России, как целенаправленной деятельности государства по трансформации и оптимизации отраслевой структуры экономики на основе приоритетных направлений социально-экономического развития страны и учета мировых тенденций на стартовом этапе модернизации, должно стать определение и последовательная реализация приоритетов индустриального развития:

– на краткосрочный период – трансформация существующей структуры;

– среднесрочный период – создание новой индустриальной структуры;

– и стратегический период – равноправное включение в мирохозяйственные связи.

Основной целью промышленной политики должно быть определено стимулирование перехода экономики страны на инновационный путь развития, позволяющий науке и высокотехнологичным секторам промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить адекватные условия для развития производственного сектора экономики, где создается реальное богатство, нормативной правовой базы для предпринимательства, особенно малого и среднего, содействовать качественным инвестициям. Необходима целевая, сфокусированная на области наших ключевых компетенций, специализация по отдельным товарам, производимым с использованием нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий».

Проведенный в ряде монографий и статей [2-18] анализ динамики мирового развития выделил две ключевые тенденции, с каждой из которых связаны свои угрозы.

Первая – прогрессирующая активность человеческой деятельности, изменившая современный мир.

Вторая – глобализация проблем мирового сообщества (перенаселение, миграция, старение населения, изменение глобального климата, истощение озонового слоя, невозобновляемость ресурсов, бедность, эпидемии и др.), которая возникла как результат неконтролируемого развития человеческой цивилизации и принесла осознание серьезных угроз миру.

В современной экономике, по сути, глубоко инфляционной, существуют дефляционные островки, которые на фоне общих тяжелых проблем демонстрируют завидное здоровье. Такими островками являются электроника и некоторые другие отрасли высоких технологий, которые по-иному просто не могут развиваться. Характерно, что инвестиции в них устаревают быстрее, чем в иных (инфляционных) отраслях. При этом требуется громадный объем инвестиций. Он собирается с рынка путем быстрого расширения сфер приложения продукции, а не выделяется государством, высасывающим ресурсы из всего рынка.

Иными словами, средства для инвестиций аккумулируются самым оптимальным способом – путем повышения эффективности, а не наращиванием издержек. Учитывая те темпы, которыми электроника и высокие технологии преобразуют мир, можно утверждать, что востребованные человечеством потребности и связанные с этим проблемы могут быть решены в течение жизни нескольких поколений, а может быть, и одного. При этом в монетарном регулировании должны произойти решительные перемены. Речь идет о переходе к таким методам управления экономикой, когда принятие решений будет перенесено на индивида.

Следует отметить, что главное препятствие заключается в необходимости полного пересмотра модели производственного процесса для реализации концепции «умных» предприятий в различных отраслях производства. Другое ограничение на современном этапе экономического развития заключается в привязке к конкретному виду сырья, при этом, для перехода на различные его виды возникает потребность в значительной перестройке производства.

Помимо этого, следует пересмотреть организацию вспомогательных процессов, таких как водо-, энерго-, тепло-, воздухоснабжение, логистические механизмы. При этом современные технологии дают производителю при подключении оборудования с помощью стандарта Wi-Fi возможность узнать об эффективности его использования. Интеллектуальный параметр производственной системы должен охватывать не только отдельный производственный процесс, но и всю стадию от заказа до отгрузки продукции, что будет отвечать современным параметрам промышленной индустрии.

Вышесказанное требует изменения системы производства и использования знаний в современной высокопроизводительной конкурентной экономике, так как в процессе производства знаний производитель знаний не может окупить своих издержек. Согласно эволюционной теории Й. Шумпетера, потребители произведенных знаний неизбежно будут способствовать повышению стоимости практически всех видов ресурсов. Это напрямую связано с техническим прогрессом, а значит и с новаторскими починами, которые и ставит во главу угла поступательного движения общества эволюционная теория нобелевского лауреата. Но эти почины порождают эволюционный вид инфляции, который создает отрицательную обратную связь в виде повышения стоимости ресурсов, поэтому первичные производители знания просто должны разоряться. По сути, в условиях совершенной конкуренции инновации в наукоемкие высокопроизводительные сектора экономики в плане их реализации могут оказаться неосуществимыми [19, 20].

И только государственное вмешательство может здесь открыть путь подобным инновациям. Но и в этом случае появляются новые отрицательные обратные связи, обусловленные еще одним эффектом – эффектом совмещения властных полномочий при производстве знаний. В условиях постиндустриального общества государственное вмешательство нацеливается уже не на проблемы спроса, а на проблемы производства, в частности, производства знаний. И именно поэтому специфика такого вмешательства вызывает совершенно новый эффект с сильной отрицательной обратной связью по отношению к собственно процессу производства этих знаний. Это как раз и есть эффект совмещения властных полномочий.

Суть эффекта, как справедливо отмечают ряд учёных, состоит в том, что в указанных условиях неизбежно происходит совмещение всех трех ветвей делегированных властных полномочий (законодательной, исполнительной и надзорной ветви) у одного и того же лица. а с учетом несовершенства отечественных институтов, что неизбежно в период перехода от планово-административного метода управления страной к рыночному, указанный эффект приводит к возможности взимания лицом, совмещающим делегированные полномочия, какого-либо вида институциональной ренты. Последняя возможна в различных формах в зависимости от секторов экономики, где имеет место государственное регулирование, его масштабов, степени проявления субъективного фактора.

В результате действия этого нового эффекта – эффекта институциональной ренты, – появляются большие общественные издержки за счет возможности получения дополнительных «нетрудовых» доходов со стороны управленцев – носителей знания. Но и это еще не все в отношении отрицательных обратных связей. Отмеченная институциональная рента провоцирует появление, кроме указанных издержек, еще и новый эффект с отрицательными обратными связями по отношению к первичному инновационному процессу. Это – коррупционный эффект по типу «захвата государства» [21].

По мнению ряда учёных, которое мы разделяем, огромные сложности с рыночными преобразованиями в России связаны, с одной стороны, с некритическим восприятием идеологии монетаризма (так называемой чикагской школы), воспринимающей за догму триаду: либерализация, приватизация, стабилизация через жесткое формальное планирование денежной массы.

С другой стороны, с пренебрежением необходимости создания рыночных институциональных механизмов на основе научного планово-целевого подхода. Ведущие специалисты в области институциональной экономики единодушны в оценке институтов как механизма, задающего структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия.

«Институты создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились порядка и таким образом снизили степень своей неуверенности» [21-26]. Институты влияют на функционирование социально-экономических систем, создавая ограничительные рамки, по которым организуются отношения между людьми.

Инновационная деятельность, инициируемая государством, бывает востребована как всем бизнес-сообществом, производящим товары и услуги, так и непосредственными потребителями этих товаров и услуг. Поэтому как причинно-следственные связи, так и финансовые потоки, направленные на реализацию описываемого эффекта, в данном случае будут исходит из трех источников – государства, бизнеса и институтов гражданского общества. При этом, как только чиновники осознают свои потенциальные потери от регулирующего действия нормативно-правовых документов, они будут препятствовать как их разработке, так и внедрению.

Исходя из сказанного, можно сформулировать следующий концептуальный подход к управлению экономической безопасностью России в аспекте обеспечения её кадровой составляющей: исходной предпосылкой управления безопасностью предприятиями (организациями), оказывающими наибольшее воздействие на состояние национальной безопасности страны, является государственное управление менеджментом высшего управленческого звена этих предприятий.

Успешность предлагаемой государственной системы основывается на решении следующей двуединой задачи.

Во-первых, представители бизнеса и топ-менеджеры, чтобы их деятельность соответствовала генеральной цели обеспечения экономической безопасности России, должны осуществлять управление предприятиями государственного значения в соответствии со стратегическими задачами государства. То есть знать эти задачи и понимать их.

Во-вторых, сами управленцы, реализующие в своей деятельности стратегические планы государства, должны соответствовать критериям надежности, исходящим из соблюдения жестких условий кадровой безопасности. Под надежностью топ-менеджера подразумевается его способность выполнять свои функциональные обязанности в чётком соответствии с интересами государства как работодателя.

Важно отметить, что, говоря об обучении, не имеется в виду такая традиционная форма, как повышение квалификации, хотя здесь и наличествуют её элементы. И тем более речь не идёт о создании нового учебного заведения. Здесь подразумевается появление центра в качестве специфического заказчика для имеющихся вузов.

Информированность топ-менеджмента о жизненно важных интересах государства в сфере экономики, а также раскрытие реальной ситуации в экономике, с последующим аналитическим осмыслением и обсуждением законодательных инициатив, учитывающих весь спектр интересов общества, являются одними из ключевых моментов. Данная информированность предполагает обратную связь в виде получения государством аналитики по широкому спектру экономических интересов предприятий государственного значения (аналитики, получаемой, например, в результате ролевых игр, тестовых заданий слушателей и т.д.). Такая информационно-аналитическая работа крайне необходима для согласованности действий государства и высшего менеджмента, по сути, инвестирующего свой интеллектуальный человеческий ресурс в стратегические отрасли хозяйственного комплекса страны.

Необходимо отметить, что все ограничения и ответственности топ-менеджер принимает на себя абсолютно добровольно, сообразно специфике предприятий государственного значения. Утрата доверия со стороны государства автоматически лишает топ-менеджера права занимать руководящие должности. Кстати говоря, за рубежом давно и успешно существует практика прямого назначения государством управленцев в акционерные общества (АО) с государственным участием: в Скандинавских странах, Нидерландах, Австрии, Германии, Австралии, Новой Зеландии и т.д.

Существует также практика специальных квалификационных экзаменов для представителей государства в советах директоров (несмотря на имеющиеся дипломы о высшем образовании). Так, в Польше организатором обучения выступает Казначейство Польши, а успешно сдавшие экзамен получают соответствующий сертификат, и только после этого их имя заносится в специальную базу данных претендентов на пост директоров.

США как государство незамедлительно вмешивается в экономическую сферу, если это касается обеспечения национальной безопасности или достижения внешнеэкономических и геополитических успехов.

Не брезгуют государственным участием в деле достижения экономических побед национального бизнеса такие страны, как Германия, Великобритания, Франция и Япония. В последнее время к ним присоединились Китай, Индия и Бразилия. Японская внешняя разведка вообще действует прямо под эгидой Министерства международной торговли и промышленности (MITI) и Японской внешнеторговой организации (JETRO) (ряд экспертов склонны считать, что более 70 % данных по производству микропроцессоров получены японскими корпорациями не в результате проведения собственных НИОКР, а были предоставлены японской разведкой) [27].

Национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Это определение есть цитата из Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Мы не вполне с ним солидарны в понятийном плане, но в целом оно отражает суть вопроса.

Основные национальные интересы России на современном этапе:

– укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

– укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

– повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;

– сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

– повышение конкурентоспособности национальной экономики;

– закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

Важно отметить, что экономическая безопасность является интегральным видом национальной безопасности и функционально связывает в единую систему безопасности материальной сферы жизнедеятельности России.

Если экономическая безопасность является одной из базовых составляющих безопасности России, что предопределяется ее функцией служить связующим звеном для интеграции отдельных элементов в единую систему, то кадровая безопасность является системно образующим элементом экономической безопасности, что обусловлено всевозрастающей ролью человеческого фактора в сфере научно-технического прогресса.

Кадровая безопасность – это защищённость человеческих ресурсов страны от угроз, направленных на трудовые ресурсы, человеческий интеллектуальный капитал и духовно-нравственный потенциал страны. Составляющими кадровой безопасности являются: интеллектуальная, духовно-нравственная, безопасность трудовых ресурсов и кадровая безопасность в высшем звене управления.

Развитие – это всегда стратегическое управление (а не архаика «ручного» управленца), это всегда преображение и приумножение. Развитие – это рождение новых смыслов, способствующих рождению новых сущностей, это не только количество, но путь от старого к новому качеству. Когда приоритетом является только «стабильность», то есть консервация того, что есть, о каком-либо развитии можно забыть. Наступает «эффект блокировки», «lock-in effect» (термин принадлежит нобелевскому лауреату Дугласу Норту, доказавший порочность круга такой «институциональной ловушки», имеющей самоподдерживающий характер).

Пришла пора переходить от количественных изменений к качественным. Функции разводящих и контролёров на весах сдержек и противовесов более не актуальны. Использование искусных составителей бухгалтерских отчётов вместо смелых созидателей – есть тормоз, а не преимущество. Это уходящая натура. Как сказано в авторских монографиях [28-33] следует начать с разработки регионального Межотраслевого баланса (МОБ), так как МОБ – это экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны (региона). При этом под балансом понимается система показателей соотношения между производством, накоплением и потреблением в рамках экономики региона. То есть необходимо развивать сбалансированную экономику [34].

В настоящее время России жизненно необходим отход от излишней коммерциализации государственного управления регионов на базе разрозненных бизнес-схем и бизнес-моделей и переход на внедрение государственного планирования на основе межотраслевых балансов. Необходим системный анализ отраслевых и межотраслевых цепочек, как в денежном, так и в натуральном выражении. Только построение экономико-математической модели на основе научно-выверенных и достоверных данных обеспечит целостное видение потенциальных точек роста в стране. а современные цифровые технологии позволяют учитывать большую массу показателей и строить различные вероятностные математические модели для принятия управленческих решений.

При этом в рыночной экономике олигополистического типа, коей пока является экономика современной России, с преобладанием крупных структур в отраслях, объективно становится приоритетным обеспечение роста их прибыли без значительных инвестиций и только на основе выгодной конъюнктуры рынка. Наглядным примером этому служит срыв выполнения Плана Минпромторга РФ по снижению импортозависимости в приоритетных отраслях к 2020 г. Государственно-частное партнёрство на ниве социально-экономического развития в интересах всего населения также предсказуемо терпит фиаско в большинстве областей страны.

В этих создавшихся условиях только государство заинтересовано и способно вкладывать средства в развитие территорий. И только государство способно вначале создать инфраструктуру (коммуникации, основные постройки, заключение межправительственных договоров для создания бизнес-цепочек) в определённой точке роста, а лишь затем пригласить средний и малый бизнес для паритетного участия (опыт Германии, Италии, Израиля и т.д.).

Как справедливо утверждает профессор Звягин А.А., что поддерживается и другими исследователями [35-40], «Архаика «ручного управления», часто упакованная в красивую «обёртку» форумов, круглых столов и прочих презентаций в стиле инстаграм под излишне успокаивающим воздействием формальной отчётности есть реальность системы управления целых регионов. Причина: трафаретное мышление стабильности более комфортно для поголовного большинства областных управленцев, чем амбициозное инновационное развитие, таящее в себе целый ряд опасностей личной ответственности руководителей. У России огромные ресурсы. Колониальная долларовая зависимость сходит на нет. Дело только за сменой управленческого слоя, переставшего соответствовать объекту управления – обществу с его запросом на справедливость и суверенное развитие».

Авторский историко-экономический анализ чётко показывает, что в России при смене/освоении новых технологических укладов происходит смена управленческого слоя. а кумулятивный эффект от синергетического взаимодействия этих двух процессом рождает бурный революционный экономический рост.

Однако это будет не провозглашённая 4-я Промышленная революция в логике только смены технологических укладов (Industry 4.0 Клауса Шваба) в целях приумножения «человеческого капитала», «новой нефти», в рамках так называемого инклюзивного капитализма в интересах кучки бенефициаров транснациональных корпораций. Это будет культурная революция Русской цивилизации (России страны-цивилизации) в логике неизбежной смены федеральной либерально-компрадорской и региональных консервативно-бюрократических элит на элиту развития: социально – левую, экономически – правую, цивилизационно – русскую, в целях обеспечения роста благосостояния и всестороннего развития всех граждан России.


References:

Arkhipov E.L., Sushkova T.V. (2019). Korruptsionnaya prestupnost i ee razvitie v Rossii [Corruption crime and its development in russia]. Shadow Economy. 3 107-114. (in Russian). doi: 10.18334/tek.3.2.40773.

Batkovskiy A.M., Klochkov V.V. (2020). Upravlenie materialno-tekhnicheskoy bazoy predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v usloviyakh ikh diversifikatsii [Management of material and technical base of enterprises of the military-industrial complex in the conditions of their diversification]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 363-374. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.41526.

Belokur O.S., Tsvetkova G.S. (2021). Perspektivy i potentsial «zelenoy» ekonomiki provintsialnogo regiona [Prospects and potential of the green economy in the provincial region]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1861-1878. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.114008.

Bochkarev O.I. (2021). Aktualnye problemy innovatsionnoy otechestvennoy promyshlennosti: kadrovaya bezopasnost v vysshem zvene upravleniya i upravlenie personalom vysokotekhnologichnyh proizvodstv [Actual problems of innovative domestic industry: personnel security in the highest level of management and personnel management of high-tech industries]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 2 (3). 145-146. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.3.112800.

Dudin M.N., Malashkina O.F. (2021). Novye formy sotrudnichestva vysokotekhnologichnyh kompaniy v usloviyakh globalnoy tsifrovoy kooperatsii [New forms of cooperation between high-tech companies in the context of global digital cooperation]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (1). 171-194. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.1.111629.

Frolov V.G., Drobot E.V., Abramov E.G. (2022). Realizatsiya strategiy Industrii 4.0 rossiyskimi i zarubezhnymi predpriyatiyami: vozmozhnosti dlya rossiyskoy tekstilnoy promyshlennosti [Implementation of industry 4.0 strategies by russian and foreign enterprises: chances for the russian textile industry]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Tekhnologiya tekstilnoy promyshlennosti. (2(398)). 312-323. (in Russian). doi: 10.47367/0021-3497_2022_2_312.

Karpova N.P., Pavlov M.S. (2020). Problemy i perspektivy vnedreniya «zelenoy» logistiki v Rossii [Problems and prospects of green logistics implementation in russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (4). 1063-1070. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.4.100806.

Knyazev Yu.K. (2021). Rol planirovaniya v realizatsii strategii bezopasnosti Rossii [The role of planning in the implementation of russia's security strategy]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (3). 643-656. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112705.

Kokhno P.A. (2010). Konkurentnaya razvedka v vysokotekhnologichnom promyshlennom proizvodstve [Competitive intelligence in high-tech industrial production]. Voennaya mysl. (9). 28-43. (in Russian).

Kokhno P.A. (2021). Algoritm finansovoy ustoychivosti vysokotekhnologichnogo proizvodstva [Algorithm of high-tech production financial stability]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 2 (4). 293-312. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.4.113892.

Kokhno P.A. (2022). Menedzhment oboronno-promyshlennogo kompleksa kak osnova natsionalnoy strategii promyshlennogo razvitiya [Management of the Military-industrial complex as the basis of the national industrial development strategy]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 3 (2). (in Russian). doi: 10.18334/evp.3.2.115239.

Kokhno P.A. (2022). Metody upravleniya effektivnostyu razrabotki oboronnoy produktsii [Methods of defense product development efficiency management]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 3 (2). (in Russian). doi: 10.18334/evp.3.2.115240.

Kokhno P.A. (2022). Perspektivnaya promyshlennaya politika Rossii v sisteme «predpriyatie-gosudarstvo» [Promising industrial policy of russia in the enterprise-state system]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 3 (1). 9-26. (in Russian). doi: 10.18334/evp.3.1.114627.

Kokhno P.A. (2022). OPK v ekonomike [Defense industry in the economy] M.: Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo. (in Russian).

Kokhno P.A., Bondarenko A.V. (2020). Strategicheskaya promyshlennost [Strategic industry] M.: Granitsa. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2020). Vysokotekhnologichnaya promyshlennost v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [High-tech industry in the context of digital transformation]. Society and economics. (1). 66-80. (in Russian). doi: 10.31857/S020736760008040-3.

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2021). «Zelyonoe» proizvodstvo ["Green" production] M.: Granitsa. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2021). Imperiya novogo sotsializma: [The Empire of the New Socialism] M.: Granitsa. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2022). Aspekty effektivnosti oboronno-promyshlennogo kompleksa [Aspects of the effectiveness of the military-industrial complex]. Vestnik vozdushno-kosmicheskoy oborony. (2(34)). 18-26. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2022). Problemy importozameshcheniya na predpriyatiyakh oboronno-promyshlennogo kompleksa [Problems of import substitution at enterprises of the military-industrial complex]. Society and economics. (4). 82-103. (in Russian). doi: 10.31857/S020736760019574-0.

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2022). Proizvodstvennaya motivatsiya [Production motivation] M.: Granitsa. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P. (2022). Sbalansirovannaya ekonomika Rossii [Balanced economy of Russia] M.: Granitsa. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P., Artemev A.A. (2022). Drayvery promyshlennogo rosta [Drivers of industrial growth] Tver: Tverskoy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Kokhno P.A., Kokhno A.P., Slepov V.A. (2021). Promyshlennost vostrebovannoy produktsii [Industry of demanded products] M.: Granitsa. (in Russian).

Kokhno P.A., Onischenko P.V. (2011). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development] M.: Granitsa. (in Russian).

Kosmin A.D., Kosmina E.A., Lopatin D.N. (2020). K voprosu o konstruktivnom rezerve korruptsii [On the issue of constructive reserve of corruption]. Journal of International Economic Affairs. 10 (1). 149-160. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.41475.

Lomsadze D.G. (2020). Kontseptualnye problemy metodologii nauchnyh podkhodov v issledovaniyakh fenomena tenevoy ekonomiki [Conceptual problems of the scientific methodology approaches in the study of the shadow economy phenomenon]. Shadow Economy. 4 (1). 11-22. (in Russian). doi: 10.18334/tek.4.1.100606.

Lugacheva L.I., Solomennikova E.A. (2020). Finansovo-khozyaystvennye disbalansy kompaniy oboronno-promyshlennogo kompleksa i funktsionalnaya podderzhka gosudarstva [Financial and economic imbalances of military-industrial complex companies and functional support of the state]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3249-3268. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111466.

Menshikov A.S. (2020). Metody otsenki kolichestvennoy sostavlyayushchey tenevoy ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [Methods for assessing the quantitative component of the shadow economy in the russian federation]. Shadow Economy. 4 (3). 111-126. (in Russian). doi: 10.18334/tek.4.3.110873.

Prokopets N.N., Dronov R.V. (2021). Formirovanie sistemy ekonomicheskoy bezopasnosti vysokotekhnologichnyh proizvodstv v innovatsionnoy ekonomike [Economic security systems of high-tech industries in the innovative economy]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (4). 991-1004. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.4.113194.

Rabkin S.V. (2021). Institutsionalnaya sreda regionalnogo upravleniya: sovremennye vyzovy sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti territorialnogo razvitiya [Institutional environment of regional governance: current challenges to socio-economic security of territorial development]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (1). 89-100. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.110851.

Satarov G. (2007). Kak izmeryat i kontrolirovat korruptsiyu [How to measure and control corruption]. Voprosy Ekonomiki. (1). 4-10. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2007-1-4-10.

Schepakin M.B. (2020). Upravlenie strukturnoy modernizatsiey promyshlennosti v regionalnoy ekonomike v usloviyakh ee innovatsionnogo razvitiya [The management of structural modernization of industry in the regional economy in the conditions of its innovative development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (2). 411-434. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.41470.

Shmelyov N.P. (2009). Rossiya i mirovoy krizis: nazrevshie peremeny [Russia and the global crisis: overdue changes]. Modern Europe. (3(39)). 5-15. (in Russian).

Timokhin D.V., Allakhverdieva L.M., Nesterenko Yu.N. (2021). Ispolzovanie modeli «ekonomicheskogo kresta» dlya tseley planirovaniya innovatsionnogo razvitiya otraslevoy infrastruktury [Application of the economic cross model for planning innovative development of industrial infrastructure]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1721-1734. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113937.

Tolochko I.A. (2020). Otraslevye osobennosti predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v organizatsii riskozashchishchennoy tekhnologii planirovaniya [Industry features of the military-industrial complex enterprises in the organization of risk-protected planning technology]. Leadership and management. 7 (2). 379-392. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.100885.

Tolochko I.A. (2020). Riskozashchishchennaya tekhnologiya planirovaniya dlya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa: vertikalnaya integratsiya i transfertnye tseny [Risk-protected planning technology for the enterprises of the defense and industrial complex: vertical integration and transfer prices]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (3). 741-752. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100711.

Valinskiy O.S., Mavrin A.N., Posadov I.A., Skobelev P.O., Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2021). Sistemnaya triada korporativno-tsennostnyh ustanovok institutsionalnogo postroeniya biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [Systemic triad of corporate-value attitudes of institutional business building in the format of a life cycle contract for high-tech products]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1521-1542. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.

Zheltenkov A.V., Fedotova M.A. (2021). Formirovaniya ustoychivoy delovoy reputatsii vysokotekhnologichnyh naukoemkikh predpriyatiy promyshlennosti [Stable business reputation of high-tech knowledge-intensive industrial enterprises]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. 2 (3). 219-232. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.3.112346.

Zvyagin A.A. (2022). Zvyagin, A.A. Paragraf 4.6. Kontseptualnaya model regionalnogo planirovaniya i upravleniya v monografii: P.A. Kokhno, A.P. Kokhno, Ekonomiko-matematicheskie modeli optimalnogo planirovaniya i upravleniya [Zvyagin, A.A. Paragraph 4.6. Conceptual model of regional planning and management in the monograph: P.A. Kohno, A.P. Kohno, Economic and mathematical models of optimal planning and management] M.: Akademiya Trinitarizma. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:05:04