Best practices in implementing cross-innovative projects in the creative industries: current trends and challenges

Kazakova M.V.1,2,3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), Russia
3 АНО «Большая российская энциклопедия», Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 8 (August 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49397062
Cited: 2 by 31.03.2023

Abstract:
The key characteristic of the post-industrial phase of the world economic development is the explosive growth of the creative sector, or creative industries, in which the added value of the product and jobs are created at the expense of innovative ideas, creative potential and intellectual abilities of people. Today, cross-innovative cooperation is gaining momentum in Europe, involving the interaction of creative industries with other sectors of the economy that are not creative in the traditional sense. Such projects postulate interdisciplinarity as a way to combat the global challenges of our time and offer creative solutions for traditional sectors of the economy based on the unconventional way of thinking of creative industries workers, unique knowledge and advanced technologies. The author of the article analyzes international experience in the development of cross-innovation cooperation, in particular, studies practical cases of the implementation of cross-innovation projects in the member countries of the Northern Dimension Partnership.

Keywords: creative economy, cultural and creative industries, cross-innovation, cross-innovation projects, socio-economic development

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

В современном мире одним из ключевых факторов развития и источников инноваций, помимо информации и знаний, является креативность, другими словами, способность людей находить нестандартные, творческие способы достижения целей [1–5] (Khezmondalsh, 2014; Zelentsova, 2008); Mezh, Kiriya, 2019; Vasetskiy, Zuev, 2010; Kazakova, 2020).

Сегодня в Европе набирает обороты кросс-инновационное (межотраслевое, межсекторальное, междисциплинарное) сотрудничество, предполагающее взаимодействие творческих индустрий с другими секторами экономики, которые не являются творческими в традиционном понимании. Подобные проекты постулируют междисциплинарность как способ борьбы с глобальными вызовами современности. Кроме того, кросс-инновации генерируют оригинальные творческие решения для предприятий реального сектора, в основе которых лежат нетрадиционный образ мышления работников сферы креативных индустрий, уникальные ноу-хау, знания и передовые технологии. Наконец, проекты сотрудничества между творческим и реальным секторами экономики позволяют сделать новый шаг в рамках статистической оценки вклада творческих индустрий, в основе которой пока остается широкая система кодов ОКВЭД. В данном контексте влияние творческих индустрий уже выходит за пределы производимой ими добавленной стоимости и количества создаваемых рабочих мест. Другими словами, речь идет о смещении акцента с субъекта (производителя продукта) на производимый продукт и его ценность [6–9] (Gnedovskiy, 2005; Galkin, 2005; Lendri, 2011; Zelentsova, Gladkikh, 2021).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующую авторскую версию определения кросс-инноваций: кросс-инновационным является сотрудничество, носящее межотраслевой или междисциплинарный характер, участниками которого являются креативные индустрии и компании иных сфер (например производственной, высокотехнологичной, автомобильной, медицинской) [10] (Kazakova, 2022).

Целью настоящей статьи является изучение международного опыта развития межотраслевого сотрудничества на основе обзора практических кейсов реализации кросс-инновационных проектов в странах – участницах Партнерства «Северного измерение». Подобный анализ позволит в дальнейшем систематизировать эффекты от кросс-инновационных проектов для общества и других секторов экономики и определить их роль в современном социально-экономическом развитии стран мира и России.

Опыт стран – членов Партнерства «Северное измерение» в реализации кросс-инновационных проектов

В настоящее время Партнерством Северного измерения в области культуры, которое призвано создать экосистему, благоприятствующую успешному функционированию культурных и творческих индустрий [11], реализуется проект «Межотраслевое сотрудничество и инновации в творческих и культурных отраслях – практика, возможности и политика в рамках Партнерства Северного измерения в области культуры» (Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture, далее – проект «Межотраслевое сотрудничество и инновации…»). Ядро этого проекта составляет картирование, предназначенное для определения степени межотраслевого сотрудничества и инноваций, которые в настоящее время имеют место между культурными и творческими индустриями, а также другими социальными и экономическими секторами в странах «Северного измерения» [12].

Проект выделяет три приоритетные сферы, на которые межотраслевые инновационные инициативы оказывают свое влияние [12–15] (Koleva, 2021; Koleva, 2020):

- инновации в традиционных отраслях;

- возможности взаимодействия между профессионалами/организациями культурных и творческих индустрий и других секторов;

- инновации, связанные с повесткой well-being.

Очевидно, что инициативы в каждой из областей сталкиваются с конкретными проблемами, и эффекты, производимые этими инициативами, однозначно определяют их значимость в будущем.

Инновации в традиционных отраслях

Говоря об инновациях, которые могут быть результатом реализации проектов сотрудничества креативных и «некреативных» индустрий, необходимо понимать, что кросс-инновационное взаимодействие создает контекст, который меняет способ работы предприятий «традиционных» секторов экономики и может повлиять на аналогичные организации и связанных с ними стейкхолдеров.

В этой крупнейшей группе проектом «Межотраслевое сотрудничество и инновации…» было изучено 46 кейсов (составляющих 38% от общего числа рассмотренных кейсов), когда кросс-инновационное сотрудничество получило наибольшую государственную поддержку, они оказывают широкомасштабное воздействие на экономику и общество на региональном уровне. Самый крупный из всех 121 кейса сегмент ставит своей целью генерирование инноваций для (традиционных) отраслей экономики и расширение возможностей межотраслевого сотрудничества.

Все отрасли внедряют инновации, и все компании, а также социальные инициативы ищут новые решения для создания продуктов или услуг, конкурентоспособных на рынке и соответствующих новым потребностям, таким как зеленая экономика и устойчивое развитие. Поэтому неудивительно, что инновации, связанные с компетенциями в области дизайна, архитектуры, музыки или, в широком смысле, навыками/компетенциями в творческих индустриях, внедряются во все отрасли.

Дизайн-мышление, дизайн услуг и новые экологические принципы циклической экономики занимают видное место среди примеров инновационной деятельности в традиционных отраслях. Большое количество других кейсов представляет собой крупномасштабные инициативы с участием одного или нескольких партнеров по «Северному измерению», поддерживаемые фондами ЕС и примечательные тем, что напрямую внедряют инновации в цепочку создания (добавленной) стоимости.

Множество этих случаев демонстрирует высокий уровень осведомленности в странах «Северного измерения» о том, что традиционные отрасли могут создавать инновации посредством межотраслевого сотрудничества. Каждая из инициатив притягивает большое число организаций и вовлекает местную экосистему и стейкходеров, ответственных за принятие политических решений.

16 из 46 примеров внедрения инноваций в традиционные методы работы представляют собой частные и независимые инициативы, успешно развивающиеся благодаря универсальному межотраслевому подходу к бизнес-модели.

Очевидным фактом является то, что художники, дизайнеры, архитекторы и, в более общем смысле, представители сектора культурных и креативных индустрий (далее – CCI, от англ. cultural and creative industries) играют жизненно важную роль в инициировании проектов в традиционных отраслях.

Еще одна особенность инициатив, направленных на внедрение инноваций в традиционные отрасли, – важность, придаваемая работе в области материального и нематериального наследия. Общая цель этой работы – сохранение традиционных знаний и культуры, а также разработка новых услуг и возможностей для бизнеса. Стремление Партнерства «Северное измерение» к устойчивому развитию не является чем-то новым для специалистов в этой области, и европейские партнеры, в частности в Финляндии, Норвегии и Исландии, находят подходящую основу для сотрудничества.

Не менее важно то, что деятельность, связанная с инновациями в традиционных отраслях, часто фокусируется на образовании, обучении и продвижении инновационных компетенций и осведомленности, обращаясь к профессионалам и организациям из сектора культурных и творческих индустрий.

Обучение микропредприятий и МСП и диалог с политическими стейкхолдерами по вопросам новых концепций и новых промышленных тенденций характерны для всех описанных далее примеров международных инициатив, поддерживаемых европейским финансированием. Кроме того, внутри инициатив по инновациям в традиционных отраслях есть понимание ценности премий, способствующих повышению осведомленности различных поколений и групп населения об этих инициативах.

Обратимся к наиболее ярким и успешным примерам межотраслевого сотрудничества, приводящего к появлению инноваций в бизнес-процессах предприятий традиционных отраслей экономики.

1. Фабрика изобретений PROTO (The PROTO invention factory) из Эстонии: крупный центр виртуальной реальности, расположенный на отремонтированном заводе в морском квартале Noblesser в Таллине.

Фабрика изобретений PROTO [16], открытая в октябре 2019 г., представляет собой масштабный центр виртуальной реальности, расположенный на отремонтированном заводе в морском квартале Дворян (Noblesser sea quarter) в Таллине. Культурное предложение (cultural offer) PROTO фокусируется на разнообразных изобретениях и научных открытиях, а ее уникальное преимущество заключается в том, что все экспонаты являются прототипами. Идея данной инициативы – обеспечение уникального места встречи людей, посвященного одному из главных изобретений XVIII в. – подводной лодке, но с помощью высокотехнологичных семейных развлечений и образовательных мероприятий в виртуальной реальности. Фабрика изобретений PROTO была сконструирована ее нынешним владельцем, компанией BLRT Grupp с целью предоставить местным жителям и туристам доступ к побережью и к рекреационным мероприятиям.

Пространство PROTO объединяет индустриальное наследие и образовательные программы для семей и туристов, посвященные технологиям, развлечениям и геймификации. Кроме того, деятельность Фабрики направлена на укрепление и продвижение местных исторических связей между подводной лодкой и окрестностями города. Посетители PROTO могут в игровой форме взаимодействовать с прототипами с помощью технологии виртуальной реальности, что выгодно отличает Фабрику изобретений от научных музеев и технопарков. Эти мероприятия позволяют каждому посетителю сделать хотя бы одно личное «открытие», связанное с отраслями прошлого и технологиями будущего.

Услуги PROTO включают мероприятия, ориентированные на детскую аудиторию, такие как летние лагеря, научно-популярные театральные представления и образовательные программы. Прибыль, полученная от основного культурного предложения центра, является только частью потока доходов, поскольку PROTO Invention Factory также управляет и сдает в аренду помещения для проведения мероприятий, а также предоставляет свои собственные помещения и услуги общественного питания.

Период пандемии коронавируса 2020 г. сильно ударил по PROTO в эмоциональном и финансовом плане. Начиная с июня посещаемость Фабрики изобретений была довольно высокой: около 30% посетителей из Финляндии и 10% из Латвии. Однако несмотря на возобновление интереса к культурным мероприятиям, семинары, конференции, концерты и мероприятия, забронированные на несколько месяцев вперед, рискуют быть отмененными из-за введения очередных мер борьбы с пандемией COVID-19. В этих условиях были усилены связи PROTO с компанией по аренде оборудования и организации мероприятий. Это позволило центру перейти к предложению услуг виртуальных мероприятий, включая проведение международных конференций.

Кроме того, PROTO заботится о получении нужного уровня коммуникационной и маркетинговой поддержки, а также о том, чтобы интересные материалы на выставке об истории изобретений, таких как подводная лодка и воздушный шар, не остались незамеченными, поскольку посетители могут уделять больше внимания самой технологии VR. Решение этих вопросов возможно через поддержку межотраслевых инновационных программ для улучшения качества услуг, а также максимального использования преимуществ частной собственности для быстрого принятия решений в отношении внедрения новых программ и услуг. Кроме того, агентством Motor было спроектировано выставочное пространство, которое остается жизненно важным с точки зрения развития центра.

Фабрика изобретений PROTO представляет собой хороший пример того, как инновационная деятельность может использоваться для разработки образовательных программ, новых экспонатов и совместных международных выставок. Идея создания передвижной выставки, а также партнерства в области технологий / международных партнерств реализуется в тесном сотрудничестве PROTO с Motor. Важно также подчеркнуть, что пространство Фабрики изобретений предлагает очень интересные решения для связи изобретений прошлого с изобретениями сегодняшнего дня. В будущем центр планирует сосредоточиться на расширении деятельности и создании регионального партнерства с европейскими странами.

2. EcoDesign Circle (4.0).

Проект EcoDesign Circle (4.0) – преемник EcoDesign Circle, проекта региона Балтийского моря, который реализовывался в период с 2016 по 2019 г. Итогом десятилетия успешного продвижения экологического дизайна ведущим партнером проекта, Немецким агентством по окружающей среде и Международным центром дизайна в Берлине, стало его развитие и расширение с привлечением партнеров в Эстонии, Финляндии, Германии, Литве, Польше, России и Швеции. Идея инициативы возникла из повышенного интереса профессионалов, специализирующихся на вопросах окружающей среды и вопросах дизайна, а также желания партнеров двигаться дальше [17–19].

Цель проекта заключается в увеличении потенциала дизайнерских центров, специалистов-проектировщиков и предприятий в области экодизайна и обеспечения передовых инноваций. Кроме того, проект стремится свести и консолидировать экспертное сообщество из университетов и консалтинговых компаний, работающих в сферах экономики замкнутого цикла, устойчивого развития и индустрии дизайна.

Российским партнером Medina Art был организован совместный тренинг для экспертов EcoDesign Learning Factory. ООО «Первая мебельная фабрика» (Санкт-Петербург) занимается разработкой новых продуктов и предложений услуг на основе технологий EcoDesign Audit и EcoDesign Sprint. В рамках проекта был проведен обзор действующих в Российской Федерации законодательных актов и мер поддержки в области устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.

По мере разработки и апробации инструментов EcoDesign Audit & Sprint росли возможности использования инструментов для создания инновационных продуктов и бизнес-моделей замкнутого цикла, а также воплощения проектными центрами ноу-хау ученых-экологов в бизнесе.

Первоочередным вызовом проекта, безусловно, стала деятельность в контексте пандемии COVID-19. В рамках межрегионального проекта также существовали языковые барьеры в процессах обучения и передачи знаний. Кроме того, затруднения вызывают относительно низкий уровень осведомленности предприятий о важности, актуальности и преимуществах экологического дизайна и подходов к экономике замкнутого цикла.

В качестве ответа на вышеперечисленные вызовы:

- проект поощряет междисциплинарное сотрудничество для решения проблем с разных точек зрения, что ведет к более надежным результатам;

- разрабатывается продуманная маркетинговая и коммуникационная стратегия;

- создаются сетевые структуры, на которые может опираться деятельность проекта, ведется поиск единомышленников для дальнейшей поддержки, развития и распространения результатов;

- проводится мониторинг и оценка, составляются контрольные списки и индикаторы для понимания воздействия с самого начала;

- осуществляется поиск поддержки для деятельности, приносящей ощутимые результаты в местном контексте;

- по возможности организуются встречи с физическим присутствием, что способствует установлению доверия и взаимопонимания в начале проекта.

Одним из результатов проекта EcoDesign Circle (4.0) стало создание сети дизайнерских центров, на площадках которых осуществляется взаимодействие между дизайном и бизнесом, университетами, исследовательскими центрами, государственными агентствами, консалтинговыми агентствами и НКО. Междисциплинарное сотрудничество, практикуемое в EcoDesign Learning Factory, было протестировано в четырех странах. К маю 2020 г. 131 МСП получили поддержку для усиления их потенциала в областях принципов и применения экодизайна. Благодаря деятельности проекта были разработаны новые продукты и услуги (прототипы) в таких отраслях, как строительство, упаковка и производство мебели, продуктов питания, одежды, туристического снаряжения.

В рамках проекта были обучены эксперты и налажены связи с другими инициативами и участниками в регионе. Сегодня продукция, разработанная в ходе реализации пилотного проекта, имеет значительный экспортный потенциал. Шведский центр дизайна SVID доработал существующий веб-портал до настоящего руководства по устойчивому развитию, которое предоставляет источник вдохновения, методы и поддержку в области экодизайна, столь актуальные для дизайнеров и МСП.

В будущем участники проекта ожидают, что:

- преподавание дисциплины «Экодизайн / циклический дизайн» станет стандартной практикой в школах дизайна;

- вырастут осведомленность потребителей и спрос на циклические услуги;

- некоторые эффективные и прибыльные бизнес-модели станут использоваться в качестве примеров передовой практики;

- появится дизайн услуг, устанавливающих связь с цифровой инфраструктурой и онлайн-платформами;

- произойдет дальнейший рост числа экспертов и инструкторов с двойными знаниями – как в области дизайна, так и в сфере экономики замкнутого цикла.

В целом с точки зрения перспективы ключевым наследием многих инициатив, порождающих инновации в традиционных отраслях экономики, являются обучение последующих поколений, образовательные онлайн-платформы и связанные с ними базы данных.

Возможности взаимодействия между профессионалами/организациями культурных и творческих индустрий и других секторов

Кросс-инновационные инициативы в данном сегменте направлены на установление сотрудничества между представителями сектора культурных и творческих индустрий и других отраслей экономики, продуктом которого являются инновации, решающие уникальную бизнес-проблему.

В рамках этой группы проектом «Межотраслевое сотрудничество и инновации…» было проанализировано 43 инициативы (или 35% от общего числа изученных кейсов). Чуть более половины из них (точнее – 22 кейса) являются инкубаторами CCI, хабами (лабораториями) или платформами с участием многих заинтересованных сторон. Во всех странах «Северного измерения» местный контекст определяет готовность участников CCI пересекать отраслевые границы в своей инновационной деятельности. Некоторые инновационные платформы CCI имеют уже многолетний опыт прокладывания пути для этого «нового» межотраслевого инновационного пространства.

В странах, где поддержка в рамках государственной политики или программ не ориентирована на межотраслевые инновации, задача налаживания взаимодействия между различными дисциплинами и секторами решается независимыми/частными инициативами.

Центры, коворкинги или лаборатории, организованные представителями артистического сообщества, а также фестивали характеризуются интенсивностью обмена знаниями между регионами и ставят акцент на обмене опытом в области инноваций между секторами. Различные инициативы подчеркивают важность долгосрочной поддержки (от грантов на несколько лет до постоянной поддержки), поскольку они направлены на расширение сотрудничества между секторами, а также на интеграцию мероприятий по обмену знаниями между странами.

Кроме того, широко распространена интеграция кросс-инновационного взаимодействия в качестве приоритета в существующие межотраслевые форумы, где в качестве партнеров принимают участие академические учреждения или исследовательские центры.

Ниже проанализированы одни из наиболее интересных примеров кросс-инновационных проектов, создающих возможности для продуктивного сотрудничества между CCI и другими отраслями экономики.

1. Центр науки и искусства Brewery (The Science and Art Centre Brewery) из Латвии.

Центр науки и искусства Brewery [20] в Цесисе (Латвия) был разработан Институтом экологических решений (The Institute for Environmental Solutions, IES), который владеет и управляет Brewery с 2013 г. В качестве международной научно-исследовательской и инновационной организации IES стремится предлагать решения сложных экологических проблем, основанные на инновационных технологиях, с привлечением множества стейкхолдеров. Основное внимание уделяется интеллектуальным технологиям, экологическим данным, данным о людях и исследованиям территорий.

Главной особенностью межотраслевого взаимодействия творческих профессионалов стало открытие возможности использования художниками визуальных инструментов, выдвигавших на первый план научные и исследовательские вопросы в научных данных, которые не были видны при использовании научных подходов к решению экологических проблем. Теперь команда проекта охватывает также художественные, социальные, культурные, философские знания и проводит тесты с помощью хакатонов и прототипирования.

Центр науки и искусства развивался как площадка для инициирования, тестирования новых подходов и новых партнерских отношений. Приоритетами его деятельности являются защита естественных пастбищ и внедрение новых подходов к управлению, например управление на основе общин (commons-based governing). Другие вопросы касаются экологически ответственного сельского хозяйства. IES участвует в крупномасштабных проектах в рамках программы EU LIFE, направленной на решение проблем изменения климата и окружающей среды.

Местная экосистема Центра достаточно сильна, и здесь пересекаются разнообразные сферы, к примеру, биоэкономика, производство продуктов питания, сельское хозяйство, культура, искусство и фестивали демократии, а также данные и новые технологии. IES активно вовлекает общественность в организацию международных выставок, семинаров и конференций, специализированных семинаров для ключевых стейкхолдеров.

Основная задача при реализации Центром межотраслевых инициатив состояла в поиске методов и тактики коммуникации, позволяющей ученым, художникам, профессионалам и новаторам прислушиваться друг к другу, действительно работать вместе и достигать устойчивых результатов. Принципиальную роль при этом должно было играть взаимоуважение среди профессионалов из разных отраслей: не только среди художников и ученых, но и среди представителей таких научных дисциплин, как химия или анализ данных.

Основной извлеченный урок заключался в понимании значимости подготовительного этапа, позволяющего профессионалам познакомиться друг с другом, прежде чем приступить к работе. Наглядным примером в рассматриваемом случае является вовлечение тренера по дизайнерскому мышлению в решение проблемы местного муниципалитета в отношении древнего берега реки, который необходимо было интегрировать в туристический маршрут. В состав команды входили специалист по данным инновационного туризма, художники-оформители и художники-пейзажисты.

В процессе реализации проекта появляются новые и новаторские типы партнерства, новые сервисные/производственные ниши, новые компетенции команды, новые проекты и методологии.

В будущем Brewery планирует стать международным центром передового опыта, где наука, искусство и инженерия могут быть объединены для решения экологических проблем.

2. Creve из Финляндии.

Creve (CreativeVenture) – это виртуальные бизнес-услуги для CCI и обучающая среда для предпринимательства. Миссия инициативы Creve, разработанная и управляемая Университетом прикладных наук Хумак, заключается в расширении сотрудничества B2B (business to business) [21].

Идея Creve состоит в формировании многопрофильных команд, что позволяет применять творческие компетенции как в традиционных секторах экономики, так и в сфере услуг.

Инновации и ноу-хау проекта:

- новая концепция вечеринок Virtual PUB;

- специальное приложение и онлайн-платформа для виртуального сотрудничества в целях оказания услуг по развитию творческих навыков в виртуальной среде;

- модель сотрудничества / сетей общенациональных организаций и услуг CCI, связанных также с международными сетями CCI;

- новые виртуальные бизнес-услуги CCI, такие как коллегиальное («равный равному») руководство (peer-to-peer guidance);

- концепции и инструменты для измерения и оценки потенциала предпринимательства, бизнес-плана и продуктов;

- инновационные концепции для хабов – пример лагеря creative survivor camp для предпринимателей;

- материалы, инструменты, видео и сообщества для предпринимателей.

Основные задачи Creve включают:

- поиск и утверждение подходящего способа межсекторального сотрудничества – для обеспечения устойчивости;

- получение постоянного финансирования и вовлечение ведущих организаций/поставщиков с сильной стратегией – для построения эффективной и непрерывной сети, реализации сотрудничества и оказания услуг.

Для этого в 2018 г. компания Creve начала предлагать услуги по развитию творческих компетенций в виртуальной области, используя специальное приложение и онлайн-платформу для управления пространствами для виртуального сотрудничества. В 2020 г. пилотная программа акселератора бизнес-компетенций была реализована благодаря стратегическому дизайну в сотрудничестве с Design Forum Finland.

Междисциплинарный подход в данном случае заключается в объединении профессионалов из разных областей с общей целью найти решения для реальных бизнес-кейсов через сотрудничество и совместное творчество. Это подразумевает включение стратегической проектной компании в каждую команду, отвечающую за один из пяти контактных дней.

Благодаря платформе Creve новые предприятия сектора CCI получают более глубокое понимание принципов работы, коммуникации и развития предприятий традиционных отраслей экономики. В свою очередь, компании из других секторов могут повысить свою творческую компетентность и усилить понимание способов прогнозирования и планирования роста бизнеса за счет творчества на стратегическом и на оперативном уровнях.

Использование виртуальных технологий привело к росту числа пользователей, активно работающих в сети, с 650 до 3 тыс. в год.

Сегодня Creve – это мощная общенациональная сеть и надежная платформа знаний, созданная за десять лет совместной деятельности с другими университетами, государственными органами и предприятиями сферы CCI, в основном с МСП. В проекте участвуют 7 партнеров – университеты и операторы CCI по всей Финляндии. Creve интенсивно работает с финскими организациями CCI, такими как Music Finland, Design Forum Finland, и организациями, финансирующими CCI.

В дальнейшем Creve планирует продолжить работу после завершения проекта Creve 2.0 для создания более прочной сети и установления сотрудничества с финскими и международными организациями/поставщиками услуг для CCI. При этом основное внимание будет уделяться улучшению навыков обучения, виртуальной среде обучения, услугам «равный равному», сетям поставщиков, сообществам и обмену компетенциями между предпринимателями, бизнес-консультантами и лекторами в сфере CCI.

В перспективе эти и другие инициативы в данном сегменте будут иметь большое значение с точки зрения генерирования инноваций в цепочке создания стоимости, разработки новых мер политики, создания виртуальных платформ для взаимодействия, а также масштабирования инициатив.

Инновации, связанные с повесткой well-being

В рамках этого направления появляются новые виды бизнеса и услуг, которые выходят за рамки компетенций культурных и творческих индустрий и вписываются в повестку достижения общего благополучия (well-being), столь актуальную в современное время.

Проектом «Межотраслевое сотрудничество и инновации…» всего было рассмотрено 32 кейса (или 26% от общего числа кейсов), предлагающих инновационные решения, вписывающиеся в повестку well-being.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что не только концепции, но и практики, связывающие благополучие и инновации, многогранны. Они касаются как индивидуального и общественного благополучия (например, здоровье, уязвимые группы населения, общественные пространства), так и деловой практики, связанной с циклической, устойчивой и зеленой экономикой, которая напрямую затрагивает потребителей и общественность. Повестка постпандемического восстановления стран только усиливает внимание к вопросу достижения общего благополучия, что уже заметно в странах – партнерах «Северного измерения».

Все кросс-инновационные инициативы, решающие вопросы, связанные с well-being, характеризуются активным вовлечением артистов, художников, дизайнеров и архитекторов в проекты. Это обуславливает внедрение инновационных практик в процесс обучения, реализуемое академическими учреждениями «Северного измерения», поскольку существующие программы арт-терапии не нацелены на обездоленные и уязвимые группы населения в целях обеспечения благополучия, расширения прав и возможностей и социальной интеграции.

Устойчивое развитие, борьба с изменением климата, баланс городского и сельского развития и охрана наследия входят в число приоритетных направлений повестки общего благополучия, реализуемых в ряде кейсов. Эти проекты применяют межсекторальный подход к привлечению местных акторов всех типов новаторскими способами на благо общества и экономики.

Есть также предприятия, которые заботятся о благополучии. В центре внимания ряда кейсов находится связь музыки и театрального искусства с общим благополучием.

Далее представлены кейсы, иллюстрирующие успешное внедрение кросс-инноваций в процесс достижения общего благополучия.

1. Премия «Golden Cubes» и приложение Onstage из Польши.

Данные польские проекты ориентированы на потребности аудитории и общественности, они используют творческие и инновационные способы их удовлетворения. Премия «Golden Cubes» [22] и приложение Onstage [23] возглавляются профессионалами в области искусства, которые проявили инициативу и воплотили творческие идеи в жизнь. Премия «Golden Cubes» способствует ознакомлению детей с городским наследием и архитектурой в целом. Приложение Onstage предназначено для того, чтобы зрители могли больше посещать и/или участвовать в прослушивании классической музыки – это первое приложение для организаторов концертов классической музыки.

Премия «Golden Cubes» присуждается Международным союзом архитекторов с 2011 г. за самые выдающиеся проекты в области образования в сфере искусственной среды; конкурс проводится с периодичностью раз в три года. Цель конкурса – поощрение и поддержка тех, кто закладывает основы для понимания архитектурных процессов и создания искусственной среды, популяризирует архитектурную культуру и работает с детьми и подростками для достижения ими понимания процесса формирования их ближайшего окружения. Программа «Архитектура и работа с детьми» организует премии от имени Международного союза архитекторов и его членских организаций.

Приложение Onstage разработано с целью повышения эффективности деятельности в области продаж и маркетинга, а также улучшения впечатления аудитории. Это инструмент для полноценного маркетинга и продажи билетов, предлагающий мгновенную информацию о предстоящих мероприятиях.

Одна из новых инициатив Golden Cubes Awards – образовательная онлайн-платформа в сфере разработки ADE (Architektura dla edukacji) – «Архитектура для образования». Платформа создает открытое пространство для обмена опытом и приобретения компетенций посредством электронного обучения, создания сетей, обмена знаниями и рекламы, короткометражных фильмов, упражнений и образовательных игр для детей и педагогов.

Golden Cubes Awards исследует способы развития сотрудничества между архитекторами, учителями и педагогами; объединяет ресурсы (знания, идеи и инструменты), которые могут способствовать обучению подрастающего поколения. Эта премия дает возможность привлечь внимание к активным педагогам, которые способствуют более глубокому пониманию важности архитектуры среди молодежи.

Приложение Onstage транслирует видео со сцены, снятое четырьмя камерами, позволяя, таким образом, зрителям видеть, что происходит на сцене в режиме реального времени, без задержки звука, характерной для проектов с большим экраном. С помощью этого приложения зрители также могут видеть интересные детали происходящего на сцене с экранов своих смартфонов. Onstage использует геолокацию и искусственный интеллект для перевода, предоставляя свежую информацию обо всех концертах и выступлениях в конкретном районе. При внесении изменений в программы мероприятий приложение обновляется автоматически.

Ключевым вызовом для Onstage App станет преодоление консервативного характера рынка государственных и частных учреждений в области классической музыки. Существуют также возрастные группы, с большей вероятностью слушающие классическую музыку, которые реже используют смартфоны, чем другие. В этой связи Onstage применяет новейшие цифровые технологии так, чтобы они были понятны для потенциальных потребителей и не отпугивали их. Услуги приложения бесплатны для его пользователей и основаны на модели B2B, доступной для крупных площадок.

В свою очередь, премия «Golden Cubes» стремится наилучшим образом выполнить основную миссию Национального института архитектуры и градостроительства по продвижению архитектурной и городской культуры и сохранению национального архитектурного наследия ХХ века. Для этого Golden Cubes Awards нацеливается на охват молодежи в рамках более общих мероприятий, включая исследования, документацию, популяризацию, выставки, образовательные кампании и публикации.

Приложение Onstage быстро стало популярным в Польше: так, в октябре 2020 г. оно охватило 500 концертов. На первую премию Golden Cubes Awards было подано 34 конкурсные работы, которые были использованы в качестве основы для создания карты учреждений, занимающихся архитектурным образованием. Таким образом, премия служит индикатором того, насколько увеличивается (и увеличивается ли) количество образовательных инициатив.

2. Проект Clowning Connects Us – ClowNexus.

ClowNexus предполагает трансграничное сотрудничество между восемью европейскими организациями клоунады в сфере здравоохранения (European Healthcare Clowning) из разных географических регионов. Проект способствует профессионализации культурного сектора ЕС и укрепляет межотраслевое сотрудничество. Другими словами, идея ClowNexus состоит в развитии трансграничного и межсекторального сотрудничества с целью объединения фокусов искусства, благополучия (well-being) и социальной интеграции. Текущий проект (длительностью с ноября 2020 г. до конца 2023 г.) возглавляет RED NOSES Clowndoctors International [24].

Ключевые цели проекта – улучшение доступа к интерактивным художественным представлениям для уязвимых групп общества и повышение общественного благосостояния в целом, включая опекунов и семей.

Clowning Connects Us финансируется программой ЕС «Creative Europe».

Инновации и ноу-хау:

‒ выработка методологий вовлечения аудитории, семей и социальных экспертов в процесс подготовки индивидуальных артистических выступлений;

‒ иллюстрация эффектов от недавно разработанных и внедренных инструментов мониторинга и оценки;

‒ привнесение вклада в повышение узнаваемости и осведомленности об искусстве для повышения уровня благополучия в Европе;

‒ завоевание признания со стороны лиц, ответственных за культурную и социальную политику, и рекомендация клоунады в сфере здравоохранения в качестве хорошей практики.

Основные задачи проекта заключаются в следующем. Во-первых, это поиск способов открыть радость от артистических представлений своей целевой аудитории, то есть группам, которые часто исключены из общества и испытывают трудности с доступом к этому удовольствию как часть широкой публики. Во-вторых, проект стремится добиться признания со стороны лиц, ответственных за культурную и социальную политику, которые впоследствии могли бы сослаться на результаты проекта, признав важность искусства с точки зрения содействия благополучию.

Для этого проект предусматривает показ специальных представлений, которые позволят целевой аудитории испытывать положительные эмоции от артистических выступлений.

Взаимодействие в рамках проекта ClowNexus должно оказать положительное влияние на социальную интеграцию целевых групп, объединяя аудиторию, членов семьи и опекунов в творческом процессе, а также на качество жизни, благополучие и психическое здоровье этих людей.

Как представляется, в будущем кросс-инновационные проекты, связанные с well-being, сыграют важную роль для здоровья населения, благополучия на индивидуальном и социальном уровнях и устойчивого развития стран.

Заключение

Изучение практического опыта реализации кросс-инновационных проектов позволяет с уверенностью заключить, что во всех 11 странах Партнерства «Северное измерение» присутствует высокая степень осведомленности об инновациях и существует множество инициатив на разных этапах развития, возглавляемых различными стейкхолдерами.

Совершенно очевидно, что источником ряда передовых межотраслевых инициатив являются страны, где инновационные проекты CCI имеют мощную поддержку со стороны государства; к таким странам относятся Финляндия, Швеция и Германия. В то же время данные свидетельствуют о том, что необходимо учитывать частные инвестиции, осуществляемые независимыми организациями, сообществами представителей творческих профессий или межсекторальными инициативами и предприятиями.

Компетенции и профессиональный вклад организаций сектора культурных и творческих индустрий важны во всех описанных выше областях межотраслевых инноваций. Существует также конкретное инновационное воздействие, которое определяет соответствующую межотраслевую сферу сотрудничества. Как уже отмечалось, в рамках направления «Возможности взаимодействия» для инноваций воздействие прочно связано с инновациями, решающими уникальную бизнес-проблему. Еще одна область касается контекста, который изменяет цепочку создания стоимости в сторону изменения принципов работы «традиционных» предприятий и может повлиять на аналогичные организации и соответствующие заинтересованные стороны (направление «Инновации в традиционных отраслях»). Что касается повестки well-being, то здесь влияние инноваций проявляется в запуске новых видов бизнеса и услуг, которые выходят за рамки компетенции CCI.

Все три области межотраслевого сотрудничества объединяются тем, что с точки зрения инноваций дихотомия старых и новых отраслей теряет свою актуальность. Процесс поиска жизнеспособных решений, которые служат экономическим целям (поставщики услуг или производители), или решений, адресованных сообществу (потребители, конечные пользователи, общественность), в контексте кросс-инновационных проектов имеет общие черты.

Межотраслевые инновационные инициативы в этих областях обычно являются результатом процесса сотрудничества через создание межотраслевой команды. Еще одна общая черта заключается в том, что подготовительный этап любого проекта на стыке творческих и нетворческих секторов экономики требует значительного внимания и ресурсов, которые имеют решающее значение для успеха любой кросс-инновационной инициативы.

Рассмотренные выше примеры кросс-инновационных инициатив представляют большую ценность с точки зрения исследования общих тенденций развития кросс-инновационного сотрудничества и его влияния на социально-экономическое развитие страны. Эти кейсы показательны тем, что каждый из них уникален по-своему, но при этом все они имеют общие характеристики, позволяющие сформулировать следующие основные выводы. Кросс-инновационные проекты способствуют появлению новых оригинальных экономических благ, которые производят не только субъекты CCI, но и другие экономические агенты, поскольку эти проекты формируют благоприятные условия для ведения бизнеса. При этом регионы и территории, которые служат пространством для разработки и развития кросс-инновационных проектов, привлекают инвестиции, рабочую силу и характеризуются более динамичным экономическим развитием. С учетом вышесказанного, культура в целом становится отдельным самовоспроизводящимся экономическим благом, а внедрение кросс-инноваций является одним из ключевых факторов ускорения темпов социально-экономического развития любой страны с целью выхода на более высокую траекторию долгосрочного экономического роста.


References:

Galkin D.V. (2005). Strategii kulturnogo razvitiya gorodov: sovremennye podkhody [The strategies of the cultural development of cities: some contemporary approaches]. The Journal of Sociology and Social Anthropology. (8). 41-57. (in Russian).

Gnedovskiy M. (2005). Tvorcheskie industrii: politicheskiy vyzov dlya Rossii [Creative industries: a political challenge for Russia]. Domestic notes. (4). 168-169. (in Russian).

Kazakova M.V. (2020). Kulturnye i kreativnye industrii: granitsy ponyatiy [Cultural and creative industries: concepts limits]. Creative economy. (11). 2875-2898. (in Russian).

Kazakova M.V. (2022). Metodologicheskie osnovy kross-innovatsionnyh proektov v sfere tvorcheskikh industriy (Methodological Foundations of Cross-Innovation Projects in Creative Industries) [Methodological Foundations of Cross-Innovation Projects in Creative Industries]. Ssrn. (in Russian).

Khezmondalsh D. (2014). Kulturnye industrii = The Cultural Industries [The Cultural Industries] (in Russian).

Koleva P. Collaboration and Innovation in the Northern Dimension Countries. Study // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. 2021. Retrieved June 10, 2021, from https://ndpccrossinno.eu/wp-content/uploads/2021/02/Final-study_EN.pdf

Koleva P. Cross-Sectoral Innovation Initiatives. Three Priority Areas in Northern European CountriesCross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. 2020. Retrieved June 10, 2021, from https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjEvMDEvMDcvOWgwOHY3cmtxeV9BTV9RdWFydGVybHlfRGVjZW1iZXIyMDIwX1BldHlhX2ZpbmFsLnBkZiJdXQ/AM_Quarterly_December2020_Petya_final.pdf?sha=7dc491a860773a17

Lendri Ch. (2011). Kreativnyy gorod = The creative city [The creative city] (in Russian).

Mezh B., Kiriya I.V. (2019). Kreativnye industrii: v poiskakh stabilnosti kontsepta [Creative industries: in search of concept stability]. Kommunikatsii. Media. Dizayn. (3). 22-37. (in Russian).

Vasetskiy A.A., Zuev S.E. (2010). Kulturnye industrii kak znachimyy faktor politiki [Cultural industries as a significant policy factor]. Power. (4). 65-69. (in Russian).

Zelentsova E., Gladkikh N. (2021). Tvorcheskie industrii: teorii i praktiki [Creative industries: theories and practices] (in Russian).

Zelentsova E.V. (2008). Stanovlenie i razvitie kreativnyh industriy v sovremennoy kulture: analiz zarubezhnogo opyta [Stanovlenie i razvitie kreativnyh industriy v sovremennoy kulture: analiz zarubezhnogo opyta] (in Russian).

Страница обновлена: 10.04.2025 в 09:00:26