Enhancing the innovation potential of small business as a tool for Russia's economic security

Borisov S.A.1, Somenkova N.S.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49860726
Cited: 7 by 30.01.2024

Abstract:
Innovative development of small business acts as one of the key factors in accelerating market transformations and contributes to the socio-economic development of modern society. An increase in the number of small enterprises causes an increase in economic indicators and the quality of life of the population provide rapid generation of new jobs, reducing social tension. This contributes to ensuring the economic security of the country. Today, there are serious problems facing small businesses, due to the consequences of the COVID-19 pandemic and a number of sanctions of other countries against the Russian Federation. The authors of the article carry out an economic and statistical analysis of the activities of small enterprises consider the main problems of their functioning in modern conditions. The list of measures aimed at increasing the innovative potential of small enterprises and overcoming crisis phenomena in the economy considered.

Keywords: innovative development, small enterprises, sanctions, economic security

JEL-classification: M21, L26, O31



Введение. Инновационное развитие малого предпринимательства выступает в качестве одного из ключевых факторов ускорения рыночных преобразований и способствует социально-экономическому развитию современного общества. Увеличение оборота малых предприятий способствует росту экономических показателей и повышению качества жизни населения. Являясь драйвером инноваций, малый бизнес обеспечивает быструю генерацию новых рабочих мест и уменьшает социальную напряженность. Поэтому во многих развитых странах, включая Россию, инновационное развитие малого предпринимательства является стратегическим фактором обеспечения экономической безопасности.

Проблемы функционирования малого предпринимательства в России широко рассматриваются в научных публикациях. Проблема инновационного развития малых предприятий исследована в научных работах: Е.В. Булановой, Н.С. Соменковой, Н.А. Ягуновой [2] (Bulanova, Somenkova, Yagunova, 2019), Е.А. Гончаровой [4] (Goncharova, 2020), А.А. Шпилевой [18] (Shpilyova, 2021).

Влияние пандемии COVID-19 на развитие малого бизнеса рассматривается в работах: Е.А. Борковой, М.В. Доронина, А.С. Мазина [1] (Borkova, Doronin, Mazin, 2021), Н.Д. Воронова [3] (Voronov, 2021), Е.В. Дробот, И.Н. Макарова, С.М. Манасяна, В.С. Назаренко [5] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko, 2020). Работы А.В. Козырева [9] (Kozyrev, 2021), А.А. Смирновой [15] (Smirnova, 2021), А.В. Ханиной, А.В. Зимовца [17] (Khanina, Zimovets, 2022) посвящены изучению мер государственной поддержки малого предпринимательства в условиях пандемии, «оценке их эффективности» [8] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald, Kazantsev, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2021).

Интерес представляет также научная работа С.Г. Захаровой и С.А. Борисова [6] (Zakharova, Borisov, 2018), в которой рассматриваются возможности участия малого бизнеса в контрактной системе, а также предлагаются способы повышения спроса на услуги малых предприятий в условиях санкций.

При этом недостаточно изученными остаются вопросы повышения инновационного потенциала малого предпринимательства в условиях экономических санкций в отношении России.

В связи с этим возрастает актуальность и практическое значение исследования возможностей повышения инновационного потенциала малого предпринимательства в системе вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Целью исследования является анализ возможностей инновационного развития малого предпринимательства в системе вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Научная новизна исследования заключается в том, что проанализированы возможности инновационного развития малых предприятий в условиях экономических санкций в отношении России, систематизированы меры государственной поддержки малого предпринимательства и определено их влияние на развитие малого бизнеса.

Гипотеза исследования предполагает наличие зависимости обеспечения экономической безопасности России от инновационного развития малого предпринимательства.

В качестве методической базы исследования использовались: логико-структурный, системный и сравнительный анализ. Материалами для исследования послужили статистические данные с сайта Федеральной службы государственной статистики.

Возможности инновационного развития субъектов малого предпринимательства в России. В результате воздействия последствий ограничений, введенных из-за распространения COVID-19 и экономических санкций в отношении РФ, оборот малых предприятий в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшился на 10,8% и составил 25619,84 млрд руб. (рис. 1). Однако уже в 2021 году ряд сфер малого предпринимательства смогли преодолеть кризис и увеличить свой оборот. Так, в первом полугодии 2021 года оборот малых предприятий увеличился на 18% по сравнению с 2020 годом [16].

Рисунок 1. Оборот малых предприятий (без микропредприятий)

в РФ в 2017–2021 гг., млрд руб.

Источник: составлено авторами.

В 2021 году по обороту малого бизнеса лидировала розничная и оптовая торговля (вместе с авторемонтом), доля которой составила около 51% совокупной выручки. По 10% выручки приходится на обрабатывающую промышленность и строительство, по 5,5% – транспортировку/хранение и операции с недвижимостью [16].

Наибольший прирост оборота среди субъектов малого предпринимательства был достигнут в туристическом бизнесе (+125,7%), рекламном бизнесе (+54,1%), а также в сфере искусства и развлечения (+49,1%). Самую низкую динамику оборота показала оптовая торговля (+5,1%).

В 2021 году, по сравнению с предыдущим годом, количество малых предприятий уменьшилось на 2% и составило 2,29 млн предприятий. При этом на 7,2% увеличилось число индивидуальных предпринимателей (ИП) [16].

Половина малых предприятий (МП) сосредоточена в двух федеральных округах (Центральном и Приволжском). Самый низкий показатель отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение малых предприятий по федеральным округам в 2021 году

Источник: составлено авторами.

В современных условиях конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от возможности внедрения инноваций.

В РФ за период с 2009 по 2019 г. удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличился и составил 5,9% (рис. 3). Ведущую позицию по внедрению технологических инноваций МП занимает Приволжский федеральный округ (6,4%). Доля Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов по данному показателю наименьшая.

Рисунок 3. Доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в РФ, %

Источник: составлено авторами.

Наиболее высокая доля МП, осуществляющих технологические инновации, наблюдается на предприятиях по производству лекарственных средств (21,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (18%), энергетического оборудования (11,4%).

На рисунке 4 представлена динамика изменения доли МП, осуществлявших технологические инновации в период с 2007 по 2019 год.

Рисунок 4. Динамика изменения доли малых предприятий, осуществлявших инновации

в период с 2007 по 2019 год

Источник: составлено авторами.

Рисунок 4 демонстрирует динамику изменения удельного веса МП, осуществляющих технологические инновации за период 2007–2019 гг., по Приволжскому федеральному округу в целом и по Нижегородской области. На основании продемонстрированной на рисунке 4 динамики можно сделать вывод, что за последние годы доля таких предприятий увеличилась как в Нижегородской области, так и в Приволжском федеральном округе в целом. При этом Нижегородская область является одним из локомотивов развития Приволжского федерального округа, так как доля МП, осуществляющих технологические инновации, в Нижегородской области выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу. Для более наглядного отражения динамики изменения данного показателя в Нижегородской области был построен степенной тренд, который также может быть полезен при прогнозировании данного показателя на последующие временные периоды.

За анализируемый период затраты МП на инновационную деятельность в РФ увеличились в 4 раза и составили 27340,2 млн руб. (рис. 5). Причем увеличение затрат на инновационную деятельность субъектов малого бизнеса наблюдается во всех федеральных округах, кроме Сибирского. Приволжский федеральный округ занимает второе место по данному показателю, уступая только Центральному федеральному округу.

Рисунок 5. Затраты на инновационную деятельность малых предприятий в РФ, млн руб.

Источник: составлено авторами.

Увеличение затрат на инновационную деятельность свидетельствует о понимании руководителями компаний, что повышение конкурентоспособности бизнеса невозможно без внедрения инноваций. За последние три года малый бизнес значительно увеличил инвестиции в цифровые технологии. В 2020 году высокого уровня цифровизации среди ИП достигли 10%, среди МП – 15% [14].

Ограничения во время пандемии COVID-19 ускорили процессы, связанные с внедрением цифровых технологий малыми предприятиями. Использование цифровых технологий позволяет повысить эффективность бизнеса за счет минимизации затрат (инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, финансовые инструменты онлайн-платежей, 1С).

Субъекты малого бизнеса активно внедряют такие цифровые технологии, как широкополосный интернет, электронный обмен данными, серверы, электронный документооборот, веб-сайты, ERP (система планирования ресурсов фирмы), CRM (система управления отношениями с клиентами), SCM-системы (система управления процессами поставок), чат-боты для продвижения услуг (например, турфирмы), облачные решения (электронная почта, файловое хранилище Яндекс. Диск, «Офис» в облаке, IT-аутсорсинг, аренда облачных приложений).

Кроме того, малые промышленные фирмы используют: промышленный Интернет вещей (IIoT), робототехнику, сенсорные технологии, аддитивное производство (3D-печать), искусственный интеллект.

Облачные решения гарантируют предпринимателям безопасность данных, а также с минимальными затратами форсируют обновление информационных платформ [12] (Novoseltseva, Rasskazova, 2020).

Малые компании применяют lean-технологии управления (системы TPM, 5S, «6 сигм»), которые позволяют без значительных вложений сократить издержки, увеличить производительность и прибыль.

Проведенное исследование позволило выявить факторы, ограничивающие возможности инновационного развития малого бизнеса в России:

- высокие ставки по кредитам;

- недостаток финансовых средств для открытия бизнеса, внедрения передовых производственных технологий, модернизации оборудования;

- высокие «инновационные риски» [7] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Frenkel, Bykovskaya, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2020);

- сопротивление руководителей изменениям.

Решить данные проблемы без государственной поддержки невозможно.

Механизм государственной поддержки малого предпринимательства в России. В конце 2020 года Российский союз промышленников и предпринимателей провел опрос компаний в целях оценки мер финансовой поддержки в условиях пандемии. Доля МП среди участников опроса составила 31,3% [13].

Опрос показал, что 40% субъектов малого бизнеса воспользовались мерами финансовой поддержки. Наиболее востребованными были меры поддержки, направленные на уменьшение/компенсацию затрат (25% респондентов), на сохранение рабочих мест (25%), а также на повышение доступности кредитов (15,7%).

Почти 30% МП при получении мер поддержки столкнулись с проблемой выполнения условий программы (например, сохранение 100% численности сотрудников на долгосрочный период), 25% опрошенных были недовольны дополнительными требованиями со стороны банков (запрос излишних документов) и сложной процедурой отчетности, 10% участников опроса отметили организационные трудности (отказ в удаленном открытии счета). Треть из числа малых компаний, получивших поддержку, не сталкивались с серьезными проблемами.

Около 30% опрошенных считают оказываемые меры финансовой поддержки эффективными. Отрицательную оценку дали 17,1% респондентов. Большинство представителей малого бизнеса (41,2%) отметили, что этих мер недостаточно, но органы власти делают все возможное.

Оценка малым бизнесом мер государственной поддержки и выявленные проблемы развития малых предприятий свидетельствуют о недостаточности применяемых мер в условиях пандемии и необходимости их дальнейшего совершенствования.

Для стабилизации ситуации в период экономических санкций и сглаживания последствий пандемии Правительством РФ в марте 2022 года был разработан дополнительный комплекс мер антикризисной поддержки малого предпринимательства.

Наиболее эффективными предприниматели считают налоговые [11] (Lev, Bolonin, Leshchenko, 2022) и банковские меры поддержки. Рассмотрим их более подробно.

К налоговым льготам относятся:

- предоставление налоговых каникул до 1 января 2025 г. для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) или упрощенную систему налогообложения (УСН); применяется для ИП, осуществляющих деятельность в установленных сферах (бытовые услуги, гостиничные услуги, производственная, научная, социальная сферы);

- установление нулевой ставки НДС с 01.07.2022 для бизнеса, работающего в сфере гостиничных услуг и услуг по предоставлению в аренду или пользование объектов туриндустрии;

- возмещение НДС за 2022–2023 годы в заявительном (ускоренном) порядке;

- приостановление выездных налоговых проверок для IT-компаний до 3 марта 2025 г.;

- освобождение от уплаты налога на прибыль ИТ-компаний за периоды 2022–2024 гг., ранее плативших этот налог по ставке 3%;

- применение с 1 июля 2022 г. автоматического налогового режима (АУСН) в отношении организаций и ИП с годовым доходом до 60 млн руб. и численностью до 5 человек.

Среди банковских мер поддержки отметим отсрочку до 6 месяцев по кредитам, выданным до 1 марта 2022 года для малых предприятий из числа отраслей, пострадавших от пандемии COVID-19; компенсацию затрат в случае использования системы быстрых платежей; кредиты для IT-компаний по ставке, не превышающей 3% и льготную ипотеку для сотрудников этих компаний.

Введен «зонтичный» механизм поручительства, позволяющий без предоставления банку залога получить кредиты малым предприятиям и ИП, которые удовлетворяют требованиям законодательства и находятся в реестре МСП. Данные кредиты предоставляются на развитие бизнеса, пополнение оборотных средств или рефинансирование старого кредита. В этом случае гарантом возврата кредита становится Корпорация МСП.

Отдельно следует отметить программы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Так, по антикризисной программе МП предоставляется кредит/рефинансирование по ставке до 8,5%. Программа оборотного кредитования предусматривает получение МП льготного кредита (или рефинансирование ранее полученного) по ставке не более 15%. При этом сумма кредита по данной программе не может превышать 300 тыс. руб.

МП также могут воспользоваться для открытия нового бизнеса или расширения производства инвестиционным льготным кредитом на срок до 3 лет по ставке не выше 15%. Сумма кредита не может быть больше 1 млн руб. [10].

Кроме того, малые предприятия до 30 сентября 2022 года могут воспользоваться отсрочками по кредитам.

Проведенное исследование показало, что около 40% предпринимателей считают применяемые меры недостаточными для решения их проблем в современных условиях, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование государственной поддержки.

Заключение

Таким образом, инновационное развитие малого бизнеса является стратегическим фактором обеспечения экономической безопасности страны. Современные тенденции развития бизнеса требуют все более активного внедрения цифровых технологий в деятельность субъектов малого предпринимательства, поскольку цифровизация определяет качество и скорость производственных процессов, а также повышает эффективность решения бизнес-задач.

Правительство РФ осуществляет значительную поддержку малого предпринимательства в современных условиях, применяя разнообразные меры поддержки. Наиболее востребованными у предпринимателей мерами поддержки являются меры, направленные на повышение доступности кредитов, уменьшение расходов и сохранение рабочих мест.

Однако при получении мер поддержки малые предприятия сталкиваются с рядом проблем, основными из которых являются: установление банками дополнительных требований, невозможность выполнения условий программы, сложная процедура отчетности. Поэтому необходимо повышать эффективность оказания мер государственной поддержки.


References:

Borkova E.A., Doronin M.V., Mazin A.S. (2021). Ekonomicheskie posledstviya koronavirusnoy infektsii dlya malogo biznesa [Economic consequences of coronavirus infection for small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (5). 1181-1194. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112085.

Bulanova E.V., Somenkova N.S., Yagunova N.A. (2019). Formirovanie strategii razvitiya malogo innovatsionnogo predpriyatiya promyshlennogo kompleksa [Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (2). 449-466. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.

Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S. (2020). Malyy i sredniy biznes v Rossii: kak zhit vo vremya i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in russia: how to live during and after the crisis?]. Creative economy. 14 (10). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110897.

Goncharova E.A. (2020). Tendentsii razvitiya vysokotekhnologichnogo malogo biznesa v sisteme sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti v regionakh Rossii [Trends in the development of high-tech small business in the system of social and economic security in the regions of russia]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 3 (2). 219-232. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.2.110273.

Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2021). Ekspertnaya otsenka proekta federalnogo byudzheta na 2022 god i na planovyy period 2023-2024 godov [Expert evaluation of the draft federal budget of the russian federal budget for 2022 and for the planned period 2023-2024]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (11(119)). 138-163. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.

Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Frenkel A.A., Bykovskaya Yu.V., Ivanov E.A., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2020). Osnovnye tendentsii razvitiya ekonomiki Rossii na ocherednoy trekhletniy period: analiz, riski, prognoz [Main trends in the development of the russian economy for the next three-year period: analysis, risks, forecast]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 3 (4). 415-442. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.

Khanina A.V., Zimovets A.V. (2022). Posledstviya pandemii COVID-19 dlya subektov malogo i srednego predprinimatelstva: prognoznyy stsenariy effektivnosti mer podderzhki [Covid-19 pandemic impact on small and medium-sized businesses: forecast scenario of support measures effectiveness]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 511-526. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114192.

Kozyrev A.V. (2021). Kontseptsiya adaptivnoy sistemy razvitiya infrastruktury podderzhki malogo predprinimatelstva [The concept of an adaptive infrastructure development system to support small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2755-2774. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114049.

Lev M.Yu., Bolonin A.I., Leschenko Yu.G. (2022). Nalogovoe administrirovanie kak mekhanizm ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti nalogovoy sistemy gosudarstva [Tax administration as a mechanism for strengthening the economic security of the tax system of the state]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (2). 525-546. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.

Novoseltseva G.B., Rasskazova N.V. (2020). Perspektivy malogo biznesa v tsifrovoy ekonomike [The prospects for small business in the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 521-532. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.

Shpilyova A.A. (2021). Protsessy tsifrovizatsii v kompaniyakh malogo i srednego biznesa v usloviyakh pandemii [Digitalization processes in small and medium-sized businesses in the context of a pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (2). 299-312. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111637.

Smirnova A.A. (2021). O merakh gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatelstva v period pandemii COVID-19 v Rossii [Measures of state support for small businesses during the covid-19 pandemic in russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (2). 285-298. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111588.

Voronov N.D. (2021). Konkurentosposobnost malogo i srednego predprinimatelstva: sushchnost, puti povysheniya, vzaimosvyaz s tenevoy ekonomikoy [Competitiveness of small and medium-sized enterprises: essence, ways to increase, relationship with the shadow economy]. Shadow Economy. 4 (4). 307-326. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.4.113941.

Zakharova S.G., Borisov S.A. (2018). Spros na uslugi malyh predpriyatiy v ramkakh munitsipalnyh kontraktov v usloviyakh sanktsiy [Demand for services of small enterprises in the framework of municipal contracts under conditions of sanctions]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (3). 42-48. (in Russian).

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:42:04