Analysis of the current state of measures to support small and medium-sized businesses in Russia amidst the coronacrisis
Sannikov D.V.1
1 Югорский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 45 | Citations: 9
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 6 (June 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49089378
Cited: 9 by 07.12.2023
Abstract:
The article is devoted to measures of state support for small and medium-sized enterprises in Russia. Institutions and mechanisms to support entrepreneurship in Russia during the difficult period of the covid-19 pandemic and in the face of numerous sanctions are discussed. One of the main projects to support small and medium–sized businesses in Russia is the National Project to Support Small and Medium-sized Businesses. This Project provides comprehensive support and is aimed at creating comfortable conditions for the development of entrepreneurship. Along with general state support measures, there are also regional ones, which differ in their heterogeneity due to the different level of economic development of the subjects of the Russian Federation. Moreover, the events of recent years, which have complicated the economic situation in Russia, have predetermined the introduction of a special package of anti-crisis measures designed to reduce the negative impact of the pandemic and sanctions on business, with special attention paid to IT companies. The author also provides an assessment of the effectiveness of measures to support entrepreneurship. As a result, it was concluded that the above-mentioned measures of support could still have some positive impact on small and medium-sized businesses after a long period of stagnation, but their effectiveness is still less than expected.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20436, https://rscf.ru/project/22-28-20436/ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
ACKNOWLEDGMENTS:
The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-28-20436, https://rscf.ru/project/22-28-20436/ and the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra.
Keywords: support for small and medium-sized businesses, entrepreneurship, state support mechanisms, regional support measures, tools to support small and medium-sized businesses
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20436, https://rscf.ru/project/22-28-20436/ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
JEL-classification: L26, M11, M21
Введение
Предпринимательство играет немалую роль в экономической стабильности государства и его регионов, а также в развитии социальной и научно-технической сферы государства. Эта отрасль обеспечивает население необходимыми товарами и дает рабочие места. Уровень развития предпринимательства отражает состояние многих других направлений, таких как экономическая свобода в обществе; качество и предпринимательская инициатива человеческого капитала; степень развития информационных технологий [17] (Sedyh, Makarenko, 2015). Именно поэтому государство стремится стимулировать и поддерживать развитие предпринимательства в стране.
В настоящее время наша страна столкнулась с проблемами, значительно осложняющими ситуацию в экономике страны, – это последствия пандемии коронавируса и огромное количество достаточно жестких санкций от многих стран мира. Все эти факторы привели к тому, что теперь необходимо приложить большие усилия, чтобы не дать уровню экономики нашей страны резко и значительно снизиться, необходимо принять грамотные и решительные действия, в которые, несомненно, должны входить и мероприятия по поддержке МСП (малое и среднее предпринимательство) как на государственном, так и на региональном уровне. Это представляется неотъемлемой частью политики поддержки экономики, так как деятельность малых и средних предприятий оказывает большое влияние на рост экономики в любой стране, что, в свою очередь, как мы знаем, залог процветания общества и страны [18] (Solodilova, Malikov, Grishin, 2018). Всем вышеперечисленным и обосновывается актуальность исследования мер поддержки малого и среднего бизнеса в России, применяемых на сегодняшний день.
Исследованию механизмов и институтов мер поддержки МСП в Российской Федерации посвящено множество работ отечественных научных деятелей. Состояние малого и среднего предпринимательства на современном этапе рассмотрено в работах Иванова И.Н., Лукьяновой Т.В., Орловой Л.В. [7] (Ivanov, Lukyanova, Orlova, 2020), Поддубной М.Н., Саркисовой В.К. [16] (Poddubnaya, Sarkisova, 2021). Общим вопросам инфраструктуры мер поддержки МСП посвящены работы Красовского Н.А. [9] (Krasovskiy, 2021), Седых Ю.А., Макаренко Т.А. [17] (Sedyh, Makarenko, 2015), Солодиловой Н.З., Маликова Р.И., Гришина К.Е. [18] (Solodilova, Malikov, Grishin, 2018) и др. Также уже существует ряд работ, освещающих состояние мер поддержки отечественного сектора МСП на современном этапе в период пандемии коронавируса, к ним относятся исследования Морозко Н.И., Морозко Н.И., Диденкос В.Ю. [12] (Morozko, Morozko, Didenko, 2021), Архипова П.А. [2] (Arkhipov, 2021), Зотовой Е.В., Каргина Ю.И., Дворецкой Т.В. [6] (Zotova, Kargin, Dvoretskaya, 2021), Мусиновой Н.Н., Сергиенко Н.С. [13] (Musinova, Sergienko, 2021), Молева Д.А. [11] (Molev, 2020) и др.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выяснить, какие меры поддержки МСП в России применяются на сегодняшний день, и оценить их эффективность в существующих условиях. Новизна данной работы заключается в том, что проведен наиболее полный обзор инфраструктуры и инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства, сложившихся в период пандемии и антироссийских санкций, а также проанализированы показатели, характеризующие эффективность этих мер поддержки, и проведен сравнительный анализ ожидаемых результатов от программ поддержки МСП с реальными показателями.
Авторская гипотеза состоит в предположении, что в условиях ограничений пандемии Covid-19 и санкций государство обратит особенное внимание на поддержку сектора МСП в Российской Федерации, который находился в состоянии стагнации на протяжении последних десяти лет и которому в условиях экономического кризиса грозит снижение существующего и так невысокого уровня развития, что как минимум не позволит показателям малого и среднего бизнеса снизиться, а при успешном раскладе приведет к небольшому росту уровня экономического развития МСП в России.
В качестве методологической основы исследования выступили анализ теоретической базы и данных статистики мер поддержки МСП, описательный анализ действующих мер поддержки МСП, а также оценка их эффективности в существующих условиях.
Современное состояние сектора МСП в России
По сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в апреле 2022 года в России зарегистрировано 5,9 миллиона субъектов МСП [5]. В соответствии с российским законодательством субъекты малого и среднего предпринимательства определяются по двум основным критериям: сумма годового дохода предприятия и количество работников (является основным критерием отнесения предприятия к тому или иному виду). По этим критериям выделяются три вида МСП:
1) микропредприятия – доход до 120 млн рублей в год, до 15 человек;
2) малые предприятия – доход до 800 млн рублей в год, до 100 человек;
3) средние предприятия – доход до 2 млрд рублей в год, до 250 человек.
Что касается уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в России, то он остается достаточно низким в сравнении с другими странами, доля МСП в ВВП страны на 2021 год составила лишь 20,8%, а доля в числе занятых – 27%, что значительно ниже показателей других стран, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Доля МСП в ВВП и доля занятых в странах на 2021 год, %
Источник: составлено автором на основе Доклада Президенту РФ 2021 г. Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [4].
В существующих на сегодняшний день обстоятельствах сложно говорить о работе над развитием и ростом экосистемы предпринимательства в России, так как основная задача сейчас в условиях пандемии и санкций от США и Евросоюза и других стран, обрушившихся на нас в первой половине 2022 года, которые, вероятно, будут множиться в течение этого года, не допустить огромного падения уровня экономики в России и вернуться для начала к тому уровню, которого уже достигли в 2021 году.
Все вышеописанные обстоятельства подтверждают необходимость государства уделить особое внимание поддержке сектора малого и среднего предпринимательства. Малым предприятиям всегда было сложно удержаться на плаву во времена кризиса, а в данный момент это трудно для них как никогда, учитывая практически прекратившиеся отношения со многими зарубежными поставщиками и резкое падение платежеспособности населения.
Анализ эффективности Национального проекта по поддержке МСП
Основным нормативно-правовым актом, определяющим регулирование сектора МСП в нашей стране, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [21], в котором закреплены основные положения, касающиеся сферы малого и среднего предпринимательства в России. В соответствии с этим законом выстраивается стратегическая программа, на данный момент принято распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», последняя редакция которого была осуществлена 30.03.2018. Данная стратегия определяет, как будет строиться система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в конкретный период, так, до 2030 года основным направлением развития стало создание комфортных условий для развития предпринимательства в России. Исходя из стратегии, формируются необходимые механизмы и программы поддержки.
Один из самых масштабных проектов по развитию сектора МСП создан в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (в ред. от 18.03.2020) [20] – это национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [15]. Планируемая дата завершения Национального проекта – конец 2024 года, бюджет данного проекта составляет 408,26 млрд рублей. Стоит отметить, что в ходе реализации Национального проекта его бюджет был значительно сокращен более чем на 15%, первоначально на проект было выделено 481,5 млрд рублей. Если учитывать инфляцию, которая, по прогнозам Центрального Банка России, в рамках базового сценария в 2022 году составит от 18 до 23% (в % к декабрю 2021 года), бюджет реальной поддержки окажется гораздо более низким. К задачам Национального проекта относится:
1) сформировать такие условия, в которых предприниматели смогут легко начать свое дело и комфортно его развивать;
2) создать комфортные условия для ведения деятельности самозанятыми посредством введения нового режима налогообложения, а также при помощи других видов поддержки;
3) обеспечить комплексную систему акселерации, которая будет включать в себя налоговые и финансовые виды поддержки организаций МСП, а также систему, способную обеспечить комфортную работу и развитие предприятий МСП, возможность получать заказы от крупных компаний;
4) создать цифровую экосистему, которая будет отвечать потребностям малого и среднего бизнеса, а также самозанятых и физических лиц, планирующих начать свое дело, будет содержать актуальные для пользователей сервисы, иметь удобный интерфейс и предоставлять возможность подобрать подходящий инструмент поддержки для предпринимателя;
5) достичь показателя количества работников в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, на отметке 25 млн человек до конца 2024 года.
Изначально Национальный проект включал в себя пять федеральных проектов, призванных повысить уровень развития малого и среднего предпринимательства в РФ, но позже, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Минэкономразвития России разработало новую структуру национального проекта, где представлено уже четыре федеральных проекта по поддержке МСП вместо пяти (Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» завершился в 2020 году), а именно:
1) «Поддержка самозанятых»;
2) «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (предакселерация);
3) «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
4) «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами».
Данные проекты включают в себя множество видов поддержки соответствующих направлений. Рассмотрим детально каждый из проектов, так как они на сегодняшний день являются одними из основных направлений политики развития МСП в России.
Федеральный проект «Поддержка самозанятых» был добавлен в Национальный проект уже после его запуска, это связано с тем, что введенный в 2019 году в качестве эксперимента специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» получил положительные результаты и появилась необходимость в поддержке нового вида самостоятельной деятельности – самозанятых. Таким образом, самозанятые граждане в России приравнены к субъектам МСП, что подтверждает их включение в реестр МСП, включение специального федерального проекта, посвященного мерам поддержки для самозанятых, в Национальный проект по поддержке МСП. Этот федеральный проект включает в себя следующие мероприятия:
1) льготная ставка для самозанятых на микрозаймы в государственных микрофинансовых организациях;
2) финансовая поддержка от гарантийных организаций регионов и участников Национальной гарантийной системы, таких как АО «МСП Банк» и АО «Корпорация «МСП»;
3) обеспечение центрами «Мой бизнес» информационной, образовательной и консультационной помощи;
4) предоставление в пользование объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, и др. [23].
Целью следующего федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», направленного на поддержку малого и среднего предпринимательства, стало обеспечение комфортных условий для начинающих предпринимателей, а также для физических лиц, кто только планирует начать свое дело, в ведении бизнеса. Основные мероприятия поддержки МСП данного проекта:
1) обеспечение лояльного налогообложения для предпринимателей;
2) введение новых упрощенных правил предоставления предпринимателями отчетностей всех видов (финансовой, налоговой, статистической);
3) обеспечение возможности для предприятий малого и среднего бизнеса из сферы торговли и предоставления услуг осуществлять платежи при помощи системы быстрых платежей с комиссией не более 1%;
4) финансовая компенсация арендных расходов за частные помещения или предоставление в пользование производственных и офисных площадей, поддерживаемых Минэкономразвития России;
5) прямая финансовая поддержка в виде грантов субъектам МСП социальной сферы, а также другие виды финансовой поддержки;
6) предоставление комплекса услуг информационного, консультационного и образовательного характера посредством центров «Мой бизнес» и другие [24].
Следующий федеральный проект, входящий в Национальный проект по поддержке МСП, – это «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», он направлен на поддержку предпринимателей, уже осуществляющих свою деятельность, данный проект призван способствовать росту этих предприятий и помогать им выйти на экспорт. Состав мероприятий поддержки МСП в рамках этого проекта таков:
1) применение налогового режима, который обеспечит постепенное изменение налоговой нагрузки на растущие предприятия;
2) льготная кредитная ставка 7% для малых и средних предприятий, а также обеспечение других мер по финансовой и гарантийной поддержке;
3) предоставление новых финансовых инструментов, таких как краудинвестинговые и факторинговые платформы;
4) прямая финансовая поддержка в виде грантов на создание и расширение производства инновационных товаров;
5) комплексная поддержка в специализированных центрах «Мой бизнес» и другие [22].
Последний федеральный проект, входящий в Национальный проект, – «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами» [25], этот проект направлен на создание единой цифровой экосистемы, которая будет осуществлять консультационную, образовательную и информационную поддержку предпринимателям малого и среднего звена. Данный проект получил свою реализацию лишь в 2022 году в виде сервиса «Цифровая платформа МСП» [26]. На сегодняшний день платформа работает еще в тестовом режиме, предпринимателям доступно три направления помощи на данном сервисе: онлайн-сервисы, статистика и бизнес-обучение, помимо этого, предприниматели смогут найти в сервисе информацию о доступных мерах поддержки.
Если говорить о промежуточных результатах Национального проекта, то одним из двух основных измеримых показателей его успешности является количество занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства, которое теперь включает индивидуальных предпринимателей и самозанятых. На момент окончания проекта в его паспорте прогнозировалось 25 млн занятых человек. На 31.03.2022 года число самозанятых и работников МСП в России по данным, представленным на цифровой платформе МСП, составило 25,2 млн человек, в то время как в паспорте проекта стартовым значением 2018 года значилось 19,2 млн человек, что означает, казалось бы, отличные результаты, намного превышающие запланированные (на конец 2021 года этот показатель, по планам Национального проекта, должен был находиться на отметке 21,97 млн работников) [19]. Однако такой рост обеспечен лишь резко прибавившимся числом самозанятых граждан, в то время как без них этот показатель составляет 20,6 млн человек, по данным Единого реестра и цифровой платформы МСП [5]. Уровень занятых в малом и среднем предпринимательстве находился в стагнации на протяжении последних 10 лет (рис. 2) и лишь в 2021 году получил некоторое развитие, хоть и все еще слишком далекое от экономик развитых стран. Также неизвестно, удастся ли удержать данный уровень занятых при сегодняшних активно развивающихся событиях, когда все новые санкции появляются практически ежедневно.
Рисунок 2. Количество занятых в МСП за последние 11 лет, млн чел
Источник: составлено автором на основе Доклада Президенту РФ 2021 г. Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [4].
Еще один показатель, обозначенный в паспорте Национального проекта, являющийся одним из основных показателей эффективности программ поддержки МСП и указывающий на уровень развития этого сектора экономики, – это доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. К концу 2024 года, по плану Национального проекта, доля МСП в ВВП должна достигнуть 32,5% [15], однако этот показатель слишком далек от того, что мы имеем на сегодняшний день, а именно всего 20,8% [4] за 2021 год. Базовое значение на начало действия проекта составляло 20,3%, а к концу 2021 года должно было составлять 25%. Догнать планируемые значения было бы сложно и в обычных экономических условиях, не говоря уже о нынешнем серьезном кризисе. Стоит отметить, что этот показатель, оставшийся в приблизительно прежних значениях, отражает истинную картину положения уровня сектора МСП в России, в отличие от количества работников МСП, которое по изначальному плану Национального проекта по поддержке МСП проекта должно было достигнуть уровня 25 млн человек лишь к 2024 году, но за счет числа самозанятых уже сейчас опережает ожидаемый конечный результат на 0,2 млн человек [15]. К слову, в этом показателе в последние десять лет была та же стагнация, что и в уровне занятых в МСП, и лишь в 2021 году появились первые результаты работы по поддержке МСП, а также сказалось послабление в мерах по предотвращению распространения вируса COVID-19.
Вышеописанное положение основных показателей эффективности реализации Национального проекта позволяет говорить о том, что проект, возможно, позволил немного поднять экономический уровень сектора МСП в России наряду с послаблением режима самоизоляции, хоть при его планировании еще не существовало тех осложняющих экономическую жизнь нашей страны факторов: пандемии COVID-19 и серьезных санкций от многих стран мира. В ходе проекта при изменении внешних условий его перерабатывали и видоизменяли, так, вместо пяти федеральных проектов их стало четыре, но эти осложняющие факторы носят беспрецедентный характер, и экономический кризис, в который погрузилась экономика нашей страны, достаточно велик, что осложняет положение и не дает верить в позитивные прогнозы.
Региональные меры поддержки МСП
Помимо общих государственных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России эта поддержка представлена и в виде региональных мер, однако так как регионы Российской Федерации находятся на разном уровне социально-экономического и институционального развития, поддержка сектора МСП неоднородна: где-то поддержка развита хорошо и уровень развития в регионе соответствующий, в других регионах таковые меры представлены в небольшом количестве или же неэффективны [9] (Krasovskiy, 2021). Если обобщить, то можно перечислить следующие компоненты инфраструктуры поддержки МСП в регионах, характерные для большинства крупных субъектов Российской Федерации:
1) государственные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, фонды поддержки инновационной деятельности и др.;
2) микрофинансовые организации, инвестиционные фонды, лизинговые компании;
3) технопарки, агропромышленные парки и др.;
4) центры «Мой бизнес», бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры и др.
Антикризисные меры поддержки МСП
В условиях пандемии COVID-19 и шквала санкций Правительством Российской Федерации были предприняты особые антикризисные меры по поддержке бизнеса в этих непростых условиях, число которых продолжает пополняться, некоторые уже приняты, но начинают свое действие позже – с 2023 г., например, субсидии аграриям на возмещение трат на выращивание овощей и строительство теплиц начинают действовать с 1 января 2023 года.
За последний год было принято решение о предоставлении новых мер поддержки сектора МСП в достаточно большом количестве, некоторые из этих мер имеют узконаправленный характер: поддержка отдельной группы предпринимателей, отдельной отрасли и т.д., к таким мерам относятся: отсрочка внедрения поэкземплярного учета молочной продукции, субсидии аграриям на возмещение трат на выращивание овощей и строительство теплиц, смягчение требований к маркировке молока и воды, гранты для туристической отрасли и другие [1].
Тем не менее большинство мер имеют общий характер и направлены на снижение последствий актуальных вышеупомянутых негативно влияющих на нашу экономику и сферу малого и среднего бизнеса в частности факторов, практически все меры действуют в пределах 2022 года, впрочем, если экономические условия к концу этого периода не улучшатся, что маловероятно, скорее всего, они только ухудшатся под давлением санкций, есть вероятность, что некоторые из этих мер поддержки малого бизнеса будут продлены. К числу этих мер относятся:
1) отсрочка уплаты страховых взносов на 1 год, которую могут получить предприятия, осуществляющие около 70 видов деятельности;
2) упрощены процедуры госзакупок, а также осуществляется поддержка МСП и самозанятых при закупках по 223-ФЗ;
3) снижение административной нагрузки на предпринимательство: введен принцип «одна проверка – одна санкция», введено предупреждение вместо штрафа при первом нарушении; снижены в 2 раза штрафы для малого предпринимательства; продлены на 12 месяцев специальные разрешения и лицензии с истекающим сроком и другие;
4) изменения в налогообложении: ряд мер поддержки в налоге на прибыль, НДС в размере 0% на 5 лет для гостиничных услуг, разрешена торговля без бумажного чека, налоговые органы не будут привлекать пользователей ККТ к ответственности и др.;
5) финансовая помощь в виде: поручительство региональных гарантийных организаций (далее – это РГО) по льготному кредиту от 70–90%, льготные кредиты по ставке 3% для предприятий из наиболее пострадавших отраслей, авансы по госконтрактам до 90% от цены контракта, гранты на создание отечественных комплектующих для различных отраслей промышленности и др.
6) запрет на проведение до конца 2022 года плановых проверок и другие меры.
Особое внимание в антикризисных мерах было уделено сфере IT. Это связано с большим оттоком в связи с последними событиями из России специалистов IT-сферы. На заседании Госдумы в марте 2022 года руководитель Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко сообщил, что в марте страну покинули от 50 до 70 тыс. специалистов технических направлений, а также спрогнозировал, что постепенно уедут еще около 100 тыс. специалистов [3] (Batyrov, 2022).
Еще одним фактором, в связи с которым технологичные предприятия нуждаются в особой поддержке, стал тот факт, что многие санкции связаны с технической сферой, многие крупные компании отзывают свои продукты с российского рынка (ApplePay, Google, Microsoft Office и др.). Во-первых, утрата возможности использовать эти продукты значительно осложняет работу IT-бизнеса, а во-вторых, в создавшихся условиях будет необходимо создавать отечественные IT-продукты в качестве замены продуктов ушедших зарубежных компаний, а в этом деле будет важно нарастить уровень развития IT-сферы в России. Также не стоит упускать из внимания и то, что информационные технологии сами по себе значимая сфера современного мира и ощутимо влияют на уровень развития экономики страны, бизнеса и качество жизни населения.
На сегодняшний день внедрены уже порядка десяти мер по поддержке IT-компаний [10], они направлены на то, чтобы повысить прибыль и эффективность этих компаний, а также на создание особых привилегированных условий для работников сферы IT, чтобы снизить отток специалистов из России. Не исключено, что и этот внушительный список вполне весомых мер поддержки будет пополняться новыми дополнительными мерами. Воспользоваться принятыми мерами смогут аккредитованные компании, относящиеся к отрасли информационных технологий, к таким компаниям относятся индивидуальные предприниматели и организации, которые занимаются разработкой, продажей и сопровождением ПО и баз данных.
Заключение
Последние несколько лет стали серьезным испытанием для экономики нашей страны, и в ближайшие годы предстоит работа по ее восстановлению после локдауна из-за пандемии и воздействия огромного количества санкций. В этих реалиях без помощи государства бизнес страны ожидает серьезный кризис, многие предприятия просто не смогут продолжать действовать.
В России сложилась система государственной помощи малому и среднему бизнесу, ведь именно этому сектору сложно развиваться без поддержки государства, а его важность в то же время для экономики страны неоспорима. Одним из основных проектов помощи МСП стал Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», действующий в период с 2018 по конец 2024 года. Этот проект несет комплексный характер помощи малому и среднему предпринимательству и самозанятым на всех уровнях, его реализация продвигается по плану, в процессе он модернизируется в соответствии с новыми реалиями. В целом данный проект можно считать успешной попыткой поднять уровень развития сектора МСП в России.
Помимо Национального проекта и других государственных мер поддержки существует и помощь, осуществляемая субъектами Российской Федерации, также в городах созданы специальные центры комплексной помощи предпринимателям «Мой бизнес». Однако в этом направлении помощи существует проблема, связанная с разным уровнем развития регионов, помощь в крупных экономически успешных регионах осуществляется гораздо лучше, нежели в менее развитых, что ведет к еще большей неоднородности в секторе МСП по регионам.
Особые меры по поддержке были приняты за последний год в большом количестве и получили название «антикризисные», они должны помочь организациям справиться с настоящим экономическим кризисом. Стоит отметить, что одной отрасли в этих мерах поддержки уделено особое внимание – это сфера информационных технологий, меры по поддержке IT-компаний носят беспрецедентный характер по своей щедрости, что говорит о том, что эта сфера, по мнению Правительства РФ, чрезвычайно важна и нуждается в усиленной работе по ее развитию. Говорить об эффективности применения этих мер еще рано, так как они только начали свою работу и будут появляться все новые меры поддержки.
Таким образом, меры поддержки предпринимательства в последние несколько лет, можно считать, что имели некоторый успех, несмотря на осложняющие обстоятельства в виде пандемии COVID-19, так как предыдущие десять лет характеризовались стагнацией в развитии сектора МСП в России, и лишь в 2021 году показатели доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны и доли занятых в МСП немного выросли. Однако сейчас все силы должны быть направлены на поддержание уже достигнутого уровня, хоть он и далек от уровня развития предпринимательства в развитых странах, ведь существующий сейчас кризис грозит потерей достигнутых результатов.
References:
Arkhipov P. A. (2021). Issledovanie effektivnosti mer gosudarstvennoy podderzhki sektora msp v RF v period pandemii Covid-19 [Study of the efficiency of state support measures for the sme sector in the Russian Federation during the Covid-19 pandemic]. StudNet. (1). 580–596. (in Russian).
Ivanov I. N., Lukyanova T. V., Orlova L. V. (2020). Problemy i perspektivy malogo i srednego biznesa v Rossii [Problems and prospects of small and medium businesses in Russia]. Vestnik Universiteta. (2). 126–133. (in Russian).
Kalinina K. M. (2018). Znachenie gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v sovremennoy Rossii [The importance of state support of small and medium entrepreneurship in contemporary Russia]. A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki. (2). 9. (in Russian).
Krasovskiy N. A. (2021). Instituty podderzhki predprinimatelstva v Rossii [Entrepreneurship support institutions in Russia]. Vestnik Universiteta. (4). 116–122. (in Russian).
Molev D. A. (2020). Sostoyanie malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape [The state of small and medium-sized businesses in the Russian Federation at the present stage]. Nauka, obrazovanie i kultura. (3). 24–27. (in Russian).
Morozko N. I., Morozko N. I., Didenko V. Yu. (2021). Finansovye i nefinansovye mery podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva na 2021 god i srednesrochnuyu perspektivu [Financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses in 2021 and in the medium term]. Economy. Taxes. Law. (1). 31–40. (in Russian).
Musinova N. N., Sergienko N. S. (2021). Gosudarstvennaya podderzhka malyh i srednikh predpriyatiy v usloviyakh pandemii: zarubezhnaya i rossiyskaya praktika [Government support for small and medium-sized enterprises in the context of the pandemic: foreign and Russian practice]. Vestnik Universiteta. (2). 5–12. (in Russian).
Panferova L. V., Romanova D. I. (2020). Podderzhka malogo biznesa gosudarstvom kak odna iz prioritetnyh zadach [Government support for small business as a priority objective]. Oeconomia et Jus. (2). 24–30. (in Russian).
Poddubnaya M. N., Sarkisova V. K. (2021). Sovremennyy uroven razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [The current level of development of small and medium-sized businesses in Russia]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (4-3). 70–73. (in Russian).
Sedyh Yu. A., Makarenko T. A. (2015). Infrastruktura podderzhki malogo predprinimatelstva [Infrastructure of support of small business]. Internet-zhurnal «Mir nauki». (2). (in Russian).
Solodilova N. Z., Malikov R. I., Grishin K. E. (2018). Metodicheskiy instrumentariy otsenki sostoyaniya regionalnoy predprinimatelskoy ekosistemy [Methodological tools to measure the state of regional entrepreneurial ecosystem]. Economy of the region. (4). (in Russian).
Zotova E. V., Kargin Yu. I., Dvoretskaya T. V. (2021). Problemy razvitiya malogo i srednego biznesa i prinimaemye mery po ego podderzhke na gosudarstvennom urovne [Problems of development of small and medium businesses and measures taken to support it at the state level]. The Bulletin of the Russian University of Cooperation. (1). 51–55. (in Russian).
Страница обновлена: 14.04.2025 в 09:57:21