Economic security of the state as a strategic priority amidst global transformation
Kazantseva E.G.1
1 Кемеровский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 43 | Citations: 17
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-september 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49225013
Cited: 17 by 30.01.2024
Abstract:
The role of economic security in the national security system is considered. The reflection of the problems of economic security in the strategic documents of states, as well as methods of its provision, is analyzed. The role of economic security in changing the country's place in the system of central-peripheral relations is determined.
The global transformation is characterized by the intensification of the struggle for the redistribution of power positions in the world-system, taking place against the background of the transition to Industry 5.0.
The global challenges of our time, such as the increase in hunger, epidemics, and environmental degradation, are becoming more acute.
The uneven development of countries is increasing; the spiral of the armament race is unwinding.
It is shown that ensuring a high level of economic security of the country is an important condition for maintaining its level in the system of central-peripheral relations. The main directions of increasing the level of economic security of Russia are outlined.
Keywords: economic security, world-system, center-periphery relations, national security strategy, economic security strategy
JEL-classification: F52, H56, H12
Введение. В последние десятилетия необходимость обеспечения экономической безопасности государств все чаще включается в повестку национальной безопасности. Если раньше при рассмотрении вопросов национальной безопасности центральное внимание уделялось обороне, то сейчас наряду с обороной экономическое процветание и обеспечение конкурентных преимуществ на мировой арене рассматриваются как важнейшие компоненты безопасности страны.
Цель работы заключается в определении роли экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности и изменении позиций стран в системе центро-периферийных отношений. Основные приоритеты стран в области обеспечения экономической безопасности рассмотрены на основе анализа стратегий, руководств, обзоров по национальной безопасности и пр. Проблемы экономической безопасности стран рассмотрены с использованием методологии мир-системного анализа, раскрытой в трудах И. Валлерстайна, Дж. Арриги, Ф. Броделя, С. Амина, А. Франка, Н.В. Осокиной, А.И. Фурсова, В.Г. Хороса и др. В работе использованы данные информационных баз Всемирного банка, рейтинговых агентств, доклады международных организаций.
Пристальное внимание к вопросам экономической безопасности со стороны правительств как развивающихся, так и развитых стран закономерно. Проблемы обеспечения безопасного развития мировой экономики и отдельных стран обострились в связи с замедлением темпов экономического роста в связи с глобальным кризисом 2007–2008 годов и кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, ростом геополитической нестабильности, углублением мир-системных противоречий, усилением конкуренции на мировом рынке и пр. Политическое и экономическое противостояние между отдельными группами стран резко обострилось в феврале 2022 года.
Экономическая война, объявленная России США, странами Евросоюза, Великобританией, Канадой, Японией, Южной Кореей, государствами Евросоюза и рядом других стран в связи с начавшейся специальной военной операцией на Украине, и принимаемые пакеты российских контрсанкций привели к нарушению глобальных цепочек добавленной стоимости, росту цен, обострению проблем занятости, обеспеченности энергоносителями и пр. в мировом масштабе. При ослаблении регуляторных позиций международных организаций нарастают центробежные тенденции в развитии государств, стремление к протекционизму и решению национальных проблем [11] (Lev, Leshchenko, 2021). Однако способы их решения предлагаются разные. Одни страны видят перспективы развития за счет собственных ресурсов и взаимовыгодного международного сотрудничества. Другие допускают использование наряду с собственными источниками развития возможности извлечения преимуществ за счет формирования более выгодных для себя и/или блоков, в которых они состоят [12] (Leshchenko, 2021), экономических условий и норм взаимодействия с другими странами. Рассмотрим, каким образом предлагается решать вопросы экономической безопасности в стратегиях, руководствах, обзорах по национальной безопасности США, Великобритании и Японии.
Экономическая безопасность – национальная безопасность? В стратегиях национальной безопасности многих государств вопросы экономической безопасности, экономического развития и лидерства являются либо самостоятельным приоритетом (национальным интересом), либо рассматриваются в качестве материальной основы других видов безопасности и безопасности страны в целом. Например, в Стратегии национальной безопасности США (2017 год) [27] были обозначены следующие приоритеты: защита американского народа, родины и американского образа жизни; обеспечение процветания Америки; сохранение мира посредством силы; распространение американского влияния.
При раскрытии содержания каждого из приоритетов в той или иной степени уделяется внимание укреплению экономики, при этом второй приоритет имеет слоган «Экономическая безопасность – это национальная безопасность». Стратегия ориентирована на оживление экономики страны как за счет внутренних резервов (развитие инновационной базы и НИОКР, внедрение современных критических для экономического роста технологий, обеспечение кибербезопасности и пр.), так и посредством модернизации системы международных отношений, принципов торговли, создания новых рыночных возможностей, обеспечения мирового энергетического доминирования и пр. [27].
Президент США Джо Байден во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности 2021 год [20], предваряющем новую Стратегию национальной безопасности США, также уделяет значительное внимание экономической безопасности и продолжает использовать слоган «Экономическая безопасность – это национальная безопасность». Обнародование новой Стратегии ожидалось в начале 2022 года, однако документ пока не принят [7].
Во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности говорится, что традиционные различия между внешней и внутренней политикой, а также между национальной безопасностью, экономической безопасностью, безопасностью здравоохранения и экологической безопасностью менее значимы, чем когда-либо прежде. Упор также сделан на то, что сегодня, как никогда ранее, судьба Америки неразрывно связана с событиями за пределами страны [20] (Biden, 2021).
Для обеспечения экономической безопасности необходимым считается развитие среднего класса, создание новых рабочих мест, развитие инноваций и цифровой инфраструктуры, внедрение технологий с низким и нулевым уровнем углерода, укрепление конкурентоспособности, кибербезопасности, противодействие коррупции. Все перечисленные меры направлены на развитие американской экономики с использованием внутренних резервов. В то же время в документе демонстрируется готовность США оказывать продвижение своих интересов на мировой арене за счет модификации сложившихся норм и правил [20] (Biden, 2021). Провозглашается необходимость проведения международной политики таким образом, чтобы поддерживать внутреннюю политику по поддержке американской экономики.
Во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности допускаются своеобразные «ярлыки» в отношении отдельных стран. Например, Китай в документе характеризуется как напористая страна, а Россия – как дестабилизирующая страна, полная решимости усилить свое глобальное влияние и играть разрушительную роль на мировой арене [20] (Biden, 2021). Китай, кроме того, рассматривается как соперник, более того, единственный конкурент, потенциально способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную, и технологическую мощь, чтобы бросить устойчивый вызов стабильной и открытой международной системе. В документе продвигаются идеи недопущения китайского лидерства.
Великобритания, как и США, декларирует значимость процветания экономики для обеспечения национальной безопасности, проявляя при этом несколько более сдержанные амбиции по формированию мирового порядка. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон начал предисловие к «Стратегии национальной безопасности и Обзору стратегической обороны и безопасности» 2015 г. [26] с утверждения, что национальная безопасность зависит от экономической безопасности, и наоборот, поэтому первым шагом является обеспечение того, чтобы экономика была и оставалась сильной.
В Стратегии [26] объявлены три цели национальной безопасности Великобритании, заключающиеся в том, чтобы обеспечить: защиту народа (внутри страны, на заморских территориях и за рубежом), территории, экономическую безопасность, инфраструктуры и образа жизни; проецирование глобального влияния (сокращение вероятности возникновения и воздействия угроз на Великобританию, ее интересы и интересы ее союзников и партнеров); содействие процветанию (использование новых возможностей, инновационная работа и поддержка промышленности Великобритании). Экономической безопасности уделяется отдельное внимание в шестой части Стратегии, имеющей название «Экономическая безопасность и возможности», в которой делается вывод, что сильная экономика Великобритании обеспечивает основу для инвестиций в безопасность и позволяет ей проецировать свое влияние на весь мир. В данном разделе развиваются мысли об усилении влияния Великобритании на развивающиеся страны и рынки и оказания содействия в проводимых на их территориях реформах, использования британского влияния для создания в них открытых рынков и поощрения новых держав к участию в международном порядке, основанном на правилах.
В документе отмечается, что поскольку многие факторы нестабильности, вероятно, сохранятся в средне- и долгосрочной перспективе, то следует сосредоточить усилия Великобритании на укреплении стабильности за рубежом в нестабильных государствах. Авторами стратегии признается, что хотя США, Япония и Европа остаются глобальными экономическими державами, они сталкиваются с растущей необходимостью повышения своей экономической динамики и конкурентоспособности [26]. Планируется продолжение работы со странами-партнерами для адаптации основанного на правилах международного порядка к новым вызовам. В то же время в отношении России приводятся высказывания о том, что она стала более агрессивной, авторитарной и т.п., показала готовность подорвать международные стандарты сотрудничества для обеспечения своих интересов.
В Комплексном обзоре безопасности, обороны, развития и внешней политики «Глобальная Британия в эру конкуренции» (2021 год) [22] к ключевым интересам внутри страны и за рубежом относятся: суверенитет; безопасность (защита граждан, территории, ключевой национальной инфраструктуры, демократических институтов и образа жизни); процветание (способность британского народа поддерживать высокий уровень экономического и социального благосостояния, обеспечивать свои семьи и использовать возможности для улучшения своей жизни). В документе говорится, что процветание и безопасность взаимно подкрепляют друг друга.
Для реализации обозначенных интересов Великобритания планирует играть более активную роль в создании мира, где процветают открытые общества и экономики, и формировать будущий мировой порядок, поддерживая свободную торговлю и международное сотрудничество, противодействуя конфликтам и нестабильности, защищая принципы демократии и права человека. Великобритания заявляет, что эффективность деятельности будет зависеть от способности поддерживать на постоянном уровне международное влияние, а также потенциал мягкой и жесткой силы для обеспечения этого влияния [22].
Сохранение стратегического преимущества планируется обеспечивать за счет использования достижений науки и технологий, которые станут неотъемлемым элементом политики национальной безопасности и международных отношений, что позволит укрепить позиции Великобритании в качестве мирового лидера в сфере науки и технологий и ответственной кибердержавы. Реализация обозначенных направлений признается важной для того, чтобы в предстоящем десятилетии Великобритания могла получить конкурентные преимущества в сфере экономики, политики и безопасности, а также вместе с союзниками и партнерами сформировать международные нормы [22].
От защиты существующего статус-кво, сложившегося после окончания холодной войны, Великобритания планирует перейти к более динамичному формированию мирового порядка. По отношению к Китаю, который становится все более значимой силой в мире, Великобритания планирует прикладывать большие усилия, чтобы адаптироваться к его растущему влиянию, повышая при этом способность реагировать на вызовы, которые китайская система создает для безопасности, процветания и ценностей Великобритании, а также для ее союзников и партнеров. Россию Великобритания рассматривает как наиболее острую угрозу безопасности.
Декларируя для других стран преимущества свободных рынков, Великобритания принимает меры по защите своих ключевых секторов экономики. Например, в 2022 году вступил в силу закон «О национальной безопасности и инвестициях» [25], нацеленный на защиту ключевых отраслей от иностранного влияния и недопущение перехода под иностранный контроль важных для страны предприятий и производств. Закон распространяется на 17 ключевых секторов экономики (энергетика и гражданские атомные проекты, транспорт, производство электронных комплектующих, оборонная сфера и производство продукции двойного назначения, космические и спутниковые технологии, искусственный интеллект и квантовые технологии, передовая робототехника и др.). Аналогичных примеров по защите своих рынков и повышению открытости экономики других стран множество не только в Великобритании, но и в США, Франции, Японии и др. странах.
В Японии также усиливается внимание к экономической безопасности. В Стратегии национальной безопасности Японии (2013 год) сформулированы следующие национальные интересы: поддерживать собственный мир и безопасность Японии и обеспечивать ее выживание; добиваться процветания Японии и ее народа, тем самым укрепляя ее мир и безопасность; поддерживать и защищать международный порядок, основанный на универсальных ценностях и правилах [28, 29]. В 2021 году премьер-министр Японии Ф. Кисида дал поручение пересмотреть Стратегию национальной безопасности [30].
Япония позиционирует себя как «активный участник мира». В соответствии с этим она считает, что должна более активно способствовать миру и стабильности в регионе и международном сообществе, координируя свои действия с другими странами, включая ее союзника, США [23]. Усиление японо-американского союза выступает одним из стратегических подходов, которые Япония планирует использовать для обеспечения внешних аспектов национальной безопасности.
На сайте Министерства иностранных дел Японии отмечается, что по мере возникновения межгосударственной конкуренции в политической, экономической и военной сфере баланс сил в международном сообществе меняется все более быстрым и сложным образом, растет неопределенность в отношении существующего международного порядка. Япония выдвигает инициативы для дальнейшего ускорения продвижения экономической дипломатии как одной из приоритетных областей дипломатии Японии. К основным сферам экономической дипломатии относятся: нормотворчество для поддержки свободных и открытых глобальных экономических систем путем продвижения различных экономических соглашений; поддержка расширения бизнеса японских компаний за рубежом посредством развития государственно-частного партнерства; продвижение ресурсной дипломатии и пр. [23].
В настоящее время в Японии разрабатывается Закон об обеспечении экономической безопасности [16] (Sudzuki, 2022). Законопроект призван создать законодательную базу в четырех областях: повышение надежности цепочек поставок для снижения зависимости от Китая, прежде всего, в поставке полупроводников, и развитие их собственного производства; укрепление научно-технического базиса; создание системы неоглашаемых патентов с целью сохранения в тайне патентов с потенциальным военным применением и компенсирования компаниям и заявителям упущенного дохода от лицензирования; защита и поддержание ключевой инфраструктуры, проверка закупок оборудования крупными операторами базовой инфраструктуры, чтобы оценить, находится ли поставщик под влиянием иностранных правительств. По оценкам К. Судзуки, стратегической задачей законопроекта станет решение вопроса о том, как обратить рыночную мощь Японии как третьей по величине экономической державы планеты с лидирующими позициями в новых технологиях, в геоэкономическую силу, играющую свою роль в формировании международного порядка [16] (Sudzuki, 2022).
Таким образом, США, Великобритания и Япония в документах стратегического планирования выражают озабоченность текущим состоянием экономического развития и демонстрируют готовность к обеспечению собственной экономической безопасности как основы национальной безопасности как за счет внутренних резервов, так и посредством пересмотра и формирования более выгодного для себя международного порядка. США при этом готовы закрепить за собой роль центрального звена в модификации международных норм и правил и гаранта демократии. Объясним ли такой подход к обеспечению экономической безопасности с точки зрения экономического мейнстрима?
Экономическая безопасность как инструмент влияния в системе центро-периферийных отношений. В свете неоклассического подхода мировая экономика – это постоянно расширяющийся по объему и ассортименту товаров мировой рынок, развивающийся по законам свободной конкуренции и выгодный всем его участникам. Либеральные меры ведущих стран привели к значительному снижению торговых барьеров, упрощению движения факторов производства и перемещения капитала, совершенствованию механизмов перераспределения доходов. Международные организации также принимали меры по повышению открытости национальных экономик [24] (Leshchenko, 2021).
Попытки отдельных стран защитить национальное производство не приветствовались. В случае возникновения конфликтов в отношении противодействующей стороны развитыми странами практиковалось использование комплексного давления (политического, информационного, военного, экономического и др.), отрабатывались технологии гибридной войны. Продвигая правила свободной торговли, они могли сами обращаться к политике протекционизма и введения санкций в период возникновения противоречий с другими странами. По выражению В.Г. Хороса, глобализация является, с одной стороны, объективным процессом растущего взаимодействия между государствами и нациями и создает новые возможности для углубления их сотрудничества и взаимопонимания. С другой стороны, процесс этот пока идет преимущественно в односторонней форме «вменения» западными политическими, экономическими и культурными элитами (прежде всего, США) своих стереотипов сознания, политического устройства, рыночных механизмов, культурных ценностей другим, незападным обществам [18] (Khoros, 2014). Таким образом, на практике развитые страны часто отступают от неоклассической идеи.
Представители мир-системного подхода (И. Валлерстайн [5; 6], Дж. Арриги [3] (Arrigi, 2006), Ф. Бродель [4] (Brodel, 2006), Н.В. Осокина [15] (Osokina, Kazantseva, 2018), А.И. Фурсов [17] (Fursov, 1996) и др.) выступают с иными взглядами на развитие экономики, рассматривая ее как систему центро-периферийных отношений (мир-систему), включающую в себя центр, периферию и полупериферию. С точки зрения мир-системного подхода, Центр (ядро) представляет собой совокупность стран, независимо, самостоятельно ведущих национальное хозяйство, контролирующих периферию и осуществляющих собственную модернизацию опережающими темпами. Центр представлен США, Великобританией, Францией, Германией и рядом других развитых стран.
Под Периферией понимается совокупность стран мир-системы, хозяйство которых контролируется извне и подчиняется потребностям управляющего ими центра. Экономическое развитие таких стран осуществляется замедленными темпами. К нему применим термин «зависимое развитие» [15, c. 21] (Osokina, Kazantseva, 2018, р. 21).
Также выделяется Полупериферия. Она занимает промежуточное положение в мир-системе. Полупериферия, с одной стороны, объект давления и эксплуатации, а с другой – сама может оказывать давление на другие страны. Положение периферийных государств нестабильно – они могут перейти в группу стран Центра, сохранить свои позиции или понизить свой статус до Периферии.
Особым статусом обладает страна-гегемон. Это страна, геополитическая позиция которой обеспечивает возможность реализовать властные полномочия в отношении других участников мир-системы. Источник мощи гегемона кроется в возможностях его ТНК более эффективно действовать в промышленном, торговом и финансовом секторах; способности извлекать и присваивать мир-системную ренту; политической и финансовой гегемонии; обладании глобальной военной силой; использовании технологий «мягкой силы» и пр. [15; 14] (Osokina, Kazantseva, 2018). Гегемон стремится диктовать правила игры для мирового сообщества в экономической, политической, военной, культурной и других сферах, зачастую опосредованно осуществляет функции руководства и управления в межгосударственной системе через международные институты. Державы-гегемоны возникают, какое-то время правят миром, трансформируют его и постепенно сходят на вторые роли, будучи более не в состоянии контролировать результаты собственных действий [15, с. 23] (Osokina, Kazantseva, 2018, р. 23). А отсюда очевидна задача Центра, а особенно гегемона, не допустить изменения расстановки сил.
Сейчас в роли страны-гегемона выступают США. Приведем ряд данных, характеризующих экономическое положение США в 2020 году. По данным Всемирного банка, ВВП США составил 20937 млрд долл. США (24,7%, 1-е место). ВВП по ППС – 20973 млрд долл. (15,8%, 2-е место). По показателям ВВП на душу населения и ВВП на душу населения по ППС США находились на 7-м месте [33]. Доля США составляла 8,4% в мировом экспорте, более 14% в мировом импорте (по данным отчетности 125 стран) [13]. По данному показателю США занимали первое место.
Международные рейтинги свидетельствуют о прочных позициях американских компаний. В рейтинге Fortune Global 500 (по объему валового дохода) в 2020 году 122 компании из 500 имели американскую прописку [21]. США занимают прочные позиции среди стран, лидирующих в области инновационного развития. Согласно ежегодному отчету Всемирной организации интеллектуальной собственности, страна занимала третье место в глобальном инновационном индексе [32].
Что касается расходов на вооружение, то США являются абсолютным лидером. По данным Стокгольмского международного института исследований мира [31], на протяжении всего периода наблюдений с 1988 года США занимали первое место в мире по объему военных расходов. В 2020 году объем военных расходов США составил 778,2 млрд долл. (39% от общемировых расходов).
Имеющий высокие темпы роста экономических показателей Китай пока отстает от гегемона по многим относительным показателям и возможностям влияния на правила игры в глобальном пространстве. Однако нарастание экономического могущества Китая вызывает озабоченность США. С позиций мир-системного подхода возвышающиеся страны полупериферии, прежде всего Китай и Россия, «посягают» на лидерство США, следовательно, нужно нивелировать их возможности по укреплению положения в мировом пространстве любыми способами.
В настоящее время мир вступает в эпоху глобальной трансформации, заключающейся в усилении борьбы за перераспределение властных позиций в мир-системе, проходящей на фоне перехода к индустрии 5.0, обострения глобальных проблем современности (нарастание масштабов голода и эпидемий, ухудшение экологии и пр.), перманентных экономических кризисов, роста неравномерности «развития государств» [9] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, 2020), раскручивания спирали гонки вооружений и пр. Экономическая мощь и безопасность стран выступают при этом как инструменты влияния в системе центро-периферийных отношений. В этих условиях России необходимо кардинально повысить уровень экономической безопасности, чтобы реализовать возможности по укреплению своего положения в мир-системе.
Заключение
На протяжении последних лет Россия находилась в поиске эффективного механизма защиты экономических интересов. В нормативных документах были определены правовые и организационные параметры обеспечения экономической безопасности [1, 2], начата реализация крупномасштабных производственных, инфраструктурных и социальных проектов [10] (Karavaeva, 2021). В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021 год) [2] в числе стратегических национальных приоритетов впервые обозначен приоритет «Экономическая безопасность», что подчеркивает значимость данного направления для обеспечения безопасности страны.
Санкционные условия, в которых российская экономика функционировала последнее десятилетие, и принимаемые правительством меры по развитию малого бизнеса, импортозамещению, цифровизации, поддержке несырьевого неэнергетического экспорта и пр. во многом оказали стимулирующее влияние на развитие страны. К моменту обострения санкционного давления в отношении России в 2022 году уже были достигнуты значительные успехи в укреплении продовольственной, энергетической, внешнеэкономической, финансовой, социальной безопасности [19] (Chernega, 2021). Однако поток санкций стремительно нарастает [8] (Kazantsev, 2022). В первой декаде апреля 2022 года в отношении России США и союзниками было введено более шести тысяч санкций [14].
Предстоит значительная работа в сфере укрепления экономической безопасности реального сектора, в части:
- развития станкостроения, производства высокотехнологичного оборудования, автомобилестроения, приборостроения, фармацевтики и других отраслей;
- информационной безопасности (развитие отечественного программного обеспечения, компьютерной техники и технологий, информационного противодействия);
- финансово-экономической безопасности (поддержание стабильности фондового рынка, банковского сектора, внебюджетных фондов, модификации валютной политики);
- внешнеэкономической безопасности (поиск новых партнеров, логистических каналов и цепочек добавленной стоимости);
- транспортной безопасности (развитие отечественного самолетостроения, судостроения, транспортного машиностроения в целом).
Особого внимания заслуживает социально-экономическая безопасность. В сложной экономической ситуации важно не допустить роста уровня бедности, а также резкой дифференциации доходов населения, вымывания среднего класса, нарушения экономической безопасности граждан. Также предстоит масштабное переформатирование системы внешнеэкономических и политических связей России, ее участия в международных организациях и союзах.
В сложившихся условиях экономическая безопасность является важным условием для обеспечения противодействия экономическому и политическому и другим формам давления и будущего развития. Она является одним из ключевых факторов безопасности государства, определяя его место в мир-системе в условиях глобальной трансформации.
References:
Arrigi Dzh. (2006). Dolgiy dvadtsatyy vek: Dengi, vlast i istoki nashego vremeni [The Long Twentieth Century: Money, Power and the Origins of Our Time] (in Russian).
Biden J.R. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021White House, Washington. Retrieved March 30, 2022, from https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf
Brodel F. (2006). Materialnaya tsivilizatsiya, ekonomika i kapitalizm, XV-XVIII vv. T. 1. Struktury povsednevnosti: vozmozhnoe i nevozmozhnoe [Material civilization, economy and Capitalism, 15th-18th centuries. Vol. 1. Structures of everyday life: possible and impossible] (in Russian).
Chernega V.N. (2021). «Geopoliticheskiy besporyadok» v mire i Rossiya [“Geopolitical disorder” in the world and Russia]. Kontury globalnyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. (14(3)). 6-22. (in Russian).
Fortune Global 500. 2021. Retrieved April 14, 2022, from https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=U.S.
Fursov A.I. (1996). Mir-sistemnyy analiz i ego kritiki [The world-system analysis and its critics] (in Russian).
Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign PolicyGlobal Britain in a competitive age. Retrieved February 22, 2022, from https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_Britain_in_a_Competitive_
Japan’s Security Policy TopMinistry of Foreign Affairs of Japan. Retrieved March 30, 2022, from https://www.mofa.go.jp/policy/security/index.html
Karavaeva I. V. (2021). Itogi provedeniya V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Senchagovskie chteniya» «Novye vyzovy i ugrozy ekonomike i sotsiumu Rossii» [Results of the 5th international scientific and practical conference]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 853-887. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
Karavaeva I. V., Kazantsev S. V., Kolomiets A. G. (2020). Osnovnye tendentsii razvitiya ekonomiki Rossii na ocherednoy trekhletniy period: analiz, riski, prognoz [Main trends in the development of the Russian economy for the next three-year period: analysis, risks, forecast]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (4). 415-442. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
Kazantsev S.V. (2022). Zhizn pod sanktsiyami [Life under sanctions]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
Khoros V. G. (2014). Tsentro-periferiynye otnosheniya za polveka: osnovnye trendy izmeneniy [Center-periphery relations for the half century: basic trends of changes]. World Economy and International Relations. (2). 53-66. (in Russian).
Leschenko Yu. G. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v globalnoy dinamike integratsii [Economic security of Russia in the global dynamics of integration]. []. (3). 657-670. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
Leshchenko Yu. G. (2021). Transformation of the economic security concept of the state in the process of global integration under membership in international financial and economic organizations Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (11(119)). 150-159. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.02.019.
Lev M. Yu., Leschenko Yu.G. (2021). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v mezhduna-rodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh v protsesse integratsii [Ensuring Russia's economic security in international financial and economic organizations in the process of integration]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 669-688. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
National Security Strategy (NSS)Ministry of Foreign Affairs of Japan. Retrieved March 31, 2022, from https://www.mofa.go.jp/fp/nsp/page1we_000081.html
National Security Strategy (Provisional Translation). Retrieved March 30, 2022, from https: //japan.kantei.go.jp/96abe/documents/2013/icsFiles/afieldfile/2013/12/17/NSS.pdf
National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015ASecure and Prosperous United Kingdom. – November 2015. Retrieved March 30, 2022, from https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478933/52309_Cm_9161_NSS_SD_Review_web_only.pdf
National Security Strategy. December 2017White House, Washington. Retrieved March 30, 2022, from chrome-exten-si-on://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
National Security and Investment. Act 2021Legislation. gov.uk. Retrieved March 30, 2022, from https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2021/25/contents/enacted
Osokina N. V., Kazantseva E.G. (2018). Sovremennaya mirsistema i Rossiya [Modern World system and Russia] (in Russian).
Press Conference by the Prime Minister on a Meeting of the National Security Council and Other Matters. October 19. 2021. Retrieved March 25, 2022, from https://japan.kantei.go.jp/100_kishida/statement/202110/_00015.html
SIPRI. Military expenditure by country, in constant (2019), 1988-2020. Retrieved March 22, 2022, from https://sipri.org/databases/milex
Vallerstayn I. (2001). Analiz mirovyh sistem i situatsiya v sovremennom mire [Analysis of world systems and the situation in the modern world] (in Russian).
Vallerstayn I. (2006). Mirosistemnyy analiz: Vvedenie [World System Analysis: Introduction] (in Russian).
Wipo (2021)Global Innovation Index 2021: Tracking Innovation through the COVID-19 Crisis. Geneva: World Intellectual Property Organiza-tion. Retrieved April 12, 2022, from chrome-exten-si-on://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021.pdf
World Bank. Indicators. Retrieved April 12, 2022, from https://data.worldbank.org/indicator/
Страница обновлена: 07.04.2025 в 19:49:48