Экономическая безопасность России: сущность и тенденции
Устинова Л.Н.1, Мухаррамова Э.H.2, Вайс М.Е.3
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Высшая школа экономики и бизнеса
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Устинова Л.Н., Мухаррамова Э.H., Вайс М.Е. Экономическая безопасность России: сущность и тенденции // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 11. – С. 3235-3250. – doi: 10.18334/ce.18.11.122098.
Аннотация:
Усиление глобальной конкуренции за доступ и владение мировыми ресурсами обусловлена стремлением тех или иных стран обеспечить геополитическое доминирование и лидерство в мировой экономике. Результатами подобной конкуренции является появление новых экономических и технологических центров, влияющие на глобальные цепочки формирования стоимости. Обеспечение экономической безопасности представляет собой стратегически важную и приоритетную задачу, являясь кластером национальной безопасности государства.
В статье исследованы распространенные трактовки термина экономическая безопасность, представлена авторская типология подходов к трактовке понятия экономическая безопасность, приведены и проанализированы тенденции изменения показателей экономической безопасности России 2021-2023гг, рассмотрены показатели внешнеторговой деятельности, изучены перспективы товарного экспорта и импорта как ключевых показателей независимости государства.
Статья ориентирована на представителей научного сообщества, а также, имея практическую значимость и актуальность будет интересна представителям бизнеса и государственным деятелям
Ключевые слова: экономическая безопасность, тенденции, национальная безопасность, устойчивость
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
Современное макроэкономическое пространство в условиях динамичности и нестабильности геополитических ситуаций диктует необходимость государствам находить баланс между интеграцией в систему международных отношений и обеспечением экономической безопасности. Высокая степень вовлеченности России в мировое сообщество, а также ее высокая роль в мировых экономических, политических вопросах, подтверждает колоссальную значимость и приоритетность государства на мировой арене.
Однако, существующие на сегодняшний день следствия санкционных ограничений в качестве попыток дестабилизации российской экономики являются серьезным тормозом обеспечения экономической безопасности и стабильности страны. Международные санкции и протесты являются инструментом экономического и политического давления и подрыва, а степень их влияния на экономику зависит от степени интеграции в международные цепочки создания ценности, что обуславливает актуальность и значимость темы исследования.
Государственное регулирование сложившейся ситуации выражается в законодательно принятых мерах, комплексе мероприятий, включающих в себя интенсивное развитие национальных рынков, институтов, инновационных пространств, условий для инвестиционной активности и цифровой экономики, активизации внутренних ресурсов и потенциала России.
Отечественная экономическая наука всестороннее изучение вопросов экономической безопасности начала разрабатывать с конца прошлого столетия. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства содержатся в исследованиях Л.И. Абалкина, С.А. Афонцева, И.Я. Богданова, В.А. Богомолова, С.Ю. Глазьева, Л.П.Васильевой, Ю.В. Латова, А.А. Кайгородцева, А.И. Есир, Е.А. Олейникова, В.М. Самойлова, В.Л. Тамбовцева, В.Л. Иноземцева и других. В работах этих ученых подробно исследованы вопросы сущности, структуры экономической безопасности, представлены показатели, характеризующие состояние экономической безопасности, раскрыты механизмы выявления, предотвращения и нейтрализации угроз [1-15].
Интерпретация экономической безопасности неоднозначно трактуется учеными. Так, отдельные исследователи ее определяют, как «экономическое состояние, при котором формируется довольно высокий и устойчивый рост экономических показателей, происходит оптимальное удовлетворение экономических потребностей, осуществляется контроль государства за движением и эксплуатацией национальных ресурсов» [1].
Васильева Л.П. экономическую безопасность трактует как определенное состояние экономики, характеризующееся стабильностью, безопасностью и высоким уровнем защиты национальных интересов [2].
Российский исследователь Есир А.И. отождествляет экономическую безопасность с макроэкономическим механизмом, обеспечивающим защиту государства, его интересов, выделяя при этом отдельные виды экономической безопасности: финансовую, энергетическую, военную, оборонно-промышленную, продовольственную [3]. По мнению Шелухиной Е.А., экономическая безопасность связана с экономической системой государства, которая должна эффективно удовлетворять общественные потребности макро- и мирового уровня [4]. Отсутствие единства понимания сущности термина экономическая безопасность обосновывает актуальность проводимого исследования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» «экономическая безопасность» – это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [5].
Определяющим свойством современного мирового геополитического ландшафта выступают сложность, динамичность, противоречивость, высокая неопределенность. Экономическая безопасность страны определяется ее военным, научно-технологическим, экономическим и ресурсным потенциалом, совершенно справедливо отмечает академик Глазьев С.Ю. [6].
В этой связи становится необходимым проведение исследования показателей экономической безопасности России, позволяющего в конечном итоге предложить пути наращивания экономической стабильности и национальной безопасности, что послужило целью настоящего исследования.
Научной новизной исследования является типология подходов к трактовке понятия экономическая безопасность, основные направления обеспечения экономической безопасности государства, систематизированные в модели.
В статье использовались классические методы и инструменты комплексного анализа на основе систематизации и структурирования тематического материала.
Сильная и стабильная экономика обеспечивает национальную безопасность государства, являясь важным фактором успешного развития страны. Защита экономических интересов государства, обеспечение устойчивого экономического роста, демографический рост, низкий уровень безработицы, создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций, защита национальных ресурсов и технологий интегрально способно сохранить экономическую безопасность макросистемы.
Рассмотрим наиболее распространенные подходы к трактовке термина эконмическая безопасность (табл.1)
Таблица 1
Типология подходов к трактовке понятия экономическая безопасность*
Подход
|
Авторы
|
Сущность
подхода
|
Первый
|
Богданов И.А., Родионова Л.Н., Самойлов
П.В. и другие [7-9]
|
«Экономическая
безопасность – это неотъемлемая часть национальной безопасности РФ, ...
защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства в
экономической сфере от внутренних и внешних угроз»
|
Второй
|
С. Ю. Глазьев, В. С. Загашвили, Волков С.П. и
другие [6, 10,11]
|
«Экономическая
безопасность – это состояние экономики страны, которое по объемным и
структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса
государства, его независимости от внешне- политического и
социально-экономического давления, способно поддерживать уровень легальных
доходов, обеспечивая абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее
стандартам цивилизованных стран»
|
Третий
|
Л. И. Абалкин, А.И. Илларионов [12]
|
«Экономическая
безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих
независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость,
способность к постоянному обновлению и
самосовершенствованию»
|
Четвертый
|
С. А. Афонцев и др. [13]
|
«...национальная экономическая
безопасность представляет собой устойчивость национальной экономической
системы к эндогенным и экзогенным токам экономического или политического
происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные
источники негативных шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально
произошедшими шоками»
|
Пятый
|
Кайгородцев А.А. и др. [14]
|
«Экономическая безопасность – это
такое состояние его правовых, экономических и производственных отношений, а
также материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, которое
выражает способность государства к стабильному функционированию»
|
Стабильность экономики обеспечивается созданием новых рабочих мест, улучшением условий жизни населения, повышением уровня благосостояния и снижением социальной напряженности. Экономическая безопасность – это емкое понятие, интегрирующее в себе совокупность множества показателей, свойств и характеристик. Государства, обладающие сильной экономикой, имеют больший вес в мировом пространстве, способны оказывать более сильное влияние в международных отношениях.
Задача обеспечения экономической безопасности становится еще более важной и актуальной в условиях геополитических конфликтов.
«Натянутые» отношения в виду известных событий 2022 года между Евросоюзом и Россией в экономической, политической, культурной, инновационной сфере пошатнули стабильность российской экономики. Условиях санкционного давления и политических протестов Россия усиливает степень взаимодействия с дружественными странами для компенсации и смягчения негативного влияния ограничений. Растет роль интеграционных объединений ЕАЭС и БРИКС [15].
Санкции негативно влияют на экономическую безопасность, вызывая краткосрочную стагнацию и долгосрочную потерю конкурентоспособности вследствие сокращения инвестиционных потоков и замедления экономического роста [16,17].
Государственная стратегия, основанная на аспектах обеспечения экономической безопасности способна нейтрализовать негативное воздействие санкций и создать условия для долгосрочного развития российской экономики.
Таблица 2
Показатели экономической безопасности России 2021-2023гг. [18]
№
|
Показатели
|
Период
| ||
2021
|
2022
|
2023
| ||
1
|
ВВП всего, млрд. руб.
|
135733,8
|
134080,6
|
138973,6
|
2
|
ВВП на душу населения, руб.
|
922264,0
|
1057766,5
|
117687,4
|
3
|
Внешнеторговый оборот, млрд долл.
|
797,9
|
848,5
|
710
|
4
|
Объем экспорта, млрд долл.
|
494
|
591,5
|
425,1
|
5
|
Объем импорта, млрд долл.
|
303,9
|
259
|
285,1
|
6
|
Сальдо торгового баланса, млрд долл.
|
+190,1
|
+332,5
|
+140
|
7
|
Внешний долг России, млрд долл.
|
481,5
|
380,5
|
326,6
|
8
|
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП
|
19,9
|
20,3
|
20,4
|
9
|
Затраты на инновационную деятельность,
млрд руб.
|
2379,7
|
2667,7
|
2896,7
|
10
|
Затраты на оборону, млрд долл.
|
65,1
|
67,5
|
71,5
|
11
|
Потенциальная рабочая сила, тыс. чел.
|
1250,7
|
1023,8
|
835,1
|
12
|
Естественный прирост/убыль населения, чел.
|
-1043341
|
-594557
|
-498523
|
Несмотря на западные санкции, напряжённость в геополитике, экономическую неопределённость производственные мощности России по итогам 2023 года стабилизировались и обеспечили рост ВВП на 3,6 % в сравнении с 2022 годом. В России индекс-дефлятор ВВП вырос на 14,3%, на изменение, которого повлияли мировые цены на энергоресурсы; рост цен на недвижимость и строительные материалы; рост цен в оптовой и розничной торговле; увеличение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки; изменение цепочек поставок продукции из-за западных санкций [8].
Рис. 1 Показатели внешнеторговой деятельности России, млрд. долл. [19]
Активность государства во внешнеторговой деятельности можно отметить по данным экспорта и импорта, который характеризуются нестабильностью. Объемы ввозимых товаров и продукции пищевой промышленности в 2022 году снизились в виду понятных причин политического характера при стабильном превышении экспорта над импортом, что свидетельствует о положительном торговом балансе без торгового дефицита. Россия обладает высоким экспортным потенциалом, являясь крупнейшим экспортером сырьевых энергетических ресурсов, продукции агропромышленного сектора, сырья и удобрений.
При этом, в стране сохраняется высокая импортозависимость по ряду высокотехнологичных отраслей, таких как фармакология, машины, техника и оборудование [20]. В этой связи, актуальной и архиважной задачей в вопросе сохранения экономической безопасности государства, а также в условиях ухудшения внешнеполитической обстановки для России становится снижение импортозависимости и наращивание внутреннего производственного потенциала. Однако одной из проблем, препятствующих достижению задачи импортозамещения является используемый принцип заимствования технологий и научных моделей за рубежом, отток отечественных ученых и исследователей за границу, а также низкий уровень заинтересованности держателей капитала в финансировании отечественных разработок.
Российская экономика успешно адаптируется к новым реалиям в виде беспрецедентных санкций и торговой блокады – заново выстраивает логистические цепочки, переориентирует рынок экспорта и импорта, укрепляет партнёрские отношения с дружественными странами, что является благоприятными факторами экономической безопасности и стабильности государства.
Таблица 2
Экспорт и импорт товаров Российской Федерации [21]
Показатели
|
Экспорт,
млрд. долл.
|
Импорт,
млрд. долл.
| ||||
1 квартал 2023г.
|
1 квартал 2024 г.
|
I квартал
2024 г. в % к I кварталу 2023 г. |
1 квартал 2023г.
|
1 квартал 2024 г.
|
I квартал
2024 г. в % к I кварталу 2023 г. | |
Всего
|
103,6
|
101,2
|
97,7
|
69,8
|
62,9
|
90,1
|
Продовольственные
товары
и с/х сырье
|
11,1
|
10,4
|
94,5
|
9,5
|
8,4
|
88,4
|
Минеральные
продукты
|
64,6
|
63,8
|
98,9
|
1,4
|
1,1
|
76,2
|
Продукция
химической
промышленности, каучук
|
6,7
|
6,1
|
91,2
|
15,2
|
12,2
|
79,9
|
Кожевенное сырье,
пушнина
и изделия из них
|
0,0
|
0,1
|
140,0
|
0,3
|
0,3
|
87,8
|
Древесина и
целлюлозно-
бумажные изделия
|
2,5
|
2,3
|
91,1
|
1,0
|
0,7
|
73,7
|
Текстиль,
текстильные изделия
и обувь
|
0,4
|
0,5
|
123,6
|
4,6
|
4,6
|
99,6
|
Металлы и изделия
из них
|
13,6
|
13,7
|
101,0
|
4,6
|
4,1
|
87,3
|
Машины,
оборудование,
транспортные средства
|
4,8
|
4,4
|
90,9
|
33,2
|
31,6
|
95,3
|
Общие экспортируемые объемы продукции России в январе- октябре 2023 года потеряли порядка 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в виду введения в отношении государства нескольких пакетов санкций. Однако, данные таблицы 2 за период 2023- 2024 годов свидетельствуют о восстановление объемов внешней торговли. Кроме того, стоит отметить, что основными капиталлобразующими товарами российского экспорта остаются минеральные продукты: нефть, газ, уголь, руда, а также продукты нефтепереработки, включая бензин и дизель. В 2023 году экспорт энергоресурсов пострадал из-за снижения объемов и падения цен. К примеру, поставки газа в кубометрах сократились на четверть, а его средняя стоимость упала в три раза. При незначительном снижении экспорта сырьевого ресурса произошло значительное снижение ввезенного товара данной категории [22]
Если в 2022- 2023 годах экспорт металлов и изделий из них снизился на 14%- это черные металлы, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали, алюминий, медь, никель в виду сокращения поставок черных металлов не только в Европу, но и в Китай на фоне слабого спроса и снижения цен, то в 1 квартале 2024 года мы наблюдаем небольшой прирост экспорта. [22]
Объемы экспортируемых и импортируемых в Россию продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья незначительно снизились в 2024 в виду санкционных барьеров. [22]
Стимулировать развитие производства способен растущий спрос на продукцию, а также государственная политика, направленная на диверсификацию экономики. Устранение диспропорций в экономической системе, расширение производства, установление деловых отношений с дружественными странами, и переориентация низкопотребляемого экспорта – представляют собой необходимые меры, способствующие развитию производственного сектора и укреплению экономической безопасности.
Рис. 2 Экспорт и импорт товаров Российской Федерации по группам стран [21]
Обеспечению высокого объема международного товарооборота способствуют преимущественно азиатские государства, нуждающиеся в одних товарах и поставляемые другие. На торговлю с Азией приходится около 70% общего товарооборота России, следует из данных Федеральной Таможенной службы. Речь идет преимущественно о Китае. [22].
По данным Интерфакс сокращение внешнего долга России в 2023 году до 326 млрд. долл. по внешним облигационным займам и межправительственным соглашениям обеспечило повышение финансовой устойчивости государства, а к 2024 году внешний долг впервые с 2006 года опустился ниже $300 млрд., что является достаточно благоприятной динамикой [23].
Рис. 3 Основные направления обеспечения экономической безопасности государства*
*- составлено авторами
Заключение
Резюмируя проведенное исследование экономической безопасности России, стоит отметить их тесную свесь с изменениями на общемировой арене. Большинство индикаторов экономической безопасности России продемонстрировало устойчивую экспоненциальную динамику несмотря на сложное геополитическое положение в мировом пространстве. Однозначно можно констатировать, что прослеживается тенденция укрепления России на мировом рынке в ближайшие годы, можно прогнозировать стагнацию политического давления и адаптацию к санкционным протестам.
Особенностью категории экономическая безопасность является ее многоаспектность и взаимосвязь со всеми компонентами, формирующими экономику – производством, демографией, внешней и внутренней политикой государства, добывающими отраслями и т.д., каждая, из которых сама по себе сложна и энергоемка. Экономическая безопасность – это относительный интегрированный показатель, отражающий состояние защищённости жизненно важных интересов государства. Постоянный контроль и мониторинг показателей и индикаторов, а также оперативное реагирование на их изменения буду способствовать дальнейшему развитию экономики России.
Достижение экономической безопасности государства сопряжено с защитой экономических, политических, правовых интересов общества и государства, создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию гражданских прав и свобод граждан, развития и процветания жизни общества.
Источники:
2. Васильева Л.П. Экономическая безопасность: определения и сущность // Журнал прикладных исследований. – 2020. – № 3. – c. 6-13.
3. Есир А.И., Кискул О.А., Толмачева И.В. Исследование теоретических аспектов понятия экономическая безопасность // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 8. – c. 49-54.
4. Шелухина Е.А., Румачик Н.А., Мезенцева Е.С. Сущностная характеристика и ключевые составляющие системы экономической безопасности государства // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 6. – c. 801-809.
5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 \"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года\". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71672608/ (дата обращения: 02.11.2024).
6. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны-альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. – № 1. – c. 3.
7. Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2019.
8. Родионова Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты. - М.: Русайнс, 2019. – 32 c.
9. Самойлов П.В., Шереметов А.Ю., Самойлов В.М. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности РФ // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2019. – № 2(124). – c. 6-10.
10. Волков С.П. Особенности обеспечения экономической безопасности – отрасли национальной экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://cfin.ru/bandurin/article/sbm05/04.shml (дата обращения: 01.12.2021).
11. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2019.
12. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: Угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 5-21.
13. Афонцев С. А. Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2020. – № 3 (51). – c. 231-234.
14. Кайгородцев А.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1373-1390.
15. Есиков С.Н. Интеграция России в мировую экономику: анализ влияния глобализации и санкций на экономическую безопасность // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 3. – c. 100–109. – doi: 10.54861/27131211_2024_3_100.
16. Мухаррамова Э. Р. Экономическая безопасность региона (на примере Республики Татарстан) // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 4(165). – c. 271-275. – doi: 10.34925/EIP.2024.165.4.051.
17. Половова Т.А., Мухаррамова Э.Р., Матвеева Е.С. Особенности формирования стратегии в период нестабильности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 1-1. – c. 30-39. – doi: 10.34670/AR.2023.61.42.004.
18. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 20.10.2024).
19. Интерфакс-Россия, Профицит торгового баланса России в 2023 году сократился на 58,5%. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/945632 (дата обращения: 28.10.2024).
20. Устинова Л.Н., Сиразетдинов Р.М., Сиразетдинова Э.Р., Устинов Д.А. Энергетический сектор России: экономический аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 401-412. – doi: 10.18334/epp.13.2.117105.
21. Федеральная таможенная служба ФТС России: внешняя торговля. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 01.11.2024).
22. Журнал Тинькофф. Что экспортирует Россия: 7 самых важных видов товаров. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/russia-exports/ (дата обращения: 01.11.2024).
23. Интерфакс, Внешний долг России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/986365#:~:text (дата обращения: 02.11.2024).
Страница обновлена: 20.11.2024 в 23:26:31