Development of corporate culture and flexible competencies in the context of the company's digital transformation
Bagdykov K.T.1, Shevchenko D.A.2
1 Акционерное общество «Синара-Транспортные Машины»
2 Южный федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 48 | Citations: 12
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 6 (June 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48778340
Cited: 12 by 30.01.2024
Abstract:
The development of digital technologies is one of the main factors of changes in the activities of companies in different sectors of the economy. The process of digital transformation in a company affects all its employees, and the level of efficiency of digitalization of activities directly depends on the attitude of employees to changes in the company. To determine the degree of influence of employees on the effectiveness of the digital transformation process in the company, an analysis of the company's corporate culture was carried out; and its interactions with the digitalization process were revealed. It is revealed that the key factors of digitalization are the ability of employees to adapt to changes in familiar business processes and loyalty to management decisions.
No IT solution works without employees adopting the established rules. In a rapidly changing environment, it is important for companies to create self-managed teams, for the effective functioning of which IT is necessary to form an IT infrastructure. When developing a corporate culture, it is necessary to have an understandable company strategy. Everyone in the company should understand where the company is moving, what its place in business processes is and what results are planned to be achieved. It is also important to focus on the development of employees, improve their hard and soft skills, increase their financial and non-financial motivation, and offer various social preferences.
Keywords: corporate culture, organizational culture, digitalization, digital transformation, soft skills, hard skills, flexible competencies
JEL-classification: M11, M21, O31
Введение
В современном мире цифровизация оказывает значительное влияние на деятельность почти каждой компании всех сфер экономики. Анализ большого массива данных, быстроизменяющаяся внешняя среда, необходимость оперативного взаимодействия с клиентами, поиск сложных логистических решений – эти и многие другие факторы влияют на необходимость проведения цифровой трансформации в компаниях.
В зависимости от размера компании меняется сложность принимаемых цифровых решений и используемых технологий. Если для небольших предприятий могут быть применимы готовые стандартизированные цифровые решения, которые можно подключить по подписке, то для среднего и крупного бизнеса необходимы собственные решения ввиду большого количества требований и специфики бизнес-процессов. Такие решения являются дорогостоящими, однако эффективность их внедрения не всегда удовлетворяет руководство компаний.
Любое изменение в компании требует от персонала адаптации к новым условиям в их повседневных бизнес-процессах. Чем выше уровень лояльности к решениям руководства, тем больше персонал готов принимать изменения. Если сотрудники не готовы адаптироваться к изменениям и принимать решения руководства, то эффективность процесса цифровизации значительно снижается. Способность сотрудников принимать изменения характеризует качество корпоративной культуры и уровень развития гибких навыков персонала.
Важность организационной культуры как фактора успешной цифровизации бизнеса рассматривается в работах Алиевской Н.В. [1], Лаврентьевой И.В. [2], Романовой О.С. [3], Родина О.А. [4] и других авторов. В ряде публикаций анализ трансформации корпоративной культуры в условиях цифровизации фактически смещается в сферу исследования цифровой культуры как «набора поведенческих паттернов и убеждений, способствующих внедрению цифровых технологий, развитие новых цифровых знаний и умений среди трудовых ресурсов» [5]. Более того, иногда утверждается, что «в организационном плане цифровая трансформация – это и есть прежде всего создание цифровой культуры» [6]. Многие исследователи, исходя из трендов и современных проявлений цифровизации, формулируют требования к системам управления компаний, связанные с трансформацией корпоративной (организационной) культуры [7], предлагают отдельные цифровые решения для совершенствования коммуникаций и мотивации сотрудников [8], перемещения акцента с иерархии управления на взаимодействие заинтересованных сторон [9]. Вместе с тем выстраивание организационной культуры в компании является длительным итеративным процессом, требующим системного формирования не только соответствующей среды, но и индивидуальных характеристик сотрудников. Данный аспект требует дополнительного исследования.
В этой связи в рамках исследования предполагается обосновать направления развития гибких навыков сотрудников как основной составляющей корпоративной культуры компании с позиции влияния на процессы цифровизации в компании. Данная задача, имеющая существенное прикладное организационно-методическое значение для отечественных компаний разных секторов экономики, пока недостаточно представлена в публикациях российских экономистов.
Методология исследования включает общенаучные методы познания, в частности, структурный и сравнительный анализ, группировки, системный подход, метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в обосновании направлений развития гибких навыков как составляющей организационной культуры компании, способствующих успешной цифровой трансформации бизнеса.
Авторами выдвигается следующая гипотеза: в системе мероприятий по развитию корпоративной культуры компании цифровая трансформация бизнеса актуализирует развитие гибких навыков персонала, повышающих устойчивость, лояльность и адаптивность кадрового потенциала в изменяющихся внешних и внутренних условиях хозяйственной деятельности.
Основная часть
Под корпоративной культурой принято понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками компании [10]. Важными элементами корпоративной культуры компании являются как ценности, которые разделяют сотрудники компании, так и социально-психологический климат, характеризующийся системой отношением сотрудников внутри компании [11].
Как отмечают Туркулов А.В. и Бугаева М.В., в число составных элементов системы отношений входят: отношение руководства к работникам, работников к руководству, отношения сотрудников между собой, персонала в целом к работе. Они выделяют две основные задачи, возлагаемые на организационную культуру:
· обеспечение интеграции сотрудников и внутреннего единства коллектива;
· приспособление предприятия или организации к условиям и факторам внешней социально-экономической среды [12].
Первая задача решается путем установления социальных норм и правил в компании, установлением уровня открытости рабочих коммуникаций, налаживанием систем взаимодействия и обмена информацией.
Решение второй задачи обусловлено зависимостью от внешней среды, и для эффективного функционирования компании вынуждены под неё подстраиваться. Мы живем в эпоху ускоренного прогресса: компаниям необходимо быстро адаптироваться к меняющееся среде [13]. С появлением цифровых технологий образуются новые бизнес-модели, организации нового типа. Раннее, чтобы заработать миллиард, компаниям требовались десятки лет. Сегодня многие компании, основанные на цифровых инновациях (Snapchat, WhatsApp, Uber и т.д.), проходят этот путь за пару лет. Согласно исследованиям компании Gartner, крупные компании утроят темпы автоматизации бизнес-процессов к 2024 г. Согласно отчету компании Business Wire под названием «Анализ мирового рынка роботизации бизнес-процессов. Размер рынка, доли и тренды» ожидается, что денежный объем мирового рынок роботизации бизнес-процессов будет составлять до 26,6 млрд. долл. к 2027 г., увеличиваясь ежегодно на 40,6 % в год [14].
Для обеспечения адаптации компании под внешнюю среду с наименьшими негативными последствия необходимо устанавливать общие цели компании, в достижении которых должны принимать участие все сотрудники компании; определять миссию компании и стратегию её достижения; устанавливать четкие и понятные критерии эффективности функционирования компании; разрабатывать понятную систему мотивации.
Важно, что стратегия и миссия компании должны быть понятны всем сотрудникам, определять их место в бизнес-процессах, в том числе с учетом происходящих трансформаций внутри компании [15]. Стратегию рекомендуется пересматривать раз в 3-5 лет, однако ввиду значительных изменений во внешней среде (пандемия COVID-19, санкции и т.д.) большинство отечественных компаний вынуждены пересматривать свою стратегию чаще. В то же время корпоративная культура не может изменяться по воле руководства, является достаточно стабильной. В связи с этим она может вступать в противоречие с текущей ситуацией и динамично меняющейся политикой компании. Любые изменения требуют в первую очередь поддержки со стороны сотрудников. В противном случае они могут восприниматься негативно, что проявляется в саботаже работниками исполнения их прямых обязанностей, росте текучести кадров и в иных негативных последствиях.
Каждый сотрудник компании должен чувствовать себя частью общего коллектива, который разделяет ценности компании и стремится к достижению общих целей. Для развития и поддержания уровня корпоративной культуры кадровые службы проводят работу по разным направлениям деятельности. Данные направления приведены в таблице 1.
Таблица 1
Направления деятельности компании для развития корпоративной культуры (составлено по материалам исследования)
Направление
|
Содержание
|
Результаты
|
Мотивация
|
Может
быть как материальная, так и нематериальная. К материальной относятся премии
и иные выплаты за достижения результатов сотрудника, отдела и компании в
целом. К нематериальной мотивации могут относиться: возможность карьерного
роста, стажировки, обучение за счет компании и т.д.
|
Повышение
заинтересованности персонала в результатах работы, увеличение вовлеченности
сотрудников в деятельности компании, увеличение привлекательности компании на
рынке труда.
|
Информирование
сотрудников о текущей деятельности компании
|
Каналов
информирования существует большое количество, от новостных рассылок по
электронной почте, до тематических групп в социальных сетях и мессенджерах.
|
Сотрудники
компании знают, что происходит в компании, в каком направлении она развивается.
Это помогает сотрудникам лучше понимать своё место в бизнес-процессах внутри
компании.
|
Поддержка
трудовых инициатив сотрудников
|
Любой
сотрудник в компании должен иметь возможность реализовать свои идеи. К
примеру, сотрудник может увидеть проблему в своей работе или иных
бизнес-процессах изнутри и предложить руководству решение.
|
При
поддержке подобного рода инициатив компания может решать задачи по повышению
эффективности труда, а сотрудники могут реализовать свои идеи и попробовать
себя в новой роли.
|
Предоставление
социального пакета и помощь в трудных жизненных ситуациях
|
Социальный
пакет, ДМС, отпуск по личным обстоятельствам.
|
Предоставление
компанией социального пакета и помощь в трудных жизненных ситуация может быть
важным конкурентным преимуществом компании. Осознание сотрудников, что
компания их не бросит в трудной жизненной ситуации, может значительно
повысить лояльность сотрудников к компании.
|
Общий
внерабочий досуг
|
Мероприятия
вне рабочего времени, в которых участвуют сотрудники компании: спортивные
соревнования, интеллектуальные игры (шахматы, викторины) или иной досуг.
|
Помогают
сотрудникам лучше узнать друг друга и повысить сплоченность коллектива.
Приятным бонусом для сотрудников могут быть небольшие подарки (например,
подарочный сертификат), что также может положительно повлиять на лояльность
сотрудников к компании.
|
Корпоративная культура компании особенно важна в период экономической нестабильности как во внутренней среде компании, так и во внешней среде. При стабильной и развитой корпоративной культуре в период экономической нестабильности компания может привлекать лучших специалистов на рынке, сохранить «ядро» трудового коллектива, снизить количество внутренних конфликтов и сохранить имидж компании как для сотрудников, так и для партнёров. На сегодняшний день внешняя среда компаний диктует новые условия ведения бизнеса, что требует от самого бизнеса постоянной адаптации под новые реалии рынка, в т.ч. в области цифровой трансформации и корпоративной культуры.
Современная корпоративная культура в условиях цифровизации, т.н. «Corporate Culture 4.0» в силу требований цифровой трансформации связана с такими ценностями и понятиями, как гибкость, простота, открытость, смелость, клиентоориентированность, плоские иерархии, уважение, доверие, культура обратной связи [16]. То есть в корпоративной культуре важное значение приобретают не только hard-skills, но и soft-skills сотрудников.
Hard-skills («жесткие навыки») – это профессиональные навыки, которые приобретает сотрудник в процессе профессионального обучения и получения опыта работы. Можно сказать, что уровень профессиональных компетенций напрямую сопоставим с уровнем hard-skills. Данные навыки являются основополагающими в профессиональном развитии сотрудника, их необходимо развивать. Soft-skills («гибкие навыки») – это совокупность умений человека, связанных с личностными качествами, которые важны для профессиональной деятельности, работы в организации: коммуникативные навыки, умение адаптироваться, трудовая этика, лидерство и т.д.
Для решения задачи улучшения социально-психологического климата в организации первоочередное значение имеет система развития soft-skills. Она формируется из таких компонентов, как саморазвитие, обучение в процессе работы (копирование опыта других и реализация лучших моделей поведения), усложняющиеся задания и тренинги, формирование восходящих коммуникаций, коучинг и наставничество, обучение вне рабочего места - мастер-классы, обучающие семинары, тренинги, деловые игры и бизнес-симуляции (тимбилдинг), центры оценки [11].
Внедрение цифровых технологий обязательно требует от сотрудников гибкости, умения подстраиваться. Низкий уровень soft-skills у сотрудников негативно сказывается на скорости цифровизации. Зачастую низкие soft-skills имеются у возрастных сотрудников, что, естественно, связно с отсутствием необходимости развития данных навыков ранее. Создание и цифровизация системы формирования и развития soft- и hard-skills сотрудником – это важный инструмент повышения уровня корпоративной культуры компании.
Одним из организационных способов обеспечения процесса цифровой трансформации бизнеса является создание самоуправляемых команд. Наличие таких команд помогает снизить контроль за реализацией проектов и ключевых задач со стороны топ-менеджмента компании путем переноса ответственности за результаты на лидеров команд.
Однако для организации работы таких команд необходимо соответствующее технологическое обеспечение, т.е. предоставление возможности быстрых коммуникаций (сервисы видео-конференций, IP телефония и т.д.) и автоматизации рутинных бизнес-процессов. В большинстве российских компаний часто встречаются систематически повторяющиеся по определенным поводам формальные и неформальные мероприятия для сотрудников. Это могут быть планерки, циклические совещания (регулярные совещания на одну и туже тему), празднование дней рождений и государственных праздников. С учетом ограничений личных коммуникаций в условиях пандемии цифровизация подобного рода мероприятий стала важной составляющей в работе самоуправляемых команд.
Реализация любых цифровых решений требует от сотрудников изменений в привычных им бизнес-процессах. В таком случае важную роль играет корпоративная культура компании. К примеру, если в компании принято правило ставить и исполнять задачи в определенной операционной системе, то саботирование сотрудниками данного правила и следование ими привычному порядку организации работы (к примеру, ставить и исполнять задачи по электронной почте) приведет к неэффективному внедрению автоматизации таск-менеджмента в компании. Любое ИТ-решение требует от сотрудников исполнения принятых неформальных правил, условностей и договоренностей внутри коллектива.
В компаниях с развитой корпоративной культурой принятие новых правил и условностей проходит менее болезненно или вообще безболезненно, что способствует ускорению темпов цифровизации и увеличению её эффективности.
Заключение
Таким образом, ключевыми факторами цифровизации являются способность сотрудников адаптироваться к изменениям в привычных бизнес-процессах и лояльность к решениям руководства. Лояльность к руководству формируется путем развития рассмотренных направлений корпоративной культуры: общий внерабочий досуг, информирование сотрудников о текущей деятельности компании, мотивация, помощь в трудных жизненных ситуациях, поддержка трудовых инициатив сотрудников и предоставление социального пакета. Адаптацию сотрудников к изменениям в привычных бизнес-процессах возможно развить путем развития soft-skills персонала, что на данный момент представляется важнейшим условием успешной реализации проектов цифровой трансформации бизнеса.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности крупных производственных компаний, в том числе в государственном секторе экономики, в контексте проведения цифровой трансформации бизнеса и организационного развития персонала.
References:
Alievskaya N.V. (2022). Razvitie organizatsionnoy kultury v usloviyakh tsifrovizatsii organizatsii [Corporate culture development in the context of company digitalization]. Sotsialnye i ekonomicheskie sistemy. (3(27)). 316-324. (in Russian).
Astakhina E.A., Litvinenko A.I. (2019). Perekhod k eksponentsialnoy organizatsii kak faktor povysheniya effektivnosti biznesa v epokhu tsifrovoy trancformatsii [Transition to exponential organization as a factor of increasing business efficiency in the era of digital transformation] Digital economy: problems and prospects of development. 53-58. (in Russian).
Dmitrieva S.A. (2018). Tsifrovaya transformatsiya korporatsiy [Digital transformation of corporations]. Science and Society. (3(32)). 42-46. (in Russian).
Gasparovich E.O. (2019). Korporativnaya kultura i sotsialnaya otvetstvennost: diagnostika, planirovanie, razvitie [Corporate culture and social responsibility: diagnostics, planning, development] Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. (in Russian).
Groshev I.V., Zheregelya A.V., Shkolnyy D.V. (2019). Menedzhment organizatsionnoy kultury v usloviyakh tsifrovizatsii predpriyatiy [Management of organizational culture in the conditions of enterprises digitalization]. Administration. 7 (2). 33-38. (in Russian). doi: 10.26425/2309-3633-2019-2-33-38.
Klein B., Zirnig C. (2019). Corporate Culture 4.0 Ökologisches Wirtschaften. 33 (3). 30-34. doi: 10.14512/OEW340330.
Kogan G., Myers N., Gaydon D., Boyle D. Advancing Digital TransformationStrategic Finance. Retrieved from https://sfmagazine.com/post-entry/december-2021-advancing-digital-transformation
Lavrenteva I.V., Rudenko D.S. (2019). Organizatsionnaya kultura kak upravlencheskiy instrument v usloviyakh razvitiya tsifrovizatsii [Organizational culture as a management tool in the conditions of digitalization development]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (11(433)). 132-137. (in Russian). doi: 10.24411/1994-2796-2019-11114.
Radchenko R.V., Shevtsov V.V., Chernyshenko V.N. (2021). Korporativnaya kultura na osnove dannyh [Data-driven corporate culture]. Trends in the development of science and education. (78-4). 59-62. (in Russian). doi: 10.18411/trnio-10-2021-145.
Rodin O.A. (2021). Novye funktsii tsifrovoy organizatsionnoy kultury [New functions of digital organizational culture]. Modern economy: problems and solutions. (8(140)). 130-140. (in Russian). doi: 10.17308/meps.2021.8/2660.
Romanova O.S. (2020). Perekhod ot traditsionnogo k novomu ponimaniyu organizatsionnoy (korporativnoy) kultury [Moving from the traditional to a new understanding of organizational culture (corporate culture)]. Mnogourovnevoe obschestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki. (19(35)). 138-143. (in Russian).
Sharafullina R.R., Gabitov I.M., Baykova E.R. (2021). Vliyanie korporativnoy kultury na trudovye resursy v usloviyakh tsifrovizatsii [Impact of corporate culture on workforce in the context of digitalization]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. (6(162)). 174-179. (in Russian).
Sleptsova E.V. (2021). Transformatsiya organizatsionnoy kultury v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Transformation of corporate culture in the digital economy]. Society: politics, economics, law. (11(100)). 46-50. (in Russian). doi: 10.24158/pep.2021.11.5.
Trofimova N.N. (2021). Formirovanie tsifrovoy kultury kak innovatsionnyy protsess razvitiya tsifrovogo obshchestva [Formation of digital culture as an innovative process of digital society development]. Etnosotsium i mezhnatsionalnaya kultura. (9(159)). 29-37. (in Russian).
Turkulov A.V., Bugaeva M.V. (2020). Organizatsionnaya kultura kak faktor povysheniya effektivnosti upravleniya personalom v kontekste tsifrovizatsii ekonomiki [Organizational culture as a factor for improving the efficiency of personnel management in the context of digitalization of the economy] Economic growth as the basis of Russia's sustainable development. 448-452. (in Russian).
Vereschagina L.S. (2019). Povyshenie blagopriyatnosti sotsialno-psikhologicheskogo klimata na osnove razvitiya soft- i hard-kompetentsiy v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Improving social-psychological climate through the development of soft and hard competences in the context of digitalization of economy]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (3(77)). 82-85. (in Russian).
Страница обновлена: 01.04.2025 в 13:03:33