The role of infrastructure as an active element in ensuring the sustainable development of modern economic systems
Shatskaya E.Yu.1
1 Северо-Кавказский федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 50 | Citations: 11
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (April 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48399304
Cited: 11 by 07.12.2023
Abstract:
It is impossible to ensure the sustainability of socio-economic development and global competitiveness of the country without new infrastructure and its facilities. Among the guidelines defined by these foundations is the legislatively fixed desire of the state to provide infrastructural spatial socio-economic development of its territories.
It is noted that there are no tools to monitor the level of regional potential development in the context of infrastructure development. It is emphasized that there are no opportunities to monitor infrastructure changes while territories are implementing infrastructure projects. The conclusion about the need for institutional reforms and attracting investments from private and public sources is made. This will provide an opportunity to develop new mechanisms for managing innovation processes that are more appropriate to the tasks of innovative development.
The results of the study will be of interest to specialists in the field of interaction between authorities and business, graduate students and students interested in this scientific problem.
Keywords: infrastructure, socio-economic development, innovation, economic systems, innovative development
JEL-classification: L90, Q01, O31
Введение
Развитие инфраструктуры и ее роль в обеспечении социально-экономического развития является не новым аспектом развития современных экономических систем, но тем не менее не менее важным. Проблема инфраструктурного развития была рассмотрена в работах Беднякова А.С. [1, с. 155–156] (Bednyakov, 2021, р. 155–156), Дронова В.П. [2] (Revoltella, Brutscher, Tsiotras, Weiss, 2016), Волковой А.Г. [4] (Volkova, 2018), Новоселова А.С., Волянского Т.В. [5, с. 256–269] (Novoselov, Volyanskaya, 2015, р. 256–269), Плисецкого Е.Л., Плисецкого Е.Е. [6, с. 170–171] (Plisetskiy, Plisetskiy, 2020, р. 170–171), Палей Т.Ф. [12] (Paley, 2017) и ряда других исследователей
Однако условия экономической современности требуют кардинального переосмысления различных аспектов, определяющих развитость инфраструктуры. Для этого государство предпринимает разнообразные шаги по построению планов развития инфраструктуры и повышению ее уровня, но так или иначе сталкивается с множеством проблем, которые возникают ввиду воздействия факторов внешней среды, отрицательно сказывающихся на состоянии инфраструктурной системы. Кроме того, существенные негативные для инфраструктуры последствия имеет зависимость российской экономической системы от мировых тенденций глобальной экономики.
Цель исследования – обобщить роль, значение, особенности и проанализировать соответствие существующего состояния инфраструктуры для обеспечения устойчивого развития современных экономических систем.
Проведен анализ развития инфраструктуры в отечественной экономике с точки зрения ее соответствия критериям мезоуровневой инновационной экосистемы, сделан вывод о необходимости институциональных преобразований и привлечения инвестиций из частных и государственных источников, что обеспечит возможность разработки новых механизмов управления инновационными процессами, в большей степени соответствующих задачам инновационного развития национальной экономики.
То, насколько хорошо развита инфраструктура, в значительной мере обусловливает уровень конкурентоспособности всей экономики. Это связано, прежде всего, с тем, что инфраструктурная составляющая представляет собой базу функционирования современных систем экономического, социального и других типов. В этой связи можно констатировать, что достижение экономического роста и высокого уровня конкурентоспособности и эффективности современной экономической системы невозможно без наличия соответствующей экономической инфраструктуры [1] (Bednyakov, 2021).
Необходимо заметить, что роль инфраструктуры усиливается в периоды, когда господствуют экономические шоки. Они могут проявлять себя как с положительной стороны при экономическом буме, так и с отрицательной стороны при экономическом кризисе, о чем свидетельствуют результаты исследования, проведенного Европейским инвестиционным банком. В ходе исследования оценивалось то, как транспортная инфраструктура в зависимости от уровня своего развития повлияла на экономическое развитие. За основу экономического шока был взят экономический кризис 2007–2008 годов. Результаты исследования позволили установить, что имеющиеся глобальные возможности роста в масштабах своего использования напрямую определяются развитой транспортной инфраструктурой в связке с имеющимися избыточными ресурсами. Причем эти ресурсы должны быть пригодны для их применения в целях развития международных торговых отношений.
Инфраструктура как понятие характеризуется объектами недвижимости, производством товаров и оказанием услуг. Она характеризуется иммобильностью, находится в неподвижном состоянии, так как привязана к определенному территориальному субъекту или его основным фондам, которые формируют необходимые условия материального характера для осуществления воспроизводства [2, 3] (Revoltella, Brutscher, Tsiotras, Weiss, 2016; Dronov, 1998). Учитывая привязку инфраструктуры к определенной территории, можно отметить ее способность развивать именно эту территорию. При этом отсутствует возможность заимствования инфраструктурных элементов с других территорий или передачи собственной инфраструктуры сторонним субъектам [4] (Volkova, 2018).
Благодаря наличию инфраструктуры в рыночной экономике в ее структуре формируются различные межсубъектные связи, которые могут быть информационными, материальными или финансовыми [5] (Novoselov, Volyanskaya, 2015). В обеспечении конкурентоспособности регионов и государства на мировой арене значительную роль играет именно инфраструктура, а также развитость ее сегментов, прежде всего тех, от которых зависит устойчивый и динамичный экономический рост. Являясь фактором развития экономики, инфраструктура способствует производственной модернизации, инновационному региональному развитию, а также кластеризации территорий [6, с. 170–171] (Plisetskiy, Plisetskiy, 2020, р. 170–171).
Впервые наличие прямой зависимости инфраструктурного развития и производственных процессов было установлено в 80-х годах ХХ века, когда исследовалась взаимосвязанность процессов, протекающих в американской экономике [7] (Aschauer, 1989). Результаты исследований позволили доказать зависимость экономического роста от вкладываемого капитала в инфраструктурное развитие государства. Сфера распространения позитивного воздействия в данном случае может не ограничиваться только лишь эффектом основного капитала. Помимо этого могут проявляться внешние сетевые эффекты, которые также усиливают конкурентную борьбу [8] (Sturm, Jacobs, Groote, 1999). В случае отсутствия развитой инфраструктуры или ее недостаточной развитости экономический рост может замедляться или даже способствовать экономической стагнации. Причина этого в том, что производственные издержки увеличиваются, а уровень качества услуг, напротив, снижается. В результате экономика становится менее конкурентоспособной, а уровень благосостояния населения снижается. Все это в совокупности объясняет тенденции восприятия инфраструктурного развития как индикатора, отражающего общий уровень социально-экономического развития и обеспеченности регионов конкурентными преимуществами [9] (Rietveld, Boonstra, 1995).
Зарубежные исследователи также акцентируют внимание на оценивании имеющихся возможностей, позволяющих применять региональный производственный потенциал. Качественный уровень инфраструктурной развитости обусловливает то, насколько трудовые, финансовые, хозяйственные и иные связи будут интенсивны. Кроме того, то, насколько эффективны будут структурные составляющие систем регионального уровня, также находится в зависимости от качественного уровня развития инфраструктуры [10] (Kuch, Westkämper, 2017). Доступная инфраструктура играет не менее важную роль: от уровня доступности зависит социально-экономическое развитие, направленность и масштабы инвестиционных вложений государства и внебюджетных структур, которые способствуют развитию регионов [11]. Большинство исследователей сходятся во мнении относительно инфраструктурных инвестиций, которые способны положительно воздействовать на состояние развитости экономики. Тем не менее нельзя с точностью определить то, насколько обширным может быть подобное воздействие [12] (Paley, 2017).
Обращаясь к институциональной составляющей инфраструктуры как активного элемента развития современных экономических систем, следует отметить принятые в 2017 году основы политики РФ в отношении развития регионов в перспективе до 2025 года. В числе ориентиров, определенных указанными основами, выступает законодательно закрепленное стремление государства инфраструктурно обеспечить пространственное социально-экономическое развитие своих территорий. В этих целях разработаны федеральные, региональные и муниципальные стратегические документы, определяющие вопросы перспективного планирования. Эти документы закрепляют приоритетные направления, инструментарий и конкретные меры, которые необходимы для обеспечения инфраструктурного развития на транспорте, в жилищной, социальной и других сферах, и представлены государственными, региональными планами и программами, национальными проектами. Однако стоит отметить отсутствие инструментов, с помощью которых можно отслеживать уровень развитости регионального потенциала в разрезе развития инфраструктуры. Соответственно, нет возможностей для мониторинга инфраструктурных изменений в территориальной оснащенности территорий, реализующих инфраструктурные проекты. Иными словами, речь идет об инфраструктурном потенциале территорий. Так же, как природные ресурсы, экономико-географическое положение и экономически активное население являются факторами, определяющими развитие регионов, так и инфраструктурно-территориальный потенциал предопределяет то, как хозяйственный комплекс региона будет преобразовываться и модернизироваться в структурном плане, повышая его конкурентоспособность и уровень жизни населения [6, с. 166] (Plisetskiy, Plisetskiy, 2020, р. 166).
Для инфраструктурной обеспеченности пространственного социально-экономического развития РФ в основах политики государства определяются конкретные мероприятия. Во-первых, отмечается, что следует определять и анализировать экономическую специализацию региональных единиц и муниципалитетов, их перспективные конкурентные преимущества. При этом достаточно важно учитывать факторы разделения труда на международном, межрегиональном и межмуниципальном уровнях. Во-вторых, необходимо определять ключевую направленность пространственно-структурных изменений в российской экономике, а также, руководствуясь этой направленностью, разрабатывать соответствующие стратегии, которые должны быть связаны между собой, отраслевые стратегические документы в области планирования и стратегии макрорегионального, регионального муниципального социально-экономического развития. В-третьих, требуется утвердить перспективное размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального, муниципального уровней, инженерного, транспортного, социального и энергетического характера. Кроме того, необходимо осуществлять бюджетирование федеральных и нефедеральных средств, которые потребуются при строительстве или реконструкции инженерных, транспортных, социальных и энергетических инфраструктурных объектов, имеющих федеральное значение. В приоритете должны находиться те направления государственных программ, которые связаны с устранением ограниченности инфраструктуры и отставанием ее объектов в развитии на тех территориях, которым несвойственно ускоренное развитие, а их население территориально распределено достаточно плотно. Такие территории следует социально обустраивать, а также наращивать на них экономический потенциал, сдерживая миграцию населения и создавая в целом благоприятный климат для жизнедеятельности. В целях формирования технологически развитой, инвестиционно привлекательной и конкурентоспособной национальной экономики на мировом рынке необходимо количественно наращивать точки экономического роста. Помимо этого крайне важно улучшать экологическую обстановку, развивать транспортную инфраструктуру, сокращать различия в уровне жизни на городских и сельских территориях. Для успешной реализации государственных программ необходимо обеспечить их администрирование, позволяющее контролировать и координировать действия властных структур РФ и ее отдельных территорий [13].
В утвержденной в 2014 году Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года делается акцент на том, что в настоящем развитость инфраструктуры не соответствует экономическим и гражданским потребностям, а федеральная опорная транспортная сеть и энергетическая сфера инфраструктурно ограничены. Кроме того, отмечается, что центры экономического роста слабо взаимосвязаны с транспортной точки зрения, а сам транспорт недостаточно интегрирован, как и транзитный потенциал РФ реализуется не в полной мере. В целях обеспечения пространственного развития РФ стратегией предопределяются конкретные задачи и направления, которые необходимо реализовать в ближайшие несколько лет. Ключевым моментом в стратегии является ее задача, связанная с необходимостью ликвидировать ограниченность инфраструктуры и сделать ее доступной и качественной. Отраслевыми документами стратегического планирования закрепляются принципы и направления, в соответствии с которыми необходимо усовершенствовать опорную транспортную сеть, а также скоординировать развитие и региональные (муниципальные) инфраструктурные составляющие транспортной сети [14].
Кроме того, стратегия определяет мероприятия, которые должны помочь устранить инфраструктурные ограничения на федеральном уровне и повысить доступность и качественные характеристики инфраструктуры информационно-телекоммуникационного, магистрального, транспортного, энергетического типа. В этих целях необходимо развивать магистрально-транспортные объекты инфраструктуры. Здесь должны быть задействованы международные транспортные коридоры, соединяющие западные части с восточными, северные с южными и наоборот. Это позволит российским компаниям эффективно осваивать зарубежные рынки, расширять азиатско-европейские транзитные операции в рамках территориальных границ России. Предполагается также расширять экспортные операции по транспортным услугам, привлекая для этого федеральные и региональные центры экономического роста. В данном случае в приоритете скоростные транспортные коммуникации и их развитие, магистральные железнодорожные пути, требующие повышения своей пропускной способности. Помимо этого требуется ликвидировать те части магистральных путей, пропускная способность которых с точки зрения грузонапряженности достаточно низкая. Морские порты ключевых бассейнов РФ также должны нарастить свои мощности, а на Северном морском пути неотъемлемым элементом развития должно стать эффективное функционирование и наращивание грузовых потоков между странами. Применение в рамках государственной границы различных видов транспорта и строительных операций в отношении пропускных пунктов должно ликвидировать логистические ограничения экспорта товаров. Также предусматривается расширение масштабов и уменьшение времени контейнерных железнодорожных поставок от крайних восточных до западных границ РФ. Неизбежно и формирование сетевой системы узловых грузовых центров мультимодального и транспортно-логистического характера, в которых грузовые маршруты организуются строго по времени и с высокой скоростью [14].
Стратегией определяется необходимость усиления экономической связанности территориальных пространств России с помощью модернизируемых объектов инфраструктуры авиационного, автодорожного, железнодорожного, морского и речного типов. В этих целях должны развиваться транспортные коммуникации федеральных и региональных центров экономического роста. Причем им следует учитывать возможности исключения городских территорий из маршрутов и обеспечить высокую скорость применяемых транспортных сообщений внутри агломераций городов (крупных и крупнейших). В достижении пространственного развития РФ в перспективе должны участвовать и комплексно развивающиеся центральные или околоцентральные транспортные узлы, согласованно формирующие и развивающие вокруг себя терминально-логистические мощности. Необходимо сформировать международные хабовые аэропорты и обеспечить развитие крупноузловых аэропортов, их инфраструктурных составляющих, маршрутных компонентов, позволяющих транспортировать все необходимое в обход территориальных границ г. Москвы. Внутренние водные пути также следует развивать с точки зрения их пропускных возможностей. Кроме того, требуется обеспечить единство российских глубоководных систем, прежде всего в центральных и западных частях страны в целях частичного ослабления нагрузки на автодороги и железнодорожные пути. Изолированные арктические и дальневосточные территории должны стать ключевым инфраструктурным элементом, обеспечивающим устойчивое и бесперебойное транспортное сообщение с региональными центрами. Для этого требуется реконструировать и построить аэродромные и аэропортные объекты, которые будут иметь первостепенное значение для местного малочисленного населения. При этом в целом транспортно-инфраструктурное развитие должно быть согласованным между отдельными российскими регионами [14].
Следующим направлением пространственного развития РФ можно считать ориентир на развитие энергетической инфраструктуры, которое обеспечит абсолютную доступность электроэнергии для всех территориальных субъектов. Для этого требуется, во-первых, модернизировать и расширить инфраструктуру магистралей, необходимую, прежде всего, крупным центрам экономического роста и минерально-сырьевым центрам. Во-вторых, транспортные коридоры должны быть электрифицированы в условиях развивающейся инфраструктуры на транспорте. В-третьих, необходимо развивать централизованные энергетические системы, в том числе посредством стимулирующих мероприятий в отношении модернизирующихся мощностей атомных, тепло- и гидроэлектростанций. В-четвертых, не обойтись без достижения устойчивости в потребительском энергоснабжении территорий геостратегического характера. Отчасти этого можно достичь с помощью объединения западных и центральных энергетических районов Якутии с Единой энергетической системой России. В-пятых, должна развиваться распределенная генерация территорий, которые в наибольшей степени удалены и труднодоступны. В-шестых, повсеместно следует внедрять интеллектуальные управленческие системы в области электросетевого хозяйства, сопровождающиеся цифровыми технологиями. Энергосберегающие и энергоэффективные технологии должны опережать свое развитие и внедряться на арктических и крайних северных территориях РФ, тем самым расширяя, модернизируя и оптимизируя мощности Единой системы газоснабжения. При этом следует учитывать новые маршруты экспорта, в дальнейшем продолжать газифицировать российские регионы и создавать инфраструктуру восточно-сибирского и дальневосточного газотранспорта, который впоследствии может быть интегрирован в структуру Единой системы газоснабжения. В конечном счете все это поможет применять сжиженный природный газ внутри российского рынка, а также экспортировать его. Кроме того, магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы также следует расширить и модернизировать в целях экспортного развития и повышения эффективности производственных процессов в сферах нефтепереработки и нефтехимии, а также для того, чтобы пропускная способность трубопроводных систем стала на порядок выше [14].
В качестве еще одного приоритета пространственного развития выступает информационно-телекоммуникационная инфраструктура, которую также следует развивать. В частности, требуется ликвидировать «цифровое неравенство» территориальных единиц России. Для этого следует, во-первых, сформировать высокоскоростную и доступную для населения информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, повысить ее роль в ходе формирования информационно-телекоммуникационных взаимосвязей российских регионов при помощи спутниковой связи на территориях, сильно удаленных от центров цивилизации. Помимо этого автодороги федерального уровня и железнодорожные пути должны быть обеспечены такой инфраструктурой, которая позволит беспроводным путем передавать данные. Крупные и крупнейшие городские агломерации должны быть обеспечены современными сетями связи с узкополосным доступом к собираемой и передаваемой телеметрической информации. Территории, имеющие значительный электроэнергетический профицит, но при этом обладающие требуемой мощностью инфраструктурных объектов в информационно-телекоммуникационной сфере, спецификой природно-климатических условий, способные содействовать экспорту услуг, должны развивать сетевое движение во главе с центрами хранения и обработки больших данных. Помимо всего прочего необходимо сокращать межрегиональную дифференциацию с точки зрения регионального социально-экономического развития и имеющихся в регионах социально-экономических различий. Для этого понадобится сформировать устойчивые системы, позволяющие расселять аварийные и изношенные объекты, способствуя развитию объектов городских территорий. При этом городская среда должна стать более качественной и комфортной: жилой фонд будет капитально отремонтирован, ветхое и аварийное жилье расселено, инфраструктура коммунального комплекса модернизирована, общественные пространства развиты и благоустроены, а объекты культурного наследия реставрированы и приспособлены к современным способам применения [14].
Значимым фактором пространственного инфраструктурного развития является цифровизация всех сфер жизнедеятельности граждан. Для ее реализации три года назад в РФ утвердили национальную программу «Цифровая экономика». Она предусматривает доведение доли домохозяйств с широкополосным доступом к Интернету и устойчивым покрытием сетями 5G почти до 100%, а также расширение участия РФ в мировой структуре оказываемых услуг в области сохранения и обработки данных. Предполагается полномасштабное внедрение цифровых технологий в приоритетных отраслях социально-экономической сферы. Прежде всего, речь идет о таких отраслях, как городское хозяйство, здравоохранение, оснащенность образованием, сельская инфраструктура, оборудование. Прогнозировалось также снижение финансирования развития 5G-сетей и перераспределения выделенных на них средств в другие сферы, что не совсем правильно ввиду наличия потребности в данных сетях. Так, произошедшие в российском здравоохранении существенные изменения подтвердили объективную необходимость внедрения технологий телемедицины, которая, в свою очередь, базируется на применении надежной и высокоскоростной 5G-связи. В этом отношении примечателен практический опыт КНР, где эффективность деятельности врачей с точки зрения оперативности диагностики заболеваний, снижения рисков при контактировании с заболевшими, точной постановки диагнозов и назначения соответствующего лечения во многом определяются используемыми новыми инфраструктурными объектами и новейшими технологиями. Затраченные средства были оправданными и позволили «оздоровить» не только граждан республики, но и ее экономику в целом, тем самым обеспечив полноценную защиту в современных эпидемиологических условиях. По сути, данный пример можно считать серьезным обоснованием необходимости ускорить построение новых инфраструктурных объектов на территории РФ. Так называемая новая инфраструктура объединяет в себе несколько составных элементов в виде 5G-сетей связи; центров, обрабатывающих большие массивы данных; искусственного интеллекта; интеллектуальных энергосетей со сверхвысоким напряжением; промышленного интернета; электромобильных зарядных станций; высокоскоростной междугородной сети железных дорог [15].
Для обеспечения высокого уровня инфраструктурного развития и сокращения инфраструктурного разрыва необходима развитая институциональная среда и успешно функционирующее государственно-частное партнерство. Если указанные факторы будут отсутствовать, то достичь эффективного развития современных экономических систем станет невозможно, а затраченные для этого средства просто не окупятся [1, с. 161] (Bednyakov, 2021, р. 161).
Заключение
В заключение можно констатировать, что активным элементом развития современных экономических систем является инфраструктура и ее структурные составляющие. Обеспечить устойчивость социально-экономического развития и глобальную конкурентоспособность страны невозможно без новой инфраструктуры и ее объектов. Однако не все страны мира понимают актуальность данной проблемы, а в некоторых из них, в особенности в развивающихся странах, инфраструктурный комплекс не развивается в силу недооценки его значимости и отсутствия необходимого финансирования. Современные условия инфраструктурного развития обусловливаются экономической открытостью и уменьшением возможностей бюджета, а также предопределяются государственным управлением и повышающейся инвестиционной привлекательностью со стороны инвесторов из частного сектора. Формирование новой инфраструктуры требует институциональных преобразований и привлечения инвестиций из частных и государственных источников. Игнорирование значимости инфраструктурного обеспечения современных экономических систем так или иначе ухудшает социально-экономическую обстановку в стране и препятствует инновационному и устойчивому развитию, не позволяет адаптировать экономику к новым цифровым и «зеленым» реалиям, тем самым сознательно обеспечивая деградацию экономической системы.
References:
Aschauer D. A. (1989). Is public expenditure productive? Journal of Monetary Economics. 23 177-200.
Bednyakov A.S. (2021). Rol infrastruktury v obespechenii ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i konkurentosposobnosti: aktualnye voprosy v Rossii i za rubezhom [The role of infrastructure in ensuring sustainable socio-economic development and competitiveness: topical issues in Russia and abroad]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (1(127)). 155-156. (in Russian).
Dronov V.P. (1998). Infrastruktura i territoriya (geograficheskie aspekty teorii i rossiyskoy praktiki) [Infrastructure and territory (geographical aspects of theory and Russian practice)] (in Russian).
Kuch B., Westkämper E. (2017). On the Evolution of Regional Efficiency Potentials Procedia Manufacturing. 11 1528-1535.
Novoselov A.S., Volyanskaya T.V. (2015). Problemy upravleniya rynochnoy infrastrukturoy v regionakh Sibiri [Problems of market infrastructure management in the regions of Siberia] (in Russian).
Paley T.F. (2017). Vliyanie urovnya infrastrukturnogo potentsiala regiona na vybor strategii investirovaniya [The impact of infrastructure potential of the region to choose the strategy of investing]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (3). 8. (in Russian).
Plisetskiy E.L., Plisetskiy E.E. (2020). Infrastrukturnyy potentsial territorii kak faktor ustoychivogo regionalnogo razvitiya [Infrastructure potential of russian regions as a factor of sustainable regional development]. Public administration issues. (3). 170-171. (in Russian).
Revoltella D., Brutscher P., Tsiotras A., Weiss C. (2016). Infrastructure Investment in Europe and International Competitiveness EIB Working Papers. (01).
Rietveld P., Boonstra J. (1995). On the supply of network infrastructures. Highways and railways in European regions Annals of Regional Science. 29 207-220.
Sturm J.E., Jacobs J., Groote P. (1999). Output Eff ects of Infrastructure Investment in the Netherlands, 1853–1913 Journal of Macroeconomics. (21). 355-380.
Volkova A.G. (2018). Sovremennoe razvitie regionalnoy infrastruktury v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya i diversifikatsii ekonomiki [Modern development of regional infrastructure in the context of innovative development and economic diversification] (in Russian).
Страница обновлена: 03.05.2025 в 12:20:04