Значение этнического предпринимательства в Российской Федерации: итоги исследования

Рунова Н.Ю.1
1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать:
Рунова Н.Ю. Значение этнического предпринимательства в Российской Федерации: итоги исследования // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1093-1106. – doi: 10.18334/epp.12.3.114311.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48114186

Аннотация:
Понятие «этническое предпринимательство» постепенно привлекает все больший интерес среди исследователей, однако само понятие этнического предпринимательства часто трактуется по-разному. Этническое предпринимательство трактуется в статье как форма осуществления предпринимательской деятельности, которая свойственна мигрантам или этническому меньшинству, проживающим на территории отдельно взятого государства, с целью выживания или сохранения этнической идентичности в иноэтничной среде. В статье на основе авторского определения этнического предпринимательства представлены результаты исследования отношения к этническому предпринимательству у молодых активных потребителей. Опрос студентов показал, что при общем позитивном отношении и интересе к этническим продуктам низкий спрос на них объясняется недостаточными маркетинговыми усилиями предпринимателей и узким позиционированием этнических продуктов. Анализ использования этническими предпринимателями различных форм государственной поддержки показал ее недостаточность и слабую нацеленность на проблемы этнического бизнеса

Ключевые слова: этническое предпринимательство, этнический продукт, мигрантское предпринимательство, этническая экономика, молодые активные потребители, государственная поддержка

JEL-классификация: J15, L26, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Исторически этническое предпринимательство объяснялось реакцией на невозможность трудоустройства мигрантов в новой стране их проживания. Движущей силой и мотивом этнического предпринимательства является само этническое сообщество, создающее спрос на конкретные товары и услуги, который может быть удовлетворен только представителями данного сообщества, знающими вкусы и покупательские предпочтения своего этноса [1] (Runova, Saginova, 2019). Этническое предпринимательство – это совокупность связей и закономерностей экономического взаимодействия между людьми, имеющими общее национальное происхождение или миграционный опыт [1] (Runova, Saginova, 2019). Источник этнического предпринимательства – этническая группа – часто часть более крупного сообщества, члены которого имеют общее происхождение и культуру, и в их предпринимательской деятельности это происхождение и культура играют важную роль. Понятие этнического предпринимательства включает хозяйственную деятельность мигрантов, приехавших в новую страну жительства, и представителей этнических меньшинств, проживающих в стране на протяжении долгого времени.

Российские исследователи, занимающиеся проблематикой этнического предпринимательства, используют два разных подхода. Некоторые ученые, как Радаев, Снисаренко, Рязянцев [2–4] (Radaev, 1993; Snisarenko,1999; Ryazantsev, 2000), рассматривают этническое предпринимательство в основном с точки зрения мигрантского предпринимательства, исключая в своих исследованиях национальное этническое меньшинство, традиционно проживающее на территории Российской Федерации. С другой стороны, в последнее время стало развиваться новое направление в изучении этнического предпринимательства – предпринимательство национальных меньшинств, то есть малых народностей России [5–7] (Tyukhteneva, 2019; Akhmetov, 2020; Bakaeva, 2018). О поддержке такого этнического предпринимательства говорил первый вице-премьер Якутии А. Стручков, имея в виду экономическое развитие северных территорий РФ [1]. На конференции «Миграция, перемещение населения и городское развитие», организованной Российским советом по международным делам (РСМД) и другими организациями, также обсуждалась тема этнического предпринимательства, но уже со стороны мигрантов [2].

Успех этнического предпринимательства зависит от восприятия потребителями этнических продуктов и их производителей. Позитивное восприятие этнических продуктов как качественных, модных, аутентичных формирует спрос, способный стимулировать расширение бизнеса этнических предпринимателей.

Тема развития и поддержки этнического предпринимательства актуальна и важна по нескольким направлениям. Этнический бизнес в большинстве своем – это малые и средние предприятия [8] (Tagirov, 2009), развитие которых – стратегическая задача российской экономики. Этнический бизнес создает рабочие места и обеспечивает доход группам населения, включая мигрантов, которые часто испытывают затруднения с трудоустройством. Производство и продажа этнических продуктов – это инклюзивный бизнес, поскольку он обеспечивает доступ к предпринимательской деятельности и экономическое развитие для уязвимых групп – представителей малочисленных народов. Этнический бизнес способствует сохранению и передаче культурных традиций и ценностей и конкретных этнических групп, способствуя тем самым их экономической и социальной стабильности [9] (Rath, 2011).

Целью данной статьи является анализ восприятия этнических товаров и отношения к этническим предпринимателям со стороны молодых активных потребителей, студентов крупных вузов, обучение и социализация которых происходит в национально, культурно и этнически разнообразной среде.

Методология и методы исследования

Анализ научных публикаций позволил автору сформулировать свое определение этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство – это форма осуществления предпринимательской деятельности, которая свойственна мигрантам или этническому меньшинству, проживающим на территории отдельно взятого государства, с целью выживания или сохранения этнической идентичности в иноэтнической среде [10] (Runova, 2021).

На основе результатов анализа научных публикаций были сформулированы несколько исследовательских гипотез, относящихся к осведомленности и отношению молодых потребителей к этническому предпринимательству:

Гипотеза 1: понятие этнического предпринимательства в России не имеет четкого определения и часто трактуется слишком узко.

Гипотеза 2: отношение к этническому предпринимательству зависит от осведомленности потребителей об особенностях и ценностях конкретной этнической группы.

Гипотеза 3: отношение потребителей к предпринимателям-мигрантам зависит от их отношения к той этнической группе, которую эти мигранты представляют.

В целях выявления осведомленности об этническом предпринимательстве и отношения молодых активных потребителей к этническим продуктам и их производителям было проведено маркетинговое исследование в виде онлайн-опроса. В качестве респондентов были привлечены студенты экономических вузов, изучающих предпринимательство в рамках своих образовательных программ. Эта группа относится к молодым активным потребителям, которые живут и учатся в многонациональном социуме, являются активной социальной группой и потенциальным потребителем этнических товаров. Всего было получено 184 заполненные анкеты от студентов из Москвы и Казани, из которых 150 годились для последующего анализа.

Задачи исследования включали:

- анализ степени осведомленности о термине «этническое предпринимательство», его понимании;

- отношение к этническому предпринимательству;

- отношение к этническим продуктам;

- отношение к мигрантам-предпринимателям.

Анкета включала 10 основных вопросов множественного выбора и состояла из нескольких блоков. Анкетный опрос проводился в период с октября 2021 г. по декабрь 2021 г.

Результаты исследования

В первом блоке анкеты задачей было выяснить, насколько понятия «этническое предпринимательство» (ЭП) и «этнический продукт» знакомы и понятны студентам, изучающим экономику и предпринимательство. 82% респондентов не знают четкого определения этих понятий (рис. 1).

Рисунок 1 Знание термина «Этническое предпринимательство»

Источник: составлено автором.

Второй вопрос первого блока был направлен на выявление понимания содержания понятия «этническое предпринимательство» и предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа. Ответы респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Понимание термина «этническое предпринимательство»

Как вы думаете, что имеется в виду под этническим предпринимательством? (может быть несколько вариантов ответов)
Бизнес, связанный с производством и продажей этнических товаров, но созданный необязательно представителями этого же этноса (например, центры тибетской медицины, но владельцы не из Тибета, а из России)
20%
Производство и продажа этнических продуктов представителями этого же этноса, откуда товар или услуга (например, армянский хлеб и пироги, продающийся в специализированной армянской булочной)
68,9%
Бизнес, организованный мигрантами, мигрантскими общинами (например, в Яндекс. Такси много ИП, созданных киргизами)
35,6%
Специфический бизнес, созданный представителями малых народов (например, пошив и продажа национальных ненецких костюмов, оленеводство или этнотуризм)
53,3%
Источник: составлено автором.

Как следует из ответов, большая часть респондентов связывают понятие «этническое предпринимательство» либо с производством и продажей этнических продуктов, либо с предпринимательской деятельностью малых народов России. Детально изучив каждую анкету, было выделено несколько основных фактов, вызывающих интерес. Во-первых, лишь малая часть респондентов (10%) указали на то, что этническое предпринимательство объединяет как бизнес мигрантов, так и национальное этническое предпринимательство. Из них всего 3% указали, что знакомы с термином «этническое предпринимательство». Во-вторых, доминирующим ответом у большинства респондентов (65%), выбиравших несколько вариантов ответа, был вариант, относящий этническое предпринимательство к предпринимателям – представителям малых народов, то есть к так называемым национальным этническим предпринимателям. Среди этой категории около 7% респондентов заявили, что знакомы с термином «этническое предпринимательство». Как следует из анализа ответов на этот вопрос, понятие этнического предпринимательства неизвестно большинству студентов, при этом даже те опрашиваемые, которые указали в своих ответах, что они встречались ранее с этим термином, чаще всего выделяли всего лишь один аспект понятия этнического предпринимательства.

Второй блок вопросов относился к мигрантскому этническому предпринимательству и состоял из трех вопросов. Задачей стояло узнать отношение студентов к мигрантам, продающим товары и услуги на рынке, как потенциальных потребителей данных товаров или услуг.

Первый вопрос второго блока был нацелен на выявление отношения к товарам, которые продают мигранты. Ответы респондентов указаны на рисунке 2.

Вопрос: если бизнесом владеет мигрант, будете ли вы покупать у него/нее товар?

Рисунок 2. Отношение к товарам, которые продают мигранты

Источник: составлено автором.

Подавляющее большинство респондентов (93%) показали, что при принятии решения о покупке товаров национальность продавца не имеет особого значения. Это может быть связано с тем, что в секторе розничной торговли работает большое количество представителей разных национальностей как среди сотрудников, так и среди предпринимателей. Однако эта реакция говорит скорее о лояльном отношении к мигрантам в целом, нежели к мигрантам-предпринимателям. Это предположение подтверждается ответами респондентов на второй вопрос второго блока, представленного на рисунке 3.

Вопрос: как вы относитесь к услугам, предлагаемыми предпринимателями-мигрантами (например, строительство, парикмахерские, клининговые службы и др.)

Рисунок 3. Отношение к услугам, предоставляемым мигрантами-предпринимателями

Источник: составлено автором.

Как следует из ответов, большая часть респондентов, несмотря на положительное отношение к мигрантскому предпринимательству, не готова пользоваться услугами, предоставляемыми мигрантами-предпринимателями. При этом треть респондентов считают такие услуги недорогими, при этом не всегда качественными, и могут ими воспользоваться только с целью экономии. Исходя из анализа ответов, можно предположить, что несколько негативное отношение к товарам и услугам, предоставляемым мигрантами, скорее лежит в плоскости слабых конкурентных позиций и недостаточной информированности потребителей об этом бизнесе и его продуктах.

Об отношении к мигрантскому предпринимательству в целом респонденты рассказали в третьем вопросе второго блока, представленного на рисунке 4.

Вопрос: что положительного вы видите в мигрантском предпринимательстве?

Рисунок 4. Отнощение к мигрантскому предпринимательству

Источник: составлено автором.

Ответы на третий вопрос второго блока показали очевидность выводов по отношению к мигрантскому этническому предпринимательству в целом. Сорок процентов респондентов считают, что мигрантское предпринимательство привносит этническое и культурное разнообразие, что подтверждает лояльное отношение к мигрантам-предпринимателям, упоминавшимся в первом вопросе второго блока. Приблизительно столько же респондентов (38%) считают, что преимущество мигрантов-предпринимателей в том, что они создают свой бизнес в непопулярных и низкодоходных сегментах рынка. Это, безусловно, указывает на инклюзивный характер этнического бизнеса, в котором участвуют уязвимые группы населения.

Анализ второго блока показал, что опрошенные студенты продемонстрировали в целом толерантность к национальной идентичности предпринимателей. Этому может способствовать то, что зачастую национальный и этнический состав в вузах Москвы достаточно разнообразен. Однако, как следует из ответов респондентов, наиболее существенной проблемой мигрантского предпринимательства является слабое информирование потребителей об особенностях этнических товаров и услуг и слабые конкурентные позиции таких предприятий. В связи с этим мигранты-предприниматели вынуждены снижать цены, привлекать не всегда квалифицированный персонал и экономить на маркетинговом продвижении.

Третий блок анкеты был направлен на выявление отношения респондентов к этническим продуктам/услугам, а также причины, по которым они могут/будут покупать этнические товары. В этом блоке приоритет отдавался национальному этническому предпринимательству. Третий блок состоял из четырех вопросов.

Первый вопрос третьего блока указывает на частоту приобретения этнических продуктов. Результаты респондентов представлены на рисунке 5.

Вопрос: Российская Федерация является многонациональным государством, и у каждой народности (региона) есть свои национальные/этнические продукты. Как часто вы покупаете этнические продукты?

Рисунок 5. Желание приобретать этнические товары

Источник: составлено автором.

Как видно из рисунка 5, большая часть респондентов не выражают особого интереса к этническим продуктам. Планируя анкету для данного исследования, мы предполагали, что ответ на этот вопрос покажет слабую осведомленность студентов об этнических товарах. В связи с этим студентам было предложено ответить на вопрос, что могло бы повлиять на их решение о покупке этнических товаров. Ответы респондентов представлены на рисунке 6.

Вопрос: что может повлиять на ваше решение купить национальный и/или этнический товар?

Рисунок 6. Принятие решение о покупке этнического товара

Источник: составлено автором.

Ответы на этот вопрос косвенно указывают на проблемы этнического предпринимательства и, как следствие, на возможные решения этих проблем. Значительная часть респондентов (около 38%) сообщили, что могли бы приобрести этнический товар в случае, если будет присутствовать доверие к определенной культуре или этнической группе. Отсутствие такого доверия можно объяснить слабой осведомленностью потребителей о культуре и ценностях, представляемых этническими продуктами. Эта же проблема прослеживается и в другом секторе (см. рис. 6), где респонденты (почти 18%) заявляют, что могли бы приобрести товар, если он станет модным и в тренде. Таким образом, полное отсутствие информации, слабая маркетинговая поддержка этнических продуктов являются серьезной угрозой для стабильного существования и развития этнического бизнеса. Стоит также отметить, что 26% респондентов признались в том, что они готовы приобретать этнические товары, но только определенные, и часто их потребляют. Интересен тот факт, что большинство выбравших именно этот ответ проживают в Казани. Как показал детальный анализ анкет, именно эти студенты оценивали этническое предпринимательство в основном как национальное. Из этого можно сделать предположение, что, отвечая на вопрос о принятии решения о покупке этнических товаров, они в первую очередь имели в виду свои национальные продукты.

Оставшиеся два вопроса третьего блока относились к определению потенциального спроса на этнические товары. Несмотря на то, что большинство респондентов ранее сообщали, что редко покупают этнические товары, чуть более 70% из них считают, что присутствие таких товаров на рынке является важным и необходимым. Также для половины респондентов (51%) было бы важно при переезде в другой регион иметь возможность покупать продукты, относящиеся к своей национальности, своей этнической группе.

Подводя итог третьему блоку вопросов, можно сказать, что у этнического предпринимательства существует своя ниша на рынке, однако пока она недостаточно поддерживается маркетинговыми действиями предпринимателей. Спрос на этнические товары в настоящее время низкий, однако при более грамотном ведении бизнеса этническими предпринимателями популярность данного направления имеет все шансы на рост.

Заключение

Итак, проведенный опрос студентов экономических вузов как потенциальных потребителей этнических товаров подтвердил сформулированные ранее гипотезы о том, что понятие этнического предпринимательства в Российской Федерации является неоднозначным, а отношение к этническим продуктам зависит от таких факторов, как осведомленность о самом товаре и его этнической принадлежности. В отношении мигрантов респонденты, хоть и выражали общую толерантность, однако доверие к определенным этническим группам все же преобладает при выборе решения о приобретении продукта, предоставляемого мигрантами-предпринимателями.

Анкетный опрос выявил следующие проблемы:

1. Тема этнического предпринимательства недостаточно освещена в рамках обучения в экономических вузах. Студенты интуитивно связывают понятие этнического предпринимательства с понятием «этнос» и в большей степени ассоциируют его с этническими продуктами национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации.

2. Отношение респондентов к этническим товарам является в целом положительным, однако приобретаться они будут только в исключительных случаях. При этом отношение к услугам, предоставляемым этническими предпринимателями, оценивается респондентами как менее позитивное.

3. Отношение к мигрантскому предпринимательству в целом чуть менее позитивно по сравнению с национальным этническим предпринимательством, однако отношение к самому феномену мигрантского этнического предпринимательства в целом расценивается как положительное и имеющее место быть. Однако ряд ответов дали понять, что спрос на предоставляемые мигрантами-предпринимателями услуги достаточно низкий и весьма специфичный.

4. Непопулярность этнических продуктов кроется в слабом понимании рынка, слабой маркетинговой стратегии. Этнические предприниматели демонстрируют на рынке достаточно слабые предпринимательские навыки, что не позволяет сделать свой товар или услугу более конкурентными на рынке.

Подводя итог проведенным исследованиям по теме этнического предпринимательства, на основании обработки собранных эмпирических данных возможно утверждать, что тема этнического предпринимательства в Российской Федерации занимает пока довольно слабую позицию, в первую очередь из-за отсутствия единого подхода к самому определению этого термина. В предыдущих работах автора уже было предложено собственное определение, объединяющее оба направления этнического предпринимательства. Однако проработка вопроса этнического предпринимательства в Российской Федерации требует больше, чем определения терминологии. Проведенные исследования показали, что у этнических предпринимателей есть свои специфические проблемы, которые при дополнительной поддержке могут решаться.

[1] Дьулус Борочков. «ВЭФ-2019: Алексей Стручков выступил с рядом инициатив по повышению качества жизни в Арктике.» [Электронный ресурс] URL https://ysia.ru/vef-2019-aleksej-struchkov-vystupil-s-ryadom-initsiativ-po-povysheniyu-kachestva-zhizni-v-arktike/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 04.01.2022)

[2] РСМД «V Международная конференция «Миграция, перемещение населения и городское развитие» [Электронный ресурс] URL https://russiancouncil.ru/news/v-mezhdunarodnaya-konferentsiya-migratsiya-peremeshchenie-naseleniya-i-gorodskoe-razvitie/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 05.01.2022)


Источники:

1. Рунова Н.Ю., Сагинова О.В. Этническое предпринимательство как инструмент адаптации мигрантов: опыт Германии // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1 (102). – c. 664-670.
2. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. Политические исследования. – 1993. – № 5. – c. 79.
3. Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России. / (на материалах исследования азербайджанской общины С.-Петербурга) // Неформальная экономика: Россия и мир. - М.:, 1999. – 576 c.
4. Рязанцев С. В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. – 2000. – № 5. – c. 73-86.
5. Тюхтенева С. П. Этническое предпринимательство и внутренняя миграция (на примере Калмыкии) // Magna Adsurgit: Historia Studiorum. – 2019. – № 2. – c. 24-36. – doi: 10.22162/2541-9749-2019-8-2-24-36.
6. Ахметов В. Я. Кооперация как основа кластеризации сферы этнического предпринимательства в Республике Башкортостан // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 5. – c. 93-98. – doi: 10.32651/205-93.
7. Бакаева Э. П. Пицца дербетская, торгутская, хошутская, балдырская : этническое предпринимательство в современной Калмыкии в контексте традиционных этнических приоритетов // Монголоведение. – 2018. – № 12. – c. 48-71. – doi: 10.22162/2500-1523-2018-12-48-71.
8. Тагиров Р. Ю. Этническое предпринимательство как система отношений и как институт // Экономика образования. – 2009. – № 3-2.
9. Rath J. Promoting ethnic entrepreneurship in European cities. - Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2011.
10. Рунова Н.Ю. Этническое предпринимательство: анализ основных определений // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 323-332. – doi: 10.18334/epp.11.2.111589.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 16:54:26