Этнический компонет генотипа региона как фактор развития креативной экономики
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 4 (Апрель 2025)
Введение
В последние годы заметно актуализировался вопрос эффективного территориального управления в связи с изысканием внутренних резервов для повышения эффективности социально-экономического развития.
В ходе исследования автор использует аналитический потенциал методологических подходов, фокусируя внимание на проблеме изучения влияния этнического фактора на социально-экономическое развитие регионов.
В статье проводится анализ этнического многообразия субъектов РФ, сопоставляется уровень социально-экономического развития регионов с уровнем их «этнической мозаичности», определяется креативный потенциал на основе уникальных этносов развития регионов со слабым уровнем социально-экономического развития.
Автором выделяются институциональные меры реализации регионального потенциала на основе этнического компонента, повышая устойчивость и генерацию субъектов РФ.
Ключевые слова: субъект РФ, этнос, генотип региона, региональный потенциал, органика, креативная экономика, эффективность
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изыскания внутренних резервов повышения потенциала экономического роста регионов со слабым уровнем социально-экономического развития.
Литературный обзор
Вопросы изучения этнического многообразия и его влияния на развитие общества сегодня становятся предметом исследований ученых среди экономистов, культурологов, философов и др.
Так, Дьяченко А.Н. исследует значимость этнической идентичности и этнического многообразия в условиях полиэтнического социума и сложной политической обстановки в мире. [1] Автором подчеркивается необходимость управления межэтническими отношениями посредством создания новых подходов к интеграции, которые будут способствовать укреплению социального единства и национального самосознания в условиях глобализации и сложной политической обстановки в мире.
Отургашевой Н.В. доказывается, что если этнос определяет общность происхождения, религии и культурного опыта народа, то нация, как правило, связана с этапом государственного строительства, с необходимостью осмысления и формирования общественной идентичности. [2]
Современными учеными активно уточняются научные основы формирования этноэкономики как отрасли экономической теории и практики регионального экономического развития. Так, А.Ю. Разумовым предпринят вывод о том, что этноэкономика представляет собой отдельный специфический сегмент региональной экономики, требующий особых подходов к управлению субъектами этноэкономической деятельности. [3]
Вопросы оценки влияния этнического фактора на экономику рассматриваются современными авторами достаточно широко, включая международный аспект. Так, Сбитнева Е.И. исследовала влияние этнического фактора на европейскую экономику, выделяя исламский банкинг как характеристику привнесенного вида деятельности, особый сегмент предпринимательства, существенную долю которого заняли представители турецкой диаспоры. [4] Таким образом, автором обосновывается тезис о влиянии этноса на экономику, даже если этнос является мигрирующим.
Однако, особый интерес вызывают исследования, посвященные реализации этнического потенциала, выявлению и анализу локальных особенностей современной экономической деятельности по видам традиционного природопользования в конкретных регионах.
Например, Тиникова Е.Е. рассматривала влияние этнического фактора на отдельные регионы Сибири. [5] Автором отмечается актуальность исследования этноэкономических практик в регионах, где все еще велика роль этничности во всех сферах общественной жизни: Р.Алтай, Р.Бурятия, Р.Тува, Р.Хакасия и Р. Саха (Якутия). Справедливо отмечается, что понимание влияющих факторов на сохранение традиционного образа жизни, позволят косвенно оценить его сохранность сегодня и перспективы развития в ближайшем будущем.
Заслуживают интереса исследования Иванова И.А., Манакова А.Г. и Терениой Н.К. в части анализа пространственных аспектов развития этноконтактной зоны в Карелии. [6] Авторы представили классификацию районов Карелии по особенностям динамики титульного населения, апробировав на внутрирегиональном уровне методику по выделению фаз развития этноконтактных зон.
Аксютиным Ю.М. в исследованиях анализируется этноэкономический потенциал Р,Хакасия, выделяя направления реализации в средне- и долгосрочном периодах. [7]
Следует выделить работу Коломиеца О.П, исследовавшего потенциал этноэкономики Чукотского АО, выделяя морской звероубойный промысел как системообразующий промысел для региона. [8]
Заслуживают внимания работы, посвященные выявлению этнического потенциала и его влияния на разные формы территориального образования. Например, вопросы учета этнического фактора в экономике города и поселений, которые рассматривались Тиниковой Е.Е. и Лушниковой О.Л. [9]
В своем исследовании Мальганова И.Г. и Берман С.С. разработали и апробировали методику учета влияния этнического фактора на социально-экономическое развитие муниципальных образований полиэтнических регионов России. [10]
Научный пробел
Как показал анализ публикаций последних лет, вопросы институционализации вовлечения уникальных этносов в социально-экономическое развитие субъектов РФ недостаточно раскрыт.
Целями исследования являются разработка комплексного подхода к выявлению потенциала реализации этносов в социально-экономическом развитии регионов, повышая устойчивость и генерацию территорий.
Научная новизна заключается в авторской трактовке этноса, определяющего генотип территории и подходе к учету титульного компонента этноса в регионе наряду с оценкой «этнической мозаичности» (этнического многообразия).
Автором предлагается комплексный подход к институционализации государственной поддержки развития этносов в рамках государственной программы по развитию креативной экономики, что позволит сохранить самоидентичность многонациональной России в мировых координатах и увеличить ВВП за счет создаваемой добавленной стоимости этнической продукции.
Авторская гипотеза
Автор полагает необходимым использование комплексного подхода к вовлечению титульного этнического компонента в социально-экономическое развитие территорий, что расширит методологию пространственного развития и усилит обоснованность проводимой государством национальной политики.
Методология
Исследование базируется на методах анализа, индукции и дедукции, критического анализа и сравнения, статистического анализа данных, а также методов графической визуализации данных.
Основная часть
Вопросы экономической социологии и антропологии изучались многими учеными-экономистами, начиная со школы политической экономии: А.Смитом, Х.Шнайдером, Й.Шумпетером, С.Роузфилдом и др. [11], [12], [13], [14].
Российские ученые также широко исследовали вопрос влияния этнических особенностей на экономическое развитие России: В.Н. Татищевым, М.М. Ковалевским, С.Г. Струмилиным, С.П. Макаровым, Э.Г. Кочетовым, К.В. Павловым и др. [15], [16], [17], [18], [19], [20].
Однако, более зрелые работы, доказывающие, что показатели национальной неоднородности могут рассматриваться в качестве драйверов экономического роста на основе эмпирических данных положительного влияния индекса этнической фракционализации на ВРП в субъектах РФ, появились только в последние годы, например, исследования А.Н. Буфетовой и Е.А. Коломака. [21]
Полученные результаты исследований подтвердили повышение эффективности социально-экономического развития территорий вследствие роста неоднородности этноса (подтверждаемого положительной динамикой коэффициента этнической контрастности / индекса этнической фракционализации). Действительно, устойчивость территории в части роста ее ВРП позволяет говорить о положительном влиянии этнического многообразия (далее - «этнической мозаичности»).
Таким образом, вопросы учета этнического фактора в экономическом развитии территории сегодня также актуальны в контексте повышения ее устойчивости, но сегодня должны рассматриваться уже с точки зрения изыскания внутренних резервов повышения эффективности использования ограниченных ресурсов.
Мы считаем, что этнический компонент можно рассматривать как характеристику генотипа территории (комплекса уникальных природно-географических и этно-демографических характеристик). Этнический фактор, по нашему мнению, в приложении к экономическим процессам будет объединять следующие компоненты, определяющие характер генерации в регионе:
традиционную экономическую деятельность, предпринимательскую активность, комплекс уникальных творческих способностей.
Среди преимуществ этнического многообразия в регионе можно выделить: более качественное разделение труда, основанное на широком спектре знаний и опыта и культурное многообразие, которое существенно обогащает регион. Среди «минусов» этническая гетерогенность региона может тормозить инновации в регионе, а также препятствовать развитию в «чужих» видах деятельности, «неорганичных» титульному компоненту.
Таким образом, влияние «этнической мозаичности» (этнического многообразия) на развитие регионов зависит от многих факторов и, может быть, как положительным, так и отрицательным.
Поскольку этнос локализуется в границах определенной территории, то действие этнического фактора на экономику региона способствует формированию и развертыванию сектора регионального воспроизводства.
Таким образом, устойчивость этноса нации определяется многообразием этнических групп, однако «этническая мозаичность» не позволяет давать качественную оценку генерации.
В этой связи мы считаем целесообразным изучить влияние концентрации титульной нации, проживающей на территории, которая определяет доминирующий характер генерации в конкретном регионе.
В Российской Федерации по данным Всероссийской переписи населения 2020 г. насчитывается порядка 194 национальностей и титульное население в каждом субъекте РФ отличается (Таблица 1, Рисунок 1).
Таблица 1.
Доля русского населения в субъектах РФ*
|
75-100% русских
|
50-75% русских
|
25-50% русских
|
меньше 25% русских
|
Количество
субъектов РФ
|
60
|
13
|
6
|
6
|
Доля
населения страны
|
82,03
|
6,52
|
7,51
|
3,94
|
*без учета новых субъектов РФ
Рисунок 1. Состав национальностей в Российской Федерации.
Источник: по данным ФАДН https://fadn.gov.ru/otkritoe-agenstvo/vserossijskaya-perepis-naseleniya-2020/file-download/qj8-sbvyq8bcn5ryvreagigm8pno9rg9 (обращение 13.03.2025 г.)
Как видно из Рисунка 1, наиболее многочисленными национальностями по доле в общем составе РФ являются: русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши, аварцы, армяне, диргинцы, казахи, кумыки, кабардинцы, лезгинцы, осетины, мордва, якуты и др.
При этом следует отметить, высокую «этническую мозаичность» населения практически в большинстве субъектов РФ, что видно из Рисунка 2.
Рисунок 2. Рейтинг «этнической мозаичности» в субъектах РФ.
Источник: по данным ФАДН https://fadn.gov.ru/otkritoe-agenstvo/vserossijskaya-perepis-naseleniya-2020/file-download/qj8-sbvyq8bcn5ryvreagigm8pno9rg9 (обращение 13.03.2025 г.)
Как показал проведённый анализ (Рисунок 3), ВРП регионов в 2023 году демонстрирует невысокий уровень у субъектов РФ с титульным этносом, характеризующимися склонностью к традиционному укладу, среди которых: Республика Калмыкия, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чувашская Республика, и др. Для многих из них сегодня разрабатываются индивидуальные программы социально-экономического развития и территориальные программы, ориентированные на дополнительную федеральную поддержку.
Рисунок 3. Рейтинг регионов по ВРП, 2023 г.
Источник: по данным Росстата.
В Таблице 2 представлен фрагмент анализа использования своей специализации такими регионами.
Таблица 2
Использование специализаций регионами с титульным этносом традиционного уклада
Направления специализации по СПР /
субъект РФ
|
Количество системообразующих
предприятий по специализации региона
|
Доля используемых специализаций, %
|
Республика
Адыгея
|
0
|
0,00
|
Республика
Калмыкия
|
0
|
0,00
|
Республика
Дагестан
|
2
|
8,70
|
Республика
Ингушетия
|
0
|
0,00
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
0
|
0,00
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
0
|
0,00
|
Республика
Северная Осетия - Алания
|
1
|
6,67
|
Чеченская
Республика
|
2
|
0,00
|
Республика
Марий Эл
|
2
|
11,76
|
Республика
Алтай
|
0
|
0,00
|
Республика
Тыва
|
1
|
0,00
|
Республика
Хакасия
|
0
|
0,00
|
Очевидно, что в условиях долгосрочных текущих трендов необходимо повысить эффективность осуществляемых государственных мер.
Для этого, мы считаем, необходимо для таких регионов предусматривать органичную стратегию развития, способствующую развитию традиционных видов деятельности. Это может быть реализовано посредством развития креативной экономики, позволяющей раскрыть потенциал (органику) этнической экономики этих регионов.
В России сложилось многонациональное государство со всем многообразием языков, культур религиями, традициями каждого из этносов. Условно можно разделить на несколько групп по территориальному признаку: северные этносы (ханты, ненцы и др.) всегда славились успешным оленеводством, рыболовством и охотой. Этносы Урала и Волги (татары, удмурты и др.) славились развитием искусства живописи орнаментов, украшениями, музыкальной культурой. Кавказская группа этносов (чеченцы, дагестанцы) знаменита ремесленничеством ковроткачества, ювелирными изделиями, музыкальной культурой. Южная группа этносов (адыгейцы, казаки и др.) известны военной традицией.
Мы считаем, что для регионов с титульным компонентом, ориентированным на традиционный уклад, целесообразно поддерживать развитие креативной экономики. Под креативными индустриями подразумевается совокупность секторов экономики, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
В этой связи, целесообразно разработать государственную программу на федеральном уровне по развитию креативной экономики, направленную на реализацию креативного потенциала в регионах. Такая программа станет системой мер по достижению целей федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ», принятого летом 2024 г. и позволит сектором креативной экономики повысить долю в ВВП до 6% ВВП к 2030 году.
Креативная экономика во всем мире генерирует сегодня около 3% мирового ВВП и обеспечивает рабочими местами порядка 1% населения в мире.
В России этот показатель составляет сегодня порядка 3,5% в ВВП 2023 г. (ВДС 2023 г. -5 419 млрд. руб.), сопоставим со среднемировым уровнем.
Как видно из Таблицы 4, ВДС сектор креативной экономики имеет устойчивую тенденцию к росту в России. И если в 2022 году доля ВДС креативной экономики в ВВП относительно 2021 ода составляла только 99,8%, то в 2023 году она составляла уже 106,8 %.
Таблица 4
Индекс физического объема валовой добавленной стоимости креативной экономики Российской Федерации (в процентах к предыдущему году)
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
107,4
|
106,3
|
96,1
|
118,0
|
98,1
|
108,4
|
В рамках новой государственной программы федерального уровня по креативной экономике необходимо отталкиваться от органики этносов, проживающих в субъектах РФ, и, соответственно, предусматривать проекты (мероприятия) по развитию народных художественных промыслов, производства товаров для исполнительских искусств, ювелирного дела, создания и хранения культурного наследия, гастрономической индустрии, образования в креативных индустриях, арт-индустрии и др. Безусловно, преемственность поддержки креативной деятельности может найти отражение в региональных соответствующих программах, учитывающих особенности каждого региона.
Субъекты РФ благодаря такой системной поддержке смогут:
При этом, реализация эко-функции государства предполагает учет органики развития каждой территории для максимальной реализации потенциала. [23]
Заключение
Необходимо отметить важность учета этноэкономичсекого фактора для оценки потенциала пространства (субъектов РФ) как с точки зрения устойчивости территории, так и с точки зрения ее потенциальной генерации.
Устойчивость системы выше, чем больше «этническая мозаичность» (разнородность) этноса. Россия должна порождать все новые этносы, поскольку множественность путей развития - один из факторов надежности. [24]
При этом характер генерации может определяться титульным компонентом. И для регионов, в которых доминирующим компонентом выступает уникальный этнос, есть смысл фокусировать внимание на развитии креативной экономики.
Страница обновлена: 21.03.2025 в 10:54:29