Проблемы этнического предпринимательства в России

Рунова Н.Ю.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135038

Аннотация:
Понятие «этническое предпринимательство» часто трактуется исследователями по-разному, уделяя внимание проблемам либо национального этнического предпринимательства, либо только мигрантского предпринимательства. В России же обе группы представлены достаточно широко. Статья направлена на выявление схожести проблем как у национальных этнических предпринимателей, так и у мигрантов, создающих бизнес в новой стране проживания. На основе авторского определения этнического предпринимательства, в статье представлены результаты исследования проблем обеих групп этнических предпринимателей в России. Опрос показал, что у двух групп, входящих в определение этнического предпринимательства, многие проблемы схожи и являются специфическими для российского бизнеса в целом. Данная статья представляет интерес для исследователей в области предпринимательства, этнического предпринимательства и этнической экономики.

Ключевые слова: этническое предпринимательство, этнический продукт, мигрантское предпринимательство, этническая экономика, проблемы микробизнеса, проблемы этнического предпринимательства, государственная поддержка

JEL-классификация: L26, L38, M21



Введение

Тема этнического предпринимательства является хоть и не новой, но менее обсуждаемой в общем контексте изучения предпринимательства. Во многом это связано с тем, что официально отсутствует статистика по такому виду предпринимательства. Сегодня тема этнического предпринимательства особенно актуальна в контексте принятой стратегии государственной национальной политики, в которой говорится о вопросах этнокультурного развития народов России, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, взаимодействия с национально-культурными автономиями [1].

К этническому предпринимательству относится форма осуществления предпринимательской деятельности, которая свойственна мигрантам или этническому меньшинству, проживающим на территории отдельно взятого государства, с целью выживания или сохранения этнической идентичности в иноэтничной среде. [2] (Runova, 2021)

В настоящее время, по данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп) [3]. Что касается количества иностранцев, проживающих на территории РФ, по данным исследования Института Гайдара и РАНХиГС, в 2021 году их количество колебалось в пределах от 5,5 до 6.9 млн. человек [4]. При этом сохраняется рост притока мигрантов. По данным миграционной сводки МВД, на май 2022 года было зафиксировано 6,6 млн. иностранцев, вставших на миграционный учет [4].

Этническое предпринимательство формирует этноэкономику страны, что подразумевает ведение хозяйства среди достаточно замкнутых этнических групп, которые проживают в многонациональных регионах страны. Чаще всего речь идет о малом, или даже микробизнесе, при использовании собственной ресурсной базы и не выходящем за пределы местных рынков [5]. (Adamenko, Khorolskaya, Petrov, 2020). Большинство исследований по проблемам этнических предпринимателей проводились достаточно однобоко – либо исследовались только мигранты-предприниматели, либо национальные этнические предприниматели [6,7,8,] (Sadokhin 2021, Kloosterman 2010, Akhmetov 2020). Учитывая особенности термина этнического предпринимательства в России, которое охватывает как мигрантов, так и национальных меньшинств, проживающих на территории РФ, появилась необходимость в изучении проблем, связывающих обе группы.

Методология исследования

В целях выявления проблем, с которыми сталкивается этническое предпринимательство в РФ, было проведено социологическое исследование в виде интервью. В качестве респондентов были привлечены представители двух категорий этнического предпринимательства – предприниматели, относящихся к национальному меньшинству, и продающие этнические товары и услуги (далее национальные этнические предприниматели), а также мигранты-предприниматели, предлагающие товары и услуги в первую очередь для мигрантов своей этнической группы.

Основной целью исследования являлось выяснить основные проблемы, связанные с ведением предпринимательской деятельности, как у национальных, так и мигрантских этнических предпринимателей. В исследовании проверялась гипотеза о том, что национальное и мигрантское этническое предпринимательство в России имеют схожие проблемы. Дополнительной целью было выявить особые проблемы, характерные для этнического предпринимательства.

Задачи исследования включали:

- анализ проблем, связанных с продажей этнических продуктов и услуг у национальных этнических предпринимателей;

- анализ проблем, связанных с продажей этнических продуктов и услуг у мигрантских этнических предпринимателей.

Из-за трудности выделения этнических предпринимателей и отсутствием достоверной статистики выборка исследования формировалась по принципу снежного кома (каждого предпринимателя просили порекомендовать еще 2-3 респондентов, которых он/она знает и может отнести к этническим предпринимателям). Формой опроса было выбрано устное интервью.

В исследовании приняло участие 50 предпринимателей, из которых 26 были представителями малых народностей, а 24 респондента были представителями мигрантского предпринимательства. География исследования включала в себя следующие регионы РФ: Бурятия, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, г.Москва. Интервью проводились посредством телефонных опросов, личных встреч или онлайн конференций. Анкета для интервью состояла из двух вводных вопросов и 5 основных тем для обсуждения. Интервью проводились в период с ноября 2021 г. по декабрь 2022 г.

Результаты и обсуждение

В начале интервью задавались общие вопросы о деятельности компании. Целью было составить представление о том, в каких секторах экономики заняты этнические предприниматели, какая организационно-правовая форма у владельцев бизнеса и каков размер компании.

Результаты представлены в рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение респондентов по отраслям.

Источник: составлено автором.

В результате интервью было выявлено, что подавляющее большинство респондентов заняты в секторе услуг или производят и продают ремесленные товары. При этом в секторе услуг преобладают предприниматели-мигранты (35% от всех занятых в данном секторе), а национальные этнические предприниматели заняты в основном производством ремесленных товаров (40%). И лишь 10% опрошенных причислили себя к сельскохозяйственному сектору. В этой категории заняты национальные этнические предприниматели.

Среди опрашиваемых предпринимателей большая часть (95%) отнесла свою деятельность к микробизнесу, а наиболее популярной организационно-правовой формой является ИП. Среди национальных этнических предпринимателей также были представители одной региональной общественной организации и одного кооператива.

Полученные данные позволяют зафиксировать общий тренд при организации этнической предпринимательской деятельности: большинство этнических предпринимателей – это микробизнес. Это безусловно связано с тем, что производство и продажа этнических товаров относится к нишевым продуктам с небольшим количеством потенциальных покупателей. К несомненной же специфике мигрантского предпринимательства относится то, что этот сектор также имеет достаточно узкую целевую аудиторию. При этом, далеко не все мигранты, проживающие на территории РФ, предпочитают приобретать товары или услуги у своих соотечественников [9] (Saryglar, 2022).

Обсуждение выбора организационно-правовых форм для ведения предпринимательской деятельности позволило подвести респондентов к обсуждению проблем, связанных с этническим предпринимательством. При обсуждении некоторых открытых вопросов мнения у мигрантов-предпринимателей и национальных этнических предпринимателей отличались. В связи с этим далее некоторые темы для обсуждения будут рассматриваться отдельно для каждой категории интервьюируемых.

Первой из обсужденных с предпринимателями проблем была низкая востребованность этнических товаров или услуг на местном рынке.

Респондентам было предложено оценить причины этой проблемы: низкая популярность товара и высокая стоимость товаров и услуг. Результаты представлены в таблице 1.

Большинство мигрантских этнических предпринимателей (около 80%) сошлось во мнении, что в последнее время они стали чаще сталкиваться с общей низкой востребованностью своих товаров и услуг по сравнению с предыдущими годами.

Таблица 1.

Отношение мигрантов-предпринимателей к проблеме низкой востребованности

Мигранты-предприниматели
Не актуально
Немного актуально
Средне актуально
Достаточно актуально
Очень актуально
Низкая востребованность этнического товара или услуги на местном рынке
Низкая популярность
10%
40%
50%


Высокая стоимость товара или услуги
90%


10%

Источник: составлено автором

К причинам снижающейся востребованности этнических продуктов относятся как растущая конкуренция на общероссийском рынке, так и снижающаяся популярность услуг. Один из респондентов, оказывающий бухгалтерские услуги для своих соотечественников, признался, что очень часто мигранты-владельцы бизнесов «не понимают, что можно улучшить финансовые показатели компании, пользуясь услугами бухгалтера» [1]. Другой респондент уточнил, что «многие мигранты перестали обращаться к своим соотечественникам. Они не хотят ассоциировать себя с иностранными гражданами и стараются пользоваться услугами, предлагаемые российским бизнесом». Однако большая часть интервьюируемых сошлась во мнении, что спрос на их услуги, несмотря на незначительное падение, всё же остается актуальным.

Отношение национальных этнических предпринимателей к проблеме востребованности этнических товаров и услуг (таблица 2) несколько отличалось от предыдущей группы предпринимателей.

Таблица 2

Отношение национальных этнических предпринимателей к проблеме низкой востребованности

Национальные этнические предприниматели
Не актуально
Немного актуально
Средне актуально
Достаточно актуально
Очень актуально
Низкая востребованность этнического товара или услуги на местном рынке
Низкая популярность

10%
20%
70%

Высокая стоимость товара или услуги
20%
20%
10%
50%

Источник: составлено автором

Большая часть респондентов оценила проблему низкой востребованности на свои товары и услуги как достаточно актуальную. И во многом они связывают это со спецификой своего бизнеса - производство и продажа товаров этнической направленности. Такие товары не являются товарами первой необходимости и скорее относятся к нишевому сегменту. В связи с этим, особенно в условиях актуальной экономической нестабильности, спрос на этнические товары является достаточно низким.

Четыре интервьюируемых предпринимателя, занимающиеся ремесленным производством, дополнительно отметили тот факт, что себестоимость этнических продуктов достаточно высока, и при низкой покупательской способности очень сложно сформировать «правильную наценку, чтобы бизнес стал выгодным».

При обсуждении вопроса о конкурентных позициях этнического предпринимательства оценки в обеих группах были схожими. Данные по обеим группам представлены в рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Оценка конкурентоспособности национальных этнических предпринимателей.

Источник: составлено автором

Рисунок 3. Оценка конкурентоспособности национальных этнических предпринимателей.

Источник: составлено автором

Большая часть мигрантских этнических предпринимателей сошлось во мнении, что за последние два года конкуренция вне мигрантского сообщества стала существенно влиять на их бизнес. Основным методом конкурентной борьбы такие предприниматели называют снижение цены на свои товары и услуги. Однако, часто именно этот фактор приводит к тому, что их бизнес воспринимается менее квалифицированным, по сравнению с неэтническим. В связи с этим, многие предприниматели вынуждены занимать наименее выгодные и низкоквалифицированные ниши рынка.

Национальные этнические предприниматели также отметили достаточно высокую конкуренцию неэтнического бизнеса. Например, один из предпринимателей, занимающийся рыбодобычей, отметил, что «большинство покупателей даже не знают, что есть другие виды рыбы, кроме стандартной трески». Продукция народов крайнего севера мало известна населению России, а при отсутствии маркетинговой поддержки выигрывают компании, занимающиеся масштабной добычей. Похожая позиция была озвучена и другим предпринимателем, занимающимся производством народных продуктов по старинным башкирским рецептам.

В итоге, при обсуждении данного вопроса была выявлена новая проблема: большинство респондентов (90%) не имеют представления о маркетинге и способах продвижения своих товаров и услуг.

При обсуждении вопроса о поддержке этнического предпринимательства оценки в обеих группах были схожими. Интересен тот факт, что в начале обсуждения данного вопроса, почти 90% интервьюируемых заявили о неактуальности для них данной проблемы. При дальнейшем детальном обсуждении был выявлен тот факт, что предприниматели, проживающие не в г. Москва, не владеют информацией о таких возможностях. «А разве таким маленьким компаниям, как моя, тоже помогают?». Однако, после информирования предпринимателей о мерах поддержки малого бизнеса, большинство интервьюируемых заявили об актуальности данной проблемы. В таблице 3 приведены итоговые сводные данные по двум группам интервьюируемых.

Таблица 3

Оценка проблемы поддержи бизнеса этнических предпринимателей


Не актуально
Немного актуально
Средне актуально
Достаточно актуально
Очень актуально
Недостаточная поддержка вашей специфической отрасли на государственном
и/или региональном уровне:
Отсутствие грантов и субсидий для вашей отрасли

10%
20%
70%

недостаточно программ по обучению планирования и ведения бизнеса


20%
80%

слабая консультационная поддержка по ведению бизнеса (например, юридическая, бухгалтерская)
10%

30%
10%
50%
Источник: составлено автором

Заслуживает отдельного внимания тот факт, что большинство национальных этнических предпринимателей, как показали интервью, не очень доверяют программам по обучению ведения бизнеса, а также не ассоциируют такую поддержку со своим бизнесом, так как «считают свой бизнес особенным». При этом, отвечая на вопрос «а если бы была поддержка именно этнического бизнеса, воспользовались ли вы бы ей», все интервьюируемые ответили положительно.

Обсуждение сложностей при получении банковского кредита из-за повышенных рисков, связанных с невысокими продажами этнических товаров/услуг вызвало наименьшее количество разногласий в обеих группах (рис.4). Как национальные, так и мигрантские этнические предприниматели высказались о достаточно высокой (около 70%) актуальности данной проблемы.

Рисунок 4. Оценка проблемы финансирования бизнеса этнических предпринимателей.

Источник: составлено автором

Представители мигрантского этнического предпринимательства, однако отметили, что данная проблема появилась у них сравнительно недавно. Они отметили, что до 2021 года большая часть предпринимателей-мигрантов обращалась за кредитами либо в банки, обслуживающие иностранных граждан, либо в микрофинансовые организации, поддерживающие мигрантов. Это связано в первую очередь с тем, что мигрантам при открытии микробизнеса «российские банки очень часто оказывали в кредите». Однако, в последний год привлечение финансирования в бизнес стало более сложным, даже в микрофинансовых организациях, а ставки по кредитам значительно выросли.

Представители национального этнического предпринимательства в свою очередь также оценили данную проблему как актуальную. Многие предприниматели сталкивались с отказами в получении кредита из-за неперспективности, с точки зрения банков, их вида деятельности. Обсуждая данный вопрос, большинство интервьюируемых самостоятельно пришли к выводу, что отсутствие навыков написание грамотного бизнес-плана с продуманной маркетинговой стратегией, отрицательно влияет как на получение кредитов, так и на развитие их бизнеса в целом.

В конце интервью предпринимателям была предоставлена возможность рассказать о дополнительных проблемах, связанных с этническим предпринимательством. Одной из проблем, с которой сталкивается большинство мигрантских этнических предпринимателей – это не всегда толерантное отношение к ним. Также было особо выделен тот факт, что многие мигранты, недавно приехавшие в РФ, не получают достоверную информацию о том, как правильно и по закону вести бизнес. При этом, «сети мигрантских сообществ, куда можно обратиться за советом, развиты только в крупных городах РФ, а при слабом знании русского языка, мигранты не получают квалифицированную информационную поддержку».

Национальные этнические предприниматели выделили следующие проблемы. Во-первых, существуют логистические проблемы в связи с удаленностью от крупных городов. Особенно эта проблема касается жителей народов севера, занимающихся рыбодобычей и собирательством на продажу вне своей общины. Дополнительно, почти все предприниматели выразили озабоченность в том, что при отсутствии поддержки этнического бизнеса, многие предприниматели просто перестают заниматься популяризацией народных промыслов и своих национальных продуктов. Ведь основным стимулом для многих предпринимателей является сохранить традиции своего народа.

Заключение

Анализ проведенных интервью позволил выявить следующие особенности этнического предпринимательства в России. Большинство предпринимателей, особенно представители народов крайнего севера, неохотно отвечали на вопросы интервью. В большинстве своем, опрашиваемые относятся к представителям микробизнеса и здесь важно отметить определенную закрытость как представителей малых народов, так и мигрантов по отношению к «чужакам».

Так, в первой тройке проблем у этнических предпринимателей оказались сложности с конкурентоспособностью производимых ими товаров и услуг, отсутствие навыков ведения грамотной предпринимательской деятельности, нехватка маркетинговых и финансовых знаний. При схожести основных проблем, предприниматели-мигранты и национальные этнические предприниматели также выделяли проблемы, характерные для их ситуации. В большей мере этнических предпринимателей волнует слабая востребованность этнических продуктов на местном рынке, сложности с получением кредита из-за нишевости товаров и услуг, логистические проблемы, связанные с доставкой произведенной продукции, а также слабая поддержка государства и местной администрации.

Мигранты-предприниматели также выделили сложность в конкурировании с местными производителями товаров и услуг, что вынуждает их вести бизнес в низкодоходных сферах экономики, некоторые мигранты все же выделяют не всегда толерантное к ним отношение, а также слабое понимание деловой инфраструктуры в России.

Подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать вывод о том, что этническое предпринимательство в России сталкивается с достаточно специфическими проблемами, характерными именно для такого вида предпринимательской деятельности. Сохранение культурных ценностей народов, проживающих в РФ, и гармонизация межнациональных отношений является одной из важных задач государства. В связи с этим возникает необходимость выделения целевой поддержки этнического предпринимательства. Правильно выстроенный этнический бизнес не только обеспечивает доход малочисленным народам, а также мигрантам в первом поколении, испытывающих затруднения с трудоустройством.

[1] Здесь и далее, кавычками обозначена прямая речь респондентов


Источники:

1. Национальная политика. Правительство России. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/503/events/ (дата обращения: 15.12.2022).
2. Рунова Н.Ю. Этническое предпринимательство: анализ основных определений // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 323-332. – doi: 10.18334/epp.11.2.111589.
3. Национальный состав России 2022 (перепись 2010). Statdata. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 15.12.2022).
4. Дробышевский С.М., Мау В.А., Синельников-Мурылев С.Г. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. Ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/images/monitoring/2022_8-161_Jul-2.pdf (дата обращения: 16.12.2022).
5. Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Петров Д.В. Предпосылки возникновения и востребованность теории этноэкономики в контексте новой экономической реальности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. – № 1. – c. 104-109. – doi: 10.22394/2079-1690-2020-1-1-104-109.
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. / Учебное пособие — 4-е изд. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. – 331 c.
7. Kloosterman Robert C. Matching opportunities with resources: A framework for analysing(migrant) entrepreneurship from a mixed embeddedness perspective // Entrepreneurship & Regional Development. – 2010. – № 1. – p. 25-45. – doi: 10.1080/08985620903220488.
8. Ахметов В.Я. Кооперация как основа кластеризации сферы этнического предпринимательства в Республике Башкортостан // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 5. – c. 93-98. – doi: 10.32651/205-93.
9. Сарыглар С.А. Особенности адаптивных стратегий иностранных мигрантов в приграничных регионах России // Society and Security Insights. – 2022. – № 2. – c. 64-76. – doi: 10.14258/SSI(2022)2-04.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:14