Role of marketing in improving the entrepreneurship efficiency amidst the COVID–19 pandemic

Afanasyeva T.S.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 2 (February 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48122554
Cited: 2 by 30.01.2024

Abstract:
The article considers the marketing effectiveness in Russian entrepreneurship, the impact of marketing tools and technologies on business amidst the COVID-19 pandemic. In order to identify the marketing technologies application in Russian companies, a marketing study of company executives and entrepreneurs was conducted. The main marketing mistakes that modern companies make when doing business are identified. Practical recommendations for improving the efficiency of entrepreneurial activity through the introduction of relevant marketing technologies are proposed. The results of the study can be used by representatives of small and medium-sized businesses to build effective business strategies, as well as specialists in marketing, economics and entrepreneurship to improve the companies' efficiency during amidst the COVID-19 pandemic.

Keywords: marketing, entrepreneurship, marketing strategy, COVID–19 pandemic

JEL-classification: L26, M21, M31



Введение. Во всем мире принято считать 2019 год – годом начала перемен как в общественной жизни людей, так и в бизнесе. Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в развитие предпринимательской деятельности как в мировом пространстве, так и в России.

По данным исследования аудиторской компании FinExpertiza, в 2020 году прибыль российского бизнеса составила 1,4 трлн рублей, что оказалось на 67% меньше, чем в докризисный период. Более одной трети организаций оказались в убытке. За 2020 год в России закрылись порядка 1,16 млн организаций малого и среднего бизнеса, это порядка в 2 раза больше, чем в 2019 году [14].

К наиболее пострадавшим в период пандемии отраслям относят туризм, предприятия в сфере общественного питания, розничную торговлю непродовольственных товаров и бизнес в сфере культуры. Рассмотрим более подробно, какие произошли изменения в каждой из представленных выше отраслей.

По данным информации, полученной от главы Ростуризма Зарины Догузовой, убытки в туристической отрасли в 2020 году составили 500 млрд рублей [15].

Если рассматривать сферу общественного питания, по данным, полученным в результате исследования Росстата, финансовый оборот предприятий малого и среднего бизнеса за 2020 год снизился почти в два раза по сравнению с тем же периодом в 2019 году [16].

В розничной торговле наибольший убыток понесли организации, работающие в сфере непродовольственных товаров. По данным Федеральной службы государственной статистики, в апреле 2020 года оборот отрасли снизился на 36,7% по сравнению с апрелем 2019 года [17].

Таким образом, по результатам анализа приведенных выше данных можно сделать вывод о том, пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на российский бизнес.

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что современным российским предпринимателям для эффективного развития бизнеса необходимо искать новые пути реализации продуктов и услуг, адаптироваться под меняющиеся рыночные возможности и актуальные потребности клиентов. Перечисленные выше пути решения бизнес-проблем относят к сфере маркетинга, таким образом, необходимо рассмотреть роль маркетинга в повышении эффективности предпринимательства в период пандемии COVID-19.

Научное сообщество рассматривает актуальные вопросы развития предпринимательства и маркетинга в России в кризисный период с точки зрения разных подходов. В процессе разработки исследования были проанализированы работы следующих российских ученых и исследователей: Д.С. Алабужев [1] (Alabuzhev, Melnikov, 2015), И.Х. Баширов [2] (Bashirov, Loktev, Sarkisyan, 2015), Н.М. Томина [8] (Tomina, 2022), Е.А. Давыденко [3] (Davydenko, Evnevich, 2018), М.Б. Щепакин [10] (Shchepakin, Khandamova, 2021), Р.Р. Сидорчук [7] (Sidorchuk, 2012), М.П. Калиниченко М.П. [4] (Kalinichenko, 2019), Н.Н. Кретова [5] (Kretova, 2016), Э.М. Локтев [2] (Bashirov, Loktev, Sarkisyan, 2015), Н.Ф. Солдатова [6] (Soldatova, 2022), В.Д. Филимонова [9] (Filimonova, 2020) и др.

Несмотря на то, что исследователи рассматривают различные направления для развития предпринимательства в России, во многих работах отмечается высокая роль влияния маркетинга на развитие бизнеса в кризисный период.

Гипотеза исследования описывается через следующее предположение: в период пандемии COVID-19 использование инструментов и технологий маркетинга позволяет снизить негативное влияние кризисной ситуации на предпринимательскую деятельность.

Цель исследования – изучить влияние пандемии COVID-19 на деятельность компаний малого и среднего бизнеса, а также оценить степень развития маркетинга в данных компаниях и проанализировать применение маркетинговых инструментов и технологий, применяемых компаниями в кризисный период.

В работе использованы экономико-математические, структурно-логические методы исследования, была проведена аналитическая обработка различных документов, положений. Автором данной работы с помощью опросных методов было проведено маркетинговое исследование российских руководителей малого и среднего бизнеса с помощью платформы Google Forms.

В условиях современного кризиса главным фактором финансового роста организаций малого и среднего бизнеса является активная и тщательно продуманная маркетинговая стратегия развития компании.

По данным исследования «Коммерсант», к 2025 году Правительство Российской Федерации хочет увеличить на 32% вклад малого и среднего бизнеса в ВВП нашей страны. На сегодняшний день данный показатель составляет всего 21,6%. Если сравнить со странами Европы и Америки, там аналогичный показатель достигает порядка 50% [18].

Для того чтобы достичь успеха в коммерческой деятельности, организация должна эффективно удовлетворять нужды потребителей, что является основной целью маркетинговой деятельности компании. Таким образом, маркетинг рассматривается как процесс определения, предсказания и создания потребительских потребностей и желаний и организации всех ресурсов компании для удовлетворения их с прибылью для компании и для потребителя. При высокой значимости маркетинга для бизнеса можно отметить, что маркетинговый рынок в России достаточно сильно отстает от Запада и Америки. Маркетинг в России имеет свою специфику и особенности, некоторые предприниматели считают маркетинг эффективным инструментом получения максимальных доходов, другие же, наоборот, полагают, что можно достигнуть финансового роста компании без применения маркетинговых инструментов и технологий.

Так как в кризисный период особенно остро стоят вопросы развития компании на рынке, необходимо провести исследование, которое позволит:

- оценить, каким образом повлияла пандемия COVID-19 на малый и средний бизнес;

- определить степень развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса;

- выявить, какие инструменты маркетинга применялись для того, чтобы компании могли справиться с кризисной ситуацией.

Для решения поставленной цели в период с февраля 2020 года по ноябрь 2020 года автором статьи проводился опрос, в котором приняли участие около 170 предпринимателей малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности. В Google Forms представлено полное содержание опроса, которое включает в себя 15 вопросов [19].

Результаты представленных в Google Forms вопросов были объединены по следующим группам:

1. Социально-демографические характеристики предпринимателей.

Согласно полученным в ходе исследования данным, среди опрошенных предпринимателей большинство (54%) составляют мужчины, женщин- предпринимателей – порядка 47%. Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Социально-демографические характеристики предпринимателей, критерий: пол респондентов

Источник: составлено автором.

Полученные результаты объясняются тем, что в России женщины чаще закрывают неработающий бизнес и отдают предпочтение актуальным предпринимательским инициативам. Мужчины же, напротив, в кризисный период стараются сохранить существующий бизнес и ведут свою предпринимательскую деятельность осторожно.

Следующим критерием, описывающим социально-демографические характеристики предпринимателей, был возраст. Средний возраст респондентов – 37 лет. Однако в российской бизнес-среде в 2019 году произошли значительные изменения, так, например, возросло количество предпринимателей в возрасте от 18 до 24 лет, что может объясняться ростом желания молодежи работать самостоятельно, а не по найму [20].

2. Оценка уровня развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса.

По результатам исследования 84% респондентов отметили, что у них в компании есть отдел маркетинга (маркетолог). Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Оценка уровня развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса, критерий: наличие отдела маркетинга в структуре компании

Источник: составлено автором.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом российские предприниматели видят потенциал маркетинга для развития на рынке, тем самым активно инвестируя средства в создание отдела маркетинга у себя в компании. При этом важно понимать, что наличие маркетолога в компании не всегда говорит об эффективности маркетинговой деятельности.

В процессе исследования было поставлено предположение о том, что большинство российских предпринимателей недостаточно точно понимают определение маркетинга и те цели, которые он преследует. В российской практике широко распространено заблуждение о том, что под маркетингом понимается в основном рекламная деятельность компании и инструменты, помогающие продавать товары и услуги компании. Результаты опроса российских предпринимателей подтвердили поставленные гипотезы, данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Оценка уровня развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса, критерий: определение понятия «маркетинг»

Источник: составлено автором.

По результатам исследования 61% респондентов заявили о том, что у них в компании под маркетингом подразумевается рекламная деятельность. Таким образом, понятия «маркетинг» и «реклама» часто объединяют и используют взаимозаменяемо, однако это не одно и то же. Реклама – это одно из направлений маркетинга, которая позволят выстраивать коммуникацию с потребителем и стимулировать сбыт.

Как было сказано выше, для того чтобы достичь успеха в коммерческой деятельности, организация должна эффективно удовлетворять нужды потребителей. Рассмотрим, насколько российские предприниматели в своей деятельности ориентированы на удовлетворение потребностей, данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Оценка уровня развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса, критерий: маркетинговая ориентация компании

Источник: составлено автором.

Таким образом, порядка 46% опрошенных предпринимателей заявили о том, что при продаже своих товаров и услуг ориентируются скорее на свои производственные возможности, а не на потребности клиентов. К сожалению, подобная стратегия крайне негативно влияет на развитие бизнеса и может привести к его закрытию. Например, согласно данным CBINSIGHTS, до 47% новых компаний закрываются на рынке из-за отсутствия рыночной потребности [21].

Для того чтобы эффективно удовлетворять потребности клиентов, нужно понимать свою целевую аудиторию, поэтому следующим важным пунктом для определения уровня развития маркетинга в компании является оценка работы с целевой аудиторией, данные представлены на рисунке 5.

По результатам исследования 46% опрошенных заявили о том, что не работают с четко выделенным сегментом клиентов и считают своей целевой аудиторией – всех людей, которым может быть интересен их продукт или услуга. Проблема заключается в том, что обезличенная целевая аудитория – это прямой путь к высоким и малоэффективным затратам на продвижение.

Рисунок 5. Оценка уровня развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса, критерий: целевая аудитория

Источник: составлено автором.

Для того чтобы хорошо знать свою целевую аудиторию и понимать ее потребности, необходимо проводить маркетинговые исследования, владеть актуальной информацией по рынку. Рассмотрим полученные результаты, данные представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Оценка уровня развития маркетинга в организациях малого и среднего бизнеса, критерий: маркетинговые исследования

Источник: составлено автором.

По результатам исследования было выявлено, что около половины опрошенных (46%) заявили о том, что им недостаточно маркетинговой информации для принятия управленческих решений, что говорит о необходимости активных инвестиций бюджета в проведение маркетинговых исследований.

3. Оценка влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес.

Для оценки влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес в России рассмотрим мнения респондентов по поводу изменения финансовых показателей их компаний, данные представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Оценка влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес, мнение респондентов. Источник: составлено автором.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что пандемия COVID-19 негативно повлияла на 86% организаций малого и среднего бизнеса. Рассмотрим, какие маркетинговые инструменты использовали компании для нейтрализации негативного влияния пандемии COVID-19 на их бизнес и насколько успешными оказались принятые меры.

4. Анализ применения маркетинговых инструментов организациями малого и среднего бизнеса в кризисный период.

Подводя итог представленной выше информации, можно сказать, что пандемия COVID-19 нанесла колоссальный урон малому и среднему бизнесу. Правительство Российской Федерации предложило в период кризиса ряд мер по поддержки данного сектора предпринимательства, такие как снижение страховых взносов, мораторий на банкротство и проверки бизнеса, налоговые и кредитные каникулы, отсрочка арендных платежей, беспроцентные кредиты на заработную плату. [22]

Конечно, поддержка государства оказала положительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, однако на первом месте остается вклад компании в свое развитие.

Рассмотрим, какие маркетинговые инструменты и технологии использовали компании для нейтрализации негативного влияния пандемии COVID-19 на их бизнес (рис. 8).

Рисунок 8. Какие маркетинговые инструменты применяли организации малого и среднего бизнеса в кризисный период

Источник: составлено автором.

Большинство опрошенных респондентов отметили, что в период кризиса они активно использовали инструмент стимулирования спроса. Таким образом, 68% респондентов заявили о том, что в период кризиса они применяли метод снижения цены в ситуации спада продаж, сюда относят: скидки, акции, специальные предложения.

Несмотря на популярность и доступность различных методов снижения цен, в долгосрочной перспективе они могут привести к снижению потребительской ценности товара или услуги и, как следствие, к снижению финансовых показателей компании. Респондентов попросили оценить, насколько эффективными оказались реализованные мероприятия (рис. 9).

Рисунок 9. Оценка эффективности реализованных маркетинговых мероприятий

Источник: составлено автором.

Исходя из полученных данных, можно отметить, что только 32% респондентов отметили, что они не меняли маркетинговую стратегию компании, остальные достаточно активно вносили различные изменения, начиная от ценовой и ассортиментной политики и заканчивая поиском новых рынков сбыта. Из числа респондентов 40% отметили, что реализованные мероприятия положительно повлияли на финансовый результат компании.

Заключение. По результатам проведенного исследования было выявлено, что малый и средний бизнес значительно пострадал в период пандемии COVID-19, что подтверждает представленный в статье анализ различных источников. Целью исследования было определение роли маркетинга в предпринимательской деятельности в условиях кризиса. Для достижения поставленной цели был проведен опрос предпринимателей для оценки того, насколько компании пострадали в период кризиса, как развит маркетинг в их компаниях и какие маркетинговые инструменты были задействованы в нейтрализации негативного эффекта от пандемии COVID-19.

По результатам исследования были выявлены следующие проблемы:

1. 86% российских предпринимателей малого и среднего бизнеса отметили негативное влияние на финансовые результаты компании в период пандемии COVID-19.

2. Несмотря на то, что 84% российских компаний имеют в своей организационной структуре отдел маркетинга или маркетолога, они допускают основные маркетинговые ошибки, такие как: отсутствие ориентации на потребности клиентов, недостаточное инвестирование в проведение маркетинговых исследований, узкое понимание маркетинга (замена понятий с рекламой), отсутствие работы с целевым сегментом.

3. В период кризиса 32% российских предпринимателей не меняли маркетинговую стратегию компании, при этом они отмечали, что финансовые результаты компании ухудшились в период COVID-19.

Исходя из выявленных в ходе исследования проблем, российским предпринимателям с целью повышения эффективности работы компании рекомендуется:

1. Изучать предлагаемые государством программы поддержки малого и среднего бизнеса и активно их применять в работе компании, например, такие как программа «Кэшбек по карте Мир» для компаний в сфере туризма.

2. Применять модель маркетинга с ориентацией на потребителя, а именно перед выпуском новых товаров и услуг, проводить маркетинговые исследования потребительских предпочтений выбранной целевой аудитории.

3. С периодичностью минимум раз в 3 месяца проводить комплексный маркетинговый анализ окружения компании, который будет включать: PEST-анализ внешней среды и SWOT-анализ компании с целью выявления потенциальных угроз и возможностей. Полученные данные позволят компаниям оперативно разработать и адаптировать к рыночным условиям антикризисную маркетинговую стратегию.

Дальнейшими шагами в данном исследовании может быть анализ новых маркетинговых инструментов и технологий для повышения эффективности предпринимательской деятельности.


References:

Afanasyeva T.S., Grishakina N.I., Pokrovskaia N.N. (2021). Marketing in the age of the coronavirus infection pandemic International scientific and practical conference “russia 2020 - a new reality: economy and society” (ispcr 2020). 229-233. doi: 10.2991/aebmr.k.210222.045 .

Afanasyeva T.S., Yurina N.N. (2019). Marketing At The Time Of Sustainable Development Of Russia The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. CIEDR 2018. 153-160. doi: 10.15405/epsbs.2019.04.17.

Alabuzhev D.S., Melnikov O.N. (2015). Osobennosti marketingovyh issledovaniy tvorcheski orientirovannyh potrebnostey sovremennogo rynka [Special aspects of marketing research on creativity-oriented needs of the modern market]. Russian Journal of Innovation Economics. 4 (3). 49-56. (in Russian). doi: 10.18334/inec.4.3.294.

Bashirov I.Kh., Loktev E.M., Sarkisyan L.G. (2015). Marketingovye aspekty formirovaniya biznes-kontseptsii torgovogo predpriyatiya [Marketing aspects of the development of a trade company’s business conception]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 5 (3). 139-150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.5.3.2049.

Cb insights. Retrieved January 30, 2022, from https://www.cbinsights.com/

Davydenko E.A., Evnevich M.A. (2018). Marketing v informatsionnom obshchestve [Marketing in the Information Society] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

Filimonova V.D. (2020). Rol marketinga v sovremennoy predprinimatelskoy deyatelnosti [The role of marketing in modern entrepreneurship]. The young scientist. (4(294)). 181-184. (in Russian).

Kalinichenko M.P. (2019). K voprosu o reshenii problemy demarkatsii v marketing menedzhmente predpriyatiya [To the question of solving the problem of demarcation in the marketing-management of the enterprise]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1379-1394. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40795.

Kretova N.N. (2016). Retrospektivnyy analiz predposylok i sovremennye usloviya effektivnoy realizatsii funktsiy marketinga [Retrospective analysis of prerequisites and modern conditions for effective implementation of marketing functions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 6 (4). 409-418. (in Russian). doi: 10.18334/epp.6.4.37436.

Schepakin M.B., Khandamova E.F. (2021). Formirovanie sistemy reklamno-marketingovogo obespecheniya pri razrabotke strategii upravleniya ustoychivym razvitiem biznesa [Advertising and marketing support system in developing a strategy for managing sustainable business development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (9). 2147-2174. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.9.113237 .

Sidorchuk R.R. (2012). Marketingovoe konsultirovanie v strukture upravlencheskogo konsaltinga malyh i srednikh predpriyatiy [Marketing consulting in the structure of management consulting of small and medium-sized enterprises] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

Soldatova N.F. (2022). Vliyanie tsifrovizatsii marketinga na effektivnost upravlencheskikh innovatsiy [The impact of marketing digitalization on the effectiveness of management innovations]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114081.

Tomina N.M. (2022). Vliyanie marketingovyh sredstv i instrumentov v obshchestve potrebleniya na finansy domashnikh khozyaystv [The impact of marketing tools and tools in the consumer society on household finances]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114137.

Yakhneeva I.V., Pavlova A.V. (2022). Intellektualnaya avtomatizatsiya marketinga: ugroza ili vozmozhnost? [Intelligent Marketing Automation: Threat or Opportunity?]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114116.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 03:15:23