Current state and development trends of creative industries as an effective tool for regional development
Mordanov M.A.1
1 Сургутский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 44 | Citations: 3
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 1 (January 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48092601
Cited: 3 by 28.06.2023
Abstract:
The author characterized the importance of creative industries as a comprehensive tool for the development of regions and countries.
Creative industries have a significant impact on stimulating sustainable and inclusive economic growth, increasing export earnings, creating new jobs, and stimulating small and medium-sized businesses.
The characterized direction is also defined as the process of creative activity agglomeration and the creation of creative clusters covering wider territorial zones. The activity under study is in the focus of the state policy in various countries, including Russia. It is characterized as a driving force for the improvement of cultural, educational and economic spheres. The author has studied creative industries development in some regions of Russia. Promising areas of development are highlighted. The experience of implementing a number of measures in European countries aimed at creating favorable conditions for creative industries is analyzed. The development mechanisms that can be tested in the subjects of the Russian Federation in order to increase the contribution of the studied activity to the gross regional product are presented. The results of the study may be of interest to representatives of the scientific community, authorities and the business sector, whose activities and interests are directly related to regional development, the implementation of effective tools for improving the socio-economic sphere.
Keywords: creative economy, creative industries, creative activity, regional development
JEL-classification: Z19, O31, O33
Введение
Организацией Объединенных Наций (ООН) 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики и устойчивого развития. Данное положение свидетельствует о высокой значимости креативной экономики и творческой сферы в мировом сообществе. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в сотрудничестве с ведущим учреждением ООН в области развития, Программой развития ООН (ПРООН) в 2008 году впервые опубликовала основополагающий доклад «Креативная экономика» [19].
Сегодня отсутствует единый подход к определению понятия «креативная экономика». Одна из трактовок этого термина предложена ЮНКТАД, в рамках которого креативная экономика рассматривается как развивающая концепция, основанная на творческих активах и потенциально генерирующая экономический рост и развитие [20].
Использование термина «креативные индустрии» варьируется в разных странах. Формирование и развитие обозначенного вида деятельности как новой отрасли сопряжено с публикацией в 1994 году в Австралии отчета «Креативная нация» (“Creative Nation”) [20]. Ключевым событием развития исследуемой отрасли считается учреждение в 1997 году группы по креативным индустриям Министерством культуры, средств массовой информации и спорта Соединенного Королевства. Примечательно, что законодательное оформление исследуемого сектора, повышение его значимости способствовало расширению сферы культуры за пределы искусства. В то же время повышение интереса к новой парадигме развития общества со стороны правительств ведущих государств (например, Великобритании, Австралии, Германии, Швеции, США) ознаменовало изменение в подходе к потенциальной коммерческой деятельности, которая до второй половины девяностых годов прошлого столетия рассматривалась исключительно или преимущественно в неэкономических терминах [18].
Актуальность и цель статьи, методология исследования
Актуальность настоящего исследования определена следующими положениями. Признанию креативной экономики как синергетического особого сектора на мировом уровне предшествовало развитие данного сегмента в национальном масштабе, когда многие государства пытались использовать произошедший рост его значимости и реализовать инструменты развития. Разумеется, эти инициативы начались в первую очередь с городов, разрабатывающих инновационные и исследовательские политические ответы на возникновение роста новой креативной экономики. Немаловажным является тот факт, что многие из этих городов осуществляли свое функционирование и развитие в нестабильных экономических условиях, связанных с деиндустриализацией.
Охватывая различные виды экономической деятельности: от науки и высоких технологий, исследований и отраслей знаний до СМИ, музыки, дизайна и искусства – креативные индустрии становятся все более важным фактором инноваций, способствуют увлечению рабочих мест и экономическому росту как определенной географической территории, так и страны в целом.
Цель исследования – характеристика направлений развития креативных индустрий в регионах России на основе анализа современного состояния и успешных мероприятий в европейских странах.
Методология исследования заключается в использовании системного, субъективного и концептуального подходов. В рамках первого из них рассмотрено содержание предмета исследования – креативные индустрии – как единой системы взаимосвязанных элементов, структурно обозначенных во всех взаимосвязях его согласовано функционирующих структурных компонентов. Кроме того, особый сектор экономики охарактеризован в качестве эффективного инструмента регионального развития с учетом культурных, социальных и экономических особенностей территорий. Использование субъективного подхода выразилось в рассмотрении целесообразности деятельности субъектов креативных индустрий. Кроме того, определена важность создания креативных кластеров и развития отраслей творческой сферы. При применении концептуального научного подхода охарактеризовано современное состояние креативных индустрий в Российской Федерации, представлены различные инструменты и мероприятия, проводимые в скандинавских странах и направленные на создание условий для успешного функционирования хозяйствующих субъектов в творческой сфере. Охарактеризованный комплекс мер может быть успешно масштабирован и апробирован в условиях регионального развития субъектов России.
1. Креативные индустрии как современный феномен развития общества
Креативные индустрии и творческая деятельность часто обсуждаются в научных исследованиях в области культуры и экономического развития. Однако до начала 2000-х годов подобные сферы редко рассматривались как часть всемирной торговли и промышленности, фокус внимания был направлен на рассмотрение их новизны и культурной ценности. В то же время за последнее десятилетие определен значительный рост внимания к креативным индустриям.
Характеризуемый сектор имеет непосредственное отношение к креативной экономике. Тем не менее наблюдается определенное различие. Креативные индустрии ограничены конкретными отраслями (например, издательское дело, радиовещание, телевидение, кино, исполнительское искусство, наследие и ремесла, реклама, архитектура, дизайн и фотография и иные), креативная экономика, в свою очередь, характеризует в целом творческую деятельность в экономической сфере.
Креативные индустрии за последние десятилетия получили огромный рост во многих развитых странах. Наблюдается эволюция понятия: от деятельности, имеющей сильный художественный компонент, до любой деятельности, в рамках которой производятся продукты для максимально широкого рынка со значительным акцентом на интеллектуальной собственности [18].
Н.В. Куликова, профессор института МИРБИС, Института культуры Мира (ЮНЕСКО), действующий член международной академии интеграции науки и бизнеса, считает, что, рассматривая креативную экономику как совокупность культурных и креативных индустрий, связанных с обществом и формирующихся за счет творческой деятельности индивида, можно констатировать их трансформацию и совершенствование: поиск новых форм деятельности, технологий, в том числе производства продукции с применением информационных технологий [2] (Imaeva, Sushko, Gildebrandt, Spiridonova, Aymaletdinov, 2021).
Профессор факультета социальной и экономической географии Университета Упсалы (Швеция) Доминик Пауэр считает, что европейские регионы с концентрацией креативных индустрий выше среднего уровня, как правило, характеризуются более высокой степенью экономического процветания [12] (Power, 2011).
В рамках российского правового поля креативные (творческие) индустрии представляют собой совокупность деятельностей, в которых посредством творческой и культурной активности и распоряжения интеллектуальной собственностью хозяйствующие субъекты производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью. Кроме того, подобная деятельность направлена на обеспечение формирования гармонично развитой личности и роста качества жизни общества [7].
Отметим ключевые преимущества развития креативных индустрий:
¾ экономический рост региона или страны за счет производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
¾ оживление рынка труда за счет создания дополнительных рабочих мест, снижение уровня безработицы, вовлеченность в трудовую деятельность представителей различных социальных групп;
¾ культурное развитие, повышение туристической привлекательности и узнаваемости локальных брендов;
¾ развитие и редевелопмент территорий.
В современных условиях средняя доля сектора креативных индустрий в мировом ВВП превышает 6%, в развитых странах она достигает 8–12%, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики [7]. При этом отметим, что в силу отсутствия единой методики расчета вклада креативных индустрий в экономику страны обозначенный показатель варьируется. Его изменения зависят от исходных статистических данных и видов деятельности, имеющих прямое или косвенное отношение к креативной сфере. В частности, доля креативных индустрий в экономике Российской Федерации, по разным оценкам, составляет от 2,2 до 5%. Несмотря на высокий уровень образованности, развитие науки и богатое историческое, культурное наследие, в Российской Федерации потенциал креативной экономики недостаточно реализован.
Согласно Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, характеризуемый показатель составляет 2,23% [7]. По оценкам экспертов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», добавленная стоимость креативных индустрий в России составляет более 2 390 млрд руб., или 2,4% ВВП [5]. В то же время исследователи из Агентства стратегических инициатив определяют данный показатель практически в два раза выше – на уровне 4,98% ВВП (в абсолютном измерении – 5 164 млрд руб.) [1].
Говоря о высокой значимости креативных индустрий как элемента экономического роста, стоит отметить, что вопрос измерения их вклада в валовый региональный (или внутренний) продукт является одним из актуальных и наиболее дискуссионных.
К наиболее часто используемым подходам оценки вклада можно отнести следующие:
¾ отраслевой подход – оценка ключевых экономических показателей на базе собирательных группировок видов экономической деятельности;
¾ оценка занятости на основе группировок профессий, относящихся к категории креативных;
¾ анализ внешней торговли креативными товарами и услугами с использованием соответствующих статистических группировок товаров и услуг.
Первые попытки измерения креативных индустрий базировались на отраслевом подходе, который основан на определении перечня видов экономической деятельности, относящихся к «креативным» [4]. Эта методика подвергается серьезной критике ввиду ряда объективных причин: отсутствие четких критериев «креативности» индустрий, неполнота сведений об индивидуальных предпринимателях, самозанятых и лицах, работающих в «серой» экономике [11]. Несмотря на указанные недостатки, отраслевой подход на сегодняшний день наиболее распространен, поскольку позволяет оценить ключевые экономические показатели креативных индустрий. Многие страны и города активно внедряют собственные отраслевые классификации [10, 17] (Stringer, 2019). Для обеспечения сопоставимости данных они, как правило, базируются на международных подходах и рекомендациях (ЮНЕСКО, ВОИС и др.), но в то же время учитывают приоритеты национальной или региональной политики.
В силу глобализации рынков товаров и услуг креативных индустрий сосредоточение деятельности субъектов творческой сферы на определенной локации уже не имеет принципиального значения. В настоящее время многие виды креативных индустрий существуют и успешно развиваются в рамках сочетания инновационных технологий и творческой деятельности (например, разработка игр, продукты виртуальной и дополненной реальности, музыка, искусство, реклама, архитектура, кинематография, анимация, дизайн, театральное искусство, литература и другие области) [3] (Gambeeva, Smey, 2021).
2. Опыт европейских стран развития креативных индустрий: возможность апробации в российских регионах
Наличие ряда сходных элементов в климатических, социальных и экономических особенностях регионов Российской Федерации (например, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Саха (Якутия)) и ряда стран Северной Европы (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия) определяет необходимость рассмотрения особенностей развития креативных индустрий в обозначенных государствах. Данная характеристика значима в силу возможности масштабирования специфики социально-экономического развития стран Скандинавии и мероприятий, направленных на совершенствование и повышение важности креативных индустрий.
Специфика скандинавской модели совершенствования экономической сферы и развития креативных индустрий определяется следующими аспектами [9] (Khestanov, 2018). В обозначенном регионе важными элементами социального и экономического развития являются значительная поддержка социальной сферы, партнерство предпринимателей и рабочих, посредническая роль государства. Развитие культурной политики при этом носит ярко выраженный централизованный характер.
В стратегии развития креативных индустрий скандинавских стран можно выделить следующие факторы.
Во-первых, смещение акцента в образовании: формирование креативных навыков у студентов и их практическое применение в профессиональной среде. Обозначенная система может стать эффективным компонентом для комплексного развития креативных индустрий в России.
Во-вторых, стимулирование роста бизнеса в творческой сфере: смещение акцентов с финансирования культуры на инвестирование в креативный бизнес, внедрение инновационных инструментов в креативные индустрии.
В-третьих, создание креативных кластеров является важным и необходимым условием устойчивого развития креативных индустрий. Исследователями отмечается важность географической кластеризации для секторов культуры и творчества [14] (Borowiecki, 2015). Создание креативного пространства ассоциируется с производством творческой продукции, увеличением вклада в ВРП, созданием рабочих мест и модернизацией территорий. Отметим, что многие правительства повторяют различные модели создания креативных кластеров, но применение универсальной стратегии не может гарантировать устойчивое развитие последнего в различных городах или регионах.
Как отмечает Новосельская В.В., синергетическое «кластерное» взаимодействие культуры и различных индустриальных отраслей представляет собой один из активно поддерживаемых мировым сообществом компонентов инновационной экономической стратегии развития регионов [6] (Novoselskaya, 2017).
Трансформация городского пространства, в котором участвуют профессионалы и местные жители («плейсмейкинг»), основывается на местных региональных инициативах, а не на централизованном государственном вмешательстве [13] (Flew, 2005). Учитывая высокую экономическую ценность креативных индустрий в северных странах, повышается значимость взаимодействия государственных органов, организаций по развитию бизнеса, культурных институтов и неправительственных организаций.
В целях анализа влияния креативных индустрий и функционирования представителей творческой деятельности на социально-экономическую сферу необходимо рассматривать город как привлекательное место для жизни и трудовой деятельности.
Одним из способов понимания движущих сил городской миграции или притяжения квалифицированных кадров является теория американского ученого Ричарда Флориды о креативном классе. Он определил инструменты преобразования городских промышленных зон в уникальные районы в целях повышения экономической и социальной перспективности [16] (Florida, 2002). По его мнению, креативный класс – это совокупность людей, которые создают дополнительную экономическую ценность производству продукции благодаря реализации творческого потенциала. Этот класс состоит из профессионалов разных областей и представителей творческой сферы, например: художников, музыкантов и скульпторов. Данные специалисты представляют уникальную ценность для регионального экономического развития, поскольку обладают творческим капиталом, который характеризует способность индивида создавать новые идеи, технологии, проекты и бизнес-модели [15] (Florida, 2005).
Рассмотрим уникальный алгоритм развития креативных индустрий для северных городов в рамках совершенствования исследуемого сектора в столице Швеции – Стокгольме. Деятельность креативного класса в промышленных районах способствует их развитию благодаря яркой культуре, производству товаров и услуг творческой сферы.
В качестве примера трансформации рынка можно рассмотреть один из районов Стокгольма – Седермальм (швед. Södermalm). Исторически он был известен как неблагополучный, пока кварталы площади Нюторгет не получили новый импульс к развитию. Сегодня здесь много ресторанов высокой кухни и эксклюзивных магазинов – центров притяжения горожан и туристов со всей Швеции и из-за рубежа. В то время как районы вокруг Нюторгет стали культурным центром с ценным сочетанием предприятий общественного питания и креативных заведений. В качестве факторов, лежащих в основе успеха шведского капитала, прежде всего, выделяют результаты развития Стокгольма в области активов знаний и международную репутацию предпринимательства, инструменты привлечения иностранных инвестиции.
Креативные индустрии имеют огромный потенциал, когда речь идет о международном и внутреннем маркетинге города. Изучение сектора экономики показывает, что ни одно из направлений в отдельности не формирует весь образ Стокгольма, но они действуют как сильные компоненты, вносящие свой вклад развитие данного сегмента. Стокгольм известен как «Фабрика единорогов» (успешных технологических стартапов). Skype, Spotify и Mojang – это лишь несколько успешных шведских компаний, получивших признание во всем мире. Кино и телевидение обладают уникальным преимуществом эмоционально воздействия на зрителей с элементами идентичности. Шведский сериал «Миллениум», удостоенный международной премии «Эмми» в 2011 году, является весьма показательным примером.
Помимо своей архитектуры, Стокгольм в основном известен музыкой по нескольким причинам. Во-первых, шведский музыкальный продюсер Макс Мартин и его команда написали песни для ирландского музыкального коллектива «Westlife», американской группы «Back Street Boys», американской певицы Бритни Спирс и многих других. Иные известные имена, родившиеся в Стокгольме, – ABBA (шведская поп-группа) и Авичи (англ. Avicii), шведский диджей и музыкальный продюсер. Их музыка и талант вдохновляли аудиторию и начинающих музыкантов по всему миру, в то же время укрепляя репутацию столицы Швеции в музыкальной сфере.
3. Современное состояние и направления развития креативных индустрий в России: региональный аспект
Неблагоприятные климатические условия, которые сопровождают деятельность хозяйствующих субъектов в различных регионах России, являются одной из значимых преград для устойчивого развития не только креативных индустрий, но и социально-экономической сферы в целом. В частности, к подобным регионам относятся Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия). Обозначенные регионы имеют значительный потенциал для внедрения инструментов, направленных на повышение важности креативных индустрий и реализации комплекса мероприятий для субъектов соответствующих отраслей.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – первый субъект, в котором был принят региональный закон, регулирующий сферу креативных индустрий и ее поддержку (Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 70-оз от 27.07.2020 «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»). Перспективными видами деятельности субъекта являются дизайн и архитектура, искусство и культура, ремесла, кино и ТВ, иные. По оценкам экспертов, приближенная доля валового муниципального продукта креативных индустрий столицы автономного округа Ханты-Мансийска в общем объеме ВРП данного сектора региона составляет 6,2% (оценка вклада исследуемой деятельности в ВРП в Югре – 2,1%) [1]. Данное значение меньше среднего по Уральскому федеральному округу (3,88%).
В ином субъекте Российской Федерации, Республике Саха (Якутия), определен низкий уровень креативных индустрий в ВРП – 1,6%, что незначительно ниже среднего по Дальневосточному округу (1,9%) [1]. Якутск, столица Республики Саха, характеризуется высокой долей валового муниципального продукта креативных индустрий в общем объеме ВРП сегмента региона – 89% [1]. В качестве перспективных отраслей рассматриваются ремесла, кино и ТВ.
В настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ характеризуется малым вкладом креативных индустрий в экономику региона – 1,2% ВРП (средний уровень по Уральскому федеральному округу – 3,88%) [1]. Приоритетными отраслями в регионе являются следующие: научные исследования и разработки, деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, деятельность в области телевизионного и радиовещания. Кроме того, отмечена низкая вовлеченность специалистов в творческую деятельность: 1,2% от всей численности сотрудников региона работают в креативных индустриях. Данная особенность определяется неблагоприятными условиями трудовой деятельности в автономном округе, ориентиром на промышленные специальности, обеспечивающие высокие заработные платы.
Важно отметить отсутствие универсальной модели развития креативных индустрий регионах и странах. Тем не менее представляется возможным масштабирование опыта Скандинавских стран совершенствования исследуемой области в регионах России со сходными климатическими условиями и наличием этнических и национальных особенностей населения – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия). Можно предположить, что применение опыта стран Северной Европы совершенствования особого сегмента экономики будет успешным в условиях регионального развития отдельно взятых субъектов России. Обозначенное предположение обосновано высоким значением развития ремесленной деятельности, специфики продукции и услуг местных производителей с учетом этнических особенностей населения.
В частности, на территории регионов России является целесообразной реализация различных мероприятий в следующих областях культурного и творческого сектора.
Во-первых, развитие творческих способностей населения и представителей бизнес-сферы: набор навыков для творческого предпринимательства постоянно меняется, поэтому необходимо более тесное взаимодействие между креативными индустриями и системой образования.
Во-вторых, дополнительная финансовая поддержка и льготы для предприятий творческой сферы: имеется сложность в получении хозяйствующими субъектами внешнего финансирования из-за их незначительного размера или неуверенности в спросе на их продукцию. Поэтому эффективным инструментом финансового сопровождения хозяйственной деятельности предприятий является изучение альтернативных источников финансирования, например крауд-финансирование.
В-третьих, доступ к рынкам: благодаря новым цифровым инструментам существуют способы предоставить потребителям доступ к более широкому ассортименту продукции. Открытый цифровой единый рынок может стать эффективным инструментом для стремительного развития творческой сферы.
В-четвертых, увеличение международной вовлеченности: предприниматели творческой сферы нуждаются в интернационализации и продвижении экспортной политики, что предоставит возможности для работы на мировой арене и выхода на новые и рынки.
Заключение
Сегодня актуальное и значимое направление социально-экономического развития характеризуется совершенствованием креативных индустрий, реализацией мер, направленных на поддержку специалистов в творческой сфере.
Творческая деятельность и креативные индустрии лежат в основе исследований о развитии различных территорий, поиске новых инструментов для производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а также создании дополнительных рабочих мест. Креативная сфера приобрела статус основного фактора конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов и национальных экономик в условиях глобального рынка.
В целях комплексного развития креативных индустрий не только на уровне отдельно взятого региона, но и в России в целом необходима реализация мер по внедрению лучших практик в культурную политику вовлеченных субъектов, а также усиление потенциала креативных индустрий на смежных территориях.
References:
Atlas kreativnyh industrii Rossiyskoy Federatsii [Atlas of Creative Industries of the Russian Federation] (2021). (in Russian).
Kreativnaya ekonomika Moskvy v tsifrakh [Moscow's Creative Economy in Figures] (2021). (in Russian).
Nauchnyy daydzhest «Razvitie kreativnyh industriy v Rossii: klyuchevye indikatory» [Scientific digest "Development of creative industries in Russia: key indicators"] (2021). (in Russian).
Borowiecki K.J. (2015). Agglomeration economies in classical music Pap. Reg. Sci. (94 (3)). 443-468.
Flew T. (2005). Sovereignty and Software: Rethinking Cultural Policy in a Global Creative Economy
Florida R. (2002). The rise of the creative class. Basic Books
Florida R. (2005). The flight of the creative class
Gambeeva Yu. N., Smey V. M. (2021). Rol kreativnyh industriy v sotsialno-ekonomicheskom razvitii territorii [The role of creative industries in socio-economic development of the territory]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (6(452)). 89-96. (in Russian).
Imaeva G. R., Sushko E. Yu., Gildebrandt I. A., Spiridonova L. V., Aymaletdinov T. A. (2021). Vklad tsifrovyh platform v razvitie kreativnyh industriy i podderzhku kreativnogo predprinimatelstva [Contribution of digital platforms to the development of creative industries and support of creative entrepreneurship] (in Russian).
Khestanov R. (2018). Kreativnye industrii – modeli razvitiya [Creative industries - models of development]. Sotsiologicheskoe obozrenie. (3). 173-196. (in Russian).
Novoselskaya V. A. (2017). Kreativnye industrii v innovatsionnom razvitii territoriy: osobennosti funktsionirovaniya [Creative industries in innovative development of territories: features of functioning]. Scientific journal «The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts». (4(78)). 164-174. (in Russian).
Power D. (2011). Priority Sector Report: Creative and Cultural Industries
Stringer S.M. (2019). The Creative Economy. Art, Culture and Creativity in New York City
Страница обновлена: 25.04.2025 в 21:39:20