Туризм как сектор креативной экономики
Волков С.К.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград
Скачать PDF | Загрузок: 21 | Цитирований: 26
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2021)
Цитировать:
Волков С.К. Туризм как сектор креативной экономики // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 2153-2162. – doi: 10.18334/ce.15.5.112027.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184897
Цитирований: 26 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В работе проведен анализ подходов к понятию креативность в междисциплинарном аспекте. Обосновано включение в перечень креативных индустрий туризма как одного из перспективных секторов экономики. Рассматривается креативный туризм как отдельная форма путешествий с набором персональных характеристик. Делается вывод о перспективности дальнейшего изучения форм, методов и механизмов развития креативного туризма в целях устойчивого развития территорий.
Ключевые слова: туризм, креативная экономика, креативные города, креативные индустрии
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00072 «Формирование креативных центров пространственного развития как механизм повышения качества жизни населения сельских территорий»
JEL-классификация: L83, Z32, Z39
Введение
Наметившийся тренд переориентации развития национальных экономик от сырьевых секторов в креативные отрасли находит свое отражение и в академической дискуссии относительно сущности и специфики креативных индустрий и их роли в развитии территорий [9, 10, 23, 24] (Dong, Haruna, 2012; Yum, 2020; Zuhdi, 2012). Креативная экономика признана в качестве значимого сектора национальных экономик, вносящего вклад в национальный валовой продукт. Согласно оценке экспертов Агентства стратегических инициатив, доля креативных индустрий в структуре ВВП России в 2020 году составила 4,37%, или в натуральном выражении – более 4,8 триллиона рублей [1].
Целью настоящей обзорной статьи является обзор концептуальных подходов к определению понятия «креативность» в междисциплинарном научном поле и обоснование включения в перечень креативных индустрий туризма как одного из перспективных секторов экономики.
Креативность как новый ресурс экономического развития
Сегодня креативность рассматривается не только как личностная характеристика экономического агента, но и как важный ресурс экономического роста и развития территорий [16, 17] (Paiola, 2008; Ray, 1998). Современная теория креативности представляет собой комплексные междисциплинарные исследования (рис. 1).
Рисунок 1. Области науки, занимающиеся изучением феномена креативности
Источник: по данным наукометрической базы данных Scopus.
Термин «креативность» происходит от латинского слова creatus, что означает творить. Креативность означает творческую способность зарождаться или производить новые идеи. Новизна требует оригинальности и новшества, то есть в идее должно быть что-то свежее (нетривиальное) [15] (Mishra, Singh, 2010).
Креативность является ментальным явлением, которое формируется в результате когнитивных процессов. Доказано, что талантливыми людьми чаще становятся, чем рождаются. Креативность и склонность к творчеству развиваются на протяжении жизни человека, а появлению талантливых личностей благоприятствует семейное окружение и обстоятельства [22] (Simonton, 2000). Специалисты утверждают, что креативность может развиваться через обучение [8] (Burleson 2005).
Классической моделью креативности является «Модель креативности 4Р», которая группирует общие научные подходы по четырем основным направлениям исследования процесса креативности: креативная личность (creative person), креативный процесс (creative process), креативный продукт (creative product), креативная среда (creative environmen) [18] (Rhodes, 1961).
Креативная личность является основой большинства теорий креативности. Именно креативным личностям и их значению в развитии экономики и общества посвящена теория американского экономиста и социолога Ричарда Флориды «Креативный класс» [13] (Florida, 2005). Э. МакФадзин обобщил все черты креативной личности, выделив такие как «желание достичь цели, высокий уровень мотивации, увлеченности проблемой и заинтересованности, высокий уровень самоуверенности, готовности рисковать и принять неудачу, способность соединять различные несвязанные элементы или объекты, усвоение отрицательных результатов, сопровождавших неудачные проекты и попытки, способность изменять существующие парадигмы и оценивать различные перспективы» [6, c. 39] (Moroz, 2016, р. 39).
Креативность с точки зрения экономического подхода рассматривается как процесс создания потребительской стоимости (утилитарной ценности). Общенаучный подход к креативному процессу выделяет следующие стадии: подготовка, инкубация, озарение и верификация, или переработка [1, c. 51] (Borovinskaya, 2014, р. 51). Управление креативным процессом как на уровне отдельного индивида, так и на уровне отдельных отраслей является условием эффективного экономического развития отдельных территорий.
Креативный продукт – это экономическая категория, характеризующаяся высоким уровнем творчества и нематериальным активом в структуре конечной стоимости товара/услуги. Креативный продукт может представлять собой как сочетание новый (ранее не известных) факторов производства, так и новое применение уже известных. Креативный продукт характеризуется эксклюзивным, а не массовым характером потребления [4, c. 26] (Volkov, 2020, р. 26).
Креативная среда – наиболее важный с нашей точки зрения элемент креативной экономики. Как справедливо замечает Й. Клоудова, «креативная экономика может развиваться только там, где существуют определенные условия» [5, c. 121] (Klaudova, 2010, р. 121). По мнению Р. Флориды, креативная среда должна обладать тремя основными характеристиками: технология, талант, толерантность (модель трех Т) [12] (Florida, 2004). Изучение креативной среды происходит на разных уровнях: креативный кластер, креативная деревня, креативный город, креативный макрорегион.
Туризм как составляющая креативной экономики
По справедливому замечанию профессора Грега Ричардса, туризм объединяет все элементы «модели креативности 4Р» [20, с. 1226] (Richards, 2011, р. 1226). Туризм стал эффективным инструментом реализации креативной стратегии развития территорий. Многие города и регионы стали позиционировать себя как креативные в попытке привлечь новых резидентов, предпринимателей и туристов.
Как справедливо замечает Й. Клаудова, существуют две формы реализации политики по развитию креативной экономики. Первая – формирование условий на конкретной территории для развития креативных индустрий и привлечения креативных специалистов. Вторая – привлечение на свою территорию не непосредственно креативных фирм, а конечных потребителей их продукции [5, c. 121–122] (Klaudova, 2010, р. 121–122). По сути, во втором случае речь идет о развитии туризма как фактора привлечения дополнительных доходов от реализации креативной продукции.
Растущая связь между туризмом и креативностью обусловлена поиском альтернативных моделей развития туризма и расширения креативной экономики [14, с. 48] (Long, Morpeth, 2016, р. 48). В условиях повышенной глобальной конкуренции за все виды ресурсов территории стремятся найти наиболее эффективный фактор преимущества. Креативность и креативные индустрии становятся фактором привлечения дополнительного внимания со стороны внешних стейкхолдеров и развития местной экономики. Креативность и туризм взаимно дополняют друг друга, создавая синергетический эффект – туризм извлекает выгоду из дополнительной символической ценности, создаваемой творчеством, а креативная экономика извлекает выгоду из большей туристической активности [21] (Richards, 2020).
Внедрение креативной компоненты в стратегии развития туризма способствует не только формированию узнаваемого бренда, но и является эффективным средством продвижения территории на внешние рынки товаров и услуг [3] (Volkov, 2015). Креативные индустрии (мода, гастрономия, кинематограф и пр.) становятся отдельными туристическими нишами, которые образуют зонтичный бренд – креативный туризм.
Первое комплексное изучение креативного туризма как социально-экономического феномена было предпринято Г. Ричардсом и К. Рэймондом, которые определили его как «туризм, который предлагает посетителям возможность развивать свой творческий потенциал посредством активного участия в курсах и изучения опыта, характерного для места отдыха» [19, с. 18] (Richards, Raymond, 2000, р. 18). Таким образом, делается акцент на соучастии в создании туристского продукта со стороны туриста. В креативном туризме турист становится активным потребителем туристского продукта, а не просто созерцателем достопримечательностей. Турист становится участником повседневной жизни места своего временного пребывания, полностью погружаясь в атмосферу местной культуры.
Впечатления становятся важным экономическим ресурсом, который влияет на структуру потребления [7]. Креативность способствует формированию предложения в контексте получения впечатлений. Переход от простого оказания туристских услуг к практике формирования впечатлений от туристской поездки был обусловлен ростом конкуренции среди туристских объектов и необходимостью поиска новых более гибких моделей предложения и привлечения потребителей.
Сегодня все больше городов, регионов и стран развивают туризм с акцентом на креативной составляющей территориального туристского продукта [11] (Evans, 2009). Как отмечают исследователи, креативный туризм может развиваться на основе относительно ограниченных ресурсов через формирование легенд и рассказов о территории пребывания [21] (Richards, 2020). Отсутствие физических (материальных) объектов туристического показа может заменяться созданием нематериальных активов территории туристского назначения (фестивали, выставки, мастер-классы и пр.). Однако территориальный контекст развития креативного туризма крайне сложно (практически невозможно) скопировать и внедрить по алгоритму. Каждая территория должна самостоятельно продюсировать свои собственные сценарии и стратегии развития, что, естественно, требует высокого творческого потенциала исполнителей.
Заключение
По итогам настоящего исследования можно сделать ряд выводов:
- феномен креативности носит сложный междисциплинарный характер, который необходимо продолжать исследовать с точки зрения комплексного подхода;
- фактор креативности становится ресурсом развития территорий, который реализуется через развитие креативных отраслей экономики;
- туризм является сложным межотраслевым комплексом экономики, который активно использует креативность для формирования добавленной стоимости турпродуктов;
- креативный туризм является отдельной формой путешествий, который становится основой для стратегий развития все большего числа территорий;
- необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования форм, методов и механизмов развития креативного туризма в целях устойчивого развития территорий.
[1] В АСИ посчитали вклад креативной индустрии в экономику городов. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/152959/ (дата обращения: 01.03.2021)
Источники:
2. В АСИ посчитали вклад креативной индустрии в экономику городов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asi.ru/news/152959/
3. Волков С.К. Анализ зарубежного опыта продвижения территорий / С.К. Волков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - C. 108-112.
4. Волков С. Креативная экономика и креативное предпринимательство: академическое измерение // Общество и экономика. – 2020. – № 11. – с. 21-30.
5. Клаудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые страны // Журнал новой экономической ассоциации. – 2010. – № 5. – с. 110-125.
6. Мороз В.В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 12. – с. 35-41.
7. Пайн Дж. Б. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. / Джозеф Б. Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. — М.: Вильямс, 2005. — 304 с.
8. Burleson W. Developing creativity, motivation, and self-actualization with learning Systems// International Journal of Human-Computer Studies. – 2005. – Vol. 63. – pp. 436-451.
9. Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries 2002–2015. – Geneva: UNCTAD, 2018. – р. 9.
10. Dong L., Haruna M. The Practice of Urban Renewal Based on Creative Industry: Experience from the Huangjueping Creative Industries in Chongqing China // Journal of Sustainable Development. – 2012. – Vol. 5(5). – pp. 101–110.
11. Evans G. Creative cities, creative spaces and urban policy // Urban Studies. – 2009. – Vol. 46. – pp. 1003-1040.
12. Florida R. Cities and the Creative Class. – Routledge: London, 2004.
13. Florida R. The Flight of the Creative Class. – New York: HarperBusiness, 2005.
14. Long Р., Morpeth N.D. Tourism and the creative industries: Theories, policies and practice. – Routledge: London, 2016.
15. Mishra L.K. and Singh A.P. Creative Behaviour Questionnaire: Assessing the Ability of Managers to Produce Creative Ideas // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. – 2010. – Vol. 36(1). – pp. 115-121.
16. Paiola M. Cultural events as potential drivers of urban regeneration: An empirical illustration // Industry and Innovation. – 2008. – №15. – рр. 513 – 529.
17. Ray C. Culture, intellectual property and territorial rural development // Sociologia Ruralis. – 1998. – №38. – рр. 3-20.
18. Rhodes M. An analysis of creativity // Phi Delta Kappan. – 1961. - № 42. – рр. 305-310.
19. Richards G. and Raymond C. Creative Tourism // ATLAS News. – 2000. – № 23. – р. 16-20.
20. Richards G. Creativity and tourism: the state of the art // Annals of Tourism Research. – 2011. – Vol. 38 (4). – pp. 1225-1253.
21. Richards G. Designing creative places: The role of creative tourism// Annals of Tourism Research. – 2020. – Vol. 85. – 102922.
22. Simonton D.K. Creativity: Cognitive, personal, development, and social aspects // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55. – pp. 151-158.
23. Yum S. The relationship between creative industries and the urban economy in the USA // Creative Industries Journal. – 2020. – Vol.13(2). – pp. 95-116.
24. Zuhdi U. Analyzing the Influence of Creative Industry Sector to the National Economic Structural Changes by Decomposition Analysis: The Case of Indonesia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 65. – pp. 980–985.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:42:45