Об оценке стоимости холдинговых компаний с помощью модели Блэка-Шоулза
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Егоров О.В. Об оценке стоимости холдинговых компаний с помощью модели Блэка-Шоулза // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 65-69.
Аннотация:
В последнее время в практике оценщиков стоимости бизнеса стали применяться такие синтетические методы, которые напрямую нельзя отнести ни к одному из общепринятых подходов оценки бизнеса: доходному, затратному и сравнительному. Одним из таких распространенных методов стала модель Блэка-Шоулза.
Ключевые слова: стоимость бизнеса, холдинги, стоимость предприятия, модель Блэка-Шоулза
В последнее время в практике оценщиков стоимости бизнеса стали применяться такие синтетические методы, которые напрямую нельзя отнести ни к одному из общепринятых подходов оценки бизнеса: доходному, затратному и сравнительному. Одним из таких распространенных методов стала модель Блэка-Шоулза.
В рамках рассматриваемой модели оценка стоимости бизнеса проводится в пределах стоимости колл-опциона [1], составленного из активов и обязательств компании [1-3]. Компания как бы «продает» свои активы с правом их выкупа в случае, если по истечении некоторого срока, который в рамках модели принимается равным средневзвешенному периоду оборачиваемости долга компании (дюрации), стоимость этих активов превысит стоимость обязательств. Стоимость компании в таком случае выражается хорошо известной формулой Блэка-Шоулза для стоимости опционов [1].
В последнее время модель Блэка-Шоулза, как и ряд других синтетических моделей оценки стоимости бизнеса, все чаще находит применение в российской практике оценки бизнеса. Между тем, многие аспекты ее применения еще не являются устоявшимися. Так, существуют некоторые расхождения как относительно набора активов, которые необходимо учитывать в опционе [2], так и вида стоимости, по которой эти активы должны быть учтены (балансовой, рыночной, либо иной). Остается неясным и ряд других практических аспектов применения модели в российских условиях.
Все это говорит о важности исследований, касающихся применения модели Блэка-Шоулза в российских условиях. Этим вопросам, в частности, посвящена работа [3]. В ней рассматриваются общие проблемы, связанные с моделью Блэка-Шоулза. В частности, в ней рассмотрены практические примеры применения модели к реальным российским предприятиям.
Настоящая статья, тесно связанная с работой [3], посвящена одному из аспектов применения модели Блэка-Шоулза, не затронутому в [3], ‑ использованию этой модели для оценки реальной холдинговых компаний.
Модель Блэка-Шоулза применительно к холдинговым компаниям.
Стоимость компании в рамках модели Блэка-Шоулза выражается следующей формулой:
, (1)
где C – стоимость компании;
S – стоимость переоцененных [2] активов компании;
Х – стоимость переоцененных обязательств;
t ‑ средневзвешенный (по всем обязательствам) период оборачиваемости задолженности предприятия («дюрация долга» компании);
‑ безрисковая ставка;
‑ кумулятивные нормальные вероятности функции плотности распределения величин , ,
где ‑ среднеквадратичное отклонение стоимости акций компаний–аналогов на организованном рынке за год,
Для изучения аспектов определения стоимости холдинговой компании с помощью модели Блэка-Шоулза нами был избран холдинг, работающий в лесопромышленной отрасли. Эта холдинговая компания включает в себя восемь лесоперерабатывающих компаний – дочек, причем в каждой из этих дочек холдинговая компания имеет разную долю – от 17% до 85%. Лишь в трех компаниях – они фигурируют как ОАО «Д-6», «Д-7» и «Д-8» - материнская компания владеет контрольным пакетом акций, составляющим более 50% от общего числа акций. Первоначально оценка этой холдинговой компании проводилась обществом с ограниченной ответственностью «Кабинет оценки».
Особенностью структуры активов данной холдинговой компании является тот факт, что у двух из трех компаний, в которых доля холдинга является контрольной, переоцененные долговые обязательства превышают переоцененные активы. Это значит, что в рамках метода чистых активов стоимости таких пакетов акций, принадлежащих материнской компании, должны быть положены равными нулю. Далее, для определения стоимости холдинга в рамках метода чистых активов суммируются все остальные доли (с учетом премий и скидок) и получается итоговая стоимость холдинга.
Приведем расчет оценки стоимости холдинга методом чистых активов, в рамках которого, как это принято, все активы и обязательства были взяты по рыночной стоимости (табл. 1).
Таблица 1
Рыночная стоимость холдинга по оценке методом чистых активов
Дочерние компании
Показатели экономической деятельности |
ОАО «Д-1»
|
ОАО «Д-2»
|
ОАО «Д-3»
|
ОАО «Д-4»
|
ОАО «Д-5»
|
ОАО «Д-6»
|
ОАО «Д-7»
|
ОАО «Д-8»
|
Всего активов (тыс. руб.)
|
502.671
|
62.610
|
24.158
|
14.062
|
33.879
|
200.074
|
71.963
|
80.708
|
Всего обязательств
|
30.951
|
8.885
|
9.630
|
5.951
|
3.515
|
75.405
|
75.017
|
84.678
|
Стоимость чистых активов (руб.)
|
471.720
|
53.725
|
14.528
|
8.111
|
30.364
|
124.669
|
(-3.054)
|
(-3.970)
|
Доля Материнской компании (%)
|
17
|
20
|
29
|
29
|
29
|
60
|
50
|
85
|
Стоимость доли (руб.)
|
80.192
|
10.745
|
4.213
|
2.352
|
8.806
|
74.801
|
-
|
-
|
Коэффициент контроля
|
0,7
|
0,7
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,9
|
0,9
|
1,0
|
Стоимость доли с учетом коэффициента контроля (руб.)
|
56.135
|
7.522
|
3.371
|
1.882
|
7.045
|
67.321
|
-
|
-
|
Стоимость доли с учетом скидки на низкую ликвидность (20%)
|
44.908
|
6.017
|
2.696
|
1.505
|
5.636
|
53.857
|
-
|
-
|
Как видим, по дочерним компаниям ОАО «Д-7» и «Д-8» были получены отрицательные величины стоимости их чистых активов. Причем эти суммы не были учтены в итоговой стоимости чистых активов холдинговой компании.
Рассмотрим ситуацию с точки зрения модели Блэка-Шоулза. Для этого нам потребуется оценка величин дюрации долгов дочерних компаний (табл. 2). Соответствующие (приблизительные) оценки были сделаны на основе анализа данных о задолженности компаний. Заметим, что в данном случае такая оценка носит модельный характер.
Таблица 2
Оценка величин дюрации долгов дочерних компаний
№ п/п
|
Дочерние предприятия
|
Стоимость акций (по ЧА), тыс. руб.
|
Принимаемая в расчетах дюрация долга дочерней компании
|
Стоимость акций в рамках модели Блэка –Шоулза, тыс. руб.
|
1
|
ОАО «Д-1»
|
44.908
|
0,8
|
45.134
|
2
|
ОАО «Д-2»
|
6.017
|
0,4
|
6.056
|
3
|
ОАО «Д-3»
|
2.696
|
0,4
|
2.767
|
4
|
ОАО «Д-4»
|
1.505
|
1,0
|
1.611
|
5
|
ОАО «Д-5»
|
5.636
|
0,25
|
5.652
|
6
|
ОАО «Д-6»
|
53.857
|
0,4
|
5.4977
|
7
|
ОАО «Д-7»
|
-
|
1,2
|
4843
|
8
|
ООО «Д-8»
|
-
|
1,5
|
11.768
|
Итого
|
114.619
|
|
132.808
|
В данном случае стоимость всех дочерних компаний холдинга оказалась в 1,159 раза (132.808/114.619) выше, чем стоимость, полученная в рамках метода чистых активов, т.е. почти на 16%.
Теперь применим модель Блэка-Шоулза по отношению к совокупным долгам и активам холдинговой компании как суммы активов и долговых обязательств всех ее дочерних подразделений. В первую очередь нам необходимо вычислить «дюрацию совокупных долговых обязательств». Сначала обычным способом рассчитаем ее как средневзвешенную дюрацию по всем так называемым приведенным обязательствам, то есть обязательствам, взятым с учетом доли материнской компании в дочерних компаниях, со скидками за низкую ликвидность и коэффициентами контроля. С учетом этих показателей дюрация долга материнской компании будет выражаться следующей зависимостью:
, (2)
где ‑ дюрация долга материнской компании;
‑ доля материнской компании в i-й дочерней;
n - число дочерних компаний;
‑ дюрация долга i-й дочерней компании;
‑ коэффициент с учетом скидки за низкую ликвидность;
‑ коэффициент контроля;
‑ задолженность дочерней компании (вообще говоря, переоцененная).
Расчет величины по данным, приведенным в табл. 2, дает величину 0,9733, которая и представляет собой средневзвешенную (по всем дочерним компаниям) дюрацию долга предприятия.
Источники:
2. Лашхия В.Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости бизнеса / Материалы АО «Горно-металлургическая инвестиционная компания» // Финансовая газета, №18, 2001.
3. Рутгайзер В., Егоров О. Где-то теряем, где-то находим //Российское предпринимательство, №2, 2004.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:06:31