The interconnectedness of Central and South Asia as a new trend in the Eurasian economic development
Ibragimov U.N.1, Ibragimova D.T.2
1 Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари»
2 Институт прогнозирования и макроэкономических исследований
Download PDF | Downloads: 37 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 4 (October-December 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48251085
Cited: 1 by 24.01.2023
Abstract:
The article evaluates the importance of the International Conference "Central and South Asia: Regional Interconnectedness. Challenges and Opportunities", held on the initiative of the President of Uzbekistan Sh. Mirziyoyev on July 15-16, 2021 in Tashkent. Prospects for the development of interregional cooperation, opportunities for the development of transport and communication interconnectedness in Central and South Asia, including projects for the construction of new transport corridors, are considered. The potential possibilities of the implementation of the trans-Afghan project Mazar–i–Sharif - Kabul - Peshawar, which will lead to an increase in the transit potential of the countries of Central Asia, the Caucasus, Russia, Belarus, China, the European Union, India and Pakistan, are revealed. Specific proposals have been formulated to activate the project.
Keywords: regional interconnectedness, untapped potential, transit, Central and South Asia, transport corridors, Mazar-i-Sharif - Kabul - Peshawar Kabul Corridor, China – Kyrgyzstan – Uzbekistan railway line, Afghanistan
JEL-classification: F15, F63, O53
Введение
Инициатива Президента Узбекистана Ш. Мирзиеева по проведению 15–16 июля текущего года Международной конференции: «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» направлена на развитие и укрепление конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества двух крупных, исторически связанных между собой регионов – Центральной и Южной Азии [1].
В ходе заседания рассмотрены состояние и перспективы развития межрегионального сотрудничества в Центральной и Южной Азии, возможности развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности в Центральной и Южной Азии, включая проекты по расширению действующих и строительству новых транспортных коридоров и др.
Рассматривая вопрос практического взаимодействия с региональными партнерами, важная и основополагающая роль отводится Афганистану, который выступает в роли транзитной страны между Центрально-Азиатским и Южным регионом.
Наращивание объемов торговли стран ЦА со странами Южной и Юго-Восточной Азии невозможно без создания надежных транспортных коридоров, обеспечивающие своевременную доставку грузов.
По мнению отечественных и международных экспертов [2], проводимое мероприятие позволило выработать конкретные предложения для ускоренного продвижения строительства новой железнодорожной линии (Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, так называемого Кабульского коридора), между Пакистаном и Узбекистаном через Афганистан, которая имеет стратегически важное значение для стран двух регионов в развитии внешней торговли.
Проблемы взаимодействия Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии
Страны Центральной Азии, не имеющие прямого доступа к морским перевозкам, отрезаны от наиболее дешевого вида транспортных путей, в связи с чем развитие транспортных коммуникаций региона остается одной из центральных проблем. Повышенное внимание к данной проблеме связано с тем, что данная особенность влияет на все сферы жизни стран региона – экономику, внешнюю политику, безопасность.
Сегодня необходимость развития сухопутных трансконтинентальных торговых маршрутов обусловлена следующими причинами:
- исчерпанность пропускной способности Суэцкого канала. Недавняя блокировка Суэцкого канала показала важность продвижения альтернативных транспортных сухопутных коридоров и вызвала вопросы в экспертном сообществе о рисках чрезмерной зависимости мира от данного маршрута [3];
- военные операции Саудовской Аравии и ряда стран Персидского залива за контроль над Баб-эль-Мандебским проливом, через который корабли попадают в Суэцкий канал [4] (Enikeev, 2017);
- загруженность главных мировых портов Евразии;
- динамичное развитие экономик Западного Китая, Индии и Пакистана;
- пиратство в Индийском океане [5];
- удорожание бункерного (судового) топлива [6].
В практике формирования международных транспортных коридоров существует ряд проблем, основной из которых является несоответствие нормативно-правовых основ различных стран – участниц перевозочного процесса, а именно:
- отсутствие единого стандарта перевозочного документа;
- различные технические стандарты – отсутствие унифицированной железнодорожной колеи на всем пути следования.
В свою очередь, Россия успешно развивает свой проект в регионе путем формирования транспортного коридора «Север – Юг» (ЕС – Россия – Индия). Транспортный коридор призван обеспечить связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основными преимуществами транспортного коридора «Север – Юг» перед морскими маршрутами являются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок (7200 км) и снижение стоимости перевозки контейнеров в сравнении с морскими. Коридор формируется по маршрутам:
• Россия – Казахстан – Туркменистан – порты Ирана – порты Пакистана – порты Индии;
• Россия – порты Каспийского моря – порты Ирана – порты Пакистана – порты Индии;
• Россия – Азербайджан – Иран – порты Ирана – порты Пакистана – порты Индии.
Маршрут через «Кабульский коридор» Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – порты Пакистана – порты Индии может служить конкурентной альтернативой, так как на 500–600 км короче [1], чем действующие маршруты коридора «Север – Юг».
Оценка незадействованного потенциала стран Центральной и Южной Азии
Центрально-Азиатский регион на сегодняшний день имеет огромный незадействованный экспортный и транзитный потенциал, который при его использовании в будущем может позволить увеличить товарооборот между крупными регионами Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, Россией и Европой за счет реализации крупных транспортных проектов.
По прогнозам [7], к 2025 году объем перевозок между Индией, Пакистаном и европейскими странами при даже самом небольшом гипотетическом перераспределении (3%) части грузопотока с действующего морского коридора «Индия – Пакистан – ЕС» и обратно на маршрут Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар составит 5,5 млн тонн. Доходы от перевозки транзитных грузов по железным дорогам Узбекистана ожидаются к 2025 году в размере 595 млн долл. США [8] (Ibragimov, 2018).
Состояние развития транзитных перевозок
Перевозка грузов в межгосударственном сообщении осуществляется не в полной мере по причине недоиспользования транспортно-транзитного потенциала республики, что указывает на неконкурентоспособность отечественных коридоров.
Преимущественное формирование альтернативных транзитных коридоров в обход территории Узбекистана с переориентацией значительной части грузопотока привело к резкому сокращению транзитных перевозок в 2012–2019 гг. с 11,4 до 6,9 млн тонн.
Так, в мае 2013 года между Казахстаном и Туркменистаном начала функционировать построенная и введенная в эксплуатацию новая железнодорожная линия «Болашак (Казахстан) – Серхетяка (Туркменистан)», которая полноценно начала функционировать в 2014–2015 годах. Грузы, следовавшие из Восточной Европы, России, Казахстана, стали проходить по новому, более короткому железнодорожному коридору «Север – Юг» в обход территории Узбекистана. Ранее грузы доставлялись в Иранский порт Бендер-Аббас через железнодорожные станции Каракалпакстан (Узбекистан) – Найманкуль (Туркменистан) и Сары-Агач (Казахстан) – Ходжадавлет (Туркменистан). Транзитные грузы переориентировались на обходные коридоры из-за снижения конкурентоспособности отечественной железной дороги, в частности невыполнения нормативных сроков доставки грузов.
В результате это привело к резкому сокращению транзитных перевозок, и ежегодная потеря из возможных ранее объемов составляет около 4000–4500 тыс. тонн. Необходимо отметить, что имеется еще ряд проектов формирования транзитных коридоров в обход территории Узбекистана, что увеличивает риски подрыва экономической безопасности страны.
Транзит в 2020 году
Максимальное задействование железнодорожного транспорта в перевозках грузов в период пандемии в 2020 г. привело к существенному расширению географии международных перевозок Узбекистана и показало огромный потенциал, над которым необходимо работать и развивать на постоянной основе, разрабатывая практические мероприятия по повышению транзитного потенциала республики.
В результате активных мер руководства в 2020 году объем международных перевозок на железнодорожном транспорте составил 40 млн тонн (42% от общего объема перевозок по железной дороге).
Объем транзитных грузов, перевозимых по железной дороге Узбекистана, за последние несколько лет впервые достиг значения 2013 года – до 8,2 млн тонн (с 2013 по 2019 г. среднегодовой объем составлял 7,7 млн тонн) с активизацией работы по формированию выгодных для республики транспортных коридоров.
Особую роль в 2020 году сыграл рост объемов транзита нефтепродуктов из Туркменистана в Афганистан в 4,6 раза по сравнению с 2019 годом и из России в Таджикистан – в 1,2 раза. Кроме этого, значительно увеличился транзит продуктов перемола из Казахстана в Афганистан в 1,2 раза. Также росту транзитных перевозок способствовали соглашения о тарифных преференциях, заключенные между странами – участниками «Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия» и Турция. Данное соглашение было подписано в ходе встреч руководителей железных дорог пяти стран – Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан в Ташкенте 19–20 декабря 2019 года. В рамках встречи участники договорились развивать международный мультимодальный маршрут Страны АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Европа и обратно, с выработкой единых подходов по ускоренному пропуску контейнерных поездов и применению унифицированных, конкурентоспособных тарифов [9].
В результате договоренностей по участкам мультимодального маршрута с начала 2020 года перевезено более тысячи контейнеров [10–14].
Перспектива взаимодействия с Юго-Восточной Азией
В настоящее время 93% всех грузов из КНР и 96% [15] из Индии в Европу и обратно перевозятся морским транспортом. Взаимный торговый оборот двух наиболее экономически продвинутых стран Юго-Восточной Азии – Индии и Пакистана со странами ЕС показывает стабильный рост, что приводит к появлению спроса на альтернативные виды транспорта: авиа-, авто- и железнодорожный. Вступление этих стран в 2017 году в полноправные члены ШОС способствует поиску решений, направленных на развитие международного товарооборота [16].
Взаимный торговый оборот двух наиболее экономически продвинутых стран Юго-Восточной Азии – Индии и Пакистана со странами ЕС (товарооборот Индия – ЕС за 2019 г. – 37 млн тонн, за 2020 г. – 24,5 млн тонн; Пакистан – ЕС – за 2019 г. – 6,3 млн тонн, 2020 г. – 5,9 млн тонн [17]) показывает стабильный рост, что приводит к появлению спроса на альтернативные виды транспорта: авиа-, авто- и железнодорожный. Для сравнения: в 2019 г. товарооборот Узбекистан – Индия и Пакистан составил 72 тыс. тонн [18], что говорит о большом потенциале развития регионов.
Наряду с этим необходимо отметить, что в 2017 году Индия и Пакистан стали полноправными членами ШОС.
Развитие транспортных коридоров по территории ЦА, приводящее к формированию единой транспортной системы, служит толчком к поиску дополнительных выходов на международные рынки Юго-Восточной Азии.
Китай и Индия на протяжении долгого времени заинтересованы в выходе по кратчайшим сухопутным дорогам в Европу. Кроме этого, сегодня эти две великие страны не связаны между собой железнодорожным транспортом, в Китае экономически и промышленно развивается именно западная часть вблизи города Кашгар, а также железные дороги Индии не имеют выхода к железным дорогам ЦА и др. регионов.
В своем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев поставил задачу довести «транзитный потенциал нашей страны с нынешних 7 млн тонн до 16 млн тонн в год» [19].
Таким образом, поиск других альтернативных сухопутных маршрутов, по которым можно доставлять грузы в Европу и в обратном направлении, является актуальной задачей.
Проект строительства железнодорожной линии «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» является логическим продолжением построенной железной дороги «Хайратон – МазариШариф», которая позволит сформировать новый и кратчайший транзитный коридор с выходом на пакистанские и индийские железные дороги, а также к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи, Мумбаи и др.).
Создавая единую железнодорожную инфраструктуру стран СНГ со странами Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш), этот проект позволяет без дополнительных расходов обеспечить скорейшую транспортировку грузов по коридору «Север – Юг», соединяя крупнейшие рынки Южной Азии с рынками стран СНГ и Европы [20].
В целях повышения конкурентоспособности отечественных коридоров и переориентации транзитных грузов с альтернативных на отечественные железные дороги авторами [21] (Ibragimov, Ibragimova, 2020) предлагается скорейшее формирование коридоров: Узбекистан – Афганистан – Пакистан и Китай – Кыргызстан – Узбекистан с организацией автомобильных перевозок грузов по существующим международным автомобильным дорогам из Кашгара (Китай) до Андижана (Узбекистан) и Пешавара (Пакистан) до Галабы (Узбекистан) с взиманием тарифа, как за железнодорожные перевозки.
Новый сухопутный транспортный коридор свяжет Евросоюз, Россию, Китай, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии. Развитие данных маршрутов приведет к увеличению транзитного потенциала стран Центрально-Азиатского региона, в том числе Узбекистана, и формированию новых транзитных коридоров: «Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия – Беларусь – Евросоюз», «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан – Индия» (рис. 1).
Рисунок 1. Перспективные транзитные коридоры Узбекистана
Источник: разработано авторами.
Хронология развития «Кабульского коридора»
Перечислим основные события, связанные с достигнутыми результатами по формированию «Кабульского коридора».
20 сентября 2018 г. на Международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» впервые были представлены научно обоснованные результаты исследований и преимуществ формирования «Кабульского коридора» [8] (Ibragimov, 2018).
3–4 декабря 2018 года в Ташкенте состоялась многосторонняя встреча руководителей железнодорожных администраций России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана [7]. По результатам встречи был подписан Протокол о создании совместной рабочей группы и финансового консорциума между железнодорожными администрациями Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана. Председательство было делегировано узбекской стороне.
В марте и сентябре 2019 года в Ташкенте прошла первая [22] и вторая [23] встречи многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан.
В феврале 2020 года при поддержке Всемирного банка в Ташкенте состоялось Первое заседание Транспортной платформы Центральная Азия –Южная Азия с участием делегации Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Узбекистана [24] и др. При этом Всемирный банк отметил, что маршрут Пешавар – Кабул – Мазари-Шариф является перекрестком перспективных маршрутов Пакистана, соединяющих Индийский океан со странами Центральной Азии, Китаем, Россией, Кавказом и Европейским союзом.
В феврале 2021 года состоялись узбекско-афганско-пакистанские переговоры на высшем уровне с участием руководителей ключевых международных финансовых институтов. По итогам переговоров утверждена дорожная карта по строительству железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» протяженностью около 600 км [25].
В период 13–17 марта 2021 г. делегация Республики Узбекистан посетила Исламскую Республику Пакистан с целью изучения инфраструктуры пакистанских портов «Касим», «Карачи» и «Гвадар» и организации двусторонних переговоров [26]. В результате достигнута договоренность активизировать работу по эффективному использованию маршрута Узбекистан – Афганистан – Пакистан с использованием портов Пакистана.
В мае 2021 г. Всемирный банк выразил готовность поддержать проект строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», в частности выделить финансирование на полевые исследования и оказать содействие в разработке проектно-сметной документации. Проект железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» оценивается в 5 млрд долл США. Он предполагает строительство магистрали протяженностью 573 км и транзитным потенциалом до 20 млн тонн грузов в год [27].
Строительство новой железнодорожной линии вызывает интерес России, стран ЕС и др. стран для продвижения Евразийского экономического пространства на юг и увеличения транзитных перевозок. Так, в мае 2021 г. на встрече с главой ОАО «Российские железные дороги» отдельно рассмотрен вопрос совместного продвижения проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» с привлечением международных финансовых институтов. Достигнута договоренность об участии РЖД в проведении работ по всесторонней подготовке проекта, включая разработку технической документации, и скорейшем начале строительства [28].
Афганистан
В настоящее время одним из главных приоритетов развития проводимой внешней политики Президентом Шавкатом Мирзиеевым является политика по достижению мира в Афганистане.
Афганистан играет важную роль для Узбекистана. В период правления различных династий Узбекистан и Афганистан территориально были связаны и находились под единым контролем, о чем свидетельствует тот факт, что наши великие предки, знаменитые по всему миру, захоронены в городах Афганистана – Захир-ад-дин Мухаммад Бабур в Кабуле и Алишер Навои в Герате.
Необходимо констатировать, что среди всех стран Центральной Азии именно Узбекистан выступает в качестве основного инициатора по стабилизации ситуации и оказывает практическую помощь в восстановлении экономики и развитии инфраструктуры Афганистана. Так, узбекскими специалистами в области железнодорожного транспорта построен участок железной дороги «Хайратон – Мазари-Шариф» протяженностью 75 километров и стоимостью 129 млн долл. США [29]. Не участвуя ни в каких военных и политических блоках, Узбекистан поставил курс на социально-экономическое сотрудничество и оказание помощи, способствующие скорейшему восстановлению экономики Афганистана и дальнейшему развитию узбекско-афганских отношений.
В поздравительном послании на 30-летие независимости Узбекистана афганской стороной, в свою очередь, проявлено желание построить плодотворные и дружеские отношения с Узбекистаном, а также продолжить реализацию инфраструктурных проектов с участием узбекской стороны, в частности строительства железной дороги и линии электропередач [30].
В новом докладе Валдайского клуба [31] экспертами отмечено, «как бы громко это ни звучало, но в последние годы мы можем говорить о начале Евразийской железнодорожной революции. Объективные тенденции развития глобальных рынков способствуют тому, что в ближайшие годы Центральная Азия не только усилит взаимосвязанность между Востоком и Западом через высокоэффективный железнодорожный маршрут Китай – Центральная Азия – Россия – Европа, но и станет транзитным узлом для новых транспортных магистралей, соединяющих все четыре стороны горизонта».
Таким образом, сегодня открываются возможности для более открытых диалогов по развитию двустороннего сотрудничества, а также использованию имеющегося потенциала во всех отраслях экономики, в том числе и транспорта.
Обеспечение мира и процветания в Афганистане позволит усилить сотрудничество между странами Центральной и Южной Азии, повысить возможности развития транспортно-коммуникационной региональной взаимосвязанности, включая проекты по строительству новых транспортных коридоров, в частности Трансафганского железнодорожного проекта «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».
А также открываются перспективные возможности для успешной реализации другого равноценного проекта – строительства железнодорожной линии Китай – Кыргызстан – Узбекистан, связывающей Центральную Азию с Китаем и ЮВА, которая намного короче существующих.
Заключение
Рассматривая вопрос практического взаимодействия с региональными партнерами, важная и основополагающая роль отводится Афганистану, который выступает в роли транзитной страны между Центрально-Азиатским и Южным регионом.
Благоприятное географическое положение Узбекистана позволяет беспрепятственно осуществлять внешнеторговые перевозки по альтернативным маршрутам. В этих условиях возникает необходимость использования альтернативных транспортных коридоров в Юго-Восточную и Восточную Азию: «Кабульский коридор» (Узбекистан – Афганистан – Пакистан) и Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Исходя из вышеизложенного, прошедшая в Ташкенте Международная конференция высокого уровня является логическим продолжением реализуемых в республике мероприятий по развитию транспортно-коммуникационной отрасли и внешней торговли регионов, укреплению межрегиональной взаимосвязанности, а также восстановлению экономики и установлению мира в Афганистане. Это мероприятие способствует детальному обсуждению вопросов для привлечения бизнес-сообщества к реализации проектов.
Современное географическое расположение Узбекистана ставит задачу формирования перспективных транзитных транспортных коридоров. Тем самым Узбекистан в перспективе может стать перекрестком между Севером – Югом и Западом – Востоком, где вся территория республики и в целом вся Центральная Азия будут рассматриваться как единый крупный логистический хаб – рынок мирового значения.
И уже в ближайшей перспективе при четко выстроенной стратегии развития транспортной отрасли, интеграции ее с мировой сетью железных и автомобильных дорог будут достигнуты основные показатели в сфере транспорта, как потенциальное увеличение грузооборота, скорости доставки грузов, объема транзитных грузов; пассажирооборота и вместе с этим – потока транзитных туристов.
А это, в свою очередь, приведет к повышению привлекательности к Центрально-Азиатскому региону и конкурентоспособности транспортных маршрутов в регионе за счет дальнейшего роста и развития мультимодальных перевозок.
[1] Расчеты авторов.
References:
Acting Minister to The Ministry of Transport Attends the First Meeting of Central Asia-South Asia Transport Cooperation in Tashkent UzbekistanThe Afghanistan Railway Authority official website. Retrieved October 07, 2021, from https://ara.gov.af/index.php/en/acting-minister-ministry-transport-attends-first-meeting-central-asia-south-asia-transport
Enikeev R.Sh. (2017). Vliyanie regionalnyh sil na voenno-politicheskuyu situatsiyu v Yemene [Regional powers` influence on the Yemeni military-political situation]. Problems of national strategy. (4(43)). (in Russian).
Ibragimov U.N. (2018). Formirovanie edinogo, razvetvlyonnogo i vneshne integrirovannogo transportnogo prostranstva v Tsentralnoy Azii [Formation of a single, branched and externally integrated transport space in Central Asia] Report at the International Forum Central Asia in the system of International Transport Corridors: Strategic prospects and unrealized opportunities. (in Russian).
IbragimovU.N., Ibragimova D.T. (2020). Bolshaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost, sotrudnichestvo [Greater Eurasia: Development, security, cooperation] (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 13:31:15