Developing environmental thinking of Russian oil and gas companies' employees within the soft skills competence
Guryeva M.A.1, Tarasova O.V.1
1 Тюменский индустриальный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 9 | Citations: 5
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 4 (October-December 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47346934
Cited: 5 by 07.12.2023
Abstract:
The unique trend of soft skills is considered from the perspective of the development of one of its newest components, namely environmental intelligence and thinking. The study of the development level of environmental thinking of Russian oil and gas companies' employees within the soft skills competence from the perspective of the concepts of circular economy and sustainable development is carried out. The qualitative results of the sociological survey were transformed according to the authors' methodology and interpreted quantitatively, which allowed to summarize the data obtained and come to logical conclusions. The results of the study are practice-oriented and can be used in the real work of personnel services, departments of social development of personnel of oil and gas companies in the format of improving the employees' qualification level.
Keywords: soft skills, environmental intelligence, emotional intelligence, circular economy, sustainable development, personnel, oil and gas companies
JEL-classification: J24, M50, O15, Q01
Введение. Современность диктует весьма специфические требования по актуализации формирования навыков и компетенций для высокоэффективных сотрудников в ближайшем будущем. Ранее, вплоть до начала XXI столетия, наиболее важным и в целом основным условием для взаимовыгодного трудоустройства считалось наличие необходимого уровня профессионального мастерства в соответствии с занимаемой должностью. В последнее десятилетие произошло преломление данной точки зрения под углом индивидуализации и персонификации личности. Такие параметры, как эмпатия, умение работать в команде, лидерство, мотивация и др., выступают основополагающим залогом блестящей карьеры. По данным HR-Portal, именно они обеспечивают до 85% успеха на трудовом поприще [39]. Немного вызывает сомнение, на наш взгляд, данное утверждение относительно профессий, требующих уникальных профессиональных знаний и навыков, которые нельзя покрыть определенными качествами личности, например, врачи, пожарные, спасатели и т.д.
Первоначальное упоминание навыков soft skills относится к 60 гг. XX столетия. Группа исследователей из США изучали вопрос развития особых надпрофессиональных навыков среди военных, что отражается в их труде от 1968 г. «Системы проектирования военной подготовки», но широкого распространения данное понятие на получило [14] (Katyshevskaya, 2021).
Следующая волна проявленного интереса датируется спустя практически 30 лет – в 1990-х гг. В 2013 г. было предложено первое официальное общепринятое понятие soft skills, разработанное американской компанией Millennial Branding на основе проведенного опроса [25, 29] (Sorokopud, Amchislavskaya, Yaroslavtseva, 2021), а в 2016 г. на МЭФ в швейцарском Давосе был сформирован пул основных soft skills [8, 25] (Gizatullina, Shatunova, 2019; Sorokopud, Amchislavskaya, Yaroslavtseva, 2021).
Научное сообщество, занимающееся вопросами изучения soft skills с различных точек зрения, многочисленно, что связано с актуальностью тематики исследования. В ходе подготовки данного материала нами были изучены труды следующих ученых: М.Э. Волкова [6] (Volkova, 2017), И.И. Черкасова [36] (Yarkova, Cherkasova, 2016), Л.К. Раицкая [23], Е.В. Тихонова [23] (Raitskaya, Tikhonova, 2018), Л.К. Сальная [24] (Salnaya, 2016), И.К. Цаликова, С.В. Пахотина [31] (Tsalikova, Pakhotina, 2019), В. Шипилов [34], А.И. Ивонина [12] (Ivonina, Chulanova, Davletshina, 2017), В. Давидова [10], А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградова [32] (Tsymbalyuk, Vinogradova, 2019), О.В. Федорова [30] (Fedorova, 2018), О. Абакшина [1], О.В. Баринова [4], К. Гайдученко [7], А. Марушев [7], О. Сосницкая [26], О.Л. Чуланова [12] (Ivonina, Chulanova, Davletshina, 2017), Д. Татаурщикова [28], И. Милевски [15], Т.В. Яркова [36] (Yarkova, Cherkasova, 2016), Бацунов С.Н. [5] (Batsunov, Derecha, Kungurova, Slizkova, 2018), Ерыгина А.В. [11] (Erygina, 2021), Шендель Т.В. [33] (Shendel, Balaboshkina, 2021), Baibekova G.P. [37] (Baibekova, 2021) и др. Несмотря на некие теоретико-методологические разногласия, авторы едины во мнении, что в современных реалиях soft skills заняли прочную позицию как обязательного непрерывного развития личности через всю жизнь.
Также формирование новых компетенций становится неким трендом в образовании [2, 3] (Antonova, 2021). Проведенный анализ интернет-пространства позволил определить более 10 направлений курсов различных уровней по развитию так называемых soft skills, например, среди них следующие:
- «Как развивать эмоциональный интеллект» (образовательная платформа Netology.ru) [19];
- «Профессия Soft Skills for Hard Times» (образовательная платформа https://skillbox.ru/) [17];
- «Развитие Soft Skills» (образовательная платформа //www.coursera.org//) [16];
- «Цикл курсов Soft Skills для юристов» (образовательная платформа https://universarium.org/) [21];
- «Soft-skills (Развитие личности)» (центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана) [22];
- «Навыки личной эффективности (Soft Skills)» (образовательная платформа https://openedu.ru/) [20];
- «Soft Skills: навыки 21 века» (образовательная платформа https://openedu.ru/) [20];
- «Бесплатная онлайн академия Soft skills» (образовательная платформа https://acadsoft.ru/) [18] и т.д.
Согласно данным Росстат от 28.07.2021 г., наиболее высокие заработные платы российских сотрудников приходятся на направления, связанные с добычей нефти природного газа (156 442 руб.), деятельностью финансовой и страховой (125 451 руб.), рыболовством и рыбоводством (120 040 руб.) [27]. Учитывая профиль ТИУ как опорного университета нефтегазового региона, осуществляющего подготовку будущих работников отраслей ТЭК, целесообразно провести исследование развития soft skills персонала с позиции так называемого экологического интеллекта, а именно концептов циркулярной экономики и устойчивого развития, являющегося неотъемлемой составляющей интеллектуального капитала предприятия нефтегазовой отрасли.
Гипотеза исследования описывается через следующее предположение – в современном мире особое внимание уделяется вопросу уровня сформированности экологического интеллекта (мышления) как элемента развития soft skills персонала нефтегазовых компаний c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития, необходимого для формирования интеллектуального капитала отрасли, с целью обеспечения более высоких результатов текущей деятельности и повышения уровня жизни будущих поколений.
Целью исследования является определение уровня развития экологического интеллекта (мышления) сотрудников российских нефтегазовых компаний в рамках компетенции soft skills.
Исследование проведено с помощь метода анкетного опроса с использованием системы компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИС) [13, 35] (Kanygin, 1999; Yakovleva, 2014) посредством технологического инструмента платформы Google Формы [38].
Основная часть. В Google Форме представлено полное содержание опросного листа анкетирования «Социологическое исследование среди сотрудников компаний отрасли ТЭК» [38], включающего в себя 21 вопрос (рис. 1), разбитые на следующие аналитические группы:
- социальный портрет респондентов / social portrait of the respondent (вопросы № 12, 13, 19–21).
- общее представление / general environmental view (вопросы № 1, 2, 5, 6);
- широта экологического кругозора / latitude of environmental circulation latitude of environmental circulation (вопросы № 7, 8, 9, 10);
- экологическая само-id / ecological self-id (вопросы № 3, 4, 11, 16);
- экологическая id компании глазами сотрудников / environmental id of the company (вопросы № 14, 15, 17, 18).
Рисунок 1. Опросный лист социологического исследования среди сотрудников компаний отрасли ТЭК
Источник: составлено авторами.
В опросе приняли участие сотрудники следующих нефтегазовых компаний: ПАО «Газпром нефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», ООО «НОВАТЭК-ЭНЕРГО», ООО «Газпром трансгаз Сургут», ПАО «Роснефть», ПАО «СН-МНГ», ООО «РАСТАМ-ЭКОЛОГИЯ», ООО «ТННЦ», ПАО «Транснефть», ООО «Трансэнергострой».
Следуя логике повествования на первом этапе, обобщим результаты по блоку «Социальный портрет респондентов / Social portrait of the respondent» (вопросы № 12, 13, 19–21), что позволит создать усредненное представление о респонденте. Согласно полученным данным, в опросе приняли участие примерно одинаковое количество мужчин (60%) и женщин (40%) преимущественно в возрастных промежутках от 21 до 25 лет (28,6%), от 36 до 40 лет (34,3%) и от 25 до 30 лет (17,1%). В качественном разрезе по уровню образования абсолютно все опрошенные имеют высшее образование, а именно: степень магистра – 31,4%, специалист – 28,6%, бакалавр – 20% и 11,4% – кандидат наук. По категориями работников наблюдается следующее распределение: 40% – специалисты, служащие, инженерно-технические работники, 22,9% – руководители среднего звена, 14,3% – молодые специалисты (рис. 2).
Рисунок 2. Визуализация ответов респондентов на блок «Социальный портрет респондентов» (вопросы № 12, 13, 19–21)
Источник: составлено авторами.
Во второй блок «Общее представление / General environmental view» включены вопросы под номерами 1, 2, 5, 6, позволяющие провести оценку общего уровня развития экологического интеллекта (мышления) сотрудников российских нефтегазовых компаний в рамках компетенции soft skills (рис. 3).
Рисунок 3. Визуализация ответов респондентов на блок «Общее представление» (вопросы № 1, 2, 5, 6)
Источник: составлено авторами.
При анализе полученных ответов можно предположить, что понятия устойчивого развития и цели устойчивого развития являются знакомыми большей части опрошенных – свыше 94%, что коррелируется с активным распространением концепта устойчивого развития в деятельности и информационном пространстве нефтегазовых предприятий и его активного продвижения среди сотрудников. Данное утверждение находит подтверждение в ответах на пятый вопрос (По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов устойчивого развития / циркулярной экономики эффективно?) отрицательные ответы не были получены, положительный ответ у 57,1% респондентов, и 40% выбрали формулировку «частично». При вопросе, связанном с новым направлением, именуемым циркулярной экономикой, наблюдается диаметральная противоположность, – с данным концептом не знакомы более половины опрошенных – 51,4%, что подразумевает достаточно серьезное отставание от современных мировых трендов. Интересно, что позиционирование устойчивого развития ассоциируется у 64% опрошенных с высоким уровнем экономического развития стран, что демонстрирует достаточно глубокое познание о закономерностях данного явления.
Третий блок вопросов необходим для оценки широты экологического кругозора / latitude of environmental circulation (вопросы № 7, 8, 9, 10) и направлен на выявление более глубоких знаний с целью уточнения уровня развития экологического интеллекта (мышления) сотрудников российских нефтегазовых компаний в рамках компетенции soft skills (рис. 4).
Большая часть респондентов, а именно 51,4%, не имеют представления об одном из крупнейших национальных проектов России «Экология», напрямую связанном с центральными аспектами устойчивого развития и циркулярной экономики. Также 82,9% опрошенных не знают о существовании фонда-амбассадора общих идей развития экономики замкнутого характера и шерингового поведения потребителей, который существует с 2010 г., – Фонда Эллен Макартур [40]. С именем известной на международном уровне шведской экоактивистки Греты Тунберг, признанной «человеком года» по версии Time в 2019 г., [9] также не знакомы абсолютное большинство – 37,1%, при этом 28,6% открыто не разделяют ее взгляды на злободневные вопросы устойчивого развития. Учитывая вышеизложенное, вызывает некое сомнение факт того, что 77,1% респондентов полагают, что в настоящее время в России встречаются примеры применения принципов устойчивого развития / циркулярной экономики в поведении отдельных людей и в 80% – в деятельности отдельных компаний. Данный диссонанс, на наш взгляд, вызван широким информационным охватом сотрудников при внутреннем корпоративном обучении основным элементами, связанным с ЦУР, но, как предполагается, не изучаются новейшие направления.
Рисунок 4. Визуализация ответов респондентов на блок «Широта экологического кругозора» (вопросы № 7, 8, 9, 10)
Источник: составлено авторами.
Далее был осуществлен переход к анализу экологической самоидентификации респондента ecological self-id по четвертому блоку вопросов № 3, 4, 11, 16, которые направлены на определение типовых сценариев личностного поведения (рис. 5).
Рисунок 5. Визуализация ответов респондентов на блок «Экологическая само-id» (вопросы № 3, 4, 11, 16)
Источник: составлено авторами.
С абстрактным понятием распространенного представления экологически грамотного человека себя отождествляют 57,1% опрошенных, 20% ответили отрицательно, а 22,9% затруднились с ответом. При этом меньше на 14,2% ответов приходится на вопрос касательно участия в экологических мероприятиях, проводимых компанией – 42,9% респондентов регулярно принимают в них участие, но никто не является их инициатором-организатором. Данное соотношение наглядно демонстрирует, что происходит некий разрыв в экологической самоидентификации респондентов по отношению к своей профессиональной деятельности. Среди видов экологичного поведения в повседневности респонденты чаще всего отмечали: 65,7% – снижение использования неперерабатываемых полиэтилена и пластика (использование шоперов, экосумок); 60% – снижение углеродного следа (передвижение пешком или использование велосипедов/самокатов и пр.); 68,6% – экономия и рациональное использование электроэнергии (установка двухтарифных счетчиков электричества), и только 31,4% опрошенных занимаются частичной сортировкой ТБО, а прямой экономией электроэнергии и водопотребления занимаются 2,9%.
Следует отметить, что 80% респондентов отмечают свою готовность и интерес к расширению круга своих знаний и навыков в области циркулярной экономики и устойчивого развития, что интерпретируется нами как дополнительная реперная точка роста уровня развития экологического интеллекта (мышления) сотрудников российских нефтегазовых компаний в рамках компетенции soft skills.
Пятый блок вопросов позволяет составить общее представление об экологическом компоненте деятельности компаний отрасли ТЭК по мнению их сотрудников (вопросы № 14, 15, 17, 18). Не менее 45,7% сотрудников утверждают, что их компания занимает активную экологическую позицию, и порядка 42,9% респондентов отмечают, что компания частично позиционирует себя как экологически ответственное предприятие. Среди наиболее частых проявлений устойчивого развития в повседневной работе предприятий опрошенные отмечают следующие элементы: 91,4% – внедрена программа энергосбережения; 71,4% – действует экологическое просвещение сотрудников, 74,3% – внедрены стандарты экологического менеджмента и разработана стратегия устойчивого развития. При этом только 48,6% отметили факт сортировки отходов и 37,1% – наличие замкнутого производственно-технологического цикла.
Положительный тренд в формировании экологического интеллекта (мышления) сотрудников наблюдается в ответах на следующие вопросы:
- о необходимости развития концепта устойчивого развития / циркулярной экономики 97,1% дали положительный ответ, но в разной степени утверждения: 11,4% – «безусловно, ведь это очень важно» 57,1% – «скорее да», 28,6% – «да»;
- факт тесной взаимосвязи циркулярной экономики и устойчивого развития с получением положительных экономических эффектов в деятельности компании отметили 74,3% опрошенных (рис. 6).
Рисунок 6. Визуализация ответов респондентов на блок «Экологическая id компании глазами сотрудников / вопросы № 14, 15, 17, 18)
Источник: составлено авторами.
Заключение. Для облегчения восприятия полученных результатов социологического опроса ответы преобразованы в четыре вектора согласно ранее выявленным ключевым блокам вопросов проведенного анкетирования:
- GEV, показывает общее представление опрошенных о ключевых моментах мировой экологической повести;
- EIDcompany, характеризует экологическую деятельность компании глазами сотрудников;
- LEC, демонстрирует широту экологического кругозора респондентов;
- EID, описывает самооценку опрошенных в направлении их экологической грамотности.
Развитие soft skills персонала компаний отрасли ТЭК c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития как фактора формирования интеллектуального капитала предприятия нефтегазовой отрасли представлено на рисунке 7.
Рисунок 7. Развитие soft skills персонала компаний отрасли ТЭК c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития как фактора формирования интеллектуального капитала предприятия нефтегазовой отрасли
Источник: составлено авторами.
Наименьшим показателем, а следовательно, стратегически слабым местом является широта кругозора респондентов 0,24, что может найти отражение в проработке программ краткосрочного повышения квалификации, а также в расширении и обновлении информационного контента на сайте предприятий. Данное предложение подтверждается показателем EIDcompany 0,59 (наивысшее векторное значение), позволяющим предположить достаточно активную экологическую позицию предприятий и их заинтересованность в вопросах устойчивости.
Концепт экологического образования / мышления является неотъемлемой частью интеллектуального капитала в части развития soft skills персонала компаний отрасли ТЭК в условиях формирования шестого технологического уклада, цифровой экономики в условиях VUCA-мира. Проведенное социологическое исследование общественного мнения позволило выявить и описать сформированный у персонала компаний отрасли ТЭК уровень экологического интеллекта (мышления) c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития как фактора формирования интеллектуального капитала предприятия нефтегазовой отрасли.
Анализ продемонстрировал возможные опорные направления для дальнейшего наращивания интеллектуального потенциала сотрудников компаний отрасли ТЭК, а высокая степень гибкости мышления и ярко выраженная готовность респондентов к дальнейшему обучению в данном направлении могут быть интерпретированы как залог гарантированного успеха.
References:
Antonova M. V. (2021). Sovremennye trendy v vybore professionalnogo budushchego [Modern trends in choosing a professional future]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. (1). 65-73. (in Russian).
Baibekova G. P. (2021). Methods for the formation of soft skills in education German international journal of modern science. (6-3). 53-54.
Batsunov S. N., Derecha I. I., Kungurova I. M., Slizkova E. V. (2018). Sovremennye determinanty razvitiya soft skills [Modern determinants of soft skills development]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. (4). 198–207. (in Russian).
Erygina A.V. (2021). Emotsionalnyy intellekt kak faktor uspeshnosti [Emotional intelligence as a success factor]. Ekonomicheskiy vektor. (2 (25)). 77-82. (in Russian).
Fedorova O. V. (2018). Formirovanie hardskills, soft skills i digital skills u studentov fakulteta informatsionnyh tekhnologiy UVO «Universitet upravleniya «TISBI» [Formation of hard skills, soft skills and digital skills among students of the Faculty of Information Technologies of the Higher Educational Institution "University of Management "TISBI"]. Obrazovatelnye tekhnologii i obschestvo. (21(2)). 335-340. (in Russian).
Gizatullina A.V., Shatunova O.V. (2019). Nadprofessionalnye navyki uchiteley: soderzhanie i vostrebovannost [Supra-professional skills of teachers: content and relevance]. Higher education today. (5). 14–20. (in Russian).
Hard & Soft SkillsHR-Portal. Retrieved August 31, 2021, from https://hr-portal.ru/article/soft-skills-gibkost-ne-myagkost
Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina Yu. M. (2017). Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol soft skills i hard skills v professionalnom i karernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft skills and hard skills in the professional and career development of employees]. Internet-zhurnal- «NAUKOVEDENIE». (1). (in Russian).
Kanygin G. V. (1999). Bazovye struktury anketnogo metoda [Basic structures of the questionnaire method]. Sotsiologicheskiy Zhurnal (Sociological Journal). (1-2). 143-155. (in Russian).
Katyshevskaya T. A. (2021). Realizatsiya kontseptsii soft skills kompetentsiy v deyatelnosti studencheskikh sovetov [Implementation of the concept of soft skills competencies in the activities of student councils]. Skif. (1 (53)). (in Russian).
Raitskaya L. K., Tikhonova E. V. (2018). Soft skills v predstavlenii prepodavateley i studentov rossiyskikh universitetov v kontekste mirovogo opyta [Perceptions of soft skills by russia’s university lecturers and students in the context of the world experience]. Bulletin of People\'s Friendship University of Russia. Series \. (3). 350-363. (in Russian).
Salnaya L. K. (2016). Soft skills v kompetentnostnoy modeli vypusknika vuza [Soft skills in the competence model of university graduate] Collection of articles based on the materials of the 3rd International Scientific Conference of teachers, young scientists, postgraduates and university students. 331-334. (in Russian).
Shendel T. V., Balaboshkina O. V. (2021). Emotsionalnyy intellekt: osobennosti razvitiya hr-spetsialista [Emotional intelligence: features of hr specialist development]. Epokha nauki. (26). 81-86. (in Russian).
Sorokopud Yu. V., Amchislavskaya E. Yu., Yaroslavtseva A. V. (2021). Soft skills («myagkie navyki») i ikh rol v podgotovke sovremennyh spetsialistov [Soft skills and their role in training modern]. World of Science, Culture and Education. (1 (86)). (in Russian).
The Ellen MacArthur Foundation. Retrieved September 10, 2021, from https://www.ellenmacarthurfoundation.org/
Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. (2019). Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazakh Scopus, Web of Science) [Scientific research on the issue of soft skills development (review of the data in international databases of Scopus, Web of Science)]. The Education and Science Journal. (21(8)). 187-207. (in Russian). doi: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.
Tsymbalyuk A. E., Vinogradova V. O. (2019). Psikhologicheskoe soderzhanie soft skills [Psychological content of soft skills]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. (6). 120-127. (in Russian).
Volkova M. E. (2017). Formirovanie soft-skills u studentov pedagogicheskikh spetsialnostey: teoreticheskiy analiz [Formation of soft-skills among students of pedagogical specialties: theoretical analysis]. Studencheskaya nauka i XXI vek. (2(15)). 224-226. (in Russian).
Yakovleva N. F. (2014). Sotsiologicheskoe issledovanie [Sociological research] (in Russian).
Yarkova T. A., Cherkasova I. I. (2016). Formirovanie gibkikh navykov u studentov v usloviyakh realizatsii professionalnogo standarta pedagoga [Forming soft skills of students in the implementation of professional standard of a teacher]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. (4). 222-231. (in Russian).
Страница обновлена: 12.04.2025 в 02:15:06