Роль технических вузов в развитии области исследований soft skills

Абрамов Е.Г.1, Судакова М.А.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80549601

Аннотация:
Работа посвящена анализу исследовательских кластеров в тематике soft skills с учетом их направленности и публикационной активности. Особое внимание было уделено вопросам о том, где преимущественно проводятся исследования по данной тематике — в гуманитарной или технической среде, кто вносит больший вклад в развитие сферы, а также выявлению роли технических вузов в данном процессе. Для этого были сформулированы критерии отбора публикаций для анализа, произведен поиск релевантных публикаций в научной базе elibrary, проведен анализ мета-данных отобранных публикаций, статистически обработаны извлеченные данные с целью выявления общих тенденций и закономерностей, а также выявлены кластеры исследования тематики soft skills и их направленность. В результате были выделены основные направления исследований, определены точки сосредоточения основных исследовательских усилий, выявлены ключевые институты и авторы. Главным результатом стало то, что несмотря на значительный интерес к теме в гуманитарных вузах и исследовательских центрах, участие технических университетов, за редким исключением в лице МГТУ им. Баумана, остается ограниченным, что представляет проблему для развития высокотехнологичных производств страны в силу недостаточной развитости межвузовских коммуникаций для обмена опытом.

Ключевые слова: soft skills, гибкие навыки, мягкие навыки, надпрофессиональные навыки, исследовательские кластеры, публикационная активность, технические вузы, мета-анализ

Источники:

1. Абрамов Е.Г., Судакова М.А., Каргина Ю.С. Механизмы внутренней оценки гибких навыков преподавателей кафедры вуза // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 2. – c. 807-819. – doi: 10.18334/lim.11.2.121189.
2. Волкова, А. Г Обучение специалиста 21 века «мягким навыкам» // Научно-практические аспекты развития АПК: материалы национальной научной конференции, Красноярск, 12 ноября 2021 года. Красноярск, 2021. – c. 238-241.
3. Ганпанцурова, О. Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – 154 c.
4. Абрамов Е. Г., Каргина Ю. С., Судакова М. А., Воликов П. В. Гибкие навыки (soft skills) преподавателей как фактор подготовки конкурентоспособных специалистов // Системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 19 апреля 2023 года. Москва, 2023. – c. 7-10.– doi: 10.18334/9785912924668.7-10.
5. Емельянов, Е. Г. Исторические этапы развития и проведения мета-анализа и доказательной медицины // Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах, Курск, 25–26 мая 2016 года / Ответственный редактор Горохов А.А.. Том 2. Курск, 2016. – c. 34-38.
6. Жадько Н.В., Безруких М.М. Формирование мягких навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – № 8. – c. 14-15.
7. Качура, Е. Д. Кейс-стади как метод постановки надпрофессиональных навыков у будущих менеджеров // Перспективные информационные технологии: труды Международной научно-технической конференции, Самара, 26–28 апреля 2016 года. Самара, 2016. – c. 761-763.
8. Корнилов С.А., Корнилова Т.В. Мета-аналитические исследования в психологии // Психологический журнал. – 2010. – № 6. – c. 5-17.
9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022661538 Российская Федерация. Система интеллектуальной оценки гибких навыков кандидата : № 2022619701 : заявл. 31.05.2022 : опубл. 22.06.2022 / Е. В. Маклакова, П. Р. Шахмин, И. А. Солодовников [и др.] ; заявитель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». – EDN QZTSQF
10. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills (мягкие навыки) и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – c. 194-196. – doi: 10.24412/1991-5497-2021-186-194-196.
11. Кучурин В.В., Загривная Т.А., Карпушов А.Э., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Управленческая компетентность руководителя: развитие мягких навыков (soft skills) // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2020. – № 1. – c. 5-13.
12. Актуальность soft-skills в технических профессиях [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/a/XH96NACkYgCyhIDT URL: https://dzen.ru/a/XH96NACkYgCyhIDT.
13. Официальный сайт Научной электронной библиотеке (НЭБ) [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru URL: https://elibrary.ru.
14. Tudur Smith C, Marcucci M, Nolan SJ, Iorio A, Sudell M, Riley R, Rovers MM, Williamson PR Individual participant data meta-analyses compared with meta-analyses based on aggregate data // Cochrane Database of Systematic Reviews 2016, Issue 9. Art. No.: MR000007.– doi: 10.1002/14651858.MR000007.pub3.

Страница обновлена: 22.07.2025 в 14:06:51

 

 

The role of technical universities in soft skills research

Abramov E.G., Sudakova M.A.

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Abstract:
The article analyzes research clusters in the field of soft skills, taking into account their focus and publication activity. Special attention was paid to the question of where research on this topic is mainly conducted: in the humanitarian or in the technical environment. Another question is who is contributing more to the development of the field, and what is the role of technical universities in this process. For this purpose, criteria for selecting publications for analysis were formulated; relevant publications were searched in the scientific database elibrary; and metadata of selected publications were analyzed. The extracted data were statistically processed to identify common trends and patterns, and clusters of soft skills research and their focus were identified. As a result, the main research directions were identified; the points of concentration of the main research efforts were determined; and key institutions and authors were identified. Despite significant interest in the topic in humanities universities and research centers, the participation of technical universities, with rare exceptions represented by Bauman Moscow State Technical University, remains limited, which poses a problem for the development of high-tech industries in the country due to the lack of inter-university communication for the exchange of experience.

Keywords: soft skills, flexible skills, supra-professional skills, research cluster, publication activity, technical university, meta-analysis