Формирование компетенции «командная работа и лидерство»: выбор лучших образовательных практик
Баева О.Н.1
, Суранова О.А.1![]()
1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83174803
Аннотация:
Современный рынок труда предъявляет спрос на «мягкие» навыки, необходимость их формирования закреплена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Универсальная компетенция «Командная работа и лидерство» является обязательной составляющей образовательных программ высшего образования всех направлений и уровней подготовки. Российским университетам предоставлено право самостоятельно определять порядок формирования компетенции. Обзор сложившихся практик свидетельствует, что компетенция формируется, как правило, либо в рамках одного (нескольких) унифицированных курсов, включенных в каждую образовательную программу (чаще всего это курсы «Командная работа и лидерство», «Социология», «Психология»), либо интегрируются в другие курсы, дополняя общепрофессиональные, либо профессиональные компетенции. Авторы рассматривают опыт Байкальского государственного университета, реализующего первый из подходов: общий курс «Командная работа и лидерство» читается на всех программах бакалавриата и специалитета. В статье описан порядок формирования и преподавания дисциплины «Командная работа и лидерство», организация методической работы, выделены преимущества и сложности, изложен авторский подход к формированию учебных заданий. В качестве иллюстрации представлены методические разработки по одному из вопросов курса, отвечающие запросам обучающих и позволяющие повысить уровень их вовлеченности и качество обучения
Ключевые слова: универсальные компетенции, soft-skills, командная работа, лидерство, интерактивные методы обучения, игровые методы
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
В условиях постоянных изменений и высокой конкуренции на рынке труда, умение работать в команде и проявлять лидерские качества становится ключевым фактором для профессионального успеха. В настоящее время формирование компетенции «Командная работа и лидерство» является обязательным для всех профессиональных образовательных программ. Однако порядок ее формирования определяется конкретной образовательной организацией. Проведенный анализ [1] (Baeva, Berezhnykh, 2023) свидетельствует, что сложилось следующие модели формирования компетенции : в рамках специализированного курса «Командная работа и лидерство», либо в рамках курсов «Социология» / «Психология»; а также в рамках дисциплин, формирующих общепрофессиональные, либо профессиональные компетенции. Каждый их этих подходов имеет своих сторонников, преимущества и ограничения.
Сторонники интеграции компетенции «Командная работа и лидерство» в учебные дисциплины, формирующие профессиональные /общепрофессиональные компетенции, как правило, обсуждают вопросы использования инновационных технологий преподавания. Авторы [19] (Tsygankov, Penkova, 2024) предлагают использовать активные методы обучения (деловые и ролевые игры, тренинги, мозговые штурмы и т.п.) для создания условий развития у студентов навыков командной работы и лидерства в смоделированных производственных ситуациях. Например, при изучении тем, связанных с управлением рисками, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, внедрением инновационных технологий, студентам предлагаются групповые проекты, кейсы, деловые игры, требующие совместной работы в команде, распределения ролей и лидерства. Также предлагается вовлекать студентов в различные виды внеучебной деятельности для формирования соответствующей компетенции [13] (Tarmayeva, Khorosazhenko, 2023).
Авторы поддерживают точку зрения коллег о том, что развитие навыков командной работы возможно и при использовании активных форм обучения (групповых проектов) в рамках профессиональных дисциплин [7, 18] (Iogolevich, Sarpova, Filimonova, Vasyura, 2020; Khlebovich, 2024). Безусловно, задача преподавателя – способствовать активизации познавательной деятельности студентов, используя наиболее эффективные методы обучения [5, 12] (Gladkaya, 2018; Burmenko, Baeva, 2012). «Обязательность экспериментов с новыми форматами заданий должна стать неотъемлемым элементом современной образовательной культуры» [18] (Khlebovich, 2024), потребность в разработке и использовании инновационных разработок является составляющей мотивационного ядра личности успешного преподавателя [2] (Baeva, Kravchuk, 2009), положительно сказывается на мотивации студентов к обучению [3] (Bakhmatova, Olshevskaya, 2022).
Особое значение, на наш взгляд, имеет использование игровых методов, когда отсутствует «инерция включенности» (озабоченность иными проблемами), студенты эмоционально и интеллектуально сосредоточены и вовлечены, что повышает эффективность учебного процесса [5] (Gladkaya, 2018). «Только тренинговые упражнения позволяют успешно справляться с созданием атмосферы групповой взаимопомощи и поддержки, рождают чувство сопричастности, … делают зримыми социометрические связи в команде» [9] (Romanova, 2023).
Авторы придерживаются точки зрения коллег, отмечающих, что «развивать …компетенцию можно только в процессе межличностного и межгруппового опыта. … ведущая роль отводится специально организованным условиям обучения, предусматривающим применение инновационных образовательных технологий в виде тренингов, включающих групповые дискуссии, моделирование рабочих ситуаций, игротехники, видеоанализ ситуаций и др. … важнейшей чертой является создание доверительной атмосферы [6] (Grib, Kolomoets, Latysheva, 2020) что возможно, на наш взгляд, только в рамках специально разработанного курса. Исследования подтверждают положительное влияние курса «Командная работа и лидерство» на сплоченность группы [11] (Suleimenova, Yakovleva, 2022) под воздействием применяемых игровых технологий, повышение сплоченности студенческой группы, а также формирование чувства эмпатии друг к другу, развитие или формирование личностных качеств студентов [10] (Rygalova, 2022).
Поддерживая важность и нужность использования различных форматов групповой работы весь период обучения, авторы считают необходимым выделить преимущества реализованного в БГУ подхода.
В университете при переходе к стандартам 3++ было принято решение о разработке нового курса «Командная работа и лидерство». Коллективом кафедры менеджмента и сервиса было разработано полное методическое обеспечение. На платформе Moodle были подготовлены полные лекции, в том числе в видеоформате (в более кратком, тридцатиминутном и в полном, полуторачасовом формате), презентации, тесты для самоанализа, задания (групповые и индивидуальные), тесты для проверки знаний и умений.
На наш взгляд, этот подход имеет ряд преимуществ в силу следующих причин. Во-первых, самостоятельный курс предоставляет возможность глубокого теоретического рассмотрения вопросов, касающихся понимания личностных особенностей обучающихся, учета индивидуальных особенностей личности в процессе взаимодействия (наш опыт свидетельствует о большом интересе обучающихся к самопознанию, важности индивидуального подхода). Во-вторых, делает возможным отработку навыков взаимодействия в игровой форме, предоставляя для этого достаточные ресурсы времени. В-третьих, позволяет активизировать взаимодействие между преподавателями, читающими курс, путем обсуждения полученных результатов, анализа опыта использования различных обучающих методов. Таким образом, формирование компетенции становится целью преподавания курса, а не инструментом решения профессиональных задач. Сформированный в Байкальском государственном университете подход позволяет усилить воспитательный, формирующий личность аспект образовательного процесса.
Целью статьи является описание успешных технологий формирования компетенции «Командная работа и лидерство» на примере одного из вопросов курса «Распределение групповых ролей». Выбор темы для рассмотрения обусловлен следующими причинами. Вышеприведенный анализ свидетельствует о широком применении командно-игровых методов обучения, базирующихся на моделировании реальных процессов и распределении ролей в группе. В ходе таких занятий студенты учатся строить эффективную коммуникацию, принимать коллективные решения и развивать лидерские качества. При этом неправильно подобранные роли, согласно результатам исследования [15] (Uzhakhova, Chashchina, Rotova, 2022), несоответствие между формальной, назначенной преподавателями и «естественной» ролью, приводит к потере интереса к проекту и снижению мотивации и, как следствие, к более низким результатам командной работы.
Важность понимания особенностей групповых ролей обусловлена также глобальным HR-трендом – нацеленностью технологий отбора на формирование команды, подбор наиболее эффективных сотрудников, которые впишутся в конкретную команду [17] (Usanova, 2022).
Результаты исследования
Тема «Распределение командных ролей» занимает особое место в обучении, поскольку она позволяет углубленно изучить сильные и слабые стороны каждого члена команды и понять, как использовать эти особенности для достижения общих целей. В рамках занятий студенты проходят несколько игровых сценариев, в которых пробуют различные роли и учатся адаптироваться к изменяющейся динамике команды. Это не только способствует развитию гибкости мышления и способности вести за собой других, но и значительно повышает их готовность к реальной работе в корпоративной среде. Такой подход позволяет студентам не только понять теоретические аспекты командной работы, но и применить их на практике. При проектировании курса и его первичной апробации в течение первых двух семестров учебного года был реализован следующий подход к изучению данного вопроса. Во время лекции до перехода к рассмотрению теории Р. М. Белбина студентам предлагалось пройти тестирование на определение командной роли [8], далее рассматривался теоретический материал. Как правило, получение индивидуальных результатов до ознакомления с теорией позволяет избежать искажений, а также повышает интерес к материалам лекции. Далее на семинарском занятии студенты проводили самоанализ (приводили примеры, подтверждающие проявление той или иной роли, описывали свой обычный алгоритм поведения в группе). Следующее задание – описание работы в уже сложившейся группе с выделением преимуществ и возможных противоречий / «западающих» ролей. При склонности членов группы к саморефлексии и анализу, такие задания позволяли получить хорошие результаты. Приведем в качестве иллюстрации один из ответов. «Артем стимулирует других, он может всех нас растормошить и отправить работать, даже если нам кажется, что цель недостижима. У Ивана две роли, которые очень хорошо подходят только ему. У него богатое воображение, возможно это из-за хороших знаний во всех сферах, ему не составляет труда придумать что-то. Также, когда команда сталкивается с трудностями, Ваня видит сложности будто по-другому, он легко справляется с ними, превращая их в легонькие задачи. Он очень общителен, эрудирован, когда наблюдаешь за ним, кажется, что он собирает знания из всего окружающего его мира. Арина способна видеть общие цели группы, умело может расписать каждому его задачи. Олег способен критически мыслить, рассматривать все возможные варианты, анализировать данные, наши текущие результаты. Он может все это осуществлять, так как он обладает хорошими знаниями во всех сферах. Благодаря этому он может советовать группе, как следует поступить в той или иной ситуации. Света – спортивный человек, а там главное – дисциплина. Она доводит всегда дело до конца, ей важны качество и сроки. Света очень ответственный человек, который стремится к результату на высшую оценку. Вика – это человек, который обладает способностью раскрывать лучшие стороны участников группы. Вика очень отзывчивая и спокойная, умеет выслушивать людей, поддерживать их в работе, давать хорошие советы. У меня также две роли. Я занимаюсь реализацией идей в действия, прислушиваясь к другим участникам группы. Я стараюсь быть компетентной в темах/сферах, в которых наша группа работает (если что-то не знаю, стараюсь изучить данный вопрос), потому что, я считаю, что знания повышают мою продуктивность, эффективность в решениях задач. Мне также необходимо, чтобы участники группы могли друг друга слушать, чтобы в команде были хорошие взаимоотношения, так как, по моему мнению, это способствует эффективной работе группы. Также мне важно, чтобы был результат, который всем бы понравился».
Однако не всегда этот подход позволяет получить высокие результаты. Во-первых, при большой численности потока тестирование во время лекции не всегда результативно, поскольку отнимает значительное количество времени из-за больших различий во времени прохождения теста. Во-вторых, при достаточно напряженных отношениях в группе, «закрытости» некоторых участников более продуктивным оказывается не анализ сложившейся практики, а иной подход, который позволяет изучить материал на отвлеченных примерах.
В настоящее время изучение вопроса «Распределение командных ролей» в рамках дисциплины «Командная работа и лидерство» проводится в пять этапов (табл. 1).
Таблица 1
Последовательность изучения вопроса
«Распределение командных ролей»
|
Наименование
этапа
|
Содержание
|
Назначение
|
|
Первый
этап «Подготовительный»
(во время лекции) |
Знакомство с
характеристиками командных ролей по Р. М. Белбину [4]
|
Изучение
основных командных ролей по группам (интеллектуальные, социальные,
ориентированные на действие) и функциям на каждом этапе реализации проекта
|
|
Второй
этап «Формирование умения определения групповых ролей» (на семинарском
занятии)
|
Решение кейса на
определение командных ролей
|
Получение
навыка распределения командных ролей в проектной команде на основании
«склонности поведения, участия и взаимодействия с другими»
|
|
Третий
этап «Определение индивидуальных групповых ролей» (на семинарском занятии)
|
Прохождение
онлайн тестирования «Командные роли по Р.М. Белбину» [8]
|
Получение
численных показателей, подтверждающих преобладание той или иной роли в характере
студента
|
|
Четвертый
этап «Командная игра» (на семинарском занятии)
|
Командная игра
«Бумажные самолеты»
|
Реализация
собственной роли в ходе выполнения командной игры
|
|
Пятый
этап «Обратная связь» (на семинарском занятии)
|
Обсуждение
результатов игры «Бумажные самолеты»
|
Осознание
сильных сторон групповых ролей, анализ причин возможных конфликтов и
разногласий в команде
|
В данном исследовании в качестве примере рассмотрен опыт проведения командной игры «Бумажные самолеты». Идея производства самолетов используется многими авторами с различными целями, адаптированными под разные дисциплины [14] (). В ходе выполнения студент определяет собственную командную роль, реализуемую в процессе командного взаимодействия.
На момент проведения командной игры «Бумажные самолеты» студенты: знают классификацию командных ролей по Р.М. Белбину, умеют определять командные роли и обосновывать свой выбор.
В процессе командной игры «Бумажные самолеты» и последующего обсуждения ее результатов студенты определяют и реализуют свою роль в команде, самостоятельно анализируют свою командную роль.
Игра «Бумажные самолеты»
Цель игры – показать студентам, каким образом в процессе решения задачи (реализации проекта) происходит распределение и смена командных ролей в группе.
Студенты делятся на группы численностью пять человек. Для деления на группы студентам предлагается встать в шеренгу и делиться на первый, второй, третий, четвертый (в зависимости от численности группы). Первые номера формируют первую команду, вторые номера вторую команду и так далее.
Каждая группа – это авиационный завод, на котором проектируется и изготавливается самолет с его последующим представлением на авиасалоне.
Характеристика этапов игры представлена в таблице 2.
Таблица 2
Этапы игры «Бумажные самолеты»
|
Наименование
этапа
|
Характеристика
|
|
Подготовительный
этап игры
| |
|
Выбор
наблюдателя
|
Требования:
человек, который в процессе игры может дать объективную оценку участникам.
Выбирается на основании голосования (набравший набольшее количество голосов).
Оценивает командные роли участников в процессе игры, работает независимо
|
|
Выдача ресурсов
|
Каждая команда
(авиазавод) получает 4 ресурса
|
|
Распределение
функциональных (формальных) ролей
|
Функциональные
роли в команде назначаются по результатам обсуждения на основе имеющихся у
участников компетенций
|
|
Основной
этап игры
| |
|
Изготовление
бумажного самолета
|
Подготовка
проекта
Изготовление самолета Разработка знака авиазавода Разработка рекламного текста |
|
Презентация
самолета
|
Демонстрация
самолета
Представление рекламного текста |
|
Запуск самолета
|
|
|
Заключительный
этап игры
| |
|
Подведение
результатов игры
|
Подсчет очков
|
|
Обсуждение
результатов игры
|
Обсуждение
распределения командных ролей в команде
Выделение ролей, ориентированных на действие, социальных и интеллектуальных ролей Обсуждение связи между полученным результатом и распределением ролей в команде |
Для выполнения работы каждая команда студентов получает по 4 листа форматом А4, которые являлись ресурсами авиазавода. Перед началом игры все листы, полученные командами, нумеруются и подписываются : лист 1 «Проект самолета», лист 2 «Знак самолета», лист 3 «Рекламный текст презентации нового самолета», лист 4 «Бумажный самолет». В процессе игры дополнительные листы не предоставляются.
Между студентами в группах распределяются функциональные (формальные) роли (табл. 3).
Таблица 3
Функциональные (формальные) роли
участников игры «Бумажные самолеты»
|
Наименование
функциональной роли
|
Содержание
роли
|
|
Проектировщик
самолета
|
Придумывает или
предлагает модель бумажного самолета
Готовит проект самолета |
|
Сборщик
самолета
|
Собирает
бумажный самолет
|
|
Маркетолог
|
Придумывает
название авиазавода, пишет рекламный текст
|
|
Дизайнер
|
Придумывает знак
авиазавода, наносит знак на крыло самолета
|
|
Пилот
|
Осуществляет
запуск самолета
|
По наблюдению преподавателя функциональные роли в группах распределялись преимущественно на основании сформированных у студентов компетенцией в некоторых областях:
‒ роль проектировщика и сборщика самолета выполнял участник команды, который в детстве научился «собирать бумажные самолеты»;
‒ роль маркетолога выполнял тот, кто умеет работать с нейросетями для генерации текстов;
‒ роль дизайнера выполнял тот, кто умел хорошо рисовать, имел за плечами художественную школу или студию;
‒ роль пилота выполнял участник команды, склонный к риску, готовый взять на себя ответственность.
После ознакомления с условиями игры и распределения функциональных (формальных) ролей в командах участники приступают к выполнению задания. Время выполнения задания 40-50 минут. После завершения работы каждая команда презентует свой самолет.
Оценка работы команд осуществляется в два этапа:
1) оценка дизайна самолета, презентации самолета и комплекта документов (проект, знак авиазавода и рекламный текст)
2) способность летать и управляемость самолета.
Работа авиазаводов оценивается по следующим критериям (табл. 4).
Таблица 4
Критерии и показатели оценки работы команд
|
Наименование
показателя
|
Характеристика
показателя
|
|
Дизайн самолета
|
Самый
красивый самолет получит 10 очков.
|
|
Презентация
|
За
презентацию команда может получить до 10 баллов.
Оценивается: - название авиазавода, история становления и его развития, основные качественные характеристики самолета; - выступление докладчика: свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, умеет увлечь аудиторию |
|
Наличие
документов
|
Проект,
рекламный текст, название и знак авиазавода до 10 баллов
|
|
Способность
летать
|
Группа
получает 10 очков за каждую секунду, в течение которой самолет находится в
воздухе, с момента запуска и до его соприкосновения с каким-нибудь предметом,
то есть самолет, находившийся в воздухе, например, 2,5 секунды, получает 25
баллов.
|
|
Управляемость
|
Самолет
должен достичь цели размером метр в ширину на два в высоту. Расстояние до
цели – три метра. Группе дается две попытки. За каждое попадание в цель
присуждается 10 очков.
|
Для проведения оценки формируется оценочная комиссия, в состав которой входит по одному участнику из каждой команды, который может провести «объективную оценку». Важным моментом является работа наблюдателя, который в процессе командной игры оценивает основные действия, совершаемые участниками (вклад участников) и определяет их командные роли, заполняет диагностические карты (чек-лист) по каждой команде участников (табл. 5).
Таблица 5
Диагностическая карта (чек-лист)
|
Наименование
группы
|
Наименование
командной роли
|
Вклад
в работу команды
|
ФИО
студента
|
|
Социальные
роли
|
Душа
команды (вдохновитель)
|
Поддерживает
позитивную атмосферу в команде, разряжает обстановку при необходимости
|
|
|
Исследователь
ресурсов
|
Изучает
новые возможности. Развивает контакты. Переговорщик.
|
| |
|
Координатор (председатель)
|
Разъясняет
цели и расставляет приоритеты. Мотивирует.
|
| |
|
Интеллектуальные
роли
|
Генератор
идей
|
Предлагает
оригинальные идеи. Решает сложные вопросы.
|
|
|
Аналитик-стратег
(критик)
|
Рассматривает
все варианты. Анализирует. Старается предвидеть результат.
|
| |
|
Специалист
|
Эксперт
в своей области, имеет глубокие знания и опыт
|
| |
|
Роли,
ориентированные на действие
|
Мотиватор
|
Разъясняет
цели и расставляет приоритеты. Мотивирует членов команды.
|
|
|
Реализатор
|
Организует,
претворяет в жизнь идеи и планы.
|
| |
|
Педант
(контролер, завершитель)
|
Ищет
ошибки, недоработки. Концентрируется и ориентирует других на соблюдение сроков.
|
|
Студенты готовят знак, модель авиазавода и проект самолета, а также презентацию (убрали ссылки на фото и фото). Например : «Добро пожаловать в мир безграничных возможностей с авиазаводом «Бабочка»! Наш слоган : «Искусство полета в каждом крыле!» Мы рады представить вам наш уникальный проект, который вдохновляет легкостью, элегантностью и свободой полета. Авиазавод «Бабочка» – это место, где креативность встречается с технологиями, и каждый самолет становится воплощением детских мечтаний. Мы создаем бумажные самолеты, которые не просто летают, а превращают каждое мгновение в приключение! С гордостью объявляем о запуске нашей новой модели. Вы станете свидетелями долгожданного полета, который символизирует нашу преданность качеству и креативности. Бабочка – это не просто самолет, это новые горизонты для детей и взрослых, возможность почувствовать себя настоящими мечтателями. Вы увидите, как наш самолет взлетает в небо и оставляет за собой легкий след вдохновения. Летайте с нами к новым высотам!»
Обсуждение результатов игры «Бумажные самолеты»
1. В процессе взаимодействия в команде каждый студент играл «определенную (ые)» командную(ые) роль(и).
2. Командные роли определяются в команде интуитивно, в отличие от функциональных, для которых, как правило, предлагается обоснование.
3. Проведение игры, как правило, вызывает интерес и способствует росту активности, вовлечению даже самых пассивных студентов.
4. В процессе игры групповые роли проявляются достаточно ярко, в процессе обсуждения студенты могут привести в качестве иллюстрации слова, выражения или действия одногруппников, свидетельствующие о проявлении у них той или иной роли.
5. В ходе игры зачастую выявляются «безбилетники», для которых наблюдающий не может определить роль.
6. Обратная связь от группы и преподавателя позволяет студенту полнее увидеть свои сильные стороны и зоны роста.
При итоговой оценке курса студентами (после сданного экзамена) среди положительных моментов отмечаются следующие. «Очень понравилось, что обсуждение сконцентировано на самих студентах и их опыте, это очень хорошо». «Понравилось разбираться в проблемах, стоящих перед командой, работать сообща и изучать собственный потенциал развития». «Понравились темы, связанные с анализом ролей в командах. Благодаря им теперь лучше понимаю других людей и себя не только в вузе, но и вообще». «Понравилась работа в группе и тесты, определяющие стиль менеджмента, лидерства, роли в группе и т.д.».
Заключение
Накопленный авторами опыт преподавания дисциплины «Командная работа и лидерство» позволяет сделать вывод о значительных возможностях специализированного курса, ориентированного исключительно на формирование данной компетенции. Комплексное рассмотрение теоретических вопросов с последующей отработкой умений и навыков позволяет совершенствовать методическое обеспечение курса с ориентацией на характеристики учебной группы, ее особенности, проанализировать сильные стороны участников и определить зоны роста. На наш взгляд, опыт Байкальского государственного университета может быть полезен коллегам из других образовательных организаций, стремящихся обеспечить своих студентов конкурентными преимуществами и готовностью к успешной карьере в любой профессиональной области. Внедрение подобных методов обучения является важным шагом на пути к совершенствованию профессионального образования и формированию поколения компетентных и уверенных в себе специалистов. Авторы надеются, что при разработке нового образовательного стандарта значительное внимание также будет уделено формированию «мягких» навыков, что позволит использовать накопленный опыт.
Перспективы дальнейших исследований в области распределения групповых ролей авторы связывают с включением в программу обучения классификаций ролей по типам интервенций, а также стратегиям достижения целей, обсуждаемых специалистами-практиками в бизнес-литературе. Подготовка конкурентоспособных специалистов предполагает профессиональный рост и развитие преподавателей, внедрение в учебный процесс актуальных практико-ориентированных знаний.
Источники:
2. Баева О.Н., Кравчук А.Я. Выявление предпочтительной структуры трудовой мотивации педагогических работников // Известия ИГЭА. – 2009. – № 4. – c. 85-88.
3. Бахматова Т.Г., Ольшевская А.А. Востребованность и результативность инновационных образовательных технологий: результаты качественного исследования // Известия Байкальского государственного университета. – 2022. – № 2. – c. 415-422.
4. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. - Москва : Изд-во Hippo, 2003. – 315 c.
5. Гладкая Е.Ф. Игра как средство активизации познавательной деятельности студентов // Высшее образование в России. – 2018. – № 10. – c. 161-167.
6. Гриб Е.В., Коломоец Е.Н., Латышева В.В. Игровые методы формирования компетенции Командная работа и лидерство в подготовке инженеров // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – c. 125-134.
7. Иоголевич Н.И., Сарпова О.В., Филимонова Л.А., Васюра С.А. Универсальные компетенции командная работа и лидерство в профессиональной подготовке будущих строителей // Человеческий капитал. – 2020. – № 9. – c. 157-169.
8. Официальный сайт «Психологические тесты онлайн». [Электронный ресурс]. URL: https://psytests.org/work/btrspi-run.html (дата обращения: 15.02.2025).
9. Романова Л.Л. Обоснование и разработка курса Лидерство и командная работа для формирования гибких навыков у студентов направления подготовки Социальная работа // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 100. – c. 38-42.
10. Рыгалова М.В. Тренинг как метод формирования навыков командной работы (в процессе преподавания дисциплины Командная работа и лидерство) // Ползуновский альманах. – 2022. – № 3. – c. 46-49.
11. Сулейменова Ж.Б., Яковлева Е.В. Влияние преподавания курса «Командная работа и лидерство» на сплоченность группы и успеваемость студентов // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: Материалы докладов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по воспитательной работе, Барнаул, 26 апреля 2022 года. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Барнаул, 2022. – c. 137-143.
12. Бурменко Т.Д., Баева О.Н., Баганов В.Ю. Сфера социально-значимых услуг: теоретические и прикладные аспекты деятельности организаций. / Том Часть 1. - Иркутск : Байкальский государственный университет, 2012. – 380 c.
13. Тармаева И.Ю., Хоросаженко Д.А. К вопросу о развитии «мягких» навыков у студентов в системе высшего образования // Global &Regional Research. – 2023. – № 1. – c. 219-225.
14. Гурьянова И.В. Технологии командообразования и развития : практикум. / Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. - Магнитогорск ФГБОУ ВО МГТУ им. Г. И. Носова, 2019.
15. Ужахова Л.М., Чащина А.Ю., Ротова С.Д. Особенности распределения и реализации командных ролей в проектной деятельности студентов // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 2. – c. 11.
16. Управление организационными изменениями. [Электронный ресурс]. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY7/UORGI/uorgi5.html (дата обращения: 18.07.2025).
17. Усанова А. Тренды-2025. Что теперь HR-ам придется учитывать в работе // Директор по персоналу. – 2024. – № 12. – c. 14-21.
18. Хлебович Д.И. Групповой проект в практике обучения маркетингу: задачи и результаты // Известия Байкальского государственного университета. – 2024. – № 2. – c. 307-318.
19. Цыганков М.С., Пенькова К.Д. Развитие ключевых компетенций командной работы и лидерства у студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность» // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2024. – № 2. – c. 184-187.
Страница обновлена: 11.11.2025 в 20:17:55
Download PDF | Downloads: 3
The competency of teamwork and leadership: choosing the best educational practices
Baeva O.N., Suranova O.A.Journal paper
Leadership and Management
Volume 12, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The modern labor market demands for soft skills, the need for their formation is fixed in the Federal State Educational Standards of Higher Education.
The universal competency "Teamwork and leadership" is a mandatory component of higher education programs in all fields and levels of training.
Russian universities have been granted the right to independently determine the order of competency formation.
A review of established practices shows that competence is formed, as a rule, either within the framework of one (several) unified courses included in each educational program (most often these courses are "Teamwork and Leadership", "Sociology", and "Psychology"), or integrated into other courses, complementing general professional or professional competencies.
The authors consider the experience of Baikal State University, which implements the first approach: the general course "Teamwork and Leadership" is taught in all bachelor's and specialist's degree programs.
The article describes the procedure for the formation and teaching of the subject "Teamwork and leadership", the organization of methodological work, highlights the advantages and difficulties, and outlines the authors' approach to the formation of educational assignments. As an illustration, the article presents methodological developments on one of the questions of the course, meeting the needs of students and allowing them to increase their level of involvement and the quality of learning.
Keywords: universal competency, soft-skills, teamwork, leadership, interactive teaching method, game method
JEL-classification: O31, O32, O33
References:
Baeva O.N., Berezhnyh M.V. (2023). Making of the universal competence teamwork and leadership in undergraduate programs: analysis of university practices. Baikal Research Journal. (3). 1096.
Baeva O.N., Kravchuk A.Ya. (2009). The research of teachers` labour motivation preferred structure. Izvestiya IGEA. (4). 85-88.
Bakhmatova T.G., Olshevskaya A.A. (2022). Demand for and efficiency of innovative educational technologies: results of qualitative study. Bulletin of Baikal State University. 32 (2). 415-422.
Belbin M.R. (2003). Management teams. Secrets of success and causes of failures
Burmenko T.D., Baeva O.N., Baganov V.Yu. (2012). The sphere of socially significant services: theoretical and applied aspects of organizations' activities
Gladkaya E.F. (2018). Game as a way to enhance students'' cognitive activity. Higher education in Russia. (10). 161-167.
Grib E.V., Kolomoets E.N., Latysheva V.V. (2020). Game-based methods for competence teamwork and leadership development: the case of engineering students. Higher education in Russia. (10). 125-134.
Guryanova I.V. (2019). Technologies of team building and development
Iogolevich N.I., Sarpova O.V., Filimonova L.A., Vasyura S.A. (2020). Universal competences teamwork and leadership in the vocational training the future builders. Human capital. (9). 157-169.
Khlebovich D.I. (2024). Group project in the practice of teaching marketing: objectives and outputs. Bulletin of Baikal State University. 34 (2). 307-318.
Romanova L.L. (2023). Substantiation and development of the course Leadership and team work for formation of flexible skills in students of the training direction Social work. Bulletin of the Amur State University. Series: The humanities. (100). 38-42.
Rygalova M.V. (2022). Training as a method of developing teamwork skills (in the process of teaching the subject Teamwork and Leadership). Polzunovsky vestnik. (3). 46-49.
Suleymenova Zh.B., Yakovleva E.V. (2022). The impact of teaching the course "Teamwork and Leadership" on group cohesion and student academic performance The main problems and directions of educational work in a modern university. 137-143.
Tarmaeva I.Yu., Khorosazhenko D.A. (2023). On the issue of the development of soft skills among students in the higher education system. Global &Regional Research. 5 (1). 219-225.
Tsygankov M.S., Penkova K.D. (2024). Development of key competencies of teamwork and leadership among students studying in the field of Technosphere Safety. Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dalnego Vostoka. (2). 184-187.
Usanova A. (2024). Trends-2025. What HR-ams will have to consider in their work now. Direktor po personalu. (12). 14-21.
Uzhakhova L.M., Chaschina A.Yu., Rotova S.D. (2022). Features of distribution and implementation of team roles in student project activities. Vestnik evraziyskoy nauki. (2). 11.
