Инновации – спасательный круг новой экономики

Чуркин А.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838134

Аннотация:
В данной статье автор рассматривает ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в России в сфере высоких технологий. Влияние сырьевого характера экономики на развитие сферы инноваций. Практические действия государства по поддержанию и развитию данного направления, а также перспективы создания нового локомотива для российской экономики. Анализируется опыт США, создавших первую в мире биржу высоких технологий. В статье поднимается вопрос об эффективности создания единого крупного участника на данном рынке (госкорпорации РОСНАНО) и возможные варианты по достижению поставленной задачи посредством создания эффективного рынка (на примере фондовой биржи высоких технологий).

Ключевые слова: инновации, фондовая биржа, высокие технологии, зарубежный опыт, высокотехнологичные предприятия, сырьевая экономика, госкорпорация роснано, экономический подъем



На сегодняшний день, в контексте возрастающей неопределенности в экономике, вызванной усугубляющимся мировым финансовым кризисом, перед Россией все острее встает вопрос о зависимости страны от экспорта сырья. Пока цены на энергоносители были высокими, стимул диверсифицировать экономику, поднимая производство или создавать в ней новые сегменты, был слабым.

В последние годы стоимость добычи нефти и газа в России неуклонно повышались, а добыча падала. Еще год назад об этом можно было не думать: растущие цены на сырье с лихвой покрывали издержки. Но ситуация меняется, и сегодня одними из наиболее активных потребителей инновационных разработок в мире становятся нефтегазовые компании.

Складывающаяся в мире обстановка крайне благоприятна для нового технологического витка. Ни для кого не секрет, что последние десятилетия ученые из разных стран мира заявляли о новых технологических прорывах, но после удачных выставок с демонстрацией перспективных образцов отсутствовала последующая интеграция технологий в жизнь.

Зачем выводить на рынок автомобильные покрышки с повышенной износостойкостью, когда гораздо выгоднее производить товар с ограниченным жизненным циклом? Для удовлетворения рыночного спроса понадобится гораздо больше продукции, следовательно, большей будет и прибыль компаний производителей, а также поставщиков сырья для производства, коими являются нефтедобывающие компании.

Также, показателен пример с электромобилями, когда автопроизводители на условиях временного пользования выбрасывали на рынок экспериментальные партии автомобилей, использующие альтернативный нефти вид топлива, а потом отзывали с рынка вполне жизнеспособный и востребованный продукт. Очевидно, что в период сверхдоходов от нефти, добывающим компаниям крайне невыгодно терять часть рынка и они готовы «изымать» подобные конкурирующие технологии.

Тоже касается и технологий, используемых нефтегазовыми компаниями. Зачем вдаваться в мелочи и «ловить копейки», когда получаемая прибыль на несколько порядков выше. Возвращение к реальности отрезвляет и способствует пересмотру подхода к бизнес стратегиям. Растущие цены на сырье крайне негативно влияют на развитие здоровой конкуренции на рынке, а также выступают тормозом для развития новых технологий. Но, кажется, в мире начинают признавать, что экономика без инноваций перестает быть конкурентоспособной.

Появляются стимулы добирать столь привычный недополученный доход в другом месте. Одним из вариантов может стать вывод «из-под ковра» и внедрение в жизнь перспективных разработок. И это очень важный момент для государства, которое сможет воспользоваться складывающейся ситуацией для создания потенциального локомотива для экономики страны – сектора высокотехнологичных разработок.

Показателен пример Америки, где еще в феврале 1971 года была основана биржа NASDAQ, являющаяся на сегодняшний день основным мировым рынком акций высокотехнологичных компаний, на котором представлены и российские компании. В целом успех создания базиса для внедрения инноваций в жизнь, был обеспечен по большей части развитыми инфраструктурными институтами: развитием конкуренции, защитой прав собственности, антимонопольным законодательством, финансовой поддержкой предприятий. Это приводит, например, к тому, что уровень инноваций в американском малом бизнесе по крайней мере не меньше, чем в больших компаниях.

Тем не менее, в России конкуренция не стала доминирующим фактором развития. В качестве примера, можно рассмотреть попытку создания в России такого инструмента поддержки высокотехнологичных компаний и развития конкуренции, как ОАО «Фондовая Биржа Высоких Технологий» (ФБВТ). При отсутствии должной поддержки со стороны государства, разработка проекта была приостановлена на неопределенный срок. Видимо, отечественная инновационная экономика должна строиться на каких-то других принципах.

За последние годы в России, со стороны государства был принят ряд мер, направленных на поддержку и развитие сферы инноваций.

Это, во-первых, утверждение следующих документов: «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Данные документы выделяют приоритетные отрасли и рассматривают различные сценарии развития в области науки и инноваций. Но одной стратегии, без мер по ее реализации, недостаточно.

Во-вторых, был создан масштабный государственный проект, связанный с новыми технологиями - госкорпорация «РОСНАНО». По заверениям чиновников, конечной целью «РОСНАНО» «является перевод страны на инновационный путь развития». На этапе формирования компании государство вложило в проект 4 млрд долл. Причем основным прицелом инвестиций является получение в среднесрочной перспективе коммерчески обоснованных разработок на основе мельчайших частиц.

Мнение директора института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого касательно деятельности госкорпорации таково: «Серьезных прорывов нет. Экономически значимых продуктов и технологий нет. Требуются длительные принципиальные разработки. «РОСНАНО» не стремится всерьез помочь науке. Но выжать же из ученых нечто ценное и коммерчески пригодное без серьезных затрат на фундаментальные исследования не выйдет. Наивными выглядят планы российского правительства по переводу к 2020 году половины отечественных предприятий на новую технологическую основу. Кризис требует осуществления перемен гораздо быстрее” [1].

Глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, с другой стороны, говорит о внутренних проблемах корпорации: «В моем понимании важнейшими элементами инновационной среды являются работоспособная система защиты интеллектуальной собственности, эффективная технология в сфере оформления патентов, закрепленные в простых организационно-правовых механизмах Гражданского кодекса и корпоративного законодательства. Существующая система сбора проектных заявок по принципу самотека далека от совершенства. Думаю, что существует очень серьезный и пока не используемый ресурс притока новых проектов».

Как мы видим, большинство проблем в сфере инноваций выходят за пределы ведения корпорации, и находятся в ведении государства. Над ее преодолением, в данный момент, работают Министерство образования и науки, Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, РАН и институты развития. Но какие-либо действенные меры прикладного характера на данном этапе исследования проблемы выдвинуто не было.

Но основная мысль, озвученная Борисом Кагарлицким, заключается в том, что область нанотехнологий не является базисной для науки. «Эти разработки будут востребованы, но не произведут принципиальных перемен в индустрии. Только целый ряд разнонаправленных научных прорывов поможет преодолеть хозяйственный кризис, усугубляемый сырьевой ориентацией отечественной экономики». Возникает вопрос о целесообразности и эффективности рынка высоких технологий с одним крупным участником, в сравнении с рынком, где представлено множеством мелких субъектов.

Помимо прочих, в качестве одной из основных проблем претворения инновационных проектов в жизнь, можно назвать отсутствие единой системы обмена информацией между производителями и потенциальными потребителями конечных продуктов инновационной деятельности. Такую функцию может взять на себя интернет. Но на данный момент этот инструмент в России не достаточно развит. По данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) осенью 2008 г. ежедневно Интернетом в России пользуется только 16% населения России.

Также встает вопрос об имидже товаров российского производства у потребителей. Так, отчасти российские технологии уходят на запад, чтобы потом вернуться под маркой иностранного производителя. Примеров масса, можно взять разработку командой российскими учеными трансформаторов способных передавать энергию на расстоянии. В силу невостребованности на родине, технология ушла в Германию. Скорее всего, эта перспективнейшая разработка, имеющая огромный утилитарный потенциал, вернется к нам, после покорения западного мира.

В заключение возникает закономерный вопрос, согласна ли Россия занимать догоняющие позиции в технологической сфере, или она, наконец, сама станет законодателем мод? Все предпосылки для этого есть. Но, между сегодняшним днем и заветным результатом лежат годы упорной работы всей страны.


Источники:

1. ФЗ от 23 июня 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2006.
3. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» утверждены Президентом Российской Федерации В. Путиным 30 марта 2002 г. Пр-576.
4. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 5.08.2005 г. № 2473п-П7.
5. Данные института глобализации и социальных движений http://www.igso.ru.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 09:39:32