Points of territorial competition: development aspects (on the example of Krasnodar Krai)
Kabachevskaya E.A.1, Gurenkova O.V.1, Yarmonova E.N.1
1 Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Армавирe, Russia
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44691231
Abstract:
Krasnodar Krai has a possible potential for economic and social development, competitive preferential positioning. Krasnodar Krai is a promising region of extensive opportunities in terms of ongoing transformations, opportunities for implementation and activation of innovations that determine the high competitiveness of a vast industrial sphere of management.
Consideration of the topic of the presented article is determined by the following aspects: analysis of Krasnodar Krai competitive environment; determination of factors of positive and negative impact on the competitiveness; marking the points of fair competition; identification of strategic directions for the development of economic zones in terms of potential opportunities to strengthen competitive advantages.
The reflection of the current situation in the study of competition in Krasnodar Krai is confirmed by the conducted selection and comparison of statistical data, the presentation of which allows to identify competitive positions, impact factors, and opportunities in a real time period.
The article highlights the potential opportunities for competitiveness of Krasnodar Krai, problems, and industry points of competition that require real support in their development processes.
The article is interesting from the point of view of theoretical enrichment of knowledge in approaches to regional management.
It is useful for managers and employees of local self-government bodies when conducting research on the competitive environment.
Keywords: territorial competition, approaches to competition development, analysis of competition in Krasnodar Krai, factors of negative and positive impact on competition in Krasnodar Krai, competition points
JEL-classification: R12, R13, R19
Введение
Импульсом развития любой сферы хозяйствования является конкуренция, основанная на инновационных подходах выпуска новой продукции, услуг, освоения рынков сбыта, активизации внедрения высокопродуктивных технологий, фундаментальной составляющей чего является масштабный спектр вопросов экономического, социального, нормативного характера, концентрирующих внимание на создании благоприятных условий содействия, поддержки и развития «честного соперничества».
Определяющая роль конкуренции выражается в регулирующих воздействиях стоимости предлагаемой продукции, величины прибыли, управления отношениями, возникающими в современных условиях хозяйствования.
Подходы к развитию преимущественного позиционирования территорий позволяют сконцентрировать внимание на определении отраслевого потенциала, представляющего возможность выпуска высококачественной продукции, пользующейся спросом, снижении социальной напряженности, оптимальности формирования нормативной, законодательной базы, являющейся фундаментальной основой доверительных конкурентных отношений, экономического благополучия государства [7] (Vazhenina, Vazhenin, Sukhikh, 2016).
Определяющими аспектами конкуренции территорий являются преимущественное позиционирование, основой чего является финансово-экономическая, социальная эффективность, оказывающая влияние на динамичное развитие регионального имиджа [19] (Tamov, Tamova, Tolokonikov, 2017). Преимущественное позиционирование можно представить в виде наличия конкурентного превосходства территорий, имеющих схожую ресурсную базу, уровень ее использования, нормативное обеспечение, качество управления. Наличие конкурентного преимущества позволяет нарастить технологический, социальный потенциал посредством активизации оптимального использования финансовых, материальных, инновационных ресурсов, применения передового опыта в нормативном, законодательном обеспечении.
Целевой направленностью статьи является представление, оценка конкурентной среды Краснодарского края с выделением причин воздействующих факторов на конкуренцию данной территории, точек «честного соперничества», обеспечивающих усиление экономического и социального позиционирования региона.
Авторами проведена оценка конкурентоспособности Краснодарского края, выделены стратегические экономические зоны, определяющие возможности развития перспективных отраслей, приоритеты которых обеспечат рост экономических социальных преобразований в различных сферах хозяйствования, способствуя занятию лидирующих рыночных позиций.
Авторская гипотеза: концентрация внимания к исследованию вопросов конкуренции территорий позволит усилить интерес к проблемным точкам, особенностям, поддержке отраслей хозяйствования, способных оказать воздействие на развитие экономического и социального потенциала региона.
В процессе написания статьи были использованы следующие методы: метод сводки и группировки данных, определения их динамики в сопоставимые временные периоды, статистический количественный и качественный анализ, контент-анализ документов.
Вопросы региональной конкуренции находили отражение в работах:
- Бобровой В.В., Корабейникова И.Н., Бантиковой О.И., представлены особенности региональной конкуренции, определенные социально значимыми и приоритетными рынками [21, с. 1598–1614] (Bobrova, Korabeynikov, Bantikova, 2017, р. 1598–1614);
- Туменовой С.А., Жеруковой А.Б., исследованы процессы обеспечения конкурентоспособности современных экономических систем, модели взаимосвязи критериев конкурентоспособности в условиях инновационной экономики [22, с. 453–464] (Tumenova, Zherukova, 2018, р. 453–464);
- Кайбалиной Н.Б., затронуты вопросы, обусловленные возникновением и влиянием теневых экономических отношений на конкурентоспособность регионов [23, с. 89–103] (Kaybalina, 2018, р. 89–103);
- Медведевой Н.В., выделен инструментарий развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [24, с. 1785–1798] (Medvedeva, 2019, р. 1785–1798);
- Пальговой В.О., рассматриваются вопросы конкурентоспособности городов в условиях их пространственного роста [25, с. 1817–1826] (Palgova, 2019, р. 1817–1826);
- Печаткиным В.В., весомое внимание уделяет тенденциям, проблемам конкурентоспособности регионов России с представлением решения возникающих проблемных ситуаций [26, с. 803–819] (Pechatkin, 2019, р. 803–819);
- Покрамович О.В., характеризует конкурентоспособность региона с выделением преимуществ привлекательности рынка [27, с. 11–14] (Pokramovich, 2018, р. 11–14);
- Щепакина М.Б., выделяются вопросы модернизационных внедрений, воздействующих на экономику региона, управления инновационными процессами, что является структурообразующим элементом управления региона [28, с. 249–276] (Shchepakin, 2020, р. 249–276);
- Абрамяна Г.А., представляется анализ, рэнкинг конкурентоспособности российских регионов с точки зрения отраслевого, инфраструктурного, предпринимательского аспектов [29, с. 879–898] (Abramyan, 2020, р. 879–898);
- Курнышевой И.Р., определены вопросы влияния конкуренции на структурные процессы экономики [30, с. 16–25] (Kurnysheva, 2019, р. 16–25).
Масштабность охвата вопросов конкуренции представляет необходимость выявления поиска точек конкуренции, призванных определить возможность лидирующего положения в различных сферах хозяйствования, выделить проблемные и позитивные факторы поддержки, призванные минимизировать риски экономического и социального развития, создавая предпосылки стимулирования инновационных подходов в процессе усиления конкурентоспособности.
Мониторинг конкурентной среды Краснодарского края
Выделяя значимость мониторинга конкурентной среды Краснодарского края, приведем слова министра экономики Краснодарского края А. Руппеля, отметившего, что «развитие конкуренции даст возможность жителям края приобретать товары и услуги по оптимальным ценам, обеспечивая широкий выбор и высокое качество продукции. А для бизнеса здоровая конкуренция – стимул к поиску новых подходов в борьбе за клиента» [6].
Выделение проходящих процессов конкуренции определено мониторингом состояния и развития конкурентной среды, представляющим оценку реальных преимущественных позиций, отслеживание факторов влияния на развитие конкурентоспособности территорий.
Оценку состояния конкурентной среды проведем, используя данные Министерства экономики Краснодарского края о состоянии и развитии конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг [14, 15].
Выделим позиции мониторинга конкуренции Краснодарского края:
‐ предпринимательская оценка конкуренции, данные которой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка конкуренции бизнесом Краснодарского края
Показатели оценки конкуренции
|
2018 г.
|
2019 г.
| ||
Число опрошенных лиц
|
Удельный вес, %
|
Число опрошенных лиц
|
Удельный вес, %
| |
1.
Очень высокий уровень, высокий уровень
|
10587
|
38
|
8399
|
29,6
|
2.
Умеренный уровень конкуренции
|
9656
|
35
|
10813
|
38,1
|
3.
Слабый уровень конкуренции
|
4321
|
16
|
5142
|
18,1
|
4.
Отсутствие конкуренции
|
3071
|
11
|
4020
|
14,2
|
Рассматривая изменения оценки конкуренции предпринимателями Краснодарского края, можно отметить, что количество лиц, участвующих в опросе в 2018 г., составило 27635 человек, в 2019 г. – 28374 человек. Удельный вес по шкале оценки конкуренции показывает, что в 2019 г. снизилось количество предпринимателей и удельный вес, представляющий высокий уровень данного показателя. Возросло количество лиц на 1156 человек и удельный вес на 3,1% в 2019 г., определяющие конкуренцию как умеренную. Положительная динамика прослеживается в оценке слабого уровня или отсутствия конкуренции, о чем свидетельствует увеличение удельного веса опрошенных лиц-предпринимателей.
‐ к факторам, оказывающим влияние на положительную динамику количества конкурентов, относится: появление новых российских и иностранных конкурентов, проводимые изменения в нормативном, правовом регулировании. Определяющим фактором изменения числа конкурентов является появление новых отечественных конкурентов, второе место занимает изменение базы нормативно-правового регулирования, третье –появление новых иностранных конкурентов, о чем свидетельствуют проведенные опросы за период 2018–2019 гг.
Отмечая численное изменение показателей факторов, выделим, что их определение в 2018 г. сложилось путем анкетирования 17809 организаций, в 2019 г. – 18462 субъектов хозяйствования.
Представленные данные позволяют акцентировать внимание на том, что увеличение конкурентов в большинстве случаев обусловлено появлением отечественных и иностранных производителей, создающих предпосылки активизации конкурентной борьбы. Уменьшилось внимание к прочим изменениям и факторам правового характера, оказывающим влияние на конкуренцию в Краснодарском крае за период 2018–2019 гг.
Помимо факторов, обуславливающих положительную тенденцию «соперничества», выделим факторы, снижающие уровень конкуренции на территории Краснодарского края. К таким факторам относятся: уменьшение числа российских и иностранных конкурентов, операции слияния и поглощения, изменения в законодательстве, нормативах, деятельность органов власти, направленная на уменьшение конкуренции. Проведем оценку данных показателей за период 2018–2019 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Динамика факторов, влияющих на уменьшение числа конкурентов на территории Краснодарского края
Наименование факторов
|
2018 г.
|
2019 г.
|
Динамика показателей2018-2019 гг.
(+,-)
| |||
Число опрошенных организаций
|
Удельный вес, %
|
Число опрошенных организаций
|
Удельный вес, %
|
Числа опрошенных организаций
|
Удельного веса, %
| |
1.
Влияние изменений в законодательной, нормативной базе
|
3542
|
26,37
|
232
|
36,25
|
- 3310
|
+9,88
|
2.
Влияние факторов слияния и поглощения компаний
|
2380
|
17,72
|
166
|
25,94
|
-2214
|
+8,22
|
3.
Уменьшение числа российских и иностранных конкурентов
|
1926
|
14,34
|
72
|
11,25
|
-1854
|
-3,09
|
4.
Факторы со стороны органов власти, уменьшающих число конкурентов
|
558
|
4,16
|
90
|
14,06
|
-468
|
+9,9
|
5.
Прочие факторы
|
5024
|
37,41
|
80
|
12,50
|
-4944
|
-24,91
|
6.
Итого
|
13430
|
100
|
640
|
100
|
-12790
|
-
|
Представленная динамика факторов, определяющих снижение конкуренции, в 2019 г. на первое место ставит факторы действующих и изменяющихся нормативов законодательства, негативно воздействующих на развитие конкуренции. Второе место занимают реорганизационные действия слияния и поглощения компаний, что является характерным не только для территории Краснодарского края, но и в целом для Российской Федерации. Данный факт подтверждается оценкой агентства АК&М: в 2019 г. рынок слияний и поглощений достиг 55,7 млрд долл., превышая данный показатель на 32% по сравнению с 2018 г. [9].
Негативным воздействием на развитие конкуренции Краснодарского края оказывают барьеры административного характера, влияющие на организацию и ведение предпринимательской деятельности. Лидирующие позиции в группе негативных факторов административного характера, согласно данным мониторинга, занимают: высокий уровень налогообложения, величина отчислений во внебюджетные фонды, коррупционное воздействие теневой экономики, низкая квалификация работников.
Остановимся более подробно на выделенных негативных аспектах, обусловленных высоким уровнем налогообложения, коррупционной составляющей, оказывающих влияние на снижение конкуренции Краснодарского края, к которым относятся:
‐ рост платежей, осуществляемых субъектами хозяйствования во внебюджетные фонды, высокий уровень налогообложения, что способствует увеличению цен и инфляции. Динамику уплачиваемых и планируемых налоговых платежей по Краснодарскому краю за период 2017–2019 гг. представим графически [10].
Рисунок 2. Величина налоговых платежей, млрд руб.
Источник: составлено авторами на основе данных [10].
Представленные данные свидетельствуют об увеличении платежей субъектами хозяйствования, к которым относятся налог на прибыль и имущество организаций. Отрицательной тенденцией является уменьшение количества организаций, осуществляющих свою деятельность в Краснодарском крае. Если в 2017 г. число организаций составило 139 910 единиц, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло уменьшение на 5551 единицу, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. – на 18 тысяч единиц [12]. Следствием вышесказанного является отрицательное воздействие на активизацию конкуренции на территории Краснодарского края;
- сфера экономической преступности, определенная нарушением правил ведения конкуренции, включающая взяточничество, нарушение антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж. Вышеназванные факторы обуславливают стремление вести недобросовестную конкуренцию, определенную противоречащей законодательству Российской Федерации, справедливости, добропорядочности, и причинения убытков конкурирующим сторонам [1]. Согласно данным прокуратуры Краснодарского края, за 9 месяцев 2019 г. преступления коррупционного характера составили 952 единицы, что выше аналогичного показателя 2018 г. на 215 единиц. Особо распространено взяточничество, увеличение которого в 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 1,28 раза [11].
Обобщая краткий мониторинг конкуренции Краснодарского края, можно сделать следующие выводы:
Вывод 1: оценка конкуренции Краснодарского края в 2019 г., отраженной в мониторинге, свидетельствует об умеренном уровне конкуренции на современном этапе хозяйствования.
Вывод 2: определяющим фактором развития конкуренции в Краснодарском крае является активизация предпринимательской деятельности и появление иностранных конкурентов. Моментами сдерживания «честного соперничества» являются изменения в законодательстве, обуславливающие торможение развития предпринимательства, процессы слияния и поглощения, приводящие к монополизации рынка.
Вывод 3: к емким административным барьерам, сдерживающим конкуренцию в Краснодарском крае, относятся высокий уровень платежей во внебюджетные фонды, теневая экономика, коррупционные факторы.
Точки конкуренции и ее поддержка в Краснодарском крае
Лидирующее положение в Южном полюсе роста занимает Краснодарский край, который по уровню конкурентоспособности занимает 2-е место по России [18]. К основным конкурентам Краснодарского края можно отнести Москву и Московскую, Самарскую, Ростовскую, Свердловскую области, Санкт-Петербург, Республику Татарстан. Значимыми экономическими комплексами, сосредоточенными на территории Краснодарского края, являются: агропромышленный, логистический, торговый, санаторно-курортный, туристический.
Концентрируя внимание на вопросах позиционирования Краснодарского края, отметим, что данная территория является устойчивым регионом, где сконцентрирован потенциал творчества, таланта и инновационных подходов, направленных на возможность стабилизации экономики и социальной сферы. Основываясь на материалах Второй стратегической сессии Краснодарского края, выделим точки конкуренции, базируясь на разделении названного региона на семь зон: Северная, Центральная, Восточная, Черноморская, Краснодарская, Предгорная, Сочинская агломерации [13]. Конкуренция экономических зон Краснодарского края определена стратегической направленностью, представленной в таблице 4.
Таблица 4
Стратегическая направленность экономических зон Краснодарского края
Экономические зоны
|
Стратегия экономической зоны
|
1
|
2
|
Северная
|
Основа: агропромышленный комплекс,
развитие кооперации, направлением которой служит переработка продукции,
расширение рынков сбыта, поддержка взаимосвязей с граничащими территориями
|
Центральная
|
Производство экологически чистой
продукции, насыщение спроса населения
|
Восточная
|
Развитие промышленности, логистики.
Осуществление деятельности по активизации процессов инвестирования. Оптимизация использования природных ресурсов |
Черноморская
|
Развитие туризма,
санаторно-курортного, транспортного, инженерного комплекса
|
Краснодарская
агломерация
|
Развитие финансового, социального,
культурного центра с развитой социальной инфраструктурой
|
Предгорная
|
Формирование экологически безопасной
территории, гармоничного общества
|
Сочинская
агломерация
|
Развитие туризма, санаторно-курортного
комплекса
|
Источник: составлено авторами на основе данных [13].
Обращая внимание на занимаемые позиции, согласно стратегиям, отметим, что лидером конкуренции является агропромышленный, туристский, санаторно-курортный, логистический комплексы.
Точками агропромышленного развития являются Северная, Центральная, Восточная, Предгорная экономические зоны. Конкурентные зоны агропромышленного комплекса проявляются развитием продукции животноводства, расширением сферы растениеводства, активизацией ведения рыбоводческого хозяйства. Направления взяты на семеноводство, селекционную работу в животноводстве. Ключевые позиции в агропромышленной Восточной экономической зоне Краснодарского края занимают Новопокровский, Тбилисский, Белоглинский, Кавказский районы.
Точками сосредоточения транспортно-логистического комплекса являются г. Краснодар, Центральная экономическая зона Краснодарского края, в состав которой включаются: Кореновск, Крымск, Усть-Лабинск, Тимашевск. Транспортно-логистический комплекс определен развитием:
- морского терминала в г. Приморско-Ахтарск;
- заготовительной сети продукции сельского хозяйства;
- сервисного обслуживания транспортных коридоров;
- обработкой грузов;
- воздушными грузовыми перевозками;
- использованием легкорельсового общественного транспорта.
Приоритетной зоной промышленности Краснодарского края является Восточная экономическая зона, в которой сосредоточено сельскохозяйственное машиностроение, вагоностроение, металлообработка, легкая промышленность, химическое производство. Центрами промышленности в Краснодарском крае является г. Армавир, в котором сосредоточена легкая промышленность, машиностроение, предназначенное для пищевой сферы, сельского хозяйства, производство конструкций из металла, вагоностроение, продукция медицинского назначения; на территориях г. Кропоткина, Тихорецкого района сосредоточен потенциал производства оросительных систем, сельскохозяйственного машиностроения.
Санаторно-курортное развитие, туристические комплексы сосредоточены на побережье Черного моря, являющемся «южными воротами России», в Северной экономической зоне. Зонами конкуренции являются: лечебно-оздоровительный, круизный, событийный, агротуризм, пляжный отдых, яхтинг, бальнеолечение, караванинг.
Низкими рейтинговыми конкурентными позициями в ранжировании конкуренции является сфера социальных услуг, инновации.
Планируемыми приоритетными проектами, направленными на повышение конкуренции Краснодарского края, являются:
- «Север Кубани»: инженерные инфраструктурные преобразования;
- «Порт Ейск»: увеличение грузооборота;
- ведение работ, направленных на кластеризацию санаторно-курортной, туристской зоны.
Определение точек конкуренции Краснодарского края позволяет выделить масштабность возможностей данной территории, высокий экономический, социальный потенциал развития, раскрывающий преимущественные возможности «честного соперничества».
Согласно данным Администрации Краснодарского края, лидерами по содействию развитию конкуренции является Новокубанский район и город Новороссийск [8].
Климат содействия развитию конкуренции определен регуляционными направлениями, вектором которых является правовая, организационная основа, построенная на взаимодействии антимонопольных органов, судов, юридических и экономических сообществ, что позволяет активизировать внедрение механизмов защиты конкуренции, оптимизировать стандарты, совершенствуя антимонопольную политику [17].
Регулятивную действенность поддержки конкуренции необходимо осуществлять, минимизируя негативные факторы в сфере закупочной деятельности, и проводимыми работами с государственными заказами, координацией функционирования естественных монополий, решением проблем равного доступа к финансовым ресурсам государства.
Вопросы активного содействия поддержке конкуренции отражены в Указе Президента Российской Федерации № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», выделяющих совершенствование, принципы государственной политики, направленные на оптимизацию конкурентной среды [2].
Отмечая развитие конкуренции Краснодарского края, выделим правовую направленность, обеспечивающую поддержку отраслевой территориальной конкуренции, формирование рейтинга городских округов и муниципальных районов вышеназванной территории.
Выделение конкурентного позиционирования городов и муниципалитетов Краснодарского края основывается на оценке, построенной на утвержденной Приказом министерства финансов методике, определяющей процедуру формирования рейтинга с точки зрения потенциальных возможностей, направленных :
- на увеличение инвестиционной привлекательности;
- усиление налогового потенциала.
В свою очередь, определяется возможность дополнительной поддержки конкуренции Краснодарского края [5].
Развитию конкуренции способствует работа Совета по содействию и развитию конкуренции в Краснодарском крае, деятельность которого регламентируется Положением о Совете по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае [4].
Выделяя приоритетные направления развития конкуренции, Советом по содействию развития конкуренции выделены следующие точки:
‐ социально значимые рынки, в состав которых включается рынок услуг дошкольного образования, детского отдыха, здоровья и оздоровления, образования;
‐ рынок сельскохозяйственной продукции;
‐ рынок бытовых услуг.
Поддержка конкуренции со стороны органов исполнительной власти определяется взаимными действиями уполномоченных органов Краснодарского края с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, совместная работа которых обозначит приоритетные направления, позволит избежать нарушений, выявит необходимость содействующих действий, развивающих преимущественное отраслевое позиционирование края.
Заключение
Изложенный материал, проведенная оценка точек конкурентоспособности Краснодарского края позволяют выделить проблемы, оказывающие влияние на уменьшение числа конкурентов, к которым можно отнести следующие:
1. Изменения в законодательной, нормативной базе.
2. Проходящие процессы слияния и поглощения компаний.
3. Снижение заинтересованности зарубежных конкурентов, определенное уменьшением их количества на рынке Краснодарского края.
4. Наличие барьеров административного характера, включающих высокий уровень налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды.
5. Большую тревогу вызывает рост экономической преступности и коррупции.
Снижение рисковых ситуаций в сфере конкуренции является следствием выделения стратегических экономических зон Краснодарского края, позволяющих реально оценить потенциальную возможность территории, обеспечивая дополнительное развитие отраслей, взаимодействующих с лидерами-конкурентами.
Особое внимание необходимо заострить на действиях, направленных на активизацию планирования и оптимизацию инженерных инфраструктурных преобразований, увеличение потоков грузооборота, кластеризацию санаторно-курортной, туристской зоны.
Содействием в развитии конкуренции территории Краснодарского края является взаимодействие антимонопольных органов, юридических и экономических сообществ.
Дальнейшие вопросы исследования определяются изучением социально значимых рынков, рынка бытовых услуг, сельскохозяйственной продукции, требующих в силу своей специфичности неустанного похода и внимания, обусловленных процессами конкуренции.
References:
Abramyan G.A. (2020). Analiz konkurentosposobnosti ekonomiki rossiyskikh regionov v usloviyakh borby za investitsii [Analysis of the russian regions competitiveness in the context of the struggle for investment]. Journal of International Economic Affairs. (3). 879-898. (in Russian).
Bobrova V. V., Korabeynikov I.N., Bantikova O.I. (2017). Metodika kompleksnoy otsenki razvitiya konkurentsii [A methodology for the integrated assessment of the development of competition in the region]. Regional Economics: Theory and Pactice. (9). 1598-1614. (in Russian).
Ezrokh Yu. S. (2014). Genezis i evolyutsiya teorii konkurentsii v trudakh ekonomistov do Dzh. Robinson i E. Chemberlena [Genesis and evolution theory of competition in the works economists before j. robinson and e. chamberlin]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (4). 71-87. (in Russian).
Kaybalina N.B. (2018). Vliyanie tenevyh ekonomicheskikh otnosheniy na konkurentosposobnost regionov [Competitiveness and shadow economic relations]. Shadow Economy. (3). 89-103. (in Russian).
Kurnysheva I.R. (2019). Konkurentnyy faktor strukturnoy modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Competitive factor of structural modernization of the russian economy]. Modern competition. (3 (75)). 16-25. (in Russian).
Medvedeva N.V. (2019). Instrumentariy razvitiya konkurentsii v subektakh Rossiyskoy Federatsii [Tools for the development of competition in the subjects of the russian federation]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1785-1798. (in Russian).
Palgova V.O. (2019). Konkurentosposobnost gorodov v usloviyakh prostranstvennogo rosta [The competitiveness of cities in terms of spatial growth]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1817-1826. (in Russian).
Pechatkin V.V. (2019). Konkurentoustoychivost regionov Rossii: tendentsii, problemy i puti ikh resheniya [Competitive sustainability of russian regions: trends, problems and ways of solution]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 803-820. (in Russian).
Pokramovich O.V. (2018). Strukturnaya kharakteristika konkurentosposobnosti regiona [Structural characteristic of the region\'\'s competitiveness]. Heory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies. (1(35)). 11-14. (in Russian).
Ryazanov A. A. (2017). Evolyutsiya teorii konkurentsii [Evolution of the theory of competition]. Vestnik Moskovskogo universiteta imen S.Yu. Vitte. Seriya 1. Ekonomika i upravlenie. (2 (21)). 21-30. (in Russian).
Schepakin M.B. (2020). Modernizatsionnaya sostavlyayushchaya ekonomiki regiona v obespechenii ekonomicheskogo rosta i innovatsionnogo razvitiya [Modernization component of the regional economy in ensuring economic growth and innovative development]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 249-276. (in Russian).
Tamov K. A., Tamova M. K., Tolokonikov A. S. (2017). Evolyutsiya roli konkurentnyh preimushchestv byudzhetno-defitsitnyh regionov Yuga Rossii s ikh strategicheskom razvitii [Evolution of the role competitive advantages of the budget-deficit regions of the sothern russia in their strategic development]. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \\. (1(195)). 49-54. (in Russian).
Tumenova S.A., Zherukova A.B. (2018). Voprosy obespecheniya konkurentosposobnosti ekonomicheskikh sistem v innovatsionnoy ekonomike [Issues of ensuring the economic systems competitiveness in innovation economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 453-464. (in Russian).
Vazhenina I. S., Vazhenin S. G., Sukhikh V. V. (2016). Konkurentsiya regionov za doverie: osobennosti stanovleniya [Regional competition for confidence: features of formation]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (4(46)). 72-87. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:45