Promotion of women's entrepreneurship with children by employment agencies

Pashkova S.E.1, Mirzabalaeva F.I.2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Russia
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 11 (November 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44438889
Cited: 3 by 24.01.2023

Abstract:
The involvement of women with young children in the entrepreneurial activity is increasingly considered as an additional source of replenishment of labour resources and improvement of the welfare of families with children. However, being on parental leave often leads to the loss of some professional skills, and the place of work can undergo significant organizational transformations. The external and internal environment of the organization is changing, so there are acute issues of developing targeted assistance in creating a small business, as well as teaching the basics of entrepreneurship. In the article, the authors made an attempt to analyze the main normative documents in the promoting women's entrepreneurial initiative, regional experience in this field, trends in women's vocational training, directions for expanding women's employment through the introduction of flexible forms of employment, distance employment, and the development of appropriate infrastructure.

Keywords: promotion of entrepreneurship, women's self-employment, entrepreneurial initiative, state employment service, women with young children, regional experience of women's self-employment

JEL-classification: J21, J29, J49



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на рынке труда в уязвимом положении находятся наименее защищенные категории граждан, в том числе и женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери. После отпуска по уходу за ребенком у женщин могут возникнуть трудности, связанные с изменением требований к их функциональным обязанностям и профессиональным навыкам, поэтому необходимо получение новых или актуализация старых профессиональных навыков, знаний. Одно из важных направлений содействия трудоустройству женщин – стимулирование самозанятости, предпринимательства, что предполагает формирование новых профессиональных навыков. Профессиональное обучение сегодня является востребованной государственной услугой среди женщин, позволяющей им соответствовать современным требованиям рынка труда и в дальнейшем при выходе на работу обладать достаточными компетенциями, необходимыми работодателю.

Цель – исследовать риски, характерные для женщин с малолетними детьми при организации самозанятости, и роль органов занятости населения в формировании соответствующих навыков через систему профподготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Новизна исследования заключается в обосновании мер, способствующих реализации предпринимательской инициативы женщин с малолетними детьми, на основе обобщения региональных практик в данной области.

Авторская гипотеза заключается в том, что услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации оказались востребованнее женщинами исследуемой группы, чем в предыдущие годы, в связи с изменением нормативной базы по созданию новых условий по поддержке женщин с детьми и дополнительным финансированием по национальным проектам.

Методологической основой исследования послужили труды российских специалистов и новая нормативно-правовая база по регулированию труда женщин с малолетними детьми.

Информационной базой исследования послужили данные отчетности Роструда, а также статистические данные Росстата, характеризующие труд и занятость женщин с детьми. Результаты исследования могут способствовать разработке оперативных комплексных мер, направленных на поддержку предпринимательской деятельности женщин с малолетними детьми.

В Указе Президента Российской Федерации № 606 «О мерах по реализации демографической политики» от 7 мая 2012 года говорится о необходимости «принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». [1]

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы предусматривает: создание условий для получения профобразования в инновационных областях экономики; формирование новых компетенций и квалификаций, в том числе и для работы в предпринимательской сфере; обеспечение участия женщин в развитии объектов инфраструктуры социального предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности и востребованности на рынке труда женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в т.ч. за счет профессионального обучения и допобразования женщин; расширение масштабов и сфер применения гибких форм занятости, способствующих совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями; создание и развитие институциональной инфраструктуры поддержки самозанятости, предпринимательской деятельности женщин, в т.ч. ресурсных центров социально ориентированных НКО и центров инноваций социальной сферы и т.д. [2]

В рамках национального проекта «Демография» предусмотрено финансирование региональных программ (проектов) по организации переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в том числе основам предпринимательской деятельности. [3] На период второго этапа реализации данного проекта (2019–2024 годы) предусмотрено увеличить долю женщин, которые прошли переобучение и трудоустроились, до 230 тыс. (40–50 тыс. женщин ежегодно с 2020 г. по 2024 г.). В 2020–2024 гг. предусмотрено финансирование в 11 млрд рублей (или в среднем чуть менее 50 тыс. руб. на обучение одной женщины) [12].

Интересным, на наш взгляд, является исследование, проведенное экспертами ВШЭ, в котором проанализированы особенности занятости женщин с детьми разного возраста. С ростом числа детей, согласно исследованиям авторов, снижается уровень женской занятости, потому что совмещение материнства и занятости становится сложнее. Так, среди женщин с одним ребенком занятость составляет 80%, с двумя – 75%, с тремя и более детьми – 64% [5, с. 35] (Karabchuk, Nagernyak, 2013, р. 35).

Важными следствиями «коронакризиса» стала рекордно низкая доля доходов от предпринимательства в общей структуре доходов населения, переход значительной части работающего среднего класса предпринимателей (6,1%, по расчетам экономистов ВШЭ) в категорию бедных [7] (Kravchenko, 2020).

В научном сообществе в основном признается тезис о том, что развитие предпринимательской инициативы среди безработных граждан, имеющих детей, является перспективным с позиций решения проблем трудоустройства, оценки важности развития этой формы занятости [1] (Antonova, Kuraeva, Mirzabalaeva, 2017).

Исследователи отмечают, что важнейшим результатом последних десятилетий стало отстаивание женщинами права на активное участие в бизнес-процессах. В 2016 году 93% опрошенных россиян не отрицали, что женщины могут успешно заниматься предпринимательством, в то время как сами женщины предпринимательский потенциал признавали несколько ниже – 88% [10, с. 30] (Mikhaylova, 2016). Пиньковецкая Ю.С., исследуя вопросы мотивированности женщин к предпринимательству, отмечает, что почти половина безработных проявляли интерес к предпринимательству, в т.ч. на основе самозанятости (существенную роль при этом сыграли программы, направленные на субсидирование занятости в регионах) [11, с. 45] (Pinkovetskaya, 2018, р. 45).

Однако необходимо учитывать, что существуют и другие точки зрения. Так, по мнению Кузьменко Т.В., безработных граждан, открывающих свое дело при содействии органов занятости, можно отнести к так называемым вынужденным предпринимателям. Для них основными причинами открытия своего дела являются следующие факторы: неудовлетворенность работой, неудобный график работы, долгий перерыв в работе и потеря профессиональных навыков. Существующая тенденция сокращения рабочих мест в государственном секторе и недостаточный выбор вариантов занятости с высокой заработной платой выступают толкающими факторами выбора в пользу начала бизнеса или самозанятости [8] (Kuzmenko, 2018).

Ранее один из авторов данной статьи принимал участие в совместном исследовании «ВНИИ труда» Минтруда России и СпбГУ «Социологический анализ социальных установок и диспозиций населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: объективная ситуация» [4], одним из результатов которого явилось определение рисков самозанятости глазами работающего населения: необходимость платить налоги при нерегулярном и низком доходе, социальная незащищенность, отсутствие (недостаточность) опыта и навыков предпринимательства и т.д. (рис. 1) [9] (Mirzabalaeva, Zabelina, 2019).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопросы о рисках при переходе на самозанятость по полу (в %)

Источник: составлено на основе совместного исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного университета и «ВНИИ труда» Минтруда «Социологический анализ социальных установок и диспозиций населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: объективная ситуация».

Данные риски важно учитывать и по возможности минимизировать при стимулировании и подготовке безработных женщин с малолетними детьми к занятию предпринимательской деятельностью, направлении на профобучение и получении дополнительного образования.

Группа исследователей, оценивая риски реализации мероприятий по профобучению и допобразованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, отметили следующие: низкая готовность специалистов центров занятости к работе с новой категорией граждан или в новом нормативно-правовом поле реализации мероприятий, несоответствие содержания программ обучения женщин данной категории их актуальным потребностям в профессиональном развитии, отсутствие возможности организации присмотра за ребенком в период обучения, неучастие государственных образовательных учреждений в проведении обучения женщин данной категории и др. [4, с. 1166–1167] (Ilyin, Bordyugova, Ilves, 2019, р. 1166–1167).

Данные точки зрения еще раз подчеркивают актуальность проблематики, выбранной авторами для исследования.

ПРОФОБУЧЕНИЕ И СОДЕЙСТВИЕ САМОЗАНЯТОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА БЕЗРАБОТНЫМИ ЖЕНЩИНАМИ С ДЕТЬМИ

Рассмотрим динамику в области профессионального обучения и самозанятости женщин. В 2019 году численность женщин, обратившихся за предоставлением данной государственной услуги в службы занятости населения, составила 18,2 тыс. человек (в аналогичном периоде 2018 года – 17,4 тыс. женщин). Мы можем наблюдать устойчивый рост показателей приступивших к профобучению и дополнительному образованию за последние годы, что свидетельствует о росте потребности в данных услугах и создании в субъектах Российской Федерации дополнительных условий, способствующих совмещению обучения женщин с расширением сети дошкольных учреждений (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика изменения показателей численности обратившихся женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, за предоставлением государственной услуги (количество поступивших заявлений) и приступивших к профобучению (количество приказов о зачислении на профобучение, получение ДПО), тыс. человек

Источник: составлено авторами по данным федерального статистического наблюдения Роструда.

В 2020 году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в первом полугодии 2020 года были приостановлены мероприятия, связанные с обучением и переобучением женщин-матерей. Но в настоящий момент они восстановлены, но преимущественно в дистанционном режиме. По данным Минтруда России, повышенный спрос на соответствующие услуги по обучению позволил снизить риск недостижения показателей по численности обученных граждан (на 1 июля 2020 года направлены на переобучение и повышение квалификации 21,8 тыс. женщин, имеющих детей дошкольного возраста, или 54,6% плановой численности по всем субъектам Российской Федерации).

Приведенные данные на рисунке 3 показывают, что наибольшая доля завершивших профессиональное обучение женщин прошли переподготовку и повысили свою профессиональную квалификацию, в том числе и по основам предпринимательской деятельности. Две другие категории, завершившие профобучение (получившие профессиональную подготовку и повышение квалификации) – на 1,6% и 3,8%.

Рисунок 3. Динамика изменения удельного веса женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, завершивших профобучение по направлению служб занятости населения (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации), %

Источник: составлено авторами по данным федерального статистического наблюдения Роструда.

О растущей востребованности услуги по содействию самозанятости, развитию предпринимательства среди безработных граждан свидетельствуют данные о ежегодном приросте абсолютной численности безработных граждан – получателей услуги и их доли в составе безработных. По данным Минтруда России, численность безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, в 2019 году составила 127,3 тыс. человек (аналогичный показатель 2018 года составил 97,2 тыс. человек). В целом численность получателей выданных заключений с 2015 по 2019 г. выросла почти в полтора раза, а в 2018 году по сравнению с предыдущим 2017 годом – на 30,0%. [5]

Данные тенденции существенно изменились в первом полугодии 2020 года. Численность безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, в первом полугодии 2020 г. составила 52,3 тыс. человек (аналогичный показатель первого полугодия 2018 г. – 63,7 тыс. человек) (рис. 4). [6]

Рисунок 4. Динамика численности получателей услуги по содействию самозанятости безработных (получателей выданных заключений) (2015–2019 гг. (в целом за год и полугодие)), тыс. чел.

Источник: составлено авторами по данным федерального статистического наблюдения Роструда.

Показателем эффективности результата оказания государственной услуги по содействию самозанятости и организации собственного дела безработными гражданами является их доля в общем числе зарегистрированных безработных. Так, удельный вес численности безработных, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, в общей численности зарегистрированных в данный период безработных граждан составил 7,9% в целом в 2019 году по Российской Федерации и существенно превысил установленный Минтрудом России норматив доступности по этой услуге – 3,0%. Если сравнивать данные по полугодиям, то в 2020 году рассматриваемый показатель снизился по сравнению с 2019 годом и составил 6,4% (рис. 5). Это связано с нарастанием негативных тенденций в экономической деятельности в стране в целом и снижением численности безработных граждан, желающих открыть свое дело в условиях нарастающей неопределенности. Можно предположить, что по итогам 2020 года ситуация существенно не изменится.

Рисунок 5. Удельный вес численности безработных, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, в общей численности зарегистрированных в данный период безработных граждан, %

Источник: составлено авторами по данным федерального статистического наблюдения Роструда.

По данным «Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости)», который проводит Минтруд России, в первом полугодии 2019 году среди субъектов Российской Федерации наибольшее количество безработных граждан, принявших участие в мероприятиях активной политики занятости по содействию самозанятости и организации собственного дела, отмечено в Чувашской Республике, Калужской, Магаданской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО и других регионах. [7]

Наряду с этим низкий уровень интегрального индекса качества государственных услуг отмечается в Челябинской области, республиках Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике и Чукотском автономном округе. Важно отметить, что данные тенденции отмечаются в течение последних трех лет, что указывает на то, что требуется усиление роли органов исполнительной власти данных регионов, осуществляющих полномочия в области содействия занятости, в реализации мероприятий по развитию предпринимательства среди обратившихся за данной услугой безработных граждан.

Абсолютные показатели в 2019 году в целом по Российской Федерации – численность безработных граждан, открывших собственное дело (оформивших регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя) составила 12 115 человек (аналогичный показатель 2018 года – 12 573 человека). А в первом полугодии 2020 г. численность безработных граждан, открывших собственное дело, составила всего 4 298 человек (аналогичный показатель первого полугодия 2019 г. – 6 145 человек). Следовательно, в текущем году может существенно снизиться показатель численности предпринимателей из числа бывших безработных граждан, открывших новый бизнес при поддержке органов занятости населения.

Важно учитывать, что доля родителей несовершеннолетних детей, которым была оказана услуга по содействию в организации предпринимательства, самозанятости на протяжении последних четырех лет составляет около 36%, то есть из всех безработных граждан, которые изъявили организовать собственное дело, каждый третий имел несовершеннолетних детей. Причем, как показал анализ, среди организовавших собственное дело родителей несовершеннолетних детей две трети составляли – женщины.

Данные рисунка 6 также свидетельствуют о существенном росте оказанных услуг по содействию самозанятости, организации предпринимательства при активном содействии органов занятости населения.

Рисунок 6. Динамика показателей предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработным гражданам, в том числе женщинам в РФ в 2016–2019, тыс. человек

Источник: составлено авторами по данным федерального статистического наблюдения Роструда.

Это обусловлено созданием в субъектах Российской Федерации дополнительных условий, способствующих совмещению обучения женщин с расширением сети дошкольных учреждений, предоставлением женщинам возможности обучения основам предпринимательской деятельности, а также приоритетным правом на получение преференций по выделению единовременной финансовой помощи на организацию нового бизнеса (в ряде субъектов Российской Федерации). Наряду с этим во многих регионах действуют отдельные программы регионального уровня по содействию женского предпринимательства. В ряде случаев органы занятости оказывают содействие женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, в получении дополнительных средств на организацию бизнеса (региональные фонды, социальные службы, муниципальные программы и др.).

Рассматриваемая услуга наиболее востребована со стороны безработных граждан, проживающих в сельской местности. Ориентация на предпринимательскую деятельность в условиях сельской местности является значимым ресурсом, позволяющим обеспечить занятость населения.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН С МАЛОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

Реализация службами занятости населения в субъектах Российской Федерации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения их к трудовой деятельности.

В г. Москве, например, действует Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, в котором стороны приняли на себя обязательства создавать условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, после отпуска, связанного с беременностью и родами, уходом за ребенком, обеспечивать их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы. За работодателями закреплено обязательство в оказании содействия в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида, а также принимать меры по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности вследствие рождения детей; применять гибкие графики работы, сокращенный рабочий день для лиц с семейными обязанностями. [8]

Соглашением между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2016–2018 годы были предусмотрены обязательства по улучшению положения женщин на рынке труда, созданию условий для повышения конкурентоспособности женщин в период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет через организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда. По данным АИАС «Социальное партнерство Саратовской области», льготы работающим женщинам, совмещающим трудовые и семейные обязанности, предусмотрены в 1544 коллективных договорах (31% от общего количества) и в 72 соглашениях (39% от общего количества). [9]

Так, Департамент занятости населения Свердловской области совместно с региональной общественной организацией «Форум женщин Урала» в 2018 году провел обследование влияния профессионального обучения (переобучения) женщин – жительниц области на возобновление ими трудовой деятельности и развитие профессиональной карьеры. Как показали итоги опроса, поиск лучшей работы, восстановление утраченных и приобретение новых знаний (компетенций), карьерные устремления составляют ядро ценностных ориентаций женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, по отношению к непрерывному профессиональному образованию на этапе рождения и воспитания детей дошкольного возраста. По мнению респондентов, полученные знания и компетенции они планировали применить как в целях ускорения/смягчения периода адаптации к трудовой деятельности (при возвращении в прежнюю организацию), так и в целях повышения конкурентоспособности (при планировании смены прежней работы / места работы для обеспечения более высокого заработка, гибкого/удобного графика работы, близости к дому), а также для обеспечения дополнительного заработка или организации собственного дела [3] (Gerasimova, Shilina, 2018).

В текущем году в Республике Карелия минимальная сумма финансовой помощи на открытие бизнеса безработными в регионе была увеличена со 100 до 200 тыс. руб. Но для отдельных категорий граждан предусмотрены повышенные выплаты. Во втором квартале безработные женщины, имеющие несовершеннолетних детей, могут получить единовременно до 250 тыс. рублей. Такая же сумма выделяется на организацию собственного дела в сельском хозяйстве (растениеводство, животноводство, рыбоводство, лесоводство, лесозаготовка), а также в сферах строительства, сферы услуг [13].

Администрацией Калининградской области принято решение о выделении субсидии из областного бюджета на открытие собственного дела женщинами (в размере 100 тыс. рублей на 1 человека). В первом полугодии 2018 года проведено 80 ярмарок вакансий, в которых приняли участие более 1 500 лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе находящихся в отпуске по уходу за ребенком [2].

Таким образом, проведенные исследования в регионах показали высокий уровень заинтересованности женщин, имеющих детей дошкольного возраста, в получении государственных услуг по прохождению профессионального обучения по направлению служб занятости населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие эксперты приходят к выводу о том, что реализация региональных целевых программ занятости и соответствующих подпрограмм по развитию самозанятости безработных граждан недостаточно эффективна. Основными преградами при реализации мероприятий по развитию предпринимательской инициативы незанятых граждан являются:

- недостаточная устойчивость созданных малых предприятий незанятыми гражданами (более четверти созданных малых предприятий при содействии службы занятости ликвидируются, преимущественно в течение первых двух-трех лет);

- недостаточно налаженное информирование населения о программах по содействию самозанятости, организации собственного дела;

- отсутствие преференций для отдельных групп безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве (многодетные родители, женщины, имеющие малолетних детей, родители, имеющие детей-инвалидов, и др.) в ряде подпрограмм и программ по содействию занятости населения на региональном уровне;

- отсутствие мер по предоставлению дополнительных налоговых льгот, денежных кредитов, полноценной государственной поддержки со стороны администрации городов, сел, районов для отдельных групп безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве;

- невысокий уровень выделяемой финансовой помощи;

- непрозрачность механизма проведения тестирования, которое направлено на определение готовности к организации предпринимательской деятельности, а также наличия соответствующих знаний и навыков [6, с. 108] (Kopalkina, Ilshtakova, 2020, р. 108).

К барьерам, препятствующим развитию женского предпринимательства, также относят отсутствие необходимого опыта работы в бизнесе; недостаток собственных финансовых средств при создании бизнеса, сложности в получении кредитов и др.

Для развития женского предпринимательства необходимо создание определенных преференций, которые предусматривают: льготное кредитование; упрощенную регистрацию; предоставление помещений для функционирования бизнеса; профессиональную подготовку в соответствии с потребностями развивающегося бизнеса; помощь в сбыте продукции. Эффективными могут стать также и некоторые налоговые послабления для предприятий, зарегистрированных и управляемых женщинами на муниципальном уровне. Важно развивать социальную инфраструктуру для ухода за меленькими детьми и оказания различных социальных услуг (в том числе и за счет работодателя).

[1] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Электронный ресурс: - Режим доступа: http://base.garant.ru/70170932/ (дата обращения: 03.11.2020)

[2] Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 марта 2017 г. №410-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIYRmcucV4jdNihEmTOUe.pdf (дата обращения: 02.11.2020)

[3] Паспорт национального проекта «Демография» утвержден п.2, р.III Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. № 10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/72158122/ (дата обращения: 02.11.2020)

[4] Совместный исследовательский проект Санкт-Петербургского государственного университета и ВНИИ Труда Министерства Труда РФ, проведен на базе Ресурсного центра социологических и Интернет-исследований СПбГУ с использованием компьютерной системы для проведения телефонных опросов / CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Научный руководитель проекта д-р. социол. наук., доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Мальцева. В рамках всероссийского телефонного опроса, проведенного в июня – сентябре 2018 г. были опрошены 1634 граждан РФ в возрастном диапазоне 18-59 лет, занятые трудовой деятельностью, приносящей доход.

[5] Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2018 году. Электронный ресурс: - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1304

[6] Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2019 году. С. Электронный ресурс: - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1312

[7] Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2019 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1312 (дата обращения 04.11.2020)

[8] Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, подписанное 8 октября 2018 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/kos/documents/dokumenty/view/219231220/ (дата обращения: 01.11.2020)

[9] Доклад о реализации в Саратовской области в 1 полугодии 2018 года мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zanas.saratov.gov.ru/podderzhka-zhenshchin/analytical/31082018.doc. (дата обращения: 21.10.2020)


References:

Antonova G.V., Kuraeva L.N., Mirzabalaeva F.I. (2017). Zhenshchiny, imeyushchie detey, na rynke truda: problemy sodeystviya zanyatosti [Women in labor market with pre-school children: employment assistance problems]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (10). 39-47. (in Russian).

Gerasimova M. G., Shilina L. V. (2018). Razvitie trudovogo potentsiala rabotnits s detmi do 3 let posle professionalnogo obucheniya (pereobucheniya) po napravleniyu sluzhby zanyatosti (Opyt Cverdlovskoy oblasti) [Development of the labor potential of employees with children under 3 years of age after vocational training (retraining) in the direction of the employment service (Experience of the Sverdlovsk region)] Demographic and family policies in the context of the sustainable development goals. 297-304. (in Russian).

Ilyin S.M., Bordyugova N.A., Ilves G.N. (2019). O riskakh pri realizatsii meropriyatiy po zanyatosti zhenshchin, imeyushchikh detey doshkolnogo vozrasta [About the risks in the implementation of measures for employment of women with preschool children]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 1159-1168. (in Russian).

Karabchuk T., Nagernyak M. (2013). Determinanty zanyatosti dlya materey v Rossii [Determinants of employment for mothers in Russia]. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki. (1). 25-48. (in Russian).

Kopalkina E.G., Ilshtakova N.V. (2020). Regionalnyy opyt sodeystviya samozanyatosti i razvitiya malogo predprinimatelstva bezrabotnyh grazhdan [Regional experience in promoting self-employment and small business development of unemployed citizens]. Sotsialnaya kompetentnost. (1 (15)). 100-109. (in Russian).

Kuzmenko T. V. (2018). Vynuzhdennoe predprinimatelstvo: problemy i puti ikh preodoleniya [Forced entrepreneurship: problems and ways to overcome them]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiya. (3). 110-117. (in Russian).

Mikhaylova E.A. (2016). Realizatsiya professionalnogo potentsiala rossiyskikh zhenshchin: sotsiologicheskoe izmerenie [Implementation of professional capacity of russian women: sociological dimension]. Zhenschina v rossiyskom obschestve. (3). 25-38. (in Russian).

Mirzabalaeva F.I., Zabelina O.V. (2019). Gotovnost rabotayushchikh zhenshchin k aktivnomu povedeniyu na rynke truda [Willingness of working women to engage in active labor market behavior] The future of work: global challenges and regional development. 316-320. (in Russian).

Pinkovetskaya Yu.S. (2018). Zhenskaya predprinimatelskaya aktivnost i ee otraslevaya struktura [Women's entrepreneurial activity and its sectoral structure]. Bulletin of Omsk University Series \. (4(64)). 126-137. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:45