Technological transformation of tax authorities and building interaction with taxpayers, taking into account their expectations and needs
Deeva T.V.1
1 Институт проблем рынка РАН, Russia
Download PDF | Downloads: 16 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 9 (September 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44263607
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
At a time when the modern world is on the threshold of a new industrial revolution Industry 4.0, the study of the features of electronic digital services in the field of taxation is relevant and timely.
The purpose of this article is to analyze the processes of technological transformation of tax authorities and build interaction with taxpayers taking into account their needs and expectations, as well as to identify ways to improve its effectiveness.
The subject of the research is the relations that arise in the process of technological transformation of tax authorities and building interaction with taxpayers in connection with their expectations and needs.
The methodology includes general scientific methods: analysis, synthesis, induction, deduction.
Results. It is shown that the components of effective implementation of digitalization in fiscal authorities and business structures are the formation of customer service; expansion of partnership and cooperation; application of innovative methods of working with data; introduction of new technologies. It is argued that changes in the interaction of companies and tax authorities due to digitalization will expand the scale of their activity through the ability to work remotely, as well as through reducing the impact of regional emancipation on the development of these business structures, etc.
The article reveals the features of applying technological solutions in taxation, which include compliance solutions, insight solutions, process management, infrastructure for ensuring work on all types of solutions in general.
Conclusions. The priorities of the latest tax policy should be as follows: its globalization and interstate exchange of tax information, updating of fiscal terminology, expansion of the tax base through the incorporation of new methods and technologies of tax control. The necessity of electronic digital services in the context of paying taxes by the payer and their administration by the state is justified.
Keywords: tax authorities, FTS, digital technologies of tax administration, technological transformation, taxpayer's electronic cabinet
JEL-classification: H29, H39, O33
Введение
Направлением мировой экономики на текущий момент являются идеи, технологические решения и принципы, которые берет за основу четвертая промышленная революция (Industry 4.0). Она расценивается бизнесом, учеными и государствами как ранее неизвестный подход, способный обеспечить максимально простым и функциональным инструментарием процессы администрирования и в целом управление публичными финансами с учетом интересов каждого из стейкхолдеров. Ключевым процессом Industry 4.0 стала диджитализация (или цифровизация). Она объясняет процесс перевода информации из аналогового формата в цифровой, это организация нескольких разнообразных сфер общественной жизни с помощью технологий цифровой связи. Это также процесс использования цифровых технологий для создания добавленной стоимости [11–12]. (Frank, Mendes, Ayala, Ghezzi, 2018; Gobble, 2018) Первые шаги Industry 4.0 совершила в нескольких развитых странах, но была признана как новое направление вследствие немецкого государственно-частного партнерства с целью создания «умных» заводов, обеспечивших содействие цифровых технологий и человека. На сегодняшний день в любом развитом государстве утверждены программы развития и поддержки Industry 4.0. Так, в Германии это «High-Tech Strategy 2020», в США – «Advanced Manufacturing Partnership», в Китае – «Made in China 2025», во Франции – «La Nouvelle France Industrielle». В данных программах зарубежные страны учитывают сложность отношений в тех или иных сферах и их успешную синергию. Все это ведет к построению сложных взаимосвязей между отраслями, одновременно, упрощающих их реализацию и затрудняющих контроль этих отношений как количественно, так и качественно. Конфликты интересов и затратность контроля вызывают сомнения в условиях соблюдения партнерских отношений со стороны каждого из участников. В финансовом аспекте актуальным инструментом, доступным для каждого клиента, является платформа электронного личного кабинета налогоплательщика. Вместе с тем преобразование, разрозненность базы мониторинга условий партнерства создают новые вызовы, как для налогоплательщиков, так и для всей налоговой системы. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность рассматриваемой темы.
Обзор литературы
Идеи цифровизации в государственных финансах не новы, однако возникает потребность их дальнейшего развития. В двадцатом веке налоговую проблематику исследовали выдающиеся ученые-экономисты: Дж. Мирлис [8, 9, 14] (Banks, Diamond, Mirrlees, 2010; Diamond, Mirrlees, 1999; Mirrlees, 1971), Дж. Слэмрод [15] (Slemrod, 1990), У. Викри, П. Даймонд [8, 9, 10] (Diamond, 2009), Э. Аткинсон [7] (Atkinson, 1976), Дж. Стиглиц [7], Г. Манков [13] (Mankiw, Matthew Weinzierl, Yagan, 2009) и другие. Среди российских авторов данную тему рассматривали К. А. Сметанин [4] (Smetanin, 2020), Ю. В. Ростова [3] (Rostova, 2020) и другие. Данные авторы считают, что на данный момент в сфере налогового администрирования могут использоваться цифровые преобразования, благодаря которым возрастает эффективность и происходит оптимизация функциональных процессов, сокращаются операционные затраты налоговых органов и повышается их открытость.
Результаты исследования
Налогообложение как устойчивый процесс представляет собой взаимодействие налогоплательщика и налоговой службы. Цифровизация (диджитализация) налоговых органов дает возможность получить следующие положительные экономические эффекты: повышение скорости экономического роста и развития компаний; рост эффективности бизнес-процессов в стране и обеспечения прозрачности налоговых операций [5, 6] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, Zaidov, 2019; Tsvetkov, Protsenko, Dudin, Lyasnikov, 2018)).
Внедрение цифровых технологий в деятельность налоговых органов и в бизнес-среду должно основываться на определенных составляющих (табл. 1).
Таблица 1
Составляющие эффективного внедрения диджитализации в фискальные органы и бизнес-структуры
Составляющие
внедрения диджитализации
|
Сущность
составляющих внедрения диджитализации
|
Формирования клиентского
сервиса (Customer Centricity)
|
Внедрения инструментов
омниканальности, аналитики, вариативности, скоринга, адаптивности и
прогнозирования
|
Расширение партнерства и сотрудничества
(Partner Centricity)
|
Активизация развития
компаний и продвижения своих продуктов на рынке путем коллабораций и
интеграций с другими сервисами и партнерами. Цифровое партнерство дает
возможность отечественным компаниям вести свой бизнес по всему миру. В части
фискального регулирования – соблюдение международных налоговых соглашений,
налоговой гармонизации и неформальной конвергенции налоговых режимов
(сближение налоговых ставок, определение налоговой базы и т. п.) при
осуществлении бюджетно-налоговых реформ
|
Применение инновационных
методов работы с данными (Data Governance)
|
Использование инструментов
в сборе и обработке данных: Big Data, искусственный интеллект, нейросети с
целью моделирования клиентского поведения, прогнозирования спроса,
формирования преимущества.
|
Внедрение инновационных
технологий (R & D)
|
Создание центров инноваций
(research & development) с целью поиска и тестирования новых направлений
распространения продуктов и наряду с этим обеспечение гармонизации налогового
законодательства
|
Подводя итоги, можно отметить, что технологии цифровизации налогоплательщиков и налоговых органов способствуют рефреймингу (или же изменениям) в их моделях взаимодействия:
- в формировании бизнес-цепей способствуют оптимизации и автоматизации бизнес-процессов и бизнес-цепей;
- в разработке бизнес-модели формируют подходы к созданию новых финансовых услуг, ценовой политики, отношения с клиентами и партнерами, применение инновационных подходов к продвижению продукта бизнеса;
- создание межгосударственной налоговой конвергенции способствует сближению положений национальных налоговых систем;
- в управлении стратегическими активами: основное внимание должно уделяться нематериальным активам, таким как информация, компетенции и клиенты.
Таким образом, взаимодействие компаний налоговых органов в условиях цифровизации позволит расширить масштаб их деятельности благодаря дистанционной работе. Технологическими решениями, которые используются в налогообложении и активно взаимодействуют между собой, являются:
- комплаенс-решение;
- инсайт-решения;
- управление процессами;
- инфраструктура для обеспечения работы по комплаенс, инсайт-решений и управления процессами [1].
Особенности применения каждого из технологических решений в налогообложении приведены на рисунке.
Рисунок. Особенности применения технологических решений в налогообложении
Источник: составлено автором на основе: OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017 / OECD. 2017. July 10. URL: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm (дата обращения 30.07.2020).
Основными технологиями для построения системных решений в налогообложении выступают блокчейн, искусственный интеллект и роботизация. Они направлены на автоматизацию рутинных налоговых процессов и генерацию «умных» советов или инсайтов, оценку налоговых рисков и т. п. Вопрос их применения и практической реализации исследовались с целью определения ключевых направлений в сфере налогового планирования и анализа [2] (табл. 2).
Таблица 2
Направления применения и практической реализации цифровых технологий в налогообложении
Технология
|
Направление применения
|
Практическая реализация
|
Роботизация
|
Автоматизация ввода данных
|
«Умное сканирование» и
обработка первичных документов; автоматическое формирование других документов
(актов, счетов и т. д.)
|
Интеграция различных систем
|
Автоматизированного
переноса данных из различных систем (HR, продажи, склад и т. п.) в
бухгалтерские системы
| |
Выполнение одинаковых
регулярно повторяющихся задач
|
Автоматизация повторяющихся
типовых процессов с помощью ботов
| |
Согласование данных из
разных систем
|
Согласования идентичной
информации в разных базах данных и корректировка ошибок
| |
Проверка качества и
корректности данных
|
Нахождение ошибок ввода
данных, автоматизированный анализ и сопоставление заранее заданных алгоритмов
| |
Обработка простых
бизнес-алгоритмов
|
Отправки
автоматизированных нотификаций по сверке данных контрагентам;
программирование типовых процессов (регистрация накладных, заполнения и
представления отчетности); автоматизированное формирование типовых договоров
| |
Блокчейн
|
Налог на добавленную
стоимость (НДС)
|
Регистрация НДС в
блокчейн-реестре; фиксация данных обо всех инвойсах и платежах в блокчейн
|
Налог на прибыль
|
Отслеживание места
поставки для e-commerce; анализ наличия статуса постоянного представительства
| |
Трансфертное
ценообразование
|
Фиксация прибыли по
трансакционной базе для определения доли его распределения
| |
Цифровые счета
|
Блокчейн-реестры всех
инвойсов и банковских платежей
| |
Другие налоги
|
Прозрачный реестр сделок с
движимым и недвижимым имуществом для расчета пошлины и трансакционных налогов
| |
Искусственный интеллект
|
Налоговый анализ
|
Нейронные сети для
автоматического расчета обязательств по НДС; «умное» распределение обращений
в налоговые органы и автоматические ответы на типовые вопросы;
интеллектуальный анализ цепи поставок на предмет налоговых рисков
|
Естественный язык
|
Интеллектуальный перевод
технических документов; чат-боты для ответа на запросы и обращения
налогоплательщиков; интеллектуальный контекстный поиск налоговой информации в
масштабе больших данных
| |
Автоматизация
|
Автоматизированный процесс заполнения налоговых
деклараций; создание алгоритмов автоматизированного поиска и сбора налоговой
информации из различных источников
| |
Анализ процессов
|
Контроль и анализ процессов подготовки налоговой
отчетности; риск-ориентированные модели процессов налоговой функции
| |
Оценка уровня развития
налоговой функции (tax function maturity)
|
Бенчмаркинг налоговых
показателей; рекомендательные системы с использованием автоматизированного
анализа установленных KPI; системы непрерывной оценки уровня завершенности
налоговой функции с цепью обратной связи
|
В мировой практике цифровизация выступает областью активной государственной политики, поэтому в России также действует стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг. (утв. Указом Президента РФ) [3]. Главная цель представленной стратегии – реализация ускоренного сценария цифрового развития как наиболее важного для РФ с позиции вызовов, возможностей и потребностей. В основу внедрения стратегии положена стратегия «цифровой по умолчанию», что означает перевод в цифровой формат аналоговых систем, модернизация и поддержка которых является неэффективной и невыгодной.
В настоящее время происходит постоянное преобразование и совершенствование сферы налогообложения. В планах развития ФНС России применение информационных технологий является приоритетным, если в них ключевыми акцентами определены: внедрение современных инструментов «информационного общества», расширение сервисных функций, модернизация ИТ-сервисов и платформ.
Электронный кабинет налогоплательщика – инновационный электронный сервис веб-сайта ФНС России, который, благодаря специальному инструменту доступа (например, электронной карточке налогоплательщика) с использованием электронно-цифровой подписи даст налогоплательщику возможность работать с органами налоговой службы в режиме реального времени. Налогоплательщик будет работать с личным электронным кабинетом при помощи подключенного к интернет-сети персонального компьютера с использованием стандартных программно-технических средств (браузера, картридера и т. п.) при условии авторизации плательщика в налоговом веб-портале ФНС России.
Электронный кабинет плательщика налогов является защищенным, персонализированным и безопасным электронным сервисом, который будет позволять налогоплательщикам взаимодействовать с ФНС бесконтактными способами благодаря новейшим информационно-коммуникационных технологиям.
В ФНС России введен ряд технологических проектов с целью упрощения обмена данными между налогоплательщиками и налоговыми органами, а именно: «Личный кабинет для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», «Личный кабинет для плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых)», «Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации». Однако для повышения клиентоориентированности налоговых органов мирового образца следует продолжать работу в направлении цифровизации.
Внедрение данных проектов позволяет расширить перечень услуг, предоставляемых налоговыми органами налогоплательщикам, с использованием электронных сервисов, повысить качество обслуживания налогоплательщиков, обеспечить достоверность информации, предоставляемой налогоплательщиками, а также снизить уровень коррупции в налоговых органах.
Гармонизации отношений между плательщиками налогов и налоговыми органами при осуществлении налогового контроля способствует усиление просветительской деятельности контрольных органов. Такая деятельность должна быть направлена на обеспечение понимания обществом того, что уплата налогов – конституционный долг каждого гражданина и социальная ответственность для бизнеса.
Заключение
Глобальный тренд на цифровизацию экономики, развитие информационного сектора, становление общества сетевых коммуникаций, изменение формата структуры и формата труда как основного доходного источника для индивидуального налогообложения деформирует сложившееся фискальное пространство, перезагружает существующую теорию оптимального налогообложения с одновременной импликацией нестандартных противоречий. Время процедуры и технологии налогового контроля, качество налогового администрирования доходов и налогов с юридических и физических лиц остаются на недостаточном уровне. Приоритетами новейшей налоговой политики должны выступать ее глобализация и межгосударственный обмен налоговой информацией, обновление фискальной терминологии, расширение налоговой базы за счет инкорпорации новых методов и технологий налогового контроля.
В условиях стремительного развития цифровых технологий методы работы налоговой службы не должны оставаться архаичными, государственным органам налогового контроля также надо быть готовыми к изменениям, поскольку уровень технологического развития дает преимущества в борьбе за налоговую базу. Для более эффективного взаимодействия с налогоплательщиками налоговым органам необходимо постоянно модернизировать модели взаимодействия за счет внедрения инновационных методов работы с данными, партнерства, клиентского сервиса, сотрудничества. Государственные органы налогового контроля должны внедрять в свою деятельность роботизацию, блокчейн, искусственный интеллект, комплаенс-решения, инсайт-решения, управление процессами и так далее. Это позволит не только автоматизировать налоговые функции и сократить трудовые и временные издержки, но и повысить прозрачность налогового администрирования, лояльность налогоплательщиков и тем самым способствовать росту собираемости налогов и повышению уровня налоговой безопасности государства и общественного благосостояния.
[1]Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG. 2018. April. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения 30. 07. 2020)
[2]Составлено авторами на основе: Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness / WTS. URL: https://www.wts.com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf (дата обращения 30.07.2020); Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG . 2018. April. URL: https://assets .kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения 30.07.2020); Spotlight: Robotic Process Automation (RPA). What Tax needs to know now / PricewaterhouseCoopers. 2017. May. URL: https://www .pwc.com/gx/en/tax/publications/assets/pwc-tax-function-of-the-future-focus-on-today-robotics-process-automation.pdf (дата обращения 30.07.2020); OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017 / OECD. 2017. July 10. URL: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm (дата обращения 30. 07. 2020).
[3]Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
References:
Adams Ch. (2018). Vliyanie nalogov na stanovlenie tsivilizatsii [Influence of taxes on the formation of civilization] (in Russian).
Atkinson A.B. (1976). The desighn of tax structure: direct versus indirect taxation / A.B. Atkinson, J.E. Stiglitz Journal of Public Economics. (6). 55–75.
Banks J., Diamond P., Mirrlees J. (2010). The Base for Direct Taxation // Dimensions of Tax Design: The Mirrlees review
Deeva T.V. (2020). Informatsionno-servisnoe obespechenie protsessa upravleniya nalogovymi potokami kak neobkhodimyy element sistemy nalogovogo kontrollinga kompanii v usloviyakh vseobshchey tsifrovizatsii [Information and service support of the tax flow management as a necessary element of the company's tax controlling system in the conditions of universal digitalization]. Creative economy. (8). (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.8.110647.
Deeva T.V. (2020). Tendentsii razvitiya udalennogo nalogovogo kontrollinga v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki i bolshikh vyzovov pandemii koronavirusnoy infektsii COVID-19 [Remote tax controlling trends in the digital economy and the big challenges of the COVID-19 coronavirus infection pandemic]. Creative economy. (7). 1401-1412. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.7.110588.
Diamond P. (2009). Taxes and pensions Southern Economic Journal. (1). 2–15.
Diamond P., Mirrlees J. (1999). Optimal taxation and public production II: tax rules
Frank A. G., Mendes G. H. S., Ayala N. F., Ghezzi A. (2018). Servitization and Industry 4.0 convergence in the digital trans-formation of product firms: A business model innovation per-spective Technological Forecasting and Social Change. (141). 341-351.
Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI ReadinessWts. Retrieved July 30, 2020, from https://www.wts.com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf
Gobble M. M. (2018). Digitalization, Digitization, and Innovation Research Technology Management. (4). 56-59.
Mankiw G., Matthew Weinzierl M., Yagan D. (2009). Optimal taxation in theory and practice Journal of Economic Perspectives. (4). 147–174.
Mirrlees J. (1971). Exploration in the theory of optimal income taxation Review of Economic Studies. (38). 205–229.
OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017OECD. 2017. July 10. Retrieved July 30, 2020, from https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm
Rostova Yu.V. (2020). Tsifrovye tekhnologii po obespecheniyu otkrytosti nalogovyh organov dlya nalogoplatelshchikov [Digital technologies for ensuring the openness of tax authorities for taxpayers] Man, society, and law in digital reality. 203-211. (in Russian).
Slemrod J. (1990). Optimal taxation and optimal tax systems The Journal of Economic Perspectives. (1). 157–178.
Smetanin K.A. (2020). Sovremennye tekhnologii nalogovogo administrirovaniya: otvet na ugrozy ili ispolzovanie vozmozhnostey obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Modern tax administration technologies: responding to threats or harnessing the promise of economic security] Transformation of the national socio-economic system of Russia. 420-429. (in Russian).
Spotlight: Robotic Process Automation (RPA). What Tax needs to know nowPricewaterhouseCoopers. 2017, May. Retrieved July 30, 2020, from https://www,pwc.com/gx/en/tax/publications/assets/pwc-tax-function-of-the-future-focus-on-today-robotics-process-automation.pdf
Transforming the tax function through technology guide, A practical guide to 2020KPMG. 2018, April. Retrieved July 30, 2020, from https://assets,kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf
Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zaidov K.Kh. (2019). Sistema nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii i puti povysheniya ee effektivnosti [Tax control system in the Russian Federation and ways of improving its efficiency]. Economics and management. (1). 4–15. (in Russian).
Tsvetkov V.A., Protsenko O.D., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2018). Sovershenstvovanie nalogooblozheniya subektov malogo predprinimatelstva agropromyshlennogo sektora [Improving taxation of small businesses in the agro-industrial sector]. Finance: Theory and Practice». (22(6)). 39-52. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 07:24:12