Particularities of customs control over the movement of goods for personal use by individuals across the customs border of the Eurasian Economic Union

Drobot E.V.1,2, Smolin V.S.3
1 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
2 Первое экономическое издательство, Russia
3 Выборгская таможня

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 3 (July-september 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44062023
Cited: 1 by 07.08.2023

Abstract:
Currently, it is probably difficult to find a person who has not crossed the customs border at least once. At the same time, any person, an individual, carries goods that are classified as goods for personal use in customs practice. When moving these goods across the customs border, it is important to know what requirements are imposed on them, what prohibitions and restrictions are applied, so as not to commit an administrative offense. This article describes the particularities of customs control of goods for personal use exported by physical persons. The analysis of customs statistics data describing the dynamics of movement of goods for personal use by individuals across the customs border of the Eurasian Economic Union, including the nomenclature and quantity of goods being moved, is carried out. The main administrative offenses in the field of customs affairs committed by individuals when moving goods for personal use across the customs border of the EAEU are also considered. This article will be of interest to specialists in the field of customs and foreign economic activity, as well as to anyone interested in the specifics of moving goods across the customs border.

Keywords: Eurasian Economic Union, prohibitions and restrictions, customs control, customs regulation, goods for personal use

JEL-classification: F13, F14, F15, K33, O24



Введение

Современный глобальный мир невозможно представить без поездок за рубеж. Сейчас перемещается всё и все: товары, транспортные средства и, конечно же, люди.

В практике таможенного дела в данном случае речь идет о физических лицах, которые, пересекая таможенную границу, перемещают товары для личного пользования.

Особенности перемещения товаров для личного пользования физическими лицами рассматриваются такими российскими экспертами, как А.С. Башарина, К.Д. Якунина [1] (Basharina, Yakunina, 2018), Гомон И.В., Борисова А.Д., Алексашкина Н.И., Петрухина К.А. [2] (Gomon, Borisova, Aleksashkina, Petrukhina, 2019), И.В. Греков [3] (Grekov, 2017), Е.В. Дробот, В.В. Спиридонова [4] (Drobot, Spiridonova, 2013), К.В. Конфино, А.С. Погарская [6] (Konfino, Pogarskaya, 2017), А.А. Костин, Е.И. Дорохова [7] (Kostin, Dorokhova, 2009), Е.В. Костылева [8] (Kostyleva, 2010), А.Н. Маскальская [11] (Maskalskaya, 2017), В.И. Ретивых, В.Н. Опарин [12] (Retivyh, Oparin, 2019), А.А. Торопцов [13] (Toroptsov, 2017).

Такие эксперты, как А.С. Жаборовский [5] (Zhaborovskiy, 2019), Н.П. Лазарева, С.Е. Усова, А.Д. Ерошенко [9] (Lazareva, Usova, Eroshenko, 2015), Т.Г. Магаа [10] (Magaa, 2019), Н.И. Туманова [14] (Tumanova, 2017) и Э.В. Фахретденова [15, 16] (Fakhretdenova, 2018), рассматривают правовые аспекты перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в том числе связанные с административными правонарушениями и преступлениями.

В то же время интерес представляет анализ данных таможенной статистики, характеризующих динамику перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, в том числе номенклатуры и количества перемещаемых товаров, а также исследование эффективности работы таможенных органов в сфере организации таможенного контроля за товарами для личного пользования, перемещаемыми физическими лицами. Именно данным вопросам посвящена наша статья.

Анализ динамики ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования физическими лицами

Проведем анализ динамики ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования физическими лицами в зоне действия Выборгской таможни через многосторонний автомобильный пункт пропуска (далее – МАПП) «Светогорск» в 2017–2019 гг.

МАПП «Светогорск» расположен в Выборгском районе, г. Светогорск, автомобильная дорога «Выборг – Иматра», в 55 км от г. Выборга, в 15 км от таможенной границы. По своему характеру, режиму работы и статусу МАПП «Светогорск» является грузопассажирским, автомобильным, постоянным, многосторонним пунктом пропуска, работающим круглосуточно [1]. На МАПП «Светогорск» система двойного коридора («красного» и «зеленого» коридоров) имеется только в отношении пассажирских автобусов. МАПП «Светогорск» пропускает транспортные потоки из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Восточной и Северной Финляндии. Перспективная пропускная способность МАПП к 2028 году составит 6000–6500 физ. ед./сут. [21].

В 2017–2019 гг. физическими лицами на ввоз товаров через МАПП «Светогорск» было оформлено 4 167 таможенных приходных ордеров (далее – ТПО). При этом общая сумма взысканных таможенных платежей за рассматриваемые три года составила 33 314 060 рублей. В 2019 году по сравнению с 2017 годом число ТПО выросло на 67,6%, а сумма взысканных таможенных платежей увеличилась почти на 100%. Это говорит о повышении эффективности работы таможенных органов в данном направлении.

Обусловлено это тем, что с 1 января 2019 г. существенно изменились стоимостные и весовые нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке.

По 31 декабря 2018 г. включительно беспошлинный ввоз распространялся на товары, стоимость которых не превышала сумму, эквивалентную 1 500 евро, и (или) вес не превышал 50 кг. С 1 января 2019 г. начали действовать новые нормы: для беспошлинного ввоза стоимость товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не должен превышать 25 кг (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Количество оформленных ТПО и суммы взысканных таможенных

платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг.

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатель 2019 г. к 2017 г., %
Итого за 3 года
Среднее значение
Количество оформленных приходных ордеров при ввозе, шт.
1121
1167
1879
67,60
4167
1389
Сумма взысканных таможенных платежей, тыс. руб.
8334,587
9591,766
15387,71
84,62
33314,06
11104,686
Источник: составлено авторами.

Рисунок 1. Динамика количества оформленных ТПО и суммы взысканных

таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг.

Источник: составлено авторами.

Основные группы товаров, за которые были взысканы таможенные платежи с физических лиц по ТПО в 2017–2019 гг., представлены в таблице 2. Это: бытовая химия, бытовая техника, мебель, металлоизделия, изделия из пластмасс, алкогольные напитки и пиво.

Таблица 2

Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп

Группа товаров
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатель 2019 г. к 2017 г., %
Итого за 3 года
Группа 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (пиво)
416
437
198
-52
1051
Группа 34. Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства и пр. (бытовая химия)
150
347
753
+400
1250
Группа 39. Пластмассы и изделия из них
21
8
23
+9,5
52
Группа 73. Изделия из черных металлов
38
18
44
+15,8
100
Группа 84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (двигатели, бытовая техника)
136
51
69
-49,2
256
Группа 85. Электрические машины и оборудование и пр. (бытовая техника)
40
40
227
+467
307
Группа 89. Суда, лодки и плавучие конструкции (катера)
10
16
9
-10
35
Группа 94. Мебель
243
176
327
+34,5
746
Прочие
67
74
229
+241
370
Всего
1121
1167
1879
+67,60
4167
Источник: составлено авторами.

Среди товаров, ввезенных физическими лицами в 2017–2019 гг. и оформленных по ТПО, наибольший удельный вес имели: пиво, бытовая химия и мебель (табл. 2, рис. 2–5).


Рисунок 2. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2017 г. в разрезе товарных групп
Источник: составлено авторами.

Рисунок 3. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2018 г. в разрезе товарных групп
Источник: составлено авторами.

Рисунок 4. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2019 г. в разрезе товарных групп
Источник: составлено авторами.

Рисунок 5. Количество оформленных ТПО по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп в сумме (накопленным итогом)
Источник: составлено авторами.

Если проводить анализ динамики сумм взысканных таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп, то можно отметить, что больше всего было взыскано таможенных платежей в сумме за три года по следующим товарным группам (табл. 3):

1. Группа 89 (катера) – 8727,222 тыс. руб.

2. Группа 94 (мебель) – 6964,203 тыс. руб.

3. Группа 34 (бытовая химия) – 5845,753 тыс. руб.

Таблица 3

Суммы взысканных таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп, тыс. руб.

Группа товаров
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатель 2019 г. к 2017 г., %
Итого за 3 года
Группа 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (пиво)
511,795
594,706
291,107
-43
1397,609
Группа 34. Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства и пр. (бытовая химия)
672,842
1577,664
3595,245
+434
5845,753
Группа 39. Пластмассы и изделия из них
162,731
121,875
191,434
+17,6
476,040
Группа 73. Изделия из черных металлов
347,524
203,774
636,725
+83,2
1188,042
Группа 84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (двигатели, бытовая техника)
726,471
613,907
636,676
-12,3
1977,056
Группа 85. Электрические машины и оборудование и пр. (бытовая техника)
309,498
603,619
1657,022
+435
2570,140
Группа 89. Суда, лодки и плавучие конструкции (катера)
2505,139
3006,302
3215,780
+28,36
8727,222
Группа 94. Мебель
1799,723
1591,208
3573,272
+98,54
6964,203
Прочие
1298,859
1278,707
1590,451
+22,45
4168,017
Всего
8334,587
9591,766
15387,71
+84,62
33314,06
Источник: составлено авторами.

В 2019 г. по сравнению с 2017 г. общая сумма взысканных таможенных платежей по МАПП «Светогорск» в 2017–2019 гг. в разрезе товарных групп увеличилась более чем на 84%. Это обусловлено высокой стоимостью товаров групп 89 и 94, а также частотой перемещения товаров группы 34 и 85.

Анализ административных правонарушений в области таможенного дела, совершаемых физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС

Правонарушения в сфере таможенного дела оказывают негативное влияние на внутреннюю экономику России и национальную безопасность страны. Возрастающее число административных правонарушений (далее – АП) в сфере таможенного регулирования ведет к необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Затрагивает это и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Административные правонарушения, совершаемые физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования, связаны не только с незнанием норм таможенного законодательства, но и с наличием умысла.

Так, физические лица для перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу/вывозу, используют все возможные способы затруднения обнаружения. Например, они скрывают недекларированный товар в запасных колесах и багажных отделениях, используют так называемые товары прикрытия, перевозят среди личных вещей товары, входящие в список запрещенных, упакованные в коробки из-под разрешенных товаров.

Работа по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела на МАПП «Светогорск» организована эффективно. В 2019 году было возбуждено 775 дел об административном правонарушении в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, предусмотренных статьями 16.1 ч. 2, 16.2 ч.1, 16.3, 16.4 и 16.18.

Анализ динамики возбужденных дел об АП показывает, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. произошло их увеличение на 42%, или на 229 дел (табл. 8).

Данные о количестве возбужденных дел в разрезе статей КоАП России приведены в таблице 4.

Таблица 4

Количество возбужденных дел в разрезе статей КоАП России по МАПП «Светогорск» в отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования

Статья КоАП РФ
2018 г.
2019 г.
Изменение (+/-; %)
Ч. 2 ст. 16.1
6
14
Увеличение более чем в 2 раза (+8; 133%)
Ч. 1 ст. 16.2
182
401
Увеличение более чем в 2 раза (+219; 120%)
Ст. 16.3
357
357
-
Ст. 16.4
1
1
-
Ст. 16.18
0
3
Увеличение более чем в 3 раза (300%)
ИТОГО
546
775
+229; 42%
Источник: составлено авторами.

Сравнительный анализ показывает, что количество дел, возбужденных по так называемым «контрабандообразующим» статьям, увеличилось более чем в 2 раза.

В 2019 году на таможенном посту МАПП «Светогорск» решение о неотнесении перемещаемых товаров к категории товаров для личного пользования принималось в отношении 94 товарных партий (в 2018 г. – 108). Во всех случаях возбуждены дела об административных правонарушениях, из них:

− возбуждено 66 дел об АП (ст. 16.1; 16.2) по товарам, перемещаемым физическими лицами, которые были признаны товарами не для личного пользования;

− возбуждено 28 дел об АП по товарам, перемещаемым физическими лицами, включенным в перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, запрещенным к ввозу в Российскую Федерацию;

− по факту перемещения товаров без представления ветеринарных разрешений на ввоз в РФ возбуждено 357 дел об АП (2018 г. – 357);

− изъято и (или) возвращено на территорию сопредельного государства более 585 кг рыбы, 77,7 кг мяса и более 1572,5 кг молочной продукции запрещенной либо ограниченной к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС;

− уничтожено 29 товарных партий санкционных товаров (2018 г. – 25 партий).

Уменьшение решений о неотнесении перемещаемых товаров к категории товаров для личного пользования составило 16,7%.

Одной из причин такого снижения является изменение с 01.07.2019 года в Решении Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года, утвержденное Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 53 от 28 мая 2019 года, в части отнесения табачной и алкогольной продукции к товарам для личного пользования по выезду из РФ.

Таким образом, в основном физические лица совершают следующие правонарушения:

− сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу;

− недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию;

− несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров;

− недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию;

− невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза;

− неосуществление физическими лицами обратного ввоза временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному обратному ввозу (табл. 5).

Таблица 5

Содержание статей КоАП России, по которым возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования

Название статьи КоАП РФ
Гипотеза, диспозиция
Санкция
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (часть 2)
Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу
Наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами АП, с их конфискацией или без таковой и конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискация предметов АП; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (часть 1)
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП
Наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами АП, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов АП; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
КоАП РФ Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации
Несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 5 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 5 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискация предметов АП
КоАП РФ Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния
Наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискация предмета АП
КоАП РФ Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (часть 1)
Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами АП, или без таковой либо конфискация предметов АП
КоАП РФ Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (часть 2)
Неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу
Наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами АП
Источник: составлено авторами по данным [22].

Заключение

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Эффективность работы таможенных органов в области осуществления таможенного контроля за перемещением физическими лицами товаров для личного пользования повышается. Свидетельством тому является увеличение сумм взыскиваемых таможенных платежей.

Вместе с тем положительная динамика числа административных правонарушений позволяет сделать вывод о том, что физические лица либо недостаточно осведомлены о требованиях к перемещаемым товарам, о действующих запретах и ограничениях и о мерах ответственности, либо действуют умышленно.

Для уменьшения числа административных правонарушений, совершаемых физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, на наш взгляд, целесообразно повышать информированность и осведомленность граждан в области требований, предъявляемых к перемещаемым товарам.

[1] МАПП «Светогорск» специализируется на следующих направлениях деятельности:

1. Ввоз на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека; пищевых продуктов, материалов и изделий (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 442) [17].

2. Ввоз на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 557) [18].

3. Убытие с территории Российской Федерации товаров (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4404, 4406) (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 521) [19].

4. Убытие из Российской Федерации за пределы единой территории ЕАЭС товаров, классифицируемых в товарной позиции 2709 и товарных подсубпозициях 2710 12 110 0 – 2710 19 680 9, 2710 20 110 0 – 2710 20 390 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1211) [20].


References:

Basharina A.S., Yakunina K.D. (2018). Osobennosti provedeniya tamozhennogo kontrolya tovarov i transportnyh sredstv dlya lichnogo polzovaniya [Features of customs control of goods and vehicles for personal use]. Alley of Science. (10 (26)). 676–679. (in Russian).

Drobot E.V., Spiridonova V.V. (2013). Osobennosti peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya fizicheskimi litsami cherez tamozhennuyu granitsu [Features of movement of goods for private use by physical persons through the customs border]. Journal of International Economic Affairs. (1). 33–38. (in Russian).

Fakhretdenova E.V. (2018). Administrativnye pravonarusheniya i prestupleniya v oblasti peremeshcheniya fizicheskimi litsami tovarov cherez tamozhennuyu granitsu EAES [Administrative offences and crimes in the field of movement of goods by individuals across the customs border of the EAEU] Economist of the year 2018. 46–51. (in Russian).

Fakhretdenova E.V. (2018). Organizatsionno-pravovye aspekty peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya cherez tamozhennuyu granitsu EAES [Organizational and legal aspects of the movement of goods for personal use across the customs border of the EAEU] Economic and legal aspects of innovative development. 36–43. (in Russian).

Gomon I.V., Borisova A.D., Aleksashkina N.I., Petrukhina K.A. (2019). Peremeshchenie fizicheskimi litsami tovarov dlya lichnogo polzovaniya cherez tamozhennuyu granitsu [The movement of goods by individuals for personal use across the customs border]. Trends in the development of science and education. (57-5). 5–8. (in Russian).

Grekov I.V. (2017). Sistema upravleniya riskami v «netorgovom oborote» tovarov dlya lichnogo polzovaniya fizicheskikh lits v RF [Risk management system in the non-trading turnover of goods for the personal use of individuals in Russia] The study of problems of customs affairs. 35–42. (in Russian).

Konfino K.V., Pogarskaya A.S. (2017). Sovremennye aspekty tamozhennogo deklarirovaniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya [Modern aspects of the customs declaration of goods for personal use]. Labor and social relations. (6). 144–158. (in Russian).

Kostin A.A., Dorokhova E.I. (2009). Peremeshchenie tovarov cherez tamozhennuyu granitsu rossiyskoy federatsii fizicheskimi litsami: problemy i puti ikh resheniya [The movement of goods across the customs border of the Russian Federation by individuals: problems and ways of their solution]. Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii. (2). 113–118. (in Russian).

Kostyleva E.V. (2010). Zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya transgranichnogo peremeshcheniya tovarov fizicheskimi litsami [Foreign experience of state regulation of cross-border movement of goods by individuals]. Tomsk State University Journal. (3 (83)). 63–67. (in Russian).

Lazareva N.P., Usova S.E., Eroshenko A.D. (2015). Administrativnaya otvetstvennost fizicheskikh lits v sluchae nedeklarirovaniya tovarov, vvozimyh dlya lichnogo polzovaniya [Administrative liability of individuals in case of non-declaration of goods imported for personal use] Public administration in the third millennium. 79–88. (in Russian).

Magaa T.G. (2019). O nekotoryh voprosakh privlecheniya k administrativnoy otvetstvennosti za pravonarusheniya v sfere tamozhennogo dela pri peremeshchenii tovarov dlya lichnogo polzovaniya [On some issues of bringing to administrative responsibility for offenses in the field of customs affairs when moving goods for personal use] Scientific achievements and discoveries of modern youth. 268–270. (in Russian).

Maskalskaya A.N. (2017). Osobennosti peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya [Particularities of movement of goods for personal use] The main development trends of the Russian legislation. 45–49. (in Russian).

Retivyh V.I., Oparin V.N. (2019). Osobennosti peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya fizicheskimi litsami cherez tamozhennuyu granitsu Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Particularities of movement of goods for personal use by individuals across the customs border of the Eurasian Economic Union] Issues of science and education. 190–198. (in Russian).

Toroptsov A.A. (2017). Osobennosti peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya cherez tamozhennuyu granitsu [Particularities of movement of goods for personal use across the customs border]. Alley of Science. (16). 364–367. (in Russian).

Tumanova N.I. (2017). Pravovye osnovy i osobennosti razrabotki sistemy, informiruyushchey fizicheskikh lits o pravilakh peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Legal framework and features of the development system, informing individuals about the rules of movement of goods for personal use in the Eurasian Economic Union] The best research paper 2016. 261–265. (in Russian).

Zhaborovskiy A.S. (2019). O nekotoryh voprosakh pravovogo regulirovaniya peremeshcheniya tovarov dlya lichnogo polzovaniya fizicheskikh lits v mezhdunarodnyh pochtovyh otpravleniyakh [About some issues of legal regulation of the movement of goods for personal use of individuals in international mail]. Scientific-practical journal «academic bulletin of the russian customs academy, rostov branch. (2). 89–96. (in Russian).

Страница обновлена: 11.04.2025 в 10:54:45