Особенности применения искусственного интеллекта в социальной сфере в условиях цифровой трансформации
Мызрова К.А.1, Рожкова Е.В.1
, Симуков М.В1
1 Ульяновский государственный университет
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
В научной публикации авторы анализируют особенности применения искусственного интеллекта в социальной сфере. Исследователями выдвинута гипотеза о том, что применение искусственного интеллекта в социальной сфере способствует их устойчивому развитию и переходу к цифровой трансформации. Рассмотрены некоторые аспекты применения искусственного искусственного интеллекта и нейросетевых технологий в здравоохранении и медицине, образовании, креативных индустриях, социальном обслуживании.
Авторами использованы методы анализа, синтеза, наблюдения, сравнения и обобщения, а также методы индукции и дедукции. С помощью методики SWOT-анализа исследователями выделены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Применение искусственного интеллекта в социальной сфере способствует осуществлению цифровой трансформации в данной сфере.
Публикация представляет интерес для аспирантов, профессорско-преподавательского состава и всех тех, кому интересны вопросы применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в социальной сфере в современный период цифровой трансформации экономики.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, искусственный интеллект, социальная сфера, устойчивое развитие
JEL-классификация: L80, L86, L89
Введение.
Ведущую роль в инициировании процессов цифровизации в России занимает государство, осуществляя реализацию национальных, федеральных проектов и федеральных программ [1], что позволило нарастить и использовать потенциал цифровой трансформации, о чём свидетельствует лидирующая позиция Российской Федерации в международных рейтингах цифровизации систем государственного управления и банковской деятельности [5].
Отечественные организации стали активнее создавать и внедрять цифровые решения в области цифровых технологий ещё до пандемии COVID19. По данным мониторинга цифровой трансформации бизнеса Института статистических исследований и экономики знаний (далее -ИСЭЗ) Научного исследовательского университета Высшей школы экономики [55] (далее -НИУ ВШЭ), проведённого среди 4 тыс. организаций в 10 отраслях экономики, большинство компаний ещё не использующих цифровые решения, планируют начать с искусственного интеллекта (далее - ИИ) и больших данных. Так, чаще всего цифровые технологии внедряют в производстве продуктов (услуг) - 50,5% организаций, на втором месте — для разработки таковых -28,6 %.
В социальной сфере стали широко применяться цифровые технологии, меняющие способы взаимодействия государства, общества и граждан различных возрастных групп, а также данные технологии направлены на улучшение качества обслуживания населения, оптимизацию административных процессов, повышение прозрачности системы социальной помощи и др.
Национальный проект «Цифровая экономика», который был завершён в 2024 г., позволил перевести в электронный вид все массовые социально значимые услуги — это более 200 сервисов госуслуг, которые теперь доступны жителям всей страны. По данным Министерства финансов Российской Федерации, по итогам 2024 г. исполнение расходов на национальный проект «Цифровая экономика» составило 99,7% (145,7 млрд руб.) [52]. Так, к 2030 г. планируется увеличить долю электронных заявлений на массовые социально значимые услуги с 52 до 80% [48].
Современный период цифровой трансформации требует осмысления и изучения опыта применения ИИ в социальной сфере. Актуальность темы научной публикации связана с необходимостью выстраивания организациями, действующими в социальной сфере стратегии цифровой трансформации, применяя технологию ИИ, что вызывает необходимость изучения имеющегося российского опыта, а также изучения открывающихся возможностей, препятствий, а также перспектив.
Изученность темы исследования. В последние годы возрос интерес исследователей к изучению цифровых технологий и сервисов в социальной сфере в контексте цифровой трансформации экономики. Так, например, в работах И.В.Денисова, Т.А.Полововой и др. [16] рассмотрены экосистемы в условиях трансформации экономики, в диссертационном исследовании Д.А.Семёнова [33] на примере Вологодской области рассматривается управление инновационным развитием социальной сферы на основе использования цифровых технологий.
Применению ИИ и его влиянию на социальную сферу посвящены не многочисленные публикации исследователей в различных отраслях и сферах деятельности: С.В.Володенкова [13], В.А.Гулаковой [14], Е.Г.Джибиловой [17], Л.Б.Котовой [24], М.М.Назарова [30], Н.С.Побываева, В.Е.Сайкинова .с соавторами [32], Т.Н.Соколовой, В.К.Сугак [35], С.Н.Федорченко, Ю.М. Яковлева [41], И.В.Чубуковой [40], монография «ИИ в социальной сфере» под редакцией Т.Э.Петровой [21]. Специфика реализации социальных проектов в современный период цифровой трансформации, а также применение ИИ в управлении проектами представлено в работах К.А.Мызровой [26, 29 ] с соавторами.
Как правило, публикации о применении ИИ носят междисциплинарный характер. Вопросам применения ИИ в социальной защите посвящены публикации А.С.Сагировой. [31], в социальном обслуживании - Т.А.Смирновой [34], И.П.Фадеевой [36], коллективной монографии под ред. О.И. Бородкиной и А.В. Старшиновой [6].
Специфику применения ИИ в медицине и здравоохранении рассматривают исследователи: Е.В.Блохина, А.С.Безымянный [11],. Н.П.Голубецкая, Ю.А.Дубовцев [15], О.А.Ерёмченко,О.С.Кобякова, Н.Г.Куракова [23], К.А.Кошечкин, К.А.Мызрова и соавторы [27] А.Л.Хохлов [25], М.А.Чекунова [38], коллектива авторов Ярославского государственного медицинского университета [19] и др.
Изучению ИИ в образовании принадлежат работы: И.Е.Каманина [22], монографическое издание ФГБНУ «Института содержания и методов обучения» научной школы Академика РАО И.В.Роберт «Информатизация образования» [20] и др.
Особенностям применения ИИ в культуре и креативных индустриях посвящены публикации: Р.Х.Багдасарян с соавторами. [9], К.А.Мызровой, Е.В.Рожковой и соавторов [28] и др.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей применения ИИ в социальной сфере в период цифровой трансформации.
Гипотеза исследования: применение ИИ в социальной сфере способствует их устойчивому развитию и переходу к цифровой трансформации.
Методологической основой научной публикации послужили нормативно-правовые акты, национальные и федеральные проекты, российские научные периодические издания, монографические издания, диссертационные исследования.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, методы индукции и дедукции, а также SWOT-анализ.
Теоретическая значимость научной публикации заключается в описании особенностей применения ИИ в социальной сфере в современный период цифровой трансформации.
Практическая значимость исследования определяется выявлением как положительных, так и отрицательных сторон применения ИИ в социальной сфере, а также описанием препятствий и перспектив в исследуемой сфере.
Основная часть.
Цифровые технологии являются одним из факторов обеспечения устойчивого развития как бизнеса, так и социальной сферы в современный период цифровой трансформации экономии [38]. Концепция перехода России к устойчивому развитию, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 [2] предполагает высокую эффективность экономики, использование минимума ресурсов для получения единицы результата, что должно обеспечиваться не только влиянием рыночных структур, но и гибкой системой государственного управления в социальной сфере.
Так, в целях создания единой цифровой платформы, объединяющей все меры социальной поддержки, Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы до 2025 г. [3], результатом которой стали такие показатели как среднее сокращение сроков предоставления услуг не менее чем на 50 %; доля услуг, которые можно получить полностью в электронном виде не ниже 80% и ряд др.
Организации социальной сферы как социально-экономические системы способны преодолевать препятствия, изменения во внешней среде через своё прогрессивное развитие. «Прогрессивное развитие характеризуется повышением уровня организации системы и её усложнением. Главное в направлении развития – возникновение новых возможностей в реализации основных целей системы» [18, с.75], что актуализирует тесноту связи развития с необратимыми, качественными, структурными и направленными изменениями организаций. Высокоустойчивая система не способна к развитию в связи с подавлением любых отклонений от слишком устойчивого положения. Например, переход в новое качественное состояние для организаций креативных индустрий, относящихся к социальной сфере, актуализирует необходимость некоторой степени неустойчивости.
Полагаем, что устойчивость организаций, действующих в социальной сфере, представляет собой способность к изменениям взаимосвязанных процессов организации, как реакция на вызовы цифровой трансформации. Организации социальной сферы способны преодолевать препятствия через своё прогрессивное развитие, используя открывающиеся новые возможности в современных условиях цифровой трансформации и осуществлении перехода к цифровой экономике. Перспективным направлением цифровой экономики, связанным с обработкой больших массивов слабо структурированных данных является ИИ.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия развития ИИ [51], определяющая ИИ как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма). и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами деятельности человека. Основным инструментом реализации Национальной стратегии развития ИИ выступает федеральный проект «Искусственный интеллект», активная реализация которого велась с 2021 г. по 31 декабря 2024 г., с 2025 г. мероприятия были продолжены уже в новом федеральном проекте в составе национальной программы «Экономика данных и цифровая трансформация государства» [56].
Каждое десятилетие в технологиях происходят существенные изменения, становящиеся платформой для строительства новых прикладных технологий. ИИ уже перешёл от экспертного обучения первого поколения и экспертных систем к системам ИИ второго поколения на основе нейросетей глубокого обучения, требующих больших обучающих выборок. Для современного периода третьего поколения ИИ характерно, что система ИИ сможет интерпретировать и объяснять алгоритм принятия решений, даже имеющих имеющих природу «чёрного ящика». Объяснимый ИИ является основной частью третьего поколения ИИ. Для последующего, периода четвёртого поколения с интеллектуальными самообучающимися системами (2030-е гг.), характерным станет накопление знаний и навыков. Пятое поколение (2040-е гг.) создаст системы ИИ с воображением, которые больше не будут полагаться на людей в обучении [27].
Р.М.Валиев [12], анализируя подходы и определения ИИ, отмечает, что это совокупность технологических решений, в основе которых заложены теоретические и прикладные принципы работы с данными, знаниями, алгоритмами для автоматизации рутинной человеческой деятельности.
Итак, ИИ представляет собой совокупность программных и цифровых решений, позволяющих машине выполнять человеческие умения и навыки: планировать и принимать решения, давать советы, облегчать и упрощать работу, повышать её эффективность. Несомненными преимуществами применения ИИ являются: автоматизация процессов, снижение затрат на осуществление текущей деятельности, экономия времени и его распределение на решение более важных задач [40].
Аналитики Bloomberg Intelligence опубликован отчёт, согласно которому доходы рынка генеративного ИИ могут вырасти к 2032 г. до 1,8 трлн долларов, что в 32 раза больше по сравнению с прибылью в 40 млрд долл. в 2022 г. [58].
Согласно аналитическому докладу «Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению ИИ», подготовленному Национальным центром развития ИИ при Правительстве Российской Федерации совместно с ВЦИОМ, уровень использования технологий ИИ российскими организациями повысился с 20% в 2021 г. до 43% в 2024 г. [46].
В результате исследования Сбера и медиахолдинга Rambler&Co [42] (осуществляемого на ресурсах Rambler&Co при участии 129 тыс. россиян), проходившего ещё в ноябре 2023 г., но не потерявшего своей актуальности, у граждан нашей страны удалось выяснить направления устойчивого развития, в которых применение ИИ будет наиболее эффективным для решения как социальных, так и экологических задач, так: 18% опрошенных считают, что ИИ эффективнее всего применять в повседневной жизни, 16% — для развития экономики, 8% — в окружающей среде и только 5% — в социальной сфере.
Согласно исследованию, проведённому М.М.Назаровым [30], об отношении молодёжи к ИИ и практикам алгоритмического управления в социальной сфере (Москва, Белгород, Кызыл), вхождение технологий ИИ в повседневные практики сопряжено, прежде всего, с массовым распространением высокоскоростной мобильной связи, смартфонов и связанных с ними возможностей по выполнению пользователями различных практических задач.
Применение ИИ в рамках Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы до 2025 г. [53] предполагает, в частности, использование сервисов ИИ для содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников. Известно, что и социальная сфера страдает от нехватки кадров — виной тому сложная эмоционально и психологически работа и большая нагрузка на специалиста [Например, 7].
Также планируется внедрение ИИ для обработки большого массива данных, что позволит уменьшить нагрузку на кадровый состав. Кроме того, планируется использование автоматизированной системы для оценки операций на предмет наличия признаков мошенничества и предотвращения таких действий, совершаемых в целях злоупотребления мерами социальной защиты (поддержки) [4].
Среди систем и технологий ИИ выделяют: машинное обучение, глубокое обучение, нейронные сети, экспертные системы и чат-боты [Например, 10].
Наиболее яркими примерами использования нейросетей в здравоохранении является применение цифровых помощников [47], способных отвечать на поставленные вопросы, напоминать о приёме лекарств, давать рекомендации, оптимизировать управление медицинским учреждением и пр. (например, нейросети Botkin.AI, DeepScribe AI, Twin24 AI, EveryDose. Symptomate. Glass AI). Важно заметить, что перечисленные нейросети предназначены исключительно для информационных целей и не являются заменой профессиональных медицинских консультаций, диагностики или назначения лечения.
Нейронные сети обучаются распознавать паттерны и аномалии на изображениях, таких как рентгеновские снимки и снимки, полученные посредством компьютерной томографии, и помогают врачам в диагностике и определении лечебных мероприятий [27].
В 2024 г. состоялась первая в России защита докторской диссертации, в которой научно обосновывается безопасность и эффективность применения нейросетей во врачебной практике. В диссертационном исследовании директора ГБУЗ «НПКЦ диагностики и телемедицины ДЗМ», врача-рентгенолога Ю.А.Васильева представлены данные, доказывающие возможность повышения качества исследований и улучшения результативности производственных процессов в рентгенологии за счёт ИИ [44].
В сфере социального обслуживания последнее время имеет место тенденция к обучению людей самостоятельно ухаживать за собой, оказавшись в трудной жизненной ситуации, применяя технологии умного дома [34]. Так, например, программа SHINESeniors используется с 2017 г. в Сингапуре, и представляет собой систему датчиков и сенсоров по всему дому, с помощью которых возможно оказание помощи в экстренной ситуации пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья [60].
Чат-боты активно применяются в социальной сфере, но их применение не закреплено юридически, остаются дискуссионными вопросы этики. Существуют разные точки зрения и неопределённости относительно применения ChatGPT, появившегося в ноябре 2022 г., в образовании, здравоохранении, исследованиях [59]. ChatGPT способен на довольно высоком уровне решать аналитические задачи, но полученная информация сильно зависит от качества составленного запроса (промта) и обязательно нуждается в перепроверке из-за склонности к «галлюцинациям», фальсификации и выдуманной информации.
В российской практике в сфере образования появился негативный опыт применения ChatGPT, так, студентом Российского государственного гуманитарного университета написана и защищена дипломная работа с помощью ИИ [50],.что явилось первым случаем написания и защиты диплома с помощью нейросети, не только в нашей стране, но и в мире. В настоящее время на законодательном уровне в России отсутствуют запретительные меры на использование ИИ в вузах, но некоторые вузы с 2024 г. начали самостоятельно устанавливать правила использования нейросетей при написании работ. Например, в НИУ «ВШЭ» разработали декларацию этических принципов использования ИИ [45], которая охватывает «девять заповедей»: приоритет человеческого общения, информированное использование, академическая честность, прозрачность, конфиденциальность и защита интеллектуальных прав, исключение предвзятости и дискриминации, справедливая доступность, разумные ограничения, ответственное отношение к ИИ.
Для выполнения различных задач достаточно часто используются следующие нейросети, связанные:
- с генерацией текста (ChatGPT, YandexGPT, Hypotenuse AI, Katteb, Rytr, Claude.ai, Copilot, Gerwin, GigaChat);
- генерацией изображений (Midjourney, Kandinsky 2.2, Flair, Dream (by Wombo), Looka, Шедеврум, Stable Diffusion 3.0, Craiyon);
- виртуальных миров, игровых вселенных и персонажей (Scenario, Rosebud AI, InWorld, Leonardo.ai, Opus, Saga PRG);
- аудиоформатов и работе с ними (MacWhisper, SteosVoice, Uberduck, WavTool, Tacotron, WaveNet, FastSpeech);
- видеоформатов и работе с ними (Visper, Designs.ai, Fliki, Runway, Pictory, Genmo, Pika, Stable Video Diffusion);
- программного кода (Codeium, Adrenaline, CodePal, GitHub, Copilot, Tabnine, Fig, Documatic, Mintlify, Snyk Code); 6) документов и создание презентаций (Notion AI, SlidesAI, Kickresume, Wepik, Tome, MagicSlides, Gamma, Prezo, Slidebean). Также выделим нейросети которые могут, например, проектировать дизайн и интерьеры (REimagineHome, Interior AI, Playground AI, Stable Diffusion, Deep Dream, RoomGPT), позволяют создавать образы (Outfits AI) [8]. Применение нейросети «Кандинский 3.1» от СберБанка, например, позволяет генерировать изображение разных стилей.
В России ещё в 2021 г. был принят Кодекс этики в сфере ИИ [48], предназначение которого связано со снижением рисков неэтичного его применения, нарушением прав граждан. В дополнение к указанному кодексу, Альянсом в сфере ИИ был разработан Кодекс этики в сфере ИИ в медицине и здравоохранении, содержащий подходы, установки и правила, значимые для всех стейкхолдеров в здравоохранении на всех этапах развития систем ИИ.
Наряду с преимуществами нейросетевых технологий, имеются существенные недостатки в их работе. Так, например, существует ключевая задача в сфере креативных индустрий с которой пока не в силах справится ИИ в отличие от человека - не умение генерировать новые идеи, так как ИИ может работать только с тем чему его уже обучили, алгоритмы обучаются на том материале, который уже создан и чем больше его используют, тем чаще происходит воспроизведение повторной информации [28]. Например, создан сервис от экосистемы Яндекса - «Яндекс.Автопоэт» [42], позволяющий составлять тексты и даже писать стихотворения по запросу клиентов.
Использовать ИИ для сокращения времени на рутинные задачи является несомненным преимуществом при его использовании, но нельзя полностью полагаться на предлагаемые им решения без надлежащего контроля и критического анализа, так как может привести к непоправимым последствиям [26].
Не смотря на перспективы и открывающиеся возможности, связанные с развитием и применением ИИ, выделим риски, которые необходимо принимать во внимание при использовании ИИ: риски, связанные с этическими и правовыми аспектами использования ИИ, с необходимостью обеспечения безопасности граждан, с корректностью работы ИИ, дефицитом квалифицированных специалистов в области ИИ. Так, например, по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, дефицит сотрудников для сферы ИИ составила около 20 тыс. чел. в 2024 г,. существует нехватка кадров среди инженеров данных, экспертов по этике ИИ и специалистов по управлению данными [Например, 57].
Использование цифровых технологий, в том числе и ИИ влечёт за собой негативные моменты:
- появление киберугроз и цифрового мошенничества, что требует овладения сотрудниками новыми навыками цифровой грамотности, компетентности для обеспечения безопасности организаций;
- сокращение рабочих мест, а вместе с тем появление новых профессий, связанных с развитием цифровых технологий, например, контент-менеджера, интернет-маркетолога, веб-дизайнера, онлайн-преподавателя и др. [37].
К современным этическим проблемам, характерным для цифровой среды и применения ИИ можно отнести, неоднородность моральных ценностей, характерных для разных сетевых сообществ в цифровом пространстве, связанных с достоверностью информации, первичностью источника информации, цифровым образованием, этическими проблемами виртуальности и др. Появилось понятие «цифровая этика», предполагающая уважительное отношение к стейкхолдерам в процессе коммуникации и являющаяся действенным инструментом для формирования цифровой культуры, который может быть закреплён в этическом кодексе организации [37].
Подытоживая проведённый анализ применения ИИ в социальной сфере, с помощью методики SWOT-анализа, изучив сильные и слабые стороны использования ИИ, а также возможности и угрозы (риски) представим их в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности применения искусственного интеллекта
в социальной сфере [7,8,9,26,27,28,32,34,35,37 ]
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
- обработка и анализ больших объёмов данных;
- оптимизация времени; - персонализация обслуживания клиентов; - проактивное обнаружение и устранение проблем; - оптимизация рабочих процессов; - постоянное обучение и повышение квалификации; - помощь в распространении информации; - расширение возможностей социального обслуживания благодаря автоматизации процессов |
- недостоверность ИИ-приложений;
- необходимость подготовки данных для очистки и обучения; -зависимость от доступных данных, что чревато ошибками в принятии управленческих решений; - недостаток креативности, что приводит к отсутствию оригинальности; -угроза безопасности (кибератаки и пр.) - высокая стоимость систем ИИ; - неумение генерировать новые идеи |
Возможности
|
Угрозы
|
- повышение цифровой грамотности с помощью обучения технологиям ИИ;
- обеспечение доступа к образованию и здравоохранению; - появление новых профессий, связанных с ИИ; - формирование цифровой культуры организаций социальной сферы; - повышение доверия граждан к государственным институтам |
- непрозрачность работы моделей ИИ;
- утечка данных; - нарушение прав интеллектуальной собственности; - сокращение рабочих мест; - использование недостоверных данных: - дипфейки и мошенничество с использованием ИИ |
Несомненно, ИИ способен облегчить деятельность, осуществляемую в социальной сфере, и его сильными сторонами являются не только оптимизация времени на решение поставленных задач, но и обработка и анализ больших объёмов данных; персонализация обслуживания клиентов; проактивное обнаружение проблем в той или иной сфере; возможность оптимизировать рутинные задачи; способность обучать сотрудников организаций; расширение возможностей социального обслуживания благодаря автоматизации процессов и ряд, оказывать помощь в поиске людей, удовлетворение духовных и социальных потребностей и многое др.
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основе проведённого анализа можно выделить особенности применения ИИ в социальной сфере:
- развитие ИИ и возможность его применения организациями, действующими в социальной сфере во многом зависит от государственной поддержки;
- применение ИИ способно сделать более доступными услуги, предоставляемые гражданам организациями социальной сферы;
- низкий уровень доверия населения к результатам, получаемым с помощью ИИ препятствует его активному развитию;
- дороговизна систем ИИ препятствует его широкому распространению;
- применение ИИ может использоваться мошенниками, вызывая утечку персональных данных и нанося моральный и материальный ущерб гражданам.
Полагаем, что для широкого применения ИИ в социальной сфере, необходимо, во-первых, повышать уровень доверия граждан к государственным институтам, действующим в социальной сфере, а для этого необходимо формировать цифровую культуру организаций, действующих в социальной сфер, что является довольно длительным процессом, занимающим не один год. Необходима проработка «цифровых» кодексов этики, направленных не только на сотрудников организаций, но и существенное внимание должно быть уделено работе с потребителями таких услуг.
Во-вторых, необходимо повышать общий уровень цифровой грамотности населения всех возрастных категорий, особое внимание уделяя людям «серебряного» возраста, организуя обучающие мероприятия. Такие мероприятия должны повысить возможность доступа к самостоятельному использованию суперсервиса «Госуслуги», расширить возможности получения услуг в сфере образования и здравоохранения.
В-третьих, обучающие мероприятия для сотрудников организаций, действующих в социальной сфере должно проводится на постоянной основе для повышения цифровой компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный период цифровой трансформации экономики невозможен без применения цифровых технологий. Полагаем, что современная цифровая среда предоставляет уникальные возможности для развития социальной сферы, как организаций, так и граждан.
Стремительные изменения во внешней среде, связанные с развитием цифровых технологий и ИИ, вызывает и изменения в социальной сфере, выходя на новый уровень развития, тем самым вызывая необходимость поиска более устойчивых стратегий развития как организаций, действующий в данной сфере, так и всех тех, кто задействован в данной сфере на постоянной основе. Неизбежное развитие, вызванное развитием ИИ связано с повышением уровня цифровых компетенций персонала, цифровой грамотности населения всех возрастных категорий. Для грамотного выстраивания стратегии цифровой трансформации социальной сферы необходимо прорабатывать вопрос формирования цифровой культуры организаций, действующих в социальной сфере.
Применение ИИ в социальной сфере будет способствовать решению многих насущных проблем, таких как, решение вопроса с нехваткой квалифицированных кадров; способно помочь в решении неординарных задач; обеспечить ускорение решения рутинных ежедневных задач; помочь в обучении студентов и др. Использование преимуществ ИИ неизбежно приведёт к трансформации социальной сферы в будущем.
Существующая проблема доверия к ИИ, особенно в медицине, постепенно может быть преодолена с помощью применения объяснимого ИИ. Для повышения уровня доверия граждан к государственным институтам необходимо повышать цифровую грамотность населения, обучать новым цифровым навыкам, уделять пристальное внимание наращиванию цифровых компетенций на всех ступенях образования.
Таким образом, остаются нерешенными вопросы, связанные с правовыми, этическими и социальными аспектами применения ИИ в социальной сфере.
Направления дальнейших исследований связаны с вопросами регенерации социального капитала через призму применения ИИ в социальной сфере, а также цифровой трансформацией в социальной сфере, исследованием цифровой культуры в социальной сфере.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440. Президент России «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 01.05.2025).
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р (ред. от 21.10.2024). Rulaws.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-20.02.2021-N-431-r/ (дата обращения: 12.05.2025).
4. Распоряжение Правительства РФ от 05.04.2024 N 842-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (вместе со «Стратегическим направлением в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года»). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-05042024-n-842-r-o-strategicheskom/ (дата обращения: 12.05.2025).
5. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2025. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. – 296 c.
6. Архипова Е.Б., Бородкина О.И., Иванова М.М., Старшинова А.В., Чикова Е.В., Чулков С.С. Актуальные проблемы цифровизации социальных услуг. / Коллективная монография. - СПб.: Скифия-принт, 2021. – 232 c.
7. Анисимова Д.А. Проблемы и перспективы кадровых ресурсов специалистов по социальной работе // Наука, образование и культура. – 2022. – c. 1-2.
8. Анненкова А.В. Искусственный интеллект и нейронные сети в рекламной индустрии: новый тренд на автоматизацию и симбиотическое сосуществование человека и технических инноваций // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. – № 10(148). – doi: 10.60797/IRJ.2024.148.49.
9. Багдасарян Р.Х., Панфилова О.В., Хайбулов А.В. Применение искусственного интеллекта в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы // Культура и время перемен. – 2022. – № 1(36).
10. Баяк Е.И., Нестеренков С.Н., Жалейко Д.А. Искусственный интеллект в управлении проектами для создания адаптивных стратегий // X международная научно-практическая конференция «BIG DATA и анализ высокого уровня = BIG DATA and advanced analytics»: Сборник научных статей X Международной научно-практической конференции в двух частях. Минск, 2024. – c. 316-320.
11. Блохина Е.В., Безымянный А.С. Технологии искусственного интеллекта в деятельности первичного звена здравоохранения города Москвы // Digital Diagnostics. – 2024. – c. 21-23. – doi: 10.17816/DD626790.
12. Валиев Р.М. Развитие искусственного интеллекта: подходы к определению // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 115-126. – doi: 10.18334/ce.18.1.120257.
13. Володенков С.В., Федорченко С.Н. Риски применения алгоритмов искусственного интеллекта в социально-политической сфере: обзор современных научных работ // Дискурс-Пи. – 2024. – № 2. – c. 28-48. – doi: 10.17506/18179568_2024_21_2_24.
14. Гулакова В.А. Использование искусственного интеллекта в социальном управлении // Молодой ученый. – 2025. – № 10(561). – c. 48-50. – url: https://moluch.ru/archive/561/123231/.
15. Голубецкая Н.П., Дубовцев Ю.А. Развитие рынка искусственного интеллекта в здравоохранении // Государственное и муниципальное управление: актуальные проблемы и современные тренды: Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. К 30-летию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2025. – c. 153-156.
16. Денисов И.В., Половова Т.А., Уваров Р.А. Формирование экосистемы в условиях трансформации экономики: институциональные аспекты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 1-1. – c. 254-264. – doi: 10.34670/AR.2023.25.28.028.
17. Джибилова Е.Г., Побываев Н.С. Анализ российского и зарубежного опыта применения ChatGPT и искусственного интеллекта в политике и социальной сфере // Социально-гуманитарные знания. – 2024. – № 1. – c. 64-69.
18. Иванова Т.Ю. Методология организационных изменений: синергетический подход. / Монография. - Ульяновск: УлГУ, 2006. – 196 c.
19. Потапов М.П., Павлов А.В., Котловский М.Ю., Аккуратов Е.Г., Костров С.А. Искусственный интеллект в здравоохранении. / Учебное пособие. - Ярославль: Индиго, 2024. – 72 c.
20. Искусственный интеллект в образовании. / Коллективная монография. - М.: ИСМО, 2024. – 306 c.
21. Петрова Т.Э. и др. Искусственный интеллект в социальной сфере. / Монография. - Москва: Издательство: КноРУС, 2025. – 176 c.
22. Каманин И.Е., Тихонюк Н.Е. Искусственный интеллект в образовании и бизнесе: сравнительный анализ востребованности компетенций по оценкам студентов и предпринимателей // Креативная экономика. – 2025. – № 6. – doi: 10.18334/ce.19.6.123218.
23. Кобякова О.С., Ерёмченко О.А., Куракова Н.Г. Технологии искусственного интеллекта в здравоохранении в глобальной патентной экокосистеме 2000-2023 ГГ // Врач и информационные технологии. – 2024. – № 1. – c. 44-59. – doi: 10.25881/18110193_2024_1_44.
24. Котова Л.Б. Искусственный интеллект и качество социальных услуг // Наука, общество и образование в условиях трансформации социально-экономической сферы: Труды Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2024. – c. 490-496.
25. Кошечкин К.А., Хохлов А.Л. Этические проблемы внедрения искусственного интеллекта в здравоохранении // Медицинская этика. – 2024. – № 1. – c. 12-19. – doi: 10.24075/medet.2024.006.
26. Мызрова К.А., Захарова Ю.Н., Фадеева И.П., Качагина О.В. Особенности применения искусственного интеллекта в управлении проектами // Креативная экономика. – 2025. – № 4. – c. 1019-1036. – doi: 10.18334/ce.19.4.122879.
27. Мызрова К.А., Туганова Э.А., Хисматуллин М.М., Низамутдинова Г.М. Искусственный интеллект: особенности применения в медицине // Креативная экономика. – 2024. – № 8. – c. 2141-2152. – doi: 10.18334/ce.18.8.121399.
28. Мызрова К.А., Рожкова Е.В., Туманов Э.В., Владиславская В.А. Особенности применения искусственного интеллекта в креативных индустриях // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 303-320. – doi: 10.18334/ce.19.2.122571.
29. Мызрова К.А., Рожкова Е.В., Симуков М.В., Фадеева И.П. Особенности реализации социальных проектов в период цифровой трансформации // Креативная экономика. – 2025. – № 1. – c. 55-72. – doi: 10.18334/ce.19.1.122454.
30. Назаров М.М. Искусственный интеллект и алгоритмические решения в социальной сфере: представления молодёжи // Социологическая наука и социальная практика. – 2023. – № 3. – c. 141-158. – doi: 10.19181/snsp.2023.11.3.7.
31. Сагирова А.С. CHAT-BOT - современный инструмент коммуникации в учреждениях социальной защиты // Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития: Материалы V международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023. – c. 279-281.
32. Сайкинов В.Е., Золкин А.Л., Положенцева И.В., Новикова Т.Е. Влияние искусственного интеллекта на экономику и социальную сферу // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2025. – № 1(154). – c. 155-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.01.02.017.
33. Семёнов Д.А. Управление инновационным развитием социальной сферы на основе использования цифровых технологий. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - М., 2024. – 183 c.
34. Смирнова Т.А. Искусственный интеллект в социальной сфере: перспективы и риски внедрения ИИ в сферу социального обслуживания // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 712-715.
35. Сугак В.К. Роль и оценка эффектов внедрения искусственного интеллекта в социальной сфере: кейс-метод // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 1: Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. – 2022. – № 2. – c. 123-129.
36. Фадеева И.П. Перспективные технологии искусственного интеллекта в сфере социального обслуживания России // Инновационная наука. – 2024. – № 3-2. – c. 126-128/.
37. Мызрова К.А., Половова Т.А., Панько Ю.В., Авдеева Т.В. Цифровая культура как фактор устойчивого развития организации в период цифровой трансформации // Креативная экономика. – 2025. – № 3. – c. 523-540. – doi: 10.18334/ce.19.3.122808.
38. Мызрова К.А., Мявлина Н.Ж., Захарова Ю.Н., Заводцков А.С. Цифровые технологии как фактор устойчивого развития малого бизнеса // Креативная экономика. – 2024. – № 9. – c. 2193-2210. – doi: 10.18334/ce.18.9.121528.
39. Чекунова М.А. Искусственный интеллект в медико-социальной сфере // Social Phenomena and Processes. – 2024. – № 1(6). – c. 60-70.
40. Чубукова И.В. Искусственный интеллект в социальной сфере // E-Scio. – 2019. – № 10(37). – c. 179-186. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-sotsialnoy-sfere.
41. Яковлев Ю.М., Соколова Т.Н. Правовые аспекты применения чат-ботов с искусственным интеллектом в социально-экономической сфере // Интеллектуальные информационные системы: теория и практика: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской с международным участием конференции. Курск, 2023. – c. 174-178.
42. Автопоэт — навык Алисы, голосового помощника от Яндекса. [Электронный ресурс]. URL: https://dialogs.yandex.ru/store/skills/0778b82e-avtopoet (дата обращения: 13.05.2025).
43. Больше половины россиян считают, что искусственный интеллект поможет в решении социальных и экологических задач. Рамблер. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/community/51828544-bolshe-poloviny-rossiyan-schitayut-chto-iskusstvennyy-intellekt-pomozhet-v-reshenii-sotsialnyh-i-ekologicheskih-zadach/ (дата обращения: 11.05.2025).
44. В РМАНПО прошла первая в России защита докторской диссертации по безопасному использованию искусственного интеллекта в здравоохранении Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО). Rmapo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rmapo.ru/newsall/news_rektorat/13233-v-rmanpo-proshla-pervaja-v-rossii-zaschita-doktorskoj-dissertacii-po-bezopasnomu-ispolzovaniju-iskusstvennogo-intellekta-v-zdravoohranenii.html (дата обращения: 13.05.2025).
45. «Девять заповедей» работы с ИИ и агробиотехнологии: как прошел Ученый совет ВШЭ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/937067191.html (дата обращения: 13.05.2025).
46. 2024 Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта. НЦРИИ при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastrukturaii/2024_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_rossiyskoy_federacii_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_ncrii_pri_pravitelystve_rf/ (дата обращения: 11.03.2025).
47. ИИ в медицине: 7 примеров использования нейросетей в здравоохранении России. Bitrix24.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bitrix24.ru/journal/ai-v-medicine/ (дата обращения: 23.04.2025).
48. Как технологии меняют экономику и социальную сферу регионов. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/industries/news/6807bb729a794793e4d8fe0e?ysclid=m9tro4iob267103712 (дата обращения: 23.04.2025).
49. Кодекс этики в сфере ИИ. Альянс в сфере искусственного интеллекта. Ethics.a-ai.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 15.4.2025).
50. Написанный с помощью ChatGPT диплом студента РГГУ проверит руководство вуза. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 13.10.2023).
51. Национальная стратегия. Ai.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/national-strategy/?ysclid=mafcholq4380783455 (дата обращения: 08.05.2025).
52. Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Minfin.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39566-ispolnenie_raskhodov_federalnogo_byudzheta_na_realizatsiyu_natsionalnykh_proektov (дата обращения: 23.04.2025).
53. Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года от 20 февраля 2021. Cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573761704 (дата обращения: 08.05.2025).
54. Мызрова К.А., Половова Т.А., Панько Ю.В., Авдеева Т.В. Цифровая культура как фактор устойчивого развития организации в период цифровой трансформации // Креативная экономика. – 2025. – № 3. – c. 523-540. – doi: 10.18334/ce.19.3.122808.
55. Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/890550436.html (дата обращения: 03.05.2025).
56. Искусственный интеллект. Digital.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/activity/czifrovizacziya-gosudarstva/vedomstvennyj-proektnyj-ofis-vpo/ (дата обращения: 08.05.2025).
57. Шадаев: в РФ не хватает специалистов в области ИИ, машинного обучения и робототехники. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/21035613 (дата обращения: 23.04.2025).
58. ChatGPT to Fuel $1.3 Trillion Generative AI Market by 2032. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-01/chatgpt-to-fuel-1-3-trillion-ai-market-by-2032-bi-report-says (дата обращения: 23.04.2025).
59. Hosseini M., Gao C.A., Liebovitz D.M., Carvalho A.M., Ahmad F.S., Luo Yu., MacDonald N., Holmes K.L., Kho A. An exploratory survey about using ChatGPT in education, healthcare, and research // PLOS One. – 2023. – № 10. – p. e0292216. – doi: 10.1371/journal.pone.0292216.
60. Technological Inventions Worldwide Aid Disabled Communities. Borgen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.borgenmagazine.com/disabled-communities/ (дата обращения: 12.05.2025).
Страница обновлена: 29.06.2025 в 16:22:15