Assessing the spatial concentration of higher education and scientific activity in Russia

Tagarov B.Zh.1
1 Байкальский государственный университет, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 6 (June 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43077410
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
This article analyzes the spatial concentration of people working in higher education and science in Russia. To quantify the concentration the author of the article uses the Herfindahl Index. The author analyzes the dynamics of the number of people employed in these spheres, as well as the changes in their proportions in the total number of people working in the Russian economy. The values of spatial concentration level in higher education and scientific activity and its change have been shown. The calculation was made based on data on the number of people working in the regions and federal districts. The concentration was analyzed both for Russia as a whole and for individual federal districts in particular.

Keywords: education, science, spatial concentration, the Herfindahl Index, center, periphery

JEL-classification: I23, J44, R10

Highlights:

  • • Изменение концентрации занятости в сферах высшего образования и научной деятельности связаны с изменениями в привлекательности регионов для проживания, а также с направлениями образовательной и трудовой миграции.
  • • За период с 2009 по 2018 год численность занятых в высшем образовании и научной деятельности уменьшилась. При этом снижение количества занятых в образовании составило большую величину, чем в научной деятельности (39,4 % против 13,1 %).
  • • Доля занятых в научной деятельности в общем количестве занятых в экономике снизилась на меньшую величину, чем в сфере высшего об-разования.
  • • Специализация Центрального и Северо-Западного федеральных округов на высшем образовании увеличилась.
  • • Наблюдается высокий уровень концентрации научной деятельности в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.
  • • Уровень концентрации занятости в научной деятельности в России на конец 2018 года был больше, чем в высшем образовании, но темпы его роста были значительно меньше.
  • • В сфере высшего образования усиление концентрации наблюдалось практически во всех федеральных округах, а в научной деятельности – только в трех.



ТЕЗИСЫ: • Изменение концентрации занятости в сферах высшего образования и научной деятельности связано с изменениями привлекательности регионов для проживания, а также с направлениями образовательной и трудовой миграции. • За период с 2009 по 2018 год численность занятых в высшем образовании и научной деятельности уменьшилась. При этом снижение количества занятых в образовании составило большую величину, чем в научной деятельности (39,4% против 13,1%). • Доля занятых в научной деятельности в общем количестве занятых в экономике снизилась на меньшую величину, чем в сфере высшего образования. • Специализация Центрального и Северо-Западного федеральных округов на высшем образовании увеличилась. • Наблюдается высокий уровень концентрации научной деятельности в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. • Уровень концентрации занятости в научной деятельности в России на конец 2018 года был больше, чем в высшем образовании, но темпы его роста были значительно меньше. • В сфере высшего образования усиление концентрации наблюдалось практически во всех федеральных округах, а в научной деятельности – только в трех.

HIGHLIGHTS: • Changes in level of people working in higher education and research reflect changes in attractiveness of regions for living, as well as the pattern of educational and labor migration. • The number of people working in higher education and research decreased between 2009 and 2018. At the same time, the number of people working in education has decreased much more (39,4% against 13,1%). • The proportion of people working in research in the total number of employed people has decreased by less than in higher education. • The specialization of the Central and Northwestern Federal Districts in higher education has increased. • The level of scientific activity concentration is high in Moscow and Saint Petersburg. • In general, as of the end of 2018, the level of concentration in scientific activity in Russia is higher than in higher education, but the pace of its increase is much lower. • In higher education, concentration increased in almost all Federal Districts, and in research – in only three districts.

Введение

В 2008 году Пол Кругман получил премию по экономике памяти Альфреда Нобеля за анализ моделей торговли и проблем экономической географии. Это свидетельствует о признании мировым научным сообществом важности исследований пространственной концентрации производства и специфики взаимодействия центра с периферией [1] (Krugman, 1991). Особенно актуальны данные исследования для России из-за высокого уровня экономического неравенства между территориями как на уровне страны в целом, так и внутри регионов.

В настоящей статье мы представили результаты исследования изменений в пространственной концентрации занятых в высшем образовании и научной деятельности, произошедших за период с 2009 по 2018 год в РФ. Эти отрасли составляют основу интеллектуального производства в стране и во многом обуславливают развитие друг друга. Поэтому мы посчитали, что их анализ может быть проведен в рамках одного исследования.

Важность изменений в уровне концентрации в данных сферах для развития страны обусловлена следующими факторами.

Во-первых, динамика количества студентов в вузах региона отражает изменение его привлекательности для проживания, работы и ведения бизнеса. Дело в том, что абитуриенты, выбирая учебное заведение, во многом руководствуются именно этим фактором.

Во-вторых, уровень развития вузов и научных учреждений влияет на экономический потенциал региона, поскольку от этого зависит качество человеческого капитала и развитие инновационной деятельности.

В-третьих, распределение вузов и научных учреждений между регионами влияет на уровень и направленность межрегиональной миграции, а также на отток перспективной молодежи из наименее развитых территорий.

В-четвертых, в отличие от учреждений среднего общего и среднего профессионального образования деятельность вузов и научных организаций мало привязана к местному рынку, что делает влияние процессов пространственной концентрации на их работу особенно сильным.

В настоящий момент существует довольно много исследований, связанных с анализом пространственной концентрации производства в России. К ученым, работающим в данном направлении, относятся: О. Грицай, Г. Иоффе, А. Трейвиш [2] (Gritsay, Ioffe, Treyvish, 1991), В. Лексин, А. Швецов [3] (Leksin, Shvetsov, 1999), С. Растворцева [4] (Rastvortseva, 2018), О. Кузнецова [5] (Kuznetsova, 2018), Г. Макарова, В. Рудяков [6] (Makarova, Rudyakov, 2019), А. Самаруха [7] (Samarukha, 2018), Е. Колодина [8] (Kolodina, 2019), М. Спектор [9] (Spector, 2017), Я. Муравьева [10] (Muraveva, 2016), Т. Коцофана, С. Стажкова [11] (Kotsofana, Stazhkova, 2011), Л. Соколова [12] (Sokolova, 2019), С. Грачев [13] (Grachev, 2019), В. Вольчик [14] (Volchik, 2009), В. Матвеенко [15] (Matveenko, 2013), А. Антонюк, Г. Эрлих [16] (Antonyuk, Erlikh, 2014), В. Удалов, А. Колобов [17] (Udalov, Kolobov, 2011), И. Мищенко [18] (Mischenko, 2012) и др.

Проблемам территориального распределения образовательных и научных учреждений в России посвящены работы следующих авторов: А. Джуринский [19] (Dzhurinskij, 2016), М. Присяжный [20] (Prisyazhnyj, 2011), О. Лешуков [21] (Leshukov, 2020), М. Лисюткин [22] (Leshukov, Lisyutkin, 2015), А. Катровский [23] (Katrovskij, 2003), Н. Габдрахманов, Н. Никифорова [24] (Gabdrahmanov, Nikiforova, 2019), М. Барышникова, Е. Вашурина [25] (Baryshnikova, Vashurina, 2019), Е. Камко [26] (Kamko, 2012), А. Ваганов [27] (Vaganov, 2018), Ю. Брумштейн, М. Захарян [28] (Brumshtejn, Zaharyan, 2017) и др.

Тем не менее эмпирических исследований пространственной концентрации занятости в этих сферах, основанных на расчете соответствующих индексов, практически нет.

Цель работы: определение основных тенденций пространственной концентрации в сферах высшего образования и научной деятельности.

Предмет исследования: динамика уровня концентрации высшего образования и научной деятельности в России.

Научная гипотеза: относительно низкие барьеры для учебной миграции и информационный характер работы ученых усиливают процессы концентрации данных видов деятельности в «центре».

Научная новизна работы заключается в получении новых эмпирических данных о динамике пространственной концентрации высшего образования и научной деятельности в России.

Методология

Уровень концентрации производства в высшем образовании и научной деятельности оценивался на основе информации о численности занятых в этих сферах в регионах и федеральных округах России (за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя) за период с 2009 по 2018 год. В качестве источника данных выступила Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [29].

Для количественной оценки уровня концентрации и его изменения был использован индекс концентрации Херфиндаля (HHI). Индекс HHI изначально был предназначен для оценки уровня экономической концентрации в какой-либо отрасли на основании информации о рыночных долях ее участников. Тем не менее данный показатель широко используется и для определения абсолютного уровня пространственной концентрации в отрасли и экономике в целом (например, [4] (Rastvortseva, 2018)). Индекс HHI для целей настоящей статьи рассчитывается по следующей формуле:

,

где n – количество регионов, Xi – квадрат доли i-го региона в общем объеме занятых в данной отрасли в стране.

Максимальное значение индекс HHI принимает в том случае, когда все занятые в отрасли сосредоточены в одном регионе.

Результаты исследования

Спад рождаемости в России, произошедший в последнем десятилетии XXI века, стал причиной снижения числа обучающихся в вузах. Усиление конкуренции за абитуриентов вызвало процесс оптимизации затрат на образование (в частности, это выразилось в укрупнении студенческих групп и слиянии кафедр и факультетов). Данные факторы, а также ужесточение требований к аккредитации вузов привели к сокращению числа занятых в высшем образовании. При этом количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, сократилось с 2009 по 2018 год с 1115 до 741, а численность обучающихся снизилась с 7050 тысяч до 4162 тысяч человек [30]. Количество занятых в научной деятельности за рассматриваемый период также уменьшилось. Причинами этого, помимо падения численности занятых в сфере высшего образования, является относительно низкая доля наукоемкого сектора в экономике России и сравнительно невысокий уровень доходов ученых. В таблице 1 показана динамика численности занятых в данных отраслях.

Таблица 1

Численность занятых в высшем образовании и научной деятельности в

России в 2009–2018 гг.

Отрасли
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
(%)
Высшее профессиональное образование (чел.)
918 243
876 483
806 871
717 908
664775
559742
- 39,4
Научные исследования и разработки (чел.)
798 586
770 590
783 852
784 741
793998
694104
- 13,1
Источник: составлено автором по данным ЕМИСС [29].

Из таблицы видно, что падение численности занятых в высшем образовании существенно превысило снижение данного показателя в научной деятельности. Причиной данной разницы является меньшая зависимость последней от динамики демографических показателей и рост финансирования научного сектора в последние годы [31]. Стоит отметить, что снижению численности занятых в этих сферах способствует повышение эффективности их труда благодаря внедрению информационных технологий.

Общая численность занятых в России также снизилась (на 8%, по данным ЕМИСС). Рассмотрим изменение доли занятых в анализируемых сферах.

Таблица 2

Доля занятых в высшем образовании в общем числе занятых в России в 2009–2018 гг. (в %)


Федеральные округа
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
Центральный федеральный округ
2,13
2,20
2,03
1,85
1,70
1,53
-28,1
Северо-Западный федеральный округ
2,25
2,18
2,03
1,90
1,99
1,53
-31,8
Южный федеральный округ (с 29.07.2016)
1,90
1,90
1,76
1,66
1,50
1,28
-32,3
Северо-Кавказский федеральный округ
2,58
2,42
2,24
2,02
1,82
1,48
-42,7
Приволжский федеральный округ
1,74
1,69
1,58
1,41
1,34
1,14
-34,3
Уральский федеральный округ
1,40
1,35
1,21
1,08
0,99
0,84
-40
Сибирский федеральный округ
1,85
1,77
1,61
1,48
1,55
1,15
-37,9
Дальневосточный федеральный округ
1,84
1,77
1,58
1,41
1,07
0,97
-47,1
В России в целом
1,94
1,91
1,76
1,61
1,52
1,28
-33,7
Источник: составлено автором по данным ЕМИСС [29].

В таблице 2 показано, что доля занятых в высшем образовании в России за рассматриваемый период снизилась, но данное снижение имеет несколько меньшее значение (33,7%), чем абсолютное сокращение числа занятых в этой сфере (39,4%). Меньше всего снизилась доля занятых в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, что говорит об относительном росте их специализации на данном виде деятельности.

Таблица 3

Доля занятых в научной деятельности в общем числе занятых в России в 20092018 гг. (в %)

Федеральные округа
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
Центральный федеральный округ
3,05
3,12
3,26
3,38
3,22
2,90
-5,06
Северо-Западный федеральный округ
2,10
2,14
2,12
2,14
2,34
1,91
-9,41
Южный федеральный округ
0,77
0,81
0,72
0,76
0,87
0,72
-6,62
Северо-Кавказский федеральный округ
0,38
2,03
1,96
1,94
1,64
1,42
268,48
Приволжский федеральный округ
1,21
1,18
1,18
1,16
1,36
1,11
-7,99
Уральский федеральный округ
1,09
1,05
1,00
1,05
0,97
0,98
-10,05
Сибирский федеральный округ
0,94
0,91
0,92
0,95
1,16
0,92
-2,32
Дальневосточный федеральный округ
0,55
0,54
0,52
0,52
0,47
0,55
-0,21
В России в целом
1,68
1,68
1,71
1,76
1,81
1,59
-5,52
Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС [29].

Из таблицы 3 видно, что доля занятых в научной деятельности также снизилась, но на меньшую величину, чем в сфере высшего образования. Наименьшее снижение данного показателя наблюдалось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Интересно, что в Северо-Западном федеральном округе падение доли занятых в научной деятельности (на 9,41%) существенно превысило общероссийские показатели. Это показывает, что, несмотря на лидерство в данной сфере Центрального и Северо-Западного федеральных округов (на них в сумме приходится 66,4% от общей численности занятых в научной деятельности), рост специализации на научной деятельности в этих округах выражен не столь сильно, как в высшем образовании.

Проведем анализ процессов концентрации в рассматриваемых отраслях с помощью индекса концентрации Херфиндаля (HHI).

Таблица 4

Динамика индекса Херфиндаля, рассчитанного исходя из численности

занятых в регионах в 2009–2018 гг.

Отрасли
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
Высшее профессиональное образование
0,050
0,051
0,053
0,053
0,057
0,062
23,4%
Научные исследования и разработки
0,134
0,133
0,147
0,151
0,137
0,139
3,7%
Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС [29].

В таблице 4 представлены значения индекса HHI, рассчитанного на основе данных о численности занятых в соответствующих отраслях в каждом из регионов России. Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что уровень концентрации в научной деятельности выше, чем в высшем образовании.

На протяжении анализируемого периода величина индекса HHI в науке почти не изменилась (+3,7%), тогда как рост индекса концентрации в образовании увеличился на 23,4%. При этом, как уже было указано, именно наиболее крупные округа показали рост специализации на этой сфере деятельности.

Таблица 5

Динамика индекса Херфиндаля, рассчитанного исходя из численности

занятых в федеральных округах в 2009–2018 гг.

Отрасли
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
Высшее профессиональное образование
0,181
0,182
0,185
0,185
0,187
0,198
9%
Научные исследования и разработки
0,321
0,316
0,335
0,341
0,317
0,330
3%
Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС [29].

Таблица 5 показывает значения индекса HHI, рассчитанного на основе занятости в федеральных округах. Расчеты показывают, что здесь, как и в предыдущей таблице, темпы роста концентрации в высшем образовании опережают соответствующие темпы роста в научной деятельности.

Покажем динамику индекса HHI в федеральных округах для образования и научной деятельности в таблицах 6 и 7 соответственно.

Таблица 6

Динамика индекса Херфиндаля для высшего образования в федеральных округах в 2009–2018 гг.

Федеральные округа
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
Центральный федеральный округ
0,331
0,329
0,336
0,326
0,336
0,357
7,7 %
Северо-Западный федеральный округ
0,511
0,514
0,516
0,539
0,608
0,585
14,5 %
Южный федеральный округ
0,271
0,272
0,269
0,270
0,264
0,272
0,2 %
Северо-Кавказский федеральный округ
0,242
0,225
0,223
0,222
0,218
0,226
-6,3 %
Приволжский федеральный округ
0,096
0,095
0,097
0,100
0,103
0,103
7,9 %
Уральский федеральный округ
0,282
0,280
0,281
0,285
0,286
0,290
2,9 %
Сибирский федеральный округ
0,136
0,136
0,137
0,138
0,120
0,143
5,2 %
Дальневосточный федеральный округ
0,187
0,187
0,185
0,181
0,286
0,190
1,8 %
Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС [29].

Из данных таблицы видно, что наибольшей концентрации численность занятых в высшем образовании достигает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. При этом именно последний показывает наибольшие темпы роста (14,7%). Прежде всего, это произошло за счет роста доли г. Санкт-Петербурга (с 70,7% до 76%) и Ленинградской области (с 1,4% до 6,8%) в общем числе занятых в высшем образовании в федеральном округе. При этом рост концентрации произошел во всех федеральных округах, кроме Северо-Кавказского федерального округа.

Таблица 7

Динамика индекса Херфиндаля для научной деятельности в федеральных округах в 2009–2018 гг.

Федеральные округа
2009
2011
2013
2015
2017
2018
Изменение 2018/2009
Центральный федеральный округ
0,425
0,425
0,447
0,452
0,441
0,425
0,0 %
Северо-Западный федеральный округ
0,676
0,700
0,689
0,671
0,670
0,656
-2,9 %
Южный федеральный округ
0,361
0,374
0,349
0,349
0,318
0,352
-2,6 %
Северо-Кавказский федеральный округ
0,215
0,208
0,200
0,203
0,207
0,193
-10,3 %
Приволжский федеральный округ
0,173
0,179
0,183
0,180
0,193
0,203
17,3 %
Уральский федеральный округ
0,350
0,349
0,341
0,333
0,299
0,352
0,4 %
Сибирский федеральный округ
0,242
0,253
0,246
0,242
0,236
0,258
6,6 %
Дальневосточный федеральный округ
0,211
0,201
0,211
0,204
0,245
0,205
-2,6 %
Источник: рассчитано автором по данным ЕМИСС [29].

Данные таблицы 7 показывают, что рост концентрации научной деятельности наблюдается только в трех федеральных округах. Это означает, что при некотором усилении концентрации на уровне страны в ряде округов происходит обратный процесс. При этом, как и в сфере высшего образования, наибольшие значения индекс HHI принимает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Это произошло за счет сильной концентрации данных видов деятельности в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Заключение

Численность занятых в высшем образовании и научной деятельности, как и их доля в общем числе занятых в России, снизилась. При этом снижение количества занятых в образовании составило гораздо большую величину (39,4% против 13,1%).

Доля занятых в научной деятельности снизилась на меньшую величину, чем в сфере высшего образования.

Наименьшее снижение занятости в высшем образовании произошло в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, что говорит об относительном росте их специализации на данном виде деятельности.

В обоих видах деятельности произошел рост уровня пространственной концентрации. Значения индекса HHI показывают, что уровень концентрации в научной деятельности в России выше, чем в высшем образовании. При этом темпы роста концентрации в сфере образования значительно ниже.

Если в сфере высшего образования усиление концентрации наблюдалось практически во всех федеральных округах, то в научной деятельности – только в трех.

Можно констатировать, что изначальная гипотеза подтвердилась в полной мере для высшего образования и лишь частично – для научной деятельности.


References:

Indikatory obrazovaniya: 2020: statisticheskiy sbornik [Indicators of education 2020: statistics] (2020). (in Russian).

Antonyuk V.S., Erlikh G.V. (2014). Infrastrukturnaya obespechennost kak faktor ekonomicheskogo razvitiya regiona [Infrastructural support as a regional economic development factor]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. (11). 116-125. (in Russian).

Baryshnikova M. Yu., Vashurina E. V., Sharykina E. A., Sergeev Yu. N., Chinnova I. I. (2019). Rol opornyh universitetov v regione: modeli transformatsii [The Role of Flagship Universities in a Region: Transformation Models]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 8-43. (in Russian).

Brumshteyn Yu.M., Zakharyan M.Yu. (2017). Raspredelenie uchenyh po naselennym punktam i regionam Rossii: sravnenie svedeniy ofitsialnoy statistiki i dannyh o publikatsionnoy aktivnosti [Distribution of scientists by Russian inhabited points and regions: comparison of official statistics data and information about printing activity]. Naukovedenie (Science). (4). 12. (in Russian).

Dzhurinskiy A. N. (2016). Aktualnye problemy razvitiya i kachestva vys-shego obrazovaniya v Rossii [Actual problems of development and quality of higher education in Russia]. Prepodavatel XXI vek. (1-1). 9-19. (in Russian).

Gabdrakhmanov N.K., Nikiforova N.Yu., Leshukov O.V. (2019). «Ot Volgi do Eniseya…». Obrazovatelnaya migratsiya molodezhi v Rossii [“From the Volga to the Yenisei…”. Educational migration of the youth in Russia] (in Russian).

Grachev S. A. (2019). Otsenka urovnya kontsentratsii resursov innovatsionnogo razvitiya v regionakh Tsentralnogo federalnogo okruga [Assessment of the level of concentration of innovative development resources in the regions of the Central federal district]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1229-1238. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40652.

Gritsay O., Ioffe G., Treyvish A. (1991). Tsentr i periferiya v regionalnom razvitii [Center and periphery in regional development] (in Russian).

Kamko E. V. (2012). Tsentralizovannoe upravlenie innovatsiyami v Rossii: institutsionalnyy analiz [Centralized management of innovation in Russia: institutional analysis]. Terra Economicus. (2). 19-31. (in Russian).

Katrovskiy A. P. (2003). Territorialnaya organizatsiya vysshey shkoly Rossii [The territorial organization of the higher school of Russia] (in Russian).

Kolodina E. A. (2019). Issledovanie rezultativnosti vyravnivayushchey regionalnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii [The research of regional leveling policies effectiveness in the Russian Federation]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4). (in Russian).

Kotsofana T. V., Stazhkova P. S. (2011). Sravnitelnyy analiz primeneniya pokazateley kontsentratsii na primere bankovskogo sektora RF [Comparative Analysis of Concentration Indicators Application: Case of Russian Banking Sector]. Bulletin of St. Petersburg University. Series 5. economics. (4). 30-40. (in Russian).

Krugman P. (1991). Increasing returns and economic geography Journal of Political Economy. (99). 483-499.

Kuznetsova O.V. (2018). Kontsentratsiya ekonomicheskoy aktivnosti v Moskve i Sankt-Peterburge: masshtaby, faktory, posledstviya dlya gorodov [Concentration of Economic Activity in Moscow and Saint Petersburg: Trends, Factors, Implications for the Cities]. Problems of Territory’s Development. (5). 26-40. (in Russian). doi: 10.15838/ptd.2018.5.97.2.

Leksin V.N., Shvetsov A.N. (1999). Obshcherossiyskie reformy i territorialnoe razvitie [Russian reforms and territorial development]. Russian Economic Journal. (4). 54-66. (in Russian).

Leshukov O. V. (2020). Model federalno-regionalnyh otnosheniy v upravlenii vysshim obrazovaniem v RF [Model of Federal-Regional Relations in Governance of Higher Education in the Russian Federation]. Economy of the region. (1). 201-212. (in Russian).

Leshukov O. V., Lisyutkin M. A. (2015). Upravlenie regionalnymi siste-mami vysshego obrazovaniya v Rossii: vozmozhnye podkhody [Governance of the regional higher education systems in Russia: possible approaches]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (6). 29-40. (in Russian).

Makarova G. N., Rudyakov V. A. (2019). Transformatsiya kriteriev effektivnosti ekonomicheskoy deyatelnosti stran v usloviyakh sovremennoy modeli globalizatsii [Transformation of Criteria for the Efficiency of Economic Activities of Countries in the Context of the Modern Model of Globalization]. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya. (2). 261-293. (in Russian).

Matveenko V. D. (2013). Eksternalii, ekonomicheskiy rost i aglomeratsiya [Externalities, economic growth and agglomeration] 22st Annual Conference from the series "Leontief readings": "Economics and geography". - Saint Petersburg: Leontiev Center. 314. (in Russian).

Mischenko I. V. (2012). Prostranstvennye aspekty ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Spatial aspects of sustainable rural territories development]. Tomsk State University Journal of Economics. (3). 95-102. (in Russian).

Muraveva Ya. I. (2016). Pokazateli rynochnoy kontsentratsii [Indicators of market concentration]. Economy and society (Ekonomika i socium). (5-3). 409-412. (in Russian).

Prisyazhnyy M. Yu. (2011). Sovremennaya territorialnaya organizatsiya vysshego obrazovaniya Rossii [Modern territorial organization of higher education in Russia]. Regionology. (4). 164-172. (in Russian).

Rastvortseva S. N. (2018). Ekonomicheskaya aktivnost regionov Rossii [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (1). 84-99. (in Russian). doi: 10.15838/esc/2018.1.55.6.

Samarukha A. V. (2018). Aktualnye napravleniya ozdorovleniya ekonomiki regionov i munitsipalnyh obrazovaniy Sibiri [Topical Trends of Improving Economy of Regions and Municipal Entities in Siberia]. Baikal Research Journal. (3). 7. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).7.

Sokolova L. G, Gnilskaya T. S. (2019). Teoreticheskie aspekty formirovaniya promyshlennoy politiki Rossii [Theoretical aspects of industrial policy formation]. Problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. (3). 49-56. (in Russian).

Spektor M. D. (2017). Effektivnost kontsentratsii selskokhozyaystvennogo proizvodstva [Efficiency of concentration of agricultural production]. Agro-industrial complex: economics, management. (9). 68-77. (in Russian).

Udalov B.C., Kolobov A.O. (2011). Sistema «tsentr-periferiya» v sovremennom politicheskom protsesse [The center - periphery system in the contemporary political process]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (2-1). 297-301. (in Russian).

Vaganov A. G. (2018). Zakonomernosti regionalnogo raspredeleniya nauchnogo potentsiala v Rossii [Trends in the Regional Distribution of Scientific Potential in Russia]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy. (4). 52-65. (in Russian). doi: 10.24411/2079-0910-2018-10020.

Volchik V.V., Berezhnoy I.V. (2009). Ierarkhiya i komplementarnost institutov v ramkakh khozyaystvennogo poryadka [Hierarchy and complementarity of institutions within the economic order]. Terra Economicus. (2). 65-73. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 00:59:17