Вовлечение предпринимателей в сферу обслуживания жилья как фактор развития территорий

Воронина А.А., Лисовцева Л.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Воронина А.А., Лисовцева Л.Н. Вовлечение предпринимателей в сферу обслуживания жилья как фактор развития территорий // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 9. – С. 76-81.

Аннотация:
Состояние и развитие региональных рынков в российской экономике является малоисследованной проблемой и сложной практической задачей. Переход к рыночным моделям хозяйствования вызвал естественное стремление и производителей, и потребителей к взаимовыгодному сотрудничеству, осуществляемому в соответствии с особенностями известного закона спроса и предложения. Во всех высказываниях по поводу указанной проблемы присутствует понятие потребительского регионального рынка, как наиболее традиционного и развитого.

Ключевые слова: сфера услуг, саморазвитие территории, сфера обслуживания

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Состояние и развитие региональных рынков в российской экономике является малоисследованной проблемой и сложной практической задачей. Переход к рыночным моделям хозяйствования вызвал естественное стремление и производителей, и потребителей к взаимовыгодному сотрудничеству, осуществляемому в соответствии с особенностями известного закона спроса и предложения. Во всех высказываниях по поводу указанной проблемы присутствует понятие потребительского регионального рынка, как наиболее традиционного и развитого.

На потребительском рынке особое место занимают услуги жилищно-коммунального сектора. Это связано с тем, что каждый член территориального сообщества пользуется ими ежедневно, причем качество оказываемых услуг определяет уровень комфортности условий проживания. Затраты на жилищно-коммунальное обслуживание сегодня составляют значительную часть расходов домашних хозяйств. Вместе с тем, в регионах до сих пор не отлажено продуктивное действие рыночных механизмов при производстве, распределении и потреблении жилищно-коммунальных услуг. По существу, жилищно-коммунальный сектор остался рудиментом командно-административной экономики на региональном потребительском рынке услуг.

Функционально потребительский рынок должен обеспечить:

‑ удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями;

‑ согласование разноплановых экономических интересов производителей и потребителей на основе эквивалентного обмена;

‑ определение пропорций в структуре спроса и предложения посредством регулирования цен и тарифов, которые на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) деформированы, что делает этот емкий, стабильный сектор потребительского рынка непривлекательным для предпринимателей.

Муниципальные предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, по сути, являются локальными монополистами. Они определяют диктат производителя, не оставляя населению возможности выбора поставщика коммунальных услуг в контексте их количественно-качественных показателей и уровня соответствия платежеспособному спросу.

Многочисленные попытки трансформировать жилищно-коммунальный комплекс предполагают, к сожалению, лишь перекладывание на плечи населения всех накопленных за годы экономических реформ проблем в этой важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли, к которым следует отнести:

‑ низкий технический уровень инфраструктуры;

‑ высокую степень износа оборудования и сетей;

‑ недостаточный уровень организационного управления;

‑ высокие потери невосполнимых ресурсов;

‑ низкие коэффициенты полезного действия энергоустановок;

‑ неудовлетворительную структуру баланса: высокую степень кредиторской и дебиторской задолженности;

‑ низкий социальный статус работников коммунальных служб и, как следствие, высокую текучесть кадров и пр.

Одной из составляющих федеральной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства является стабилизация финансово-экономического состояния организаций ЖКХ на основе полного возмещения расходов на оказание конкретной услуги. В то же время на всем существующем рыночном пространстве пока еще не создано действенных методик определения объективных, общественно-необходимых (экономически обоснованных) затрат на услуги ЖКХ. И, скорее всего, они не могут быть созданы, так как реально обслуживание ведется на несбалансированном (в части спроса и предложения) рынке и, кроме того, без учета количества и качества потребленных коммунальных благ.

Поэтому наряду с разработкой и реализацией оперативных антикризисных мер по повышению надежности систем жизнеобеспечения и технической модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в регионах следует организовывать широкое проведение программных мероприятий:

‑ по демонополизации отрасли;

‑ формированию эффективной системы управления жилищным фондом;

‑ развитию системы самоуправления граждан.

Стратегические решения по коренному изменению правовых и организационных основ деятельности ЖКХ должны быть направлены на повышение надежности, финансовой устойчивости предприятий, достижение оптимальных социальных результатов в условиях регулируемого рынка жилищно-коммунальных услуг.

Именно эти цели поставлены в Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Воронежской области, на основе которой разрабатывается комплексная целевая программа преобразования отрасли. Основой программы является перевод ЖКХ на рыночные методы хозяйствования, его демонополизация, формирование конкурентной среды. Для этого могут быть предложены различные схемы формирования конкурентного рынка обслуживания жилья.

Основные институциональные решения по формированию конкурентной среды в коммунальной сфере должны четко регламентировать порядок выхода производителей услуг на существующий, пока еще монополизированный локальный рынок, участниками которого являются предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности. Цели реформирования предполагают разработку такого пакета нормативно-правовых документов органов местного самоуправления, которые будут содействовать развитию конкуренции и эффективному функционированию в конкурентной среде предприятий ЖКХ различных видов деятельности, а также рекомендаций по оптимизации имущественных отношений в условиях формирования локальных рынков коммунальных услуг (рис. 1).

Рис. 1. Модель акционирования объектов жилищно-коммунального комплекса

Таким образом, процесс акционирования и частичной приватизации муниципальных унитарных предприятий предполагает дифференцированный подход к различным группам основных средств.

Одна из жгучих проблем на пути привлечения предпринимательской инициативы в сферу ЖКХ – недоверие банков к этому сектору экономики. Это проявляется и в недостаточном инвестировании финансовых средств, и в завышенном восприятии рисков, и в отсутствии опыта проектного, а не корпоративного кредитования в России, а также в сдерживании стремления банков оформлять долгосрочные кредиты. Для преодоления этих барьеров могут быть предложены следующие механизмы:

1. Открытие кредитной линии в одном или двух банках области с предоставлением (за счет областного бюджета) частичных гарантий по кредитам на модернизацию ЖКХ по ограниченному списку типовых проектов.

2. Финансирование программ модернизации ЖКХ за счет экономии на снижении издержек при стабильности тарифов, устанавливаемых на длительный срок (5-7 лет).

3. Финансирование тех же программ путем привлечения кредитных ресурсов с последующим их возвратом за счет инвестиционной составляющей тарифа, доля которой должна расти в процессе сокращения потерь и непроизводительных затрат.

Помимо вовлечения бизнеса в процесс реформирования ЖКХ важно заинтересовать в преобразованиях и конечных потребителей. Самоорганизация населения в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие объединения, оснащение жилищного фонда приборами учета и регулирования потребления невосполнимых ресурсов (прежде всего, воды и газа) будут способствовать росту заинтересованности людей в их эффективном использовании. Это позволит существенно снизить расходы бюджета на эксплуатацию жилищного фонда, а также на предоставление льгот и субсидий.

Перевод ЖКХ на рыночные условия должен сопровождаться процедурами создания соответствующего правового поля, детальным обследованием рисков предпринимателей и внедрением страховых мероприятий (сейчас этого почти нет), разработкой эффективного механизма принуждения к исполнению законов (в том числе и внедрением непопулярных методов предоставления социального жилья дебиторам со значительными задержками оплаты). Рынок услуг ЖКХ должен стать привлекательным для успешных предпринимателей, что позволит создать необходимое конкурентное поле, сбалансировать спрос и предложение жилищно-коммунальных услуг и, таким образом, улучшить социальный климат в регионе.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:57:11