Development of professional readiness of the heads of educational organizations for innovative management

Burnasheva E.P.1
1 Шадринский государственный педагогический университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 2 (April-June 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43814694
Cited: 6 by 31.03.2023

Abstract:
The article updates the problem of the readiness of the heads of educational organizations to implement innovative management. There is a contradiction requiring the modern manager from education to find ways to carry out effective management activity. Special sources have been considered and analyzed; definitions of the concepts of innovative management and the readiness of the manager to implement it have been given. The results of the diagnosis of the readiness of the heads of educational organizations of towns for innovative management are presented; and the problems and difficulties associated with the need to make management decisions in the conditions of changing socio-economic environment are presented. The results of the research led to the development of a program for improving the skills of heads of educational organizations for innovation, which will be implemented within the framework of additional education at the pedagogical university.

Keywords: innovative management, management readiness, effective management solutions, professional development program

JEL-classification: I23, I29, O32, O33



Введение

Достижение основной цели государственной политики в образовательной сфере – обеспечение уровня качественного образования в условиях инновационных изменений в социально-экономической среде – требует от руководителей образовательных организаций систематического обновления и повышения качества их профессиональных навыков и уровня управленческой компетентности.

Понимание того, что современной сфере образования необходим новый тип управленца, способного руководить творчески, принимать оптимальные управленческие решения в нестандартных ситуациях, в условиях неопределенности, нарушать установившиеся поведенческие, коммуникативные алгоритмы взаимодействия участников образовательного процесса, обуславливает появление нового типа руководителя – инновационного менеджера [13] (Puchkova, 2010).

Любой управленец, в том числе и в рассматриваемой сфере, определяет стратегическое развитие своей организации. Это требует от него овладения такими значимыми качествами, как умение создавать эффективную организационную структуру, прогнозировать основанную на аналитической деятельности перспективу развития и сохранения конкурентоспособности образовательной организации. Особая роль инновационного менеджера от образования – формирование команды единомышленников, педагогов, умеющих мобильно перестраиваться, продуктивно работать, использовать актуальные обучающие технологии. Значимым фактором в любой инновационной деятельности (в нашем случае – управленческой) будет умение увидеть и привлечь возможности личностного и профессионального потенциала учителей, адекватно их оценить. При этом, конечно, именно директор школы или заведующий детского сада будет определять стандарты и ценности, которые будут лежать в основе стратегического развития каждой отдельно взятой организации. И вот здесь всплывает проблема: каким образом можно организовать образовательный процесс, направленный на получение качественного общего или среднего профессионального образования через индивидуальный подход в обучении (в соответствии с программными документами), и одновременно чтобы он интегрировался в процесс инновационного развития экономики и удовлетворения общественных потребностей [4] (Efimova, 2012).

Таким образом, возникает потребность в разрешении противоречия, сложившегося между необходимостью руководителя принимать стратегические решения в управлении образовательной организацией зачастую в условиях целевой неопределенности и их недостаточной готовностью к инновационному управлению и мобильной перестройке на выполнение предлагаемой стратегии развития.

В представленной статье описаны результаты исследования определения уровня готовности руководителей образовательных организаций к инновационному стратегическому управлению в условиях модернизации системы общего образования.

Основная часть

Для разрешения вышеуказанного противоречия нами были проанализированы источники специальной литературы с целью определения понятий «инновационное управление» и «готовность руководителя к инновационному управлению» применительно к сфере образования.

Под инновационным управлением понимается форма стратегического менеджмента, нацеленная на разработку и внедрение нового продукта (образовательной услуги), организацию процессов системно-деятельностного подхода в обучении для подготовки молодого человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми как самой личностью, так и обществом в целом [12].

Готовность руководителя к инновационному управлению образовательной организацией рассматривается в работах отечественных авторов в контексте принятия инициаторами новых установок, необходимости изменений в восприятии жизненных ценностей и поведенческих моделей, формировании необходимых для инновационной деятельности личностных качеств [5, 10] (Kazantsev, 2015; Polyakov, 2007).

Психолог А.А. Деркач обозначил мотивационный, познавательный и эмоциональный компоненты как критерии готовности личности к инновационной деятельности [3] (Derkach, 2004). Такая точка зрения предусматривает наличие у современного руководителя образовательной организации соответствующих интеллектуальных, ценностных и профессиональных компетенций.

Инновационное управление как ведущая профессиональная компетентность руководителя закреплено в нормативных документах, в которых прописаны обязанности руководителя поддерживать инициативы педагогов, направленные на внедрение инновационных образовательных технологий, повышающих качество образования [11].

Об изменении функций руководителя образовательного учреждения в период инновационных преобразований свидетельствует еще один документ – национальная инициатива «Наша новая школа», в котором обозначена доминирующая задача школы в перспективе – наполнение ее кадрового состава открытыми к интересам обучающихся учителями, что повышает ответственность директора за принимаемые кадровые решения [9].

Сравнивая организацию, оказывающую образовательные услуги, с предприятием в условиях рынка, можно говорить о том, что ее руководителю уверенно можно предъявить требования, характерные для любого топ-менеджера, которые четко прописаны в книге Р. Бояциса «Компетентный менеджер. Модель эффективной работы» [1] (Boyatsis, 2008). К ним относится овладение основами финансовой грамотности, создание эффективной управленческой команды, применение инновационных технологий в управлении персоналом, привлечение инвестиций для обеспечения образовательного процесса.

Для определения уровня подготовки руководителей образовательных организаций города Шадринска к разрешению вышеобозначенного противоречия нами было проведено исследование на основе опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» по методике В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцевой [8] (Krasnoryadtseva, Balanev, Shcheglova, 2011).

Реципиентами являлись следующие категории руководителей образовательных организаций города: директора общеобразовательных школ – 7 человек, их заместители – 12 человек, заведующие дошкольными образовательными организациями (детские сады) – 7 человек и их заместители – 8 человек. Всего 34 человека.

Опросник содержит 21 утверждение, обработка ответов на которые дает показатель общего индекса психологической готовности руководителей к инновационной деятельности, а также показатели готовности к внедрению инноваций в управленческие процессы через критерии шкал инициативности; предпочтения деятельности, требующей инновативности и готовности к переменам [7] (Klochko, Krasnoryadtseva, 2013).

Для нас важным было определить, насколько действующие руководители образовательных организаций психологически готовы к принятию стратегических решений в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации в стране.

Обработанные результаты представим в форме таблиц.

Таблица 1

Показатель инициативности руководителей образовательных организаций города Шадринска

Категория руководителей
Низкий (чел./средний балл)
(0–7)
Средний
(чел./средний балл)
(8–4)
Выше среднего
(чел./средний балл)
(15–19)
Высокий
(чел./средний балл)
(20–21)
Директора школ (7)
-
6 чел./ 10,3
1 чел./ 16,0
-
Заместители директоров (12)
5 чел./ 6,4
4 чел./ 12,0
2 чел./ 15,5
1 чел./ 20,0
Заведующие детсадами (7)
-
2 чел./ 9,5
3 чел./ 16,3
2 чел./ 20,0
Заместители заведующих детсадами (8)
-
3 чел./ 10,7
4 чел./ 16,5
1 чел. /20,0
Источник: составлено автором.

Данная шкала дает следующую информацию: 4 человека способны принимать управленческие решения, требующие достаточно высокого уровня ответственности в условиях неопределенности и риска получения непредсказуемого результата. Сразу пять заместителей директоров школ имеют низкий балл – 6,4, что свидетельствует об их склонности к избеганию перемен и излишней ответственности, неуверенности в своих возможностях и привычке действовать по отработанному алгоритму. 6 директоров школ из 7 показали средний уровень готовности к инициативной работе, и лишь один директор школы – уровень выше среднего (16 баллов из 19 возможных).

Результаты следующей таблицы показывают, насколько руководители готовы к инновационным преобразованиям, связанным с изменением их ценностных и поведенческих установок.

Таблица 2

Показатель предпочтений руководителей к осуществлению инновативной деятельности

Категория руководителей
Низкий (чел./средний балл)
(0–7)
Средний
(чел./средний балл)
(8–14)
Выше среднего
(чел./средний балл)
(15–19)
Высокий
(чел./средний балл)
(20–21)
Директора школ (7)
1 чел./ 7,0
3 чел./ 12,0
3 чел./ 16,7
-
Заместители директоров (12)
-
6 чел./ 11,0
6 чел./ 16,5
-
Заведующие детсадами (7)
-
2 чел./ 12,5
5 чел./ 18,0
-
Заместители заведующих детсадами (8)
-
2 чел./ 13,5
6 чел./ 16,3
-
Источник: составлено автором.

Показатели этой шкалы свидетельствуют об отношении опрашиваемых категорий работников образовательных учреждений к самореализации через изменения в перемене форм поведения и деятельности. Можно констатировать, что у 13 руководителей обнаружился средний уровень сформированности предпочтений к деятельности, нарушающей сложившиеся стереотипы; у 20 человек этот уровень соответствует показателю «выше среднего», при этом у 5 из них количество баллов достаточно погранично с верхним показателем 18 и 19 баллов. Лишь у одного директора школы низкий показатель в отношении к переменам в деятельности. Это свидетельствует о позиции некоей консервативности, игнорировании перемен, сопротивлении изменениям.

Таблица 3

Показатель готовности руководителей образовательных организаций к переменам в ситуациях жизнеобеспечения

Категория руководителей
Низкий (чел./средний балл)
(0–7)
Средний
(чел./средний балл)
(8–14)
Выше среднего
(чел./средний балл)
(15–19)
Высокий
(чел./средний балл)
(20–21)
Директора школ (7)
-
2 чел./ 12,0
5 чел./ 16,6
-
Заместители директоров (12)
-
7 чел./ 12,4
5 чел./ 15,8
-
Заведующие детсадами (7)
-
2 чел./ 13,0
5 чел./ 18,0
-
Заместители заведующих детсадами (8)
-
-
8 чел./ 16,4
-
Источник: составлено автором.

Данные таблицы 3 практически подтверждают валидность показателя предпочтений руководителей к переходу к инновациям (табл. 2). О готовности к изменениям свидетельствует увеличение уровня «выше среднего»: он характерен для 68% реципиентов, которые открыты к перестройке ценностных и смысловых изменений жизненного пространства.

На основании рассмотренных шкал можно вывести общий индекс психологической готовности руководителей образовательных организаций к осуществлению инновационных перемен.

Таблица 4

Общий индекс психологической готовности руководителей образовательных организаций к инновационной деятельности

Категория руководителей
Низкий (чел./средний балл)
(0–21)
Средний
(чел./средний балл)
(22–42)
Выше среднего
(чел./средний балл)
(43–57)
Высокий
(чел./средний балл)
(58–67)
Директора школ (7)
-
3 чел./ 33,3
4 чел./ 46,0
-
Заместители директоров (12)
-
8 чел./ 35,3
4 чел./ 45,0
-
Заведующие детсадами (7)
-
2 чел./ 35,0
3 чел./ 51,0
2 чел./ 58,0
Заместители заведующих детсадами (8)
-
3 чел./ 41,3
5 чел./ 50,0
-
Источник: составлено автором.

Показатели общей готовности свидетельствуют о том, что в целом психологическая готовность руководителей лишь у 2 заведующих детскими садами достигает высокого уровня, причем показатель этот пограничный с уровнем «выше среднего» (58 из возможных 67 баллов); половина руководителей готовы к преобразовательной деятельности на среднем уровне (причем средний балл выше у заместителей заведующих детскими садами – 41,3). У директоров школ и их заместителей средний балл равен 33,3 и 35,3 соответственно. Показатель «выше среднего» достаточно далек от пограничного значения – 57 баллов: из 15 человек лишь по одному показателю в 51, 52 и 53 балла.

Таким образом, можно констатировать, что для всего руководящего состава образовательных организаций повышение личностного и профессионального потенциала является важным и значимым условием перехода к осуществлению инновационного управления.

Помимо описанной диагностической методики [7] (Klochko, Krasnoryadtseva, 2013) были проведены Zoom-конференции с руководителями образовательных организаций, на которых обсуждались проблемы, возникшие в связи с переходом обучающихся на дистанционное обучение в условиях самоизоляции. Актуализировалась необходимость перестройки всей системы управления образовательной организацией на путь инновационных преобразований. Этот факт подтвердил высказывание ученых и практиков о необходимости овладения современными руководителями в сфере образования основами менеджмента и маркетинга [2] (Ganaeva, Akimov, Trubenkova, 2016). Руководители школ и детских садов принимали разные, и не всегда эффективные и рациональные управленческие решения как в организационном, так и в информационном аспекте. Видеоконференции помогли обозначить круг проблем, которые возможно решить, лишь применяя инновации в управленческой деятельности. Обозначим наиболее значимые из них:

1) технология составления оптимального расписания занятий (необходимость использования системного и процессного подходов в управлении, практика модульного проведения уроков);

2) недостаточная разработанность заданий для дистанционного обучения (не все учителя имеют достаточные навыки организации обучения по преподаваемой дисциплине и готовы использовать те образовательные платформы, которые предоставлены разработчиками);

3) неполное обеспечение обучающихся персональными компьютерами, планшетами и проблемы с перебоями в сети Интернет (требуется организация помощи многодетным и малообеспеченным семьям, работа со спонсорами по обеспечению или аренде девайсов);

4) неподготовленность части педагогического состава к проведению занятий в режиме Zoom-видеоконференций и в других аналогичных программах;

5) необходимость организовать доставку детям из многодетных семей и с особенностями в здоровье специальных продуктовых наборов;

6) недисциплинированность учителей в организации занятий (несвоевременное наполнение содержанием заданий по дисциплине, увеличенный объем заданий по предмету без учета времени урока).

Далее, основываясь на тезисе А.Г. Каспаржака [6] (Kasparzhak, 1994) о том, что доминирующим в управленческой деятельности руководителя современной образовательной организации должно являться рациональное соединение стабильной деятельности и постоянного совершенствования всех обеспечивающих качество процессов, мы провели научно-методический семинар директоров школ, заведующих дошкольных образовательных организаций (в формате видеоконференции), где в процессе открытого диалога определили ключевые проблемы, в решении которых возникают определенные трудности. Особенно нас интересовали сложности в управленческой деятельности у начинающих руководителей (менее 3-х лет стаж работы у 11 из 34 человек – 32,4%)

Эти проблемы условно можно разделить на концептуальные и организационные. Среди концептуальных проблем обозначим разработку стратегического плана развития образовательной организации, выработку концепции обеспечения ее конкурентоспособности в социуме на основе аналитической работы. Организационные проблемы затрагивают вопросы тайм-менеджмента, применения современных методик изучения состояния образовательного и обеспечивающих процессов, создания условий для социальной защищенности педагогического коллектива и включения работников в интересующую их деятельность.

Заключение

Проведенное исследование позволяет выработать некоторые мероприятия для разрешения основного противоречия между необходимостью перестройки руководителей образовательных организаций на инновационный уровень управления и уровнем их готовности к мобильному реагированию на динамичные перемены в обществе. Для этого на базе управления дополнительного образования Шадринского государственного педагогического университета разработана программа повышения квалификации «Развитие профессиональной готовности руководителей образовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью», которая предусматривает изучение вопросов стратегического планирования (определение миссии, цели развития образовательной организации на основе SMART-методики постановки целей), разработку основных направлений инновационной деятельности (применение методики SWOT- и PEST-анализа). Отдельные блоки программы включают семинары-погружения по проблеме управления временем, использованию принципов концепции бережливого производства в организационных процессах образовательного учреждения. Итогом апробации разработанной авторами статьи программы повышения квалификации должна явиться обновленная концепция развития образовательной организации на среднесрочный период.


References:

Boyatsis R. (2008). Kompetentnyy menedzher. Model effektivnoy raboty [A competent manager. Model of effective work] (in Russian).

Derkach A.A. (2004). Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala [Acmeological basis of development of professional] (in Russian).

Efimova N. G. (2012). Razvitie professionalnoy gotovnosti rukovoditeley obshcheobrazovatelnyh uchrezhdeniy k upravleniyu innovatsionnoy deyatelnostyu shkol [Development of professional readiness of the heads of educational institutions to the management of innovation schools] Theory and practice of education in the modern world. 389-392. (in Russian).

Ganaeva E.A., Akimov A.M., Trubenkova S.M. (2016). O soderzhanii informatsionnoy kompetentnosti rukovoditelya v marketingovoy deyatelnosti obrazovatelnoy organizatsii [About the content of the information competence of the head in the marketing activity of an educational organization]. Modern problems of science and education. (3). 367 – 368. (in Russian).

Kasparzhak A.G. (1994). Nauka upravlyat. Razdumya direktora shkoly o problemakh upravleniya [The science of managing. Headmaster's thoughts on management problems]. The principal. (1). 1-9. (in Russian).

Kazantsev D. I. (2015). Psikhologicheskaya gotovnost rukovoditelya obrazovatelnogo uchrezhdeniya k sozdaniyu modeli strategicheskogo razvitiya shkoly : planirovanie deyatelnosti [Psychological preparation of the head of an educational institution to design a model of strategic development of the school (planning of activities)]. Pedagogical education in Russia. (6). 163-169. (in Russian).

Klochko V.E., Krasnoryadtseva O.M. (2013). Psikhodiagnosticheskie tekhnologii vyyavleniya potentsiala innovatsionnocti i odarennosti molodezhi [Psychodiagnostic technologies for identifying the potential of innovativeness and genius of youth] (in Russian).

Krasnoryadtseva O.M., Balanev D.Yu., Scheglova E.A. (2011). Diagnosticheskie vozmozhnosti oprosnika «Psikhologicheskaya gotovnost k innovatsionnoy deyatelnosti» [Diagnostic possibilities of questionaire \\]. Siberian Journal of Psychology. (4). 164-175. (in Russian).

Polyakov S.D. (2007). Pedagogicheskaya innovatika: ot idei do praktiki [Pedagogical innovation: from idea to practice] (in Russian).

Puchkova T.E. (2010). Direktor shkoly kak innovatsionnyy menedzher obrazovatelnogo uchrezhdeniya (kadrovyy aspekt) [The principal as the innovative manager of the educational institution (personnel aspect)]. Theory and practice of social development. (3). 82-84. (in Russian).

Страница обновлена: 01.05.2025 в 11:43:14