Правовое обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации

Прокофьев К.Ю.1, Моисеев В.А.1
1 Псковский государственный университет

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25994282
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведен обзор законодательного и нормативно-правового обеспечения жилищно-коммунальной сферы. Проанализирована статистика нарушений законодательства в сфере ЖКХ. Изложены типичные нарушения законодательства в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса. Данное исследование представляет интерес для субъектов, осуществляющих деятельность по управлению жилищным фондом, а также - ответственных за обеспечение надлежащего функционирование жилищно-коммунального хозяйства.В статье проведен обзор законодательного и нормативно-правового обеспечения жилищно-коммунальной сферы. Проанализирована статистика нарушений законодательства в сфере ЖКХ. Изложены типичные нарушения законодательства в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса. Данное исследование представляет интерес для субъектов, осуществляющих деятельность по управлению жилищным фондом, а также ответственных за обеспечение надлежащего функционирование жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, законодательство, коммунальные услуги, многоквартирный дом, нарушение

JEL-классификация: K39, K41, L94, L95, L98



Введение

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как одного из важнейших секторов экономики, обеспечивающего население жизненно важными услугами, создающего условия безопасного и комфортного проживания, и, таким образом, оказывающего определённое влияние на социальную стабильность в обществе, в целом, имеет важное значение для страны.

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также совокупность различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности.

Основную цель функционирования жилищно-коммунального комплекса можно сформулировать как обеспечение эффективного механизма устойчивого и надёжного функционирования систем жизнеобеспечения населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат и обеспечением социальной защиты населения.

Понятие жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) сформулировано в ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» как «действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического или санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды».

Государственное управление жилищно-коммунальной сферой - это деятельность уполномоченных на то органов государственной и муниципальной власти по обеспечению удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения.

На рис. 1 представлена динамика изменения удовлетворенности населения качеством жилищно-коммунальных услуг.

Рисунок 1. Удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг

Источник: Составлено автором

Из данного рисунка видно, что за рассматриваемый период удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг повысилась, однако остается на достаточно низком уровне.

На рис. 2 представлена степень износа относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству основных фондов организаций по видам экономической деятельности.

Рисунок 2. Степень износа относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству основных фондов организаций по видам экономической деятельности на 01.01. 2013 г.

Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Росстата. Режим доступа: http://www.gks.ru.

Из данного рисунка видно, что наибольший износ основных фондов наблюдался в организациях, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда. Здесь, однако, следует отметить, что полная учетная стоимость основных фондов организаций, осуществляющих данный вид деятельность, составила лишь 3,67% (или 88,1 млрд. руб.) от общей учетной стоимости всех основных фондов организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере. Наибольшая стоимость основных фондов (923 млрд. руб. или 38,43%) наблюдается в организациях, осуществляющих деятельность по сбору, очистке и распределение воды. Уровень износа основных фондов в них достиг уровня в 38,8%.

Несмотря на то, что в период с 2010 по 2012 гг. капитальный ремонт был осуществлен в 138009 многоквартирных домах и на его проведение было выделено 282,2 млрд. руб., общее количество многоквартирных жилых домов, требующих капитального ремонта, выросло на 997 ед.

Таким образом, неблагоприятное состояние жилищно-коммунальной сферы, а именно: низкий уровень качества жилищно-коммунальных услуг, высокий уровень износа основных фондов, необходимостью проведения капитального ремонта жилого фонда, - является одной из самых острых социальных проблем в Российской Федерации.

Это обуславливает актуальность и необходимость развития государственного управления жилищно-коммунальной сферой как через установление государством и постоянное совершенствование законодательных и нормативно-правовых требований к функционированию жилищно-коммунального комплекса, так и через обеспечение надзора за соблюдением данного законодательства.

Целью данной работы является обзор законодательного и нормативно-правового обеспечения жилищно-коммунальной сферы, анализ статистики нарушения законодательства в сфере ЖКХ, а также - определение типичных нарушений законодательства в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса.

необходимо развивать государственное управление жилищно-коммунальной сферой как через установление государством и постоянное совершенствование законодательных и нормативно-правовых требований к функционированию жилищно-коммунального комплекса, так и через обеспечение надзора за соблюдением данного законодательств

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение жилищно-коммунальной сферы

Вопросам изучения законодательства в сфере ЖКХ посвящены труды таких ученых и исследователей, как: Кинзаков И. [1], Geipele I. (Geipele, Geipele, Plavina, 2011), Кондратьева М.Н., Баландина Е.В., Николаев Г.А. (Кондратьева, Баландина, Николаев, 2011), Mandle M. (Mandle, 2013), Крикун В.Б. (Крикунов, 2013), Крылатова Н.В., Крылатов В.А., Хахамова О.Ю. (Крылатова, Крылатов, Хахамова, 2013), Nieboer N. [2], Логинов Д.А. (Логинов, 2008), Михайлов Е.Н. (Михайлов, 2014), Puķīte I. (Puķīte, 2011), Пугина О.А. (Пугина, 2015), Wemheuer С., Wendorf G. (Wemheuer, Wendorf, 2013), Стукалов А.В. (Стукалов, 2012), Хованская Г.П. (Хованская, 2012), Черутова М.И., Дудина А.В. (Черутова, Дудина, 2010). Труды данных авторов посвящены изучению проблем правового обеспечения функционирования сферы ЖКХ, развитию законодательства в сфере ЖКХ, деятельности территориальных органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений в сфере ЖКХ и т.д.

В целом, основу правового регулирования рассматриваемой сферы составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и т.д.

Основу правового регулирования сферы управления жилищным фондом, помимо указанных выше, составляют следующие законодательные и нормативно-правовые акты, представленные в табл. 1.

Основу правового регулирования сферы предоставления коммунальных услуг, помимо указанных выше, составляют следующие законодательные и нормативно-правовые акты, представленные в табл. 2.

Таким образом на основании табл. 1 и табл. 2, можно сделать вывод о том, что законодательство в исследуемой сфере развивается достаточно динамично.

законодательство, обеспечивающее функционирование жилищно-коммунальной сферы, динамично развивается

Обзор состояния законности в сфере ЖКХ

На рис. 3 представлено количество выявленных за 2014 год нарушений законов сфере ЖКХ в сравнении с некоторыми другими сферами.

Рисунок 3. Количество нарушений законов в сфере ЖКХ за 2014 г.

Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: http://genproc.gov.ru

Из данного рисунка видно, что в 2014 году зафиксировано нарушений законов в сфере ЖКХ больше, чем в сфере госзакупок, охраны окружающей среды, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

На рис. 4 представлена динамика направленных в суд исков и заявлений, а также - удовлетворенных исков и прекращенных дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора за январь-июль в сфере ЖКХ по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

Рисунок 4. Направленные в суд иски и заявления, а также - удовлетворенные иски и прекращенные дела ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора за январь-июль в сфере ЖКХ

Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: http://genproc.gov.ru

Из данного рисунка видно, что за рассматриваемый период снизилось количество направленных в суд исков и заявлений, в то время как доля удовлетворенные исков и прекращенных дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора за рассматриваемый период увеличилась.

На рис. 5 представлена динамика лиц, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ЖКХ за январь-июль по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

Рисунок 5. Лица, привлеченные к дисциплинарной и административной ответственности, за нарушение законодательства в сфере ЖКХ за январь-июль

Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: http://genproc.gov.ru

Из данного рисунка видно, что за рассматриваемый период более чем на 25% выросло количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, и чуть менее чем на 8% снизилось количество лиц, привлеченных к административной ответственности.

На рис. 6 представлена динамика направленных материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37, а также - возбужденных уголовных дел за нарушение законодательства в сфере ЖКХ за январь-июль по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

Рисунок 6. Динамика направленных материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37, а также - возбужденных уголовных дел за нарушение законодательства в сфере ЖКХ за январь-июль

Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: http://genproc.gov.ru

Из данного рисунка видно, что за рассматриваемый период количество возбужденных уголовных дел за нарушение законов в сфере ЖКХ сократилось более чем на 15%, а количество направленных материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 - более чем на 23%.

нарушений законов в сфере ЖКХ за 2014 год зафиксировано больше, чем в сфере госзакупок, охраны окружающей среды, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

Типичные нарушения законодательства в сфере функционирования ЖКК

Практика прокурорского надзора позволяет определить типичные нарушения законодательства в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса, характерные для всех субъектов Российской Федерации, представленные в табл. 3.

Из данной таблицы можно сделать вывод о том, что нарушения законодательства наблюдается практически во всех секторах жилищно-коммунального хозяйства. Это, в свою очередь, сказывается на ухудшении качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

нарушение законодательства наблюдается практически во всех секторах ЖКХ, что, в свою очередь, сказывается на ухудшении качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг

Вывод

Ситуация с соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере продолжает оставаться сложной и требует пристального внимания органов прокуратуры Российской Федерации.

& необходимо развивать государственное управление жилищно-коммунальной сферой как через установление государством и постоянное совершенствование законодательных и нормативно-правовых требований к функционированию жилищно-коммунального комплекса, так и через обеспечение надзора за соблюдением данного законодательств

& законодательство, обеспечивающее функционирование жилищно-коммунальной сферы, динамично развивается

& нарушений законов в сфере ЖКХ за 2014 год зафиксировано больше, чем в сфере госзакупок, охраны окружающей среды, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

& нарушение законодательства наблюдается практически во всех секторах ЖКХ, что, в свою очередь, сказывается на ухудшении качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг

[1] Кинзаков, И. (2011). Прокурорский надзор за соблюдением законности при установлении тарифов ЖКХ. Городское управление, 2, 63-76.

[2] Nieboer, N., Tsenkova, S., Gruis, V., et al. (2012). Energy efficiency in housing management: policies and practice in eleven countries. Abingdon: Routledge.


Источники:

Кондратьева, М.Н., Баландина, Е.В., Николаев, Г.А. (2011). Проблемы жилищно-коммунального хозяйства: законодательный аспект. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 39, 10–14.
Крикун, В.Б. (2013). Государственная политика в сфере ЖКХ в процессе осуществления антикризисного административно-правового регулирования экономики. Вопросы российского и международного права, 1, 49–63.
Крылатова, Н.В., Крылатов, В.А., Хахамова, О.Ю. (2013). О недостатках деятельности территориальных органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений в сфере ЖКХ. Инновации в науке, 27, 105–111.
Логинов, Д.А. (2008). Вопросы правового регулирования договорных отношений в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг. Право и экономика, 11, 16–23.
Михаилов, Е.Н. (2014). Проблемы законодательства в сфере ЖКХ и некоторые пути их решения. Политика, государство и право, 2, 7.
Пугина, О.А. (2015). Стратегия и тактика совершенствования законодательства в сфере ЖКХ как необходимое условие повышения качества жизни населения. Юридическая техника, 9, 608–615.
Стукалов, А.В. (2012). Правовые аспекты полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и особенности их реализации. NB: Административное право и практика администрирования, 1, 24–83.
Хованская, Г.П. (2012). О современных проблемах и направлениях развития законодательства РФ в сфере жилищной политики и ЖКХ. Недвижимость: экономика, управление, 1, 6–7.
Черутова, М.И., Дудина, А.В. (2010). Правовые основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Актуальные вопросы экономических наук, 11–3, 244 248.
Geipele, I., Geipele, S., Plavina, B., et al. (2011). Pricing Principles of Apartment House Management in Latvia. In International Conference on E-business: Management and Economics (Vol. 25; P. 271–276). Singapore: IACSIT Press.
Mändle, M. (2013). The economics of housing co-operatives externalities. International Journal of Co-operative Management, 6(2), 25–32.
Puķīte, I. (2011). The Potential of Apartment House Management. In The Seventh Year as European Union Member States: Economics, Politics, Law (P. 114–126). Riga: Baltic Centre for Strategic Studies, Latvian Academy of Sciences.
Wemheuer, С., Wendorf, G. (2013). Increased efficiency and climate protection in housing co-operatives through residents participation. International Journal of Co-operative Management, 6(2), 91–96.

Страница обновлена: 29.11.2024 в 05:34:19