Теоретико-методологическое обоснование применения категории «интегрированная торговая система» при анализе процессов трансформации торговли в России

Чеглов В.П.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Статья посвящена теоретико-методологическому осмыслению периода трансформации российской торговли в постсоветский период в условиях переустройства экономики России, формирования интегрированных торговых систем как части мезоуровня экономики. Проблеме разграничения и развития понятийного аппарата, описывающего происходящие в стране процессы интеграции торговой, логистической и производственной инфраструктур.

Ключевые слова: постсоветский период, интегрированная торговая система



Начиная с 90-х годов ХХ века экономика России перестраивается на капиталистическую модель хозяйствования, активно заимствуя за рубежом прогрессивные технологии ведения бизнеса и механизмы управления. Происходит возврат страны к применявшейся до 1917 г. модели хозяйствования, но на качественно ином уровне. В торговой сфере этот процесс проявился в принудительной приватизации отрасли, разрушении сложившихся организационных построений, уничтожении советской распределительной системы товародвижения, формировании множества малых организационных форм, возрождении частнособственнических отношений и рынка недвижимости. На все это потребовалось около десяти лет, в течение которых потребительский рынок развивался стихийно, а отраслевые стандарты и технологии оказались потеряны.

Начиная с конца 90-х годов ХХ века мы наблюдаем старт процессов самоорганизации торговли, возвращения к организованным (магазинным) формам продажи товаров, реинтеграции на основе консолидации собственности. Формируются первые многофилиальные торговые сети, которые постепенно трансформируются в сложные экономические системы с той или иной степенью инкорпорирования структурных единиц.

Актуальность настоящей статьи обуславливается необходимостью теоретико-методологического осмысления периода трансформации российской торговли в постсоветский период в условиях переустройства экономики России, ее встраивания в глобальную экономику.

Прежде всего, следует отметить, что центр развития экономики смещается от фигуры предпринимателя к создаваемой им формальной конструкции (организации). Мы отмечаем бурное внедрение в торговле России сетевых технологий, консолидацию и последующую интеграцию множества торговых объектов, централизацию управления, формирование торговых систем, имеющих собственную торговую, логистическую, транспортную и, в ряде случаев производственную инфраструктуры. Из объекта регулирования со стороны государства такие коммерческие организации превращаются в основу государства и начинают диктовать ему условия существования.

Понятие интеграция и его трансформация

Понятие «интеграция» (лат. integratio, integer – восстановление, восполнение, целый) введено в терминологию общественных наук в начале ХХ века для обозначения некой целостности.

Прежде всего, следует выделить политэкономическое понимание категории «интеграция» как процесса интернационализации производства (К. Пасс, К. Лоуз, Л. Дэвис [1]). В дальнейшем эта трактовка была расширена и под интеграцией стали понимать экономический процесс взаимодействия экономик двух и более национальных государств на основе разделения и последующей кооперации средств производства и человеческого труда (А.Ф. Ионова, М.А. Комаров, М.М. Максимов [2]). Тем самым была обоснована практика создания Совета Экономической Взаимопомощи, Евросоюза.

Подход, который мы обозначим как социально – экономический, трактовал категорию интеграции уже как объединение различных групп людей или компаний, координацию их взаимодействия и выводил категорию «интеграция» в плоскость межфирменных отношений и технологий (Э. Ньюмен и П. Каллен [3]). Он становится платформой для формирования технологически связанных объединений. Развивая этот подход, А.Б. Барихин [4] характеризует интеграцию как процесс взаимного приспособления и объединения в единое целое организаций, отраслей, регионов или стран, теоретически обосновывая появление транснациональных, национальных и территориальных объединений, ассоциаций, союзов. Результатом является снижение рисков хозяйственной деятельности, сокращение трансакционных издержек [5], рост конкурентоспособности, получение доступа к технологическим новшествам.

Отдельно следует выделить экономический подход, обосновывающий практику формирования бизнес групп и объясняющий объективный процесс укрупнения предприятий под влиянием научно-технического прогресса (А. Маршалл [6], Дж. Кейнс [7], Дж. Гелбрейт [8], В. Леонтьев [9], впоследствии Р. Гильфердинк, Г. Шмален [10]). Этот подход лучше остальных обосновывает создание в процессе интеграции системы взаимосвязанных хозяйствующих элементов, в которой происходит пересечение интересов, ресурсов, продуктов, управления, формируется цепочка добавленной стоимости, совокупный результат. Если эта цепочка приобретает межстрановой характер, то образуется транснациональная компания.

В последнее время усиливается точка зрения на интеграцию как процесс углубления, усиления взаимодействия и сотрудничества субъектов хозяйствования, управления ими в целях более полного использования каждым субъектом своих эксклюзивных конкурентных преимуществ во благо всех субъектов, получения синергетического эффектa (Б. Мильнер, Ф. Лис). Эта позиция отражает специфику современного бизнеса, согласно которой синергетический эффект в процессе интеграции обеспечивает унификация и стандартизация технологических процессов, логистических процедур, взаимодополняемость и взаимозаменяемость элементов системы [17].

Сформулируем авторское определение экономической интеграции: это добровольное, принудительное или принудительно-добровольное объединение двух или более экономических субъектов в систему путем установления между ними на правовой основе различных форм связей, включения в нее новых хозяйственно самостоятельных элементов с целью реализации синергетического эффекта для всей системы и достижения бизнес целей интегратора.

Интегрированная система как организационная форма

Если обратиться к категории интеграции в статике, то мы увидим, что она характеризует сложившиеся (достигнутые) хозяйственные пропорции или совокупность организационно-экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами на рынке, взаимозависимость участников, степень гармонизации экономических интересов субъектов рынка.

Системный характер интеграции обеспечивает:

- расширение и углубление производственно-технологических связей, совместное использование ресурсов, объединение капиталов, улучшение условий осуществления хозяйственной деятельности, снятие взаимных барьеров;

- углубление взаимосвязей, развитие за счет сращивания этапов воспроизводства, научного сотрудничества;

- восстановление разорванных технологических связей, увязывание бизнес процессов в единое целое;

- сближение, взаимоприспособление и сращивание хозяйственных систем, обладающих потенциалом развития.

Интегрированная торговая система (ИТС) как результат интеграционных процессов в торговой сфере

Основным трендом трансформации торговой организации, начиная с XIX столетия, как мы отмечали выше, стала горизонтальная интеграция и формирование множества каналов продаж. Возникло и закрепилось в сознании понятие «розничная торговая сеть». Однако, начиная с 50–х годов ХХ века, получают широкое использование практики инкорпорирования торговых объектов, формирования из них сложносочиненной системы предприятий, объединенных между собой технологическими решениями [29].

Рассмотрим произошедшие институциональные изменения [30]. В экономической науке на сегодня существует множество трактовок понятия «розничная торговая сеть» (далее РТС). Наиболее простой подход сводится к толкованию розничной торговой сети как совокупности торговых объектов. При этом экономисты весьма вольно трактуют количество торговых объектов, относимых к этой совокупности. Так, Т. Кент и О. Омар к розничным торговым сетям (multiple retailers) относят организации, продающие свою продукцию более чем в 10 магазинах. [31] Российские экономисты Д. Щур и Л. Труханович относят к РТС сети магазинов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением [32].

Российский законодатель вводит в жизнь сочлененное определение, согласно которому РТС определяется как совокупность двух и более торговых объектов, на территории которых осуществляется розничная торговля под одним или несколькими товарными знаками, знаками обслуживания или коммерческими обозначениями, принадлежащими одному или группе хозяйствующих субъектов, находящихся под общим управлением [33].

Обратим внимание, что под эту категорию можно отнести объединения предпринимателей на лицензионных или ассоциативных началах (Spar, Subway), элементах брендирования: торговом знаке («Магнит», «Перекресток», Spar) или товарном бренде (коммерческий знак обслуживания - Nike, Apple Premium Reseller, Samsung, Nokia, Sony). Отметим, что это определение также заимствовано из советской торговли («Гастроном», «Москультторг», «Весна», «Мелодия»), правда, используемые знаки не имели правовой защиты и стоимости.

Сформулируем авторское определение, систематизирующее институциональные особенности процесса: РТС это торговая организация, состоящая из двух и более функционально схожих каналов продажи товаров, принадлежащих одному собственнику или группе аффилированной группе субъектов и объединенных технологиями торговли и товародвижения, иерархической структурой управления и контроля, общими ресурсами, созданная в целях получения конкурентных преимуществ, социального влияния, капитализации инвестиций, распределения рисков [34].

Данное определение позволяет нам разделить понятия РТС, «сбытовая торговая сеть», «франчайзинговая торговая сеть», торговая ассоциация (объединение»), «кооперативная торговая сеть», «торгово-закупочный союз» [35]. Развитие понятийного аппарата в процессе трансформации и интеграции торговли показано в табл.).

Вместе с тем, надо понимать, что РТС является лишь материальной основой для формирования интегрированной торговой системы (ИТС), переход к которой определяется началом инкорпорирования объектов сети в единое, корпоративное целое, а также развитием организации в вертикальной плоскости.

Подведем итоги. Интегрированную торговую организацию мы определяем как социальную систему, эксплуатирующую определенную рыночную нишу через создание множества торговых объектов и управление ими с помощью комплекса механизмов и технологий распределения ресурсов и денежных потоков, реализующую свойство эмерджентности, согласно которому сумма устойчивых свойств организованного целого превышает арифметическую сумму устойчивых свойств ее структурных элементов. Именно эта организационная конструкция будет востребована практикой в ближайшем будущем.

Интегрированные торговые системы сегодня концентрируют материальные, технологические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы и формируют мезоуровень интеграции.

С укреплением мезоуровня национальное государство приобретает рычаги эффективного контроля рынка и, одновременно, теряет устойчивость, придаваемую многолетней опорой на малых предпринимателей, поскольку сокращается база для развития микроуровня экономики. Представляется, что следует уже сейчас и безотлагательно решать задачи превращения ИТС в центры притяжения и поддержки малого бизнеса на условиях франчайзинга или кластеризации, исследования механизмов функционирования таких систем и разработки мер регулирования их развития.

Таблица

Развитие понятийного аппарата, описывающего процессы трансформации торговли

Категория
Критериальные отличия
Авторское определение
1.Розничная (корпоративная) торговая сеть
Централизация управления, выстраивание собственной логистической инфраструктуры.
Инкорпорирование структурных объектов в той или иной степени.
Розничная торговая сеть - это торговая организация, состоящая из двух и более функционально схожих каналов продажи товаров, принадлежащих одному собственнику или группе аффилированной группе субъектов и объединенных технологиями торговли и товародвижения, иерархической структурой управления и контроля, общими ресурсами, созданная в целях получения конкурентных преимуществ, социального влияния, капитализации инвестиций, распределения рисков.
2.Сбытовая торговая сеть
Цель создания – расширение производителем сбытовых каналов, тестирование рынка
Торговая сеть магазинов, создаваемая производителем для розничной реализации выпускаемых товаров
3.Франчайзинговая торговая сеть
Различие участников в целях деятельности, потенциале развития
Торговая сеть, создаваемая одним из участников или производителем на взаимовыгодной основе для продвижения товара или расширения каналов продаж
4.Торговая ассоциация (объединение)
Добровольный характер объединения. Цель объединения – лоббирование схожих интересов и обмен информацией
Ассоциированная торговая сеть – это объединение хозяйственно независимых торговых организаций для добровольной координации деятельности и лоббирования интересов
5.Торгово-закупочный союз
Объединение торговыми организациями в той или иной степени закупочной деятельности.
Аморфная структура участников.
Объединение торговых сетей на добровольной основе в целях осуществления согласованной или совместной закупки товаров, организации прямого импорта и создания общих СТМ
6.Кооператив ная торговая организация
Преимущественно некоммерческий характер деятельности, «размытость» структуры собственности
Торговая сеть магазинов, созданная в целях удовлетворения личных потребностей участников, территориально ограниченная в развитии

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:51