Условия и возможности построения инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей

Федюнин Д.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Федюнин Д.В. Условия и возможности построения инновационной модели устойчивого развития розничных торговых сетей // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1649-1656. – doi: 10.18334/rp.16.11.245.

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы, связанные с тем, как розничные торговые сети (РТС) должны формировать, искать и принимать инновационные решения, выступая как один из продавцов блага или предлагая ряд эксклюзивных условий определенному стратегическому инвестору. В статье обосновано, что отсутствие или неэффективное функционирование рынка как определенного механизма, обеспечивающего установление равновесия на рынке, приводит к тому, что процессы формирования эксклюзивных или уникальных условий сделок становятся неэффективными, так как не работают механизмы создания цен, отражающие объективные принципы и методы управления инновационной деятельностью в торговле.

Ключевые слова: инновационная деятельность, торговля, инновационное поведение, устойчивое развитие, розничные торговые сети, инновационная модель, инновационные решения



При поиске инновационных решений полезно иметь некоторую общую схему, концептуальную структуру, помогающую организовать ее представление о динамике развития внешней и внутренней сред инновационной деятельности розничных торговых сетей (РТС). В самом простом виде исследуемая модель представляет процесс формирования и поиска инновационных решений в торговле как процесс, который включает взаимосвязанные этапы (рис. 1):

1. выявление, а также формулирование задачи, проблемы применительно к управлению инновационной деятельностью в РТС посредством применения прошлого опыта, а также имеющихся данных о деятельности;

2. принятие различных инновационных решений и их реализация;

3. оценка результатов осуществления инновационных решений по критерию установления способов их модификации, добавления указанных результатов к текущему опыту, используемому для последующего принятия эффективных решений в области управления инновационной деятельностью [1].

Рисунок 1. Схемотехническое описание процесса формирования и поиска инновационных решений в РТС

Иными словами, процесс формирования и поиска инновационных решений в РТС должен включать в себя выполнение определенных действий, а также обучение существующей управляющей системы РТС посредством применения опыта способам эффективной инновационной деятельности в будущем.

Подобным образом на уровне РТС управление следует рассматривать в качестве адаптивного механизма, посредством которого предприятия торговли постоянно перестраиваются для отыскания эффективных связей с участниками окружающей среды. Это, в результате, приводит к определенным логическим гипотезам в отношении формирования и принятия инновационных решений как важной практической и научной составляющих построения инновационной модели устойчивого развития РТС.

1. Процесс формирования, поиска и принятия инновационных решений в РТС следует рассматривать с позиций того, что он состоит из одинаковых этапов, в независимости от того, неявно или явно данные этапы выражены, выступают ли они интуитивными или четко сформулированными.

2. По крайней мере, в некоторых ситуациях принятие инновационных решений следует делать более эффективным на основе приближения данных решений к четко обозначенным, обоснованным и сознательным процессам формирования ключевых функций, принципов и законов управления инновационной деятельностью в РТС.

3. Целью принятия инновационных решений должно являться нахождение путей оптимизации и совершенствования процессов, связанных с адаптацией управляющей системы предприятий торговли к внешним и внутренним изменениям в характере инновационного процесса.

В классическом понимании инновационное решение – это коммерческая сделка двух договаривающихся сторон. Так как интерес вызывает содержательное понимание данного понятия, будем рассматривать инновационные решения как процессы, связанные с заключением соглашений о характерах взаимодействий участников инновационной деятельности в РТС, предусматривающие построение и осуществление действий, связанных с развитием взаимовыгодного партнерства и сотрудничества. Иными словами, для нас важно комплексное решение, связанное с необходимостью создания новой стратегии разработки и внедрения инноваций в отрасли. В этой ситуации оптимизация комплекса инновационных решений будет направлена на обеспечение согласования интересов большинства участников, цены заключаемой сделки, механизма, обеспечивающего возмещение затрат для последующего создания предпосылок, обеспечивающих эффективное сотрудничество РТС и ее партнеров в будущем.

Формирование, поиск и принятие инновационных решений в РТС можно также рассматривать как факты, связанные с совпадением интересов РТС и ее партнеров при реализации ими целей перспективной инновационной деятельности. При этом сделаем допущение, что цели связаны исключительно их предпринимательскими мотивами, соответствуют миссиям РТС, партнеров, конъюнктуре рынка. Само по себе инновационное решение – это комплекс взаимосвязанных действий, направленных на удовлетворение потребности в определенных ресурсах.

Соответственно, формирование, поиск и принятие инновационного решения возможно лишь тогда, когда разработан механизм, сравнивающий обмениваемые ресурсы или их цены, который устраивает и совпадает с возможностями большинства участников инновационных мероприятий. Наконец, процессы планирования последовательности при реализации потребностей связан с установлением коммуникативных связей в рамках текущей организационной структуры участников инновационных мероприятий, связанных с определением механизма по возмещению затрат на максимально полное удовлетворение потребностей. Следовательно, РТС в рамках реализации услуг опосредовано включено в реализацию инновационных решений, связанных с согласованием последовательности действий по поиску, распределению и перераспределению ресурсов между большинством участников инновационной деятельности.

Иными словами, современные предприятия торговли для повышения уровня эффективности действий должны иметь достаточный информационный потенциал, который позволял бы персонифицированно взаимодействовать с партнерами путем нахождения приемлемого варианта совершения инновационного мероприятия, что делает фактически обязательным элементом процесса разработки и внедрения инноваций в торговли действия в области анализа спроса, проведения маркетинговых исследований рынка, осуществления логистического планирования [2]. В этих условиях очевидно, что изменяющаяся рыночная экономика, в рамках которой формируется инновационная модель устойчивого развития РТС и принимаются инновационные решения, создает многофакторное информационное пространство, оперативная работа в границах которого и выступает детерминантом, который определяет все последующие действия современных предприятий торговли.

Каждое предприятие торговли в процессе своей инновационной деятельности вынуждено реализовывать инновационные решения, анализируя соответствующие информационные потоки. Указанная зависимость, как правило, обусловлена важностью достижения краткосрочных и долгосрочных целей, изначально поставленных перед РТС. Так, выход на целевые рынки с новыми товарами предусматривает изучение информации, которая касается условий по вхождению на целевые рынки, действующих на рынках конкурентов, их товаров, возможных шагов конкурентов, имеющих негативный, позитивный характер применительно к условиям и возможностям разработки и внедрения инноваций в РТС.

Также указанные действия РТС обычно сопряжены с рисками как важными характеристиками меняющейся рыночной экономики. Они отобраны не случайно, так как риск – это совокупность экономических потерь для РТС, которая возникает тогда, когда РТС для получения требуемого уровня прибыли следует принимать в условиях максимальной неопределенности совокупность ответственных инновационных решений. Также неопределенность выступает причиной, связанной с беспокойным и тревожным состоянием руководства и, как следствие, значительно снижает уровень эффективности принимаемого инновационного решения, что опять же приводит к новым экономическим потерям для РТС.

Инновационное поведение – это комплекс определенных методических приемов, которые регламентируют отношения между РТС и ее партнерами по поводу формирования и использования ресурсов. Оно определяет действия на рынке, формирует рыночные позиции с учетом состояния и уровня единого фонда ресурсов, позволяет централизованно и рационально решать ряд вопросов устойчивого развития РТС и ее партнеров. Поскольку в исследовании рассматриваются вопросы развития методов управления инновационной деятельностью в торговле, то необходимо заметить, что выбор характера инновационного поведения относится больше к тактической стороне управления инновациями в РТС, так как ключевым здесь выступает создание достаточного высокого уровня товарного потенциала, а также поддержание требуемого уровня платежеспособности спроса на продукцию РТС. Инновационный потенциал современной торговли России призван обеспечить возможность построения комплекса высокоэффективных ресурсных потоков. Указанный тезис подтверждается смыслом рассматриваемого понятия «инновационный потенциал» [3], в классическом варианте который предполагает определенную совокупность ресурсов и действий, применяемых для достижения намеченной цели инновационной деятельности. Расширим границы указанного определения путем акцентирования внимания на содержательных моментах инновационного потенциала.

Для этого обозначим инновационный потенциал как совокупность ресурсов инновационной деятельности в торговле, требующих регламентации следующих аспектов, рассмотренных на рисунке 2.

Таким образом, выбор вида инновационного поведения РТС относится к тактической стороне деятельности, поскольку содержательное рассмотрение указанных терминов позволяет установить процессуальную общность, а также единые объекты для изучения. Сюда, например, можно включить такие объекты, как: взаимодействие РТС и ее партнеров, оценка их текущего положения, определение ориентиров управления инновационной деятельностью в торговле.

Фактически, указанное методологическое рассмотрение позволяет проявить двойственный характер, связанный с инновационным поведением РТС, когда в понятие комплексности вкладывается и учет характеристик инновационных решений, и анализ ситуаций, которые привносятся определением сущности понятия «инновационного потенциала».

Рисунок 2. Смысловое понимание содержания инновационного потенциала предприятия торговли

В этих условиях инновационная модель устойчивого развития РТС связаны либо с ориентацией предприятий торговли к выполнению проектов долгосрочной перспективы, либо с решением ключевых приоритетных задач. Выбор характера инновационного поведения связан с экономической природой базовых критериев инновационной деятельности: важность достаточной ресурсной подпитки действий, их пространственную и временную ограниченность, совокупность условий и возможностей для развития РТС. Отсюда проблематика построения инновационной модели устойчивого развития РТС тесно связана с процессом формирования, поиска и принятия инновационных решений, так как они регламентируют наполненность, направленность и обеспеченность ресурсных потоков. Именно здесь проявляется единство принимаемых решений с качеством формирования мероприятий инновационной деятельности современных РТС.

Выбор и обоснование конкретных базовых способов формирования инновационной модели устойчивого развития РТС связан с самим понятием эффективности функционирования предприятий торговли, которое означает, что у РТС есть свойства, которые создают конкурентные преимущества для потенциальных потребителей (контрагентов). Относительность каждого вида эффективности РТС следует заставлять подходить к осознанному выбору подходов к управлению инновационной деятельностью в торговле с учетом аналогичных характеристик. Также можно выделить следующие группы целей, связанные с управлением инновационной деятельностью в торговле. Практические (прикладные) цели в области управления инновационной деятельностью в торговле - оценка состояния, а также развития объектов оценки; определение, изучение факторов, которые влияют на эффективность; анализ проблем и формулирование рекомендаций, связанных с их устранением; повышением эффективности реализации инновационной модели устойчивого развития РТС.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:53