Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка

Куренкова В.П.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Представлен материал, касающийся основных проблем развития системы управления торговлей в настоящее время. Рассматриваются вопросы эволюции методов государственного регулирования торговой деятельности за период экономических преобразований в России. Доказывается необходимость сбалансированного соотношения между государственным регулированием и саморегулированием торговых предприятий с учетом состояния потребительского рынка и уровня жизни населения.

Ключевые слова: государственное регулирование торговли, саморегулирование в торговле, система управления торговлей, социальная роль торговли



Актуальность вопросов регулирования и саморегулирования для развития отрасли очень велика. Исторически сложилось, что торговые предприятия, подлежащие в 90-х первоочередной и обязательной приватизации, за годы работы в условиях рынка накопили значительный опыт работы и создали реальные механизмы решения конкретных проблем в условиях саморегулирования.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции системы управления торговой отраслью России за период проведения экономических реформ оценить соответствие сложившихся структур управления задачам, стоящим в настоящее время перед торговлей и наличия механизмов регулирования, адекватных условиям деятельности торговых предприятий в современных условиях хозяйствования.

Данным вопросам уделялось значительное внимание в исследованиях 90-х годов, а в настоящее время они рассматриваются авторами исключительно на уровне конкретного региона применительно к отдельным сторонам управляющего воздействия.

В условиях преобладания государственной собственности и плановой системе хозяйствования управление торговыми предприятиями осуществлялось по иерархической структуре сверху донизу и непосредственно путем выделения определенных объемов рыночных фондов, установления планов товарооборота, нормативов товарных запасов, уровня торговых скидок, размера заработной платы, расчетом штатного расписания и т.д. При этом большинство торговых предприятий находились в подчинении Министерства торговли РСФСР и составляли самую крупную торговую систему [1]. Руководство оптовой торговлей осуществлялось оптовыми объединениями, входящими в Минторг РСФСР (рис. 1), которые занималось вопросами установления хозяйственных связей, планирования и обеспечения товарными ресурсами, организацией контроля качества товаров, поставляемых в розничную сеть.

Рисунок 1. Объединения оптовой торговли системы Министерства торговли РСФСР (источник – составлено автором)

Рисунок 2. Принципиальная схема управления торговлей системы Министерства торговли РСФСР (источник – составлено автором)

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменили структуру управления торговлей. Прежде всего, эти процессы привели к упразднению в 1991–92 годах первичных звеньев управленческих структур – торгов и трестов. Во многих территориях одновременно было упразднено и среднее звено – управления торговли и общественного питания, что практически ликвидировало систему профессионального управления отраслью, лишило целенаправленности процесс формирования рыночной инфраструктуры на местах. Оптовые и розничные предприятия, получившие юридическую и хозяйственную самостоятельность, полностью вышли из прямого подчинения Минторга РФ (рис. 2). Разрушение сложившихся хозяйственных связей, единой системы закупки и доведения товаров до покупателей негативно отразились на состоянии потребительского рынка. Серьезные проблемы возникли и в розничном звене сферы обращения, неконтролируемыми оказались процессы формирования ассортимента, качества товаров, размещения розничных предприятий. К середине 90-х годов ослабление административного контроля за ассортиментом реализуемых товаров привело к потере специализации розничной торговли – около 60% предприятий реализовывали смешанный ассортимент [2], что негативно сказалось на товарном наполнении рынка.В ходе экономических реформ полностью изменилась структура системы управления отраслью, неоднократно менялась ведомственная принадлежность вопросов управления внутренней торговлей (рис. 3).

Таким образом, переход к рыночным отношениям, проведение приватизации в начале 90-х годов и появление в связи с этим предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм явились предпосылками процесса демонополизации управления в торговле, что создало основу для функционирования торговых предприятий как самостоятельных субъектов хозяйствования.

С точки зрения организации управления при рыночных отношениях основным принципом развития выступает самоорганизация и саморегулирование деятельности предприятий. Регулирование сферы товарного обращения предполагает сочетание процессов государственного регулирования как определяющего целевого воздействия и саморегулирования предприятий этой сферы.Данное положение соответствует рыночным принципам хозяйствования, когда предприятие является самоорганизующейся системой, так или иначе реагирующей на влияние внешней и внутренней среды изменениями в своей системе, ее структуре, функциях и направлениях деятельности человеческого фактора.

Рисунок 3. Передача функции регулирования внутренней торговли в России по ведомственной подчиненности (источник – составлено автором)

Концепция, предложенная нами в середине 90-х годов, предполагала, что по мере эволюционного перехода к рыночным отношениям на последнем этапе в торговой отрасли начинают преобладать горизонтальные самоорганизующиеся ассоциированные структуры, однако специфика предпринимательства в России требует сохранения и воздействия государственного регулирования по важнейшим социально-экономическим задачам.

В торговле система саморегулирования [3] получила активное развитие (табл.), что связано со спецификой положения в отрасли – присутствие государственной собственности в торговле минимально – около 1%, и государство ограничилось установлением минимально необходимых требований к деятельности торговых предприятий и касающихся, в основном, розничной торговли. При этом оптовая торговля практически выпала из сферы государственного отраслевого регулирования [4].

Следует отметить, что в последние годы государство предпринимает ряд мер, непосредственно затрагивающих деятельность торговых предприятий и регулирующих прежде всего условия работы с такими товарными группами, как алкоголь и табак. С одной стороны, это несомненно имеет значительный социальный эффект оздоровления населения, а с другой – привело к падению объемов товарооборота и рентабельности, изменению специализации розничных предприятий и вызвало организационные сложности при работе с этими товарами.

Таблица

Некоммерческие общественные отраслевые организации (источник – составлено автором)

Саморегулируемая организация
Год создания
Участники
Розничная торговля
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ)
2001 год
37 крупнейших сетевых компаний розничной торговли России: «Адамас», «Азбука вкуса», «Ашан», «Билла», «Дикси», «Зельгрос», «Евросеть», «Лента», «ЛеруаМерлен», «Магнит», «Мария-Ра», «М.Видео», «MediaMarkt», «Метро Кэш энд Керри», «Оби», «Обувь России», «О'Кей», «Республика», «Спар», «Спортмастер», «Снежная Королева», «Техносила», «FinnFlare», «Х5 RetailGroup», «Эльдорадо», «Утконос» и др.
Ассоциация прямых продаж
1996 год
ассоциация ведущих фирм по производству и продаже товаров и услуг непосредственно потребителю
Гильдия предприятий торговли по почте
1999 год
компании, работающие в сфере оказания услуг по почте
Ассоциация компаний дистанционной торговли
2004 год
ведущие компании дистанционной торговли и директ маркетинга
Союз независимых сетей России
2006 год
региональные сетевые ритейлеры (55 компаний), не зависимые от крупного транснационального, промышленного и банковского капитала
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ)
2012 год
21 ведущая компания интернет-торговли России
Союз DIY
2012 год
объединение розничных сетей, работающих в сегменте строительно-отделочных материалов и товаров для обустройства дома и сада
Коалиция владельцев малых торговых форматов и киоскеров
2012 год
малый бизнес, в том числе нестационарная торговля
Национальная ассоциация сетевой торговли
2015 год
малый и средний региональный сетевой ритейл сегмента non-food
Отраслевые объединения производителей
Национальный обувной союз России
1996 год
поставщики, производители и продавцы обуви, комплектующих и аксессуаров
Союзлегпром
1998 год
производители и экспортеры товаров текстильной и легкой промышленности
Ассоциация «Гильдия ювелиров России»
1998 год
производство и реализация ювелирных изделий
Мясной союз России
1998 год
более 300 предприятий мясной и мясоперерабатывающей отрасли
Масложировой союз
1998 год
42 предприятия масложировой и смежных отраслей
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК)
2000 год
крупнейшие торговые компании, производственные компании, сервисные компании и инфраструктурные компании рынка электроники
"Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд"
2002 год
производители товаров (более 50 компаний) отраслей: пищевая, табачная и алкогольная; косметические товары; средства бытовой химии; одежда и обувь; бытовая техника; фармацевтика и товары ухода за здоровьем; телекоммуникации
Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбный союз)
2006 год
предприятия, занимающиеся импортом, переработкой и реализацией рыбы и морепродуктов
Союз производителей алкогольной продукции
2006 год
крупнейшие российские производители спирта и ликероводочной продукции
Национальный союз производителей молока (Союзмолоко)
2008 год
производители и переработчики молока России, Беларуси, Молдавии, Эстонии
Руспродсоюз
2010 год
производители и поставщики продовольственных товаров
Оптовая торговля
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РААД)
1994 год
федеральные дилерские сети, монобрендовые дилерские предприятия
Федеральный закупочный Союз ЗАО «Система Т3С»
2007 год
обеспечивает закупки товаров для Союза независимых сетей России

При этом существенное падение потребления данных товаров привело к закрытию производственных предприятий, росту теневого оборота и сокращению поступлений в доходную часть бюджета, что, в свою очередь, вызвало необходимость принятия решения о замораживании роста акцизов на алкоголь. Рост установленных государством минимальных цен на алкоголь начинает приводить и к изменению ассортиментной политики сетевых компаний – так, компания «Дикси» отказывается от продажи водки под известными брендами и переходит на реализацию водки под собственной торговой маркой, что позволит сохранить необходимую рентабельность и обеспечить наличие товара в нижнем ценовом сегменте.

Одной из острейших проблем является проблема обеспечения и контроля качества реализуемых товаров. Данный вопрос строго регламентирован нормативными документами, однако нарушения в данной области являются массовыми как со стороны торговых предприятий, так и со стороны производителей товаров. Контроль со стороны государства за этим вопросом значительно ослаблен, хотя данная проблема имеет серьезное социальное значение.

В то же время для торговых предприятий вопрос товарных потерь от порчи товаров и краж также является «больным» – потери отрасли достигают 2% от оборота, однако вопрос отнесения на расходы в пределах установленных размеров законодательно так и не решен.

Нарушения правил торговли является массовым явлением, и в таком положении планируемое дальнейшее ослабление контрольно-надзорных функций со стороны государства является преждевременным. Снижение административных барьеров для бизнеса через дорожные карты, переход в проверках на систему управления рисками для торговой отрасли явно преждевременен. Деятельность розничных торговых предприятий, как продовольственных, так и непродовольственных, предприятий общественного питания может представлять серьезную угрозу для жизни и здоровья, и контроль их деятельности должен проходить намного чаще, чем даже предусмотренный действующим законодательством период плановых проверок в 3 года. За годы реформ в России разрушена система отраслевого контроля, была ликвидирована профильная надзорная служба – Госторгинспекция, значительная сфера деятельности торговых предприятий практически выведена из-под контроля (например, нет специализированного контроля в розничной торговле ювелирными товарами). Разобщенность в деятельности различных контрольно-надзорных органов приводит к избыточности и низкой эффективности контроля как метода государственного регулирования.

Установление требований, предъявляемых к осуществлению торговой деятельности, также является сейчас одним из методов государственного регулирования внутренней торговли. Например, организационные требования к розничным предприятиям, излагаемые в многочисленных нормативных актах, можно разделить на несколько групп (рис. 4). При этом излагаются они разрозненно, часто бывают противоречивыми.

Как показывает опыт применения современного законодательства в области торговли, при создании отдельных нормативных актов по разным группам правовых отношений добиться сбалансированности требований к торговым предприятиям невозможно. Отсутствуют нормативные акты прямого действия, отражающие единые и однозначные требования к организации деятельности как розничных, так и оптовых предприятий.


1.Требования к организации процесса продажи, которые включают:
· общие,
· по способам продажи,
· по отдельным товарным группам

2. Требования к организации деятельности торгового предприятия:
· организационные аспекты,
· документооборот предприятия

3. Требования к документам, оформляющим покупку, как к одному из элементов акта розничной купли-продажи и основе защиты прав потребителей в процессе обслуживания
4. Требования к разрешительной документации на осуществление розничной торговли в зависимости от специализации и стационарности розничного предприятия
5. Требования к наличию и применению контрольно-кассовой техники
6. Требования к информации о товарах, розничном торговом предприятии, производителе товаров
7. Требования к работникам:
· к профессиональным навыкам,
· санитарно-гигиенические требования,
· охрана труда
8.Санитарно-эпидемиологические требования к:
· помещениям,
· оборудованию,
· сотрудникам,
· операциям с товаром
9. Общие требования по обеспечению безопасности услуг торговли:
· электробезопасность,
· взрывобезопасность,
· пожарная безопасность и проч.

Рисунок 4. Организационные требования, предъявляемые к розничным торговым предприятиям (источник – составлено автором)

Методологически проблемы изучения правил, регламентирующих деятельность розничных торговых предприятий и защиты прав потребителей, могут быть объединены в три агрегированных комплекса:

- комплексное исследование действующего законодательства в отношении требований, предъявляемых к розничным торговым предприятиям с учетом особенностей организации их деятельности на потребительском рынке;

- возможность создания условий для организации документооборота розничного предприятия, адекватного конкретным условиям хозяйствования;

- совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров.

По общему признанию участников саморегулируемых организаций, подготовка кадров для отрасли остается серьезной проблемой. В отрасли велика доля так называемых «вынужденных предпринимателей», большинство сотрудников не имеет специального образования.

Таким образом, несмотря на высокий уровень развития процессов саморегулирования, характерных для отрасли, необходимо сохранение участия государства в регулировании процессов, происходящих в сфере товарного обращения, как в оптовом, так и в розничном звене.

Например, одной из задач, поставленных Стратегией развития торговли [5], является «создание «матрицы» торговых форматов», что действительно является актуальнейшей проблемой для обеспечения ценовой и территориальной доступности розничных предприятий, однако в настоящее время отсутствуют механизмы обеспечения размещения магазинов необходимой специализации на определенной территории и система саморегулирования с учетом специфики ведения российского бизнеса не работает. Соответственно, требуется применение административных способов решения данной проблемы, которые сейчас отсутствуют.

В Министерстве промышленности и торговли РФ вопросами внутренней торговли занимается только один департамент из 20, входящих в его структуру. При этом за время функционирования Департамента его структура была существенно изменена (рис. 5, рис. 6).

Одной из основных причин, определяющих современное состояние внутренней торговли как отрасли, является, на наш взгляд, отсутствие единого федерального органа управления. Создание Программ по отдельным направлениям деятельности (развития малого бизнеса, поддержки сельхозпроизводителей и т.д.), создание отдельного Министерства малого и среднего бизнеса – а в торговле сосредоточено около 70% действующих микропредприятий, – и субсидирования развития в сложных макроэкономических условиях увеличивающейся налоговой нагрузки без учета специфики отрасли вопрос не решит.

Рисунок 5. Структура Департамента государственного регулирования внутренней торговли при передаче функции регулирования внутренней торговли (источник –составлено автором)

Рисунок 6. Структура Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка в настоящее время (источник – составлено автором)

В настоящее время назрела необходимость воссоздания федерального органа исполнительной власти в области торговли в виде Министерства торговли, что доказывает и мировой опыт. Министерство должно определять экономическую стратегию и тактику работы отрасли, осуществлять регулирование общих принципов развития торговли, механизм ее взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства (производство, сельское хозяйство) и различными ведомствами; механизма ценообразования и налогообложения; принципов регулирования хозяйственной, финансово-экономической работы и правовых аспектов деятельности торговых предприятий.

Таким образом, государственное регулирование торговли должно происходить на основе решения проблем стратегического характера путем создания условий для стимулирования развития и эффективной деятельности предприятий на основе рыночного механизма. Регулирование процессов, происходящих на рынке, может быть достигнуто в настоящей момент за счет использования непопулярных административных методов государственного воздействия, опирающихся на самоорганизацию субъектов рынка. При функционировании систем самоорганизующихся субъектов централизованное воздействие является обязательным условием их развития в общесоциальном смысле.

[1] Под торговой системой понималась совокупность предприятий и организаций, принадлежащих одному министерству или ведомству. Выделяли такие торговые системы, как система Министерства торговли РСФСР, фирменные магазины промышленных министерств и ведомств, система УРСов и ОРСов, система потребкооперации, система Министерства обороны СССР (ГУП МО), Аптекоуправление, Управление книготорговли, фирма «Мелодия».

[2] Данная проблема в настоящее время приобрела несколько иную направленность – в продовольственной торговле наблюдается, например, универсализация ассортимента, что в условиях измельченности торговых площадей приводит к снижению качества обслуживания, повышению уровня цен, несоответствия ассортименту спросу населения, несоблюдению принципа группового размещения розничных предприятий.

[3] Саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил – Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях», ст.2 п.1

[4] За исключения вопросов договорных отношений по оптовой поставке товаров в сетевые продовольственные компании, что регулируется Федеральным Законом РФ № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

[5] Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утв. Приказом Минпромторга России № 2733 от 25 декабря 2014 года.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 13:28:12