Проблемы взаимоотношений в системе коммуникации

Мынжасаров Р.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В нашей сложной и напряженной жизни часто происходят сбои, различного рода изменения, вынужденные отклонения от привычного распорядка дня и режима работы. Каждое подобное изменение значительная часть любого коллектива воспринимает негативно. Выражается недовольство, возникают конфликты, а это неизменно сказывается и на морально-психологическом климате коллектива, и на результатах работы. Особенно неприятные последствия изменения приносят тогда, когда в чем-то ущемляются права работников, ухудшаются условия их труда и отдыха.

Ключевые слова: трудовые конфликты, управление изменениями, трудовой коллектив



В нашей сложной и напряженной жизни часто происходят сбои, различного рода изменения, вынужденные отклонения от привычного распорядка дня и режима работы. Каждое подобное изменение значительная часть любого коллектива воспринимает негативно. Выражается недовольство, возникают конфликты, а это неизменно сказывается и на морально-психологическом климате коллектива, и на результатах работы. Особенно неприятные последствия изменения приносят тогда, когда в чем-то ущемляются права работников, ухудшаются условия их труда и отдыха.

Нет такой организации, целью которой не являлось бы удовлетворение потребностей всех своих сотрудников. Умение правильно выявлять мотивы и оценивать поведение подчиненных зависит от эффективности работы руководителя. Умелые руководители стремятся выявить скрытые пружины и детали каждого поступка, заинтересованно оценивают личность каждого работника, стремятся сделать так, чтобы у всех было хорошее настроение и прекрасное самочувствие. А это возможно только в том случае, когда у человека все удается и дома, и на работе, когда он не только постоянно находится в положительном микроклимате коллектива, но и чувствует свою причастность к делу и свой личностный рост. Но на практике это часто не является целью организаций. Для них главное, чтобы их сотрудники работали максимально эффективно. Однако может оказаться так, что этого невозможно достичь, поскольку работник ощущает личную неудовлетворенность и дискомфорт. Чаще всего это является результатом неумения руководителя наладить правильное общение в коллективе или по причине его недостаточной коммуникабельностью.

Проблемы правильного общения существуют у многих руководителей. Так некоторые руководители в число важнейших мотивов успешного труда молодых сотрудников включают их стремление избегать осуждения или наказания, а большинство вообще не включают этот мотив в число ведущих.

Задача повышения эффективности коммуникации вызывает к жизни насущную необходимость для всех руководителей, вне зависимости от их ранга в организационной структуре, прислушиваться к мнениям, предложениям и жалобам подчиненных. В системе коммуникации, в первую очередь, необходимо обратить внимание на особенности приемов, используемых руководителем при общении с подчиненными, которые следует отнести к важнейшим из составных элементов его стиля руководства.

Один из простых способов понимания человека - идентификация, или уподобление себя другому, т.е. стремление поставить себя на его место. Изучение человека становится более полным, когда идентификация подкрепляется сочувствием, даже готовностью помочь подчиненному в трудный момент и искренно порадоваться вместе с ним его успехам. Интерес к делам рабочего, служащего – не праздное любопытство, а нервное и психическое подключение, участие в нормальных человеческих отношениях.

Психическое подключение требует от руководителя высокой сенсорной культуры, умения «читать» лицо подчиненного и знания языка жестов. Зная язык жестов, опытный руководитель по малейшим нюансам фиксирует настроение, отношение к заданию, самочувствие, причину грубости подчиненного и т.п. Большинство руководителей, характеризуя подчиненных, делают упор на те стороны личности, которые особенно важны для успешной работы, при этом не учитывая мотивы поведения людей. Кроме того, они оценивают подчиненных ситуативно, т.е. в зависимости от цели общения с ними, часто проходя мимо интереснейших в том или ином отношении личностей, не замечая их достоинств, не отдавая должного их возможностям и талантам.

Бывают и другие случаи, когда, например, неправильная оценка подчиненного, привычка находить и использовать «удачные способы» воздействия на человека отрицательно сказываются на авторитете руководителя, на его контактах с подчиненными. Или другая крайность. Ряд руководителей воспринимают лишь внешний облик подчиненных. В этом случае внешне привлекательные работники становятся любимчиками начальника, а непривлекательные – наоборот. Но привлекательность ‑ не единственная причина психологической близости.

Этика руководителя предполагает уважительное, без предвзятости отношение к отдельным людям и коллективам. Если он проявляет неприязнь к грубому, нечистоплотному или несерьезно относящемуся к работе подчиненному, тот, почувствовав такое отношение, начнет еще хуже относиться к предприятию, к работе и к своим обязанностям. А ведь грубый, неряшливый на вид и даже плохо работающий человек может оказаться умным, начитанным, имеющим золотые руки специалистом, способным выручить коллектив, поддержать товарища в трудную минуту.

Если руководителя окружают нелояльные и недружественные партнеры, то независимо от того, какую цель они преследуют, преуспеть в достижении целей невозможно. Успех строится на лояльности, доверии, искренности, сотрудничестве и других позитивных силах, идущих от партнеров. Запомните: для успеха нужны дружеское поощрение и помощь, а не насмешки и сомнения.

И здесь следует вспомнить о Золотом правиле нравственности, призывающем всех нас относиться к людям так, как мы бы хотели, чтобы они относились к нам. Суть этого закона в том, что каждый поступок и каждая мысль что-то меняет в каждой личности в точном соответствии с характером поступков и мыслей, а личность выступает в роли центра магнетического притяжения других людей и создания условий, гармонизирующих с ними эти мысли и поступки.

Для повышения эффективности коммуникаций, можно опираться на следующие советы:

  • Опытный руководитель всегда должен хвалить сотрудников на людах, а критиковать с глазу на глаз.
  • Руководить людьми следует индивидуально, помня, что каждый из них обладает собственной судьбой, каждый является личностью со своими сильными и слабыми сторонами. Особенно пагубно манипулировать людьми. Угрозы и страх в коллективе означают неумелое руководство, а надежда на понимание и готовность сотрудников к безусловному выполнению задач свидетельствуют об истинном понимании того, что предприятие существует благодаря работе всех сотрудников.
  • Внимание к людям – неотъемлемое качество хорошего руководителя, обязательное условие его коммуникабельности, т.е. двустороннего обмена идеями и информацией, ведущего к взаимному пониманию.
  • Следует научиться понимать выражение глаз, тональность и оттенки слов и выражений, жесты и мимику подчиненных. В особенности то, что и как делают люди.
  • Очень важно научиться управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливым и вежливым, улыбайтесь людям, стремитесь поддерживать хорошее настроение у себя и у окружающих.
  • Опытный руководитель избегает подчеркивания своего особого отношения к некоторым сотрудникам. В противном случае он сразу же утрачивает авторитет, а в коллективе создается нездоровая атмосфера.
  • При разговоре с сотрудником следует понять его интересы и попытаться общаться с ним (как, впрочем, и со всеми другими) на его же языке. Для этого руководителю следует развить способности быстро ставить себя на место того, с кем он в данный момент разговаривает.
  • Если нужно знать истинное положение вещей, не ждите, что руководители подразделений сообщат вам откровенно о сбоях в работе и плохих новостях, они постараются ликвидировать недостатки до того, как вы узнаете о них. Поэтому нужно научиться общаться с клиентами и сотрудниками неофициально, получая не отфильтрованную, а реальную информацию о состоянии дел.

    Выбирая сотрудников, соответствующих по своим деловым качествам, характеру и кругу своих обязанностей, нужно предоставить им возможность работать самостоятельно и лишь в экстренных случаях вмешиваться в их деятельность. Для этого нужно ставить перед ними четкие рабочие задачи с указанием сроков выполнения и выделением важных сторон их выполнения. Затем остается лишь контролировать и координировать деятельность своих подчиненных, при необходимости поправляя и корректируя их действия.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:25