Характеристика инновационной активности торговых предприятий (по состоянию на 2014 год)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (268), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Российский рынок оптовой и розничной торговли динамично развивается за последние годы. При этом рост рынка связан не только с его естественным расширением, но и с внедрением инновационных товаров, работ, услуг и торговых инструментов. Целью проведенного исследование стало определение количественных показателей изменения рынка оптовой и розничной торговли, а также показателей его инновационного развития.
В ходе исследования автор провел анализ статистических данных и результатов ретроспективных российских исследований.
К результатам исследования можно отнести определение динамики изменения удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Российской Федерации. Особое внимание было уделено особым инновациям, в частности – построению модели цепочки поставок цифрового заказа. А определение автором основных направлений развития инновационной деятельности торговых предприятий открывает возможности для дальнейших теоретических и прикладных исследований.
Ключевые слова: торговый рынок, динамика торгового рынка, рынок оптовой и розничной торговли, цифровой заказ
Введение
Розничная торговля является динамично развивающейся отраслью российской экономики. Основной целью проведенного исследования стало определение направления инновационного развития российской торговли. Для достижения поставленной цели был проанализирован ряд источников [1,2,3,4,5,6], что позволило собрать данные, необходимые для достижения поставленного результата.
Динамика российского торгового рынка
Оборот розничной торговли в июле 2014 г. составил 2163,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,1% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-июле 2014г. - 14096,6 млрд. рублей и 102,4% [1] (таблица 1) .
Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли в I и II кварталах 2014
|
Млрд. рублей
|
В % к
| |
соответствующему
периоду предыдущего года |
предыдущему
периоду | ||
Январь
|
1851,8
|
102,7
|
73,1
|
Февраль
|
1853,3
|
104,0
|
99,4
|
Март
|
2033,7
|
104,1
|
108,5
|
Апрель
|
2024,7
|
102,7
|
98,7
|
Май
|
2075,0
|
102,1
|
101,7
|
Июнь
|
2094,5
|
100,7
|
100,4
|
Следует отметить, что предприятия розничной торговли Российской федерации можно условно разбить на 4 основные категории:
· коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
· средние предприятия;
· малые предприятия;
· микропредприятия.
Значительная доля предприятий розничной торговли приходится на микропредприятия (84%), в то время как доля коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства составляет 3% (рисунок 1).
Рис.1 Распределение долей предприятий розничной торговли Российской Федерации в начале 2014 г.
Источник: по данным Росстата РФ
В июле 2014 г. оборот оптовой торговли составил 3886,5 млрд. рублей, или 94,3% к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,1% оборота оптовой торговли [2] (таблица 2).
Таблица 2. Динамика изменения оборота и организаций оптовой торговли
Годы
|
Оборот оптовой
торговли - всего
|
в том числе организаций оптовой торговли
|
2008
|
105,4
|
105,9
|
2009
|
102,0
|
103,4
|
2010
|
103,0
|
99,9
|
2011
|
104,4
|
103,1
|
2012
|
103,6
|
101,7
|
2013
|
100,6
|
101,7
|
Инновационная активность предприятий торговли
В начале 2014 инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), составила 10,1% [3], что на 0,2% меньше, чем в начале 2013 года.
Деятельность большинства предприятий торговли сводится к:
· закупке;
· хранению;
· выкладке, фасовке, транспортировке;
· доставке;
· продаже.
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров в начале 2014 г. составил 11,2% [4].
Рис. 2 Динамика изменения удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Российской Федерации
Источник: по данным Росстата РФ
«Импорт» инноваций в торговых организациях
Значительная доля инноваций в российской торговле связана с поставщиками торгового оборудования, товаров и технологий.
К инновационным поставкам торгового оборудования можно отнести:
· Холодильное оборудование;
· Складское оборудование;
· Стеллажи, произведенные с использованием новых материалов;
· Рассчетно-кассовое оборудование;
· Вендерное оборудование;
· Оборудование для учета поступления поваров (сканеры).
В свою очередь в группу инновационных товаров попадают:
· Товары с использованием микропроцессоров (например, мобильные телефоны);
· Товары с использованием лазеров (например, камеры видеонаблюдения, фото и видео камеры);
· Товары с использованием нано технологий на товарах (например, нанесение логотипов методом микро напыления) и упаковке (например, штрих кодов).
Если говорить о поставщиках технологий, то речь идет в первую очередь о программном обеспечении, предназначенном для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управлении запасами (MRP) и цепочками поставок (SCM) [10].
Большинство крупных и средних предприятий торговли уже успешно внедрили в свою деятельность различного рода программы CRM и MRP. Вместе с тем программы SCM для большинства предприятий торговли до сих пор остаются источником внедрения и инноваций.
Рис.3 Модель цепочки поставок цифрового заказа
*Составлено автором
В связи с развитием дистанционной (электронной) торговли SCM представляет наибольший интерес. Модель управления заказами в дистанционной торговле включает широкий спектр товаров:
· Одежда;
· Постельное белье;
· Видео приставки;
· Плееры;
· Телевизоры;
· Мобильные телефоны;
· Компьютеры;
· Электронные книги и приложения;
· Планшеты и т.д.
Результаты:
В качестве заключения следует отметить что, распространение предприятий цифровых продуктов во многом говорит о том, что будущее инноваций в российской торговле во многом будет определяться цифровыми продуктами, для которых открыты рыночные ниши средних, малых и микропредприятий сферы торговли. А определение автором основных направлений развития инновационной деятельности торговых предприятий открывает возможности для дальнейших теоретических и прикладных исследований.
[1] Розничная торговля в июле 2014 года. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_01/IssWWW.exe/Stg/d07/2-2-1.doc (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
[2] Оборот оптовой торговли в июле 2014 года. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_01/IssWWW.exe/Stg/d07/2-2-4-1.doc (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
[3] Число хозяйствующих субъектов розничной торговли. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/rozn/rozn1.htm (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
[4] 9. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innov-n4.xls (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
Источники:
http://elibrary.ru/item.asp?id=20279843.
2.Панюкова В.В., Комаров В.М. Франчайзинг как разновидность вертикальной интеграции на рынке модной одежды // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 179. С. 69-78. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21182389.
3.Комаров В.М. Управление маркетинговыми процессами современных организаций // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2009. № 4. С. 118-123. - http://elibrary.ru/item.asp?id=15511218.
4.Панюкова В.В. Интеграция розничной торговли как фактор развития торгового маркетинга в России // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 2. № 2. С. 74-78. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21817993.
5.Панюкова В.В. Анализ состояния и основных направлений развития региональной торговли России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 41. С. 46-53. - http://elibrary.ru/item.asp?id=18051871.
6.Мизякина О.Б. Междисциплинарный подход к анализу сетевых структур // Российское предпринимательство. — 2013. — № 12 (234). — c. 4-12. -http://www.creativeconomy.ru/articles/29071/
7.Илюшина А.Е., Сидорова И.О. Концепция customer relationship management (CRM). CRM-системы // Молодежный научно-технический вестник. 2012. № 4. С. 22. - http://elibrary.ru/item.asp?id=18378033.
8.Тимофеев А.В. Расширенная CRM-технология как естественный источник объективных маркетинговых данных // Автоматизация в промышленности. 2008. № 7. С. 3-6. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=11529952.
9.Шацкий А.И. Оценка эффективности управления маркетинговым потенциалом // Креативная экономика. — 2013. — № 5 (77). — c. 111-116. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28865/.
10. Комаров В. Инновации в современной торговле // Российская торговля. 2008. № 6
11. Yongzheng Zhang, Rajyashree Mukherjee, Benny Soetarman. Concept extraction and e-commerce applications // Electronic Commerce Research and Applications, Volume 12, Issue 4, July–August 2013, Pages 289-296. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1567422313000227.
12. Moutusy Maity, Mayukh Dass. Consumer decision-making across modern and traditional channels: E-commerce, m-commerce, in-store // Decision Support Systems, Volume 61, May 2014, Pages 34-46. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167923614000098.
13. Duen-Ren Liu, Chuen-He Liou. Mobile commerce product recommendations based on hybrid multiple channels // Electronic Commerce Research and Applications, Volume 10, Issue 1, January–February 2011, Pages 94-104. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1567422310000670.
Страница обновлена: 27.10.2024 в 21:14:33